Содержание
Введение3
1. Понятие и основные черты экстрадиции преступников6
1.1. Понятие экстрадиции6
1.2. Принципы выдачи лиц, совершивших преступление вне пределов Российской Федерации15
2. Нормативно-правовое регулирование и принципы экстрадиции17
2.1. Правовая природа экстрадиции17
2.2. Принципы экстрадиции23
Заключение33
Список литературы36
Выдержка из текста работы
На сегодняшний день, в условиях развития технического прогресса и международных отношений, лицо, совершившее преступное деяние на территории одного государства, имеет возможность покинуть его пределы и укрыться на территории другого государства, с продолжением своей преступной деятельности. В этой связи государства объединяют все свои усилия, развивают и совершенствуют такой важный институт международно-правового сотрудничества — институт экстрадиции или выдачи лица совершившего преступление.
Данный институт не случайно признается одним из ведущих институтов права. Это обусловлено тем, что международное сотрудничество по борьбе с преступностью является системным сложным явлением, его содержание составляют как согласованные между государствами меры по оказанию помощи по расследованию уголовных дел, так и меры по осуществлению уголовного преследования, а также исполнения уголовных наказаний.
В современном мире вопросы экстрадиции преступников, а также лиц, которые подозреваются в совершении преступлений, Становятся все более значимыми, учитывая процессы глобализации, значительной миграции, транснациональной преступности, а также динамичного развития межгосударственных отношений в различных сферах. Проблема серьезного становления изучаемого правового института и оказания международно-правовой помощи по экстрадиции, применительно к Российскому государству, приобрела особую актуальность в конце XX столетия. Этот факт связан с падением так называемого «железного занавеса», а также непосредственно с реализацией принципа свободы передвижения, чем поспешили воспользоваться не столько обычные граждане, сколько преступные элементы.
Научный интерес исследуемого института усматривается в том, что он, являясь одним из ведущих видов международного сотрудничества в сфере оказания правовой помощи по уголовным делам, непосредственно затрагивает суверенитет государства и тем самым представляет собой наиболее сложное мероприятие по непосредственному его осуществлению.
Институт экстрадиции, вне всякого сомнения, играет важную роль в развитии и укреплении международного сотрудничества между государствами. Не меньшее влияние возможность экстрадиции оказывает и на охрану прав, свобод и законных интересов личности, общества и государства, укрепление международного правопорядка и борьбу с преступностью. Все это обуславливает повышенный интерес к вопросам экстрадиции ученых, юристов и практиков.
Объект данного исследования — институт экстрадиции лица, совершившего преступление.
Предмет исследования — нормы уголовного права и уголовного процесса.
Цель исследования — изучение понятия экстрадиции, ее принципов, процедуры выдачи лица, совершившего преступление, а также проблем экстрадиции.
В соответствии с поставленной целью был определен ряд необходимых для ее достижения задач:
ознакомиться с нормативной базой, регламентирующей изучаемый правовой институт;
подобрать и изучить необходимую литературу по данной тематике;
исследовать теоретические и методологические основы института выдачи лица, совершившего преступление, обозначить его основные проблемы;
раскрыть понятие института экстрадиции, раскрыть его принципы;
исследовать процедуру выдачи лица, совершившего преступление;
подвести основные итоги проведенного исследования.
Нормативную базу исследования представили: Конституция РФ, принятая всенародным голосованием 12 декабря 1993 г., Уголовный кодекс РФ, Уголовно — процессуальный кодекс РФ, ратифицированные Российской Федерацией международные договоры и международные конвенции, а также судебная практика.
Научная база проводимого исследования представлена работами отечественных и зарубежных специалистов в области уголовного права, уголовного процесса, а также международного публичного права.
Глава 1. Понятие и принципы экстрадиции
.1 Понятие и основания экстрадиции, основания отказа в экстрадиции
Экстрадицию рассматривают как один из древнейших институтов в международном уголовном праве. В классическом понимании она определяется как «передача лица государством, на территории которого такое лицо располагается, иному государству с целью привлечения его к уголовной ответственности либо для приведения приговора в исполнение».
Во многом под влиянием данного подхода в юридической науке зафиксировалась следующая формулировка экстрадиции как «отдельного института выдачи подозреваемых в совершении преступлений и осужденных преступников».
Именно поэтому в литературе, посвященной юриспруденции концепция экстрадиции, которая лежит в основе анализа ее понятия, содержания, целей, нормативной регламентации, а также процедур чаще всего ограничивается аспектами выдачи объявленных в международный розыск лиц, подозреваемых в совершении преступлений или передачи одним государством другому лиц, осужденных для отбывания наказания.
В то же самое время, экстрадиция и выдача — понятия не тождественные. Экстрадицию нецелесообразно сводить к выдаче, а также объяснять ее выдачей потому, что в настоящих условиях экстрадиция не ограничивается одной лишь выдачей преступников. Следует отметить, что процедура экстрадиции может завершиться также и отказом в выдаче.
Кроме того, нормы уголовно-процессуального законодательства России выделяют:
выдачу лица для уголовного преследования;
передачу лица, осужденного к лишению свободы, для отбывания назначенного наказания.
Передача осужденных между двумя государствами для отбывания наказания согласуется с положениями Европейской конвенции о выдаче 1957 года, которые, в частности, предусматривают не только передачу, но и такие ее разновидности, как: передача с условиями и отсроченная передача.
На сегодняшний день Российская Федерация заключила 5 международных договоров о передаче лиц, осужденных к лишению свободы для отбывания наказания, в их числе:
с Финляндией (1990 г.);
Латвией (1993);
Туркменистаном (1995);
с Азербайджаном (1995);
Грузией (1996).
Таким образом, можно сделать вывод о том, что выдача и передача — это разные понятия. И, соответственно, отсюда вытекает, что экстрадиция — это не только выдача, не всякая процедура экстрадиции обязательно должна закончиться выдачей запрашиваемых лиц. В указанных случаях процедура экстрадиции наличествует, но реальной выдачи нет. Выдача — это лишь одна из форм реализации процедуры экстрадиции.
Анализируя законодательные и иные нормативно-правовые акты, регламентирующие вопросы экстрадиции, а также исследуя данные практики можно выделить следующие формы реализации экстрадиции:
передача;
экстрадиционный транзит;
выдача;
отсрочка выдачи;
отказ в выдаче;
временная выдача.
Они связаны с экстрадицией, охватываются ее нормами, однако к непосредственной выдаче преступников не сводятся. Поэтому экстрадицию можно охарактеризовать как комплексный отдельный и самостоятельный правовой институт.
Поэтому институт выдачи «представляет собой достаточно разработанный материал», в то время как институт экстрадиции в качестве самостоятельного института права выступает относительно новым явлением в международной практике государств и как новообразование в праве.
Он являет собой совокупность нормативных предписаний, которые регламентируют передачу лица, совершившего преступление, одним (запрашиваемым) государством другому (запрашивающему) государству для привлечения к уголовной ответственности и (или) отбывания наказания.
Применительно к Российской Федерации решение вопроса об экстрадиции лица зависит от его государственно-правового статуса, то есть: является ли оно гражданином Российской Федерации, либо иностранным гражданином или же лицом без гражданства. Проведем исследование нормативной регламентации решения данного вопроса.
Согласно части 1 статьи 61 Конституции РФ: «Гражданин Российской Федерации не может быть выслан за пределы Российской Федерации или выдан другому государству». Часть 1 статьи 13 УК РФ конкретизирует это предписание и устанавливает: «Граждане Российской Федерации, совершившие преступление на территории иностранного государства, не подлежат выдаче этому государству».
Указанное правило распространяется также и на ту часть бипатридов, которые помимо российского имеют и еще одно гражданство или подданство иностранного государства. В части 1 статьи 6 Федерального закона от 19 апреля 2002 года «О гражданстве Российской Федерации»предписано следующее: «гражданин Российской Федерации, имеющий также иное гражданство, рассматривается в Российской Федерации только как гражданин Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных международным договором Российской Федерации или Федеральным законом».
В соответствии с частью 2 статьи 62 Конституции РФ «наличие у гражданина Российской Федерации гражданства иностранного государства не умаляет его прав и свобод и не освобождает от обязанностей, вытекающих из российского гражданства, если иное не предусмотрено федеральным законом или международным договором Российской Федерации». Данный подход российского законодателя основан на незыблемости суверенитета Российской Федерации и выступает в качестве дополнительной гарантии реализации принципа гражданства, закрепленного в части 1 статьи 12 УК РФ.
Решение вопроса об экстрадиции гражданина РФ мы осветили, теперь коснемся вопроса о выдаче иностранных граждан и лиц без гражданства. Здесь следует отметить то, что исходной точкой в этом отношении является часть 2 статьи 63 Конституции Российской Федерации: «Выдача лиц, обвиняемых в совершении преступления, а также передача осужденных для отбывания наказания в других государствах осуществляется на основании федерального закона или международного договора Российской Федерации».
Согласно же части 2 статьи 13 УК РФ «Иностранные граждане и лица без гражданства, совершившие преступление вне пределов Российской Федерации и находящиеся на территории Российской Федерации, могут быть выданы иностранному государству для привлечения к уголовной ответственности или отбывания наказания в соответствии с международным договором Российской Федерации».
Единственное основание выдачи — это совершение иностранным гражданином или лицом без гражданства экстрадиционного (то есть влекущего выдачу) преступления.
В данном качестве признается преступление, наказуемое в соответствии с уголовным законодательством запрашивающего и запрашиваемого государств лишением свободы на срок не менее одного года или более строгим наказанием, исходя из принципа «тождественности» (иначе «двойной криминальности»).
В указанную категорию преступлений не включаются:
политические;
воинские;
и финансовые преступления.
Важно отметить, что субъектом рассматриваемых преступлений наряду с иностранным гражданином может выступать также и любое лицо без гражданства, вне зависимости от того, постоянно или временно оно проживает на территории Российской Федерации. Это усматривается при сопоставительном анализе частей 1, 3 статьи 12 и части 2 статьи 13 УК РФ.
Кроме отмеченного выше основания, экстрадиция предполагает выполнение следующего ряда условий:
преступное деяние совершено на территории запрашивающего государства или направлено против интересов данного государства, или же преступник является гражданином данного государства;
преступник находится на территории запрашиваемого государства;
запрашиваемое и запрашивающее государства — участники соответствующего международного договора о выдаче;
соблюдение принципа, запрещающего дважды привлекать к ответственности за одно и то же преступление;
сроки давности привлечения к ответственности за совершенное преступление еще не истекли;
предоставление запрашиваемому государству, законодательство которого в отличие от законодательства запрашивающего государства не предусматривает за совершенное преступление смертную казнь, достаточных гарантий того, что этот вид наказания к выданному лицу не будет применен;
преступление не преследуется в порядке частного обвинения (то есть по заявлению потерпевшего) и прочие.
Кроме этого, Российская Федерация, ратифицируя Конвенцию 1957г., определила за собой сохранение права дополнительного отказа в экстрадиции в следующих случаях:
если выдача лица запрашивается в целях привлечения к ответственности в чрезвычайном суде или в порядке упрощенного судопроизводства либо в целях исполнения приговора, вынесенного чрезвычайным судом или в порядке упрощенного судопроизводства, когда есть основания полагать, что этому лицу не будут или не были обеспечены минимальные гарантии, предусмотренные общепризнанными нормами международного права;
если есть серьезные основания полагать, что лицо, в отношении которого поступил запрос о выдаче, было или будет подвергнуто в запрашивающем государстве пыткам или другим жестоким, бесчеловечным или унижающим достоинство видам обращения или наказания, либо что этому лицу в процессе уголовного преследования не были или не будут обеспечены минимальные гарантии, предусмотренные общепризнанными нормами международного права;
исходя из соображений гуманности, когда есть основания полагать, что выдача лица может повлечь для него серьезные осложнения по причине его преклонного возраста или состояния здоровья;
если выдача лица может нанести ущерб суверенитету, безопасности РФ, общественному порядку или другим существенно важным интересам.
Отказ в выдаче не исключает, а, напротив, предполагает обязанность Российской Федерации осуществлять уголовное преследование в соответствии со своим законодательством, руководствуясь при этом либо универсальным либо реальным принципом действия уголовного преследования в пространстве. Данное правило не распространяется на отказ в выдаче, поскольку он обуславливается реализацией права на политическое убежище, установленного Конституцией РФ.
Согласно части 1 статьи 63 Конституции РФ «Российская Федерация предоставляет политическое убежище иностранным гражданам и лицам без гражданства в соответствии с общепризнанными нормами международного права». Часть 2 статьи 63 Конституции РФ провозглашает: «В Российской Федерации, — не допускается выдача другим государствам лиц, преследуемых за политические убеждения, а также за действия (или бездействие), не признаваемые в Российской Федерации преступлением».
Подобная регламентация указанного права имеется в Положении о порядке предоставления в Российской Федерации политического убежища, утвержденном Указом Президента РФ от 21 июля 1997 г. № 1417. В нем, в частности, предусматривается не предоставление политического убежища в случае, если лицо преследуется за действия (бездействие), признаваемые в РФ преступлением, или же если оно виновно в совершении действий, противоречащих целям и принципам Организации Объединенных Наций (п.5). П.7 указанного Положения гласит, что лицо может быть лишено предоставленного ему Российской Федерацией политического убежища по соображениям государственной безопасности, а также в случае, если это лицо занимается деятельностью, которая противоречит целям и принципам Организации Объединенных Наций, или же если оно совершило преступление и в отношении него имеется вступивший в законную силу и подлежащий исполнению обвинительный приговор суда.
Для подавляющего большинства функционирующих международных договоров об экстрадиции традиционна такая формулировка: «В выдаче может быть отказано в следующих вариантах: в случае если преступление, за которое затребована выдача, в законодательстве запрашивающей стороны наказуемо смертной казнью, а в законодательстве запрашивающего государства ненаказуемо; если только запрашивающая сторона не предоставит достаточных гарантий о том, что смертный приговор не будет вынесен или не будет приведен в исполнение».
1.2 Принципы осуществления экстрадиции
Принципы экстрадиции — это руководящие начала, базовые правила, закрепленные в правовых нормах международных договоров и соглашений об урегулировании процедуры экстрадиции (выдачи) и нормативных актов внутригосударственного (национального) права, в первую очередь Конституции, в которых выражаются базовые основания осуществления процедуры выдачи (а также отказа в выдаче).
Минкова Ю.В. определяет следующие принципы экстрадиции:
принцип двойной подсудности;
принцип экстрадиционности преступления;
принцип универсальности;
принцип специализации; принцип взаимности;
принцип "autdedereautjudicare" (или принцип невыдачи собственных граждан);
принцип истечения срока давности;
принцип совершения преступления на территории страны, к которой обращено требование;
принцип политического убежища;
принцип ответственности за совершение политического преступления;
принцип невыдачи лица, выдача которого требуется, на территории страны, к которой обращено требование, если по тому же преступлению был вынесен приговор или прекращено преследование по делу;
принцип выдачи гражданина третьего государства;
принцип невозвращения;
принцип отказа в выдаче по гуманным соображениям;
принцип ответственности за совершение финансового преступления (в области налогообложения, таможенных сборов);
временная выдача, дополнительная выдача.
Проведем анализ некоторых из перечисленных принципов экстрадиции.
Принцип выдачи лиц, совершивших преступление, на основе международного договора Российской Федерации или федерального закона закрепляется в части 2 статьи 63 Конституции Российской Федерации.
Однако сотрудничество государств иногда бывает настолько многосторонним, а их взаимоотношения — сложными и многогранными, что отдельные вопросы остаются упущенными при заключении договоров. Поэтому важное значение приобретает так называемый «принцип взаимности». Он гласит, что «в соответствии с заверениями иностранного государства, направившего запрос о выдаче, можно ожидать, что в аналогичной ситуации по запросу Российской Федерации будет произведена выдача» (пункт 2 статьи 462 УПК РФ).
По мнению Д.П. Никольского, «выдача предполагает юридическое отношение между двумя государствами, выражающееся в форме взаимного соглашения, которое может быть или молчаливым, определяемое по началу взаимности, или письменным, заключаемое в виде определенного договора, а также конвенции о выдаче».
Принцип выдачи только иностранных граждан и лиц без гражданства закреплен в части 1 статьи 62 Конституции Российской Федерации, согласно которому гражданин РФ не может быть выслан за пределы Российской Федерации либо выдан другому государству. Данное правило конкретизирует статья 13 УК РФ: «Граждане Российской Федерации, совершившие преступление на территории иностранного государства, не подлежат выдаче этому государству. Иностранные граждане и лица без гражданства, совершившие преступление вне пределов Российской Федерации и находящиеся на территории Российской Федерации, могут быть выданы иностранному государству для привлечения к уголовной ответственности или отбывания наказания в соответствии с международным договором Российской Федерации». Также, согласно пункту 1 статьи 462 Уголовно-процессуального кодекса РФ: «Российская Федерация… может выдать иностранному государству иностранного гражданина или лицо без гражданства…». Указанные правила необходимы для достижения важнейшей цели — защиты граждан Российской Федерации от необоснованного преследования, а также обеспечения суверенного права РФ на осуществление над своими гражданами правосудия.
Однако практику невыдачи собственных граждан, по мнению Ю.В. Минковой, нецелесообразно считать общепризнанной, потому что многие государства (Великобритания, Австралия, Канада, Израиль, Индия, США) придерживаются противоположной точки зрения.
Правило двойной преступности, в юридической литературе известное также как принцип двойной инкриминации, двустороннего определения состава преступления, двойного вменения и т.д., означает:
во-первых, выдача лица предполагает необходимое основание уголовной ответственности — наличие преступления. Если такового нет хотя бы у одной из сторон, либо запрос о выдаче, либо его удовлетворение лишаются своего правового основания.