Содержание
Актуальность темы исследования. Закрепление различных форм собственности в Конституции Российской Федерации и переход к рыночной экономике создали социально-экономическую основу формирования наемного рынка труда с участием граждан других государств. По данным научных исследований, число иностранных рабочих из дальнего и ближнего зарубежья составляло на конец 2006 года не менее 10 млн. человек. Однако официальная статистика исчисляется в этом плане не миллионами, а сотнями тысяч. Сложившаяся парадоксальная ситуация требует своего скорейшего разрешения на основе научных аналитических оценок.
Значительная часть нелегальных мигрантов трудоспособного возраста в России занята в неформальном секторе экономики. Их человеческие и трудовые права по этой причине во многих случаях не соблюдаются. Но многие из мигрантов не несут законодательно установленных обязательств перед нашей страной (не платят налогов и т.п.).
Вхождение Российской Федерации в международный рынок труда и расширяющееся использование иностранной рабочей силы в нашей стране ставит вопросы правового регулирования трудовых отношений с иностранным составом в качестве важнейших. Необходимо продолжить дискуссию о природе и содержании трудовых отношений, регламентация которых находится вне пределов компетенции какого-либо одного государства.
Межнациональные конфликты и войны, кризис политической власти, ориентация экономики на рыночные отношения вызвали мощный накал социальных проблем, негативные явления в духовной жизни общества, отдельного человека; породили настораживающую тенденцию к национальной нетерпимости и разобщенности, обострили проблемы адаптации человека в инокультурной среде. Данные обстоятельства усугубляются маргинализацией, социальной отчужденностью молодого поколения, усиливающейся геополитической нестабильностью, накалом очагов гражданских волнений, национальных конфликтов, обусловливающих развитие процессов миграции, появление вынужденных переселенцев, беженцев.
Россия, страны СНГ являются многонациональными по своей структуре на всей территории, что опредляет развитие международного экономического пространства, создает специфические условия адаптации и социализации трудящихся-иностранцев.
Известно, что за 19921999 гг. из республик экс-Союза в Россию мигрировало более 3 млн человек, при этом только на юге России вынужденная миграция составила около 40%.
Своеобразие исторической ситуации, сложившейся в России и странах СНГ к началу XXI в., определяет перенос акцентов с интересов государства на интересы личности, меняет парадигму трудовых отношений, что требует разработки новой теории и практики правового статуса иностранца.
Степень научной разработанности темы
Проблема анализа правового статуса иностранцев в сфере труда остается малоизученной специалистами в рассматриваемой сфере 1. Вместе с тем, было бы неверным утверждать, что эта тематика не подвергалась научному анализу на протяжении нескольких десятилетий.
В отдельных научных работах содержатся глубокие выводы по проблемам трудовой миграции из стран СНГ.
Это касается прежде всего:
-особенностей юридической природы рынка труда, регулируемого в рамках СНГ;
-императивных норм, регулирующих привлечение мигрантов с целью занятия трудовой деятельностью;
-характера международных договоров, в условиях формирования рынка труда на постсоветском пространстве и др.
Объект, предмет и методология диссертационного исследования
Объектом исследования являются правоотношения, определяющие роль и значение международного и российского законодательства в регулировании трудовых отношений иностранных граждан в Российской Федерации из стран СНГ.
Предметом исследования являются материально-правовые, процессуальные и коллизионные нормы и их применение для регулирования трудовых отношений мигрантов из стран СНГ в РФ..
Общую методологическую основу исследования составляет общенаучный диалектический метод познания и частно-научные методы: системный метод познания, формально-логический и сравнительно-правовой анализ. Использование указанных методов в их комплексе было направлено на максимально объективное и обстоятельное исследование рассматриваемой проблемы.
Философско-методологический аспект поддержки и защиты прав человека расскрывается в трудах Н.А. Бердяева, Г.Ф. Гегеля, И. Канта, В. Лейбница, М. Монтеня, Ж.Ж. Руссо, Э. Фромма и др. Современные ученые, осознающие важность и актуальность решения общетеоретических проблем межнационального трудового взаимодействия людей, создали философские теории: диалогизма (М. Бубер), коммуникации (К. Ясперс), неосократизма (Г. Марсель), диалогической герменевтики (Х.Г. Гадамер) и др. Социальный аспект поддержки и защиты личности исследован в работах И.С. Кона, А.В. Петровского, Е.М. Рыбинского, Л.И. Уманского, Е.Н. Сорочинской, Д.И. Фельдштейна и др.
Для нашего исследования были интересны и полезны труды зарубежных психологов и педагогов: З. Фрейда, Э. Берна, Э. Эриксона Р. Бернса, К. Юнга, У. Глассера и др. В них рассматривается широкий круг вопросов, важных для научного обоснования теории и практики социальной поддержки и защиты прав трудящихся-мигрантов из стран СНГ.
Выдержка из текста работы
Актуальность исследования заключается в том, что государственная гражданская служба является крайне важным институтом для становления гражданского общества и правового государства. В настоящее время назрела необходимость для определения правового статуса государственного служащего и обособить его от других категорий работников. Изучение правового регулирования института государственной гражданской службы субъектов Российской Федерации представляет интерес в связи с тем, что конституционно государственная гражданская служба отнесена к исключительному ведению Федерации, но не субъекта Федерации. Хотя построение власти в субъектах Федерации является уменьшенной моделью федеральной власти, все же все институты в субъектах Федерации действуют с определенной спецификой, поэтому требуется их детальное исследование.
Государственная гражданская служба субъектов РФ изучалась ранее учеными-административистами, среди которых можно назвать труды А.Д. Градовского, А.И. Елистратова, Н.М. Коркунова, И.Н. Барцица, К.С. Вельского, Б.Н. Габричидзе, В.Г. Игнатова, В.Г. Вишнякова, В.И. Шкатуллы, В.В. Черепанова, А.Ф. Ноздрачева, В.А. Прокошина, И.В. Пановой, Л.А. Чикановой и других юристов.
Объектом исследования в работе выступают общественные отношения, возникающие и развивающиеся в сфере государственной гражданской службы субъектов Российской Федерации. Следовательно, предметом исследования являются правовые нормы, которые регулируют правоотношения, возникающие между государственными гражданскими служащими, государственными органами субъектов РФ и обществом.
Цель работы заключается в выделении и исследовании особенностей правового регулирования государственной гражданской службы субъектов Российской Федерации для выявления законодательных пробелов и определения путей реформирования законодательства. В соответствии с поставленной целью в работе решаются следующие задачи.
1. Раскрыть понятие государственной гражданской службы.
2. Обозначить организационно-правовые основы государственной гражданской службы субъектов Российской Федерации.
3. Изучить особенности формирования системы управления государственной гражданской службой субъектов Федерации.
4. Исследовать правовые нормы, регулирующие обязательное государственное страхование государственных гражданских служащих субъектов Российской Федерации.
Для проведения исследования использовались общенаучные методы познания, методы дедукции и индукции, метод моделирования, ретроспективный метод, метод компаративистики, методы эксперимента, наблюдения и анализа, метод системного анализа, метод моделирования, методы лингвистического исследования правовых норм, институциональный метод и другие методы.
При исследовании использовались нормативные правовые акты отечественного законодательства, подзаконные нормативные акты, акты субъектов Федерации, учебники и учебные пособия по административному праву, монографии и диссертации известных административистов, научные статьи из периодических изданий, материалы судебной практики.
Структура работы включает введение, заключение и две главы. Во введении раскрывается актуальность исследования, описывается степень разработанности темы, называются объект и предмет исследования, определяется цель и перечисляются задачи, решение которых способствует достижению поставленной цели, освещаются методическая и эмпирическая базы исследования. В заключении делаются основные выводы…………..
1. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 года (в ред. Федерального конституционного закона РФ от 21.07.2014 г. № 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ. – 04.08.2014. – №31. – ст. 4398.
2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26 января 1996 года № 14-ФЗ (в ред. Федерального закона РФ от 28.03.2017 г. № 39-ФЗ) // Собрание законодательства РФ. – 29.01.1996. – №5. – ст. 410.
3. Федеральный закон Российской Федерации от 27 мая 2003 года № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации» (в ред. Федерального закона РФ от 23.05.2016 г. № 143-ФЗ) // Собрание законодательства РФ. – 02.06.2003. – №22. – ст. 2063.
4. Федеральный закон Российской Федерации от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (в ред. Федерального закона РФ от 03.04.2017 г. № 64-ФЗ) // Собрание законодательства РФ. – 02.08.2004. – №31. – ст. 3215.
5. Закон Омской области от 22 декабря 2004 года № 601-ОЗ «Кодекс о государственных должностях Омской области и государственной гражданской службе Омской области» // Ведомости Законодательного Собрания Омской области. – 2004. – №4(41). – ст. 2433.
6. Закон Республики Хакасия от 28 февраля 2006 года № 9-ЗРХ «О государственных должностях Республики Хакасия и государственной гражданской службе Республики Хакасия» (в ред. от 19.12.2012 г.) // Вестник Хакасии. – 09.03.2006. – №12.
7. Указ Президента Российской Федерации от 19 ноября 2002 года №1336 «»О Федеральной программе «Реформирование государственной службы Российской Федерации (2003 – 2005 годы)»» (в ред. Указа Президента РФ от 12.12.2005 г. №1437) // Собрание законодательства РФ. – 25.11.2002. – №47. – ст. 4664.
8. Указ Президента Российской Федерации от 10 марта 2009 года №261 «О Федеральной программе «Реформирование и развитие системы государственной службы Российской Федерации (2009 – 2013 годы)»» (в ред. Указа Президента РФ от 10.08.2012 г. №1156) // Собрание законодательства РФ. – 16.03.2009. – №11. – ст. 1277.
9. Проект Указа Президента Российской Федерации «О федеральной программе «Развитие государственной службы Российской Федерации (2015 – 2018 годы)» и плане мероприятий по развитию системы государственной службы Российской Федерации до 2018 года» [Электронный ресурс] // >10. Федеральный закон Российской Федерации от 31 июля 1995 года № 119-ФЗ «Об основах государственной службы Российской Федерации» (в ред. Федерального закона РФ от 27.05.2003 г. № 58-ФЗ) (утратил силу) // Собрание законодательства РФ. – 31.07.1995. – №31. – ст. 2990.
11. Дедюхин К.Г. Кадровая политика, кадровые технологии и методы управления персоналом в системе государственной гражданской службы. – Ижевск: Издательство ИП Гребнева Г.В. // Наука Удмуртии. – 2017. – №1(79). – С. 94 – 102.
12. Иоголевич Н.И., Сагандыков М.С. К вопросу о реформировании системы управления государственной гражданской службой. – Челябинск: Издательство Южно-Уральского государственного университета // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Право. – 2012. – №20(279). – С. 81 – 83.
13. Куянова А.В., Щербо Т.Е. Система управления государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации / Гармонизация российской правовой системы в условиях международной интеграции: Сборник докладов VI Международной научно-практической конференции «Кутафинские чтения». – М.: Издательский центр Университета имени О.Е. Кутафина, 2014. – С. 77 – 87. – 211.
14. Куянова А.В., Юрицин А.В. Организационно-правовые основы государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации. – Омск: Издательство ИП Кизилов В.В. // Актуальные вопросы публичного права. – 2014. – №6. – С. 22 – 30.
15. Лопатюк Ю.П. Совершенствование организационно-правовых основ государственной гражданской службы в Российской Федерации / Лучшая научная статья 2016: Сборник статей победителей V международного научно-практического конкурса. – Пенза: Издательство «Наука и Просвещение», 2017. – С. 266 – 270. – 423 с.
16. Овчаренк