Содержание
Введение
Глава 1. Теоретическое обоснование темы
1.1.Теоретические основы игры и игровой деятельности
1.2.Педагогическое руководство игровой деятельностью школьников
1.3.Учет возрастных и индивидуальных особенностей младших школьников в организации игровой деятельности
1.4.Теоретические основы подготовки школьников к семейной жизни
Глава 2. Сюжетно-ролевая игра как средство семейного воспитания младших школьников
2.1.Возможности имитационной игры в подготовке школьников к семейной жизни
2.2.Классификация игр, их организация и условия проведения
Глава 3. Опытно-экспериментальная работа по выявлению возможностей сюжетно-ролевой игры в семейном воспитании младших школьников
3.1Анализ результатов педагогического эксперимента
3.2Методические рекомендации по организации и проведению имитационных игр
Заключение
Библиография
Приложения
Выдержка из текста работы
В настоящее время становится очевидным, что проблема патриотического воспитания подрастающего поколения — одна из наиболее актуальных. Своевременность данного направления деятельности педагогов подтверждают созданные за последнее время нормативные документы. Так, принята государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 годы», ориентированная на все социальные слои и возрастные группы граждан России. В ней предлагается учитывать опыт и достижения прошлого, современные реалии и проблемы, тенденции развития государства. В связи с этим заметно активизировалась работа исследователей и педагогов образовательных учреждений, одна за другой стали проводиться научно-практические конференции по вопросам патриотического воспитания детей.
Патриотическое воспитание имеет огромное значение в социальном и духовном развитии человека. Оно выступает как составной элемент его мировоззрения и отношения к родной стране, другим нациям и народам. Только на основе возвышающих чувств патриотизма и национальных святынь укрепляется любовь к родине, появляется чувство ответственности за ее могущество и независимость, сохранение материальных и духовных Ценностей, развивается благородство и достоинство личности.
Проблема воспитания человека-патриота не нова. В нашей стране она насчитывает несколько сот лет. Чувство патриотизма, выражаемое, прежде всего в привязанности к родным местам, так называемой малой родине, привычному укладу жизни, известно уже с древности. Теоретический анализ педагогической литературы показывает, что на протяжении многовековой истории Российского государства само содержание понятия «патриотизм» менялось. Каждая эпоха накладывала на него свой отпечаток.
Патриотизм — одна из важнейших черт всесторонне развитой личности. У младших школьников должно вырабатываться чувство гордости за свою Родину и свой народ.
Тема курсовой работы является актуальной, потому что по мере взросления у школьников, как отмечают ученые-исследователи, начинает формироваться так называемый «родничок героизма» (А. Я. Бруштейн) (Цит. по: Козаковой 2003), требующий реализации, но, как ни обидно это констатировать, он чаще всего остается невостребованным. Зато пробуждающиеся силы подрастающего организма могут найти свое применение в примыкании к антиобщественным организациям, поток которых год от года растет.
В процессе написания данной курсовой работы мы опирались на труды следующих исследователей в области отечественной педагогики: А.Д. Жарикова, В.С. Мухина, К.Д. Ушинского, А. А. Леонтьева, Н.К.Крупской, В.А. Титова, И.О.Мазняк и др.
Исходя из анализа психолого-педагогической, методической литературы, в работе была сформулирована проблема: создание педагогических условий для патриотического воспитания.
Объект исследования — патриотическая воспитанность младших школьников.
Предмет исследования — педагогические условия патриотического воспитания
Цель работы — изучить педагогические условия патриотического воспитания младших школьников.
Гипотеза: патриотическое воспитание станет эффективным, если будет обеспечена системная организация патриотической работы, включающая учебную и внеучебную деятельность, а также взаимодействие школы и семьи.
Задачи:
1. Провести анализ литературных источников по проблеме исследования
2. Раскрыть сущность понятия «патриотизм».
3. Разработка методики диагностики патриотической воспитанности школьников;
Методы:
Анализ психолого-педагогической и методической литературы.
Структура курсовой работы отражает логику, содержание и результат исследования. Дипломной работа состоит из введения, трех глав, списка литературы, заключения и приложений. Во введении обоснована актуальность темы, определены цель, объект, предмет, задачи исследования, проблема, гипотеза исследование.
Первая глава «Теоретические основы исследования формирования патриотизма младших школьников» раскрывает теоретические основы исследования педагогических условий патриотического воспитания детей младшего школьного возраста. В ней раскрываются сущность патриотизм и особенности и педагогические условия патриотического воспитания младшего школьника.
Вторая глава «Экспериментальное исследование формирования патриотических чувств младших школьников» посвящена психолого-педагогическим основам патриотического воспитания детей младшего школьного возраста. В ней описаны диагностистические методики на выявления уровень патриотического воспитания детей.
Глава 1. Теоретические основы исследования формирования патриотизма младших школьников
1.1 Сущность патриотизма и особенности патриотического воспитания младших школьников.
Теоретический анализ специальной литературы о сущности понятия «патриотизм», позволяет прийти к выводу, что этот термин не имеет четкого определения, вопрос о его происхождении и содержании глубоко не изучался, и для каждого человека он имеет индивидуальный смысл, который зависит от уровня культуры, мировоззрения, жизненного опыта.
В толковом словаре русского языка слово «патриот» трактуется как «человек, преданный своей Родине, своему народу, готовый к любым жертвам и подвигам во имя их интересов». В переводе с греческого слово «патриотизм» (patriwvth) означает соотечественник, а «патриот» (patriv) — отечество. Таким образом, в данном исследовании под термином «патриотизм» понимается любовь к отечеству, преданность ему, стремление своими действиями служить его интересам. В ходе работы со специальной литературой по данной проблеме можно было прийти к выводу, что термин «патриотизм» во всех словарях трактуется практически одинаково — это любовь к Родине, а процесс патриотического воспитания в школьном образовательном учреждении — это совокупность последовательных взаимодействий учителя и коллектива, направленных на достижение эффективности и качества педагогической деятельности и должного уровня патриотических качеств личности ребенка.
Русский критик-демократ В.Г. Белинский указывал на то, что патриотизм содержит в себе общечеловеческие ценности и идеалы и делает личность членом общечеловеческого сообщества. «Любить свою родину, — подчеркивал он, — значит пламенно желать видеть в ней осуществление идеала человечества и по мере сил своих способствовать этому» [1; с.488-489].
К.Д. Ушинский считал, что патриотизм является не только важной задачей воспитания, но и его могучим педагогическим средством. «Как нет человека без самолюбия, — писал он, — так нет человека без любви к отечеству, и эта любовь дает воспитанию верный ключ к сердцу человека и могущественную опору для борьбы с его дурными природными, личными, семейными и родовыми наклонностями» [25; с. 160]
В словаре В.И. Даля значение этого слова трактуется так: «Патриот — любитель отечества, ревнитель о благе его, отчизнолюб, отечественник». «Патриот, — говорится в другом словаре, — человек, любящий свое отечество, преданный своему народ, готовый на жертвы и совершающий подвиги во имя интересов своей родины».
Приведенные определения позволяют подойти к более точному осмыслению сущности патриотизма как нравственного качества. Обратимся, прежде всего, к его философскому истолкованию: «Патриотизм (от греч. patris — отечество) — нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь к отечеству, преданность ему, гордость за его прошлое и настоящее, стремление защищать интересы родины». В лексическом же значении слово патриотизм обозначает «любовь к родине, преданность своему отечеству, своему народу»[3; с.345].
Как видим, в этих определениях акцент делается главным образом на различных отношениях личности к родине. Но очевидно, что эти отношения нельзя свести только к нравственным чувствам. Они имеют более широкий смысл и включают в себя соответствующую потребностно — мотивационную сферу личности, ее патриотическое сознание и поведение, которые, будучи закрепленными, в своей совокупности и характеризуют патриотизм как моральное качество. С этой точки зрения патриотизм можно определить как такое нравственное качество человека, которое выражается в его любви и преданности своей родине, осознании ее величия и славы и переживании своей духовной связи с ней, в потребности и стремлении в любых условиях беречь ее честь и достоинство, практическими делами укреплять ее могущество и независимость.
Теоретический анализ литературы по данной проблеме ……..
Список использованной литературы
1. Белинский В.Г. Полн. собр. соч. — М., 1954. Т.IV.
2. Беспятова Н. К. Военно-патриотическое воспитание детей и подростков как средство социализации /Под ред. Н. К. Беспятова, Д. Е. Яковлев. — М., 2006, С. 192
3. Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М.: Эн-циклопедия, 2003. С.358
4. Галанин Ю. Еще раз о патриотическом воспитании // Основы безопасности жизни. — 2001. №3.
5. Голованова Н.Ф. Общая педагогика.: Речь, 2005, с.316
6. Государственная программа “Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 годы”. Утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 16 февраля 2001 г. № 122// r5074/
7. Жариков А.Д. Растите детей патриотами — М., 1979
8. Жукова Л. С чего начинается Родина? — М., 2000, С. 321.
9. Концепция патриотического воспитания граждан Российской Федерации
10. Кондакова Н. Патриотизм: из прошлого в будущее // Гос. служба. — 2004. №2. — С. 119-127
11. Крупская Н.К. Дети — наше будущее. М., 1984. — 205с
12. Леонтьев А. А. Патриотическое воспитание и национальное образование // Начальная школа (плюс и минус). — 2002. — № 4.
13. Лутовинов В. И. Патриотическое воспитание молодежи: концепция, программа, организационно-методические основы. — М., 2001 С. 280
14. Максакова В. И. Организация воспитания младших школьников: Пособие для учителя. — М.: Просвещение, 2005. 254 с.
15. Маслова Т.М. патриотическое воспитание младших школьников в контексте национально — регионального компонента начального общего образования. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. от 22.09.
16. Мазняк И.О. Понятие «патриотизм» в контексте сравнительного социологического исследования // Социс.- 2003.- № 7. — С. 21-25
17. Маслова, Т.М. Патриотическое воспитание младших школьников. Национально-региональный компонент: ежемесячный научно-методический журнал «Начальная школа» — М, 2007. — № 4. — С.11-12.
18. Мухина В.С. Возрастная психология: Феноменология развития; детство, отрочество: Учебник для студентов вузов. — М.: Академия, 1998, 456с.
19. Основы военно-патриотического воспитания: Учебное пособие для студентов пед. институтов по спец-ии №2115 /Л.А. Бублик, Ю.С. Васютин, А.Н. Вырщиков и др., Под ред. Г.В. Средина. — М.: Просвещение, 1988.
20. Патриотическое воспитание школьников в учебном процессе: Методическое пособие /Сост. А. К. Быков, И. И. Мельниченко. — М.: ТЦ Сфера, 2007, С. 208
21. Педагогика: Учеб. пос. для студентов педагогических учебных заведений /В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, А.И. Мищенко, Е.Н. Шиянов. 3-е изд. — М.: Шко-ла-Пресс, 2000 г,с. 512 с
22. Положение детей и молодежи в России: проблемы, политика, благотворительная деятельность /Под ред. П. Ланган, Ю. Качаловой. — М., 1998, С. 325
23. Постановление Правительства Российской Федерации от 16 февраля 2001г. № 122 «О государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 годы»
24. Титов В.А. Педагогика начальной школы. Конспект лекций. — М.: Приор, 2005. — 224 с.
25. Ушинский К.Д. Собр. соч. Т2.