Содержание
ВВЕДЕНИЕ4
ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СЕВЕРНОГО МОРСКОГО ПУТИ7
1.1 Понятие, структура, география Северного морского пути7
1.2 Исследование физико-географических условий Северного морского пути9
1.3 Экономико-географическое положение Северного морского пути11
ГЛАВА 2. СЕВЕРНЫЙ МОРСКОЙ ПУТЬ – ОСНОВА ОСВОЕНИЯ И ИССЛЕДОВАНИЯ АРКТИКИ13
2.1 Понятие «Арктика»13
2.2 История освоения и исследования Северного морского пути16
2.3 Хозяйственное значение Северного морского пути для Арктических регионов нашей страны20
2.4 Проблемы и перспективы развития Северного морского пути24
ГЛАВА 3. ПРИМЕНЕНИЕ МАТЕРИАЛОВ ДИПЛОМНОЙ РАБОТЫ В ШКОЛЕ33
3.1 Ключевые особенности преподавания географии в школе33
3.1.1 Методики преподавания географии в школе33
3.1.2 Средства диагностики эффективности применения методик преподавания географии35
3.2 Апробация методики преподавания географии Э.В. Ким, Г.Я. Лисенковой по теме «Арктический регион России. Значение Северного Морского пути для Арктики России»36
3.2.1 Описание экспериментальной группы36
3.2.2 Цели, задачи, ресурсы урока36
3.2.3 Описание хода занятия37
3.2.4 Результаты занятия40
3.3 Анализ результатов применения методики преподавания географии Э.В. Ким, Г.Я. Лисенковой по теме «Арктика. Арктические моря. Северный Морской Путь»43
ЗАКЛЮЧЕНИЕ45
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ48
ПРИЛОЖЕНИЕ 152
ПРИЛОЖЕНИЕ 253
ПРИЛОЖЕНИЕ 355
Выдержка из текста работы
В настоящее время к районам Крайнего Севера относится более 60% территории России. Здесь добывается 95% газа, 75% нефти, 90% олова, основная часть золота и алмазов. 8% россиян, проживающих на территории Крайнего Севера, производят 1/5 национального дохода и обеспечивают почти 2/3 валютных поступлений [19, C.27].
Выступая с докладом на совещании, посвященном развитию районов Севера, премьер-министр РФ Владимир Путин указал, что «Север — наш стратегический резерв в развитии государственности» [39, C.4].
В этой связи огромное значение имеет то, как эффективна будет выстроена связь между Севером и материковой частью РФ. И здесь все внимание приковано к развитию Северного морского пути — «главной судоходной магистрали страны», по мнению Т. Станкевич и др. экспертов.
Северный морской путь (СМП) соединяет северные и дальневосточные порты, Европу с Азией. Северным морским путем можно провести суда из Европы до Японии за 20 дней, в то время как существующими маршрутами через Суэцкий канал и вокруг Африки корабли идут до 50 дней.
Современный СМП — единственная широтная транспортная магистраль на Европейском и Азиатском Севере, через которую проходит снабжение товарами арктических районов. По СМП перевозятся нефтепродукты, лес, уголь, промышленное оборудование, продовольствие.
СМП — «единственное средство освоения богатого полезными ископаемыми Арктического шельфа, в котором только по ориентировочным оценкам запасы минерального сырья содержатся на 1,5-2 трлн. евро в денежном эквиваленте» [39, C. 39].
«Морской транспорт, по мнению Ю.А. Евдокимова, является в настоящее время практически безальтернативным и наиболее эффективным способом завоза оборудования, энергоносителей, промышленных товаров и продовольствия, необходимых для функционирования хозяйственных комплексов, расположенных в прибрежных зонах Севера России, и вывоза их продукции» [21, C.44].
В то же время, как указывает автор, современные экономические условия требуют серьезных изменений в управлении транспортной системой Крайнего Севера, новых механизмов менеджмента и финансирования. В настоящее время практически нет единого проекта, который бы отображал социально-экономические, физико-географические особенности освоения Арктики, учитывал законодательные, научно-исследовательские потребности, которые должны быть удовлетворены для полноценной реализации потенциала Арктических регионов России.
В связи с вышеперечисленным актуальным видится данное исследование, целью которого является изучение особенностей функционирования Северного морского пути.
Проблема: дефицит комплексных исследований, изучающих физико-географические и экономические особенности функционирования Северного морского пути, и его значение в развитии Арктических регионов России.
Гипотеза исследования: для полноценного развития Арктических регионов России необходимо:
—выстраивание законодательной базы для функционирования Северного морского пути;
—выстраивание благоприятной экономической политики, позволяющей эффективно использовать СМП и ресурсы Арктики в интересах России;
проведение научных исследований в Арктических регионах с целью выявления наиболее перспективных стратегий развития Арктических регионов;
создание эффективной системы управления Северным морским путем.
Задачи исследования:
—анализ научной и методической литературы с целью обоснования концептуальных основ работы;
—анализ периодической литературы, результатов научных экспедиций и исследований в Арктическом регионе с целью определения современного актуального положения Арктики страны;
анализ проблем и перспектив развития Северного морского пути;
разработка и проведение учебного занятия по теме «Арктический регион России. Значение Северного морского пути для Арктики России».
Объект исследования: особенности развития Арктических регионов России.
Предмет исследования: условия функционирования Северного морского пути.
Данная работа состоит из введения, трех глав, заключения и приложений.
В первой главе приводится анализ научной литературы с целью определения современного географического экономико-географического положения Северного морского пути.
Вторая глава направлена на изучение роли СМП в Арктическом регионе. В главе освещается история освоения Арктики, климатические и др. особенности этого региона.
В третьей главе приводятся различные точки зрения на современное положение СМП, проблемные точки существования этой магистрали, выявляются прогнозы на возможные пути развития СМП.
Там же приводятся результаты экспериментального исследования, суть которого заключалась в апробировании наработанных методических материалов на уроке географии в средней школе. Также в главе приводится информация о разработке урока, сборе сопроводительного материала к уроку, тестовых заданий для проверки эффективности учебного занятия.
В заключении приводятся основные выводы по работе.
В приложениях собран материал, используемый в процессе разработки учебного занятия, статистические данные о результатах тестирования.
Данное исследование быть интересно с теоретической и практической точки зрения. В настоящее время существует дефицит в подобного рода исследованиях, в которых был бы собран в наиболее полном виде теоретический и статистический материал по проблемам освоения Северного морского пути, о роли этой магистрали в Арктическом регионе.
С практической точки зрения исследования полезно представляемым опытом разработки и апробации учебного занятия по теме «Арктический регион России. Значение Северного Морского пути для Арктики России». В этом плане работа может быть использована учителями географии для подготовки к собственным занятиям.
1. Общая географическая характеристика Северного морского пути
.1 Понятие, структура, география Северного морского пути
Северный морской путь в соответствии с Федеральным законом «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации» от 31 июля 1998 года № 155-ФЗ определяется как «исторически сложившаяся национальная единая транспортная коммуникация Российской Федерации в Арктике…» [19, C. 87].
В общем и целом Северным морским путем (СПМ) называют судоходную магистраль, пролегающую по морям Северного-Ледовитого и частично Тихого океанов (Баренцево море, Карское море, море Лаптевых, Восточно-Сибирское море, Чукотское море, Берингово море) вдоль всего северного побережья Сибири, соединяющая европейские и дальневосточные российские порты, а также устья судоходных сибирских рек в единую транспортную систему. Основные порты: Игарка, Дудинка, Диксон, Тикси, Певек, Провидения.
Северный морской путь ограничен западными входами в новоземельские проливы и меридианом, проходящим на север от мыса Желания, и на востоке в Беринговом проливе параллелью 66 градусов северной широты и меридианом 168 градусов 58 минут 37 секунд западной долготы. Длина Северного морского пути от Карских Ворот до бухты Провидения около 5600 км.
Географическое положение бассейна Северного Ледовитого океана в значительной мере определяет температурный режим этого региона [14, C.36-38].
В Баренцевом море в июле средняя температура воздуха у побережья от +1 до +7 градусов; зимой от -5 до -10 градусов; на севере и востоке моря до -20 градусов. Для этого моря характерны частые штормовые ветры с высотой волны до 6 — 7 метров и приливы от 4 метров у мыса Нордкап до 7 м в горле Белого моря.
Средняя температура воздуха в районе Карского моря в июле от +1 до +6 градусов, в январе от -20 до -28 градусов. Летом преобладают северные и северно-восточные ветры, сопровождаемые туманами. Зимой ветры более частые и сильные, переходящие в ураганы.
Еще более суровый климат в районе моря Лаптевых. В северной части моря средняя температура воздуха в июле +1 градус, в январе от -31 до -34 градусов. Ветры преимущественно слабые.
В районе Восточно-Сибирского моря температура воздуха в июле не поднимается выше +7 градусов, а с декабря по март опускается до -33 градусов. Температура воздуха в районе Чукотского моря близка по своим средним значениям к Карскому морю.
Для морей, по которым проходит Северный морской путь, характерна область шельфа с глубинами менее 200 м, занятая окраинными морями (Баренцево, Белое, Карское, море Лаптевых, Восточно-Сибирское и Чукотское). Дно этих морей — подводное продолжение платформенных структур суши. Большая часть дня Северного Ледовитого океана от Евразийского побережья до Северного полюса является продолжением Сибирской континентальной платформы (следовательно, является естественным продолжением государственной территории России). Переходная зона представлена материковым склоном с глубинами 180- 3000 м.
Главными особенностями этой судоходной магистрали являются суровые климатические условия и наличие льда на пути плавания. Ледовая обстановка замерзающих морей характеризуется большим разнообразием льдов. Ледовая обстановка на отдельных участках трасс Северного морского пути обладает значительной межгодовой и пространственной изменчивостью.
Северный морской путь географически делится оконченностью полуострова Таймыр и прилегающими к нему с севера островами на две части — Восточную и Западную, сообщение между которыми бывает часто затруднено льдами, скапливающимися около мыса Челюскина. Западная часть СМП в настоящее время является частью СМП, пригодной для круглогодичной навигации.
Зимой СМП большей частью охвачен антициклонической циркуляцией воздуха. Летом характер атмосферной циркуляции противоположен зимнему, но воздействие её на климат невелико, т.к. интенсивность её слабее, чем зимой.
Ветры почти над всем побережьем, вдоль которого пролегает СМП, преобладают южные и юго-западные — зимний муссон.
1.2 Исследование физико-географических условий Северного морского пути
Льды являются единственным препятствием для признания Северного морского пути — путем обычного нормального плавания. Толщина однолетних льдов 0,8-1,8 м, многолетних 3-4 м.
Торосы обычно имеют высоту 3-5 м, в отд. случаях до 10-15 м. Встречаются айсберги и ледяные острова — оторвавшиеся участки шельфовых ледников.
Ледяной покров существенно затрудняет мореплавание в морях и делает их доступными для транспортных судов (как правило, в сопровождении ледоколов) лишь в течение 2-3 летних месяцев. Наиболее тяжёлые условия плавания складываются в т. н. ледяных массивах (Таймырском и Айонском) — больших скоплениях тяжёлых льдов, которые до конца не разрушаются даже в самые тёплые месяцы.
Современный взгляд на льды, устоявшийся в результате исследовательских работ и плавание последних лет следующий [18, C. 27]:
—льды — в основном местного происхождения и являются результатом замерзания как морей, так и впадающих в них рек;
—моря не замерзают по всей своей поверхности: лед образуется, главным образом, у берегов в виде берегового припая. Морскими волнами полоса припая ломается и отдельные льдины, смотря по направлению ветра, либо нагромождаются друг на друга, образуя торосы значительной высоты, либо выносятся в открытое море. Зимой количество плавающих льдин и ледяных торосов значительно увеличивается.
Глобальное потепление приводит к уменьшению количества льдов в Арктике. Согласно данным 2004 года за последние 30 лет толщина арктических льдов в среднем уменьшилась наполовину.
Многие специалисты предполагают, что в XXI веке летом большая часть водного пространства Арктики будет полностью свободна ото льда, а это откроет новые перспективы для морской перевозки грузов.
Еще одной физико-географической особенностью СМП помимо ледовых торосов и припаев являются высокоширотное положение Арктики [25, C. 89]. Это является причиной активной циркуляции арктических воздушных масс, на которых оказывает влияние движение воздуха с Полярного круга.
В свою очередь арктические воздушные массы распространяются на материк, встречаясь там с воздушными массами других потоков, и являются причиной формирования арктических атмосферных фронтов. В этих районах отмечаются очень низкие температуры воздуха, небольшая облачность, незначительное количество осадков.
Особенности рельефа заключаются в наличии шельфа, с островами материкового происхождения и прилегающими окраинами материков. На сегодняшний день известно, что шельф богат залежами цинка, свинца, бокситных руд, марганца, нефти и пр.