Содержание
Оглавление
Введение3
1.ВЛИЯНИЕ СТРОИТЕЛЬСТВА АВТОМОБИЛЬНОЙ ДОРОГИ НА ОКРУЖАЮЩУЮ СРЕДУ4
1.1. Выбор оптимального варианта трассы4
1.2 Описание объекта строительства6
1.3 Загрязнение воздуха выхлопными газами7
1.4 Загрязнение почв и водной среды горюче-смазочными материалами10
1.5 Предупреждение дорожной эрозии и оврагообразования13
1.6 Оценка ущерба лесным и охотничьим угодьям15
1.7 Предупреждение подтопления лесных массивов и водопропускные сооружения18
2. ВЛИЯНИЕ ЭКСПЛУАТАЦИИ АВТОМОБИЛЬНОЙ ДОРОГИ НА ОКРУЖАЮЩУЮ СРЕДУ19
2.1 Загрязнение почвы свинцом19
2.2. Загрязнение атмосферного воздуха21
2.3. Загрязнение водной среды23
2.4. Оценка уровней шумового воздействия транспортных потоков24
2.5 Реакция человеческого организма на транспортные загрязнения26
3. ОЦЕНКА ВОЗДЕЙСТВИЯ НА ЭКОЛОГИЮ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ И РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СНИЖЕНИЮ28
3.1 Мероприятия в процессе строительства28
3.2 Мероприятия по защите от шумовых воздействий29
3.3. Эффективность снижения экраном концентраций оксида и диоксида азота34
3.4. Зеленые защитные насаждения35
3.5 Концентрации загрязняющих веществ в воздухе после проведения природоохранных мероприятий41
3.6 Мероприятия по охране почв52
3.7 Санитарно-защитная зона. Рекомендации по использованию территорий54
Заключение66
Литература68
Выдержка из текста работы
В последние десятилетия в связи с быстрым развитием автомобильного транспорта существенно обострились проблемы воздействия его на окружающую среду. Автомобили сжигают огромное количество нефтепродуктов, нанося одновременно ощутимый вред окружающей среде, главным образом атмосфере.
Поскольку основная масса автомобилей сконцентрирована в крупных городах, воздух этих городов не только обедняется кислородом, но и загрязняется вредными компонентами отработавших газов.
В настоящее время уменьшение загрязнения атмосферного воздуха токсичными веществами, выделяемыми промышленными предприятиями и автомобильными транспортом, является одной из важнейших проблем, стоящих перед человечеством. Загрязнение воздуха оказывает вредное воздействие на человека и окружающую среду. Материальный ущерб, вызываемый загрязнением воздуха, трудно оценить, однако даже по неполным данным он достаточно велик. Автомобиль не роскошь, а средство передвижения. Без автомобиля в настоящее время немыслимо существование человечества. При интенсивной урбанизации и росте мегаполисов автомобильный транспорт стал самым неблагоприятным экологическим фактором в охране здоровья человека и природной среды в городе. Таким образом, автомобиль становится конкурентом человека за жизненное пространство.
За последние десятилетия человечество окончательно убедилось, что первым виновником загрязнения атмосферного воздуха — одного из основных источников жизни на нашей Планете, является детище научно-технического прогресса — автомобиль. Автомобиль, поглощая столь необходимый для протекания жизни кислород, вместе с тем интенсивно загрязняет воздушную среду токсичными компонентами, наносящими ощутимый вред всему живому и неживому. Вклад в загрязнение окружающей среды, в основном атмосферы составляет — 60 — 90%.
Целью исследования в данной работе является изучение влияния автотранспорта на окружающую среду, а также методов по борьбе с последствиями загрязнения от автомобильного транспорта.
Для достижения поставленной цели необходимо было решить следующий ряд задач:
1. Рассмотреть взаимоотношения автотранспорта и окружающей среды.
2. Выявить и изучить негативное влияние автотранспорта на окружающую среду.
3. Рассмотреть вопрос о влиянии автотранспорта на здоровье человека.
4. Рассмотреть возможные методы борьбы с негативными последствиями использования автотранспорта.
Объектом исследования является автотранспорт.
Предметом исследования является влияние автотранспорта на окружающую среду.
Применяемые методы исследования. В процессе выполнения работы применялись различные методы: аналитический метод исследования, проведенный на основе учебных и фондовых изданий, метод сравнительного анализа и синтеза.
Структура работы. Научно-исследовательская работа состоит из введения, 4 глав, заключения, списка использованных источников, насчитывающего 15 наименований.
1. АВТОТРАНСПОРТ И ОКРУЖАЮЩАЯ СРЕДА. КЛАССИФИКАЦИЯ АВТОТРАНСПОРТА.
Природа — целостная система с множеством сбалансированных связей. Нарушение этих связей приводит к изменению установившихся в природе круговоротах веществ и энергии. Современным обществом в производство и потребление вовлекается такое количество вещества и энергии, которое в сотни раз превосходит биологические потребности человека, что и является основной причиной современного экологического кризиса.
Сегодня производственная деятельность человечества связанна с использованием разнообразных природных ресурсов, охватывающих большинство химических элементов. Усиление техногенного воздействия на природную среду породило ряд экологических проблем. Самые острые связаны с состоянием атмосферы, гидросферы и литосферы.
Некоторые «изменения», такие как загрязнение воздуха или воды, могут непосредственно влиять на здоровье и жизнедеятельность организма. Другие чреваты косвенными эффектами, например, выбросы углекислого газа сказываются на климате, что в свою очередь отражается на производстве продуктов питания; сдвиги в концентрации биогенов приводят к гибели одних популяций и бурному размножению других.
В результате накопления различных загрязнений в атмосфере, в первую очередь фреонов, происходит разрушение озонного слоя, который предохраняет земную поверхность от солнечной радиации. Загрязнения, поступающие в атмосферу, с осадками возвращаются на Землю и попадают в водоемы и почву. Сточными водами предприятий промышленности и агропромышленного комплекса загрязняются реки, озера и моря. Считается, что в водоемы попадает свыше 500 тыс. различных веществ. Тяжелые металлы — свинец, ртуть, цинк, медь, кадмий, попавшие в водоем, активно поглощаются животными и рыбами, которые или сами погибают, или отравляют людей, использующих их в пищу [14].
В настоящее время уменьшение загрязнения атмосферного воздуха токсичными веществами, выделяемыми промышленными предприятиями и автомобильными транспортом, является одной из важнейших проблем, стоящих перед человечеством. Загрязнение воздуха оказывает вредное воздействие на человека и окружающую среду. Материальный ущерб, вызываемый загрязнением воздуха, трудно оценить, однако даже по неполным данным он достаточно велик. Автомобиль не роскошь, а средство передвижения. Без автомобиля в настоящее время немыслимо существование человечества. При интенсивной урбанизации и росте мегаполисов автомобильный транспорт стал самым неблагоприятным экологическим фактором в охране здоровья человека и природной среды в городе. Таким образом, автомобиль становится конкурентом человека за жизненное пространство [4].
За последние десятилетия человечество окончательно убедилось, что первым виновником загрязнения атмосферного воздуха — одного из основных источников жизни на нашей Планете, является детище научно-технического прогресса — автомобиль. Автомобиль, поглощая столь необходимый для протекания жизни кислород, вместе с тем интенсивно загрязняет воздушную среду токсичными компонентами, наносящими ощутимый вред всему живому и неживому. Вклад в загрязнение окружающей среды, в основном атмосферы составляет — 60 — 90% [13].
Автомобильная промышленность в зависимости от назначения и приспособленности к дорожным условиям выпускает автомобили различных типов.
По назначению автомобили делятся на пассажирские, грузовые и специальные. К пассажирским автомобилям, предназначенным для перевозки людей, относятся легковые автомобили и автобусы. Грузовые автомобили служат для перевозки различных грузов.
Пассажирские автомобили, вмещающие не более 8 человек, называют легковыми, а вмещающие более 8 человек — автобусами.
Легковые автомобили по рабочему объему двигателя и сухой массе разделены на следующие классы: особо малый (1.2 дм3; 850 кг); малый (1.2-1.8 дм3; 850 — 1150 кг); средний (1.8 — 3.5дм3 ; 1150 — 1500 кг); большой (свыше 3.5 дм3; до 1700 кг) [10].
Автобусы предназначенные для внутри городского и пригородного общественного транспорта, называют городскими, а предназначенные для междугородних перевозок — междугородными. Число мест в автобусах в зависимости от назначения составляет 10 — 80. По длине автобусы разделены на следующие классы: особо малый до 5м; малый 6 — 7.5м; средний 8 — 9.5м; большой 10.5 — 12м. Грузовые автомобили делят по грузоподъемности, т. е. по массе груза (т), который можно перевести в кузове. По грузоподъемности они делятся на классы: особо малый 0.3 — 1т; малый 1 — 3т; средний 3 -5т ; большой 5 — 8т; особо большой 8т и более.
Автомобили специального назначения выполняют не транспортные работы. К ним относятся коммунальные автомобили для очистки и поливки улиц, пожарные, автокраны и т.д.
По приспособленности к дорожным условиям различают автомобили нормальной и повышенной проходимости. Первые имеют один, а вторые два или три ведущих моста, что позволяет им преодолевать бездорожье или плохие участки дороги.
По типу двигателя автомобили делят на имеющие карбюраторные двигатели, газовые, дизели, электродвигатели [9].
2. НЕГАТИВНОЕ ВЛИЯНИЕ АВТОТРАНСПОРТА НА ОКРУЖАЮЩУЮ СРЕДУ
2.1. Влияние автомобильного транспорта на атмосферу.
Под загрязнением понимается процесс привнесения в воздух или образование в нём физических агентов, химических веществ или организмов, неблагоприятно воздействующих на среду жизни или наносящих урон материальным ценностям. В определённом смысле загрязнением можно считать и изъятие из воздуха отдельных газовых ингредиентов (в частности кислорода) крупными технологическими объектами, в данном случае, технологическим объектом является автомобильный транспорт. Загрязняющие и ядовитые вещества переносятся на большие расстояния, попадают с осадками в почву, поверхностные и подземные воды, в океаны, отравляют окружающую среду, отрицательно сказывается на получении растительной биомассы и включаются в круговороты многих элементов биосферы. Циркуляция атмосферных потоков влияет на местные климатические условия, а через них — на режим рек, почвенно-растительный покров и на процесс рельефообразования. Следовательно, не смотря на то, что масса внешней оболочки биосферы (атмосферы) ничтожно мала по сравнению с массой планеты, ее роль во всех природных процессах огромна. Наличие вокруг земного шара атмосферы определяет общий тепловой режим поверхности Земли. Сов……..
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1) Аксенов И.Я. Аксенов В. И. Транспорт и охрана окружающей среды. — М.: Транспорт, 1986.
2) Величковский Б. Т. и др. Здоровье человека и окружающая среда. М.:Новая школа, 1997, стр. 235.
3) Григорьев А.А. Города и окружающая Среда. Космические исследования. — М.: Мысль, 1982.
4) Дажо Р. Основы экологии. М.: Прогресс, 1975, стр. 415.
5) Защита окружающей среды от техногенных воздействий под ред. Невской Г. В. М.: МГОУ, 1993.
6) Корчагин В. А., Филоненко Ю. А. Экологические аспекты автомобильного транспорта. Учебное пособие, М.: МНЭПУ, 1997, стр. 100.
7) Луканин В.Н., Буслаев А.П., Трофименко Ю.В и др. Автотранспортные потоки и окружающая среда: Учебное пособие для вузов. М.: ИНФРА-М, 1998, стр. 408.
8) Малов Р. В. Автомобильный транспорт и защита окружающей среды. М.:Транспорт, 1988, стр. 180.
9) Михайловский Е. В., Серебряков К.Б.,Тур Е.А Устройство автомобиля. М.: Машиностроение, 1981, стр. 543.
10) Сабинин А. А. Автомобили с дизельными двигателями. М.: Машиностроение, 1983, стр. 431.
11) Сидоренко В.М. и др. Экология: Учеб. пособие. — СПб.: Изд-во СПбГЭТУ «ЛЭТИ», 2004, стр. 80.
12) Скорик А.В. Ларина О.В. Экология. Тесты. Учебное пособие для вузов. М.: Экзамен, 2005, стр. 220.
13) Стадницкий Г.В. Экология: Учебник для вузов. — 6-е изд. — СПб: Химиздат, 2001, стр. 288.
14) Шилов И.А. Экология. М.: Высшая школа, 2000, стр. 512.
15) Экологическое состояние территории России: Учеб. Пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Под ред. С.А. Ушакова, Я.Г. Каца. — М.: Издательский центр «Академия», 2001, стр. 278.