Содержание
Содержание
Введение3
Глава 1. Теоретические аспекты исследования внутрифирменного планирования5
1.1.Сущность и необходимость внутрифирменного планирования5
1.2. Типы внутрифирменного планирования7
1.2.1. Система стратегического финансового планирования10
1.2.2. Система перспективного финансового планирования13
1.2.3 Система текущего финансового планирования14
1.2.4. Система оперативного финансового планирования15
1.3. Принципы внутрифирменного планирования на предприятии21
1.4. Методология внутрифирменного планирования23
1.5. Бизнес планирование в системе управления фирмой24
Глава II. Финансовый анализ деятельности и организация внутрифирменного планирования на торговом предприятии ООО «Кондор»31
2.1 Организационно-экономическая характеристика ООО «Кондор»31
2.2 Основные стратегические цели ООО «Кондор»32
2.3 План сбыта продукции33
2.4 Планирование потребностей в трудовых ресурсах35
2.5 Бюджет расходов на оплату труда и развитие персонала40
2.6 Планирование издержек обращения и их оптимизация41
2.7 Бюджет движения денежных средств51
2.8 Планирование доходов и расходов52
2.9 Бюджет доходов и расходов57
2.10 Планирование прибыли и её распределение57
Глава ІІІ. Предложения по повышению качества планирования в ООО «Кондор»60
Заключение69
Список использованной литературы73
Приложение 1.77
Приложение 2.78
Приложение 3.79
Приложение 4.80
Приложение 5.81
Приложение 6.82
Приложение 7.83
Приложение 8.84
Приложение 9111
Приложение 10114
Приложение 11116
Приложение 12117
Выдержка из текста работы
Эффективная деятельность предприятий в условиях рыночной экономики становится возможным лишь при условии разработки планов хозяйственного развития, которые способствуют более рациональному распределению ресурсов, стимулируют работников к реализации своих решений в дальнейшей работе и улучшают координацию действий в организации.
Современная экономическая ситуация продолжающегося финансово-экономического кризиса диктует предприятиям новый подход к внутрифирменному планированию. Планирование необходимо любой организации, которая намеревается предпринимать какое-то действие в будущем. При всем многообразии форм предпринимательства внутрифирменное планирование применяется практически во всех областях коммерческой деятельности и для различных фирм; это необходимо для того, чтобы своевременно подготовиться, обойти потенциальные трудности и опасности. Неотъемлемым элементом инфраструктуры рыночной экономики являются предприятия торговли. Торговые предприятия освобождают производителей от необходимости вступать в отношения с огромной массой потребителей; благодаря им денежные доходы производителей становятся более регулярными. Торговые предприятия помогают информировать производителей относительно спроса потребителей.
Предприятия торговли в настоящее время вынуждены искать такие формы и модели планирования, которые обеспечивали бы максимальную эффективность принимаемых решений. Если внутрифирменное планирование правильно проводится и базируется на четком отслеживании событий, то оно становится мощным инструментом для бизнесмена, с помощью которого он имеет четкое представление о том, что происходит в среде его функционирования и какое влияние оказывает на его бизнес.
Цель работы — отразить специфические особенности внутрифирменного планирования на предприятиях торговли как метода управления хозяйственной деятельностью.
Для достижения названной цели необходимо решить ряд задач:
раскрыть сущность внутрифирменного планирования как важнейшей функции современной модели управления;
классифицировать планирование на виды;
выявить особенности внутрифирменного планирования на предприятиях торговли;
рассмотреть технологию внутрифирменного планирования на конкретном торговом предприятии — ООО «Альтернатива-Плюс».
Объектом исследования являются отношения по поводу организации процесса внутрифирменного планирования на предприятии торговли в современных условиях.
Предметом исследования является деятельность предприятия торговли ООО «Альтернатива-Плюс».
Теоретической и методологической основой исследования послужили теоретические положения, изложенные в работах отечественных авторов по исследуемым проблемам, таких как И.В. Алексеева, А.А. Алетдинова, Н.В. Басова, Е.В. Боровикова, А.В. Воронцов, В.В. Горлов, А.Е. Зернова, В.А. Королёв, В.Д. Костюков, Н.Н. Кретова, З.В. Куликова, О.Н. Левшина, Р.М. Лукич, Л.С. Максименко, А.И. Островерх, В.Н. Сычев, А.Б. Шестаков, П.В. Шинкаренко и др.
В работе используются следующие методы: экономического анализа; сравнения и аналогии; единства объективного и субъективного в развитии экономических процессов; другие.
Эмпирическую базу исследования составляют: статистические данные; факты, опубликованные в экономической литературе; материалы предприятия ООО «Альтернатива-Плюс»; собственные наблюдения.
Исходя из поставленной цели и задач исследования, была определена структура курсовой работы. Она состоит из введения, двух глав основного содержания, заключения, списка используемой литературы, приложений.
1. Теоретическая характеристика внутрифирменного планирования как метода управления хозяйственной деятельностью торгового предприятия
.1 Внутрифирменное планирование как важнейшая функция современной модели управления
Планирование на предприятии занимает основополагающее положение в свободной рыночной экономике. В литературе можно встретить различные определения планирования: «Планирование — это начальное управленческое действие, в результате выполнения которого определяют: какие результаты предполагается получить в будущем (постановка целей) и какие действия, в какой последовательности и в какие сроки должны быть для этого выполнены» [1, с. 24]. При этом управлению дается следующее определение: «Управление — это процесс планирования, организации, мотивации и контроля…» [2, с. 18]. Данное определение можно проиллюстрировать рисунком 1.1 (приложение 1).
«Планирование — это совокупность действий, таких как исследование, аналитика и др., с целью нахождения комплекса решений, направленных на достижение целей какой-либо личности, организации, ряда организаций или всех граждан и организаций в регионе, стране или в мире» [8, с. 56]. «Планирование — это наиболее достоверная количественная оценка и интерпретация событий, которые могут произойти в будущем, в определенный момент времени» [9, с. 134]. «Планирование означает, прежде всего, умение думать с опережением и предполагает системность в работе. Планирование далеко от импровизации — оно требует аналитического мышления» [3, с. 18].
Взаимодействуя на микроуровне с такими экономическими науками, как маркетинг, организация производства, управление предприятием и многими другими, внутрипроизводственное планирование позволяет находить ответы на фундаментальные вопросы рыночной экономики. Эти главные вопросы современного рынка, определяющие в сущности основное содержание планирования на предприятии и всей рыночной экономики в целом, заключаются в следующем: Какую продукцию, товары или услуги следует производить на предприятии? Сколько продукции или товаров выгодно предприятию производить и какие экономические ресурсы следует использовать? Как эту продукцию надо производить, какую технологию применять и как организовать производство? Кто будет потреблять производимую продукцию, по каким ценам ее можно продавать? Как предприятие может приспособиться к рынку и как оно будет адаптироваться к внутренним и внешним изменениям рынка? Т.о., основным объектом планирования на предприятиях служит взаимосвязанная система планово-экономических показателей, характеризующих процесс производства, распределения и потребления товаров и ресурсов.
В настоящее время все производители и предприниматели, исходя из рыночного спроса на товары, работы и услуги, рационального использования имеющихся экономических ресурсов, получения максимальной прибыли, повышения личных доходов и качества жизни работников, самостоятельно планируют свою предстоящую производственно-хозяйственную деятельность, определяют перспективы расширения производства продукции и развития предприятия.
Важной отличительной чертой и достоинством системы планирования, ориентированной на функционирование в условиях рыночной неопределенности, являются ее гибкость, способность немедленно реагировать: на возникающие отклонения от установившихся взаимоотношений с внешним окружением; появление новых возможностей; изменение ситуации внутри предприятия. Иными словами, план — лишь инструмент контроля за поэтапным достижением поставленных целей. Компания может корректировать план, если возникли благоприятные условия для достижения целей другим, более эффективным способом.
Планирование выполняет следующие функции: ориентирует руководителей на перспективное мышление; способствует четкой координации различных действий, предпринимаемых руководством предприятия, а также согласованию целей и задач предприятия в целом и отдельных его подразделений; устанавливает оптимальные показатели хозяйственной деятельности с последующим контролем за их динамикой; позволяет объективно оценить свой потенциал и соотнести его с поставленными целями; делает предприятие более подготовленным к внезапным изменениям экономической ситуации; выявляет сильные и слабые стороны деятельности предприятия; наглядно показывает взаимосвязь между всеми должностными лицами и уровень их ответственности; позволяет персоналу принимать участие в разработке стратегии и тактики перспективного и текущего развития предприятия, что рождает дух сотрудничества и повышает эффективность трудового процесса [12, с. 12].
Основные преимущества, которые дает планирование: устранение неопределенности; точное определение целей и действий по их достижению; появление осмысленности в деятельности; избежание ошибок в будущей деятельности; возможность предвидеть и действовать в будущей ситуации, опережая время.
Всякое планирование как процесс практической деятельности включает обычно несколько этапов, или стадий, основное назначение которых состоит в следующем: формулирование состава предстоящих плановых проблем; обоснование выдвигаемых стратегий, целей и задач; планирование основных средств достижения поставленных целей и задач, выбор или создание необходимых средств для приближения к желаемому будущему; определение потребности ресурсов, планирование объемов и структуры необходимых ресурсов и сроков их поступления; проектирование внедрения разработанных планов и контроль за их выполнением. Таким образом, планирование — это непрерывный процесс.
Рассматривая вопросы планирования на уровне предприятия, необходимо различать понятия методологии и технологии планирования.
Под методологией планирования понимается система требований к формированию планов, которая включает методы разработки плановых показателей и внутреннюю логику построения планов. Можно назвать следующие методы планирования: 1. Количественные методы: а) экономико-статистический метод; б) расчётно-аналитический метод; в) метод технико-экономических расчётов; г) экономико-математический метод; д) метод получения целевой прибыли. 2. Качественные методы: а) экспертных оценок; б) структурное планирование.