Содержание
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ ПРОДУКЦИИ НА ПРЕДПРИЯТИИ8
1.1 Качество как экономическая категория8
1.2 Система управления качеством продукции на предприятии: понятие, структура и функции14
1.3 Управление качеством продукции как фактор повышения конку-рентоспособности организации29
2 ИССЛЕДОВАНИЕ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ ПРОДУКЦИИ В «LAPPSET»41
2.1 Технико-экономическая характеристика «Lappset»41
2.2 Анализ показателей качества продукции «Lappset»58
2.3 Организация управления качеством продукции62
3 НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ ПРОДУКЦИИ В «LAPPSET»78
3.1 Технические изменения в системе управления качеством
продукции78
3.2 Организационные изменения в системе управления качеством продукции в Lappset80
Заключение91
Глоссарий98
Список сокращений99
Библиографический список100
Приложение 1103
Выдержка из текста работы
В рыночной экономике огромное внимание уделяется проблемам качества. Это обусловлено наличием конкурентной среды. По методам осуществления конкуренция делится на ценовую (вытеснение конкурентов путем снижения, сбивания цены) и неценовую, при которой ту же цену предлагается товар с более высокими качественными параметрами и комплексом услуг, что означает в терминах маркетинга “товар с сопровождением”. Только качество может привлечь потребителя.
Серьезная конкурентная борьба обусловила в странах с развитой рыночной экономикой разработку программ повышения качества. В научных исследованиях и в практике возникла необходимость выработки объективных показателей для оценки способностей фирм производить продукцию с необходимыми качественными характеристиками. Эти характеристики подтверждаются сертификатом соответствия на продукцию. Многие фирмы-производители имеют системы качества, соответствующие международным стандартам.
В современных условиях именно сертификат на систему качества служит решающим фактором для заключения контракта на поставку продукции. Успешная реализация качественного продукта потребителю является главным источником существования любого предприятия.
История многих зарубежных и отечественных компаний является ярким подтверждением этого. Такие компании, как “Макдональд”, “Делта Эйрлайнз”, “Термо Кинг”, ОАО “Уфимское моростроительное производственное объединение”, АО “Ижорские заводы” (Санкт-Петербург), АО “Нитрон” (Саратов) и др. показывают положительный пример этой зависимости.
В рыночной экономике производитель и потребитель сами находят себя на рынке, их мотивации базируются на финансовом выигрыше и максимизации потребительского эффекта. При этом потребитель имеет выбор между наилучшими товарами различных производителей. Потребитель, являясь главной фигурой, определяет направления развития производства, приобретая товары и услуги по своем собственному желанию. Тем самым потребитель указывает, что следует производить.
Говоря о проблеме качества, следует отметить, что за этим понятием всегда стоит потребитель. Именно он выбирает наиболее предпочтительные свойства. Качество является задачей номер один в условиях рыночной экономики, где произошли подлинные революции в этой области. Именно с помощью современных методов менеджмента качества передовые зарубежные фирмы добились лидирующих позиций на различных рынках.
Российские предприятия пока еще имеют отставания в области применения современных методов менеджмента качества. Между тем повышение качества несет поистине колоссальные возможности. Однако повышение качества невозможно без изменения отношения к качеству на всех уровнях. Призывы к повышению качества не могут быть реализованы, если руководители различных уровней не станут относиться к качеству как образу жизни.
Между качеством и эффективностью производства существует прямая связь. Повышение качества способствует повышению эффективности производства, приводя к снижению затрат и повышению доли рынка.
Целью выпускной квалификационной работы является исследование сущности управления качеством продукции на примере производственного предприятия.
Задачи:
1) Проанализировать систему управления качеством продукции.
2) Исследовать показатели качества продукции предприятий, методы измерения качества и факторы, влияющие на качество.
3) Дать характеристику исследуемого предприятия и проанализировать качество выпускаемой продукции.
4) Показать пути совершенствования управления качеством продукции.
5) Разработать методы повышения качества продукции.
В дипломной работе проведен анализ существующего управления качеством на предприятии “Гармония+”, также в работе даны рекомендации по повышению качества выпускаемой продукции……..
ЛИТЕРАТУРА
1. Альперин Л. Освоение стандартов ИСО серии 9000 на российских предприятиях: трудности и пути их преодоления // Стандарты и качество. – 1998. — №8. – с. 44-47.
2. Альперин Л. Освоение стандартов ИСО серии 9000 на российских предприятиях: трудности и пути их преодоления // Стандарты и качество. – 1998. — №9. – с. 52-55.
3. Антонов Г.А. Основы стандартизации и управление качеством продукции: Учебник в 3 частях. – СПб.: СПбУЭФ, 1995. – 111с.
4. Аукуционек С.П. Опросы промышленных предприятий //ЭКО. — 1996. — № 10.
5. Баканов М. И., Шеремет А. Д. Теория экономического анализа: Учебник для вузов. — М.: Финансы и статистика, 1999. — 414 с.
6. Баканов М.И., Шеремет А.Д. Теория экономического анализа.– М.; Финансы и статистика, 1996 г.
7. Безверхий С.Ф. Управление качеством на современном этапе // Стандарты и качество. – 1997. — №1. – с. 14-22.
8. Британский стандарт BS 6143: 1992 «Руководство по экономике качества» Часть 1 «Модель затрат на процесс». – М.: НТК «Трек». – 1999. – 28 с.
9. Варгина М.К. Направления совершенствования работ по управлению качеством в регионах мира. //Сертификация.-1995.- №1.- с.10.
10. Васильева И. Н. Основы делопроизводства и персональный менеджмент: Учебное пособие для вузов / ВЗФЭИ. – М.: ЗАО «Финстатинформ», 1999. – 240с.
11. Вахрушев В. Принципы японского управления. — М.:ФОБЗ, 1992.- 207с.
12. Версан В.Г. Интеграция управления качеством, сертификация. Новые возможности и пути развития.// Сертификация. — 1994.- №3.-с.3.
13. Визит качества. Серия «Все о качестве. Зарубежный опыт». Выпуск 14, 1999 г. – М.: НТК «Трек». – 1999. – 23 с., ил.
14. Воронин Г.П. Решение проблемы качества в России – дело всех, дело каждого // Стандарты и качество. – 1998. — №10. – с. 6-10.
15. Всеобщее управление качеством: Учебник для вузов / О.П. Глудкин, Н.М. Горбунов, А.И. Гуров, Ю.В. Зорин; под ред. О.П. Глудкина. – М.: Радио и связь, 1999. – 600 с.
16. Гончаров В.В. В поисках совершенства управления: Руководство для высшего управленческого персонала. Т.1: Опыт лучших промышленных фирм США, Японии и стран Западной Европы. – М.: МНИИПУ, 1998. — 816с.: ил.
17. ГОСТ Р ИСО 14004-98 «Системы управления окружающей средой. Общие руководящие указания по принципам, системам и средствам обеспечения функционирования». – М.: ИПК изд-во стандартов, 1998. – 24 с.
18. ГОСТ Р ИСО 9000-1-94 Общее руководство качеством и стандарты по обеспечению качества. Часть 1. Руководящие указания по выбору и применению. – М.: ИПК изд-во стандартов, 1996. – 32 с.
19. ГОСТ Р ИСО 9001-96 «Системы качества. Модель обеспечения качества при проектировании, разработке, производстве, монтаже и обслуживании». – М.: ИПК изд-во стандартов, 1996. – 23 с.
20. ГОСТ Р ИСО 9002-96 «Системы качества. Модель обеспечения качества при производстве, монтаже и обслуживании». – М.: ИПК изд-во стандартов, 1996. – 22 с.
21. ГОСТ Р ИСО 9003-96 «Системы качества. Модель обеспечения качества при окончательном контроле и испытаниях». – М.: ИПК изд-во стандартов, 1996. – 15 с.
22. Жеребин А.М., Жулинский С.Ф., Самойлов В.П. Основы современного менеджмента качества. М.: Фонд «Новое тысячелетие», 1998.
23. Забежинский А.Д. Введение в действие статистического контроля на крупном промышленном предприятии // Стандарты и качество. – 1997. — №11. – с. 39-40.
24. Затраты на качество или стоимость плохого качества. Серия «Все о качестве. Зарубежный опыт». Выпуск 9, 1999 г. – М.: НТК «Трек». – 1999. – 28 с.
25. Захаров М.Г. Система качества – это инструмент самосохранения предприятия в условиях кризиса // Стандарты и качество. – 1999. — №2. – с. 34-35.
26. Инструменты качества. Часть IV: Гистограммы. // Методы менеджмента качества. – 2000. — №3. – с. 28-34.
27. Калита П. От процессов управления качеством – к целостной технологии непрерывного совершенствования организации. // Стандарты и качество. – 2001. — №1. – с. 40- 44.
28. Качалов В.А. Сравнение стандартов ИСО 9001:1994 и ИСО 9001:2000. – TQM-XXI. Проблемы, опыт, перспективы. Вып. 4. – М.: ИздАТ, 2000. – С. 238-311.
29. Кириллова С.Ф. Новое – это хорошо улучшенное старое // Стандарты и качество. – 1999. — №12. – с. 73-75.
30. Кочетов Э.Г. Геоэкономика (Освоение мирового экономического пространства): Учебник. – М.: Издательство БЕК, 1999. – 480с.
31. Менеджмент качества и обеспечение качества продукции на основе международных стандартов ИСО./ Свиткин М.З., Мацута В.Д., Рахлин К.М. – СПб.: Изд-во СПб картофабрики ВСЕГЕИ, 1999. – 403 с.
32. Москалев Ю.А. Мотивационные аспекты трансформационных процессов экономических микросистем: Автореф. дис., 2000 — 19 с.
33. О концепции системы качества АО «АвтоВАЗ». Н.В. Лягенков, В.Я. Кокотов, В.А. Лапидус, В.Е. Голдевский, А.Б. Максаков // Надежность и контроль качества, 1999, №4.
34. Огвоздин В.Ю. Управление качеством. Основы теории и практики. Учебное пособие. — М.: Дело и сервис, 1999.
35. Примеры внедрения и сертификации систем качества. Серия «Все о качестве. Зарубежный опыт». Выпуск 10, 1999г. – М.: НТК «Трек». – 1999. – 28с.,ил.
36. Проблемы совершенствования документационного обеспечения управления в современных условиях. // Михаил Ларин, академик ВНИИДАД. «Экономика и жизнь» №14 апрель 1999.
37. Рахлин К.М., Скрипко Л.Е. Принципы планирования и учета затрат на обеспечение качества // Стандарты и качество. – 2000. — №3. – с. 60-62.
38. Сертификация и управление качеством в условиях рыночной экономики: 15-й международный семинар / г. Таруса, Калужской области, 7-11 июня 1999г. – М.: ВНИИС, 1999. – 100 с., ил.
39. Тавер Е.И. О главной проблеме управления качеством // Стандарты и качество. – 1999. — №9. – с. 21-23.
40. Чайка И.И. Стандарты ИСО серии 9000 версии 2000 года. // Методы менеджмента качества. – 2000. — №1. – С. 4-8.