Содержание
ВВЕДЕНИЕ3
1. МЕНЕДЖМЕНТ КАК НАУКА4
1.1 Характеристика менеджмента как отрасли научного знания4
1.2 Эволюция управления как науки6
2. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ШКОЛЫ НАУЧНОГО УПРАВЛЕНИЯ10
2.1 Основные постулаты школы научного управления10
2.2 Наиболее известные представители школы научного управления и их вклад в науку об управлении11
3. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА АДМИНИСТРАТИВНОЙ ШКОЛЫ УПРАВЛЕНИЯ19
3.1 Основные теоретические подходы административной школы в управлении19
3.2 Наиболее известные представители административной школы и их вклад в науку об управлении20
4. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ШКОЛЫ ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ И ШКОЛЫ ПОВЕДЕНЧЕСКИХ НАУК25
4.1 Школа человеческих отношений и ее вклад в науку о менеджменте25
4.2 Место школы поведенческих наук в науке об управлении27
5. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ШКОЛЫ НАУКИ УПРАВЛЕНИЯ29
5.1 Основные постулаты школы науки управления29
5.2 Наиболее известные представители школы науки управления и их научные взгляды30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ31
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ33
Выдержка из текста работы
Акутальность курсовой работы обусловлена тем, что в современной экономике именно фирмы производят основную массу товаров и услуг, которые удовлетворяют потребности человека.
Фирма является главным звеном рыночной экономики, поскольку только с помощью фирм происходит интенсивное функционирование и развитие рыночных отношений. Поведение фирмы на рынке имеет большое значение не только для предпринимателя и сотрудников фирмы, но и для других групп субъектов.
В зависимости от характеристик, выделяют несколько типов рыночных структур — рынки совершенной и монополистической конкуренции, монополии, олигополии. Тип организации рынка, как было отмечено выше, в свою очередь влияет на характер поведения фирмы, тем самым делая анализ моделей поведения фирмы в условиях различных рыночных структур необходимым условиям для ее успешного функционирования и развития.
Объектом исследования является фирма как микроэкономическая категория, предметом — модели ее поведения в условиях рыночных структур.
Целью курсовой работы является изучение теоретических и практических аспектов моделей поведения фирмы в рыночных условиях России.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
• Определить понятие фирмы и ее отличительные черты;
• Провести анализ поведения фирм в условиях рынка;
Поставленные задачи логически предопределили структуру работы, которая состоит из введения, двух глав, последовательно раскрывающих тему, заключения и списка использованной литературы.
Методологической основой исследования являются общенаучные методы исследования, системный подход, анализ и синтез и др.
Необходимо отметить, что рассматриваемая тема исследования освещена в литературе в достаточной степени.
При написании курсовой работы были изучены монографическая и учебная литература, журнальные и газетные статьи, посвященные данной проблеме.
1. Теоретические аспекты функционирования фирмы в условиях рынка
1.1. Понятие и отличительные черты фирмы
Фирма — это организация, которая владеет предприятием и ведет на нем хозяйственную деятельность.
Фирма как один из основных институтов современной экономической системы представляет собой, прежде всего, обособленный субъект экономической деятельности, осуществляющий свои функции во внешней экономической среде, к которой относятся потребители, поставщики, государство, конкуренты, природные условия и общество в целом [2, c. 140].
Фирма — это институциональное образование рыночной экономики, предназначенное для координации решений владельцев производственных ресурсов. В противоположность рынку, фирма представляет собой плановую и иерархическую систему, где все ключевые вопросы решаются собственником.
Существуют три основных подхода к определению фирмы, каждый из которых ставит во главу угла разные стороны деятельности фирмы.
Так как роль фирм в экономике состоит в производстве товаров и услуг, технологический подход к фирме является одним из центральных в теории рынков. Согласно этому подходу, фирма рассматривается как структура, оптимизирующая издержки при данном выпуске, что обусловлено технологическими особенностями производства. Минимальные издержки на единицу продукции обеспечиваются при выпуске, называемом минимально эффективным выпуском (МЭВ) для данной отрасли. Зависимость издержек от выпуска определяет технологическую границу фирмы, горизонтальную и вертикальную границы роста фирмы. Горизонтальная граница понимается в двояком смысле: как объем выпуска одного продукта (пределы роста однопродуктовой фирмы) и как товарное многообразие в рамках одной фирмы (пределы диверсификации производства).
Таким образом, фирма — это самостоятельный хозяйствующий субъект, созданный предпринимателем или объединением предпринимателей для производства продукции, выполнения работ и оказания услуг в целях удовлетворения общественных потребностей и получения прибыли.
Существуют государственные и частные фирмы. Предпринимательская фирма — фирма, находящаяся в собственности предпринимателя, который покупает на рынке все необходимые факторы производства. Естественно, целью такой фирмы является максимизация прибыли собственника, — остаточного дохода после осуществления всех платежей владельцам факторов. Основные формы организации бизнеса в современной рыночной экономике — это корпорация (акционерное общество), индивидуальная фирма и товарищество…………………………
Заключение
Фирма, как субъект рыночных отношений, является ключевым звеном. Это объясняется тем, что в современной экономике фирмы производят основную массу товаров и услуг. Функционирование фирм обеспечивают предприниматели. Предпринимательские способности — это экономический ресурс, в состав которого следует включать, прежде всего, предпринимателей, предпринимательскую инфраструктуру, а также предпринимательскую этику и культуру.
Фирмы представляют собой самостоятельные, хозяйственные единицы разных форм собственности, объединившие экономические ресурсы для осуществления коммерческой деятельности по производству товаров и оказанию услуг для третьих лиц, физических и юридических, которая должна приносить предприятию коммерческую выгоду, а именно прибыль
Конечной целью деятельности фирмы является упрочение её позиций на рынке, и прежде всего за счет максимализации прибыли.
Основной рабочий инструмент фирмы — это ее конкурентная стратегия. Под ней понимается механизм реализации конкурентного преимущества фирмы. Конкурентное преимущество — это ценовые и качественные характеристики продукции фирмы, которые выгодно отличают её от конкурентов и обеспечивают устойчивое положение на рынке.
Фирма, как правило, группируются по ряду существенных признаков: формам собственности, размерам, характеру деятельности, отраслевой принадлежности, доминирующему фактору производства, правовому статусу.
Российское законодательство не содержит никаких норм, дискриминирующих какую-либо форму коммерческой организации по сравнению с другой, все организационно-правовые формы коммерческих организаций и физические лица — предприниматели, осуществляющие деятельность без образования юридического лица, имеют равные права как субъекты предпринимательской деятельности. Поэтому выбор остается за предпринимателем. Если в планах открытие предприятия, которое будет развиваться, тем самым повышая свою инвестиционную привлекательность и становясь все более конкурентоспособным товаром на рынке действующего бизнеса, предпочтительнее создавать такой бизнес в форме ЗАО — закрытого акционерного общества.
Закрытое акционерное общества — более предпочтительная форма ведения предпринимательской деятельности, чем ИП или ООО. Некоторые недостатки ЗАО (более сложная отчетность, более высокие затраты на регистрацию) компенсируются многими вышеперечисленными преимуществами.
Наиболее развитой формой является АО, наиболее устойчивое — полное товарищество, наиболее безопасной — коммандитное товарищество, наиболее замкнутой — ЗАО, наиболее открытой — ОАО.
Список использованной литературы
1. Баскакова, О.В. Экономика организаций (предприятий): учеб. пособие / О.В. Баскакова; Изд. — торг. корпорация «Дашков и Кш». — М.: Дашков и Кш, 2004. — 268 с. — Библиогр.: с.265-267
2. Белоглазова Г.Н., Романовский М.В. Финансы и кредит: Учебник 2-е изд. пер. и доп, — М.: Высшее образование, 2009. – 609 с.
3. Грибов, В. Д. Экономика предприятия [Текст]: учебник + практикум / В. Д. Грибов, В. П. Грузинов .— 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Финансы и статистика, 2008 .— 336 с.
4. Елизаров Ю. Ф. Экономика организаций (предприятий): учебник для вузов/ Ю. Ф. Елизаров. — 3-е изд., испр. — М.: Экзамен, 2008. — 496 с
5. Елизаров Ю.Ф. Экономика организаций (предприятий): учебник для вузов/ Ю.Ф. Елизаров. — 3-е изд., испр. — М.: Экзамен, 2008. — 496 с
6. Емцов Р. Г. Лукин М. Ю. Микроэкономика: Учебник. М.: МГУ им. М. В. Ломоносова, 2006. – 280 с.
7. Иващенко Н.П. Экономика фирмы: Учебник для ВУЗов, — м.: Инфра-М, 2007. — 320 с.
8. Лапуста М.Г., Скамай Л.Г., Ковалева А.В. Финансы Фирмы: Учебник, — М.: Высшее образование, 2007. – 522 с.
9. Павлова Н.Н. Маркетинг в практике современной фирмы: Учебник для бизнес-школ, — М.: Норма, 2007. – 384 с.
10. Шибикова Т.В. Внутренние факторы конкурентоспосбноого развития российских предприятий в современных условиях // Экономический анализ. Теория и практика. 2009. — N 25.
11. Экономика предприятия (фирмы) [Текст]: практикум : учебное пособие для студентов вузов / Л. П. Афанасьева [и др.]; под ред. В. Я. Позднякова, В. М. Прудникова .— 2-е изд. — М.: ИНФРА-М, 2008 .— 318 с
12. Экономика предприятия [Текст]: учебник для вузов / [В. Я. Горфинкель и др.]; под ред. В. Я. Горфинкеля .— 5-е изд., перераб. и доп. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009 .— 767 с.
13. Экономика предприятия [Текст]: учебник для вузов / [И. А. Баев и др.]; под ред. В. М. Семенова .— 5-е изд. — СПб. : Питер, 2010 .— 416 с.
14. Экономическая оценка инвестиционных проектов: Учебник для вузов / А.М. Марголин. — М: Экономика, 2007. — 367 с.
15. Экономическая оценка инвестиционных проектов: Учебник для вузов / А. М. Марголин. — М : Экономика, 2007. — 367 с.
16. Экономическая теория [Текст]: учебник / И. К. Станковская, И. А. Стрелец .— 3-е изд., испр. — М.: Эксмо : Мирбис, 2008 .— 445 с.: ил
17. Экономическая теория [Текст]: учебник для вузов / Л. М. Куликов .— М.: Проспект, 2008 .— 428 с.: ил.
18. Экономическая теория [Текст]: учебное пособие для вузов / [В. М. Соколинский и др.]; под ред. А. Г. Грязновой, В. М. Соколинского .— 4-е изд., стер. — М.: КноРус, 2008 .— 462 с.: ил.