Содержание
Введение
Глава I. Анализ проблемы здоровья школьников с точки зрения
различных исследователей
1.1 Состояние здоровья школьников в последние десятилетия
1.2 Программы, направленные на профилактику ЗОЖ
1.3 Поведенческие риски
Глава II. Волонтерство как форма деятельности
2.1 Определение понятия «Волонтер»
2.2 Мотивы волонтерской деятельности
2.3 Личностные особенности волонтеров
2.4 Управление волонтерской работой
2.5 Развитие волонтерского движения
Глава III. Организация и методы психодиагностики информированности
у школьников по вопросам ЗОЖ
3.1 Диагностика информированности школьников по вопросам
ЗОЖ
3.2 Результаты их обсуждение
Выводы
Заключение
Рекомендации
Список использованной литературы
Приложение
Выдержка из текста работы
Здоровье детей и подростков сегодня становится все более актуальной темой. Расширение диагностических возможностей, становление школьной психологии позволяют выявлять особенности развития детского организма на всех этапах пребывания ребенка в школе. Полученная в результате исследований информация, как правило, неутешительна и тревожна.
Одной из причин данной ситуации является то, что в современных школьных программах практически нет специальных занятий, посвященных формированию социальных навыков или отдельных их элементов. Предполагается, что «жизнь всему научит», и, хотя в этом есть определенная доля истины, авторы полагают, что направленное обучение способам успешной социализации позволило бы избежать многих проблем.
Несколько лучше обстоит дело с приобщением к здоровому образу жизни. На уроках биологии, физической культуры, БЖ и других педагоги обучают основам поведения, направленного на сохранение собственного здоровья. Оба этих направления (сохранения здоровья и приобретение необходимых социальных навыков) объединяются, как правило, в работе школьных психологов, одной из задач которых является организация профилактики и преодоления учащимися школьной и в дальнейшем социальной дезадаптации. Однако нормативное и даже сверхнормативное количество психологов в школе не позволит охватить всех учащихся, поэтому эту работу не только вместе, но и вместо психолога могут осуществлять сами учащиеся.
Проблема сохранения здоровья школьника является предметом большого числа психологических работ, как в нашей стране, так и за рубежом. Ей, в частности, посвящены специальные монографии (Ананьев Н. А., Ямпольская Ю. А., Байер К., Зайцев Г. К., Куинджи Н. Н., Поленова М. А. и др.) и значительное число экспериментальных работ.
В последние 10 — 15 лет в России широко развернулись психологические исследования, в которых раскрываются отдельные стороны сохранения здоровья детей, но практически не существует исследований, посвященных раскрытию вопросов выявления возможностей привлечения волонтерских групп к развитию у учащихся здоровьесберегающих навыков.
В связи с этим наше исследование было посвящено раскрытию проблемы выявления возможностей волонтерских групп в развитии здоровьесберегающих навыков у учащихся и повышении их информированности по вопросам ЗОЖ
Анализ литературы показал, что актуальность проблемы определяется не только ее малой разработанностью, но и большой теоретической и практической значимостью для предотвращения роста заболеваемости школьников и развития наркомании, табакокурения и алкоголизма.
Актуальность исследования обусловлена раскрытием необходимости создания и совершенствования программы, направленной на повышение информированности школьников по вопросам ЗОЖ и развитие здоровьесберегающих навыков.
Цель нашего исследования – разработать формы и методы профилактики ЗОЖ, выявить условия эффективности этой работы и разработать рекомендации, направленные на повышение информированности учащихся по вопросам ЗОЖ и развитие здоровьесберегающих навыков.
В соответствии с целью формируется наша рабочая гипотеза:
высокое качество профилактики ЗОЖ возможно при внедрении в программу работы волонтерских групп.
Исходя из поставленной цели, мы выделили в исследовании следующие задачи:
1. Изучение научно – теоретической и психологической литературы по теме исследования;
2. Подбор методов исследования, позволяющих выявить начальный уровень информированности учащихся по вопросам ЗОЖ;
3. Разработка и проведение программы, направленной на профилактику ЗОЖ;
4. Разработка рекомендаций, направленной на развитие здоровьесберегающих навыков и повышение информированности учащихся по вопросам ЗОЖ.
Наша рабочая гипотеза предполагает выбор в качестве объекта исследования учащихся седьмых классов.
В качестве предмета исследования мы выбрали профилактику ЗОЖ.
Методологической основой нашего исследования являются положение философии о взаимосвязи причины и следствия, труды психологов по данной проблеме (Ананьев Н. А., Ямпольская Ю. А., Байер К., Зайцев Г. К., Куинджи Н. Н., Поленова М. А. и др.)
Для достижения поставленной цели использовался комплекс методов исследования: теоретический анализ и синтез, беседа, тестирование.
В исследовании нами использовались следующие методики:
1. Анкета «Курение».
2. Анкета «Алкоголь».
3. Анкета «Наркомания».
4. Тест «Наркомания».
5. Тест «СПИД».
Базой исследования является школа №115 г. Москвы.
Научная новизна исследования заключается в разработке программы, направленной на повышение информированности учащихся по вопросам ЗОЖ, развитие здоровьесберегающих навыков.
Практическая значимость: разработаны рекомендации для учителей и родителей, направленные на повышение информированности учащихся по вопросам ЗОЖ, развитие здоровьесберегающих навыков.
Данное исследование проводилось в три этапа, каждый из которых преследовал определённые цели.
I этап (сентябрь 2008 г. – ноябрь 2008 г.) — изучение и анализ литературы по проблеме, разработка концепции и методики исследования.
II этап (ноябрь 2008 г. – февраль 2009 г.) — проведение опытно-экспериментальной работы.
III этап (февраль 2009 г.) — анализ результатов исследования, их обобщение, формулирование основных выводов.
Дипломная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка используемой литературы и приложения.
Глава I. Анализ проблемы здоровья школьников с точки зрения различных авторов
1.1. Состояние здоровья школьников в последние десятилетия………….
Заключение
Здоровье детей и подростков сегодня становится все более актуальной темой. Расширение диагностических возможностей позволяет выявить особенности развития детского организма на всех этапах пребывания ребенка в школе. Полученная в результате исследований информация неутешительна и тревожна.
Сегодня в каждой школе наблюдается рост числа учащихся, употребляющих алкоголь. Проблема курения школьников приводит к необходимости введения штрафных санкций, поскольку большинство курильщиков уже не способны обойтись без сигареты во время занятий. Кроме того, ежегодно увеличивается количество учащихся, склонных к употреблению наркотиков. А по данным тестирований, проведенных наркодиспансером и Центром СПИД процент информированности подростков по вопросам наркомании и СПИДа оставляет желать лучшего.
Что является причиной этого? Несомненно, одной из причин является несовершенство программ, направленных на профилактику здорового образа жизни (ЗОЖ), что ведет к необходимости их пересмотра.
Как показывают наблюдения, наиболее успешно реализуются профилактические программы, в которых обучение здоровьесберегающим навыкам осуществляется через игру, через проигрывание и переживание ситуации, а не заучивание сообщенного взрослым «правильного ответа».
Однако даже в ходе проведения педагогами тренинговых программ наблюдается эффект «социальной желательности», что, безусловно, снижает качество профилактики ЗОЖ.
В связи с этим было необходимо усовершенствовать данные программы. В своей работе мы решаем эту проблему через модификацию тренингов и введение волонтерских групп. Целью нашего исследования явилось выявление роли и возможностей волонтерских групп учащихся в профилактике ЗОЖ.
Волонтеры (добровольцы) — это люди, работающие на относительно безвозмездной основе. Говоря об относительности, подразумевается то, что у каждого человека своя система ценностей и внутренней мотивации; для кого-то ценностью являются деньги, для кого-то моральная удовлетворенность, признание, уверенность и т.д. В соответствии с этими ценностями каждый человек сам выбирает тот или иной путь к успеху. Наша волонтерская группа считает наибольшей ценностью помощь другим в преодолении себя при отвыкании от вредных привычек, в распространении информации о последствиях употребления алкоголя, табака и других психотропных веществ, в приобретении навыков поведения и общения, направленных на установление плодотворных контактов с окружающими.
Цели работы волонтерских групп включают в себя формирование социальных навыков и навыков ЗОЖ, воспитание положительных качеств и укрепление нравственных принципов у молодых людей, для того, чтобы они могли вырасти в здоровых, счастливых членов общества.
Основное направление деятельности волонтеров — пропаганда ЗОЖ с помощью средств искусства.
В своей работе мы показываем возможности использования волонтерских групп при обучении здоровьесберегающим навыкам.
Рекомендации
Профилактика ЗОЖ — одна из основных проблем, остро стоящих в современном обществе. С каждым днем сводки передают о проблемах, связанных с наркоманией, алкоголизмом, курением, и просто неправильным образом жизни. Многих этих проблем можно избежать, если вовремя стимулировать детей на активный образ жизни, информировать о том, какую угрозу здоровью несет злоупотребление психотропными веществами. Поэтому главные рекомендации сегодня должны относиться семье подростков.
Мы предлагаем обратить внимание на следующее:
1. При выявлении ранних изменений личности человека, испытывающего тягу к алкоголизму, курению, употреблению психотропных веществ попытаться «установить» психологический заслон.
2. Регулярно, ненавязчиво проводить антиалкогольную пропаганду всеми доступными средствами массовой информации с привлечением специалистов и «потерпевших», вышедших из данного состояния (болезни).
3. Обратить внимание на наличие у ребенка ряда признаков, проявление которых должно стать поводом для более внимательного отношения к подростку и его проблемам:
— лживость, изворотливость подростка;
— следы от уколов и порезов (особенно на руках);
— «зашифрованные» телефонные разговоры с незнакомыми лицами;
— увеличение требуемой подростком суммы денег на карманные расходы;
— исчезновение из дома денег или ценностей;
— неизвестные вам и ранее не встречающиеся порошки, капсулы, таблетки;
— смятая фольга, иглы или шприцы, узкие полые трубки;
— папиросы (особенно «Беломор») в пачках из–под сигарет;
— «стеклянные глаза» – расширенные или суженые зрачки;
— неожиданные перемены настроения от оживленного состояния к вялому;
— раздражение, агрессивность, вспыльчивость или чрезмерная болтливость;
— потеря аппетита, снижение веса;
— потеря интереса к прежним увлечениям, к учебе, к спорту, к друзьям;
— резкое изменение круга общения;
— нехарактерные признаки сонливости;
— необычные пятна, запахи или следы на теле и одежде подростка;
— невнятная речь;
— частичный беспричинный кашель;
— внешняя неопрятность.
4. Школьным работникам мы рекомендуем создать волонтерские группы, работающие по теме ЗОЖ, поскольку они позволяют поднять качество пропаганды ЗОЖ.
Список использованной литературы
1. Ананьева Н. А., Ямпольская Ю. А. Здоровье и развитие современных школьников //Школа здоровья.1994. №1.
2. Арович Я. Методы работы с волонтерами/Под ред. М.Ю.Киселева, И.И.Комаровой//Школа социального менеджмента: Сборник статей.- М.: Карапуз, 2004.-С.8-9, 75-85.
3. Байер К., Шейнберг Л. Здоровый образ жизни. М., 1997.
4. Баль Л.В., Ветрова В.В. Букварь здоровья.- М., 2000.
5. Беличева С. А., Родионов В. А. Информация о деятельности Центр психосоциальной работы при Консорциуме «Социальное здоровье России»//Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. 1999. №1.
6. Брягунов И.П.Беседы о здоровье школьников. М., 2000
7. Волонтер и общество. Волонтер и власть, семинар-тренинг, 5-9 января 2000 года, г.Киров (2000; Москва): Материалы из опыта и разработки исполкома ДИМСИ /Сост. С. В. Тетерский. Ред. Л.Е.Никитина; Общерос. Обществ. орг. «Детские и молодеж. соц. Инициативы» ДИМСИ. — М.: Academia, 2000.-75с.: ил.- (Волонтер и общество. Волонтер и власть; [Кн.3]).
8. Волонтерское движение: организационные, целевые, ценностно-смысловые, информационно-методические основы/[Е.В.Мартынова, Е.Г.Попова]; Федер, агентство по образованию, Ком. Образования Администрации Пуровского р-на ЯНАО, Гос. образоват. учреждение высш. проф.образования «Урал. гос.тех.ун-т – УПИ», Центр повышения квалификации работников образоват. Учреждений по вопросам профилактики зависимостей от ПАВ в образоват. среде УрФо. — Екатеринбург: ГОУ ВПО «УГТУ-УПИ», 2004.-111с.
9. Гагарина В.В. Волонтер — это звучит гордо!/В.В.Гагарина//Вестник благотворительности.-1995.-№10.-С.12.
10. Григорович М.В. У волонтерства русская душа / М.В.Григорович//Новая газета,2005.-№3.-С.8.
11. Гузиков Б.М., Мейроян А.А. Что губит нас…О проблеме алкоголизма, наркомании и табакокурения. – М., 1990.
12. Дети и молодежь как стратегический ресурс общества: Материалы науч.-практ. и отчет.- выбор. конф. ДИМСИ, г.Ярославль, 27-31 марта 2001г/ М.: Academia, 2001.-198с.:нот.- (Волонтер и о-во. Волонтер и власть).
9. «Детские и молодежные социальные инициативы», общероссийская, общественная организация. Документы и материалы ДИМСИ /«Детские и молодежные социальные инициативы», общероссийская общественная организация. — М.:Academia,2000.-75с.:табл.-(Волонтер и общество. Волонтер и власть).
13. Джексон Адам. Десять секретов Здоровья / Перев. с англ.- М. 2006.
14. Дунаевский В.В. Стяжкин В.Д. Наркомании и токсикомании. Л., 1990
15. Заикин М., Никитин А., Спасибо, не курю. – М., 1990.
16. Зайцев Г. К., Зайцев А. Г. Твое здоровье. Укрепление организма. СПб., 2000
17. Зайцев Г.К. Школьная валеология: Педагогические основы обеспечения здоровья учащихся и учителей. СПб.,1998.
18. Зайцев Г.К., Эргардт Е.Г. Ребята, растите здоровыми!- СПб.,2000.
19. Зелинская Д. И. О состоянии здоровья детей России// Школа здоровья. 1995. №2.
20. Иванова А.С. Добровольческий труд: сущность, функции, специфика/А.С.Иванова// Социологические исследования.- 2005.- № 5.- С.15-22.
21. Козык Н.И. Занятия в « Школе Здоровья»// Начальная школа. -2006.-№8.
22. Колесов Д.В. Эволюция психики и природа наркотизма.- М., 1991.
23. Коростелев Н.Б. Воспитание здорового школьника. М. 1986.
24. Куинджи Н.Н Валеология: Пути формирования здоровья школьников -Москва 2001.
25. Кудринская Л.А. Добровольческий труд: опыт теоретической реконструкции: Автореф. Дис…. док.соц. наук: 22.00.03/Моск.гос.ун-т.-М.,2006.-34c.
26. Краков И.Г.Наркомания: мифы и действительность.- М., 1990.
27. Куинджи Н., Поленова М. А. Влияние школы на состояние здоровья, формирование репродуктивной функции девочек//Школа здоровья. 1995. №4
28. Латюшин Я.В. Формирование профессионально важных качеств волонтеров – консультантов антинаркотических программ: Автореф. дис ….канд. психол. на-ук:19.00.03,19.00.07/Я.В.Латюшин. — Казань, 2004.-23с.
29. Лебедева Н. Т. Школа и здоровье учащихся. Минск, 1998.
30. Левин Б.М., Левин М.Б. Наркомания и наркоманы: Кн. Для учит.- М., 1992.
31. Логинова Л.Г. Работа подросткового добровольческого движения по первичной профилактике нарко-алкогольной зависимости: Опыт соцал. Центра молодежи Кузбасса/Л.Г. Логинова//Внешкольник, 2000.-№4.- С.20-21.
32. Макеева А. Г., Лысенко И. В. Организация педагогической профилактики наркотизма среди младших школьников.
33. Методологические проблемы исследования феномена добровольческого труда// Тезисы I Всероссийской научной конференции «Сорокинские чтения -2004:Российское общество и вызовы глобализации». Т.1.- М.:Альфа-М,2004.-С.317-320.
34. Митрохина О.В.Подготовка несовершеннолетних к волонтерской деятельности по профилактике безнадзорности среди сверстников: Дис…канд. пед. наук: 13.00.02/О.В.Митрохина.-М.,2004.-218с.
35. Моров А. В. Зарубежный опыт деятельности волонтеров неправительственных организаций по профилактике девиантного поведения подростков: Метод. пособие/ А.В Моров. -М.: Изд-во ИСПС РАО, 2005.-110с.
36. Мороз О.П. группа риска, — М., 1990.
37. Неверина К.К., Левитова А. Р. Особенности психологического театра.// Новые психологические техники. – М., 2004.
38. Моров А. В. Зарубежный опыт деятельности волонтеров неправительственных организаций по профилактике девиантного поведения подростков: Метод. пособие/ А.В Моров. -М.: Изд-во ИСПС РАО, 2005.-110с.
39. Педагогика здоровья. – М., 1990.
40. Пермяков Ю.И. Некоторые аспекты добровольческой работы с детьми: внешк. учреждения/ Ю.И.Пермяков //Современное общество и проблемы детства: возможности третьего сектора: сб. ст./Ин-т сравнит. политологии рос. Акад. наук. -М.: Ин-т сравнит. политологии РАН. – 2003. -С.72-86.
41. Подготовка волонтеров: программы, рекомендации, модели опыта. — М.: ГОУ ЦРСДОД,2004 — 60с.
42. Полехина Л.В. Волонтеры и волонтерское движение: Сборник реферативных материалов/Л. В. Полехина, В.А.Данович, М. А.Чернова.- Днепропетровск, 1999.-128с.
43. Посоветуйте, доктор! (Все о здоровом образе и долголетии). — М., 2000
44. Сиверина В. Т. Якоб Леви Морено и психодрама. – М., 2003.
45. Степанов В.Г. Шаги к здоровью.- Якутск 1989.
46. Студеникин М.Я. Книга о здоровье детей.- Москва. 1982.
47. Пособие для учителей начальной школы. Спб., 1969.
48. Педагогика здоровья/ Под ред. В. Н. Касаткина. М., 1999.
49. Периодическое издание «Здоровье» 2007-2009 гг
50. Родионов А. В., Родионов В. А. Физическое развитие и
психическое здоровье. М.: МКО, «Теис», 1997.
34. Сердюкова Н.Б. Наркотики и наркомания – М.: Феникс 2000
35. Сиверина В. Т. Якоб Леви Морено и психодрама. – М., 2003.
36. Сирота Н. А., Ялтонский В. М. Программа допинг – профилактики употребления наркотиков и других психоактивных веществ для школьников подросткового возраста (программа подготовки лидеров – сверстников). М., 2000.
37. Соловов А. В. Наркомании: причины, виды, последствия, профилактика. Казань, 1999.
38. Соловов А. В. Навыки жизни. Программа ранней профилактики химической зависимости для детей 9-12 лет. М., 2000
39. Толмачева Л. П. Социализация личности начинается с добровольчества/Л.П.Толмачева. — Новосибирск: Новосибирск, 2001.-56с.
40. Тонкова – Ямпольская Р.В. Черток Т.Я. Ради здоровья детей. – М. 1985.
41. Укрепления здоровья в школе: Тезисы докладов Всероссийской научно- практической конференции (Казань, 4- 6 апреля 2000 г.). М., 2000.
42. Ураков И.Г. Наркомания: мифы и действительность.- М., 1990.
43. Формирование здорового образа жизни молодежи (медико – социальные аспекты) / А.В. Мартыненко. Ю.В. Валентик, В.А. Полесский и др. – М., 1988.
44. Хрипова А.Г., КолесовД.В. Биология, Человек и его здоровье: Учеб.для 9 кл. общеобразоват. Учреждений. – М., 1996.
45. Цузмер А.М. Петришина О.Л. Загорская В.Н. и др. Биология: Человек и его здоровье: Учеб. Для 9 кл. общеобразоват. Учеб. заведений. – М.. 1997.
46. Шабалина В.В. Виртуальная мастерская: подготовка посредников-волонтеров подростковой психологической службы/В.В.Шабалина.- Спб.: Мед. Пресса, 2001. — 175с.
47. Шевченко Л.А. От охраны здоровья к успеху в учебе// Начальная школа. -2006.- №8.
48. Шекова Е. Добровольческие трудовые отношения: основные определения/Е. Шекова//Человек и Труд.- 2003.- № 4.- С. 28-31.
49. Шиндаулетова С.С. Проблемы правового регулирования волонтерской деятельности: Обзор/С.С. Шиндаулетова.- Алматы: Фортесс, 2003.-44с.
50. Школа без наркотиков. Книга для педагогов и родителей//Издание 2-е, переработанное и дополненное/Под научн. ред. Л. М. Шипицыной и Е. И. Казаковой. СПб., 2001.