Содержание
Введение 3-4
I. Основные подходы к изучению тревожности
1.1. Исследование проблем тревожности в зарубежной
и отечественной психологии. 5-13
1.2. Рассмотрение проблемы школьной тревожности. 14-18
1.3. Возможности диагностики и коррекции тревожности. 19-23
П. Основные подходы к изучению адаптации и дезадаптации
2.1. Понятие адаптации, дезадаптации, школьной
дезадаптации. 24-28
2.2. Уровни адаптации к школе, формы дезадаптации. .. 29-32
2.3. Методы диагностики и коррекции дезадаптации. 33-36
Ш. Экспериментальное исследование школьной адаптации
детей с разным уровнем тревожности
3.1. Организация исследования. . 37-42
3.2. Эмпирические показатели школьной адаптации
у детей с разным уровнем тревожности. 43-52
3.3. Система коррекционно-развивающих занятий,
направленных на снижение тревожности у
детей младшего школьного возраста. . 53-62
3.4. Динамика показателей тревожности и школьной
адаптации в результате коррекционной работы. … 63-66
Заключение . 67-68
Использованная литература 69-72
Выдержка из текста работы
Проявление страха и тревожности – черта личности, характеризующая ее эмоциональную сферу. Уровень тревожности – это показатель индивидуальной чувствительности к стрессу, склонность ощущать большинство жизненных ситуаций как угрожающие.
Актуальность темы. Над проблемой тревожности работали такие психологи как: Фрейд, Хорни, Роджерс, Петровский, Прихожан, Мерлин, Александровский, Личко, Лусканова и многие другие.
В отечественном психолого-педагогической литературе можно выделить несколько подходов в понимании тревожности. Некоторые исследователи рассматривают тревожность преимущественно в рамках стрессовых ситуаций, как временное отрицательное эмоциональное состояние, возникающее в трудных, угрожающих, необычных условиях. В. С. Мерлин и его ученики считают тревожность свойством темперамента. В их исследованиях получены статистически достоверные корреляции между показателями тревожности и основными свойствами нервной системы (слабостью, инертностью).
Ряд ученых рассматривают тревожность как социально – обусловленное свойство личности. Так Н. В. Имедадзе называет тревожность «…Специфически социализированное эмоций»
Эти экспериментальные материалы показывают, что на проявление тревожности у детей большое влияние оказывает социализация, интенсивно протекающая в детских садах.
В этом же аспекте анализирует тревожность В. Р. Кисловская. На основании исследования, показывающего, что уровень тревожности надежно коррелирует с социометрическим статусом. Во всех возрастах (дошкольный, младший школьный, подростковый, юношеский). В. Р. Кисловская делаетвывод о том, что «… тревожность в очень значительной мере является функцией социального общения» ее преодолению работали многие психологи.
Так, например, Рогов Евгений Иванович разработал коррекционную работу с учащимися, испытывающие так называемую открытую тревогу.
Психологи Р.И. М. Дорки разработали тест на выявления тревожности у детей.
А. М. Прихожан разработал методы и приемы психокоррекционной работы с тревожными детьми.
Е. Савина и Н. Шанина разработали рекомендации воспитателю детского сада и родителям, воспитывающих такого ребенка.
Поэтому целью работы является исследовать связь тревожности и страхов школьной адаптации у учащихся массовых классов.
Объект – младший школьный возраст с различным уровнем тревожности.
Предмет – характер связи между личностной и ситуативной тревожностью у младших школьников.
Общая гипотеза – предполагаем, что уровень тревожности и страха влияет на успешность адаптации младших школьников.
Для достижения поставленной цели и проверки выдвинутых гипотез исследования были определены следующие теоретические
задачи:
1. изучить психолого-педагогическую литературу;
2. проанализировать сущность и содержание «тревожность и страх»;
3. изучить динамику развития тревожности и страха;
4. рассмотреть проблему школьной тревожности и адаптации (дезадаптации);
5. рассмотреть возможности диагностики и коррекции тревожности и адаптации.
Методы исследования:
Анализ научной литературы по данной проблеме;
Теоретическое моделирование;
Синтез (изученного) материала……
Литература
1. Агафонова И.Н. Психологическая готовность к школе в контексте проблемы адаптации. // Начальная школа № 1, 2003.
2. Аракелов Н., Шишкова Н. Тревожность: методы ее диагностики и коррекции. // Вестник МУ, сер. Психология. 2001., № 1, с. 18
3. Аракелов Н.Е., Лысенко Е.Е. Психофизиологический метод оценки тревожности. // Психологический журнал – 2005 № 2,
4. Астапов В.М. Функциональный подход к изучению состояния тревоги. // Психологический журнал, 2002 № 5, с. 111-117.
5. Битянова М.Р., Азарова Т.В., Афанасьева Е.И. Работа психолога в начальной школе. М.: Совершенство, 2005.
6. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте (психологическое исследование), М., Просвещение, 1968,
7. Бороздина Л.В., Залученова Е.А. Увеличение индекса тревожности при расхождении уровней самооценки и притязаний. // Вопросы психологии., 2004, № 1, с. 104-113.
8. Бретт Д. Жила-была девочка, похожая на тебя… Психотерапевтические истории для детей. М., 1996.
9. Выготский Л.С. Вопросы детской психологии. М., 2005.
10. Габдрева Г.Ш. Основные аспекты проблемы тревожности в психологии. // Тонус, 2000, № 5.
11. Гарбузов В.И. Нервные дети: Советы врача. – Л.: Медицина, 2000, с. 176.
12. Дрезинина М.Т. Игры на листе бумаги. Открой в себе художника. М., 1998.
13. Захаров А.И. Как преодолеть страхи у детей. М., 1986.
14. Зинкевич-Евстигнеева Т. Введение в сказкотерапию //Психолог в детском саду. 1998, № 1, с. 32—37.
15. Ковалева Л.М., Тарасенко Н.Н. Психологический анализ особенностей адаптации первоклассников к школе. // Начальная школа, № 7, 2006.
16. Козлова Е.В. Тревога – как одна из основных проблем, возникающих у ребенка в процессе социализации. // Теоретические и прикладные проблемы психологии. Сборник статей. Ставрополь, 2005. с. 16-20.
17. Коломенский Я.Л. Психология личных взаимоотношений в детском коллективе. Минск, 1969.
18. Макарова Е.Г. Преодолеть страх, или Искусствотерапия. М., 1996.
19. Максимова Н.Ю., Милютина Е.Л. Курс лекций по детской патопсихологии., Ростов-на-Дону, Феникс, 2003.
20. Макшанцева Л.В. Тревожность и возможности ее снижения у детей. // Психологическая наука и образование, 2002, № 2,
21. Неймаркс М.З. Аффекты у детей и пути их преодоления. // Советская педагогика., 1963, № 5, с. 38-40.
22. Немчин Т.А. Состояние нервно-психического напряжения., Л., 2003.
23. Обухова Л.Ф. Детская возрастная психология., М.., 2006.
24. Общение и формирование личности школьника. / Под ред. А.А.Бодалева и Р.Л.Кричевского. М., 2004.
25. Овчарова Р.В. Практическая психология в начальной школе., М.: Сфера, 2005.
26. Оклендер В. Окна в мир ребенка. Руководство по детской психотерапии. М., 1997.
27. Осорина М. «Черная простыня летит по городу», или Зачем дети рассказывают страшные истории // Популярная психология: Хрестоматия. М., 1990.
28. Островская Л. Детские страхи //Дошкольное воспитание. 1997, № 10, с. 77.
29. Практикум по возрастной и педагогической психологии : Для студ.сред. пед. учеб. заведений /Авт.- сост. Е. Е. Данилова; под ред. И. В. Дубровиной. – М.; издательский центр «Академия», 1998. – 160 с.
30. Савина Е. Тревожные дети. // Дошк. Воспитание. 2006., № 4, с. 11-14.
31. Соколов Д.Ю. Сказки и сказкотерапия. М., 1997.
32. Степанов В.Г. Психология трудных школьников., М., 2006.
33. Степанова Е. Поиграем в забавные страхи и смешные ужасы. Как выявить и предупредить детские страхи //Дошкольное воспитание. 1999, № 5, с. 65.
34. Шишова Т.Л. Страхи — это серьезно. Как помочь ребенку избавиться от страхов. М., 1997.