Содержание
СОДЕРЖАНИЕ:
Введение3
Глава 1. Правовое положение коммерческого банка как участника расчетных операций6
1.1. Основания участия коммерческого банка в расчетных правоотношениях6
1.2. Состав обязанностей коммерческого банка как участника расчетных правоотношений12
1.3. Объем правомочий коммерческого банка как участника расчетных правоотношений17
Глава 2. Основания и формы ответственности коммерческого банка за допускаемые им нарушения расчетных операций21
2.1. Формы гражданско-правовой ответственности коммерческого банка за нарушение расчетных операций21
2.2. Ответственность коммерческого банка перед контрагентом по договору банковского счета30
Глава 3. Ответственность коммерческого банка за нарушение отдельных форм безналичных расчетов35
3.1. Ответственность коммерческого банка за нарушение традиционных форм расчетов35
3.2. Ответственность коммерческого банка за нарушение расчетных операций с использованием банковских карт45
Заключение53
Список использованной литературы57
Приложение 163
Приложение 269
Выдержка из текста работы
Современный уровень развития общественно-экономических отношений неизбежно требует увеличения поступления налогов в государственный бюджет, упрощения налогового учета, стабильности и эффективности налоговой системы в целом. Одной из важных задач, решаемых государством, является задача обеспечения поступления налогов и сборов в бюджеты всех уровней, а также во внебюджетные фонды.
Положения ст. 57 Конституции Российской Федерации обязывают каждого платить законно установленные налоги и сборы. Но для исполнения закона недостаточно издать соответствующие юридические нормы. Закон, в котором закреплены воля государства, право субъективного требования государства, является только абстрактной нормой, намечающей процесс поведения неограниченного круга субъектов. Для его исполнения, подчинения ему необходимы управляющие, организующие и контролирующие действия государства, в том числе в сфере применения ответственности за налоговые правонарушения.
В действительности, однако, процесс в полной мере до сих пор не осуществлен, несмотря на то, что проблема модернизации налоговой системы страны и налогового администрирования ставится руководством страны в качестве первоочередной для ускорения развития экономического развития России и решения накопившихся социальных проблем.
Углубление рыночных преобразований и быстрый рост экономического потенциала России постоянно ставят задачи повышения эффективности новой еще отмеченной болезнями роста экономики страны. Отсюда особая актуальность исследования проблемы ответственности налогоплательщиков и правовых механизмов ее обеспечения, что предполагает рассмотрение вопросов систематизации действующего законодательства. Все это определяет актуальность темы и содержания данной работы.
Следует отметить, что проблемы совершенствования ответственности за нарушение налогового законодательства на современном этапе, нашли свое отражение в исследованиях многих российских ученных Л.И.Абалкина, Т.Г.Долгопятовой, В.В.Ивантера, А.Г.Куликова, Л.Л.Попова, И.В.Суслова и других.
Значительный вклад в решение правовых вопросов налогообложения внесли А.С.Бакаев, Г.И.Букаев, В.В.Гусев, А.И.Иванеев, Б.А.Минаев, К.И.Оганян, А.Б.Паскачев, О.Д.Хороший, Д.Г.Черник.
Объектом исследования являются общественные отношения, складывающиеся в процессе применения ответственности за нарушение налогового законодательства Российской Федерации.
Предмет исследования составили нормы административного и налогового права, посредством которых осуществляется нормативно-правовая регламентация ответственности за правонарушение в области налогов и сборов, и их систематизация.
Цель работы – рассмотрение административной ответственности за нарушение налогового законодательства Российской Федерации.
Достижение поставленной цели обусловило необходимость решения следующих основных задач:
– проанализировать понятие и сущность ответственности налогоплательщиков;
– сопоставить административную и налоговую ответственность применительно к действующему законодательству в области налогов и сборов;
– выявить наиболее значимые особенности применения налоговой ответственности за нарушение налогового законодательства;
– проанализировать понятие и состав нарушений налогового законодательства в качестве основания для привлечения к ответственности.
Работа состоит из введения, трех глав, разбитых на параграфы, заключения, списка литературы.
Глава 1. Теоретические основы понятия «налоговое правонарушение»
1.1 Понятие и основные признаки налогового правонарушения
Фактическим основанием для применения ответственности является правонарушение. В любом обществе правонарушение – это социальный и юридический антипод правомерного поведения. Существует множество различных определений правонарушения. В обобщенном виде все они сводятся к тому, что правонарушение представляет собой виновное, противоправное, наносящее вред обществу деяние праводееспособного лица или лиц, влекущее за собой юридическую ответственность.
Правонарушение имеет ряд характерных признаков и черт, среди которых необходимо выделить следующие.
1. Любое правонарушение – это всегда определенное деяние, находящееся под постоянным контролем воли и разума человека. Это волевое, осознанное деяние, выражающееся в действии или бездействии человека.
2. Противоправность — следующий весьма важный признак правонарушения. Не всякое деяние — действие или бездействие — является правонарушением, а лишь то, которое совершается вопреки правовым велениям, нарушает закон.
3. Одним из важных признаков правонарушения является наличие вины. Государственно-правовая теория и практика исходят из того, что не всякое противоправное деяние следует считать правонарушением, а лишь то, которое совершается умышленно или по неосторожности. Иными словами происходит по вине лица.
4. Правонарушение совершается людьми деликтоспособными, то есть способными контролировать свою волю и свое поведение, осознавать их противоправность и быть в состоянии нести ответственность за их последствия.
5. К основным отличительным признакам правонарушения многие юристы относят наличие вреда, причиненного государству, обществу, субъекту каким-либо лицом или организацией, а также наличие причинной связи между противоправным деянием и причиненным вредом.
6. И последний признак правонарушения, на который необходимо указать — наказуемость, т.е. возможность применения к виновному лицу юридических санкций, закрепленных соответствующим нормативным актом.
Теперь, рассмотрев все основные признаки правонарушения, перейдем к анализу понятия и признаков налогового правонарушения.
В настоящее время понятие налогового правонарушения закреплено Налоговым кодексом РФ. А именно, ст. 106 НК РФ определяет, что: «Налоговым правонарушением признается виновно совершенное противоправное (в нарушение законодательства о налогах и сборах) деяние (действие или бездействие) налогоплательщика, налогового агента и их представителей, за которое настоящим Кодексом установлена ответственность».
Указанное определение налогового правонарушения содержит наиболее важные признаки налогового правонарушения, которые и позволяют выделить его особо .
1 Налоговое правонарушение – это противоправное деяние, то есть деяние, которое нарушает нормы налогового законодательства. Противоправность – это такое свойство налогового правонарушения, которое означает запрет совершения виновного деяния только законодательством о налогах и сборах.
2. Вторым признаком налогового правонарушения является наличие вины. Налоговое правонарушение – это деяние виновное, то есть деяние сознательное, отношение правонарушителя к нему заслуживает упрека, порицаемо. Налоговый кодекс РФ определяет вину как родовое понятие умысла и неосторожности.
3. Налоговое правонарушение – это деяние наказуемое. Возможность применения имущественных санкций является общим свойством налоговых правонарушений.
Налоговая санкция является мерой ответственности за совершение налогового правонарушения.
Выделяют несколько требований конституционного характера, которые должны соблюдаться при определении размера штрафов за нарушение налогового законодательства:
а) требование соразмерности, в соответствии с которым санкция за налоговое правонарушение должна быть соразмерна содеянному, то есть должна налагаться с учетом причиненного вреда в виде недоплаты суммы налога;
б) требование дифференциации, а именно принцип справедливости предполагает дифференцированное установление санкций с учетом степени вреда, причиненного правонарушением;
в) требование индивидуализации, на основании которого меры ответственности должны применяться с учетом личности виновного, обстоятельств смягчающих и отягчающих наказание.
В соответствии с Налоговым кодексом РФ (гл. 16 и 18) за совершение налогового правонарушения устанавливается ответственность в виде денежного взыскания – штрафа. Штраф может быть назначен как в твердой денежной сумме (например, 5000 рублей), так и в процентах от суммы недоимки и т.п. При наличии хотя бы одного смягчающего ответственность обстоятельства размер штрафа подлежит уменьшению не меньше, чем в два раза по сравнению с размером, установленным соответствующей статьей НК РФ. При совершении одним лицом двух и более налоговых правонарушений налоговые санкции взыскиваются за каждое правонарушение в отдельности без поглощения менее строгой санкции более строгой.
Налоговые органы могут обратиться в суд с иском о взыскании штрафов с организации и индивидуального предпринимателя в порядке и сроки, которые предусмотрены ст. 46 и 47 НК РФ, с физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, в порядке и сроки, которые предусмотрены ст. 48 НК РФ.
Исковое заявление о взыскании штрафа с организации или индивидуального предпринимат…
**************************************************************