Содержание
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………..3
Глава 1. Развитие валеологической грамотности младших школьников как педагогическая проблема
1.1Состояние и оценка показателей здоровья школьников в современных условиях..9
1.2. Опыт работы российских и зарубежных школ………….16
1.3. Физиологические и психофизиологические особенности ребенка младшего возраста.28
Выводы по первой главе….49
Глава 2 Сотрудничество семьи и школы в приобщении школьников к здоровому образу жизни
2.1. Семья и здоровье50
2.2. Связь школы с семьей55
2.3. Содержание, методы и формы работы.61
Выводы по второй главе….66
Заключение…67
Библиография.69
Приложения75
Выдержка из текста работы
Изучение психолого-педагогической литературы по теме исследования позволило выдвинуть следующую гипотезу: предполагается, что формирование компьютерной грамотности младших школьников в процессе технологического образования будет успешнее при соблюдении следующих условий: учитывать психофизиологические особенности младших школьников в целом и учащихся своего класса, его отдельных групп; учитывать гигиенические условия; учитывать специфику учебного материала и дидактических задач урока; знать потенциальные возможности данного УМК и путей повышения эффективности учебных упражнений; знать технику работы методик для формирования компьютерной грамотности.
В соответствии с целью и гипотезой исследования были определены следующие задачи:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования.
2. Рассмотреть понятие и определить особенности формирования компьютерной грамотности у младших школьников.
3. Выявить условия ознакомления младших школьников с элементами компьютерной грамотности в процессе технологического образования.
4. Экспериментальным путем проверить условия формирования младших школьников компьютерной грамотности в процессе технологического образования.
База исследования: Муниципальное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 2 имени С.С. Орлова»
Адрес 161200, Вологодская область, Белозерский район, г. Белозерск, ул. Дмитриева, д.8
ГЛАВА I ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ КОМПЬЮТЕРНОЙ ГРАМОТНОСТИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА В процессе технологического образования
1.1 Психологические особенности развития младших школьников
Младший школьный возраст (с 6-7 до 9-10 лет) определяется важным внешним обстоятельством в жизни ребенка — поступлением в школу. В настоящее время школа принимает, а родители отдают ребенка в 6-7 лет. Школа берет на себя ответственность через формы различных собеседований определить готовность ребенка к начальному обучению. Семья принимает решение о том, в какую начальную школу отдать ребенка: государственную или частную, трехлетнюю или четырехлетнюю.
Поступивший в школу ребенок автоматически занимает совершенно новое место в системе отношений людей: у него появляются постоянные обязанности, связанные с учебной деятельностью. Близкие взрослые, учитель, даже посторонние люди общаются с ребенком не только как с уникальным человеком, но и как с человеком, взявшим на себя обязательство (неважно — вольно или по принуждению) учиться, как все дети в его возрасте.
Младший школьный возраст обещает ребенку новые достижения в новой сфере человеческой деятельности — учении. Ребенок в начальной школе усваивает специальные психофизические и психические действия, которые должны обслуживать письмо, арифметические действия, чтение, физкультуру, рисование, ручной труд и другие виды учебной деятельности. На основе учебной деятельности при благоприятных условиях обучения и достаточном уровне умственного развития ребенка возникают предпосылки к теоретическому сознанию и мышлению (Д. Б. Эльконин, В. В. Давыдов).
Учебная деятельность требует от ребенка новых достижений в развитии речи, внимании, памяти, воображения и мышления; создает новые условия для личностного развития ребенка.
Особенности общения
Место ребенка в системе общественных отношений. Ребенок, посещающий начальную школу, психологически переходит в новую систему отношений с окружающими его людьми. Живя среди тех же близких, в том же пространстве, называемом «дом», он начинает чувствовать, что его жизнь принципиально изменилась — на него легли обязательства не только ежедневно посещать школу, но и подчиняться требованиям учебной деятельности. Свобода дошкольного детства сменяется отношениями зависимости и подчинения новым правилам жизни. Семья начинает по-новому контролировать ребенка в связи с необходимостью учиться в школе, выполнять домашние задания, строго организовывать режим дня. Ужесточение требований к ребенку, даже в самой доброжелательной форме, возлагает на него ответственность за самого себя. Необходимое воздержание от ситуативных импульсивных желаний и обязательная самоорганизация создают изначально у ребенка чувство одиночества, отчужденности себя от близких — ведь он должен нести ответственность за свою новую жизнь сам организовывать ее. Начинается трудный период испытания ребенка не только необходимостью ходить в школу, быть дисциплинированным (правильно вести себя в классе, быть внимательным к ходе урока, к умственным операциям, которые надо совершать при исполнении заданий учителя и др.), но и необходимостью организации своего дня дома, в семье.
Не добрая воля «Я сам», как в дошкольном детстве, а необходимость самостоятельно и ответственно изо дня в день организовывать свою учебную деятельность вызывает у ребенка чувство покинутости родными и высокую сензитивность к отношению со стороны членов семьи.
Конечно, взрослые озабочены учебными проблемами ребенка. Именно дома пытаются организовать его правильное отношение к учебной деятельности — отношение взятой на себя ответственности Родители специально берут отпуск в сентябре, чтобы помочь ребенку войти в учебную деятельность и определить его самочувствие и успехи на многие годы вперед. Организуется рабочее место (стол, стул, полки, лампа, часы и др.), ведутся беседы о необходимости правильно спланировать свое время, чтобы хорошо учиться и успевать играть, гулять, заниматься другими приятными или обязательными делами. Некоторые родители реально, практически учат организовывать рабочее время для занятий. Так, в одном семействе детям для исполнения домашних заданий давали специально определенное время, тем самым строго контролируя их деятельность. Заведенный будильник ставился перед ребенком на столе. Тикающий будильник, прыгающая поминутно стрелка довольно быстро приучили детей контролировать себя во время работы и не отвлекаться на постороннее
Самое главное, что может дать семья младшему школьнику, — научить его воздерживаться от развлечений в урочное время, прочувствовать, что значит «делу время — потехе час», брать ответственность на себя, тем самым научиться управлять своей волей.
Разумная и любящая ребенка семья помогает ему освоить предъявляемые к нему требования учебной деятельности и принять эти требования как неизбежное и необходимое.
Успехи ребенка в освоении норм жизни в новых условиях формируют у него потребность в признании не только в прежних формах отношений, но и в учебной деятельности. Характер адаптации к условиям жизни в младшем школьном возрасте и отношение к ребенку со стороны семьи определяют состояние и развитие его чувства личности. В условиях чувствительной к изменению социального статус ребенка семьи ребенок обретает новое место и внутри семейных отношений: он ученик, он ответственный человек, с ним советуются, ним считаются.
Младший школьный возраст называют вершиной детства. Ребенок сохраняет много детских качеств — легкомыслие, наивность, взгляд на взрослого снизу вверх. Но он уже начинает утрачивать детскую непосредственность в поведении, у него появляется другая логика мышления. Учение для него — значимая деятельность. В школе он приобретает не только новые знания и умения, но и определенный социальный статус. Меняются интересы, ценности ребенка, весь уклад его жизни.
Изменение самосознания приводит к переоценке ценностей. То, что было значимо раньше, становится второстепенным. Старые интересы, мотивы теряют свою побудительную силу, на смену им приходят новые. Все, что имеет отношение к учебной деятельности (в первую очередь, отметки), оказывается ценным, то, что связано с игрой, — менее важным. Маленький школьник с увлечением играет, и играть будет еще долго, но игра перестает быть основным содержанием его жизни.
Любознательность, брызжущая из первоклассников, у многих из них исчезает к третьему классу начальной школы. Иногда разочарование ребенка в школьной жизни наступает уже через неделю. Один ребенок идет в школу со слезами, другой просит отвести его в детсад, а третьи думают о том, когда закончится школьный этап жизни.
Для того чтобы сохранить положительное отношение детей к учебной деятельности, надо выполнять хотя бы два условия.
Во-первых, включать учащихся в решение познавательных задач, решая которые, они будут узнавать новое в окружающем их мире. При этом специально следует подчеркнуть, что учащиеся должны получать не готовые знания и просто запоминать их, а именно как бы открывать их для себя. Следует отметить еще один важный момент, связанный с содержанием и дальнейшим формированием познавательной мотивации у детей. В классе всегда найдутся ученики, которые еще не наигрались и у которых игровая деятельность сохраняет свою ведущую роль. Учитывая это, учителя в начальный период обучения стараются использовать различные игры. И это правильно: дидактические игры должны органически входить в учебный процесс начальной школы. Учение как ведущая деятельность не может быть сформирована мгновенно. Но, вводя игры, учитель всегда должен использовать их для формирования деятельности учения. Кроме того, нельзя чрезмерно увлекаться игровыми ситуациями. Известно, что некоторые первоклассники разочаровываются в школьной жизни именно потому, что «там не учатся, а играют». В их глазах это «как в детском саду», а они жаждут других, более серьезных занятий. Не так просто учесть особенности каждого ребенка, когда их двадцать пять и когда надо работать со всеми одновременно. Вместе с тем, если организуемые виды занятий не подходят какой-то части детей, это может привести к утрате у них желания учиться. А желание ребенка — это главный двигатель его успешного обучения. Известно, что если человек не хочет учиться, то его научить ничему нельзя.
Второе условие связано со стилем поведения учителя с детьми. Некоторые учителя используют «запретительный» стиль. Они с первого дня пребывания ребенка в школе акцентируют его внимание на том, чего нельзя делать. Ученику без конца говорится о том, что школа это не детский сад, поэтому он не должен вставать с места, не должен разговаривать, не должен поворачиваться назад, не должен во время переменки бегать и т.д.
1.2 АСПЕКТЫ КОМПЬЮТЕРНОЙ ГРАМОТНОСТИ
Необходимым условием построения оптимального учебного процесса является конкретное и научно обоснованное определение содержания понятия «компьютерная грамотность». В настоящее время такого определения не существует. Приведем примеры определения компьютерной грамотности.
Компьютерная грамотность — владение навыками использования средств вычислительной техники; понимание основ информатики и значения информационной технологии в жизни общества..
Грамотность компьютерная — часть технологического образования. В структуру входит: знание основных понятий информатики и вычислительной техники; знание принципиального устройства и функциональных возможностей компьютерной техники; знание современных операционных систем и владение их основными командами; знание современных программных оболочек и операционных средств общего назначения (Norton Commander, Windows, их расширения) и владение их функциями; владение хотя бы одним текстовым редактором; первоначальные представления об алгоритмах, языках и пакетах программирования; первоначальный опыт использования прикладных программ утилитарного назначения.
Мнения специалистов не только значительно различаются, но и нередко противоречат друг другу.
Одна из причин трудности определения компьютерной грамотности состоит в том, что это понятие имеет несколько аспектов, каждый из которых заслуживает отдельного рассмотрения. Необходимо различать следующие виды компьютерной грамотности:
а) Бытовая компьютерная грамотность. В самом ближайшем будущем ожидается широкое использование вычислительной техники в быту: микропроцессоры, встроенные в различные устройства, автоматизация сферы обслуживания. Пользователем бытовых компьютеров станет практически каждый. Необходимая для этого «грамотность» состоит в приобретении практических навыков обращения с бытовыми устройствами нового типа. Пожалуй, впервые обязательное обучение навыкам работы со сложной техникой выступает как задача общеобразовательной школы. В настоящее время эта задача далека от своего решения. Преподаватели часто рассчитывают на то, что необходимые навыки сформируются у школьников в процессе обучения сами собой. Однако практика показывает, что необходима разработка специальных дидактических приемов. Психологические аспекты решения указанной задачи состоят в изучении и использовании закономерностей развития сенсомоторных навыков работы за дисплеем, а также оптимизации процесса практического усвоения школьниками адекватной функциональной структуры компьютерных средств (для этого может быть полезным применение правильно выбранных метафор).
б) Профессиональная компьютерная грамотность. С использованием вычислительной техники будет связано все большее количество профессий, однако характер этого использования в разных профессиях будет различным — от простого ввода данных до разработки новых поколений технических и программных средств. Поэтому содержание профессиональной компьютерной грамотности является специфическим для каждой профессии.
Школа может сыграть важную роль в обеспечении профессиональной компьютерной грамотности значительной части учащихся. Во-первых, многие школьники овладевают в рамках трудового обучения массовыми профессиями, связанными с работой на ЭВМ и базирующимися на среднем образовании. Во-вторых, следует обратить особое внимание на отбор и подготовку одаренных школьников для дальнейшей специализации в области информатики и вычислительной техники: компьютеризация общества означает повышение требований не только к массовой «грамотности», но и к уровню квалификации научных и инженерно-технических кадров.
в) Овладение компьютером как интеллектуальным средством. Персональные ЭВМ в недалеком будущем станут для многих людей средством, обеспечивающим доступ к различной информации, создание текстов, изображений и звуковых образов, личных банков данных. Формирование необходимой для этого компьютерной грамотности состоит в том, чтобы превратить ЭВМ в своего рода внешний орган мышления и памяти, которым можно свободно и эффективно пользоваться при решении широкого круга задач. При организации учебного процесса по курсу информатики в школе необходимо учитывать прежде всего данный аспект.
Перечисленные виды компьютерной грамотности не являются взаимоисключающими — они тесно взаимосвязаны и частично перекрываются.
1.3 ПУТИ ФОРМИРОВАНИЯ КОМПЬЮТЕРНОЙ ГРАМОТНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Современное общество этапа информатизации поставило перед педагогической наукой важную задачу — воспитать и подготовить подрастающее поколение, способное активно включиться в качественно новый этап развития общества.
Выполнение вышеназванного социального заказа общества зависит как от технической оснащённости учебных заведений электронно-вычислительной техникой, так и от готовности обучаемых к восприятию постоянно возрастающего потока информации, в том числе и учебной.
В настоящее время, когда компьютеризация образовательных учреждений практически завершена, становится реальной возможность систематического использования методов и средств информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) при изучении различных учебных дисциплин. Этот факт, в свою очередь, требует от обучаемых наличия компьютерной грамотности, то есть умения «общаться» с компьютером, знаний о том, что из себя представляет персональный компьютер и программные продукты, каковы их функции и возможности, а также ограничения, связанные с их использованием.
Однако эффективность использования ИКТ в настоящее время не всегда является высокой. Одним из основных факторов, влияющих на эффективность использования ИКТ в учебном процессе, является, зачастую низкий уровень компьютерной грамотности учащихся.
Учитывая вышеизложенное, можно говорить о необходимости организации процесса формирования компьютерной грамотности уже в начальной школе. Однако практические пути решения данной проблемы остаются недостаточно разработанными, слабо отображены данные вопросы и в педагогической науке. Кроме того, существует проявление консерватизма во взглядах на формирование компьютерной грамотности на начальной ступени обучения как со стороны преподавателей начальной школы, не желающих что-либо менять в своей профессиональной деятельности, так и со стороны родителей младших школьников (особенно в сельской местности).
Основной причиной этого, прежде всего, является отсутствие педагогической системы, способствующей целенаправленному формированию компьютерной грамотности младших школьников как в процессе обучения, так и вне его.
Решить эту проблему может логически выстроенная система педагогической работы по формированию компьютерной грамотности учащихся начальных классов. Необходимо проведение педагогической работы по трём направлениям: работа с педагогами начальной школы; работа с младшими школьниками; работа с родителями этих школьников.
Работа с педагогами начальной школы должна проводиться в три этапа:
Формирование компьютерной грамотности тех педагогов, чьи школьные годы прошли до появления персональных компьютеров (путём обучения учителей на курсах повышения квалификации);
Формирование ИКТ-компетентности педагога, подразумевающей умение найти, зафиксировать, модифицировать, создать новую информацию и сделать её доступной (путём обучения учителей на курсах повышения квалификации);
Создание условий для практического освоения и применения в образовательном процессе комплекса педагогических средств формирования компьютерной грамотности младших школьников (путём использования различных форм работы — методические студии, конференции, семинары- практикумы и др.).
Работа с учащимися строится по следующим направлениям: выявление и активизация потенциала учебных занятий по предметам: внедрение ИКТ в учебный процесс, включение в содержание занятий материала, составляющего наполнение понятия «компьютерная грамотность», обращение к личному опыту детей; интеграция традиционных педагогических технологий и ИКТ; разработка и реализация общешкольных, групповых и индивидуальных проектов, способствующих формированию компьютерной грамотности младших школьников; вовлечение учащихся в досуговые виды деятельности, использующие ИКТ, в рамках досугово-развивающей среды образовательного учреждения и внешкольной образовательной среды, что предполагает связь школы с учреждениями дополнительного образования, привлечение к работе с учащимися родителей
Работа с родителями младших школьников с целью развития педагогически целесообразной направленности родителей на создание условий формирования компьютерной грамотности ребёнка должна включать в себя: педагогическое просвещение родителей по вопросам формирования компьютерной грамотности младшего школьника; привлечение родителей к активному участию в совместной деятельности — проведение тематических встреч учащихся с родителями, защита семейных проектов и др.
1.4 Система технологического образования
В настоящее время различают следующие системы технологического образования:
1. Предметная система: сущность её заключается в организации обучения на примере изготовления, какого либо предмета или изделия. Она была основана в середине 19 века и лежала в основе подготовки ремесленников и подмастерья. В наст время широко используется при обучении на производстве. Достоинства: Высокое мастерство при выполнении изделия. Недостаток: при изменении вида изделия — требуется переобучение специалиста.
2.Операционная система — освоение какой-либо операции или группы операций. Возникла на рубеже индустриализации производства характеризующего разделение труда. Заключается в том что, обучение нацелено на усвоение учащегося определенных технологических операций. Операционное обучение предполагает подготовку специалистов узкого профиля владеющего одной или несколькими операциями (например, работа конвейерного типа). Достоинства: Достижение очень высокого уровня профессионализма до автоматизации, без брака. Недостаток: Узкая специализация, не позволяющая использовать работников на других технологических операциях и требующая для этого переподготовки.
3. Операционно — предметная — широко используется для обучения специалистов в системе примышлено технического образования. Сущность её заключается в том, что на первоначальном этапе обучения усваивается основа технология основной операции. После этого в качестве объекта труда используется изделие для обучен.
Достоинства: Возможность подготовки специалистов широкого профиля, не требующих переобучения при изменении объектов труда. Недостатки: Высокая стоимость обучения, большие материальные затраты и больше время обучения.
4. Предметно- операционная — является основной в организации технологического образования школьника. Заключается в том, что обучение технологическим операциям осуществляется в ходе изготовлен специально подобранного вида изделия. Достоинства: Позволяет сократить материальные затраты на обучение, сокращение сроков на обучение. Недостатки: Сложность подбора объекта труда позволяет обеспечить высокое качество формирования умений выполнять технологические операции.
5. Моторно-тренировочная (система централизованного института труда). Сущность её заключается в обычном выполнении технологической операции с помощью тренажёра (пиление, строгание …). Достоинства: Позволяет увеличить качества формирования умений, сокращается время обучения. Недостатки: Достаточно высокая стоимость обучения.
6. Комбинированная система — заключается в комплексном использовании матерно тренировочной, предметно операционной и операционно-предметной системой.
Содержание обучения технологии должно согласовываться с периодами развития определённых качеств личности, обеспечивать соответствующие целям и задачам информационное наполнение, тесную смысловую взаимосвязь и преемственность возрастных этапов технологической подготовки учащихся. В структуре первого блока (1 — 4 классы) в виде отдельных модулей, с учётом уровня общеобразовательной подготовки, интеллектуальных и психофизических особенностей личности младших школьников, могут изучаться технологии прикладного художественного преобразования таких материалов, которые не требуют при обработки значительных физических усилий, но способствуют эстетическому и познавательно-трудовому развитию учащегося, совершенствованию чёткости и точности манипулятивных функций рук и пальцев, что обеспечивает в дальнейшем эффективное владение различными ручными инструментами. Это могут быть работы с бумагой, древесиной и древесными материалами, папье-маше, пенопластами, фольгой и мягкой проволокой, текстильными материалами, глиной. При наличии условий целесообразно также ознакомление школьников с некоторыми технологиями преобразования биологических объектов (выращивание комнатных и огородных растений, уход за домашними животными, декоративной и домашней птицей, аквариумными рыбками). Для этого начальная школа должна располагать кабинетом (уголком) живой природы. Пропедевтический характер обучения на этом этапе развития уч-ся позволяет назвать этот блок как «Введение в технологию».
Содержание блока «Информационные технологии» позволяет дать учащимся 1 — 5 кл. первоначальное знакомство с компьютером, формируются первые элементы информационной культуры в процессе использования учебных игровых программ, простейших компьютерных тренажеров и т.д.
школьник компьютерный грамотность педагогический
1.5 Основные направления совершенствования обучению компьютерной грамотности в курсе изучения предмета «Технология»
Сегодня мы вышли на уровень, когда компьютерная грамотность выпускника школы должна быть достаточна для того, чтобы свободно работать на персональном компьютере как пользователь. Это потребность, продиктованная временем, уровнем развития экономики и нравственными ценностями общества. В обучении особенный акцент ставится сегодня на собственную деятельность ребенка по поиску, осознанию и переработке новых знаний. Учитель выступает как организатор процесса учения, руководитель самодеятельности учащихся, оказывающий им нужную помощь и поддержку. Необходимо переосмыслить место и роль информации, что ведет к переосмыслению содержания образования. Ожидать всплеска повышения качества образования в стране по мере ее интернетизации не следует, однако не использовать новые технологии в образовании тоже неправильно.
Навыки по поиску, систематизации, анализу информации могут помочь в дальнейшем выпускникам школы самоутвердиться в жизни: повышать свою квалификацию, самостоятельно добывая знания, переквалифицироваться.
Обеспечение компьютерной грамотности не может быть целью только одного учебного предмета — необходимо внедрение новых информационных технологий в учебный процесс по всем школьным учебным предметам.
Значительные резервы в изучении и обучению работе на компьютере кроются в новом подходе к обучению «Технологии».
Образовательная область «Технология» призвана подготовить учащихся к самостоятельной трудовой жизни, связанной с их созидательной и преобразующей деятельностью, к профессиональному самоопределению и последующему овладению выпускниками школ различными профессиями.
Значительные изменения, происходящие в области образования в последние годы, коснулись и сферы трудовой подготовки школьников: изменились традиционные формы работы межшкольных учебно-производственных комбинатов, появилась новая предметная область «Технология», а перенос центра тяжести программы курса «Информатика» с программирования на практическое использование информационных технологий дает выпускникам школы некоторые преимущества на рынке труда перед их более старшими по возрасту конкурентами. Все эти изменения нацелены прежде всего на то, чтобы подготовить подростка к реальной трудовой деятельности в существующих на сегодняшний день социально-экономических условиях.
За счет курса «Технология» значительно повышается качество знания по информатике в рамках минимальной часовой нагрузки по предмету в старших классах и к тому же без дополнительной внеурочной загрузки учащихся, что весьма актуально в школах инновационного типа, где учебный план перенасыщен.
Новый учебный курс «Информационные технологии» как раз и является отражением осознанной обществом настоятельной необходимости подготовки школьников к жизни в условиях информатизации всех сфер общественного производства.
Учебный курс «Компьютерные технологии» призван научить использовать инструмент с названием компьютер для получения, хранения, обработки и передачи информации.
В едином информационно-образовательном пространстве вариативность курса «Технология» и наполнение его разными составляющими дает средства и методы для развития способностей к ориентации в быстро меняющемся мире, позволяет успешно осваивать любую профессиональную область деятельности и способствовать саморазвитию человека.
Выводы по 1 главе
Таким образом, рассмотрев теоретические аспекты формирования у младших школьников компьютерной грамотности в процессе технологического образования, мы пришли к выводам:
1. Грамотность компьютерная — часть технологического образования. В структуру входит: знание основных понятий информатики и вычислительной техники; знание принципиального устройства и функциональных возможностей компьютерной техники; знание современных операционных систем и владение их основными командами; знание современных программных оболочек и операционных средств общего назначения (Norton Commander, Windows, их расширения) и владение их функциями; владение хотя бы одним текстовым редактором; первоначальные представления об алгоритмах, языках и пакетах программирования; первоначальный опыт использования прикладных программ утилитарного назначения.
2. Необходимо организовывать процесс формирования компьютерной грамотности уже в начальной школе, для этого необходима логически выстроенная система педагогической работы по формированию компьютерной грамотности учащихся начальных классов. Необходимо проведение педагогической работы по трём направлениям: работа с педагогами начальной школы; работа с младшими школьниками; работа с родителями этих школьников.
3. Содержание обучения технологии должно согласовываться с периодами развития определённых качеств личности, обеспечивать соответствующие целям и задачам информационное наполнение, тесную смысловую взаимосвязь и преемственность возрастных этапов технологической подготовки учащихся. Содержание блока «Информационные технологии» позволяет дать учащимся 1 — 5 кл. первоначальное знакомство с компьютером, формируются первые элементы информационной культуры в процессе использования учебных игровых программ, простейших компьютерных тренажеров и т.д
4. Для ознакомления младших школьников с элементами компьютерной грамотности необходимо учитывать психофизиологические особенности младших школьников; учитывать гигиенические условия; учитывать специфику учебного материала и дидактических задач урока; знать потенциальные возможности данного УМК и путей повышения эффективности учебных упражнений.
Следующая глава будет посвящена экспериментальному исследованию условий формирования компьютерной грамотности младших школьников в процессе технологического образования.
ГЛАВА II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ПРОВЕРКА ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ ФОРМИРОВАНИЯ КОМПЬЮТЕРНОЙ ГРАМОТНОСТИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА
Опытно-экспериментальной базой исследования послужило Муниципальное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 2 имени С.С. Орлова»
Адрес 161200, Вологодская область, Белозерский район, г. Белозерск, ул. Дмитриева, д.8
В ходе эксперимента участвовал 2 «а» класс, в количестве 22 чел.
Эксперимент состоял из трех этапов:
1 этап — констатирующий — проведена первичная диагностика уровня сформированности графической грамотности детей младшего школьного возраста в экспериментальной и контрольной группах.
2 этап — формирующий — реализация условий формирования у младших школьников компьютерной грамотности в процессе технологического образования.
2.1 Диагностика уровней сформированности графических умений младших школьников
На первом этапе ученикам, в составе 22 человек были выданы анкеты, где им предлагалось ответить на три вопроса:
1. Умеешь ли ты пользоваться компьютером?
2. Есть ли у тебя компьютер дома?
3. Для чего ты его обычно используешь?
Результаты анкетирования показали, что домашний компьютер имеется у 18 человек (73%). Остальные пользуются компьютером в школе или у друзей. Все опрошенные заявили, что умеют пользоваться компьютером.
Наиболее информативны ответы на третий вопрос. Большинство школьников отмечали, что используют компьютер «для игр», «для общения и развлечений в интернете», «для подготовки домашних заданий и докладов». Естественно, что зачастую одним человеком указывается несколько видов деятельности.
Как нам первоначально казалось, что дети отдают предпочтение развлечениям, а не образованию. Частично наши опасения оправдались. По ответам ребят можно выделить ряд важных групп деятельности и отсортировать их по популярности:
1. Компьютерные игры (18 упоминаний).
2. Работа над домашним заданием, подготовка докладов и сообщений.
3. Общение c друзьями через mail-агент, ICQ, Skype (6).
4. Поиск, скачивание и прослушивание музыки (5).
5. Поиск интересной информации в интернете (5).
6. Поиск новых знакомых в социальных сетях (4).
Эти шесть групп достаточно полно представляют картину деятельности школьников данной возрастной группы. Если к образовательному аспекту можно отнести 2 и с оговорками 5 группу, то все остальные представляют, несомненно, развлечения. Однако наиболее популярными являются первые две. Итак, из 22 учеников только 4 указали, что не играют в компьютерные игры, а 7 не используют компьютер для учебы. Таким образом, на основании проанализированной информации можно сказать, что все учащиеся имеют первоначальные компьютерные навыки, более половины учеников обследованного класса стараются совмещать учебную и развлекательную деятельность за компьютером. В этом нет ничего удивительного, ибо компьютер представляет современное многофункциональное средство для обучения и отдыха и дети предпочитают использовать все его актуальные возможности, что говорит о начальном этапе сформированности компьютерной грамотности.
2.2 МЕТОДИКА компьютерного обучения младших школьников в процессе технологического образования
К числу важнейших принципов обучения в школе, как известно, относятся:
принцип научности, предполагающий соответствие содержания образования уровню и перспективам развития соответствующей отрасли научных знаний, формирование у учащихся научного мировоззрения на основе правильных представлений об общих и специальных методах научного познания, усвоение основных закономерностей процесса познания с позиций диалектического материализма;
принцип доступности, учитывающий уровень подготовки и возрастные особенности учащихся;
принцип систематичности и последовательности, требующий располагать материал с учетом логики изучаемой научной системы знании и закономерностей развития научных понятии в сознании учащихся;
принцип единства обучения, воспитания и развития, предполагающий неразрывную связь обучения и воспитания на основе формирования подлинно научных знаний, умений и навыков в сочетании с развитием и обогащением мировоззренческих и поведенческих качеств личности, творческих способностей учащихся;
принцип наглядности обучения, ориентирующий на использование в процессе обучения разнообразных средств наглядного представления соответствующей учебной информации;
принцип связи теории с практикой, предполагающий вовлечение учащихся в разнообразные виды учебно-познавательной деятельности, в общественно полезный, производительный труд, позволяющий на практике применять приобретенные в процессе обучения знания, умения, навыки, опыт творческой работы;
политехнический принцип, ориентирующий на изучение учащимися в теории и на практике наиболее типичных и перспективных производственно-технологических процессов, машин, механизмов и тех явлений, которые лежат в основе их работы;
принцип активности и сознательности в обучении, требующий всемерной активизации учебно-познавательной деятельности учащихся, развития их самостоятельности в процессе овладения всеми компонентами содержания образования;
принцип преемственности, предполагающий установление необходимых межпредметных и внутрипредметных связей в процессе обучения, организацию учебной деятельности с учетом уровня предшествующей подготовки учащихся;
принцип индивидуального подхода в обучении в сочетании с принципом коллективной организации учебной деятельности и т. д.
Вот несколько примеров обучающих программ:
Она позволяет рисовать и конструировать рисунки на экране дисплея, сохранять полученные изображения на диске. В качестве «карандаша» могут выступать различные фигуры: точки, круги, полукруги, треугольники, резинки. Редактор располагает следующими возможностями
Выбор карандаша (F1-поис вперед, F2-поис назад);
Изменение цвета карандаша (F3);
Изменение цвета фона (F4);
Очистка экрана (F5);
Запоминание рисунка (F6);
Считывание рисунка(F7);
Редактор позволяет выполнять изображения по предлагаемому рисунку, а также по своему замыслу.
Как известно, современные графические редакторы для различных компьютеров с различными графическими системами обладают большими возможностями в создании и редактировании изображений обычно предусматривается выбор графических примитивов, установление их размеров, выбор цветовой гаммы, стиранее ошибочно проведенных линий и выполненных рисунков и т.д.
Вместе с тем изучение таких редакторов порой затруднено из-за освоения большого числа операционных действий. Поэтому, на наш взгляд, более целесообразно предлагать учащимся начальной школы более простые редакторы, моделирующие лишь отдельные функциональные возможности «профессиональных редакторов». В них операциональные навыки не должны затенять деятельность, связанную с построением изображений.
Данный графический редактор позволяет развивать формулированное ранее положение об оперировании учащихся понятиями «объект», «имя», «значение». Например, можно, предлагая учащимся реальные объекты (игрушечные автомобили, домики и т.п.), обучать их созданию (конструированию) изображения на экране дисплея, затем запоминанию изображений под некоторым именем, вызову (считыванию) изображения по указанному имени.
Кроме того, включение редактора в учебную деятельность позволит естественным образом знакомить учащихся с различными геометрическими фигурами и оперированию с ними.
Примером коллективной работы может стать проектирование на компьютере строительства из кубиков детского городка. На занятии дети разбиваются на группы, в каждую из которых входят архитекторы (проектирующие город на компьютере), строители (собирающие город из кубиков).
Главным в обучении является не компьютер, а ориентация на развитие познавательных процессов, самостоятельность в выполнении творческих работ. В этом процессе главное, что каждый ребенок может выразить себя, раскрыть свои возможности.
2. ЛОГО.
ЛОГО — это язык программирования и вместе с тем особая обучающая сфера. Разработали Лого ведущие американские исследователи в области искусственного интеллекта. Язык этот по синтаксису предельно прост и близок к естественному. В то же время он обладает мощными современными средствами, формирующими культуру мышления и позволяющими создавать программы очень лаконичные, прозрачные по структуре и эффективные.
Лого — заместительное средство для моделирования чего угодно. В распространении от одного до четырех исполнителей — черепашек, которые могут менять свою форму, создавать рисунки, двигаться по любым траекториям с разными скоростями, сообщить вам данные о той области экрана, где они находятся. Лого — прекрасное средство для развития мышления и самостоятельных исследований в самых разных интеллектуальных областях и с различными уровнями сложности.
Можно создавать с ребятами любые тексты, обучающие и даже обучаемые. Ученики могут изучать Лого все школьные годы, создавая, играя и работая с простыми картинками и мультиками, а позже с другими программами.
Лого — среда, которая позволяет постичь красоту законов симметрии даже учащимся начальной школы. Самая простая снежинка, обладающая поворотной симметрией шестого порядка, может быть запрограммирована детьми в начале обучения командам черепашки. Снежинки, расположенные на экране в определенном порядке доставляют ребенку неожиданную радость. Это его первые орнаментальные построения, в которых реализуется свойственная человеку любовь к гармонии и упорядоченности.
В программе представлена классификация геометрических фигур по форме и цвету. В центре экрана появляются геометрические фигуры, разные по форме и цвету, и предлагается разместить:
круги в верхней части экрана, а треугольники — в нижней;
квадраты в левой части экрана, а прямоугольники — в правой;
фигуры зеленого цвета в правой части экрана, красного цвета — в левой;
три треугольника в правом верхнем углу, а два круга — в левом нижнем.
Возможны и другие задания, программа даст широкий простор фантазии. Выбор конкретной фигуры производится с помощью указателя-стрелки, которая перед началом работы находится в правом верхнем углу экрана. Клавишами управления курсором указатель устанавливается на нужную фигуру. При нажатии клавиши «ввод» указатель пропадает и появляется возможность перемещать выбранную фигуру клавишами управления курсором. Как только фигура приведена на отведенное ей место, она фиксируется клавишей «ввод». Работа с последующими фигурами осуществляется аналогично. После выполнения задания нажимается клавиша «пробел» и на экране появляется новый набор фигур (состав фигур и их цвет подбираются случайно).
На основе изложенных выше принципов создаются и разрабатываются в наши дни программно-методические комплексы и авторские программы обучения информатике в младших классах. Вот обзор нескольких из них:
1. Учебно-методический пакет «Роботландия» — это курс раннего обучения информатике. Роботландия ориентирована на младших школьников (1-3 класс), причем это не введение, не кружковые разработки, а полный курс информатики в начальном звене.
При построении курса были приняты следующие цели изучения:
1) Формирование в сознании школьника единой информационной картины мира.
Эта задача ставит информатику в ряд естественных наук (физика, химия, биология).
2) Формирование компьютерной интуиции: знание возможностей и ограничений использования ЭВМ как инструмента для деятельности; умение использовать ЭВМ на практике в тех случаях, когда это эффективно, и отказ от компьютеризации там, где это бессмысленно.
3) Формирование операционного стиля мышления: умение формализовать задачу; выделить в ней логически самостоятельные части; определить взаимосвязь этих частей; спроектировать решение при помощи нисходящей и восходящей технологий; верифицировать результат. Отметим, что операционный стиль характерен для различных видов деятельности, а не только для программирования, как это иногда однобоко понимается.
4) Формирование конструкторских и исследовательских навыков активного творчества с использованием современных технологий, которые обеспечивает компьютер.
Сформулированные задачи определили четыре линии курса, которые можно кратко обозначить ключевыми словами: информация, компьютер, программирование, творчество. Линия «информация» мировоззренческая. Она учит выделять информационные процессы в окружающем мире, распознавать способы хранения, передачи и обработки информации. Линия «компьютер» учит использовать ЭВМ как инструмент для деятельности. Линия «программирование» использует инструментарий концептуального программирования для овладения структурной методологией решения задач. Линия «творчество» учит детей различным видам познавательной деятельности, используя компьютер как средство, помогающее такому обучению, и как инструментарий такой деятельности. Многие задачи в курсе ставятся таким образом, что превращаются для детей в маленькие самостоятельные исследования. Эти линии проходят через все темы курса. Каждая из них развивается по своей собственной логике, но при этом они пересекаются, поддерживают и дополняют друг друга. Для формирования почти каждого отдельного умения в системе раннего обучения предусматривается отдельный программный исполнитель. Форму урока учитель может выбрать по своему желанию: или групповую, или в парах, или фронтальную. Если учитель выбирает групповую работу, а групповая работа дает хорошие результаты, то необходимо научить детей работать в группе, а это очень большой и трудоемкий труд, который будет продолжаться в течении нескольких уроков информатики, а так как информатика всего один раз в неделю, то может просто не хватить времени на достижение поставленной на уроке цели. Если учитель выбирает фронтальную форму обучения, то она тоже будет продуктивной потому, что как было сказано ранее, урок — это не монолог учителя и не традиционные объяснения и опросы, а это беседы, обсуждения новых понятий, совместный поиск и анализ примеров, иногда переходящий в игру. При этом вторая часть урока предназначена для работы за компьютером, а эта работа всегда индивидуальна, поэтому у учеников есть возможность проверить свои знания, точнее проконтролировать себя. В этой работе учитель выступает в роли консультанта, и если ученику нужна помощь, он ее всегда получит от учителя.
2. Авторская программа дополнительного образования библиотекаря Интернет-класса Узинцевой Т. А. «Компьютер — мой друг и помощник!» основывается на постоянно совершенствующемся мире компьютерных технологий, накопленном опыте по преподаванию основ новых информационных технологий отдела АБИС ЦСДШБ г. Озерска и уникальном фонде электронных книг, энциклопедий и развивающих игр Медиацентра.
Программа представляет среду для изучения универсальных компьютерных технологий (графический, текстовый редакторы, электронные книги и игры на развитие логического мышления, памяти и воображения, используемых для накопления навыков работы с информацией различных видов). Теоретические знания для младших классов даются на уроках в виде беседы с демонстрацией на компьютере или при использовании наглядных пособий.
В программе «Компьютер — мой друг и помощник!» и назначение, и оформление программ, и их последовательность подчинены одной цели — обеспечить эффективный дидактический инструментарий для решения основных задач курса. Включение компьютерных обучающих программ в процесс обучения младших школьников позволяет повысить эффективность обучения. Компьютерные программы для детей младшего возраста — это, прежде всего, обучающие игры, в которых активно используются зрительные образы (для формирования абстрактных понятий и навыков), а также активные формы работы самого ребенка, так как в начальной школе игровая форма деятельности является ведущей и имеет для детей огромное значение. Компьютерные обучающие программы, обеспечивая управление учебной деятельностью, могут служить инструментом познавательного развития детей.
Урок информационной технологии у младших школьников подобно другому уроку в начальной школе использует многочисленные формы: беседу, опрос, игры, конкурсы. Однако каждая из традиционных форм проведения урока кроме своего частного назначения, предусмотренного планом урока, служит подготовкой к кульминационному моменту занятия — компьютерному упражнению или творческой работе.
Занятия курса «Компьютер — мой друг и помощник!», так же, как и уроки информатики проводятся для групп, равных половине класса и рассчитаны на 2 года обучения. Программа предусматривает формирование первичных элементов информационной культуры и получение первоначальных практических умений и навыков работы на компьютере, необходимых в дальнейшей учебной деятельности младших школьников.
Цель предусматривает решение следующих задач:
§ дать учащимся общее представление об информационной картине мира, способах получения, хранения, обработки и передачи информации человеком;
§ способствовать развитию внимания, памяти, логического мышления и рефлексии младших школьников;
§ выработать навыки культурно-продуктивного общения;
§ научить использованию компьютера для получения новых знаний;
Средства достижения:
§ использование проверочных тестов для закрепления пройденного материала;
§ проведение творческих работ, стимулирующих интерес и активность ребят;
§ применение наглядных пособий и электронных развивающих книг и игр Медиацентра на уроках;
§ включение игровых и конкурсных элементов в ходе занятия;
Принципы, положенные в основу курса — принцип развивающего обучения, индивидуализация и дифференциация обучения, наглядность, доступность подачи информации, принцип последовательности — от простого к сложному, введение игрового элемента в процесс обучения, — обязательные атрибуты каждого урока. Стимулируется самостоятельность и активность каждого учащегося, им предлагаются задания, направленные на развитие памяти, внимания и логического мышления. Привлечение компьютера рассматривается не как самоцель, а как способ активизации творческого развития личности.
Продолжительность урока 45 минут (25 минут — повторение пройденного материала, объяснение нового и 20 минут — работа за компьютером, что соответствует санитарным нормам для данного возраста). Периодичность занятий в первый и второй год обучения — 2 раза в месяц.
3. Программный комплекс «Путешествие в информатику» (разработчик компьютерной программы Куликова Т.Н.)
является прямым дополнением и служит компьютерной поддержкой существующего на сегодня мощного учебно — методического комплекса «Информатика в играх и задачах» в виде рабочих тетрадей, контрольных работ, методических рекомендаций для учителя, разработанного авторским коллективом под руководством Горячева А.В. Программный комплекс «Путешествие в информатику» ориентирован на развитие логического мышления и формирование у детей 6-10 лет начальных навыков работы на компьютере, может использоваться как для проведения уроков информатики в школе, так и для индивидуальных занятий родителей с детьми. Для наиболее полной реализации образовательных и развивающих задач курса «Информатика в играх и задачах» необходимо совмещение «компьютерных» уроков с занятиями по рабочим тетрадям, а также — с использованием игр и задач, описанных в пособии для учителя (учебно-методический комплекс «Информатика в играх и задачах»).
Необходимо также отметить, что выявить и полноценно реализовать межпредметные связи, используя материал курса, может только учитель начальных классов. Поэтому в условиях школы наиболее предпочтителен подход, при котором «компьютерные» уроки проводят преподаватели информатики, а занятия по тетрадям — учителя начальных классов. В состав ПК для 1 класса входит 15 заданий, аналогичных заданиям рабочих тетрадей «Информатика в играх и задачах» для 1 класса. В состав ПК для 2 класса входит 21 задание, аналогичных заданиям рабочих тетрадей «Информатика в играх и задачах» для 2 класса. ПК для 3 класса находится в стадии апробации и завершающей доработки. В заданиях реализуется вариативный подход: при каждом повторе условие задачи несколько изменяется. При повторном выполнении некоторых заданий ученику предлагается выбрать один из нескольких уровней сложности. Во всех заданиях обеспечивается дифференцированный контроль результатов их выполнения. Чтобы совместить работу по тетрадям «Информатика в играх и задачах» с занятиями на компьютере, не увеличивая общую нагрузку с 34-36 учебных часов в год (1 час в неделю), рекомендуется заменять работу с некоторыми заданиями в тетрадях выполнением аналогичных заданий на компьютере. В методических пособиях для использования компьютерной поддержки преподавателем на уроках имеются таблицы для каждого «компьютерного» задания, где указана самая ранняя возможность его использования в тематическом плане курса. К выполнению уже знакомого задания на компьютере можно снова вернуться в любое другое время. «Путешествие в информатику» знакомит школьников с алгоритмами и величинами, множествами и графами, элементами логики и комбинаторики, способствует развитию логического мышления детей, учит: описывать свойства и отношения объектов, сравнивать и группировать объекты, составлять и выполнять алгоритмы, выполнять логические операции, составлять и использовать таблицы и схемы. Образовательные и развивающие цели выполнения всех заданий соответствуют целям, изложенным в описании соответствующих уроков («информатика в играх и задачах», методические рекомендации для учителя).
Программный комплекс «Путешествие в информатику» предназначен для использования, как в локальной сети, так и в автономном режиме.
4. «Радуга в компьютере».
В состав практикума вошли 936 упражнения, предназначенные, в основном, для детей старшей и подготовительной групп. Они распределены по четырем основным разделам: «Обучение грамоте», «Математика», «Познавательные занятия» и «Развитие индивидуальных качеств».
Каждое упражнение реализуется посредством использования одной из 38 компьютерных игр, вошедших в состав практикума. Занятия проводятся два раза в неделю, с использованием двух методик. Первая из них, ставшая уже традиционной для практикумов на основе ПМК «Радуга в компьютере», предусматривает подготовку каждого занятия с учетом используемых учебных программ и уровня знаний и развития детей. Занятие можно проводить в одном из двух режимов: «Пакет» или «Меню». При использовании первого из них игры выводятся на экран автоматически, по мере их выполнения или завершения отведенного времени; при использовании второго — ребенок может самостоятельно выбрать любую из игр из набора.
Вторая методика проведения занятий предусматривает использование специально разработанной компьютерной среды «Мышкин дом», предназначенной для развития различных психофизических качеств детей (зрительно-моторной координации, внимания, зрительной памяти, ассоциативного, творческого, логического и других видов мышления). В ней предусмотрено сочетание выполнения обязательной учебной программы, включающей 128 упражнения, с выполнением игр из набора по выбору ребенка. В ходе проведения занятия, после выполнения очередного упражнения учебной программы, на экран вызывается следующее, согласно ее содержанию; при невыполнении — упражнение необходимо начать снова. Однако, при выполнении трех упражнений учебной программы на одном занятии, ребенку открывается возможность прервать ход ее выполнения и поиграть в одну из восьми других развивающих игр.
Игры практикума строятся по принципу самоконтроля, сам сюжет подсказывает ребенку, какой ход решения он принял: верный или неверный. Понятная детям объективность оценок компьютера, его беспристрастность ведет уже в дошкольном возрасте к становлению способности объективно оценивать результаты и ход собственной деятельности.
Сформировавшиеся способности ребенка к замещению реального предмета игровым с переносом на этот предмет реального значения, действия являются необходимым условием его дальнейшего осмысленного оперирования символами и знаками. Таким образом, введение компьютера в ткань традиционного педагогического процесса детского сада позволяет переложить на него часть дидактической нагрузки, делая при этом процесс обучения более интересным, разнообразным и интенсивным. Компьютер не заменяет традиционное занятие, а только дополняет его. Компьютерные занятия должны проводиться в соответствии с общим планом образовательной программы, взаимно обогащая друг друга, обеспечивая дальнейшее развитие традиционной игровой среды. Для рационального сочетания обучающих, развивающих и развлекательных компонентов компьютерных игр программно-методического комплекса «Радуга в компьютере» используется следующая методика. В программу занятия включаются 4-5 игр с дидактическими материалами по русскому языку (обучению грамоте) и математике и 1-2 развивающих. Порядок использования игр в занятии зависит в основном от их сложности и актуальности, а также степени насыщения развлекательными элементами — чем она выше, тем порядковый номер игры больше. Подобная методика проведения позволяет поддерживать интерес ребенка и сохранять высокую интенсивность его деятельности на протяжении всего занятия. Компьютерное занятие можно проводить в двух режимах: «Пакет» и «Меню». При работе в режиме «Пакет» игры последовательно выводятся на экран компьютера согласно программе занятия. Для перехода к следующей игре необходимо выполнение одного из двух условий: 1) все задания текущей игры выполнены; 2) истекло отведенное для их выполнения время. Такой подход позволяет ребенку довольно часто достигать наиболее привлекательных для него игр, расположенных в конце программы проведения занятия, и, таким образом, поддерживать устойчивый интерес к подобным занятиям. При использовании режима «Меню» ребенок может самостоятельно выбрать очередную игру из предлагаемой программы занятия, однако сделать это можно не со всеми играми: — наиболее привлекательная часть игр становится доступной только при выполнении заданий всех остальных игр. Это режим предъявляет более жесткие требования к выполнению программы занятия, однако предоставляет определенную свободу при выборе очередной игры, а также возможность ее неоднократного использования, например, с целью выполнения всех необходимых заданий для последующего проведения пока еще недоступной игры. При подготовке занятия с помощью специальной компьютерной программы «Конструктор урока» создаются одновременно два запускающих эти режимы файла: «packet.bat» и «menu.bat». Таким образом, наличие возможности оперативного выбора режима проведения занятия в зависимости от уровня подготовки учащегося позволяет дифференцировать процесс обучения с использованием компьютерных технологий, а рациональное сочетание обучающих, развивающих и развлекательных компонентов компьютерных игр повышает эффективность его использования.
В ходе эксперимента участвовал 2 «а» класс, в количестве 22 чел.
2 «а» класс делился на 2 группы, чтобы каждый ученик мог самостоятельно работать за компьютером.
Урок разработан на основе программно-методического комплекса «Радуга в компьютере»
Тема: Решение логической задачи «Перевозчик».
Цели:
1) Развитие художественного воспитания у детей;
2) Развивать знание элементарных основ реалистического рисунка. Прививать навыки и умения в изобразительном искусстве;
3) Прививать любовь к труду, воспитывать аккуратность и настойчивость в работе.
Оборудование: компьютеры.
Этапы урока |
Ход урока |
Время (мин.) |
|
1. Вопросы по теме прошлого урока |
Как нужно вести себя в кабинете информатике, что нельзя делать? Как называется части машины? (дисплей, компьютер, дискета) Какие клавиши вы знаете? Как они называются? |
10 |
|
2. Объяснение задачи и управления клавишами |
Слова учителя: Задача: На берегу реки живет человек. Ему надо перевести на другой берег волка, козу и капусту в целости и сохранности. Мы должны ему помочь. У него ничего не получается». Дети правильно включают машины и загружают игры-задачи под присмотром учителя. Он объясняет: «Отправить лодку на другой берег — клавиша «вперед» вернуть на старый клавишей назад выбрать козу, капусту или волка клавиша команда плыть клавиша |
10 |
|
3. Совместное (с учителем) решение задачи, овладение клавишами управления |
Слова учителя: «Ребята, давайте попробуем помочь! Кого повезем вначале? Какую клавишу нажать, чтобы плыть на другой берег («вперед»)? Нажать ее. Пройти проверить участок. Выберем кого вести, нажимая пробел ( ) ) Нажмите 1 раз. Кого видите? (волка). Командуйте лодочке плыть Что случилось на старом берегу? (коза съела капусту) Значит, кого же повезем вначале? (козу, т.к. останется волк с капустой, а он ее не любит) Вернем теперь пустую лодочку обратно. Просто клавиша «назад» и дать команду плыть Кого повезем теперь. Давайте волка. Теперь увезем козу от волка. Кого повезем теперь, капусту (ведь волк ее не любит) Вернем лодку на старый берег. Повезем теперь козу. Мы выиграли, нас поздравляют. |
15 |
|
4. Анализ работы за машиной и результаты решения задачи |
Слова учителя: «В чем секрет этой игры? Нужно думать, кого везти и кого оставлять на берегу, ведь волк съест козу, а коза капусту». Объяснение. |
5 |
|
5. Домашнее задание. |
Объяснение домашнего задания |
5 |
Все дети работали очень увлеченно, дисциплина на уроке была отличная, дети были очень внимательны. Им очень нравилось работать на компьютере, быстро решали поставленные перед ними задачи.
Работы детей очень разнообразны, каждый по-своему увидел и представил картину решаемой задачи, которую потом и изобразил в своем альбоме. Из этих работ можно сделать вывод, как компьютер помогает развивать фантазию, воображение у детей, насколько они интересны и красочны. Все работы детей были закончены.
Все дети, включая и самых слабых, не боялись ошибиться, работали с интересом. Ребята быстро запоминали название и функции различных клавиш компьютера, и пользовались ими свободно. Были повторены различные геометрические термины. Ребята были очень активны, предлагали различные решения задачи, пробовали практически увидеть результат, если не получалось, давались новые варианты пока не было достигнуто правильное решение задачи.
Выводы по 2 главе
Таким образом, из проведенной работы видно, что при систематической работе с учащимися учитель может не только сформировать компьютерный навык, но и на ранних этапах предупредить и исправить недостатки при работе с компьютером, опираясь на разработанные современные эффективные методики.
Цель современных методик, направленных на формирование компьютерной грамотности, предусматривает решение следующих задач:
§ дать учащимся общее представление об информационной картине мира, способах получения, хранения, обработки и передачи информации человеком;
§ способствовать развитию внимания, памяти, логического мышления и рефлексии младших школьников;
§ выработать навыки культурно-продуктивного общения;
§ научить использованию компьютера для получения новых знаний;
Средства достижения:
§ использование проверочных тестов для закрепления пройденного материала;
§ проведение творческих работ, стимулирующих интерес и активность ребят;
§ применение наглядных пособий и электронных развивающих книг и игр Медиацентра на уроках;
§ включение игровых и конкурсных элементов в ходе занятия;
Принципы, положенные в основу формирования компьютерной грамотности в процессе технологического образования — принцип развивающего обучения, индивидуализация и дифференциация обучения, наглядность, доступность подачи информации, принцип последовательности — от простого к сложному, введение игрового элемента в процесс обучения, — обязательные атрибуты каждого урока. Стимулируется самостоятельность и активность каждого учащегося, им предлагаются задания, направленные на развитие памяти, внимания и логического мышления. Привлечение компьютера рассматривается не как самоцель, а как способ активизации творческого развития личности.
В процессе выполнения поставленных задач исследования, изучалось мнение специалистов по проблеме. Было отмечено, что формирование компьютерной грамотности — длительный и сложный процесс.
В результате нашей работы мы рассмотрели понятие «компьютерная грамотность» в психолого-педагогической литературе, определили особенности компьютерных умений детей младшего школьного возраста, выявили условия ознакомления младших школьников с элементами компьютерной грамотности.
На констатирующем этапе исследования мы провели диагностику уровня сформированности компьютерной грамотности учащихся второго класса. Осуществив практическую часть исследования, пришла к выводу, что при систематической работе с учащимися учитель может не только сформировать компьютерный навык, но и на ранних этапах предупредить и исправить недостатки при работе с компьютером, опираясь на разработанные современные эффективные методики.
Цель современных методик, направленных на формирование компьютерной грамотности, предусматривает решение следующих задач:
§ дать учащимся общее представление об информационной картине мира, способах получения, хранения, обработки и передачи информации человеком;
§ способствовать развитию внимания, памяти, логического мышления и рефлексии младших школьников;
§ выработать навыки культурно-продуктивного общения;
§ научить использованию компьютера для получения новых знаний;
Средства достижения:
§ использование проверочных тестов для закрепления пройденного материала;
§ проведение творческих работ, стимулирующих интерес и активность ребят;
§ применение наглядных пособий и электронных развивающих книг и игр Медиацентра на уроках;
§ включение игровых и конкурсных элементов в ходе занятия;
Принципы, положенные в основу формирования компьютерной грамотности в процессе технологического образования — принцип развивающего обучения, индивидуализация и дифференциация обучения, наглядность, доступность подачи информации, принцип последовательности — от простого к сложному, введение игрового элемента в процесс обучения, — обязательные атрибуты каждого урока. Стимулируется самостоятельность и активность каждого учащегося, им предлагаются задания, направленные на развитие памяти, внимания и логического мышления. Привлечение компьютера рассматривается не как самоцель, а как способ активизации творческого развития личности.
Таким образом, задачи, поставленные в начале работы, были решены, цель исследования достигнута, гипотеза подтверждена. Проведенное исследование позволило наметить направление дальнейшей работы в рамках проблемы формирования компьютерной грамотности младших школьников в процессе технологического процесса в условиях общеобразовательного учреждения.
ЛИТЕРАТУРА
1. Агапова Р. О трех поколениях компьютерных технологий обучения в школе. //Информатика и образование. -1994. -№2.
2. Белавина И.Г. Восприятие ребенком компьютера и компьютерных игр. // Вопрос психологии. — 1993. — №3.
3. Белавина И.Г. Психологические последствия компьютеризации детской игры. // Информатика и образование. — 1991. — №3.
4. Буцин Е.С. Обучение младших школьников началам информатики. //Информатика и образование. — 1991. — №3.
5. Варченко В.И. ПМК «Радуга в компьютере» — технология игрового обучения в начальной школе. //»Информатика и образование», №3. М.:, 2001
6. Варченко В.И. Радуга в компьютере. // Начальная школа. — 1997. -№10. — С92.
7. Варченко В.И., Жадобко Е.Б. Технология использования дидактических игр ПМК «Радуга в компьютере» при изучении природоведения в начальной школе.
8. Видерхольд. Компьютер в начальной школе. // Информатика и образование. — 1993. — №2.
9. Витуховская А.А. Компьютерная поддержка учебных курсов для начальной школы//Информатика в начальном образовании: Приложение к журналу «Информатика и образование».2001г. №1 .
10. Глушко А.И. Компьютерный класс в школе. // Информатика и образование. — 1994. — №4.
11. Грамолин В.В. Обучающие компьютерные игры. // Информатика и образование. — 1994 . — №4.
12. Гребенев И.В. Методические проблемы компьютеризации обучения в школе. //Педагогика — 1994. — №5.
13. Гребнов «Методические проблемы компьютеризации обучения в школе»// Педагогика, №5, 1994 г.
14. Давыдов В. В., Рубцов В. В. «Тенденции информатизации современного образования»/ Современная педагогика, №2, 1990 г.
15. Заничковский Е.Ю. проблемы информатики — проблемы интеллектуального развития общества. // Информатика и образование. — 1994. — №2.
16. Зинченко Г.П. ЭВМ в начальной школе. // Информатика и образование. -1991. -№3.
17. Каракозов М.С. Формирование навыка работы с клавиатурой. // Информатика и образование. — 1994. — №2.
18. Ким Н.А., Корабейников Г.Р., Камышева В.А. Занимательная информатика для младших школьников. // Информатика и образование. — 1997. — №2. — С13.
19. Клейман Т.М. Школы будущего: Компьютеры в процессе обучения. -М.: Радио и связь, 1997.
20. Кржен Дж. Компьютер дома. -М., 1996.
21. Лапчик М. Информатика и технология: компоненты педагогического образования. // Информатика и образование. — 1991. -№6.
22. Луцкий Р.М. Графика «Агата» — новые возможности. // Информатика и образование. — 1992. — №1.
23. Маргоми Я.М., Иванов А.М., Баранкина З.С. Содержание и методы непрерывного обучения информатике в начальной и средней школе. //ИНФО, 1991. -№1.
24. Материалы II Международного студенческого форума «Образование. Наука. Производство». Сборник тезисов докладов. Часть I.Белгород:, Издательство БГТУ им. В. Г. Шухова, 2004-322 с.
25. Материалы XII международной конференции-выставки «Информационные технологии в образовании». Сборник трудов. Часть III. М.:, МИФИ, 2002.
26. Мехонцева Д. Научное обоснование теории воспитания как управления формированием личности//Монография, Красноярск, Изд-во Красноярского университета, 1998
27. Мехонцева Д. Обучающая система как упорядочение-устойчивая самоуправляемая и управляемая целостность// Школьные технологии, -2001, № 6
28. Мехонцева Д. Объективная цель воспитания — формирование самоуправляемой и управляемой личности//Народное Образование, -2001, № 8
29. Мехонцева Д. Проблемы воспитания // Народное образование. — 1992. -№9.
30. Первин С.П. Дети, компьютеры и коммуникации. // Информатика и образование. -1994. -№4.
31. ПлеуховаЛ.Ф., Ситников Ю.К. Компьютерные системы заданий//Информатика и образование.1999г. №2.
32. Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. М., Из. Центр «Академия» , 2001
33. Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий т.1, М., НИИ школьных технологий 2006
34 Смирнов В. «Компьютер помогает школе»// Народное образование, №12, 1988 г.
Размещено на