Содержание
ВВЕДЕНИЕ3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ9
1.1.НОРМАТИВНО-ПРАВОВАЯ БАЗА НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ9
1.2. ВИДЫ НАЛОГОВ14
1.3. ВЛИЯНИЕ КРИЗИСА НА НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ ПРЕДПРИЯТИЙ26
ГЛАВА 2. ОСНОВНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ ФИНАНСОВО-ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ООО «КЭТИ СТАР»32
2.1.ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕДПРИЯТИЯ32
2.2. АНАЛИЗ ДВИЖЕНИЯ НАЛОГОВЫХ ПЛАТЕЖЕЙ ПРЕДПРИЯТИЯ.36
ГЛАВА III. ОПТИМИЗАЦИЯ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ООО «КЭТИ СТАР»43
3.1. РАЗРАБОТКА ОПТИМАЛЬНОЙ СТРУКТУРЫ ОРГАНИЗАЦИИ43
3.2. РАСЧЕТ ПРОГНОЗА НАЛОГОВЫХ ПЛАТЕЖЕЙ50
3.3.СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ДВУХ СИСТЕМ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ53
ЗАКЛЮЧЕНИЕ56
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ61
Выдержка из текста работы
на дипломную работу студентки Мартыновой Ольги Сергеевны, специальность «Бухгалтерский учет, анализ и аудит», тема: Бухгалтерский учет и налогообложение на малых предприятиях на примере ООО «Софит».
В дипломной работе рассматривается одна из актуальных проблем — бухгалтерский учет и налогообложения малого предпринимательства. Дано обоснование актуальности исследуемой темы. В данной дипломной работе рассмотрены основные законодательные основы деятельности малого предприятия, охарактеризованы виды государственной поддержки, описан порядок ведения бухгалтерского учета и налогообложения предприятия применяющего специальный налоговый режим : Упрощенная система налогообложения. Автором обработано большое количество теоретического материала, на достаточно высоком теоретическом и методологическом уровне. Материал в работе изложен с соблюдением внутренней логики, между разделами существует логическая взаимосвязь. Данная дипломная работа полностью раскрывает вопросы, связанные с особенностью ведения бухгалтерского учета и налогообложения на малых предприятиях. Прослеживается тщательная работа по каждому разделу рассматриваемой темы. Полностью раскрыта тема работы, достигнута поставленная цель, решены поставленные задачи. Использованный практический материал достоверен, сделанные выводы обоснованы, рекомендации имеют практическую значимость. Работа выполнена в соответствии с требованиями ГОСТа. Она актуальна, полна, качественна. Существенных недостатков работа не имеет. Представленная дипломная работа студентки Мартыновой Ольги Сергеевны соответствует предъявляемым требованиям и может быть допущена к защите, и заслуживает высокой оценки.
Рецензент Директор, ООО «Софит» Лебедева О.А.
Введение
Малое предпринимательство — один из ведущих секторов, во многом определяющий темпы экономического роста, состояния занятости населения, структуру и качество валового национального продукта. Развитие малого предпринимательства отвечает общемировым тенденциям к формированию гибкой смешанной экономики, в которой реализуется сложный механизм слаженного взаимодействия крупного, среднего и малого предпринимательства.
В условиях нестабильности экономической ситуации в стране, малым предприятиям удается быстро реагировать и подстраиваться под изменения, это позволяется за счет сравнительно небольших финансовых капиталов, небольшого объема производства.
Как свидетельствуют исследования, основные проблемы, которые тревожат сегодня предпринимателей, состоят в следующем: резкое ухудшение общей ситуации в экономике; рост арендных платежей, изменения в федеральном и региональном законодательстве, необоснованные штрафы, нарушения при проверках и т.д. [8, с.6]
Государственная поддержка субъектов малого предпринимательства существенно облегчает хозяйственную деятельность, ведение бухгалтерского учета и исчисление налогов и сборов с помощью упрощенных методов ведения бухгалтерского учета и применения специальных налоговых режимов на этапе становления и развития малого предприятия.
На руководителя малого предприятия возложено много задач, без которых не возможна слаженная работа всей организации: контролировать производство, своевременно изучать изменения в законодательстве, вести правильный бухгалтерский учет и исчислять налоги и сборы. Зачастую руководителю не под силу единолично вести всю деятельность организации. В таких случаях руководитель вынужден нанять бухгалтера либо заключить договор с организацией осуществляющей ведение бухгалтерского учета.
Актуальность темы дипломной работы выражается тем, что количество малых предприятий ежегодно увеличивается, в условиях нестабильной экономики и конкуренции правильно поставленный бухгалтерский учет и налогообложение помогут руководителям малых предприятий своевременно анализировать финансовое состояние организации, развить прибыльное производство и безболезненно реагировать на изменения в экономике страны.
Целью дипломной работы является исследование бухгалтерского учета и налогообложения малых предприятий, а так же описание организации бухгалтерского учета и исчисления налогов и сборов на примере ООО «Софит», применяющего специальный налоговый режим «Упрощенная система налогообложения».
Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие задачи:
охарактеризовать законодательные и теоретические основы функционирования предпринимательства;
определить места и роли малого бизнеса в развитии экономики страны;
выделить способы и направления государственной поддержки малого предпринимательства;
исследовать порядок ведения бухгалтерского учета и исчисления налогов и сборов, при применении специального налогового режима «Упрощенная система налогообложения» на примере ООО «Софит»;
разработать перспективы развития бухгалтерского учета и налогообложения ООО «Софит».
Данная работа основана на материалах нормативной, методической литературы, периодической печати.
Предлагаемая работа состоит из трех частей. В первой части дается анализ роли малого предпринимательства в России, законодательные основы деятельности, рассматриваются виды государственных поддержек, наиболее подробно рассматриваются специальные налоговые режимы.
Вторая часть представляет собой описание организации бухгалтерского учета и налогообложения на примере реального предприятия, являющегося субъектом малого предпринимательства, ООО «Софит».
Третья часть посвящена определению перспектив развития бухгалтерского учета и налогообложения ООО «Софит».
ГЛАВА 1. Основы бухгалтерского учета и налогообложения на малых предприятиях
.1 Роль малого предпринимательства в экономике России, законодательные основы его функционирования
Опыт стран с рыночной экономикой свидетельствует о том, что важнейшим условием качественного развития страны является одновременное функционирование крупных, средних и малых предприятий, а так же осуществление деятельности базирующейся на личном труде. Во всех развитых странах малого бизнеса приходится 60-70% валового национального продукта. В таких странах, как США, Япония, Германия, Франция, Великобритания, подавляющую долю — 99,3- 99,7% от количества предприятий составляют так называемые средние и малые предприятия.
Эффективность малого бизнеса предопределяется тем, что его функционирование не предполагает крупных финансовых вложений, не требует больших материальных и трудовых ресурсов. Малый бизнес более гибок, быстрее реагирует на изменения внешней среды, он создает дополнительные рабочие места.
Сравнивая численность предприятий малого и среднего бизнеса в Российской Федерации можно выделить тенденцию к росту численности малого предпринимательства и резкий спад числа средних предприятий по состоянию на начало 2013 года. Для наглядности рассмотрим таблицу 1.
Таблица 1. Динамика развития малого и среднего предпринимательства
Средние предприятия (тыс.)Малые предприятия (тыс.)ВсегоВ том числе микропредприятия2010 (на конец года)25,171 644,21 415,12011 (на конец года)15,851 836,41 593,72012 (на конец года)15,81 837,51 590,3Таблица 1 наглядно показывает активное развитие малых предприятий, по состоянию на начало 2013 года численность малых предприятий составила 1837,5 тыс.предприятий., когда средних предприятиях численность составила всего 15,8 тыс.предприятий. [2, с. 13] Но не смотря на положительную динамику численности малых предприятий и роста числа рабочих мест малое предпринимательство в России существенно отстает от экономики развитых стран. [8, с. 5- с. 6]
Как свидетельствуют исследования, основные проблемы, которые тревожат сегодня предпринимателей, состоят в следующем: резкое ухудшение общей ситуации в экономике; рост арендных платежей, изменения в федеральном и региональном законодательстве, необоснованные штрафы, нарушения при проверках и т.п. [8, с.6]
С 1 января 2008 года вступил в силу Федеральный закон от 24.07.2007 №209-ФЗ (ред. 06.12.2011 г.) «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (Далее — Федеральный закон №209-ФЗ), которым определены условия отнесения к категории субъектов малого и среднего предпринимательства. [8,с.7]
К субъектам малого и среднего предпринимательства относятся внесенные в единый государственный реестр <#»justify»>Вторую программу реализует Государственная корпорация "Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)» и регулируются Федеральным законом "О банке развития" (№82 ФЗ, принят 17 мая 2007 года).
Внешэкономбанк действует для обеспечения повышения конкурентоспособности экономики России, ее диверсификации, стимулирования инвестиционной деятельности. Банк развития реализует инвестиционную, внешнеэкономическую, страховую, консультационную поддержку проектов в России и за рубежом, направленных на развитие инфраструктуры, инноваций, особых экономических зон, защиту окружающей среды, на поддержку экспорта российских товаров, работ и услуг, а также на поддержку малого и среднего предпринимательства.
Финансовая поддержка осуществляется по двум направлениям:
через банки-партнеры;
через организации инфраструктуры поддержки.
Министерство экономического развития Российской Федерации считает, что следует увеличить финансирование этой программы, а так же создать условия, при которых ставки кредитования по мере прохождения денег через банки не будут расти и останутся доступными для малого предпринимательства. [8, с.11]
1.3 Нормативное регулирование бухгалтерского и налогового учета на малых предприятиях
При организации бухгалтерского учета субъектам малого предпринимательства, которые являются юридическими лицами по Законодательству Российской Федерации (далее -малые предприятия), следует руководствоваться едиными методологическими основами и правилами, установленными Федеральным Законом в редакции на 01.01.2013 №402-ФЗ «О бухгалтерском учете», Положениями по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденными приказом Министерства финансов Российской Федерации в редакции от 24.12.2010 г. №34н, Положениями (стандартами) по бухгалтерскому учету (ПБУ), Федеральным законом в редакции от 06.12.2011 №209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации».
Основные требования к ведению бухгалтерского учета состоят в следующем:
. Экономический субъект обязан вести бухгалтерский учет;
. Бухгалтерский учет могут не вести:
а) индивидуальные предприниматели, лица, занимающиеся частной практикой;
б) филиал, представительство или иное структурное подразделение, созданное в соответствии с законодательством иностранного государства, в случае если они ведут учет доходов и расходов в порядке установленном законодательством.
. Бухгалтерский учет ведется непрерывно с даты государственной регистрации до даты прекращения деятельности в результате реорганизации или ликвидации.
. Организации получившие статус участников проекта по осуществлению исследований, разработок и коммерциализации их результатов, в праве применять упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность, установленные для субъектов малого предпринимательства.
Согласно Федеральному закону в редакции от 01.01.2013 г. №402-ФЗ «О бухгалтерском учете» объектами бухгалтерского учета признаются:
) Факты хозяйственной жизни;
) Активы;
) Обязательства;
) Источники финансирования его деятельности;
) Доходы;
) Расходы;
) Иные объекты в случае, если это установлено федеральными стандартами.
Ведение бухгалтерского учета и хранение документов бухгалтерского учета организуются руководителем экономического субъекта.
Руководитель субъекта малого и среднего предпринимательства может принять ведение бухгалтерского учета на себя. [1, с.159] Разделом 1 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ в редакции от 24.12.2010 №34н закреплено что руководитель организации может в зависимости от объема учетной информации:
учредить бухгалтерскую службу как структурное подразделение, возглавляемое главным бухгалтером;
ввести в штат должность бухгалтера;
передать на договорных началах ведение бухгалтерского учета централизованной бухгалтерии, специализированной организации или бухгалтеру — специалисту. [6, с. 15]
Налоговый учет осуществляется малыми предприятиями в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации, для организации налогового учета они могут самостоятельно разрабатывать регистры налогового учета. Вместе с тем, им представляется право в указанных целях использовать информацию из регистров бухгалтерского учета. [8, с.60-61]
Осуществляя предпринимательскую деятельность субъекты малого предпринимательства могут применять либо общий режим налогообложения, либо специальные режимы. Следует помнить, что вид деятельности может лишить права выбора системы налогообложения. Выбор субъектом малого предпринимательства того или иного налогового режима влияет не только на порядок расчета с бюджетом по налогам и сборам, но и на организацию бухгалтерского учета.
Под общим режимом понимают совокупность налогов и сборов установленную Налоговым кодексом РФ и иными Федеральными законами и подлежащую к уплате организациями всех форм собственности и физическими лицами. Этот режим выбирается организациями, планирующими высокий уровень доходности, выставление партнера счет — фактур с тем, чтобы они могли принять «входящий НДС».
Выбрав этот режим, при постановке и организации бухгалтерского учета малое предприятие должно выполнить требование Федерального закона №402-ФЗ «О бухгалтерском учете», всех Положений по бухгалтерскому учету (ПБУ), вести учет методом двойной записи с применением Плана счетов. На предприятие так же возлагается ежеквартально составлять бухгалтерскую отчетность и предоставлять ее внешним заинтересованным пользователям. [8, с.44-с.45]
Наряду с общим режимом налогообложения Российской Федерации Налоговый кодекс Российской Федерации предусматривает возможность применения особых, отличающихся от общей системы налогообложения налоговых режимов, так называемых специальных режимов налогообложения. Их применение, предусмотрено так же государственной программой поддержки и развития малого предпринимательства в Российской Федерации, и освобождает налогоплательщиков от уплаты ряда федеральных, региональных и местных налогов и сборов. Статья 18 Налогового кодекса Российской Федерации определяет специальный налоговый режим как особый порядок исчисления и уплаты налогов и сборов в течении определенного периода.
Федеральным законом №209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» закреплено право применения субъектами малого и среднего предпринимательства специальных налоговых режимов и упрощенных правил ведения налогового учета.
Выделяют следующие виды специальных режимов:
Упрощенная система налогообложения;
Единый сельскохозяйственный налог;
Система основанная на исчислении Единого налога на вмененный доход (далее — ЕНВД)
Наиболее широкое применение на практике хозяйствования субъектов малого предпринимательства получили:
Общая система налогообложения;
Упрощенная система налогообложения;
Единый налог на вмененный доход.
Применение специальных режимов призвано поддержать малое предпринимательство, упростить их бухгалтерский и налоговый учет и снизить налоговое бремя. [8, с. 45]
Главой 26.1 в Части 2 Налогового Кодекса Российской Федерации «Система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (Единый сельскохозяйственный налог) закреплен порядок перехода на Единый сельскохозяйственный налог (далее -ЕСХН) и определены категории организаций имеющих право применять ЕСХН.
Данная система налогообложения предусмотрена для организаций и индивидуальных предпринимателей, являющимися сельскохозяйственными товаропроизводителями.
Сельскохозяйственными товаропроизводителями признают:
организации и индивидуальные предприниматели производящие сельскохозяйственную продукцию, осуществляющие ее первичную и последующую переработку и реализующие эту продукцию, при условии, если в общем доходе от реализации товаров (работ, услуг) доля дохода от реализации произведенной ими сельскохозяйственной продукции, составляет не менее 70 процентов;
сельскохозяйственные потребительские кооперативы (перерабатывающие, сбытовые (торговые), снабженческие, садоводческие, огороднические, животноводческие), у которых доля доходов от реализации сельскохозяйственной продукции собственного производства членов данных кооперативов составляет в общем доходе от реализации товаров (работ, услуг) не менее 70 процентов.
Организации, перешедшие на систему налогообложения для сельскохозяйственный производителей освобождаются от уплаты:
налога на прибыль;
налога на имущество;
налога на добавленную стоимость.
От обязанности налоговых агентов по уплате налога на доходы физических лиц с выплат работников освобождения нет.
Налоговой базой признается денежное выражение доходов, уменьшенных на величину расходов.
Налоговым периодом признается календарный год.
Отчетным периодом признается полугодие.
Налоговая ставка установлена в размере 6% [3, с. 68]
Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности регулируется Главой 26.3 Части 2 Налогового Кодекса Российской Федерации введенной Федеральным Законом в редакции от 25.06.2012 №104-ФЗ. [3, с.68]
В Тверской области действует Решение №109 в редакции от 23.11.2012 «О введении на территории города Твери системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности» на основании которого с 2006 года в Тверской области введена система налогообложения в виде налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности. [5, с.45]
Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход применяется в отношении следующих видов предпринимательской деятельности:
Розничная торговля, осуществляемая через магазины и павильоны с площадью торгового зала по каждому объекту организации торговли не более 150 квадратных метров, через объекты стационарной торговой сети, не имеющие торговых залов, а также объекты нестационарной торговой сети;
Оказание услуг общественного питания, осуществляемых через объекты организации общественного питания с площадью зала обслуживания посетителей не более 150 квадратных метров, а также не имеющие зала обслуживания посетителей;
-Оказание услуг по ремонту, техническому <javascript://> обслуживанию и мойке автомототранспортных средств;
Оказание автотранспортных услуг по перевозке пассажиров и грузов, осуществляемых организациями и индивидуальными <javascript://> предпринимателями, имеющими на праве собственности или ином праве (пользования, владения и (или) распоряжения) не более 20 транспортных средств, предназначенных для оказания таких услуг;
Оказание услуг по предоставлению во временное владение (в пользование) мест для стоянки автомототранспортных средств, а также по хранению автомототранспортных средств на платных стоянках (за исключением штрафных автостоянок);
Оказание ветеринарных услуг;
Распространение наружной рекламы с использованием рекламных конструкций;