Содержание
Введение.
ГЛАВА 1. ЮРИДИЧЕСКИЕ ЛИЦА КАК СУБЪЕКТЫ МЕЖДУНАРОДНОГО ЧАСТНОГО ПРАВА
§ 1. Понятие юридического лица как участника международных отношений…
§ 2. Общая характеристика международно-правового регулирования деятельности юридических лиц..
§ 3. Критерии определения личного статута юридического лица..
ГЛАВА 2. ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ МЕЖДУНАРОДНЫХ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ..
ГЛАВА 3. МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОТДЕЛЬНЫХ ВИДОВ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ…
§ 1. Инвестиционные отношения..
§ 2. Налоговые отношения.
Заключение..
Список литературы и нормативных правовых актов..
3
6
6
11
18
27
34
34
43
53
57
Выдержка из текста работы
Актуальность темы не вызывает сомнений. Одним из многих противоречивых проявлений глобализации в мировой экономике стала активизация и эволюция деятельности оффшорных финансовых центров. В настоящее время в мире существуют более пятидесяти юрисдикций, специализирующихся на регистрации офшорных компаний. Некоторым из них успешно удается аккумулировать огромные объемы финансовых средств со всего мира и в дальнейшем весьма выгодно их размещать . Международное право регулирует связанные с этим общественные отношения, хотя такое регулирование находится, как представляется, на начальном этапе развития.
В мировой практике существуют различные виды свободных экономических зон, среди которых выделяются оффшорные зоны. Чаще всего ими являются островные государства (например, Каймановы острова, острова Гернси, Джерси, а также остров Мэн), которые привлекают иностранный капитал наличием преференциального режима предпринимательской деятельности и конфиденциальностью. Основным доходом таких государств являются регистрационные сборы, которые уплачиваются при учреждении компаний на их территории — оффшорных компаний.
Юридическое содержание понятия «оффшорная компания» связано с тем, что иностранное юридическое лицо, учрежденное на территории оффшорной зоны в соответствии с ее законодательством, не вправе вести предпринимательскую деятельность с резидентами такой зоны. Кроме того, большинство оффшорных зон в обмен на предоставление преференциального режима предпринимательской деятельности требуют вообще не осуществлять такую деятельность в пределах ее границ, то есть центр ее контроля и управления находится за пределами оффшорных зон. Такое требование, в первую очередь, обусловлено нежеланием властей оффшорной зоны создавать конкуренцию между национальными хозяйствующими субъектами и нерезидентными компаниями, так как последние имеют преимущества в виде предоставленных им льгот.
Следует отметить, что в оффшорных зонах минимизация налогообложения субъектами предпринимательской деятельности нарушает интересы государства, резидентами которого являются предприниматели или на территории которого формируется реальная налоговая база. Речь идет об утечке капитала через оффшорные механизмы — одной из актуальных проблем в российской экономике. Кроме того, оффшорные зоны за счет действующего на их территории конфиденциального режима финансовой деятельности компаний представляются наиболее оптимальными для легализации преступных доходов. Подобные обстоятельства подрывают экономическую безопасность любой страны. Кроме того, в России на сегодняшний день не существует специального закона, который смог бы упорядочить отношения по использованию оффшорных механизмов. Вместе с тем, оффшорный бизнес, несмотря на его некоторые негативные характеристики, занимает важное место в системе мировой экономики. Указанные обстоятельства обуславливают своевременность и актуальность настоящего исследования.
Анализ практической ситуации показывает, что усложнение схем с ис-пользованием офшорных компаний, а также структур этих компаний является общемировой тенденцией и потому требует профессиональной консультации специалиста, способного разобраться в многочисленных и разнообразных вариантах. К сожалению, вопросы, связанные с международно-правовым регулированием оффшорных зон недостаточно подробно проанализированы в монографиях, научных публикациях и учебной литературе. Среди ученых, так или иначе обращавшихся к данной теме, можно назвать, в частности, таких авторов, как А.Л. Апель, В.В. Грузенкин, Д.А. Игнатьева, Л.С. Кабир, В.А. Кокорин, М.В. Королев, В.В. Макаров, Ю.С. Макарова, Д.Л. Ушаков, С.П. Чернявский и др. Ю.Н. Байрачный, А.В. Брызгалин, В.Р. Берник, А.Н. Головкин, А.А. Гончаров, А.Р. Горбунов, А.В. Ерицян в своих работах рассматривали во-просы налогового планирования с использованием оффшорных зон.
В то же время следует отметить, что проблемы оффшорной деятельности в основном изучаются с позиций экономики. Правовое регулирование отношений, возникающих в указанной сфере, недостаточно исследовано.
Цель настоящего исследования состоит в том, чтобы на основе изучения действующего законодательства, научной литературы и судебной практики комплексно исследовать правовое регулирование оффшорных зон в международном частном праве. Для достижения указанной цели поставлены следующие задачи:
— уточнить понятие и признаки оффшорных зон;
— проанализировать особенности предпринимательской деятельности в оффшорных зонах;
— изучить организационно-правовые формы юридических лиц в оффшорных зонах;
— исследовать предпринимательскую деятельность резидентов РФ в оффшорных зонах;
— рассмотреть проблемы антиоффшорного регулирования;
— сформулировать предложения по совершенствованию зако-нодательства и правоприменительной практики.
Объектом исследования выступает институт оффшорных зон в международном частном праве. Предметом исследования являются нормы действующего законодательства, регулирующие вопросы оффшорных зон; теоретические воззрения на разрабатываемые проблемы; судебная практика.
Методологическую основу исследования составляют формально-логический и системный методы научного познания. Для иллюстрации теоре-тических выводов использована судебная практика.
Дипломная работа состоит из введения, двух глав, разбитых на параграфы, заключения и списка литературы…….
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Международно-правовые документы
1. Конвенция ООН «О борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ», заключена в Вене 20.12.1988//Сборник международных договоров СССР и Российской Федерации. Вып. XLVII. М., 1994.
2. Конвенция Совета Европы от 08.11.1990 № 141 «Об отмывании, выявлении, изъятии и конфискации доходов от преступной деятельности», подписана в Стасбурге // СЗ РФ. 2003. № 3. Ст. 203.
3. Соглашение между Правительством РФ и Правительством Республики Кипр об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и капитал // Бюллетень международных договоров. 1999. № 12. С. 46-61.
4. Соглашение между Российской Федерацией и Федеративной Республикой Германия «Об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и имущество» // Бюллетень международных договоров. 1998. N5. С. 3-22.
Нормативные правовые акты
5. Конституция РФ от 12 декабря 1993 г. // Российская газета. 1993. № 237. 25 дек.
6. Гражданский Кодекс РФ, часть первая от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 21.07.2005). // СЗ РФ. 1994. № 32. Ст. 3301; 2005. № 30 (ч.1). Ст. 3104.
7. Налоговый Кодекс РФ, часть первая от 31.07.1998 № 146-ФЗ (ред. 30.12.2006, с изм. и доп., вступившими в силу с 01.01.2007) // Российская газета. 2003. № 261.
4. Налоговый Кодекс РФ, часть вторая от 05.08.2000 № 117-ФЗ (ред. от 30.06.2006, с изм. и доп., вступившими в силу с 01.01.2007) // Российская газета. 2003. № 261; № 262.
8. Федеральный закон от 28.05.2001 г. № 62-ФЗ «О ратификации Конвенции об отмывании, выявлении, изъятии и конфискации доходов от преступной деятельности»// СЗ РФ. 2001. № 23. Ст. 2280.
9. Федеральный закон РФ от 22.07.2005 № 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в РФ» // СЗ РФ. 2005. № 30. ст. 3127.
10. Федеральный закон РФ от 10.12.2003 № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» // СЗ РФ. 2003. № 50. Ст. 4859.
11. Федеральный закон РФ от 02.12.1990 № 395-1 «О банках и банков-ской деятельности»// С3 РФ. 1996. № 6. Ст. 492.
12. Постановление Правительства РФ от 23.06.2004 г. № 307 «Об утверждении Положения о Федеральной службе по финансовому мониторингу» // СЗ РФ. 2004. № 26. Ст. 2676.
13. Приказ МНС РФ от 28.03.03 № БГ-3-23/150 «Об утверждении методических рекомендаций налоговым органам по применению отдельных положений главы 25 Налогового Кодекса РФ, касающихся особенностей налогообложения прибыли (дохода) иностранных организаций» // Бухгалтерский учет. №9. 2003.
14. Приказ МНС РФ от 28.03.03 № БГ-3-23/150 «Об утверждении методических рекомендаций налоговым органам по применению отдельных положений главы 25 Налогового Кодекса РФ, касающихся особенностей налогообложения прибыли (дохода) иностранных организаций» // Бухгалтерский учет. 2003. № 9.
Специальная литература
15. Амбарцумов А. А., Стерликов Ф.Ф. 1000 терминов рыночной экономики. — М.: КРОН-пресс, 1993 — 299 С.
16. Апель А.Л., Гунько В.А., Соколов И.Б. Обналичивание и оффшорный бизнес в схемах. — Спб.: Питер, 2002 — 176 С.
17. Арестархов О. Острова без опасности // Газета «Бизнес» №48 (515),. 25.11.2002.
18. Бабанин В.А. Налоговые соглашения // Проблемы современной эконо-мики. 2004. № 1(9).
19. Бабанин В.А. Проблемы государственного регулирования оффшорной дея-тельности в РФ // Проблемы современной экономики, № 1 (9), 01.06.2004.
20. Барулин А.С. Проблема законодательного регулирования свободных экономических зон // Внешнеторговое право. 2005. N 1 (4).
21. Бахтин С.И. Правовое регулирование предпринимательской деятельности в свободных экономических зонах России и оффшорных зонах [Электронный ресурс] : Дис. … канд. юрид. наук : 12.00.03. М.: РГБ, 2006.
22. Брызгалин А.В., Берник В.Р., Головкин А.Н. Налоговая оптимизация: принципы, методы, рекомендации, арбитражная практика. — М.: Изд. «Налоги и финансовое право». 2005 — 304 С.
23. Буланцев В. Актуальные вопросы деятельности офшорных банковских структур // Международные банковские операции. 2006. N 3.
24. Бурдина А.А. Использование офшорных компаний в налоговом планировании и управлении активами организаций // Право и экономика. 2006. N 1.
25. Вельяминов Г.М. Международное экономическое право и процесс. М., 2004.
26. Гетьман-Павлова И.В. «Российские» оффшорные компании на российском рынке ценных бумаг // Банковское право. 2006. N 5.
27. Горбунов А.Р. Дочерние компании, филиалы, холдинги. Методические ре-комендации. Организационные структуры. Консалтинг. — М.: Анкил, 2000 — 176 С.
28. Горбунов А.Р. Налоговое планирование и создание компаний за рубежом. — М.: Анкил, 1999 — 184 С.
29. Губко А.М. Достоинства и недостатки офшорных компаний // Главбух. 2005. N 9.
30. Демин А.В. Налоговое право: Учебное пособие. Красноярск: РУМЦ, 2006.
31. Дзобелова З.Т. Оффшорный бизнес России в современной структуре международных экономических отношений: Дис. … канд. экон. наук: 08.00.14. — М., 2005. — 152 С.
32. Ерицян А.В., Азарян Р.Г. Использование оффшоров в налоговом планиро-вании. — М., Главбух, 2003 — 208 С.
33. Зорина О.И. Оффшорная деятельность как институт налогового права. -Одесса: Латстар, 2002 — 82 С.
34. Игнатьева Д. А. Траст (доверительное управление): Сущность. Организация. Проблемы. /Монография/ — Старый Оскол: Тонкие наукоемкие технологии,2000 — 111 С.
35. История и причины развития оффшорных юрисдикции // Второй паспорт. 2004. №1.
36. Кабир Л.С. Организация оффшорного бизнеса. — М.: Финансы и статистика, 2002 — 141 С.
37. Коннов О. Создание холдинговой компании за рубежом: вопросы налогообложения // Рынок ценных бумаг. 2003. С. 11.
38. Королев М.В. Оффшорные фирмы. — М.: ЗАО Юридическая контора «Кук-ша», 2000. — 38 С.
39. Кущенко В.В. Особые режимы внешнеэкономической деятельности: право и практика: приграничная торговля, свободные экономические зоны, оффшорные компании: учебное пособие. — М., Книжный мир, 2004 — 127 С.
40. Макаров В.В., Макарова Ю.С. Организация оффшорного предпринимательства в условиях глобализации экономики. СПб.: изд-во СП6ГУЭФ,2001.-108 С.
41. Макарова Н.Н. Налоговые преступления, легализация (отмывание) денежных средств в России и за рубежом с использованием оффшорных финансовых центров и юрисдикции банковской тайны //Налоговый вестник. 2000. N7.
42. Мельник А. «Антиоффшорное» законодательство // Хозяйство и право. 2003. № 2.
43. Мышкин Б.В. Налоговая оптимизация как проявление налоговой правосубъектности: Дис. канд. юрид. наук: 12.00.14. — М., 2004. — 189 С.
44. Николаев А.В., Петченко М.А. Оффшорные финансовые центры и морская деятельность // Право и политика. 2006. N 9.
45. Пеппер Д. Практическая энциклопедия международного налогового и фи-нансового планирования. — М.: Инфра, М. 1999 — 228 С.
46. Петченко М.А. Международно-правовое регулирование деятельности оффшорных финансовых центров // Юрист-международник. 2006. N 2.
47. Попов К.А. Статус оффшорных центров в структуре мирового финансового рынка. — М.: МАКС Пресс, 2003. — 17 С.
48. Рубин Ю.Б. Основы бизнеса: Учебник для студентов вузов, обучающихся по экономическим специальностям и направлениям. — М.: Маркет ДС, 2003. — 777 С.
49. Саидов А.Х. Сравнительное правоведение (основные правовые системы со-временности): Учебник. — М.: Юристъ, 2000 — 441 С.
50. Семенов Г. Развитие свободных и оффшорных зон // Российский эко-номический журнал. 1995. № 11.
51. Смородинская Н., Капустин А. Свободные экономические зоны: мировой опыт и российские перспективы // Вопросы экономики. 1999. № 12.
52. Ушаков Д.Л. Оффшорные зоны в практике российских налогоплательщиков. — М., Юристъ, 2001 — 494 С.
53. Фитунин Л.Л. Теневой оборот и «бегство капитала». — М., Вост. Лит., 2003-262 С.
54. Шумилов В.М. Международное экономическое право. Изд. 3-е, переработ. и доп. Ростов-на-Дону: изд-во «Феникс». 2003.
Судебная практика
55. Постановление Пленума Верховного Суда РФ № 41, Пленума ВАС РФ № 9 от 11.06.1999 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие части первой Налогового Кодекса РФ» // Вестник ВАС РФ. 1999. № 8.
56. Постановление Высшего Арбитражного Суда РФ от 12.10.2006 № 53 «Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды» // Вестник ВАС РФ. 2006. № 12.
57. Постановление ФАС Московского округа от 26.06.2003 г. № КА-А40/4121-03 // СПС «Консультант Плюс: судебная практика».
58. Постановление ФАС Московского округа от 02.02.2005 N КА-А40/31-05 // Справочно-правовая система «Консультант Плюс: судебная практика».
59. Постановление ФАС Северо-Западного округа от 03.07.2003 N А66-9052-02 // СПС «Консультант Плюс: судебная практика».
60. Постановление ФАС Северо-Западного округа от 04.05.2006 N А56-9737/04 // Справочно-правовая система «Консультант Плюс: судебная практика».