Содержание
Введение4
Глава 1. Международный опыт проникновения иностранного банковского
капитала на развивающиеся рынки 10
1.1.Формы и особенности присутствия иностранного банковского капитала10
1.2.Страновые особенности и последствия деятельности иностранных банков… 13
1.2.1.Банковская система Бразилии13
1.2.2.Банковская система Мексики28
1.2.3.Банковская система Польши37
1.2.4.Банковская система Венгрии49
1.2.5.Банковская система Чехии.58
Глава 2. Особенности функционирования иностранных банков в России……. 66
2.1.История создания современной банковской системы России66
2.1.1.Первый этап развития российской банковской системы (1987 — 1995)66
2.1.2.Второй этап развития российского банковского сектора (1996 — 1997)74
2.1.3.Третий этап развития российского банковского сектора: кризис 1998 и его последствия…76
2.2.Текущее состояние банковского сектора и его проблемы80
2.2.1.Особенности структуры баланса российских банков 81
2.2.2.Госбанки как фактор сдерживания роста эффективности банковского сектора84
2.2.3.Концентрация клиентов и заемщиков в балансах российского банковского сектора87
2.2.4.Фиктивные капиталы российских банков89
2.2.5.Последствия перехода банков на международные стандарты бухгалтерской отчетности90
2.2.6.Последствия создания системы страхования вкладов в российской банковской системе92
2.3.Иностранные банки в России95
2.3.1.История развития иностранных банков на российском рынке….95
2.3.1.1.Возникновение первых иностранных кредитных организаций в России и их развитие до 1998 года95
2.3.1.2.Последствия кризиса 1998 года для иностранных банков и их роль во время кризиса99
2.3.2.Иностранные банки в российской банковской системе сегодня 101
2.3.2.1.Особенности структуры баланса иностранных банков 102
2.3.2.2.Особенности функционирования иностранных банков103
2.3.2.3.Особенности развития иностранных банков на примере «Райффайзенбанка»107
2.3.2.4.Особенности развития иностранных банков на примере «Ситибанка»… 109 Глава 3. Влияние иностранных банков на российскую экономику и банковскую систему111
3.1.Ограничения деятельности иностранных банков и их причины 111
3.2.Дочерние банки или филиалы: за и против116
3.3.Ошибочные мнения в отношении конкурентных преимуществ филиалов иностранных банков123
3
3.4.Корпоративное управление и корпоративная культура иностранных банков …. 125
3.5.ВТО и российский банковский сектор128
3.5.1.Концепция ВТО..128
3.5.2.Какие ограничения ставят развивающиеся страны-члены ВТО131
3.5.3.Причины сохранения ограничений в банковском секторе со стороны многих развивающихся стран-членов ВТО 134
3.5.4.ВТО в России136
Заключение139
Библиография145
Приложение 1. Ограничения на деятельность банков с иностранными инвестициями, осуществляющие свою деятельность на территории Российской
Федерации159
Приложение 2. Перечень банков со 100-процентным участием нерезидентов
составлен по состоянию на 1 июля 2005 года166
Выдержка из текста работы
- Введение
- Глава 1. Анализ иностранных инвестиций в России
- 1.1 Состояние инвестиционного климата в России
- 1.2 Динамика и структура иностранных инвестиций в России
- Глава 2. Анализ инвестиционного климата в Забайкальском крае
- 2.1 Состояние инвестиционного климата в Забайкальском крае
- 2.2 Динамика и структура иностранных инвестиций в Забайкальском крае
- Глава 3. Проблемы и перспективы развития иностранных инвестиций в России и Забайкальском крае
- 3.1 Проблемы и перспективы развития иностранных инвестиций в России
- 3.2 Проблемы и перспективы развития иностранных инвестиций в Забайкальском крае
- Заключение
- Список литературы
Иностранные инвестиции играют важную роль в экономике любой страны, включая Россию. Привлечение иностранных инвестиций является необходимостью.
Иностранные инвестиции обусловлены международным разделением труда, развитием международных связей, интегрированием национальной экономики в мировом хозяйстве.
Иностранные инвестиции способствуют ускорению экономического и технического прогресса, внедрению новых форм управления, обновлению и модернизации производственного аппарата, активизации конкуренции, развитию малого и среднего бизнеса, подготовке кадров, отвечающих требованиям рыночной экономики, расширению экспортного потенциала страны, созданию новых рабочих мест, повышению уровня занятости населения, снятию социальной напряжённости, повышению конкурентоспособности отечественного производства, решению проблем реформирования экономики.
Таким образом, вопрос об иностранных инвестициях в российской экономике весьма актуален и имеет большое значение в настоящее время, поэтому данная тема была выбрана мною для написания курсовой работы.
Целью курсовой работы является охарактеризовать, произвести анализ современной ситуации привлечения иностранного капитала в российскую экономику и Забайкальский край. Выявить особенности и проблемы данного процесса.
Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:
— произвести анализ современного состояния иностранных инвестиций в России и Забайкальском крае;
— изучить проблемы и перспективы развития иностранных инвестиций в России и Забайкальском крае;
Объектом исследования выступают иностранные инвестиции.
Предметом исследования является: состояние и проблемы иностранного инвестирования в России и Забайкальском крае.
Основными источниками информации являлись данные Федеральной службы государственной статистики России, материалы периодических изданий, учебные пособия и информационные ресурсы сети Интернет.
1.1 Состояние инвестиционного климата в России
В рыночной экономике совокупность политических, социально-экономических, финансовых, социокультурных, организационно-правовых и географических факторов, присущих той или иной стране, привлекающих и отталкивающих инвесторов, принято называть ее инвестиционным климатом [1].
Про инвестиционный климат в России говорится много как внутри нашей страны, так и за ее пределами. И благоприятным его сейчас назвать очень затруднительно. По заверениям правительства РФ в данном направлении проводятся соответствующие реформы, но, тем не менее, мало пока что меняется. Как отмечает В. В. Путин, в нашей стране видны положительные тенденции, а в рейтинге Всемирного банка по ведению бизнеса Россия поднялась на 8 строчек. Правда при этом президент забыл добавить, что в списке этом наша страна занимает 112 место, уступая Пакистану, Вьетнаму, Замбии, Гане, Таиланду и др.[2].
Так за 10 лет приток прямых иностранных инвестиций в структуре всех поступающих инвестиций составляет всего одна четверть. Остальная часть приходится на прочие инвестиции (кредиты).
Основными сдерживающими факторами для роста прямых иностранных инвестиций выступают:
1. сырьевая зависимость экономики страны;
2. неблагоприятный инвестиционный климат в стране;
3. высокий уровень коррупции;
4. недостаточная эффективность проводимой денежно-кредитной политики;
5. неопределенность правовой системы и многие другие.
Неблагоприятный инвестиционный климат в стране, прежде всего, связан с недостаточной проработанностью правовой базы по защите прав и законных интересов инвесторов; недоступность кредитных ресурсов, связанная с высокой стоимостью обслуживания кредита; низкий уровень развития инфраструктуры, который выражается в больших издержках при подключении к системе электроснабжения и многие другие факторы [3, с.58].
Международная общественная организация Transparency International в декабре 2012г. поставило Россию только на 143 место в рейтинге наименее коррумпированных стран мира. Показательно, что это худший индекс среди всех стран G20 [4].
Коррупцию в нашей стране породил мощнейший бюрократизм — чрезмерное осложнение процедур, которое отнимает у инвесторов массу времени. Кроме того, в России присутствует административные меры государства, которые способствуют ограничению конкуренции.
Что касается проводимой денежно-кредитной политики, то, несмотря на все усилия Банка России по переходу к режиму таргетирования инфляции, с 2012г. инфляция продолжает расти. В первом полугодии 2013г. инфляция в среднем составляла 7,1 % в годовом выражении, что намного выше целевого значения, установленного Банком России (5-6 % в годовом выражении в 2013г.). Кроме того, отпугивает инвесторов достаточно высокая ставка рефинансирования в России — 8,25 %, которая фактически характеризует доступность кредитов для экономики страны [4].
Все это в совокупности значительно влияет на инвестиционную привлекательность государства и тормозит возможный экономический рост в России.
Приток прямых иностранных инвестиций в российскую экономику в I полугодии 2013г. вырос почти на 60 % и составил 12,14 млрд. долл. по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, следует из данных Федеральной службы государственной статистики. В общем объеме зарубежных вложений на прямые иностранные инвестиции пришлось 12,3 %, что на 2,1 % выше аналогичного показателя годом ранее.
Наибольший удельный вес пришелся на прочие инвестиции (86,33 млрд. долл., или 87,4 % от общего объема), наименьший — на портфельные инвестиции (326 млн. долл., или 0,3 %).
Всего в I полугодии 2013г. в экономику России поступило почти 98,8 млрд. долл. иностранных инвестиций, что на 32,1 % больше, чем в аналогичном периоде прошлого года [4].
На протяжении трех лет начиная с 2010-2013 гг. наблюдается положительные тенденции роста прямых иностранных инвестиций, которые связаны с многочисленными реформами по улучшению инвестиционного климата.
Нужна инвестиционная политика, направленная на стимулирование вложений в сферу новых технологий, которая может поднять страну на более высокий уровень и снизить жесткую зависимость от мировых цен на сырье. Существующие источники финансирования для осуществления инвестиционных программ в настоящее время это товарные кредиты поставщиков и собственные средства из амортизационных отчислений. Данные источники инвестиций ограничены из-за недостатка денежных средств [5, с.45].
Анализ, проведенный Международной организацией кредиторов (World Organization of Creditors, WOC) [6] показывает, что основными странами-инвесторами в Россию по итогам 2012 года стали Германия, Нидерланды, Франция, Австрия и Великобритания. За исключением Голландии, приток ПИИ из этих стран вырос по отношению к 2011 году. В том числе в полтора раза выросли вложения французских компаний, в 2,5 раза — британских.
В первой десятке также партнер по БРИКС Индия, но объем поступлений из этой страны сократился на 20 % по сравнению с предыдущим годом. На 64 % снизился приток ПИИ из КНР, составив 212 млн. долларов США. Что касается Бразилии и ЮАР, то приток ПИИ из этих стран в российскую экономику скромный — 860 и 568 тыс. долларов соответственно. Годом ранее из этих государств не было никаких поступлений [7].
Таким образом, несмотря на определенные улучшения в инвестиционной сфере России, а именно улучшение условий ведения бизнеса, увеличения доли прямых инвестиций в общем объеме иностранных инвестиций, инвестиционный климат остается неблагоприятным.
Многие значимые для потенциальных инвесторов факторы, такие как высокая коррумпированность страны, нестабильность правовой системы, высокая зависимость от внешнего рынка, неразвитость кредитного рынка, а так же слабая развитость инфраструктур препятствуют вложению инвестиций в экономику. По моему мнению, нужно в первую очередь разработать более эффективные меры борьбы с коррупцией, а так же совершенствовать денежно-кредитную политику, которая позволит решить проблему зависимости российской экономики от сырья и доступности кредитных ресурсов.
1.2 Динамика и структура иностранных инвестиций в России
В современных условиях каждое государство стремится привлечь как можно больше иностранных инвестиций. Исключением в этом плане не является и Россия. При реализации научно обоснованной инвестиционной политики по привлечению иностранных инвестиций можно получить существенные экономические и социальные выгоды.
Регулирование иностранных инвестиций осуществляется рядом нормативных актов; центральное место среди них занимает Федеральный закон от 9 июля 1999 г. № 160-ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации». Закон определяет правовые и экономические основы привлечения и эффективного использования в экономике РФ иностранных инвестиций.
По данным Росстата, в 2013 году в Россию поступило 170,2 млрд. долл. иностранных инвестиций, что на 10,1% превысило уровень прошлого года. Погашение инвестиций сократилось на 6.9%, а их объем составил 127,2 млрд. долл.; таким образом, накопленные в России иностранные инвестиции выросли на 6,0% (и составили 384,1 млрд. долл.).
По состоянию на конец 2013г. накопленный иностранный капитал2) в экономике России составил 384,1 млрд. долларов США, что на 6,0% больше по сравнению с 2012 годом. Наибольший удельный вес в накопленном иностранном капитале приходился на прочие инвестиции, осуществляемые на возвратной основе — 65,7% (на конец 2012г. — 60,1%), доля прямых инвестиций составила 32,8% (37,5%), портфельных — 1,5% (2,4%) [7].
Важно, что в 2013 году, как и в 2012, динамика прямых инвестиций была лучше, чем динамика иностранных инвестиций в целом, что отражает некоторое (хотя и незначительное) оздоровление структуры инвестиций. В 2012 году прямые инвестиции выросли на 1.4%, в то время как иностранные инвестиции в целом сократились на 18,9%. В 2013 году рост прямых инвестиций составил 1,4 раза, в то время как иностранные инвестиции в целом увеличились на 10,1%.
Благодаря этому доля прямых инвестиций достигла 15,4% (остальные инвестиции носят выраженный спекулятивный характер или являются кредитами).
Накопленные иностранные инвестиции в торговлю уже превысили накопленные иностранные инвестиции в добывающую промышленность (69,8 против 64,2 млрд. долл.): это весьма наглядно характеризует приоритеты иностранных инвесторов (как, впрочем, и политику государства) [8]. Больше всего инвестиций накоплено в обрабатывающем производстве (38%), оптовой и розничной торговле и ремонте (18%), добыче полезных ископаемых (17%) [4].
Крупнейшими источниками иностранных инвестиций в Россию в 2013 году стали Кипр — 22,7 млрд. долл. (инвестиции из России в него составили 19,5 млрд. долл.), Великобритания — 18,9 млрд. (инвестиции в нее из России — 4,6 млрд.), Люксембург — 17,0 млрд. (инвестиции из России в него — 1,1 млрд.), Нидерланды — 14,8 млрд. (инвестиции в них из России — 8,7 млрд.), Франция — 10,3 млрд., Германия — 9,2 млрд., США — 8,7 млрд., Ирландия — 6,8 млрд., Китай — 5,0 млрд., Япония — 2,6 млрд. долл. [8].
Объем инвестиций из России, накопленных за рубежом, на конец 2013г. составил 176,4 млрд. долларов США. В 2013г. из России за рубеж направлено 201,6 млрд. долларов США инвестиций, или на 34,5% больше, чем в 2012 году [7].
Крупнейшими направлениями российских «инвестиций» (проще говоря, бегства капитала) стали Британские Виргинские острова — 61,6 млрд. долл. в 2013 году, Швейцария — 48,5 млрд., Австрия — 22,0 млрд. долл. [8].
2.1 Состояние инвестиционного климата в Забайкальском крае
Забайкальский край — один из уникальных регионов Российской Федерации по своему ресурсному потенциалу, выгодной транспортной схеме, интегрированный в мировую систему коммуникаций, исключительно ценными рекреационными ресурсами, природными ресурсами, емкому и свободному, пока еще, от жесткой конкуренции рынку товаров и услуг.
Географическое положение региона предопределило развитие торгово-экономических отношений с Китаем и Монголией, являющимися на протяжении многих лет основными внешнеэкономическими партнерами региона, причем на долю Китая приходится более 90 % товарооборота Забайкальского края [9].
В Забайкальском крае создан благоприятный инвестиционный климат, как результат, за последние 10 лет в крае появились новые горнорудные предприятия, разведаны десятки месторождений, в регион пришли инвесторы с мировыми именами.
В настоящее время идет процесс восстановления положительной динамики действующих и запуска новых высокоэффективных проектов развития горнорудного, в том числе уранового комплекса. Продолжается работа по реализации перспективных проектов освоения месторождений севера Забайкальского края — Удоканского, Чинейского, Катугинского, Апсатского.
Самым ярким примером консолидации общих усилий является крупный инвестиционный проект «Создание транспортной инфраструктуры для освоения минерально-сырьевых ресурсов юго-востока Забайкальского края». Данный проект — один из первых реализуемых на основе государственно-частного партнерства. Партнерами в данном случае выступают государство и компания «Норильский никель» [9].
Заключены и реализуются многие инвестиционные соглашения, например, инвестиционные соглашения между правительством края и ОАО «Газпром» — о газификации региона; ЗАО «Производственно-инжиниринговая компания «Реконструкция» — о строительстве домостроительного комбината и жилья экономкласса, кроме этого, реализуются инвестиционные проекты по созданию агроиндустриального парка на юге края, промышленного парка в поселке Могойтуй, в области развития инновационной деятельности и создания индустрии венчурного и посевного инвестирования [10] и т. д.
В настоящее время реализуются 98 проектов, из них девять получили господдержку в форме субсидирования за счет средств бюджета Забайкальского края.
Приход иностранных инвесторов на территорию края в значительной степени зависит от состояния инвестиционного климата и сформированного на международном рынке имиджа Забайкальского края.
В соответствии с рейтингом инвестиционной привлекательности российских регионов, ежегодно составляемого рейтинговым агентством «Эксперт РА» по итогам 2010-2011 годов, Забайкальский край по прежнему остаётся в группе 3С1 — «положительный потенциал — высокий риск».
По рангу инвестиционного риска Забайкальский край занимает 73 позицию среди российских регионов, что на 2 позиции ниже показателей 2009-2010 годов. Самыми высокими составляющими инвестиционных рисков остаются следующие: социальный (77 позиция), экономический (74 позиция) и экологический (73 позиция).
По инвестиционному потенциалу Забайкальский край продолжает занимать 46 место среди субъектов Российской Федерации. Из составляющих инвестиционного потенциала самый низкий показатель — производственный (68 позиция), самый высокий — природно-ресурсный (9 позиция) и туристский (37 позиция) [9,10].
Закон Забайкальского края от 27 февраля 2009 года № 148-ЗЗК «О государственной поддержке инвестиционной деятельности в Забайкальском крае», направленный на стимулирование инвестиционной деятельности на территории Забайкальского края и формирования его позитивного имиджа [10].
Закон Забайкальского края от 19 декабря 2012 года № 765-ЗЗК «О государственной поддержке иностранных инвесторов в Забайкальском крае».
Законы направлен на стимулирование инвестиционной деятельности на территории Забайкальского края и привлечение инвестиций на основе создания режима наибольшего благоприятствования российским и иностранным инвесторам, а также устанавливает формы и порядок государственной поддержки инвестиционной деятельности.
Таким образом, Забайкальский край на сегодня имеет благоприятный инвестиционный климат. Количество средств, направленных на развитие экономики и социальной сферы региона, с каждым годом неуклонно растёт. Для Забайкальского края на нынешнем этапе его развития иностранные инвестиции имеют существенное значение, как фактор стабилизации и подъёма региональной экономики.
2.2 Динамика и структура иностранных инвестиций в Забайкальском крае
Иностранные инвестиции играют важную роль для экономики региона. По оценке Министерства экономического развития Забайкальского края, последующий прирост поступления иностранных инвестиций в регион составил 1% в 2009 году, 3,2% в 2010 году, 0,8% в 2011 году к уровню предыдущего года соответственно. Общий объем накопленных инвестиций из-за рубежа на конец декабря 2011 года составил 462122,2 тыс. долларов США, в том числе, прямые инвестиции составили 408017,2 тыс. долларов США, прочие-54105,0 тыс. долл. США. А общий объём инвестиций на 2012 год составит более 52 миллиардов рублей — это примерно 106% к уровню прошлого года [13]. По сложившейся отраслевой структуре экономики Забайкальского края, значительная часть иностранных инвестиций привлекается в сферу добычи полезных ископаемых.
В 2013 году инвестиции в Забайкальский край существенно уменьшились. Крупные инвесторы и федеральный бюджет стали вкладывать в край меньше средств, сообщил 21 марта во время отчета о работе за год губернатор региона Константин Ильковский [11].
В нефинансовый сектор экономики (по данным организаций, представивших статистическую отчетность, без учета органов денежно-кредитного регулирования и коммерческих банков) в 2013г. поступило иностранных инвестиций на сумму 150,0 млн. долларов США (в 2012г. — 215,3 млн. долларов США).
На конец 2013г. объем накопленного иностранного капитала составил 505,6 млн. долларов США (на конец 2012г. — 325,3 млн. долларов США). Наибольший удельный вес в объеме накопленного иностранного капитала приходился на прямые инвестиции — 89,4% (на конец 2012г. — 85,5%), доля прочих инвестиций составила 10,6% (14,5%) [12].
Крупнейшими странами-инвесторами Забайкальского края являются Кипр, Казахстан, Китай.
Иностранные вложения направлялись в основном в организации, осуществляющие следующие виды экономической деятельности:
-добыча полезных ископаемых-33,08% (49682,7 тыс. долл. США);
-финансовая деятельность-57,94% (87015,3 тыс. долл. США);
-операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг-8,54% (12829,2 тыс. долл. США) [10].
Рост объема иностранных инвестиций в Забайкальский край вызван значительным вливанием иностранных инвестиций на реализацию инвестиционного проекта лесопромышленного комплекса ООО ЦПК «Полярная» в северо-восточных районах Забайкальского края, в связи с поставкой необходимого оборудования [14].
Основными странами-инвесторами в 2011 году являлись:
-Кипр-24,73%;
-Китай-66,79%;
-Великобритания-0,81%;
-Швеция-7,67%.
Иностранные инвестиции в соответствии с сырьевой направленностью экономики края в большей степени направляются в горнорудный комплекс. Реконструкция Дарасунского и Новоширокинского рудников, освоение Тасеевского и Любавинского золоторудных месторождений осуществлялось за счет инвестиций компаний Highland Gold Mining Ltd , «Казцинк», Barrick Gold Corporation. За счет китайского капитала управляющими компаниями ООО «Лунэн» и ООО Байкалруд» ведется освоение таких крупных месторождений, как Березовское железорудное месторождения и Нойон-Тологойского месторождение свинца и цинка. Еще одна сфера использования иностранного капитала, главным образом китайского — лесопромышленная отрасль, крупнейшим проектом в которой является строительство Амазарского лесопромышленного комплекса.
Таким образом, на сегодняшний день в Забайкальском крае несмотря на положительную динамику поступления иностранных инвестиций в регион, доля их в общем объёме инвестиций в основной капитал относительно невелика.
3.1 Проблемы и перспективы развития иностранных инвестиций в России
Одна из важнейших проблем реформирования и модернизации российской экономики — привлечение иностранных инвестиций. Учитывая серьезное технологическое отставание российской экономики по большинству позиций, России необходим иностранный капитал, который мог бы принести новые технологии и современные методы управления, а также способствовать развитию отечественных инвестиций. Опыт многих развивающихся стран показывает, что инвестиционный бум в экономике начинается с прихода иностранного капитала. Создание собственных передовых технологий в ряде стран начиналось с освоения технологий, принесенных иностранным капиталом [15].
По закону России иностранными инвестициями признаются все виды имущественных и интеллектуальных ценностей, которые иностранные инвесторы вкладывают в объекты предпринимательской и другой деятельности в целях получения прибыли [16].
Многих иностранных инвесторов привлекают богатые природные ресурсы России. Прежде всего — это нефтедобыча; в этой области создано более 30 совместных предприятий. Добыча рудных ископаемых сама по себе зачастую нерентабельна из-за высокой стоимости транспортировки, что приводит к необходимости создавать дорогостоящие перерабатывающие производства. Поэтому инвесторы проявляют больше интереса к имеющимся горно-обогатительным и металлургическим комбинатам, чем к самим месторождениям [17].
Притоку в инвестиционную сферу частного национального и иностранного капитала препятствуют политическая нестабильность, инфляция, несовершенство законодательства, неразвитость производственной и социальной инфраструктуры, недостаточное информационное обеспечение. Зарубежные фирмы испытывают невероятные трудности, пытаясь вложить капитал в российскую экономику. Российское законодательство не имеет устоявшейся базы, коммерческая деятельность наталкивается на множество бюрократических преград, а, кроме того, складывается впечатление, что многие российские политики просто боятся прямых зарубежных инвестиций.
Привлечение инвестиций (как иностранных, так и национальных) в российскую экономику является жизненно важным средством устранения инвестиционного «голода» в стране. Особую роль в активизации инвестиционной деятельности должно сыграть страхование инвестиций от некоммерческих рисков. Важным шагом в этой области стало присоединение России к Многостороннему агентству по гарантиям инвестиций (МИГА), осуществляющему их страхование от политических и других некоммерческих рисков [18]. Важное условие, необходимое для частных капиталовложений (как отечественных, так и иностранных), — постоянный и общеизвестный набор догм и правил, сформулированных таким образом, чтобы потенциальные инвесторы могли понимать и предвидеть, что эти правила будут применяться к их деятельности. В России же, находящейся в стадии непрерывного реформирования, правовой режим непостоянен. Потребность страны в иностранных инвестициях составляет 30-40 млрд. долл. в год.
Для стабилизации экономики и активизации инвестиционного климата требуется принятие ряда кардинальных мер, направленных на формирование в стране, как общих условий развития цивилизованных рыночных отношений, так и специфических, относящихся непосредственно к решению задачи привлечения инвестиций.
В настоящее время в России происходит увеличение притока иностранных инвестиций. Тем не менее, в абсолютных цифрах иностранное инвестирование остается очень небольшим и явно не удовлетворяющим потребности российской экономики. Вывоз капитала по-прежнему во много раз превышает его ввоз. Это объясняется неблагоприятным инвестиционным климатом в стране в целом и по отношению к иностранным инвестициям в особенности.
Неблагоприятный инвестиционный климат приводит к тому, что некоторые российские компании отказываются от уже выделенных иностранных средств, поскольку их использование, учитывая высокое налогообложение и таможенные сборы, невыгодно. Например, отказались от иностранных кредитов ряд российских нефтяных компаний.
Сложность работы в российских условиях вынуждает иностранных инвесторов вкладывать деньги не напрямую, а через российских посредников (в основном банки), ориентирующихся на российском рынке. Слабое развитие прямых инвестиций приводит к тому, что промышленные предприятия не получают необходимых инвестиций, затрудняется передача передовых технологий.
Важными причинами такого положения являются неопределенность прав собственности, отсутствие оперативной процедуры банкротства, сохранение неэффективного директорского корпуса и сложность замены старого руководства предприятия [19].
Слабое развитие иностранных инвестиций порождает низкую конкурентоспособность российского производства, дальнейшее уменьшение доли российского рынка, занятой товарами российского производства [19].
Можно утверждать, что развитие иностранных инвестиций в России не соответствует потенциалу российского рынка и при нормальном развитии рыночной экономики следует ожидать большего на несколько порядков притока иностранных средств.
Как свидетельствует мировой опыт, продуманная политика привлечения иностранного капитала — это самый прямой и достаточно эффективный путь выхода из кризиса, рычаг ускорения социально-экономического развития страны. В то же время, участие иностранного капитала в экономике России вызвало ряд отрицательных последствий:
1) приоритетное внимание западных фирм к добыче и экспорту энергоносителей способствует не только ускоренной исчерпаемости невозобновляемых ресурсов, но и дальнейшей гипертрофии добывающих отраслей;
2) слабость государственного регулирования процесса привлечения иностранного капитала, отсутствие жесткого экологического контроля за действием ряда предприятий с иностранными инвестициями;
3) участие западного капитала в приватизации государственной собственности на заниженном курсе рубля, позволившее за бесценок скупить ряд важных объектов;
4) иностранные капитальные вложения нередко используются как способ отмывания «грязных денег» из стран Запада [20].
Непродуманная политика в привлечении иностранных инвестиций не сможет обеспечить экономические интересы принимающей страны. Мировой опыт свидетельствует о том, что необходимо очень осторожно относиться к использованию иностранных средств.
Для преодоления барьера между нашей страной и инвестициями в первую очередь необходимо развивать производство и малый бизнес. Также поощрять существующие производственные предприятия для дальнейшего их роста и стимула развития.
Тaким обрaзом, чтoбы дoбиться aктивных инoстранных влoжений в экoномику, Рoссии требуется эффективная рeализация экoномических и административных реформ, борьба с коррупцией, совершенствование закoнодательства и правоприменительной практики. Улучшение имиджа России за рубежом, позволят ей встать на путь устойчивого экономического роста и занять достойное место на мировом рынке [21].
Рассмотрев проблемы и перспективы развития иностранных инвестиций в экономике России, можно сделать следующие выводы. Привлечение в широких масштабах национальных и иностранных инвестиций в российскую экономику преследует долговременные стратегические цели создания в России цивилизованного, социально ориентированного общества с высоким качеством жизни населения.
Иностранный капитал может привнести в Россию достижения научно-технического прогресса и передовой управленческий опыт. Поэтому включение России в мировое хозяйство и привлечение иностранного капитала — необходимое условие построения в стране современного гражданского общества. Поэтому перед нашим государством стоит сложная и достаточно деликатная задача: привлечь в страну иностранный капитал, и, не лишая его собственных стимулов, направлять его мерами экономического регулирования на достижение общественных целей.
3.2 Проблемы и перспективы развития иностранных инвестиций в Забайкальском крае
Для экономики Забайкальского края проблема привлечения инвестиций имеет решающее значение. Несмотря на выгодное географическое и транзитное положение, Забайкальский край занимает восьмое место в Сибирском Федеральном округе по объему привлеченных иностранных инвестиций на душу населения. Доля иностранных инвестиций в объеме инвестиций в экономику края ежегодно составляет около 5%, или 70 миллионов долларов. Сумма инвестиций, необходимая ежегодно в целях модернизации, составляет 1/25 часть (при желаемой 1/4) [22].
Основные проблемы привлечения иностранных инвестиций:
Длительность процедуры оформления разрешения на привлечение иностранной рабочей силы.
Вовлечение в оборот земельных участков, находящихся в федеральной собственности и не используемых с целью реализации крупных инвестиционных проектов.
Принятие Приказа ФТС России от 23.10.2007г. № 1307(заменен на приказ от 29.07.2009г. № 1361) «О таможенных органах, правомочных принимать таможенные декларации».
Неразвитость приграничной инфраструктуры, необходимость реконструкции пунктов пропуска, развития в крае транспортно-логистической сети.
Практическая невозможность воспользоваться льготой, предоставляемой в соответствии с Законом Российской Федерации «О таможенном тарифе» и Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.07.96 № 883 «О льготах по уплате ввозной таможенной пошлины и налога на добавленную стоимость в отношении товаров, ввозимых иностранными инвесторами в качестве вклада в уставный (складочный) капитал».
Отсутствие Порядка регистрации приоритетных инвестиционных проектов.
ь Затянувшийся процесс принятия Федерального закона «О приграничном сотрудничестве».
ь Низкая степень активности органов местного самоуправления и субъектов малого и среднего бизнеса края в привлечении иностранных инвестиций [23].
Особая роль в привлечении иностранных инвестиций должна принадлежать приграничным районам, таким как Приаргунский. Краснокаменский, Забайкальский и Нерчинско-Заводский. Их естественное преимущество — это близость к приграничным территориям быстроразвивающегося Китая, наличие сформированной приграничной инфраструктуры. Хотя в настоящее время на территории приграничных районов края реализуется ряд инвестиционных проектов с участием иностранного капитала, большинство из этих проектов далеки до завершения [23].
В целях стимулирования привлечения частных инвестиций и создания наибольшего благоприятствования российским и иностранным инвесторам, правительством края реализуется закон «О государственной поддержке инвестиционной деятельности в Забайкальском крае».
Инвестиционным проектам, имеющим важное значение для решения социально-экономических проблем края, присваивается статус инвестиционного проекта краевого значения и инвесторам предоставляются дополнительные меры государственной поддержки.
Инвесторы, реализующие инвестпроекты краевого значения с объемом инвестиций не менее 50 миллионов рублей, могут претендовать на предоставление субсидий на возмещение инвестиционных затрат в размере части фактически уплаченного инвестором налога на прибыль организаций в бюджет края.
В целях преодоления административных барьеров в интересах потенциальных инвесторов законом введен институт государственного кураторства инвестиционных проектов стоимостью выше 100 миллионов рублей.
Принят закон Забайкальского края «О промышленных парках» и в поселке Могойтуй постановлением правительства образован промышленный парк «Могойтуй». Данный парк предназначен для размещения на его территории промышленных производств, созданных иностранными и отечественными инвесторами и предназначенных для выпуска импортозамещающих и экспортоориентированных товаров. Сегодня близится к завершению строительство объектов инфраструктуры, назначена и действует управляющая компания и парк, можно сказать, на 95% готов к приему первых инвесторов [22].
Кроме того, краевое правительство выступило инициатором создания второго индустриально-паркового проекта. Создание агроиндустриального парка в Приаргунском и других районах края. Формирование АИП и взаимодействие его участников будет осуществляться преимущественно на кластерной основе, преобладающая часть перерабатывающих организаций и ряд предприятий по производству сельхозпродукции могут быть созданы на взаимовыгодных и взаимодополняющих кооперативных (акционерных) началах [22].
Так же необходимо обеспечить оперативную связь и эффективное взаимодействие крупных инвесторов с руководством региона, безотлагательно реагировать на возникающие проблемы. Нужно создавать подготовленную для инвестиций инфраструктуру так же необходимо совершенствовать законодательную базу.
Таким образом, для развития нашего края необходимы иностранные инвестиции. Они выступают как фактор стабилизации и подъёма региональной экономики. На данный момент существует много проблем по привлечению иностранных инвестиций, но их стараются постепенно решить, создавая благоприятный инвестиционный климат в регионе.
В данной работе я рассмотрела состояние и проблемы иностранного инвестирования в России и Забайкальском крае. Особое внимание уделено анализу структуры иностранных инвестиций по их виду, по виду экономической деятельности, также были рассмотрены основные страны, которые направляют свой капитал в экономику России и Забайкальский край. Поскольку привлечение иностранных инвестиций имеет большое значение для экономики России, то в данной работе были также рассмотрены проблемы привлечения иностранных инвестиций и пути их решения.
Итак, на основе проанализированного мною материала, можно сделать следующие выводы.
Использование иностранных инвестиций является объективной необходимостью. Для эффективного развития экономики страны национальных средств недостаточно, рано или поздно страна столкнется с необходимостью привлечения иностранных инвестиций.
Наша страна привлекает капитал, в основном, в форме прямых и портфельных инвестиций, в виде ссудных капиталовложений и путем размещения облигационных займов на международном рынке капиталов.
В общем объеме иностранных инвестиций преобладают прочие инвестиции, а именно кредиты. Так как кредитные вложения рано или поздно подлежат возврату, то объем их оттока из России сопоставим с объемом притока. т.е. эти вложения инвестициями можно назвать с большой оговоркой.
Для улучшения ситуации в стране государство должно активно привлекать прямые инвестиции, т.к. они способствуют развитию производительных сил, увеличивают занятость, обеспечивают доступ к новым технологиям, способствуют росту экспорта и национального дохода.
Российская экономика большую часть иностранных инвестиций получает из Кипра, Великобритании, Люксембурга, Германии. Капитал из этих стран в основном направляется в добычу полезных ископаемых, обрабатывающие производства, финансовую деятельность.
Наиболее привлекательные отрасли для иностранных инвестиций — это топливно-энергетический комплекс, обрабатывающие производства, оптовая и розничная торговля, т.е. отрасли, имеющие гарантированный спрос на внутреннем и внешнем рынке. Отрасли, ориентированные на внутренний рынок, испытывают нехватку иностранных инвестиций. Такие отрасли как обязательное социальное обеспечение, образование, здравоохранение и предоставление социальных услуг, сельское хозяйство практически не получают иностранных инвестиций.
В региональной структуре наблюдается неравномерность распределения иностранных инвестиций. Характерной для региональной структуры иностранных инвестиций в России является высокая концентрация иностранного капитала в столичных городах-мегаполисах и прилегающих к ним областях, в центральных районах европейской части страны. Недостаточный приток иностранного капитала характерен для северных, восточных и южных районов, которые наиболее нуждаются в инвестициях.
Забайкальский край — один из уникальных регионов Российской Федерации по своему ресурсному потенциалу, выгодной транспортной схеме, интегрированный в мировую систему коммуникаций, исключительно ценными рекреационными ресурсами, емкому и свободному, пока еще, от жесткой конкуренции рынку товаров и услуг.
В регионе открыты десятки месторождений золота, меди, цинка, свинца. Также месторождения угля, циолитов, магнезитов, добывается практически весь российский уран, вольфрам, две трети тантала, треть плавикового шпата, молибдена. Значительная часть территории Забайкальского края покрыта лесами. За последние годы в крае реализован комплекс мер законодательного, организационного и исполнительного характера по созданию благоприятных условий для всех субъектов хозяйствования, активизации инвестиционной деятельности в целях развития экономики, повышения эффективности производства и решения социальных задач. Объем инвестиций в основной капитал за счет всех источников финансирования за три года увеличился в 1,7 раза. В абсолютной величине прирост составил около 11 млрд. рублей.
Забайкальский край на сегодняшний день входит в число регионов с благоприятным инвестиционным климатом. Количество средств, направленных на развитие экономики и социальной сферы региона, с каждым годом неуклонно растёт.
Для Забайкальского края на нынешнем этапе его развития иностранные инвестиции имеют существенное значение как фактор стабилизации и подъема региональной экономики. В связи с этим необходимо направить государственные усилия на разработку четко проработанной инвестиционной политики, а также системы эффективных мер формирования благоприятного инвестиционного климата в Российской Федерации, что ускорит реализацию многих перспективных для региона проектов с участием иностранного капитала.
Итак, проблема привлечения иностранных инвестиций весьма многогранна и имеет множество аспектов, поэтому требует к себе значительного внимания со стороны всех органов государственного управления.
Решение проблемы инвестиционной привлекательности России и недостатка иностранных инвестиционных ресурсов является необходимым, поскольку бездействие по данному вопросу может привести страну к еще более неблагоприятным условиям, что окажет сильное влияние на все стороны общественной жизни.
1. http://tarefer.ru — Твой учебный талисман! Официальный сайт.
2. http://investbag.com — инвест бэг! Журнал успешного инвестора.
3. Инвестиции: учебник / А. Ю. Андрианов, С. В. Валдайцев, П. В. Воробьев [и др.] 2 е изд., перераб. и доп. — Москва: Проспект, 2011.С.584.
4. www.rbc.ru — РосБизнесКонсалтинг.
5. Шаринова Г. А. Финансовое управление слиянием корпораций: Диссертация кандидата экономических наук. — Волгоград, 2003. — С. 151.
6. http://woc-org.com — международная организация кредиторов.
7. www.gks.ru — Федеральная служба государственной статистики
8. http://vz.ru — «Взгляд.ру»
9. http://zabkrai-invest.ru — Забайкальский край. Инвестиционно — градосторительный паспорт.
10. http://raexpert.ru — Рейтинговое агентство «Эксперт Ра»
11. http://zabmedia.ru — Забмедиа.ру
12 http://chita.gks.ru — Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Забайкальскому краю.
13 http://www.irk.aif.ru — АиФ Иркутск.Новости
14 http://www.забайкальскийкрай.рф
15 http://www.justeconomic.ru — экономические нормы
16 http://www.vedomosti.ru — ведомости
17 http://www.uecs.ru — управление экономическими системами
18 http://www.refstar.ru — рефераты
19 http://100pudov.com.ua -рефераты
20 http://newinspire.ru — новости.
21http://novainfo.ru — научно популярный журнал
22 http://bujet.ru — Бюджет.ру
23 http://zabinfo.ru — Забайкальское информационное агентство.
Размещено на