Содержание
СОДЕРЖАНИЕ2
ВВЕДЕНИЕ7
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЗЕМЕЛЬНОГО НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ10
1.1. Экономическое содержание земельного налога и его фискальное значение10
1.2 Исторические аспекты развития земельного налогообложения18
1.3 Правовые основы земельного налога26
Глава 2. АНАЛИЗ ДЕЙСТВУЮЩЕГО МЕХАНИЗМА ЗЕМЕЛЬНОГО НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ В РФ38
2.1 Действующий механизм исчисления земельного налога38
2.2.Практика налогообложения земель сельскохозяйственного и промышленного назначения46
2.3 Контроль налоговых органов за поступлением земельного налога в бюджет60
ГЛАВА 3. ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ЗЕМЕЛЬНОГО НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ В РФ71
3.1. Проблемы земельного налогообложения в РФ71
3.2. Пути совершенствования земельного налогообложения в РФ86
ЗАКЛЮЧЕНИЕ99
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ101
Выдержка из текста работы
Налоги, налоговая политика, налоговая система, налогообложение постоянно находятся в центре внимания всего общества в любом государстве. Налог — одно из основных понятий финансовой науки. Налогообложение как элемент экономического строя общества присуще всем государственным системам как рыночного, так и не рыночного типа хозяйствования. Процесс взимания налогов осуществляется государством и, более того, является его функцией.
Определение понятия «налог» тесно связано с категорией «государство». Оно зависит не только от раскрывающих данное понятие теоретических концепций господствовавших в определенное время у каких-либо наций и народов, но и от уровня развития самого государства, состояния его экономики и социально-политических отношений. Знакомства с налоговой системой достаточно для того, чтобы судить о том, на какой ступени развития находится государство.
Современная налоговая система должна быть справедливой, эффективной и доступной для понимания.
Между тем в последние десятилетия как в западных странах, так и в Российской Федерации появились и получили развитие тенденции усложнения налогового законодательства, распространения затратных и малоэффективных мер налогового администрирования. В результате неоправданно высокое бремя налогов стало возлагаться на рядовых налогоплательщиков и на производительный сектор экономики в целом, в то время как искушенные в финансовых технологиях и пользующиеся услугами высококвалифицированных консультантов представители финансово-банковского сектора, сферы биржевой торговли, крупномасштабных международных валютных и кредитно-финансовых операций криминального бизнеса пользуются практически режимом иммунитета от всех форм налогообложения.
Понимая неприемлемость подобной ситуации, законодатели ведущих западных стран начинали активно разрабатывать и реализовывать меры по упрощению системы налогообложения, ликвидации наиболее явных пробелов в законодательстве, позволяющих состоятельным гражданам вполне легально уклоняться от выполнения своих налоговых обязательств, и по формированию новой атмосферы доверительных, основанных на взаимопонимании отношений с рядовыми налогоплательщиками. Настало время серьезно заняться этой проблемой и в Российской Федерации.
Основной целью налоговой реформы является достижение оптимального соотношения между стимулирующей и фискальной ролью налогов.
Основные принципы налоговой реформы заключаются в выравнивании условий налогообложения, снижении общего налогового бремени и упрощении налоговой системы. При этом система администрирования налогов должна обеспечивать снижение уровня издержек исполнения налогового законодательства как для государства, так и для налогоплательщиков.
В рамках реформирования налоговой системы РФ с 1 января 2003 г. часть вторая НК РФ дополнена главой 28 «Транспортный налог».
На территории Российской Федерации финансирование затрат, связанных с содержанием, ремонтом, реконструкцией и строительством автомобильных дорог общего пользования, осуществляется за счет целевых бюджетных средств. Сущность заключается в том, что поступление в региональный бюджет транспортного налога должно полностью компенсировать материальные, трудовые и денежные ресурсы, затраченные на строительство и ремонт автомобильных дорог.
В связи с этим тема дипломной работы представляется весьма актуальной.
Цель выпускной квалификационной работы — изучить действующий механизм взимания транспортного налога на территории Российской Федерации.
Задачи выпускной квалификационной работы находятся в полном соответствии с поставленной целью и заключаются в следующем:
рассмотреть действующее законодательство о налогах и сборах;
изучить основные элементы транспортного налога:
рассмотреть особенности исчисления и уплаты транспортного налога;
изучить методику бухгалтерского и налогового учета транспортного налога;
изучить элементы налогового администрирования.
Объектом исследования выпускной квалификационной работы является ООО «Навиком».
Теоретической и методологической основой для выполнения выпускной квалификационной работы послужили законодательные и нормативные документы Российской Федерации, монографии и публикации различных авторов в таких периодических изданиях как: журнал «Партнер», «Налоговый вестник», «Налоговые известия», газетах «Финансовая газета», «Экономика и жизнь», статьи ведущих экономистов: Л.И. Гончаренко, Л.П. Павловой, Т.Ф, Юткиной, О.И. Лаврушина, К.И. Оганян, Н.И. Башкировой и других.
1. Экономическая сущность транспортного налога в РФ и его роль в формировании бюджета
.1 Система налогообложения в Российской Федерации
В главе 1 Конституции Российской Федерации содержатся принципы, определяющие федеративное устройство государства. Специфику российского федерализма определяет ст. 5 Конституции Российской Федерации. В ее первой части указаны равноправные субъекты Российской Федерации — республики, края, области, города федерального значения, автономная область, автономные округа. Конституционные принципы федерализма перечислены в третьей части этой статьи — государственная целостность, единство системы государственной власти, разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации. На этих конституционных принципах строится российская налоговая система.
Можно выделить следующие черты налоговых систем федеративных государств.
Правовые основы налоговой системы определены конституционными нормами и основанными на них иными нормативными правовыми актами, принятыми на федеральном, региональном и местном уровнях.
Все налоги и сборы разделены по уровням государственной власти на федеральные, региональные и местные налоги и сборы.
Налоговые системы всех уровней построены по единым принципам.
Единый механизм взимания налогов действует на всех уровнях.
Налоговые полномочия разделены по уровням власти.
Налоговые поступления в бюджеты разных уровней дифференцированы на закрепленные, т.е. налоги, законодательно закрепленные на постоянной основе полностью или частично за соответствующими бюджетами, и регулирующие, т.е. федеральные и региональные налоги, по которым устанавливаются нормативы отчислений (в процентах) в региональные или местные бюджеты на очередной финансовый год, а также на долговременной основе (ст. 48 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
В условиях рыночной экономики все виды налогов на всех уровнях государственного управления в федеративных и унитарных государствах формируют превалирующую часть доходов бюджетов. Система разделения налогов по уровням власти обеспечивает осуществление государством регулирующей функции, позволяя ему воздействовать на социальные и экономические процессы на федеральном, региональном и местном уровнях.
Разделение налогов по уровням власти целесообразно проводить с учетом следующих принципов:
налоговые доходы каждого уровня власти должны быть достаточны для финансирования закрепленных сфер или предметов ведения;
чем менее мобильна налоговая база (стоимостная, физическая или иная характеристики объекта налогообложения), тем на более низком уровне государственной власти производится ее налогообложение. Например, высокой мобильностью обладают труд и капитал, а низкой — природные ресурсы и недвижимость. Поэтому целесообразно закрепить на федеральном уровне налогообложение доходов физических и юридических лиц, а на иных уровнях — налогообложение имущества;
большинство регулирующих налогов закрепляется на федеральном уровне;
косвенные налоги (взимаемые в виде надбавки к цене товара) — акцизы, налог на добавленную стоимость, таможенные пошлины — взимаются на федеральном уровне;
число совместных сфер ведения по налоговым вопросам Федерации и ее субъектов должно быть минимизировано.
Федеральные налоги представляют собой обязательные платежи физических и юридических лиц, которые устанавливаются высшим органом законодательной власти федеративного государства. Поступления от федеральных налогов зачисляются в федеральный бюджет либо распределяются между федеральным бюджетом и бюджетами субъектов Федерации. Состав федеральных налогов, их налоговая ставка, налоговая база, режим уплаты определяются высшим законодательным органом Федерации.
Рассмотрим систему федеральных налогов Российской Федерации. Они создают основу доходной части федерального бюджета (поскольку формируются из наиболее доходных источников), за счет них поддерживается финансовая стабильность региональных и местных бюджетов. Перечень федеральных налогов и сборов устанавливается Налоговым кодексом Российской Федерации (НК РФ) (ст. 13), эти налоги и сборы обязательны к уплате на всей территории Российской Федерации (ст. 12). Объекты налогообложения, перечень плательщиков, виды налоговых льгот и ставок, порядок взимания налогов и их зачисления в бюджет и внебюджетные фонды устанавливаются законодательным органом Российской Федерации.
Согласно ст. 12 НК РФ в Российской Федерации установлены три вида налогов и сборов:
федеральные налоги и сборы;
налоги и сборы субъектов Российской Федерации (региональные налоги и сборы);
местные налоги и сборы.
Федеральными являются:
налог на добавленную стоимость;
акцизы;
налог на доходы физических лиц;
налог на прибыль организаций;
налог на добычу полезных ископаемых;
водный налог;
сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов;
государственная пошлина.
Большинство федеральных налогов являются регулирующими, и в отношении таких налогов субъекты Российской Федерации имеют определенные права. Тем не менее, компетенция субъекта Российской Федерации в отношении этих налогов ограничена рамками доли ставки (величины исчислений на единицу измерения налоговой базы, ст. 53 НК РФ), которая полагается ему в соответствии с законодательством. В пределах закрепленной за ними налоговой ставки субъекты Российской Федерации вправе устанавливать дополнительные льготы и создавать свой режим налогообложения.
Налоги субъектов Российской Федерации (региональные налоги) — это обязательные платежи, право устанавливать которые в соответствии с Конституцией Российской Федерации или иными законодательными актами принадлежит субъектам Российской Федерации. Налоги субъектов Российской Федерации определяются исходя из тех функций по расходным полномочиям, которые законодательно отнесены к компетенции властей субъектов Российской Федерации. Поступления от налогов субъектов Российской Федерации либо зачисляются в бюджет субъекта Российской Федерации, либо распределяются между бюджетом субъекта Российской Федерации и местными бюджетами.
Региональные налоги и сборы обеспечивают региональные бюджеты собственными источниками финансирования своих расходов (тем не менее доля регулирующих налогов в доходах региональных бюджетов значительно превышает долю собственных налоговых доходов). Общий порядок установления и сбора региональных налогов предусмотрен частью 3 ст. 12 НК РФ. В соответствии с ней перечень региональных налогов и сборов устанавливается НК РФ (ст. 14) и законами субъектов Российской Федерации. Введение в действие региональных налогов производится законами субъектов Российской Федерации. Эти налоги обязательны к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
При установлении региональных налогов законодательные (представительные) органы субъекта Российской Федерации наделены правом определять указанные в НК РФ элементы налогообложения: налоговые ставки (в пределах, установленных НК РФ), порядок и сроки уплаты налога, формы отчетности по данному региональному налогу и предусматривать налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком. Если субъект Российской Федерации по какой-либо причине не реализует вышеуказанные права, то применяются предельные ставки и льготы, установленные федеральным законодательством.
Региональными являются следующие налоги и сборы:
налог на имущество организаций;
транспортный налог;
налог на игорный бизнес.
Местные налоги — это обязательные платежи физических и юридических лиц, поступающие в местные бюджеты. Характерными чертами местных налогов являются их регрессивность и множественность. Они оказывают регулирующее воздействие на развитие социальной инфраструктуры.
Платежи по местным налогам и сборам поступают в местные бюджеты. Это городские, районные (с позиций налогообложения в понятие «район» не входит район внутри города), поселковые налоги и сборы. Общий порядок установления и сбора местных налогов предусмотрен частью 4 ст. 12 НК РФ. В соответствии с ней перечень местных налогов и сборов устанавливается НК РФ (ст. 15) и нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления. Введение в действие местных налогов производится нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления. Эти налоги обязательны к уплате на территориях соответствующих муниципальных образований.
При установлении местных налогов представительные органы местного самоуправления наделены правом определять указанные в НК РФ элементы налогообложения: налоговые ставки (в пределах, установленных НК РФ), порядок и сроки уплаты налога, формы отчетности по данному местному налогу и предусматривать налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком. Если представительный орган местного самоуправления по какой-либо причине не реализует вышеуказанные права, то применяются предельные ставки и льготы, установленные федеральным законодательством.
Местными являются следующие налоги и сборы:
земельный налог;
налог на имущество физических лиц.
В настоящее время в соответствии с частью 5 ст. 12 НК РФ региональные и местные органы власти не вправе устанавливать региональные и местные налоги и (или) сборы, не предусмотренные НК РФ. Данное положение сопоставимо с полномочиями региональных и местных властей развитых европейских стран, где роль федеральных органов в налоговом правотворчестве является ведущей. В некоторых странах (Италия, Бельгия, Дания) у местных органов формально есть право устанавливать местные налоги, но правительство оставляет за собой право контролировать их ставки и сумму. Такой подход характерен и для федеративных государств, в которых доля местных налогов в доходах местных бюджетов обычно выше, чем в унитарных государствах.
Федеративное устройство России имеет еще одну существенную особенность. Субъекты Российской Федерации — города федерального значения (Москва и Санкт-Петербург) — своими законами вправе устанавливать и вводить в действие не только региональные, но и местные налоги и сборы (ст. 12 НК РФ). В налоговом праве других федеративных государств аналогов этому положению нет.
Современная трехуровневая налоговая система Российской Федерации достаточно динамична и претерпела за последнее десятилетие ряд существенных изменений. Все они были вызваны необходимостью создания налоговой системы, наиболее соответствующей рыночным отношениям и предоставляющей возможность каждому уровню власти самостоятельно формировать доходную часть своего бюджета исходя из собственных налогов, регулирующих налогов и неналоговых поступлений. Безусловно, ее нельзя назвать совершенной, но все же ее развитие происходит эволюционным путем, обеспечивая преемственность и совершенствование налогового права.
Четкое распределение налогов по уровням государственного управления является одним из основных принципов не только организации, но и реформирования налоговой системы в условиях рыночной экономики. Кроме того, на наш взгляд, надлежит реформировать действующее налоговое право, устранить противоречия между нормативными правовыми актами, регулирующими налогообложение на всех уровнях власти, и сократить количество этих актов. Единая основа налогообложения должна быть предусмотрена в НК РФ.
1.2 Роль и значение транспортного налога в бюджетной системе РФ
Государственный бюджет является основным финансовым планом страны, обеспечивающим образование, распределение и использование централизованного фонда денежных средств как обязательного условия функционирования любого государства. [4]
Государственный бюджет обеспечивает для органов государственного управления возможность выполнения, ими своих функций, включая воздействие на функционирование рынков товаров и услуг, финансовых рынков и распределение доходов в секторах экономики. Бюджет является инструментом мобилизации средств всех секторов экономики для проведения государственной внутренней и внешней политики. С помощью бюджета осуществляется межсекторальное, межотраслевое и межтерриториальное перераспределение ВВП, государственное регулирование и стимулирование экономики, финансирование социальной политики с учетом долгосрочных интересов страны.
Таким образом, в бюджете отражаются финансовые взаимоотношения государства с плательщиками налоговых и неналоговых средств в бюджет и получателями бюджетных средств, т.е. взаимоотношения государства с населением и хозяйствующими субъектами по поводу формирования и расходования бюджетных средств.
Аккумуляция средств в бюджете позволяет государству осуществлять социальные программы, направленные на развитие культуры, здравоохранения, образования, поддержку семей с низкими доходами, решение жилищной проблемы.
При рассмотрении государственных финансов необходимо иметь в виду, что функция сектора государственного управления отлична от функций других секторов экономики и заключается в оказании нерыночных услуг населению, обществу в целом и перераспределении доходов и собственности. Сектор государственного управления отличается от других секторов экономики также по способам финансирования затрат — с помощью налогов и иных обязательных платежей других секторов экономики. [13]
Рыночные условия хозяйствования предполагают свободное движение капиталов и товаров, стихийное формирование отношений между участниками воспроизводственного процесса, натуральных и стоимостных пропорций. При этом частный капитал не в состоянии решить многие проблемы социально-экономического развития. В этой связи государство осуществляет прямое (с помощью законодательных и иных нормативных актов) и косвенное социально-экономическое регулирование.
Косвенное регулирование осуществляется через финансовую и кредитную политику, в реализации которой центральную роль играет государственный бюджет. Рычагами государственного воздействия при налогообложении являются налоговые ставки и льготы, оказывающие влияние на объем производства, предложение и спрос на отдельные виды товаров и услуг.
При расходовании средств государство осуществляет финансирование государственных программ направленных на содействие развитию тех или иных отраслей и производств, изменение структуры производства, субсидирует отдельные отрасли и предприятия, ни государственного воздействия являются также льготные и беспроцентные и гарантии по банковским ссудам.
Благоприятное воздействие бюджета на экономику предполагает формирование эффективного механизма образования доходов и расходования бюджетных ресурсов в отношении экономики в целом на основе рационального налогообложения населения и принятии, объема и структуры государственных расходов, обеспечивающих условия для экономического роста, стабильности производства и повышения материального уровня и условий жизни населения. [13]
Государство использует различные экономические, финансовые, кредитно-денежные и административные методы воздействия на экономику.
Одним из них является фискальная политика. Под фискальной политикой государства понимается совокупность мер в области налогообложения и правительственных расходов, направленных на изменение реального объема производства, контроль над инфляцией и увеличение занятости.
Крупным направлением бюджетной политики и соответственно функций бюджета является использование бюджетных средств для экономической и социальной стабильности, создания условий экономического роста, сглаживания последствий экономических и финансовых кризисов. При этом все большее внимание уделяется проблемам долгосрочного характера, связанным с научно-техническим прогрессом, структурной перестройкой экономики, накоплением капитала, эффективным экономическим ростом. Государственные инвестиции составляют от 20 до 40% общего объема инвестиций. [13]
Государственные финансы и их сердцевина — бюджет страны оказывают воздействие на основные экономические показатели в силу того, что сектор государственного управления является сектором экономики, участвующим в общем кругообороте доходов, расходов и выпуска продукции. Его расходы наряду с инвестиционным и потребительским спросом являются составной частью совокупного спроса, а чистые налоги характеризуют реальное уменьшение сумм частного сектора, которые могут быть использованы для расходов. Изменения этих величин оказывают существенное влияние на экономическую ситуацию в стране. В России государственный сектор закупает около 1/5 выпускаемой в стране продукции, а чистые налоги составляют около 20% ВВП.
В отношении воздействия государственных финансов общепризнанными являются два основных положения. Согласно первому увеличение государственных расходов ведет к росту совокупного спроса в экономике и соответственно к росту выпуска продукции и занятости. Влияние изменения государственных расходов в некоторой мере аналогично воздействию инвестиционного спроса. Согласно второму положению увеличение налогообложения (чистых налогов, т.е. сумм, взимаемых государством, за минусом социальных трансфертов и т.п.) ведет к сокращению личных располагаемых доходов домашних хозяйств, сокращению расходов, выпуска продукции и занятости.
Фискальная политика государства, определяемая его действиями в области получения доходов, объема и направлений государственных расходов, может быть нацелена на стабилизацию, экономический рост или ограничение деловой активности. Политика стабилизации предполагает использование фискальных и кредитно-денежных мер для максимального приближения ВВП к его потенциальному уровню, обеспечения полной занятости и стабильного уровня цен.
Под политикой экономического роста понимают реализацию мер для увеличения ВВП, а под политикой ограничения деловой активности — осуществление мер по уменьшению ВВП по сравнению с потенциальным уровнем.
При экономическом спаде может осуществляться стимулирующая фискальная политика, основанная на росте государственных расходов, снижении налогов и соответственно увеличении дефицита бюджета, а в условиях инфляции, вызванной избыточным спросом, может проводиться ограничительная фискальная политика, нацеленная на уменьшение государственных расходов, увеличение налогов с ориентацией на уменьшение дефицита бюджета или его положительное сальдо. Поскольку стимулирующее или ограничивающее воздействие фискальной политики сопряжено с изменениями бюджетного дефицита и профицита, то это воздействие зависит от методов финансирования дефицита и направлений использования бюджетного излишка.
Покрытие дефицита бюджета может осуществляться путем займов или денежной эмиссии. Займы, осуществляемые путем выпуска государственных ценных бумаг, увеличивают существующий спрос на деньги и ведут к повышению равновесной величины процентной ставки. Поскольку величина инвестиций с ростом процентных ставок уменьшается, конкуренция государственных ценных бумаг на денежном рынке ведет к сокращению инвестиций.
Выпуск новых денег для покрытия дефицита бюджета не сопряжен с уменьшением инвестиций и в этом смысле оказывает более существенное воздействие на совокупный спрос, чем увеличение государственных займов. [4]
В случае вызванной избыточным спросом инфляции правительство может нацелить свои усилия на образование бюджетного излишка. Антиинфляционное воздействие этого излишка зависит от того, будет ли он использован на погашение государственной задолженности или соответствующие денежные средства будут изъяты из обращения. Используя профицит бюджета на погашение задолженности, правительство вновь направляет денежные средства в обращение, увеличивая денежную массу, и снижает антиинфляционное воздействие бюджетного излишка. Однако побочным следствием является стимулирование снижения процентных ставок и соответственно увеличения инвестиций. В случае если правительство изымет излишек доходов бюджета из обращения, оно добьется более существенного антиинфляционного эффекта по сравнению с вариантом использования излишка для погашения государственного долга, так как в этом случае деньги не возвращаются в оборот.
Изменение чистых налогов также может быть использовано государством для воздействия на объем производства. Рост налогообложения ведет к сокращению выпуска продукции, так как уменьшает величину располагаемых доходов и потребительских расходов. Величина воздействия зависит от масштаба изменения налогов и мультипликатора, отражающего влияние предельной склонности к потреблению. Снижение налогов увеличивает совокупные потребительские расходы и одновременно сбережения.
Величина взимаемых налогов и социальных выплат зависит от уровня доходов. В периоды роста ВВП размеры взимаемых налогов, ставки которых в значительной пропорциональны получаемым доходам, возрастают, а социальные выплаты, в которых значительную долю составляют пособия по безработице, сокращаются. В результате вместе с ростом доходов увеличивается величина чистых налогов, а рост располагаемого дохода и соответственно потребительского спроса отстает от роста BВП периоды экономического спада чистые налоги уменьшаются, что способствует увеличению совокупного спроса.
Система доходов региональных бюджетов. Собственные доходы бюджета — это доходы, которые полностью или частично закреплены на постоянной основе за определенным уровнем бюджетной системы.
Территориальные налоги делятся на региональные и местные.
Отчисления от налогов, перераспределяемые по установленным нормативам в порядке бюджетного регулирования, называются регулирующими налогами.
Основную часть доходов регионального бюджета составляют налоги (до 60-70%), а также сборы, закрепленные за данным бюджетом и имеющие постоянный и обязательный характер. В зависимости от количества уровней территориального управления налоги делятся на региональные и местные.
К региональным налогам относятся средства, собранные в обязательном и безвозмездном порядке и полностью поступающие в региональные бюджеты.
Первостепенность государственных интересов над региональными обусловливает закрепление за нижестоящими бюджетами наименее значительных по объему и периодичности сбора налоговых источников, которые зачастую не могут в полном объеме профинансировать их расходную часть. Поэтому возникает потребность в перераспределении между бюджетами поступлений от наиболее значимых по объемам и стабильных налогов, которые поступают в централизованный (общегосударственный) бюджет. Отчисление налогов по нормативам, выраженным в процентах, из централизованного бюджета в нижестоящие называется бюджетным регулированием.
Доля собственных налогов в доходах территориальных бюджетов невысока. Значение собственных налогов в доходной части территориального бюджета невелико: не выше 5% от общей доходной базы. Основной из собственных налогов — транспортный. Кроме того, к собственным налогам относят налог с продаж, который распространяется на розничную торговлю, или же им облагается валовой доход предприятий розничной торговли.
Проанализируем поступление денежных средств собранных с помощью транспортного налога на примере Самарского бюджета.
Общий объем доходов областного бюджета за 2013 год составил 94,7 млрд. рублей, или 102% к сумме доходов, утвержденной Законом Самарской области «Об областном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов».
Налоговые и неналоговые доходы областного бюджета за 2013 год составили 70,2 млрд. рублей, что больше прогнозируемой суммы на 2% и выше уровня 2012 года на 20%. Большая часть налоговых и неналоговых поступлений областного бюджета была обеспечена за счет поступлений налога на прибыль организаций (37% от общего объема налоговых и неналоговых доходов), налога на доходы физических лиц (28%), налога на имущество организаций (15%).
Безвозмездные средства поступили в областной бюджет в объеме 24,5 млрд. рублей, что выше значения 2012 года на 25%. Из них безвозмездные поступления из федерального бюджета составили 20,7 млрд. рублей.
За 2012-2013 годы из областного бюджета профинансированы расходы на автомобильные дороги г.о. Самара в размере 3 598 млн. рублей. Из бюджета г.о. Самара за это время на строительство, ремонт и содержание городских дорог было направлено всего 1 719 млн. рублей. При этом на территории г.о. Самара было собрано транспортного налога в размере 1 209,6 млн. рублей. Таким образом, из областного бюджета на развитие автомобильных дорог г.о. Самара выделяется в 2 раза больше средств, чем самим местным бюджетом, и в 3 раза больше, чем было собрано транспортного налога на территории г.о. Самара.
Также Правительством области в 2012-2013 годах на развитие автомобильных дорог были привлечены средства федерального бюджета, основная часть которых была направлена на дороги г.о. Самара. Из федерального бюджета было привлечено 1 927,7 млн. рублей, из которых 1 311,6 млн. рублей (68%) направлено на объекты г.о. Самара (на мостовой переход «Кировский», Волжский проспект, ул. М. Горького)
В 2013 году средства федерального бюджета в размере 87 млн. рублей также были направлены на завершение капитального ремонта Волжского проспекта и ремонта ул. М. Горького. Были проведены работы по ремонту асфальтобетонного покрытия, установке новых гранитных бортовых камней, обустройству дороги.
Размер превышения нормативов данных расходов по итогам 2013 года составил 460,2 млн. рублей. Это равно размеру годовых расходов местного бюджета на содержание скорой медицинской помощи или 1/3 годовых расходов местного бюджета на содержание всех детских садов города; в четыре раза превышает размер расходов на молодежную политику и оздоровление детей; в девять раз — размер расходов на развитие физической культуры и спорта. Средства, сэкономленные при сокращении расходов на содержание органов местного самоуправления, могли быть направлены дополнительно на капитальный ремонт дорог города. По параметрам бюджета 2013 года размер превышения нормативов на содержание органов местного самоуправления пока составляет 160,8 млн. рублей.
Учитывая значительную величину несвойственных расходов, которыми обременен бюджет г.о. Самара, вызывает серьезные сомнения, что в случае установления норматива распределения транспортного налога, эти средства будут направлены администрацией г.о. Самара на финансирование строительства, реконструкцию, содержание и ремонт автомобильных дорог.
Проанализируем поступление денежных средств собранных с помощью налогов, в том числе и транспортного налога в консолидированный бюджет Российской Федерации.
Рассмотрим поступление транспортного налога в бюджет Самарской области за период 2011-2013 г. Данные представлены официальным сайтом Федерального казначейства Российской Федерации (таблица 1) [47].
Таблица 1. Динамика и структура поступления транспортного налога в бюджет Самарской области за 2011-2013 гг. (млн. руб.)
Наименование2011 г.Доля%2012 г.Доля%2013 г.Доля%Транспортный налог с организаций489,8538,39528,8333,01540,0631,88Транспортный налог с физических лиц786,0961,611073,0466,991153,7668,12Итого транспортный налог1275,941001601,871001693,82100
Из данных представленных в таблице 1 видно, что поступления транспортного налога в бюджет Самарской области увеличивается на протяжении всего рассматриваемого периода, причем доля налога уплачиваемого физическими лицами повышается, соответственно доля уплачиваемая юридическими лицами снижается.
Таблица 2. Доля транспортного налога в доходах консолидированного бюджета Российской Федерации (млрд. руб.)
Наименование2011Доля%2012Доля%2013Доля%Транспортный налог53,100,6662,030,9975,620,98Налоговые доходы бюджета Российской Федерации7948,91006288,31007695,8100
Из данных представленных в таблице 2 видно, что доля транспортного налога в налоговых доходах бюджета РФ составляет макс. 0,99% мин. 0,66%, то есть занимает во всех налоговых доходах РФ менее 1%.
Проведем анализ поступлений транспортного налога полученного от физических лиц за 2011-2013 гг. Анализ поступлений проведем на основании данных предоставленных Федеральным казначейством России на официальном сайте www.roskazna.ru. (таблица 3).
Таблица 3. Динамика поступлений транспортного налога физических лиц за период 2011-2013 гг. (млн. руб.)
Наименование201120122013Откл.2013 от 2011Откл. 2013. от 2012Абс.ОтносАбс.Относ.Самарская обл.786,091073,041153,76367,67146,7780,72107,52Приволжский федеральный округ7327,788051,888580, 061252,28117,09528,18106,56Российская Федерация35555,8942690,2754424,3618868,47153,0711734,09127,49
Из данных представленных в таблице 3 видно, что по Самарской области рост в 2013. по сравнению с 2011. составил 46,77% или в абсолютном выражении 367,67 млн. руб., по сравнению с 2012. рост составил 7,52% или в абсолютном выражении 80,72 млн. руб. Это показывает, что темпы роста 2012-2013. снизились.
По Приволжскому федеральному округу рост в 2013 по сравнению с 2011 составил 17,09%, тогда как по сравнению с 2012. — 6,56%, темпы роста тоже имеют тенденцию к снижению (17,09: 2 = 8,55%> 6,56%).
В целом по федеральному бюджету поступление транспортного налога в 2013 г. увеличилось по сравнению с 2011 г. на 53,07% или в абсолютном выражении на 18868,47 млн. руб., а по сравнению с 2012 г. на 27,49% или на 11734,09 млн. руб. Темпы роста имеют тенденцию к увеличению (53,07: 2 = 26,54%<27,49%).
Проведем анализ налоговых поступлений по транспортному налога удержанных с юридических лиц за период 2011-2013 гг. по всем уровням бюджетной системы (таблица 4).
Таблица 4. Динамика налоговых поступлений по транспортному налогу с юридических лиц за 2011-2013 гг. (млн. руб.)
Наименование201120122013Откл.2013 г. от 2011 г.Откл. 2013 г. от 2012 г.Абс.Относ.Абс.Относ.Самарская обл.489,85528,83540,0650,21110,2511,23102,12Приволжский федеральный округ3920,604162,514449,96529,36113,50287,45106,91Российская Федерация17545,0419338,3421194,773649,73120,801856,43109,60
Из данных, представленных в таблице 4 видно, что собираемость транспортного налога с юридических лиц по Самарской области в 2013 г. увеличилась по сравнению с показателем 2011 г. на 10,25% или на 50,21 млн. руб., а по сравнению с показателем 2012 г. на 2,12% или на 11,23 млн. руб. в абсолютном выражении. Темп роста в 2013 г. снизился (10,25: 2 = 5,13% > 2,12%).
По Приволжскому федеральному округу поступление транспортного налога в 2013 г. выше показателя 2011 г. на 13,5% или на 529,36 млн. руб. в абсолютном выражении, а по сравнению с показателем 2012 г. на 6,91% или на 287,45 млн. руб. в абсолютном выражении. Темп роста увеличился, но незначительно (13,5: 2 = 6,75% < 6,91%).
По российской Федерации поступление транспортного налога за 2013 г. выросло по сравнению с показателем за 2011 г. на 20,8% или на 3649,73 млн. руб., а по сравнению с показателем за 2012 г. рост составил 9,60% или 1856,43 млн. руб. Темп роста сократился, хотя и незначительно (20,8:2 = 10,4% > 9,6%).
Таким образом, из проведенного анализа поступлений транспортного налога, можно сделать вывод, что доля транспортного налога в налоговых доходах федерального бюджета занимает менее 1% от общего числа налоговых поступлений, тогда как в бюджете Самарской области доля данного налога по итогам 2013 г. составляет 1,92%. Основными плательщиками транспортного налога являются физические лица. Их доля в поступлениях налога по Самарской обл. занимает 68,12% от всех поступлений транспортного налога. За рассматриваемый период 2011-2013 гг. доля транспортного налога в налоговых доходах бюджета Российской Федерации постоянно увеличивается, если в 2011 г. его доля составляла — 0,66%, то в 2012 г. его доля составила 0,99, тогда как в 2013 г. — 0,98%. Следует также учесть, что этот рост ограничивается долей в 1% от всех поступлений.
1.3 Эволюция транспортного налога и международный опыт взимания
Предшественниками транспортного налога являлись шоссейные сборы, которые впервые были установлены 20 июля 1816 г. Первоначально этот сбор взимался со всех податных сословий империи. С 1823 г. изменяется подход к финансированию строительства и содержанию дорог — вводится плата за проезд по дорогам. Плата за проезд по дорогам взималась и ранее, однако не в качестве шоссейного сбора, а как внутренняя таможенная пошлина. 18 ноября 1834 г. был установлен дорожный сбор с проезжающих по Петербургско-Московскому шоссе. Сбор предполагал взимание дифференцированного размера платы в зависимости от того потенциального ущерба, который мог быть нанесен шоссе и был различным для проезжающих на лошадях и дилижансах, кроме того, при установлении ставки учитывалось время года — в зимние месяцы размер платы был вдвое меньше по сравнению с летним периодом. Устанавливались изъятия (льготы) из общего режима обложения. От уплаты сбора освобождались: обозы, идущие при войсках; повозки, перевозящие рекрутов и арестантов; местные жители, использующие шоссе при следовании в близлежащие населенные пункты. К.Г. Рау отмечал, что шоссейный сбор по своей природе является государственной пошлиной, т.е. платой населения за предоставляемые государством удобства пользования дорогами. Шоссейный сбор теряет свое значение вместе со строительством железных дорог, т.к. перевозку больших грузов удобнее осуществлять посредством последней.
Специально созданная комиссия в царствование Александра II для пересмотра системы податей и сборов смотрела на шоссейный сбор как на атавизм. Шоссейные сборы создавали препятствия для развития народного хозяйства как в виде увеличения стоимости товаров, так и вследствие существования шоссейных застав, «напоминающих собою внутренние таможни», на которых производилось взимание сбора. Комиссия считала лучшим разрешением ситуации отмену сбора, однако не решилась высказать подобной рекомендации по причине его высокой доходности. Стоит обратить внимание, что рассмотрение этого вопроса происходило во второй половине 60-х гг. XIX в., т.е. уже после того, как в Российской империи был введен принцип единства кассы. Таким образом, поступая на финансирование строительства дорог, сбор проходил не только через кассу Министерства путей сообщения, но в первую очередь аккумулировался в государственном казначействе. В ходе продолжительной дискуссии члены комиссии предполагали со временем отменить сбор. Однако в результате комиссия рекомендовала оставить сбор по фискальным соображениям. С резкой критикой такого решения выступил профессор финансового права В.П. Безобразов. В своем особом мнении профессор с позиции финансовой науки обосновывал неправильное, по его мнению, решение комиссии о рекомендации отмены шоссейного сбора, считая его одним из самых справедливых доходов государства. По мнению В.П. Безобразова, невозможно организовать содержание различных общественных учреждений, в т.ч. и дорог, только за счет общих налогов. Для этих целей необходимо использовать капиталы лиц, непосредственно использующих удобства, которые предоставляют им эти учреждения. Шоссейные сборы В.П. Безобразов определял как специальные сборы «за пользование государственными учреждениями, покрывающие собой часть процентов на затраченные государством капиталы, или же только служащие к покрытию расходов на их содержание и ремонт, или же, наконец, хотя бы только частью покрывающие эти расходы».
Шоссейные сборы были прообразом транспортного налога с экономической точки зрения. Объектом налогообложения признавалось не само транспортное средство, а его использование в специальных условиях — при проезде по шоссе, облагаемом сбором.
Подобная система просуществовала до 1917 г. Шоссейные сборы являлись косвенным налогом. В структуре доходов государства их значение было невелико. Расширение товарно-денежных отношений, усложнение государственного хозяйства становятся причинами поиска новых доходных источников. Развитие финансово-правовой науки приводит к изменению форм и способов налогообложения, переходу от косвенного преимущественно к прямому налогообложению. Это отражается и на обложении транспортных средств. Объектом налогообложения становится само транспортное средство, а не специальные условия его использования. Другими словами, транспортный налог становится имущественным налогом, налогоплательщиком признается лицо, владеющее или использующее транспортное средство.
Впервые поимущественное обложение транспортных средств в России было введено в годы НЭПа. Сбор с велосипедов, самодвижущихся экипажей, а также яхт и моторных лодок был закреплен как один из доходных источников местных бюджетов. Указ Президиума Верховного Совета СССР от 10 апреля 1942 г. «О местных налогах и сборах» закрепил на долгие годы поступления сбора с владельцев транспортных средств за местными бюджетами. Важно обратить внимание, что Президиум Верховного Совета СССР платежи с владельцев транспортных средств называет «сбором», не устанавливая, в чем различие правовой природы «налога» и «сбора». Финансово-правовая доктрина пыталась обосновать законодательный подход. Так, С.Д. Цыпкин обращал внимание, что обязанность уплаты сбора с владельцев транспортных средств связана с государственной регистрацией транспортного средства. Таким образом, эти сборы ученый характеризовал как пошлину, взимаемую государственными органами за выдачу номерных знаков. Подобный вывод был сделан, вероятно, по той причине, что сбор взимался единоразово при государственной регистрации транспортного средства. При этом законодательно устанавливалось, что к сбору привлекаются граждане, имеющие объекты налогообложения. На наш взгляд, сложности администрирования не позволяли ежегодно облагать транспортные средства налогом. Практика «ежегодного» взимания налога с владельцев транспортных средств ведет свое начало с 1981 г. с принятием Указа Президиума Верховного Совета СССР «О местных налогах и сборах». Таким образом, с этого момента платеж с владельцев транспортных средств приобрел все характерные черты, свойственные налогу.
Современную историю транспортного налога можно вести с Закона РФ от 18 октября 1991 г. №1759-1 «О дорожных фондах в Российской Федерации» [11], которым устанавливалось образование финансовых ресурсов для содержания и устойчивого развития сети автомобильных дорог общего пользования. Финансирование дорожных фондов должно было осуществляться за счет ряда платежей:
федерального и территориального налогов на реализацию горюче-смазочных материалов;
налога на пользователей автомобильных дорог;
налога с владельцев транспортных средств;
налога на приобретение автотранспортных средств (кроме приобретаемых гражданами в личное пользование легковых автомобилей);
акцизов с продажи легковых автомобилей в личное пользование граждан.
Таким образом, законодатель, решая задачу содержания и строительства автомобильных дорог, ввел в действие налог с владельцев транспортных средств и ряд других платежей.
Кардинальные изменения, связанные с финансированием публичных расходов, произошли с принятием Бюджетного кодекса РФ, в котором впервые был закреплен принцип общего (совокупного) покрытия расходов, в соответствии с которым доходы бюджета не могут увязываться с осуществлением конкретных расходов. Таким образом, была исключена возможность устанавливать налоги для покрытия определенных расходов, в нашем случае — расходов на содержание и строительство автомобильных дорог. Принятый в 1998 г. Бюджетный кодекс вступил в действие с 1 января 2000 г. Стоит сделать оговорку, что в отношении дорожных фондов было сделано исключение: они продолжали функционировать до 2004 г. Законодатель искал различные правовые варианты регулирования транспортного налога. Один год просуществовал налог на отдельные виды транспортных средств, введенный в действие Федеральным законом от 8 июля 1999 г. №141-ФЗ «О налоге на отдельные виды транспортных средств» [15] и отмененный Федеральным законом от 5 августа 2000 г. №118-ФЗ «О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах» [16]. В первой редакции Налогового кодекса Российской Федерации (далее — НК РФ) содержалось упоминание о дорожном налоге, который так и не был введен. Наконец, вторая часть НК РФ была дополнена главной «Транспортный налог», которая была введена в действие Федеральным законом от 24 июля 2002 г. №110-ФЗ [17] и стала применяться с 1 января 2003 г.
Анализируя исторический опыт развития платежей, связанных с владением или использованием транспортных средств, можно увидеть, что они взимались по двум основаниям: как имущественный налог с владельцев транспортных средств или как специальные платежи, направляемые на покрытие расходов государства по строительству и содержанию дорог [18].
В своем развитии транспортный налог имеет не только фискальный потенциал, в т.ч. и как способ финансирования дорожного строительства, но может выполнять стимулирующую функцию при проведении государством экологической политики. Это новая задача, связанная с осознанием мировым сообществом масштаба проблемы экологической безопасности.
После подписания Киотского протокола об изменении климата Российская Федерация взяла на себя в том числе и обязательства по ограничению выбросов парниковых газов на транспорте [19]. Выполнять поставленную задачу можно различными административными или экономическими способами [20].