Содержание
Введение3
1 Стиль управления и влияние его на социально-психологический климат в коллективе6
1.1 Социально-психологический климат в коллективе6
1.2 Влияние стиля управления на социально-психологический климат коллектива14
2 Исследование влияния стиля управления на социально-психологический климат коллектива27
2.1 Организация исследования27
2.2 Обработка и анализ результатов исследования32
Заключение43
Глоссарий48
Список использованных литературных источников50
Приложения53
Выдержка из текста работы
Современный уровень развития производства и масштабные изменения в экономической и социальной сферах общества предъявляют повышенные требования к человеку в его профессиональной деятельности, возрастает значимость социальных последствий человеческих решений. Изменения социально-экономической ситуации потребовали существенной перестройки стратегии, тактики и психологии управления. Расширился спектр управленческих проблем, в котором особую актуальность и значимость приобретают аспекты эффективного управления социально-психологическим климатом в коллективе, поскольку социально-психологический климат играет существенную роль в создании корпоративной культуры и повышении эффективности существования коллектива, объединенного общей целью. От социально-психологической атмосферы в коллективе во многом зависит эмоциональный настрой сотрудников, удовлетворенность работой, отношение к своей работе и, в конечном итоге, эффективность совместной деятельности, которая выражается в экономических показателях. Формирование благоприятного социально-психологического климата коллектива является одним из главных условий эффективности совместной деятельности. Социально-психологический климат в коллективе – это не только проблема корпоративной культуры конкретной организации, но одновременно и проблема совершенствования человеческих и экономических отношений в нашей стране и во всем мире.
Однако на многих предприятиях не уделяют должного внимания оценки социально-психологического климата, отсутствует планирование и выстраивание модели управления им с учетом миссии организации. Представляется закономерным возрастание интереса научных исследователей и практиков к изучению социально-психологического климата и управлению им. Интерес практиков к данной теме диктуется, в частности, и возросшими требованиями к человеку в его профессиональной деятельности, и усложнением взаимоотношений в коллективе, и ростом уровня притязаний сотрудников.
Наибольшее количество исследований, посвященных различным аспек-там проблемы социально-психологического климата в коллективе, прово-дилось в 80-е годы ХХ в., в связи с изменившимися социально-экономическими условиями в настоящее время имеется некоторое несоответ-ствие между запросами практиков и теоретическими разработками в области изучения социально-психологического климата коллектива и детерминирующих его факторов. Таким образом, актуальность изучения данной проблемы подтверждают запросы практики, обусловленные задачами повышения эффективности организации и управления людьми, регуляции развертывающихся между ними отношений.
Все вышеизложенное определило выбор темы настоящего исследова-ния: «Исследование социально-психологического климата в коллективе».
Цель исследования – изучить проблему социально-психологического климата в коллективе.
Поставленная цель предполагает решение следующих задач:
1. Проанализировать отечественную и зарубежную литературу по про-блеме социально-психологического климата в коллективе.
2. Осуществить эмпирическое исследование социально-психологического климата в коллективе.
3. Проанализировать результаты теоретического и эмпирического исследования и сформулировать заключение.
Методы исследования:
1. Теоретический анализ литературы по проблеме исследования.
2. Методы психодиагностики: тестирование с помощью стандартизиро-ванных методик: методика «Оценка эффективности команды» И.В. Виннико-вой; воспросник М. Вудкока; Экспресс-методика по изучению социально-психологического климата О.С. Михалюка и А.Ю. Шалыто.
Исследование проведено на базе коммерческой организации ООО «ПромАрсенал» (г. Челябинск). В исследовании приняли участие 30 сотрудников коллектива в возрасте от 23 до 55 лет.
1. Теоретический анализ литературы по проблеме социально-психологического климата в коллективе
1.1. Понятие коллектива в психологии
Одной из важнейших потребностей человека является потребность вхо-дить с другими людьми в продолжительные тесные взаимоотношения, гарантирующие позитивные переживания и результаты, т.е. потребность в принадлежности к группе [21]. В психологии понятием «группа» обозначают различные общности людей, при этом относительно небольшое число непосредственно контактирующих индивидов, объединенных целями и задачами, определяют как «малая группа» [16, с. 85], а особую социальную общность людей, осуществляющих совместную трудовую деятельность, принято называть «коллективом» [22, с. 85].
Коллектив – это малая социальная группа, достигшая с точки зрения степени развития ее социальных и психологических характеристик высшего уровня социально-психологической зрелости [27, с. 11]. Это официально организованная группа, объединение людей, занятых каким-либо общественно-полезным трудом [17, с. 69]; высшая форма социальной организации, основанная на идейной общности и отношениях товарищеского сотрудничества и взаимопомощи его членов [22, с. 15]. К.Ф. Грей и Э. Ларсон понимают под коллективом социальную организацию, характеризующуюся совместной социально значимой деятельностью [цит. по 6, с. 7]. По У. Голдингу, коллектив – это группа совместно работающих лиц, в которой люди взаимодействуют друг с другом таким образом, что каждый оказывает влияние на других и одновременно находится под их влиянием [цит. по 6, с. 8].
А.В. Петровский [22] представляет коллектив как группу, состоящую из трех страт (слоев), каждая из которых характеризуется определенным принципом, по которому в ней строятся отношения между…….
Литература
1. Андреева Г.М. Социальная психология. Учебник для высших учебных заведений. – М.: Аспект Пресс, 2008. – 363 с.
2. Аникеев Н.П. Психологический климат в коллективе. – М.: Просвещение, 2009. – 319 с.
3. Бойко В.В., Ковалев А.Г., Панферов В.Н., Социально-психологический климат коллектива и личность. – М.: Изд-во МПСИ, 2007. – 207 с.
4. Грей К.Ф., Ларсон Э.У. Управление проектами. – М.: ИНФРА-М, 2009. – 336 с..
5. Гришина Н.В. Психология конфликта. – СПб.: Питер, 2009. – 544 с.
6. Донцов А.И., Психология коллектива. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 2009.
7. Ершов А.А., Личность и коллектив: Межличностные конфликты в коллективе, их разрешение. – СПб.: Изд-во СПбГУ, 2006. – 248 с.
8. Зазыкин В.Г., Карпенко А.С. Психологическая компетентность руководителя. – М.: Academia, 2006. – 376 с.
9. Коллектив. Личность. Общение.: Словарь социально-психологических понятий / Под ред. Е.С. Кузьмина и В.Е. Семенова. – СПб.: Питер, 2007. – 143 с.
10. Коломинский Я.Л. Психология взаимоотношений в малых группах. – Минск, Изд-во БГУ. 2009. – 284 с.
11. Кричевский Р.Л., Дубовская Е.М., Психология малой группы: Теоретический и прикладной аспекты. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 2010. – 152 с.
12. Кузнецов Ю.В., Подлесных В.И., Абакумов В.В., Голубев А.А. Менедж-мент: Учебное пособие для вузов. – СПб.: Бизнесс-пресса, 2008. – 422 с.
13. Кузьмин Е.С. Основы социальной психологии. – СПб.: Изд-во СПбГУ, 2007. – 290 с.
14. Литвинов В.Н., Психологический климат и экономические показатели / Материалы научной конференции «Социальные проблемы труда и образования». – Вып. 2. – М., 2009. – 248 с.
15. Машков В.Г. Практика психологического обеспечения руководства, управления, менеджмента. – СПб.: Речь, 2008. – 304 с.
16. Немов Р.С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. Кн.1: Основы общей психологии. – М.: Владос, 2009. – 688 с.
17. Организационное поведение / Под ред. Латфуллина Г.Р., Громовой О.Н. – СПб.: Питер, 2006. – 432 с.
18. Обозов Н.Н. Психология работы с людьми. – К.: Персонал, 2008. – 234 с.
19. Ольшанский В.Б. Личность и социальные ценности. – М.: Социс, 2008. – 339 с.
20. Парыгин Б.Д., Социально-психологический климат коллектива. – СПб.: Питер. – 320 с.
21. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Психология: Учебное пособие: 5-е изд. – М.: Академия, 2006. – 512 с.
22. Петровский А.В. Личность. Деятельность. Коллектив. – М.: Знание. 2008. – 384 с.
23. Пригожин А.И. Методы развития организаций. – М.: МЦФЭР, 2007. – 863 с.
24. Решетова Е.Н. Командообразование: теория и практика // Новые информационные технологии. – М.: МИЭМ, 2007. Т. 1. № 1. C. 76-84.
25. Руденский Е.В., Социальная психология: Курс лекций. – М.: ИНФРА-М; Новосибирск: НГАЭиУ, 2007.
26. Социология: Энциклопедия / Сост. А.А. Грицанов, В.Л. Абушенко, Г.М. Евелькин, Г.Н. Соколова, О.В. Терещенко. – М.: Изд-во «Книжный Дом», 2009. – 612 с.
27. Томпсон Л. Создание команды. – М.: Вершина, 2006. – 544 с.
28. Шакуров Р.Х., Социально-психологические проблемы руководства педагогическим коллективом. – М.: Социс, 2009. – 496 с.
29. Шепель В.М. Управленческая психология. – М.: Академия, 2007. – 356 с