Содержание
ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………………………… 3 — 6
ГЛАВА 1. Я-концепция в раннем юношеском возрасте …………….. 7 — 33
1.1 Самосознание и его место в психической организации
человека …………………………………………………………………………….. 7 — 9
1.2 Понятие, значение и структура Я-концепции ………………………. 10 — 19
1.3 Становление самосознания в ранней юности как источник
формирования Я-концепции ……………………………………………………. 20 — 24
1.4 Особенности Я-концепции в ранней юности ……………………… 25 — 33
ГЛАВА 2. Личностное самоопределение как психологическое
новообразование ранней юности ………………………………………………. 34 — 55
2.1 Личностное самоопределение как психологическая
проблема ……………………………………………………………………………….. 35 — 45
2.2 Психологическое содержание личностного самоопределения
в ранней юности ……………………………………………………………………… 45 — 55
ГЛАВА 3. Практическое изучение Я-концепции как фактора
личностного самоопределения в раннем юношеском возрасте …… 56 — 94
ВЫВОДЫ …………………………………………………………………………… 95 — 98
Список литературы ……………………………………………………………….. 99 — 105
Приложения …………………………………………………………………………… 106
Выдержка из текста работы
Актуальность. Внутренний мир личности и ее самосознание издавна привлекали внимание философов, ученых и художников. Сознание и самосознание — одна из центральных проблем философии, психологии и социологии. Ее значение обусловлено тем, что учение о сознании и самосознании составляет методологическую основу решения не только многих важнейших теоретических вопросов, но и практических задач в связи с формированием жизненной позиции.
Способность к самосознанию и самопознанию — исключительное достояние человека, который в своем самосознании осознает себя как субъекта сознания, общения и действия, становясь в непосредственное отношение к самому себе. Итоговым продуктом процесса самопознания является динамическая система представлений человека о самом себе, сопряженная с их оценкой, называемая термином Я-концепция.
Я-концепция возникает у человека в процессе социального взаимодействия как неизбежный и всегда уникальный продукт его психического развития, как относительно устойчивое и в то же время подверженное внутренним колебаниям и изменениям психическое приобретение. Она накладывает неизгладимый отпечаток на все жизненные проявления человека — с самого детства до глубокой старости.
Периодом возникновения сознательного «я», как бы постепенно ни формировались отдельные его компоненты, считается подростковый и юношеский возраст. Наиболее важным отличительным признаком этого периода являются фундаментальные изменения, происходящие в сфере самосознания подростка, которые имеют кардинальное значение для всего последующего развития и становления подростка как личности. Согласно мнения Б.Г. Ананьева, сознание, пройдя через многие объекты отношениий, само становится объектом самосознания и, завершая структуру характера, обеспечивает его целостность, способствцет образованию и стабилизации личности /2/.
В подростковом возрасте у молодых людей активно формируется самосознание, вырабатывается собственная независимая система эталонов самооценивания и самоотношения, все более развиваются способности проникновения в свой собственный мир, начинается осознание своей особенности и неповторимости. Таким образом, постепенно у подростка формируется своя Я — концепция, совокупность всех представлений индивидуума о себе, сопряженная с их оценкой и выступающая, как установка по отношению к самому себе.
Я-концепция способствует дальнейшему, осознанному или неосознанному, построению поведения молодого человека. Я-концепция в значительной степениии определяет социальную адаптацию личности подростка, является регулятором его поведения и деятельности.
Рост самосознания и интереса к собственному Я у подростков ведет к изменениям в характере становления и структуре Я-концепции. В раннем юношеском возрасте (15-17 лет) в рамках становления нового уровня самосознания происходит формирование относительно устойчивого представления о себе. К 16-17 годам возникает особое личностное новообразование, которое в психологической литературе обозначается термином «самоопределение».
Ананьев Б.Р., Божович Л.И., Гинзбург М.Р., Рубинштейн С.Л., изучающие вопросы формирования личности на данном этапе онтогенеза, связывают переход от подросткового к юношескому возрасту именно с резкой сменой внутренней позиции, заключающейся в том, что устремленность в будущее становится основной направленностью личности, а проблема выбора профессии, дальнейшего жизненного пути находится в центре внимания интересов, планов старшеклассников /4; 5; 6/.
В этом возрастном аспекте проблема самоопределения наиболее глубоко и полно была рассмотрена Л.И. Божович. В своих работах Л.И. Божович характеризует самоопределение как личностное новообразование старшего школьного возраста, связанное с формированием внутренней позиции взрослого человека, с осознанием себя как полноправного члена общества, с необходимостью решать проблемы своего будущего /3/.
Одним из актуальных, именно в рамках нашего исследования, подходов к решению проблемы самоопределения, является представление о ценностно — смысловой природе личностного самоопределения М.Р. Гинзбурга: «Ценность обретается личностью, поскольку иного способа обращаться с ценностью, кроме ее ценностно-личностного переживания, не существует, т.е. обретение ценности есть обретение личностью самого себя» /4/. И возможно, что именно гендерная направленность ценностно — смысловой структуры Я — концепции оказывает решающее воздействие на формирование личностного самоопределения ранней юности.
Сложившаяся в обществе практика дифференцированной по половому признаку социализации оказывает влияние на когнитивное развитие юношей и девушек. Каждый аспект этого влияния и их совокупное воздействие приводят к тому, что юношам предоставляется больше, чем девушкам возможностей для самостоятельного решения проблем в разнообразных контекстах.
Следует, однако, заметить, что в условиях современного общества эти тенденции утрачивают свое значение. Необходим новый подход к анализу традиционных культурно — исторических, нравственных, теоретических и эмпирических исследований в области психологических основ гендерного воспитания и образования личности.
Современные психологические исследования в этой области очень разрознены, имеют противоречивые тенденции.
Исходя из этого, можно говорить о том, что проблема нашего исследования и заключается в изучении не только сложностей и многогранности личностных изменений в раннем юношеском возрасте, но и в более подробном анализе гендерных особенностей Я- концепции, их определяющей роли на ход дальнейшего развития личности.