Содержание
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение
1ГЛАВА 1. ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ ВЫЕЗДНОЙ НАЛОГОВОЙ ПРОВЕРКИ И МЕТОДОЛОГИЯ ИСЧИСЛЕНИЯ НДС
8
1.1Порядок проведения выездной налоговой проверки.8
1.2Методология исчисления НДС.21
1.2.1Определение объекта налогообложения..21
1.2.2Порядок определения налоговой базы.24
1.2.3Налоговые ставки…30
1.2.4Порядок исчисления налога и применение налоговых вычетов…34
2ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРАВИЛЬНОСТИ ИСЧИСЛЕНИЯ НДС ПО РЕЗУЛЬТАТАМ ВЫЕЗДНЫХ ПРОВЕРОК………
37
2.1Проверка правильности исчисления суммы НДС по элементам налогообложения…
39
2.2Анализ материалов проверки взаимоотношений ООО «Блок» с ООО «Стройка +»…
57
2.3Анализ материалов проверки взаимоотношений ООО «Блок» с ООО «Группа»…………
69
3ГЛАВА 3. РАЗРАБОТКА МЕРОПРИЯТИЙ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ НАЛОГОВОГО КОНТРОЛЯ ..
86
3.1Анализ результатов исследования деятельности ООО «Блок».86
3.2Разработка рекомендаций по совершенствованию налогового контроля…
91
Заключение..103
Библиографический список…..107
Приложения.110
Выдержка из текста работы
Президентом Российской Федерации определено, что государственная налоговая политика должна формироваться исходя из необходимости стимулирования позитивных структурных изменений в экономике, последовательного снижения совокупной налоговой нагрузки, качественного улучшения налогового администрирования.
Проводимое государством все последние годы изменение налогового бремени путем снижения налоговых ставок, отмены отдельных налогов и снятия неоправданных ограничений создает приемлемые во многих областях условия для ведения бизнеса и исполнения налоговых обязательств.
Качественное налоговое администрирование является одним из условий эффективного функционирования налоговой системы и экономики государства.
Позитивное развитие основных составляющих налоговой политики государства, которыми являются снижение совокупной налоговой нагрузки и улучшение налогового администрирования, неразрывно связано с налоговым контролем, целью которого является обеспечение своевременного и полного поступления налогов и других обязательных платежей в бюджет, в том числе за счет достижения высокого уровня налоговой дисциплины и грамотности налогоплательщиков.
Основной и наиболее эффективной формой налогового контроля являются выездные налоговые проверки. В результате проведения выездных налоговых проверок налоговыми органами должны одновременно решаться несколько задач, наиболее важные из которых:
выявление и пресечение нарушений законодательства о налогах и сборах;
предупреждение налоговых правонарушений.
При этом выездные налоговые проверки должны отвечать требованиям безусловного обеспечения законных интересов государства и прав налогоплательщиков, повышения их защищенности от неправомерных требований налоговых органов и создания для налогоплательщика максимально комфортных условий для исчисления и уплаты налогов.
В целях эффективного решения всех этих задач подготовлена настоящая Концепция системы планирования выездных налоговых проверок (далее — Концепция), предусматривающая новый подход к построению системы отбора объектов для проведения выездных налоговых проверок.
Согласно Концепции планирование выездных налоговых проверок — это открытый процесс, построенный на отборе налогоплательщиков для проведения выездных налоговых проверок по критериям риска совершения налогового правонарушения, в том числе общедоступным. Ранее планирование выездных налоговых проверок являлось сугубо внутренней конфиденциальной процедурой налоговых органов.
В целях обеспечения системного подхода к отбору объектов для проведения выездных налоговых проверок Концепция определяет алгоритм такого отбора. Отбор основан на качественном и всестороннем анализе всей информации, которой располагают налоговые органы (в том числе из внешних источников), и определении на ее основе "зон риска" совершения налоговых правонарушений.
Таким образом, в настоящей Концепции планирование выездных налоговых проверок взаимоувязано с формированием и развитием у налогоплательщиков правильного понимания законодательства о налогах и сборах, убеждения в недопустимости его нарушения и необходимости точного соблюдения законов
Понятие выездной проверки
В Налоговом кодексе РФ нет понятия выездной налоговой проверки — статья 89 НК РФ содержится лишь перечень признаков проверки, с помощью которых мы и ответим на вопрос — что такое выездная налоговая проверка: Выездная проверка проводится (по общему правилу) по месту нахождения налогоплательщика. Однако, если у налогоплательщика нет помещения, где можно разместить налоговых инспекторов на время проведения проверки, она может проводиться по месту нахождения налогового органа.
Впервые термин "Выездная налоговая проверка" введен в обиход контрольной работы Налоговым кодексом Российской Федерации. Ранее проверки, проводимые с выходом к налогоплательщику, назывались документальными. Однако, разница между понятиями "выездная" и "документальная" проверки отнюдь не терминологическая. Существует распространенное мнение, что выездная налоговая проверка и документальная проверки это одно и то же. Однако, на самом деле, это отнюдь не тождественные понятия. Так, выездная налоговая проверка — это проверка, проводимая, как правило, в помещении налогоплательщика. Документальная же проверка — это проверка, охватывающая первичную бухгалтерскую документацию и учетные регистры налогоплательщика. При этом ни один законодательный акт не уточняет место проведение такой проверки.
Выездная налоговая проверка означает гораздо более пристальное внимание налоговой службы к отчетности коммерческой организации. Как правило, такой проверке подвергаются компании, которые тем или иным образом привлекли внимание налоговиков: слишком низкими зарплатами сотрудников, работой с подозрительными контрагентами, низкой налоговой нагрузкой. Выездная проверка может проводиться от 2 до 6 месяцев, в зависимости от конкретной ситуации. При этом работники налоговых служб не предупреждают заранее о визите, предоставляя решение о проведении проверки лишь при начале проверки
Предметом выездной налоговой проверки признается правильность исчисления и своевременность уплаты налогов. Решение о проведении выездной налоговой проверки должно содержать в том числе предмет проверки, т.е. налоги, правильность исчисления и уплаты которых подлежит проверке (пункт 2 статьи 89 НК).. Срок проведения выездной налоговой проверки исчисляется со дня вынесения решения о назначении проверки и до дня составления справки о проведенной проверке. Проверочные действия состоят из анализа документов — как представленных налогоплательщиком, так и запрошенных во время проведения проверки. Максимальное количество лет, которое может быть охвачено проверкой составляет 3 года, непосредственно предшествующих году проведения проверки (текущий год в данные период не входит).
Вывод: выездная налоговая проверка — это форма налогового контроля, правильности исчисления и уплаты налога, проводимая должностными лицами налоговых органов в рамках полномочий, предоставленных им налоговым законодательством, на основании специального решения руководителя и длящаяся в течение двух месяцев с момента вынесения такого решения путем анализа документов, имеющихся в распоряжении налоговых органов и (или) запрошенных у налогоплательщика.
Виды выездных проверок
Проверки, проводимые в соответствии с утвержденным планом выездных налоговых проверок, называются плановыми. Такой план составляется и утверждается ежеквартально.
Иногда возникает необходимость проведения внеплановых выездных налоговых проверок, в том числе в связи с запросом правоохранительных органов, или по заданию вышестоящих налоговых органов, или по другим причинам.
В зависимости от количества подлежащих проверке налогов и сборов, выделяются следующие виды выездных налоговых проверок:
комплексные — в ходе которых охватываются все налоги и сборы, уплачиваемые проверяемым лицом. В решение о проведении выездной налоговой проверки может быть использовано общее описание подлежащих проверке вопросов, являющихся предметом проверки, — "проверка правильности соблюдения законодательства о налогах и сборах";
тематические — в ходе которых проверяются только некоторые налоги и сборы по выбору проверяющих должностных лиц. Например, в решение о проведении тематической выездной налоговой проверки предмет проверки будет строго очерчен — "проверка правильности исчисления налога на прибыль организаций, единого социального налога и налога на доходы физических лиц".
Планирование и подготовка выездной налоговой проверки
На основе собранной в ходе мероприятий налогового контроля и полученной из различных источников информации о налогоплательщиках, с учетом камерального анализа их налоговых деклараций (расчетов) и бухгалтерской отчетности, финансово-экономических показателей их деятельности выбираются те налогоплательщики, в отношении которых сотрудники налогового органа могут с определенной долей уверенности предполагать наличие или отсутствие нарушения законодательства о налогах и сборах.
Необходимая информация о налогоплательщике может быть получена как из внутренних, так и из внешних источников. Информация из внутренних источников — это сведения, полученные в ходе государственной регистрации и учета налогоплательщиков, камеральных проверок их деклараций (расчетов), бухгалтерской отчетности, лицевых счетов и т.п., а информацией из внешних источников является информация, полученная налоговыми органами от других государственных органов, органов государственной власти и местного самоуправления, а также других юридических и физических лиц.
налоговый прибыль физический лицо
Роль выездных налоговых проверок
Выездная проверка направлена на выявление уклонений от налогообложения. Это более углубленное мероприятие налогового контроля по сравнению с камеральной проверкой поэтому нет ничего удивительного в том, что выездная проверка должна заканчиваться доначислением. Если выездная проверка прошла безрезультатно — значит, инспекторы провели плохой предпроверочный анализ и вышли на проверку неподготовленными.
Перечень подлежащих выездной налоговой проверке налогоплательщиков утверждается руководителем налогового органа (его заместителем) ежеквартально в составе плана выездных налоговых проверок, и должен содержать помимо налогоплательщиков, в отношении которых сотрудники налогового органа могут с определенной долей уверенности предполагать наличие или отсутствие нарушения законодательства о налогах и сборах, также налогоплательщиков, которые подлежат обязательной проверке в соответствии с действующим законодательством, указаниями вышестоящих налоговых органов, поручениями правоохранительных органов.
Для каждого налогоплательщика, включенного в план выездных налоговых проверок, разрабатывается и утверждается отдельная программа выездной налоговой проверки, в которой решаются вопросы о виде предстоящей выездной налоговой проверки, о предмете выездной налоговой проверки, о периоде, подлежащем выездной налоговой проверке, о проверяющем составе и некоторые другие вопросы.
При планировании и подготовке выездной проверки определяется объем недостающей информации о налогоплательщике и о его деятельности, решается вопрос о необходимости привлечения сотрудников правоохранительных и других контролирующих органов.
Выездные налоговые проверки 2015: новый подход
В 2015 году выездные налоговые проверки компаний будут проходить по новым правилам. О том, что подход к ревизиям изменится, ФНС России объявила подчиненным на внутреннем совещании, основные изменения касаются плана доначислений и проверок с полицией.
Цена выездной ревизии. Сейчас 1 процент всех выездных налоговых проверок компаний проходит вообще без доначислений, а доля ревизий, приносящих менее 1 млн. рублей, даже в Москве превышает 10 процентов. В ФНС России считают, что это результат "договорных" проверок.
Поэтому там как никогда решительно настроились на борьбу с коррупцией и хотят пресечь любые попытки инспекторов и проверяемых договориться. Служба даже готова к оттоку кадров, так как не все инспекторы способны работать только за зарплату. В итоге ФНС России хочет, чтобы результат ревизий совпадал с предпроверочным анализом. Выездные проверки на 2015 год назначают компаниям, которым можно доначислить не менее среднего по региону обычно от 5 млн. рублей. Значит, к таким доначислениям инспекторы теперь будут стремиться на каждой ревизии.
Работа с полицией. Цена выездной проверки с полицией вчетверо выше обычной 26 млн. рублей. ФНС России воодушевляют такие результаты, поэтому она рекомендует инспекторам подключать правоохранителей уже при планировании ревизий. А это означает, что оперативники будут проводить опросы сотрудников, проверочные закупки, осмотры, прослушивание телефонов еще до ревизии.
Вывод
Однако для нерадивых юридических лиц и индивидуальных предпринимателей налоговая проверка представляет собой основную угрозу со стороны налоговых органов, поскольку по результатам ее проведения, как правило, доначисляются налоговые платежи в значительном размере, способном пошатнуть в один момент имущественное и финансовое благосостояние бизнеса и даже привести к банкротству.
Что касается нарушений, то они найдутся всегда, особенно, если проверяется разросшаяся неповоротливая структура, которой значительно сложнее контролировать многочисленные аспекты своей деятельности. Например, проверять всех своих поставщиков на предмет благонадежности (нет-нет, да найдется среди них парочка «проблемных налогоплательщиков», по которым налоговики, как минимум, найдут возможность отказать в вычетах по НДС). Более того, если по результатам выездной проверки удалось доначислить значительную сумму налоговых платежей, при этом проверяемый налогоплательщик не оспаривал результатов проверки и добросовестно все оплатил, то такого налогоплательщика, скорее всего, возьмут на заметку, что бы по истечении двух-трех лет «навестить» его снова. Собственно, как раз развивающемуся среднему бизнесу, в первую очередь, и стоит системно оценивать свою деятельность на предмет налоговой безопасности.
Поэтому право налоговых органов проводить выездные налоговые проверки имеет и определенный психологический эффект, стимулирующий организации более аккуратно и тщательно относиться к вопросам исчисления и уплаты налогов.
Литература
1.Приложение N 1к приказу Федеральной налоговой службы от 30 мая 2007 г. N ММ-3-06/333
2.Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая)" от 31.07.1998 N 146-ФЗ (ред. от 04.10.2014) Статья 89. Выездная налоговая проверка