Содержание
Введение2
Глава 1. Теоретические основы развития творческой активности детей старшего дошкольного возраста в сюжетно-ролевой игре6
1.1.Основные взгляды на развитие творческой активности детей дошкольного возраста в психолого – педагогической литературе6
1.2.Психолого-педагогические особенности детей старшего дошкольного возраста17
1.3.Потенциал сюжетно-ролевой игры в развитии творческой активности детей старшего дошкольного возраста22
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по развитию творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста в процессе сюжетно-ролевой игры33
2.1. Диагностика творческих способностей у дошкольников33
2.2. Констатирующий этап35
2.3. Формирующий этап39
2.4. Контрольный этап41
Список литературы47
Приложение51
Выдержка из текста работы
Ориентация современной школы на гуманизацию процесса обучения и разностороннее развитие личности ребенка требует гармоничного сочетания процесса учебной деятельности, в рамках которого формируются базовые знания, умения и навыки, связанной с развитием индивидуальных задатков учащихся, их познавательной и творческой активности. Из основных целевых установок обеспечивающих естественную и эффективную интеграцию ребёнка в общество, является формирование установки на творческую деятельность. Поэтому одной из важных задач современной школы является развитие творческой активности школьника в процессе обучения и воспитания.
Условия современной жизни выдвигают на первый план не исполнительность, а инициативность, которую нужно целенаправленно, последовательно формировать, поскольку именно данная черта личности скорее может гарантировать успех в жизни, мобильность, готовность к решению различного рода проблем. Развитие творческой личности в процессе обучения и воспитания является одной из социально значимой задачи современной школы. Младший школьный возраст, являясь сенситивным для развития творческой активности, позволяет закладывать благоприятные основания для развития личности в целом. Многие исследователи отмечают, что традиционная система образования уделяет недостаточно внимания развитию творческой активности.
Мы рассматриваем творческую активность, как системообразующее свойство личности. В данное время изучено малое количество методических приемов, направленных на развитие творческой активности детей младшего школьного возраста. Постановка и предварительное исследование проблемы развития творческой активности младших школьников в процессе обучения, обнаружили ее многогранность, сложность и недостаточную разработанность в теории и практике образования.
Для решения этой проблемы важно определить существенные стороны понятия «творческая активность», раскрыть пути развития этого качества личности. Одним из способов развития творческой активности детей является игра. Игра создает положительный эмоциональный фон, на котором все психические процессы протекают наиболее активно. Использование игровых приемов, их последовательность и взаимосвязь будут способствовать в решении данной проблемы. Использование игры в воспитательно-образовательном процессе, облегчает процесс усвоения знаний, умений и навыков и благоприятно воздействует на развитие творческой активности детей. По мнению Л. С. Выготского, «Игра является источником творческого развития и создает зону ближайшего развития» [2; 45].
Исследованием развития этого вопроса занимались ученые: П.Я. Гальперин, В.Л. Данилов. Большой вклад в теорию игры внесли Г.С. Виноградова, П.В. Иванова, О.И. Капица, В.Ф. Кудрявцева, А.Н. Соболева.
Все выше сказанное определило тему нашего исследования: «Игра как средство развития творческой активности младших школьников». Исходя из темы, мы определили научный аппарат исследования:
Цель исследования:
Выявление условий эффективности использования игры как средства развития творческой активности младших школьников в воспитательно-образовательном процессе.
Объект исследования — процесс развития творческой активности младших школьников посредством игры.
Предмет исследования — условия эффективности использования игры как средства развития творческой активности младших школьников.
Задачи:
1. Провести анализ научно-методической литературы по проблеме развития творческой активности младших школьников посредством игры.
2. Раскрыть сущность понятия «творческая активность».
3. Изучить игру как средство развития творческой активности детей младшего школьного возраста.
4. Экспериментально доказать эффективность педагогических условий развития творческой активности младших школьников посредством игры в воспитательно-образовательном процессе.
Гипотеза исследования: процесс развития творческой активности младших школьников будет эффективным, если:
1. При организации игровой деятельности младших школьников учитывается актуальный уровень сформированности творческой активности.
2. Игра организуется в определенной последовательности и имеет правила.
3. Используются разнообразные игры и игровые приемы в воспитательно-образовательном процессе.
Методы исследования:
Изучение и анализ психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования; обобщение и систематизация теоретического материала, анализ понятийно-терминологической системы, индукция и дедукция, теоретический анализ и синтез; педагогический эксперимент. Используемые методики: тест Торренса «Закончи рисунок»; методика В.И. Боязитовой «Нерешаемая задача»; «Несуществующее животное».
Опытно-экспериментальная база исследования — МБОУ «СОШ №6» г. Прокопьевск 3 «А» класс.
1. Психолого-педагогические основы развития творческой активности младших школьников
1.1 Исторический аспект проблемы развития творческой активности в науке
Проблеме формирования творческой активности школьников посвящено много исследований в философии, психологии и педагогике.
На современном этапе проблема развития творческой активности школьников приобретает особую актуальность, в связи с требованиями самой жизни, а именно во главу поставлен человек и развитие его творческой активности, создание условий для его активного самовыражения. Для того чтобы выявить сущностно-содержательную характеристику понятия «творческая активность», необходимо раскрыть основные понятия «творчество» и «активность» в философском и психолого — педагогическом плане.
Проблема творчества имеет долгую и спорную историю. Во все времена она является объектом пристального внимания мыслителей и ученых (философов, психологов, педагогов). В общефилософском плане творчество входит в контекст онтологического понятия «деятельность». Системой, охватывающей творчество человека, является система его деятельности.
Вопросы о сущности творчества, творческой активности по-разному решались в разные исторические эпохи и продолжают оставаться актуальными и в наше время [3; 25].
Большинство исследователей во взглядах на творчество сходятся в следующем: творчество специфически человеческое явление, родовая, сущностная характеристика человека. В педагогической литературе понятие «творчество» определяется как деятельность, дающая новые, впервые создаваемые оригинальные продукты, имеющие общественное значение. Большинство авторов говорит о творчестве как преодолении стереотипов, шаблонов.
Понятие творчества в научной литературе неоднозначно, как и понятие активности. Оно рассматривается в двух аспектах: философском и психологическом. Философы определяют творчество, как необходимое условие развития материи, образование ее новых форм, вместе с возникновением которых меняются и сами формы творчества.
К числу факторов, обуславливающих творчество, относят либо социальные, либо природно-биологические условия. В некоторых теориях акцент делается на общественную природу, в иных на личностно-индивидуальную сторону творчества. Г.М. Андреева считает: «Творчество имеет два вектора — один направлен в предметную деятельность, а другой — на самого человека, на само созидание» [2; 154]. Среди основополагающих признаков творчества она выделяет:
— наличие противоречия, проблемной ситуации или творческой задачи;
— социальная и личная значимость, а так же прогрессивность, т.е. она вносит вклад в развитие общества и личности;
— наличие объективных (социальных, материальных) предпосылок, условий для творчества;
— наличие субъективных личностных качеств — знаний, умений, особенно положительной мотивации личности (предпосылок);
— новизна и оригинальность процессов и результатов.
Следует отметить, что творчество — психологически сложный процесс. Он не исчерпывается какой-либо одной стороной, но существует как синтез познавательной, эмоциональной и волевой сфер человеческого познания. Способность личности к творческому саморазвитию зависит от степени проявления творческой активности, следовательно, от стремления человека к действию, к удовлетворению потребности в преобразовании и созидании самого себя.
В основе активности лежит деятельность, без деятельности никакая активность невозможна. Активность рассматривается в психологии как характеристика деятельности, как внутренняя предпосылка самодвижения деятельности и ее самовыражения. В психолого — педагогической литературе активность оценивается как интегративное личностное образование, которое формируется в деятельности, становясь устойчивым качеством.
Выяснив содержание понятий «творчество» и «активность», обратимся к смыслу термина «творческая активность». В результате изучения и анализа психолого — педагогической литературы по данной проблеме, мы выяснили, что проблема развития творческой активности исследовалась достаточно широко. К проблеме творческой активности обращались многие ученые и философы: Г.С. Виноградова, Л.С. Выготский, П.В. Иванова, О.И. Капица, В.Ф. Кудрявцева, А.Н. Соболева В.С. Соловьев и др.
Вопросы формирования активной личности нашли свое отражение в работах психологов: Б.Г. Ананьева, П.Я. Гальперина, А.Н. Леонтьева, А.М. Матюшкина, А.В. Петровского, Т.Н. Шамова, М.Г. Ярошевского и др.
С точки зрения психологии и педагогики особенно ценным является сам процесс творческой работы, изучение процесса подготовки к творчеству, выявление форм, методов и средств развития творчества. Психологический словарь толкует творчество как деятельность, результатом которой является создание новых материальных и духовных ценностей [6; 55]. Оно предполагает наличие у личности мотивов, знаний и умений, благодаря которым создается продукт, отличающийся новизной, оригинальностью, уникальностью.
Исследованиями педагогов и психологов установлено, что творческая активность формируется на протяжении всей жизни человека, однако, для ее становления существуют оптимальные, сенситивные возрастные периоды воспитания.
Младший школьный возраст является благоприятным периодом для развития творческой активности детей. Именно в эти годы закладывается психологическая основа для творческой активности, воспитывается любознательность, формируется умение наблюдать и анализировать, делать выводы, начинают складываться и дифференцироваться интересы и склонности, формируются потребности. Задача педагога состоит в том, чтобы исходя из уровня развития учащегося и ситуации каждой ступени саморазвития, поддерживать его интерес к творчеству, создавать условия для совершенствования ребенком творческого опыта, способствовать осознанию ответственности за результаты творения, содействовать становлению устойчивой потребности ребенка в творчестве.
Творческую активность школьника представляет собой обязательную систематически совершаемую активность подрастающих поколений. П.Я. Гальперин рассматривает наиболее эффективный путь развития творческой активности, который проходит через приобщение школьников к продуктивной творческой деятельности. П.Я. Гальперин подчеркивает: «Я понимаю под творческим процессом создание с помощью действия нового продукта, вырастающего, с данной стороны, из уникальности индивида, а с другой — обусловленного материалом, событиями, людьми и обстоятельствами жизни» [24; 13].
Т.Н. Шамова утверждает: «Главной задачей всего учебного процесса, является формирование активной позиции в познании» [13; 105]. Она выявила три уровня активности:
Первый уровень — воспроизводящая активность, характеризуется стремлением ученика понять, запомнить и воспроизвести знания.
Второй уровень — интерферирующая активность, когда ученик стремится к выявлению смысла изучаемого объекта, проявляет желание понять связь между явлениями и процессами, овладеть способами применения знаний в измененной ситуации.
Третий уровень — творческий, при котором деятельность школьников характеризуется не только желанием проникнуть глубоко в сущность явлений и взаимосвязей, но и поисками нового способа в их проникновение.
Обучающая творческая деятельность рассматривается в первую очередь как деятельность, способствующая развитию целого комплекса качеств творческой личности:
— умственной активности;
— быстрой обучаемости;
— смекалки и изобретательности;
— стремления добывать знания, необходимые для выполнения конкретной практической работы;
— самостоятельности в выборе и решении задачи;
— трудолюбия;
— способности видеть общее, главное в различных и различное в сходных явлениях и т.д.
Результатом такого обширного и эффективного развития качеств, необходимых для творческой деятельности, должен стать самостоятельно созданный творческий продукт.
Важно формировать именно творческую активность, которая характеризуется интересом и стремлением не только проникнуть глубже в сущность явлений и их взаимосвязи, но и найти способы применения знаний и умений в новых ситуациях. Критерием уровня сформированности творческой активности служит интерес ученика к теоретическому осмыслению изучаемых явлений и процессов, их самостоятельному поиску, решения проблем, возникающих в познавательной и практической деятельности. Характерной особенностью этого уровня является упорство, настойчивость.
Дети от природы любознательны и полны желания учиться. Для того чтобы они могли проявлять свои дарования, нужна поддержка со стороны взрослых. Задачи педагога состоят в использовании разнообразных методов обучения:
— систематически и целенаправленно развивать подвижность и гибкость мышления;
— стимулировать процессы переключения поисковой активности;
— находить новые, оригинальные подходы, решения, чтобы ощутить удовольствие от обучения.
Увидеть что-то по-новому не так, как все, и не так, как раньше — очень непростая задача. Но этому можно научиться, если направить воспитательно-образовательный процесс на развитие и усовершенствование творческого задатка учащихся.
Творческая активность ребенка особенно ярко проявляется и развивается в игре, конкретизируясь в целенаправленном игровом замысле. Игровое творчество развивается под влиянием воспитания и обучения, уровень его зависит от приобретенных знаний и привитых умений, от сформированных интересов ребенка. В игре с особой силой проявляются индивидуальные особенности детей, также влияющие на развитие творческого задатка.
Таким образом, творческая активность детей связана со всеми сторонами формирующейся личности: потребностями, интересами, склонностями, эмоциональным отношением к деятельности. Главной целью общего образования становится формирование творческой, критически мыслящей личности, способной жить и творить в условиях постоянно меняющегося мира.
На основе вышеизложенного, мы приходим к выводу, о том, что под развитием творческой активности мы понимаем следующее: это сложное личностное образование, характеризующееся единством взаимодействия учителя и учащихся, как субъектов учебной деятельности и взаимоотношений школьников между собой.
Также этой проблемой занимались такие ученые как П.Я. Гальперин, В.Л. Данилов. Большой вклад в теорию внесли Г.С. Виноградова, П.В. Иванова, О.И. Капица, В.Ф. Кудрявцева, А.Н. Соболева. Исследователи подтверждают, что эффективность обучения находится в прямой зависимости от уровня активности ученика в этом процессе.
1.2 Сущность понятия творческой активности
Формирование и развитие способностей детей к творчеству — одна из актуальных проблем современной педагогики, которая особенно остро стоит перед учителями, работающими с младшими школьниками. Ведь именно в этом возрасте у детей закладывается умение мыслить, рассуждать, творчески подходить к разрешению проблем. Психологический словарь толкует творчество как деятельность, результатом которой является создание новых материальных и духовных ценностей [13; 107].
Творчество младшего школьника — это создание им оригинального продукта, изделия (т.е. решение задачи, написание сочинения и т.д.), в процессе работы, над которыми самостоятельно применены усвоенные знания, умения, навыки, в том числе осуществлен их перенос, комбинирование известных способов деятельности или создание нового для ученика подхода к решению задачи.
В педагогической науке делается также попытка определить и основные компоненты творчества.
Выделяются:
— перцептивный (наблюдательность, особая концентрация внимания);
— интеллектуальный (интуиция, воображение, обширность знаний, гибкость, самостоятельность, быстрота мышления и т.д.);
— характерологический (стремление к открытиям, к обладанию фактами, способность удивляться, непосредственность) [2; 9].
Для того чтобы выявить сущностно-содержательную характеристику понятия «творческая активность», необходимо начать с раскрытия основных понятий «творчество» и «активность». Словарь педагогических терминов дает определения понятиям:
Творчество — процесс деятельности, создающий качественно новые материальные и духовные ценности или итог создания объективно нового. Основной критерий — уникальность его результата. Результат творчества невозможно прямо вывести из начальных условий. Это создание новых по замыслу культурных или материальных ценностей [6; 55].
Творческая личность — личность, способная к созидательно-инновационной деятельности и самосовершенствованию [5;3].
Активность — качество личности, выраженное в усиленной деятельности, во внешнем проявлении взглядов и убеждений. Социальный смысл активности определяется ее направленностью и мотивами [6; 3]. По этому критерию активность подразделяется на позитивную и негативную.
Детское творчество основано на подражании, которое служит важным фактором развития творческой активности. Задача педагога — опираясь на склонность детей к подражанию, прививать им навыки и умения, без которых невозможна творческая деятельность, воспитывать у них самостоятельность, активность в применении этих знаний и умений, формировать критическое мышление, целенаправленность.
В науке сформировалось несколько подходов к понятию творческая активность, Г.С. Виноградова рассматривает:
Творческая активность — это свойство личности, проявляющееся в деятельности и общении как оригинальность, созидательность, новизна [6; 56]. психологический образовательный игра школьник
Творческая активность — это способность личности инициативно и самостоятельно находить «зоны поиска», ставить задачи, выделять принципы, лежащие в основе тех или иных конструкций, явлений, действий, переносить знания, навыки и умения из одной области в другую. Творческая активность необходима в учебной деятельности [6; 56].
Выделяются основные компоненты творческой активности учащихся:
— потребности, интересы, склонности к творческой деятельности;
— преобразующее отношение к изучаемым предметам, объектам;
— готовность к преобразующей деятельности;
— сама преобразующая деятельность.
Развитие творческой активности обеспечивает накопление системы знаний, умственных приемов, операций:
— операции мышления (анализирующее наблюдение, сравнивание, анализ и синтез, абстракция, обобщение и конкретизация);
— приемы осмысленного запоминания (смысловая группировка, составление плана);
— общие способы учебной работы (умение слушать, наблюдать, планировать, контролировать);
— перенос усвоенных знаний, умений и навыков на решение новых задач.
Творческая деятельность способствует развитию творческой активности младших школьников, субъектом творческой активности являются творческие способности, в том числе и игра. Показателем творческого развития является креативность.
«Креативность — способность человека к конструктивному нестандартному мышлению и поведению, а также осознанию и развитию своего опыта. Это те самые творческие способности, которые могут проявляться в мышлении, чувствах, общении, характеризовать или личность в целом, или продукт его деятельности» [6; 45].
На современном этапе сущность креативности определяется чаще всего альтернативно: как формально-динамическая или содержательная характеристика личности, либо ее отдельных областей (перцептивной, когнитивной), как свойство психики. Под креативностью в психолого-педагогических исследованиях обозначают комплекс интеллектуальных и личностных особенностей индивида, способствующих самостоятельному выдвижению проблем, генерированию большого количества оригинальных идей и нешаблонному их решению. Необходимо рассматривать креативность как процесс и комплекс интеллектуальных и личностных особенностей индивида, присущих многим личностям [6; 98]. Творческие, креативные качества (умения) формируются в процессе деятельности.
Таким образом, творчество — это стиль (качественная характеристика) деятельности, а креативность — это совокупность индивидуальных психологических характеристик творческой личности. Отсюда и необходимость разведения этих понятий, уточнения смысловых тонкостей и логических изгибов формулировок. При обсуждении проблемы творческой активности личности, креативности, прежде всего, встает вопрос об их критериях. Для определения уровня творческой активности Г.С. Виноградова выделила 16 гипотетических интеллектуальных способностей, характеризующих творческую активность [1; 25].
Среди них:
— Беглость мысли — количество идей, возникающих в единицу времени;
— Гибкость мысли — способность переключаться с одной идеи на другую;
— Оригинальность — способность производить идеи, отличающиеся от общепринятых взглядов;
— Любознательность — чувствительность к проблемам в окружающем мире;
— Способность к разработке гипотезы;
— Ирреальность — логическая независимость реакции от стимула;
— Фантастичность — полная оторванность ответа от реальности при наличии логической связи между стимулом и реакцией;
— Способность решать проблемы, то есть способность к анализу и синтезу;
— Способность усовершенствовать объект, добавляя детали и т.д.
Таким образом, на основе анализа психолого — педагогической литературы нами определенно понятия: «творчество», «активность», «творческая активность», «творческая личность», мы определили основные компоненты и критерии развития творческой активности.
В данной главе мы рассмотрели творческую активность как качество, одновременно присущее и самой личности, и ее деятельности. Творческая активность — это устойчивое, интегративное качество, выражающееся в целенаправленном единстве потребностей, мотивов, интереса и действий, характеризующееся осознанным поиском творческих ситуаций. Творческая активность предполагает теоретическое осмысление знаний, самостоятельный поиск решения проблемы.
1.3 Условия использования игры как средства развития творческой активности младших школьников
С приходом ребенка в школу изменяется социальная ситуация, но внутренне, психологически ребенок остается еще в дошкольном детстве. Основными видами деятельности для ребенка продолжают оставаться игра, рисование, конструирование. Длительное напряжение произвольного внимания к учебным действиям затрудняет и утомляет ребенка. Учитель в школе имеет дело, прежде всего с целостной личностью ребенка. Основной проблемой является дифференцированный подход к детям, учитывающий их индивидуальные особенности. Задача педагога — сберечь эту уникальность, вырастить самоценную личность, развивать склонности и таланты, расширить возможности каждого ребенка.
Игра — вид непродуктивной деятельности, мотив которой заключается не в результатах, а в самом процессе [8; 15]. Это средство воспитания, в котором воспитатель в качестве инструмента формирования личности воспитанника использует его свободную (игровую) деятельность в воображаемой и реальной ситуациях, направляя ее на развитие положительных качеств личности.
Сущность игры заключается в том, что в ней важен не результат, а сам процесс, процесс переживаний, связанных с игровыми действиями. Хотя ситуации проигрываемые ребенком, воображаемые, но чувства, переживаемые им, реальны. Специфическая особенность игры несет в себе большие воспитательные возможности, так как, управляя содержанием игры, педагог может программировать определенные положительные чувства играющих детей.
Основные функции игры в процессе воспитания.
Из множества функций игры выделяют наибольшее значение для развития младшего школьного возраста:
1. Социокультурное назначение игры
2. Коммуникативная функция
3. Игра оказывает огромное влияние на познавательную деятельность детей
4. Творческие процессы
5. Функция самореализации ребенка
6.Отличительной особенностью игры является ее театрализация
7. Рекреационная функция
8. Функция коррекции в игре
9. Развлекательная функция игры
Для ребенка младшего школьного возраста основной деятельностью, в которой проявляется его творчество, есть игра. Но игра не только создает условия для такого проявления. Она в значительной мере способствует (стимулирует) развитию творческой активности ребенка. В самой природе детских игр заложены возможности развития гибкости и оригинальности мышления, способности конкретизировать и развивать как свои собственные замыслы, так и предложения других детей. Принцип двусторонности процесса воспитания легко применим в процессе игры.
Существуют различные подходы к классификации игр, которые отличаются друг от друга признаками, выступающими за их основу.
Первая классификация была предложена Ф. Фребелем, по педагогическому назначению все игры делятся: сенсорные, моторные, умственные. Далее свою классификацию предложил Карл Гросс в основу, которой положил инстинкты, и разделил игры на экспериментальные, специальные. Следующая классификация была предложена Ж. Пиаже, в основу классификации он положил возрастную периодизацию и выделил следующие виды игр:
— Игры — упражнения (до 1-го года жизни);
— Символические игры (с 2-х до 4-х лет);
— Игры с правилами (с 4-х до 7-ми лет).
Народная педагогика игры охватывает все возрастные этапы. С одной стороны, в игре проявляется культура поведения, культура общения, воспитанная детей вне игры. С другой стороны, увлекательное содержание игр, изображение коллективного труда, благородных поступков, способствует развитию дружеских чувств, сплочению детей. Такое единство игровых и реальных отношений помогает создать нравственную направленность поведения детей.
В это время большое место занимают игры с правилами и дидактические игры. В них ребенок учится подчинять свое поведение правилам, формируются его движение, внимание, умение сосредоточиться, то есть, развиваются способности, которые особенно важны для успешного обучения в школе.
В младшем школьном возрасте выделяются три класса игр:
— игры, возникающие по инициативе ребенка — самодеятельные игры;
— игры, возникающие по инициативе взрослого, внедряющего их с образовательной и воспитательной целью;
— игры, идущие от исторически сложившихся традиций этноса — народные игры, которые могут возникать как по инициативе взрослого, так и более старших детей.
Каждый из перечисленных классов игр, в свою очередь, представлен видами и подвидами. Так, в состав первого класса входят:
— игра — экспериментирование и сюжетные самодеятельные игры
— сюжетно-ролевая,
— режиссерская
— театрализованная.
Первый класс игр представляется наиболее продуктивным для развития интеллектуальной инициативы, творчества ребенка, которые проявляются в постановке себе и другим играющим новых игровых задач, для возникновения новых мотивов и видов деятельности. Именно игры, возникающие по инициативе самих детей, наиболее ярко представляют игру как форму практического размышления на материале знаний об окружающей действительности значимых переживаний и впечатлений, связанных с жизненным опытом ребенка.
Второй класс игр включает обучающие игры (дидактические, сюжетно-дидактические и другие) и досуговые, к которым следует отнести игры-забавы, игры-развлечения, интеллектуальные. Все игры могут быть самостоятельными, но они никогда не являются самодеятельными, так как за самостоятельностью в них стоит знание правил, а не исходная инициатива ребенка в постановке игровой задачи.
Дидактические игры — это разновидность игр с правилами, специально создаваемых педагогической школой в целях обучения и воспитания детей. Дидактические игры направлены на решение конкретных задач в обучении детей, но в то же время в них появляется воспитательное и развивающее влияние игровой деятельности.
Дидактическая игра имеет определенную структуру, характеризующую игру как форму обучения и игровую деятельность. Выделяются следующие структурные составляющие дидактической игры:
1) дидактическая задача;
2) игровые действия;
3) правила игры;
4) результат.
Дидактическая задача определяется целью обучения и воспитательного воздействия. Она формируется педагогом и отображает его обучающую деятельность. Так, например, в ряде дидактических игр в соответствии с программными задачами соответствующих учебных предметов закрепляется умение составить из букв слова, отрабатываются навыки счета. Игровая задача осуществляется детьми. Дидактическая задача в дидактической игре реализуется через игровую задачу. Она определяет игровые действия, становится задачей самого ребенка.
Игровые действия — основа игры. Чем разнообразней игровые действия, тем интереснее для детей сама игра и тем успешнее решаются познавательные и игровые задачи. В разных играх игровые действия различны по их направленности и по отношению к играющим. Игровые действия являются средствами реализации игрового замысла, но включают и действия, направленные на выполнение дидактической задачи.
Правила игры — их содержание и направленность обусловлены общими задачами формирования личности ребенка, познавательным содержанием, игровыми задачами и игровыми действиями. В дидактической игре правила являются заданными. С помощью правил педагог управляет игрой, процессами познавательной деятельности, поведением детей. Правила влияют и на решение дидактической задачи — незаметно ограничивают действия детей, направляют их внимание на выполнение конкретной задачи учебного предмета.
Подведение итогов — результат подводится сразу по окончании игры. Это может быть подсчет очков, выявление детей, которые лучше выполнили игровое задание, определение команды — победителей и т.д. При этом необходимо отметить достижения каждого ребенка, подчеркнуть успехи отстающих детей.
Итак, дидактическая игра — это игра только для ребенка, а для взрослого — это способ обучения.
Цель дидактических игр — облегчить переход к учебным задачам, сделать его постепенным. Из выше сказанного можно сформулировать основные функции дидактических игр:
— функция формирования устойчивого интереса к учению и снятие напряжения, связанного с процессом адаптации ребенка к школьному режиму;
— функция формирования психических новообразований;
— функция формирования собственно учебной деятельности;
— функция формирования обще-учебных умений, навыков самостоятельной учебной работы;
— функция формирования навыков самоконтроля и самооценки;
— функция формирования адекватных взаимоотношений и освоение социальных ролей.
Все дидактические игры можно разделить на три основных вида:
— игры с предметами (игрушками, природным материалом);
— настольные печатные;
— словесные игры.
Игра — это эмоциональная деятельность, поэтому она представляет огромное значение в воспитательной работе с детьми. Игра способствует развитию творческой активности ребенка. Поэтому важно продумать поэтапное распределение игр, в том числе и дидактических, на уроке. В начале урока цель игры — организовать и заинтересовать детей, стимулировать их активность. В середине урока дидактическая игра должна решить задачу усвоения темы. В конце урока игра может носить поисковый характер. На любом этапе урока игра должна отвечать следующим требованиям: быть интересной, доступной, увлекательной, включать детей в разные виды деятельности. Следовательно, игра, может быть проведена на любом этапе урока, а также на уроках разного типа. Дидактическая игра входит в целостный педагогический процесс, сочетается и взаимосвязана с другими формами обучения и воспитания младших школьников.
Театрализованная игра — одно из эффективных средств социализации младших школьников в процессе осмысления им нравственного подтекста литературного произведения, участия в игре, создающей благоприятные условия для развития чувства партнёрства. В ходе совершенствования диалогов и монологов, освоения выразительности речи наиболее эффективно происходит речевое развитие.
Театрализованная игра — это действия в заданной художественным произведением или заранее оговоренной сюжетом реальности, т.е. она может носить репродуктивный характер.
Театрализованная игра близка к сюжетной игре. Сюжетно-ролевые и театрализованные игры имеют общую структуру: замысел, сюжет, содержание, игровая ситуация, роль, ролевое действие, правила. Творчество проявляется в том, что ребёнок передаёт свои чувства в изображаемом действии, художественно передаёт замысел, варьирует своё поведение в роли, по-своему использует предметы. Различие между сюжетно-ролевой и театрализованной игрой состоит в том, что в сюжетно-ролевой игре дети отражают жизненные явления, а в театрализованной берут сюжеты из литературных произведений. В сюжетно-ролевой игре нет конечного продукта, результата игры, а в театрализованной может быть такой продукт — поставленный спектакль, инсценировка.
Театрализованную игру можно разделить на две группы: драматизации и режиссерские.
Классификация театрализованных игр:
В играх-драматизациях ребенок — артист, самостоятельно создает образ с помощью комплекса средств выразительности (интонация, мимика, пантомима), производит собственные действия исполнения роли. В игре-драматизации ребенок, исполняет какой-либо сюжет, сценарий которого заранее не существует. Игры-драматизации могут исполняться без зрителей или носить характер концертного исполнения.
Виды драматизации:
— игры-имитации людей, литературных персонажей;
— ролевые диалоги на основе текста;
— инсценировки произведений;
— постановки спектаклей по одному или нескольким произведениям;
— игры-импровизации с разыгрыванием сюжета без предварительной подготовки.
Режиссёрская игра — это индивидуальная игра, в процессе которой ребёнок создаёт игровые ситуации с предметами — заместителями. В этой игре ребёнок может быть сам в роли, а может только регулировать взаимоотношения, как режиссёр. В основе сценария игры лежит личный опыт ребёнка. Режиссёрские игры позволяют ребёнку упражняться во взаимоотношениях, в общении в процессе действий. В режиссёрской игре не надо учитывать позицию партнёра, не надо под него подстраиваться. В процессе режиссёрской игры дети само реализуются, активизируется речь, воображение, мышление.
Умелая организация режиссёрской игры, создание необходимых условий для её развития — способствуют усвоению детьми игровых умений и навыков, развитию творческой активности ребёнка. Младшие школьники, особенно первоклассники, проявляют большой интерес к элементам театрализации, охотно вовлекаются в творческий процесс, начинают сами придумывать новые модели, это развивает их воображение, фантазию, а так же творческую активность.
Новое содержание обучения, требуют включения в воспитательно — образовательный процесс эффективных приемов для развития творческой активности ученика. Имеет смысл обратиться к игровым приемам. Это позволяет безболезненно осуществлять переход от игрового вида деятельности к учебной. С помощью игровых приемов более успешно усваиваются разнообразные знания, умения и навыки, осуществляется развитие творческой активности учащихся.
Игровые приемы — это способы совместного (педагога и детей) развития сюжетно-игрового замысла путем постановки игровых задач и выполнения соответствующих игровых действий, направленных на обучение и развитие детей.
А.В. Запорожцев, утверждает, что игровые приемы должны быть направлены на решение дидактических задач и должны быть максимально похожими на настоящую игру, обладать существенными признаками. Поэтому одним из признаков игрового приема должна быть игровая задача.
Игровая задача — это определение цели предстоящих игровых действий педагогом или детьми. Включаясь в предлагаемую игровую ситуацию, дети сами ставят игровые задачи. Умело используя игровой прием, можно увеличивать количество игровых задач, развивать сюжетно-игровой замысел.
Также основой любой игры является наличие игровых действий, с помощью которых и решаются игровые задачи.
Игровые приемы не следует усложнять атрибутикой и игровыми действиями. Включение игровых приемов в урок, не должно нарушать его естественного хода. Игровые действия могут органически включаться в урок или завершать его.
Таким образом, включение в воспитательно-образовательный процесс продуктивных игр и игровых приемов, является одним из основных условий формирования и развития творческой активности учащихся. Так как творческая активность — это динамическое, постоянно развивающееся качество личности, то для того, чтобы стимулировать развитие этого качества, необходимо использовать игры и игровые приемы, помогающие включить ребенка в творческую деятельность.
Выводы
Нами были рассмотрены теоретические основы развития творческой активности младших школьников в воспитательно-образовательном процессе. Из этого мы можем сделать следующие выводы, что творческая активность выражает стремление и готовность личности сознательно и добровольно совершенствовать инициативные новаторские действия в самых различных областях человеческой деятельности. Анализ и изучение специальных научных источников свидетельствуют о том, что проблема творческой активности школьников получила широкое освещение в работах ряда отечественных педагогов.
В нашей работе творческая активность рассматривается как качество, одновременно присущее и самой личности, и ее деятельности. На основе анализа психолого-педагогической литературы, чтобы выявить сущностно-содержательную характеристику понятия «творческая активность», нами определены понятия «творчество» и «активность».
Развитие творческой активности личности учеников требует от учителя начальных классов создания такой атмосферы, когда возникает любознательность и интерес, потребность отстаивать свои творческие позиции, чувство увлеченности, стремление к творческим достижениям, создается ситуация успеха в творческой деятельности.
Сегодня очень важна готовность человека инициативно и творчески действовать при любых обстоятельствах. Так как творческая активность — это динамическое, постоянно развивающееся качество личности. Для ребенка младшего школьного возраста основной деятельностью, в которой проявляется его творческая активность, есть игра. Для развития творческой активности в воспитательно-образовательном процессе нужно использовать систему игр и игровых приемов, с помощью которых происходит развитие творческой активности младшего школьника. Кроме того, в игре с особой силой проявляются индивидуальные особенности детей, также влияющие на развитие творческой активности. В основу формирующего эксперимента легли условия развития творческой активности младших школьников, процесс будет эффективным, если:
— при организации игровой деятельности младших школьников учитывается актуальный уровень сформированности творческой активности;
— игра организуется в определенной последовательности и имеет правила;
— используются разнообразные игровые приемы в воспитательно-образовательном процессе.
Таким образом, включение игр и игровых приемов в воспитательно-образовательный процесс, является одним из основных условий формирования и развития творческой активности учащихся.
Список использованной литературы
1. Ашевская, Л.А. Развитие творческих способностей и личности учащихся [Текст]: учеб.пособие / Л.А. Ашевская. — М.: Прогресс, 2001. -200 с.
2. Богоявленская, Д.Б. Психология творческих способностей [Текст] / Д.Б. Богоявленская. — М.: Дрофа, 2002. — 150 с.
3. Борзенкова, И.В. Психология творчества [Текст]: учеб. пособие/И.В. Борзенкова. — М.: РОСИ, 2002. — 68с.
4. Вишневая, Н.Э. Актуализация креативности младших школьников в процессе реализации специальной развивающей программы: автореф. дис. канд. пед. наук [Текст] / Н.Э. Вишневая. — М.: Дрофа, 2006. — 134 с.
5. Воспитание младшего школьника [Текст] / Сост. Л.В. Ковинько. — М.: Академия, 2000. -175с.
6. Гончаров, С.З. Креативность личности [Текст]//Мир психологии. —
2005.- №1. — С. 76-84.
7. Гуревич, К.М. Индивидуально-психологические особенности школьников [Текст] / К.М. Гуревич. — М.: Просвещение, 2000. — 176 с.
8. Дружинин, В.Н. Психология творчества [Текст]: учебное пособие /В. Н. Дружинин. — М.: Прогресс, 2005. — 101-109 с.
9. Ефремов, В.И. Творческое воспитание и образование детей на базе ТРИЗ [Текст] / В.И. Ефремов. — Пенза: Изд-во Уникон — ТРИЗ, 2001. — 15-21 с.
10. Жукова, Т.М. Развитие человека есть развитие его способностей [Текст]// Одаренный ребенок. — 2006. — №1. — С.46-51.
11.Иванова, В.А. Занимательно о русском языке [Текст]/ В.А. Иванова. — М.: Просвещение, 2000 — 45 с.
12.Имаметдинова, Р.Я. Креативные способности детей и влияние творческих занятий на их развитие [Текст] // Одаренный ребенок. — 2006. — №6. — С.20-45.
13.Корниенко, А.Ф. Теория и практика психологического исследования [Текст]: учеб. пособие для преподавателей. — Новосибирск: Изд-во НГТУ, 2000. — 258 с.
14. Кухаронак, В.Г. Диагностика творческой активности младших школьников [Текст] // Профессиональное образование. — 2000. — №9. — С.13-19.
15. Леонтьев, А.А. Научите человека фантазии (творчество и развивающее образование) [Текст] // Вопросы психологии. — 1998. — №5. — С.2-15.
16. Максимова, С.И. Вопросы формирования творческой личности ребенка в теории и практике семейного воспитания конца XIX — начала XX века [Текст] // Одаренный ребенок. — 2006. — №2. — С.9-13.
17.Педагогический терминологический словарь: [Электронный ресурс]
18.Подласый, И.П. Педагогика [Текст] / И.П. Подласый. — М.: ВЛАДОС, 2001.-201 с.
19.Психологическое исследование творческой деятельности [Текст] / Под ред. А.И. Тихомирова. — М.: Наука, 2000. — 45 с.
20.Симановский, А.Э. Развитие творческого мышления детей [Текст] / А.Э. Симановский// Поиск. -2001. №20. — 15 апреля. — С.143.
21.Скобельцина, Е.Г. Развитие творческой активности младших школьников на основе интеграции индивидуального и дифференцированного обучения: автореф. дис. канд.пед. наук [Текст] / Е.Г. Скобельцина. — М.: КГПУ, 2000. — 173 с.
22. Сухомлинский, В.А. Духовный мир школьника [Текст] / В.А. Сухомлинский. — М.: Педагогика, 1998. -125с.
23. Сысун, О.И. Формирование и развитие способностей детей к творчеству [Текст] // Пачатковая школа. — 2006. — №11. — С.12-15.
24.Терехова, Г.В. Творческие игры как средство развития креативных способностей школьников в учебном процессе [Текст] / Г.В. Терехова. — М.: Поиск, 2002. -110 с.
25. Туник, Е.Е. Психодиагностика творческого мышления [Текст] / Е.Е. Туник. — М.: Дидактика Плюс, 2002. — 116 с.
26.Фопель. К.Г. Чтобы дети были счастливы [Текст] / К.Г. Фопель, Г.Б. Скок. — М.: ИСОМ, 2005. — 135 с.
27.Чурилова Э.Г. Методика и организация театрализованной деятельности дошкольников и младших школьников [Текст]/ Э.Г. Чурилова, И.П. Смирнов.- М.: Владос, 2001. — 140 с.
28. Электронный журнал «Начальная школа»: [Электронный ресурс]
29.Якобсон П.М. Эмоциональная жизнь школьника // Якобсон П.М. Психология мотивации. — М. — Воронеж, 1998.
30. Яковлева, Е.А. Психология развития творческого потенциала личности школьника [Текст] / Е.А. Яковлева. — М.:Фланта, 2000. — 264 с.
Размещено на