Выдержка из текста работы
<span Georgia",«serif»"> Гуманизациясистемы образования, характеризующая современный этап ее развития, предъявляетвысокие требования к общей и профессиональной подготовке педагогическихкадров, к проявлению их творческой индивидуальности.
<span Georgia",«serif»">Индивидуальный стиль деятельности — одна изважных характеристик процесса индивидуализации профессионального труда.Наличие своего стиля у профессионала свидетельствует, с одной стороны, о егоприспособлении к объективно заданной структуре профессиональной деятельности,а с другой — о максимально возможном раскрытии своей индивидуальности.
<span Georgia",«serif»">Педагогическая деятельность — сложная имногокомпонентная. Из всего многообразия ее компонентов Н.В. Кузьминавыделяет три: содержательный, методический и социально-психологический. Ониобразуют внутреннюю структуру педагогического процесса. Единство и взаимосвязьэтих трех компонентов позволяют реализовать в полной мере задачипедагогической системы. Главным в единстве является социально-психологическийкомпонент, т.е. педагогическое общение (ПО), которое обеспечивает реализациюдвух других.
<span Georgia",«serif»">В общении складывается важная системавоспитательных взаимоотношений, способствующих эффективности воспитания иобучения. В педагогической деятельности общение приобретает функциональный ипрофессионально значимый характер. Оно выступает в ней как инструмент воздействия,и обычные условия и функции общения получают здесь дополнительную «нагрузку»,так как из аспектов общечеловеческих перерастают в компоненты профессионально-творческие.
<span Georgia",«serif»">
<span Book Antiqua",«serif»">§2 Изистории вопроса
<span Georgia",«serif»">На определяющую роль и большое значениепедагогического общения в учебно-воспитательном процессе указывали многие выдающиесяпедагоги. А. С. Макаренко подчеркивал необходимость для учителя овладеватьтехникой педагогического мастерства, техникой педагогического общения: «Нужноуметь читать на человеческом лице, на лице ребенка, и это чтение может бытьдаже описано в специальном курсе. Ничего хитрого, ничего мистического нет втом, чтобы по лицу узнавать о некоторых признаках душевных движений. Педагогическоемастерство заключается в постановке голоса воспитателя, и в управлении своимлицом. Педагог не может не играть. Не может быть педагога, который не умел быиграть… Но нельзя просто, играть сценически, внешне. Есть какой-то приводнойремень, который должен соединять с этой игрой вашу прекрасную личность… Ясделался настоящим мастером только тогда, когда научился говорить «иди сюда» с15—20 оттенками, когда научился давать 20 нюансов в постановке лица, фигуры,голоса».
<span Georgia",«serif»">Несмотря на общеизвестную истину «убедительностьпедагога не пропорциональна громкости его голоса», многие, с позволения сказать«педагоги» используют в педагогическом общении самый вульгарный крик. Горечьюи болью проникнуты страницы книг выдающегося педагога В. А. Сухомлинского,посвященные учительскому крику. «Будьте осмотрительны, чтобы слово не сталокнутом, который, прикасаясь к нежному телу, обжигает, оставляя на всю жизньгрубые рубцы. Именно от этих прикосновений отрочество и кажется пустыней…Слово щадит и оберегает душу подростка только тогда, когда оно правдивое и идетот души воспитателя, когда в нем нет фальши, предубежденности, желания«распечь», «пробрать»… слово педагога должно, прежде всего, успокаивать». Нетак уж редко педагогическое общение подменяется назидательным пустословиемучителя, которое вызывает у учащихся только одно желание: скорее дождаться егоконца. В. А. Сухомлинский по этому поводу писал: «Каждое слово, звучащее встенах школы, должно быть продуманным, мудрым, целеустремленным, полновесным и— это особенно важно — обращенным к совести живого конкретного человека, скоторым мы имеем дело… чтобы не было обесценивания слов, а наоборот — чтобыцена слова постоянно возрастала».
<span Georgia",«serif»">Общение (в частности, педагогическое) — одно изсамых модных тем современной психологии. С конца 60-х годов и по настоящее времяэтой тематике посвящены сотни работ. Особенно много таких работ вышло в США,ФРГ и Италии. Время от времени появляются очень солидные труды, обобщающиецелые пласты исследовательских работ по проблемам общения. Одну из такихобобщающих работ американских психологов Дж. Брофи и Т. Гудда «Отношенияучителя и ученика» анализирует проф. А. А. Леонтьев. Он обращает внимание насобранные авторами данные, которые касаются «субъективности» общения учителя,проявляющейся, прежде всего в избирательном отношении.
<span Georgia",«serif»">
<span Book Antiqua",«serif»">§3Педагогическое общение
<span Georgia",«serif»"> Насегодняшний день продуктивно организованный процесс педагогического общенияпризван обеспечить в педагогической деятельности реальный психологический контакт,который должен возникнуть между педагогом и детьми. Превратить их в субъектовобщения, помочь преодолеть разнообразные психологические барьеры, возникающиев процессе взаимодействия, перевести детей из привычной для них позицииведомых на позицию сотрудничества и превратить их в субъектов педагогическоготворчества. В этом случае педагогическое общение образует целостнуюсоциально-психологическую структуру педагогической деятельности.
<span Georgia",«serif»">Педагогическое общение в обучении и воспитаниислужит инструментом воздействия на личность обучаемого. Педагогическое общение- целостная система (приемы и навыки) социально-психологического взаимодействияпедагога и воспитуемых, содержащая в себе обмен информацией, воспитательныевоздействия и организацию взаимоотношений с помощью коммуникативных средств.Кроме обычных функций, специфика педагогического общения порождает еще однуфункцию социально-психологического обеспечения воспитательного процесса,организаторскую функцию взаимоотношений педагога с воспитуемыми и выступает каксредство решения учебных задач.
<span Georgia",«serif»">В число наиболее сложныхзадач, встающих перед педагогом, входит организация продуктивного общения,предполагающая наличие высокого уровня развития коммуникативных умений. Иочень важно так организовать общение с детьми, чтобы этот неповторимый процесссостоялся. Важную роль здесь играет стиль общения.
<span Georgia",«serif»">
<span Book Antiqua",«serif»">§4 Стили общения
<span Georgia",«serif»">Об этом следует поговорить подробно.
<span Georgia",«serif»"> Дляпродуктивной коммуникативной деятельности педагог должен знать, что общениепронизывает всю систему педагогического воздействия, каждый его микроэлемент.
<span Georgia",«serif»">Специфика педагогического общения обусловлена различнымисоциально-ролевыми и функциональными позициями его субъектов. В процессепедагогического общения учитель прямо или косвенно осуществляет своисоциально-ролевые и функциональные обязанности по руководству процессомобучения и воспитания. Стиль общения и руководства в существенной мереопределяет эффективность обучения и воспитания, а также особенности развития личностии формирования межличностных отношений в учебной группе.
<span Georgia",«serif»">На уроке педагогу необходимо овладетькоммуникативной структурой всего педагогического процесса, быть максимальночутким к малейшим изменениям, постоянно соотносить избранные методы педагогическоговоздействия с особенностями общения на данном этапе. Все это требует от учителяумения одновременно решать две проблемы:
<span Georgia",«serif»;mso-fareast-font-family:Georgia;mso-bidi-font-family: Georgia">1.<span Times New Roman"">
<span Georgia",«serif»;mso-fareast-font-family:Georgia;mso-bidi-font-family: Georgia">2.<span Times New Roman"">
<span Georgia",«serif»">Можно выделить следующие характеристики общенияв процессе педагогической деятельности:
<span Georgia",«serif»">Под стилем общения мы понимаеминдивидуально-типологические особенности социально-психологическоговзаимодействия педагога и обучающихся. В стиле общения находят выражение:
<span Georgia",«serif»">Первое экспериментальное исследование стилейобщения было проведено в 1938 году немецким психологом Куртом Левином.
<span Georgia",«serif»">В наши дни выделяют много стилей педагогическогообщения, но остановимся на основных.
<span Georgia",«serif»">
<span Georgia",«serif»">1.Авторитарный
<span Georgia",«serif»">При авторитарном стиле характерная тенденция нажесткое управление и всеобъемлющий контроль выражается в том, чтопреподаватель значительно чаще своих коллег прибегает к приказному тону, делаетрезкие замечания. Бросается в глаза обилие нетактичных выпадов в адрес однихчленов группы и неаргументированное восхваление других. Авторитарныйпреподаватель не только определяет общие цели работы, но и указывает способывыполнения задания, жестко определяет, кто с кем будет работать, и т. д.Задания и способы его выполнения даются преподавателем поэтапно. Характерно, чтотакой подход снижает деятельностную мотивацию, поскольку человек не знает,какова цель выполняемой им работы в целом, какова функция данного этапа и чтождет впереди. Следует также заметить, что в социально-перцептивном отношении,как и в плане межличностных установок, поэтапная регламентация деятельности иее строгий контроль свидетельствуют о неверии преподавателя в позитивныевозможности учащихся. Во всяком случае, в его глазах учащиеся характеризуютсянизким уровнем ответственности и заслуживают самого жесткого обращения. Приэтом любая инициатива рассматривается авторитарным преподавателем какпроявление нежелательного самоволия. Исследования показали, что такоеповедение руководителя объясняется его опасениями потерять авторитет, обнаруживсвою недостаточную компетентность: «Если кто-то предлагает нечто улучшить,построив работу по-другому, значит, он косвенно указывает на то, что я этого непредусмотрел». Кроме того, авторитарныйлидер, как правило, субъективно оценивает успехи своих подопечных, высказывая замечания не столько поповоду самой работы, сколько относительно личности исполнителя. Приавтократическом стиле руководства учитель осуществляет единоличное управлениеруководством коллективом, без опоры на актив. Учащимся не позволяют высказыватьсвои взгляды, критические замечания, проявлять инициативу, тем болеепретендовать на решение касающихся их вопросов. Учитель последовательнопредъявляет к учащимся требования и осуществляет жесткий контроль за ихвыполнением. Авторитарному стилю руководства свойственны основные чертыавтократического. Но учащимся позволяют участвовать в обсуждении вопросов, ихзатрагивающих. Однако решение, в конечном счете, всегда принимает учитель всоответствии со своими установками.
<span Georgia",«serif»">
<span Georgia",«serif»">
<span Georgia",«serif»">2.Попустительский
<span Georgia",«serif»">Главной особенностью попустительского стиляруководства по сути дела является самоустранение руководителя изучебно-производственного процесса, снятие с себя ответственности запроисходящее. Попустительский стиль оказывается наименее предпочтительнымсреди перечисленных. Результаты его апробации — наименьший объем выполненнойработы и ее наихудшее качество. Важно отметить, что ученики не бываютудовлетворены работой в подобной группе, хотя на них и не лежит никакойответственности, а работа скорее напоминает безответственную игру. Припопустительском стиле руководства учитель стремится как можно меньшевмешиваться в жизнедеятельность учащихся, практически устраняется отруководства ими, ограничиваясь формальным выполнением обязанностей и указанийадминистрации. Непоследовательный стиль характерен тем, что учитель взависимости от внешних обстоятельств или собственного эмоционального состоянияосуществляет любой из описанных выше стилей руководства.
<span Georgia",«serif»">
<span Georgia",«serif»">3.Демократический
<span Georgia",«serif»"> Чтокасается демократического стиля, то здесь в первую очередь оцениваются факты, ане личность. При этом главной особенностью демократического стиля оказываетсято, что группа принимает активное участие в обсуждении всего хода предстоящейработы и ее организации. В результате у учеников развивается уверенность всебе, стимулируется самоуправление. Параллельно увеличению инициативывозрастают общительность и доверительность в личных взаимоотношениях. Если приавторитарном стиле между членами группы царила вражда, особенно заметная нафоне покорности руководителю и даже заискивания перед ним, то придемократическом управлении учащиеся не только проявляют интерес к работе,обнаруживая позитивную внутреннюю мотивацию, но сближаются между собой вличностном отношении.Придемократическом стиле руководства учитель опирается на коллектив, стимулируетсамостоятельность учащихся. В организации деятельности коллектива учительстарается занять позицию «первого среди равных». Учитель проявляет определеннуютерпимость к критическим замечаниям учащихся, вникает в их личные дела ипроблемы. Ученики обсуждают проблемы коллективной жизни и делают выбор, ноокончательное решение формулирует учитель.
<span Georgia",«serif»">
<span Georgia",«serif»">4. Общениена основе увлеченности совместной творческой деятельностью.
<span Georgia",«serif»">
<span Georgia",«serif»">5.Общение-дистанция
<span Georgia",«serif»">Этот стиль общения используют как опытныепедагоги, так и начинающие. Суть его заключается в том, что в системевзаимоотношений педагога и учащихся в качестве ограничителя выступаетдистанция. Но и здесь нужно соблюдать меру. Гипертрофирование дистанции ведет кформализации всей системы социально – психологического взаимодействия учителя иучеников и не способствует созданию истинно творческой атмосферы. Дистанциядолжна существовать в системе взаимоотношений учителя и детей, она необходима.Но она должна вытекать из общей логики отношений ученика и педагога, а недиктоваться учителем как основа взаимоотношений. Дистанция выступает какпоказатель ведущей роли педагога, строится на его авторитете.
Превращение “дистанционного показателя” в доминанту педагогического общениярезко снижает общий творческий уровень совместной работы педагога и учащихся.Это ведет к утверждению авторитарного принципа в системе взаимоотношенийпедагога с детьми, который, в конечном счете, отрицательно сказывается нарезультатах деятельности. А.В.Петровский и В.В.Шпалинский отмечают, что “вклассах, где преподают учителя с преобладанием авторитарных методовруководства, обычно бывает неплохая дисциплина и успеваемость, однако за внешнимблагополучием могут скрываться значительные изъяны работы учителя понравственному формированию личности школьника”
В чем популярность этого стиля общения? Дело в том, что начинающие учителянередко считают, что общение-дистанция помогает им сразу же утвердить себя какпедагога, и поэтому используют этот стиль в известной мере как средствосамоутверждения в ученической, да и в педагогической среде. Но в большинствеслучаев использование этого стиля общения в чистом виде ведет к педагогическимнеудачам.
Авторитет должен завоевываться не через механическое установление дистанции, ачерез взаимопонимание, в процессе совместной творческой деятельности. И здесьчрезвычайно важно найти как общий стиль общения, так и ситуативный подход кчеловеку.
<span Georgia",«serif»">Общение-дистанция в известной степени являетсяпереходным этапом к такой негативной форме общения, как общение-устрашение.
<span Georgia",«serif»">
<span Georgia",«serif»">6. Общение– устрашение
<span Georgia",«serif»">Этот стиль общения, к которому также иногдаобращаются начинающие учителя, связан в основном с неумением организовать продуктивноеобщение на основе увлеченности совместной деятельностью. Ведь такое общениесформировать трудно, и молодой учитель нередко идет по линии наименьшегосопротивления, избирая общение-устрашение или дистанцию в крайнем еепроявлении.
В творческом отношении общение-устрашение вообще бесперспективно. В сущностисвоей оно не только не создает коммуникативной атмосферы, обеспечивающейтворческую деятельность, но, наоборот, регламентирует ее, так как ориентируетдетей не на то, что надо делать, а на то, чего делать нельзя, лишаетпедагогическое общение дружественности, на которой зиждется взаимопонимание,так необходимое для совместной творческой деятельности.
<span Georgia",«serif»">
<span Georgia",«serif»">7.Заигрывание
<span Georgia",«serif»">опять-таки характерное, в основном, для молодыхучителей и связанное с неумением организовать продуктивное педагогическоеобщение. По существу, этот тип общения отвечает стремлению завоевать ложный,дешевый авторитет у детей, что противоречит требованиям педагогической этики.Появление этого стиля общения вызвано, с одной стороны, стремлением молодогоучителя быстро установить контакт с детьми, желанием понравиться классу, а сдругой стороны – отсутствием необходимой общепедагогической и коммуникативнойкультуры, умений и навыков педагогического общения, опыта профессиональнойкоммуникативной деятельности.
А.С.Макаренко резко осуждал такую “погоню за любовью”. Он говорил: “Я уважалсвоих помощников, а у меня были просто гении в воспитательной работе, но я ихубеждал, что меньше всего нужно быть любимым воспитателем. Я лично никогда не добивалсядетской любви и считаю, что эта любовь, организуемая педагогом для собственногоудовольствия, является преступлением…
Это кокетничанье, эта погоня за любовью, эта хвастливость любовью приноситбольшой вред воспитателю и воспитанию. Я убедил себя и своих товарищей, чтоэтого привеска… не должно быть в нашей жизни…
Пусть любовь придет незаметно, без ваших усилий. Но если человек видит цель влюбви, то это только вред…”
Общение-заигрывание, как показывают наблюдения, возникает в результате: а)непонимания педагогом стоящих перед ним ответственных педагогических задач; б)отсутствия навыков общения; в) боязни общения с классом и одновременно желанияналадить контакт с учениками.
<span Georgia",«serif»">В чистом виде стили не существуют. Да иперечисленные варианты не исчерпывают все богатствосамопроизвольно выработанных в длительной практике стилей общения.В его спектре возможны самые различные нюансы,дающие неожиданные эффекты, устанавливающие или разрушающие взаимодействиепартнеров. Как правило, они находятся эмпирическим путем. При этом найденный иприемлемый стиль общения одного педагога оказывается совершенно непригодным длядругого. В стиле общения ярко проявляется индивидуальность личности.
<span Georgia",«serif»">
<span Book Antiqua",«serif»">§5Значение индивидуального стиля общения и средства повышения коммуникативности педагога.
<span Georgia",«serif»"> От стилязависит психологическая атмосфера, эмоциональное благополучие. Определеннуюроль играет и незнание технологии общения, отсутствие у педагога нужных приемовобщения. Такие стили общения, как устрашение, заигрывание и крайние формыобщения-дистанции, опасны еще и потому, что при отсутствии у педагогапрофессиональных навыков общения могут укорениться и “въесться” в творческуюиндивидуальность учителя, а порой становятся штампами, усложняющимипедагогический процесс и снижающими его эффективность.
Наиболее плодотворный процессвоспитания и обучения обеспечивается именно надежно выстроенной системойвзаимоотношений. Такая система должна характеризоваться:
<span Georgia",«serif»">
<span Georgia",«serif»"> В результате многочисленных исследованийи экспериментов психологи и педагоги советуют учителям для развитиякоммуникативных способностей следующее:
<span Georgia",«serif»;mso-fareast-font-family: Georgia;mso-bidi-font-family:Georgia">1)<span Times New Roman"">
<span Georgia",«serif»;mso-fareast-font-family: Georgia;mso-bidi-font-family:Georgia">2)<span Times New Roman"">
<span Georgia",«serif»;mso-fareast-font-family: Georgia;mso-bidi-font-family:Georgia">3)<span Times New Roman"">
<span Georgia",«serif»;mso-fareast-font-family: Georgia;mso-bidi-font-family:Georgia">4)<span Times New Roman"">
<span Georgia",«serif»;mso-fareast-font-family: Georgia;mso-bidi-font-family:Georgia">5)<span Times New Roman"">
<span Georgia",«serif»;mso-fareast-font-family: Georgia;mso-bidi-font-family:Georgia">6)<span Times New Roman"">
<span Georgia",«serif»;mso-fareast-font-family: Georgia;mso-bidi-font-family:Georgia">7)<span Times New Roman"">
<span Georgia",«serif»;mso-fareast-font-family: Georgia;mso-bidi-font-family:Georgia">8)<span Times New Roman"">
<span Georgia",«serif»;mso-fareast-font-family: Georgia;mso-bidi-font-family:Georgia">9)<span Times New Roman"">
<span Georgia",«serif»;mso-fareast-font-family: Georgia;mso-bidi-font-family:Georgia">10)<span Times New Roman"">
<span Georgia",«serif»"> Если педагог будет следовать этимсоветам, то избежит многих проблем и трудностей в общении.
<span Georgia",«serif»">Сознательноеформирование своего стиля ПО возможно при определенном уровне развитияспособности к самоанализу профессиональной деятельности. Педагоги в этомслучае в ходе профессионального взаимодействия с детьми целенаправленно ищут,отбирают и накапливают средства и способы общения, которые обеспечивают оптимальнуюрезультативность во взаимодействии с детьми и соответствуют их индивидуальности.Это в свою очередь приносит эмоциональное удовлетворение, приводит кпереживанию психологического комфорта.
<span Georgia",«serif»">Постепенно происходитстабилизация состава средств и способов осуществления коммуникативной деятельности,складывается определенная устойчивая целостная структура, а именно —индивидуальный стиль педагогического общения. В ходе стихийной выработки стиляпедагог также использует известные средства и способы общения, которыекажутся ему наиболее эффективными, индивидуально удобными.
<span Georgia",«serif»">В дальнейшем происходитстабилизация этих средств и способов общения, стихийно складываетсяиндивидуальный стиль общения, субъективно удобный, но не всегда профессиональнооптимальный, так как воспитатель не уделяет должного внимания анализу целесообразностииспользуемых средств и способов деятельности с точки зрения требованийдеятельности. Чем раньше педагог осознает необходимость формирования своегостиля, тем больше окажется возможностей для формирования позитивного стиля,тем эффективнее будет протекать процесс становления его как профессионала.
<span Georgia",«serif»">
<span Georgia",«serif»">
<span Georgia",«serif»">
<span Georgia",«serif»">
<span Georgia",«serif»">
<span Georgia",«serif»">
<span Georgia",«serif»">
<span Georgia",«serif»">
<span Georgia",«serif»">
<span Georgia",«serif»">
<span Georgia",«serif»">
<span Georgia",«serif»">
<span Georgia",«serif»">
<span Georgia",«serif»">
<span Georgia",«serif»">
<span Georgia",«serif»">
<span Georgia",«serif»">
<span Georgia",«serif»">
<span Georgia",«serif»">
<span Georgia",«serif»">
<span Georgia",«serif»">
<span Georgia",«serif»">
<span Georgia",«serif»">
<span Georgia",«serif»">
<span Georgia",«serif»">
<span Georgia",«serif»">
<span Georgia",«serif»">
<span Georgia",«serif»">
<span Georgia",«serif»">
<span Georgia",«serif»">
<span Georgia",«serif»">
<span Georgia",«serif»">Литература:
<span Georgia",«serif»">
<span Georgia",«serif»; layout-grid-mode:line">
<span Georgia",«serif»; layout-grid-mode:line">Реан А.А., Коломинский Я.Л. Социальная педагогическая психология. Санкт-Петербург, 1999.
<span Georgia",«serif»; layout-grid-mode:line">
<span Georgia",«serif»;layout-grid-mode:line"> Зимняя И. А. Педагогическая психология. Ростов-на-Дону, 1997.
<span Georgia",«serif»; layout-grid-mode:line">
<span Georgia",«serif»;layout-grid-mode:line"> Радугина А.А. Психология и педагогика. М., 2000.
<span Georgia",«serif»; layout-grid-mode:line">
<span Georgia",«serif»"> НемовР.С. Психология образования. М.,1995.
<span Georgia",«serif»; layout-grid-mode:line">
<span Georgia",«serif»; layout-grid-mode:line"> Бадмаев Б.Ц. Психология в работе учителя. М., 2000.
<span Georgia",«serif»; layout-grid-mode:line">
<span Georgia",«serif»; layout-grid-mode:line"> Канн-Калик В.А. Учителю о педагогическом общении. М., 1987.
<span Georgia",«serif»; layout-grid-mode:line">
<span Georgia",«serif»; layout-grid-mode:line"> Бадмаев Б.Ц. Психология в работе учителя. М., 2000.
<span Georgia",«serif»; layout-grid-mode:line">
<span Georgia",«serif»; layout-grid-mode:line"> Научный журнал. Вопросыпсихологии. М.,5-20