Содержание
Введение
Глава 1. Теоретический анализ проблемы взаимовлияния психики и cоматики при сахарном диабете.
1.1Психология соматического больного
1.2Из истории исследования заболевания «сахарный диабет»
1.3Этиология, патогенез и прогноз заболевания
1.3.1. Психосоматические концепции о возникновении и течении сахарного диабета
1.3.2. Алекситимия в структуре личности больных сахарным диабетом
1.4. Психологические проблемы людей с сахарным диабетом
1.5. Психологическая помощь в процессе лечения
1.5.1. Психопрофилактика осложнений заболевания
Глава П. Эмпирическое исследование особенностей самооценки больных сахарным диабетом.
2.1. Постановка проблемы, гипотезы, задачи
2.2. Методическое обеспечение экспериментального исследования
2.3. Характеристика испытуемых
2.4. Полученные результаты
2.5. Обсуждение полученных результатов
Выводы
Заключение
Список литературы
Приложение
Выдержка из текста работы
Актуальность исследования. Традиционно в отечественной психологии проблема самооценки рассматривается как одна из значимых и достаточно изученных: в исследованиях изучаются структура самооценки, этапы и механизмы развития, обсуждаются связи самооценки с различными характеристиками личности. Так, по данным Л. И. Божович, правильное формирование самооценки — один из важнейших факторов развития личности ребенка. Отсюда понятно, что специалисты работающие с детьми должны овладеть необходимыми сведениями, относящимися к психологии самооценки.
Формирование самооценки зависит от многих факторов, особенно большое значение приобретает социальная среда. Устойчивая самооценка формируется под влиянием оценки со стороны окружающих (взрослых и детей), а также собственной деятельности ребенка и собственной оценки ее результатов.
Самооценка — очень сложно личностное образование, которое подвержено влиянию многих факторов. В связи с этим встает проблема, какие факторы оказывают наибольшее влияние на формирование самооценки, что больше всего влияет на стабильность в оценки себя, своих возможностей и способностей у детей. При этом акцент делается на анализе факторов семейного воспитания, поскольку в младшем школьном возрасте семья является определяющим фактором формирования личности. Вопрос семейного воспитания рассматривается педагогами, социологами, психологами, психотерапевтами (А.Я. Варга, Т.В. Архиреева, А.И. Спиваковская, А.Е. Личко и др.). Традиционно считается, что самооценка формируется в результате оценки значимыми другими результатов деятельности и поведения ребенка. Ребенок видит себя глазами близких взрослых, его воспитывающих. Если оценки и ожидания в семье не соответствуют возрастным и индивидуальным особенностям ребенка, его представление о себе кажутся искаженными. В связи с этим, в данном исследовании решаются весьма актуальные как общие, так и специфические задачи. К общим задачам мы относим выявление ряда закономерностей в развитии самооценки ребенка младшего школьного возраста, к специфическим — определение некоторых факторов, укрепляющих или разрушающих самооценку ребенка.
Таким образом, целью данной работы является выявление влияния стилей семейного воспитания на формирование самооценки.
Объект исследования: самооценка детей младшего школьного возраста.
Предмет исследования: стили семейного воспитания как фактор формирования самооценки ребенка.
Гипотеза исследования: предполагается, что стили семейного воспитания оказывают существенное влияние на формирование самооценки, а именно гармоничные стили семейного воспитания формируют положительную самооценку, а дисгармоничные – заниженную самооценку.
Задачи:
1. проанализировать теоретические подходы в контексте изучаемой проблемы исследования;
2. изучить особенности самооценки младших школьников и стили воспитания их в семье;
3. выявить степень влияния семейного воспитания на формирование самооценки;
Методы исследования:
1. анализ психологических, педагогических источников по проблеме исследования;
2. психологическое тестирование;
3. методы математической статистики.
Эмпирическая база исследования
Исследование проводилось на базе МОУ Васильевская средняя общеобразовательная школа. Испытуемые: учащиеся младшего школьного возраста и их родители. Объем выборки – 100 человек.
Практическая значимость исследования заключается в том, что данные, полученные в результате исследования, могут быть использованы в работе практических психологов и педагогов образовательных учреждений, для составления программ профилактики и коррекции нарушений самооценки у детей младшего школьного возраста.
Структура выпускной дипломной работы
Выпускная дипломная работа состоит из введения, двух глав: теоретической («Теоретический анализ проблемы влияния семейного воспитания на самооценку ребенка») и экспериментальной («Экспериментальное исследование проблемы влияния стилей семейного воспитания на формирование самооценки»), заключения, списка литературы состоящего из 42 наименования, приложений, содержит таблицы, гистограммы. Объем работы 71 страница печатного текста.
Глава I. Теоретический анализ проблемы влияния семейного воспитания на самооценку ребенка
1.1. Понятие самооценки
Самооценка традиционно считается структурным компонентом самосознания. Самосознание человека, отражая реальное бытие личности, делает это — как и сознание вообще — не пассивно, не зеркально. Представление человека о самом себе, даже о собственных психических свойствах и качествах, далеко не всегда адекватно их отражает; мотивы, которые человек выдвигает, обосновывая перед другими людьми и перед самим собой свое поведение, даже когда он стремится верно осознать свои побуждения и субъективно вполне искренен, далеко не всегда объективно отражают его побуждения, реально определяющие его действия. Самосознание человека не дано непосредственно в переживаниях, оно является результатом познания, для которого требуется осознание реальной обусловленности своих переживаний. Оно может быть более или менее адекватно. Самосознание, включая и то или иное отношение к себе, тесно связано и с самооценкой. Самооценка человека существенно обусловлена мировоззрением, определяющим нормы оценки [29]………….
Заключение
Данная работа обращена к весьма актуальной проблеме – исследованию устойчивости самооценки у детей младшего школьного возраста в зависимости от стилей семейного воспитания. Отсутствие достаточного количества исследований подобного рода обуславливает актуальность нашей темы.
В начале исследования было выдвинуто предположение о том, что стили семейного воспитания оказывают существенное влияние на формирование самооценки.
В ходе исследования гипотеза проходит проверку и доказывается.
В результате проведения теоретического анализа были получены данные, которые позволяют сделать вывод о том, что на самооценку ребенка оказывают влияние многие факторы, но самое главное – это семья. Семья как социальный институт задает ребенку систему ценностей, из которой он выносит для себя информацию о собственной значимости. Семья влияет на развитие, как самооценки, так и уровня притязаний, и чем менее благоприятные отношения в семье, тем чаще у детей развиваются нарушения по линии самооценки. Самооценка ребенка младшего школьного возраста, формируясь в семье, учебной деятельности и процессе общения, может стать устойчивым свойством личности и оказывать влияние на возникновение других особенностей личности. Устойчивая адекватная самооценка накладывает отпечаток на все стороны жизни ребенка.
В результате проведения эмпирического анализа были получены данные, которые позволяют сделать ряд выводов:
Во-первых, в выборке младших школьников преобладают средние значения по самооценке, учащиеся склонны оценивать себя положительно, однако имеющееся распределение между низким, средними, высокими значениями самооценки отражают тенденцию к развитию у детей адекватных представлений о себе.
Во-вторых, в ходе проведенного эмпирического анализа мы доказали, что самооценка формируется под влиянием семейного воспитания. При этом гармоничные стили семейного воспитание обуславливают формирование положительной самооценки, а дисгармоничные стили воспитания становятся фактором формирования сниженной самооценки.
Таким образом, в ходе проведенного эмпирического исследования, гипотеза доказана.
Выводы
1. Проанализированы теоретические подходы в контексте изучаемой проблемы исследования
2. Изучены особенности самооценки младших школьников и стили воспитания их в семье.
3. Эмпирическим путем выявлена степень влияния семейного воспитания на формирование самооценки младших школьников.
4. В результате теоретического анализа были получены данные, по которым мы можем сказать, что на самооценку ребенка оказывают влияние многие факторы, но самое главное – это семья.
5. В результате проведения эмпирического анализа были получены данные, которые позволяют сделать выводы:
— самооценка формируется под влиянием стилей семейного воспитания
— в выборке младших школьников преобладают средние значения по
самооценке, учащиеся склонны оценивать себя положительно
— воспитание ребенка в атмосфере принятия и любви становится
фактором формирования положительной самооценки. Это значит,
что гармоничные стили семейного воспитания обуславливают
формирование положительной самооценки, а дисгармоничные стили
воспитания становятся фактором формирования сниженной
самооценки.
Список литературы
1. Бернс, Р. Развитие Я-концепции и воспитание. М.: Прогресс, 1986. – 422с.
2. Блонский, П.П. Психология младшего школьника. М.: МОДЭК, 1997. – 547с.
3. Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте (психологическое исследование) М., Просвещение, 1968. – 412с.
4. Боцманова, М.Э., Захарова, А. В. Самооценка как фактор нравственной саморегуляции в младшем школьном возрасте // Новые исследования в психологии. — 1986. — № 2. — С. 41.
5. Варга, А.Я. Структура и типы родительского отношения: Автореф. канд. дис. М.: Изд-во МГУ, 1986.-32с.
6. Возрастная и педагогическая психология / Под ред. А. В. Петровского. М.: Просвещение 1973. — 288с.
7. Возрастная и педагогическая психология. /Под ред. М.В. Гамезо и др. – М.: Просвещение, 1984. – 256с.
8. Волкова, Е.М. Трудные дети или трудные родители. — М.: Профиздат, 1992.- 96с.
9. Григорян, Л.Т. Глаза детской любви. М.: Политиздат, 1969. – 144с.
10. Джемс, У. Психология / Под ред. Л. А. Петровской. — М.: Педагогика, 1991. -368с
11. Захаров, А.И. Влияние семейных факторов на снижение темпа психического развития детей. – Л.: Изд-во ЛПМИ, 1976. – 154с.
12. Захаров, А.И. Неврозы у детей психотерапия. СПб.: СОЮЗ, 1998. – 336с.
13. Захаров, А.И. Принятие детьми роли родителей в зависимости от характера семейных отношений. – Краснодар, 1978. – 133с.
14. Ильин, В.С. Формирование личности школьника М.: Педагогика, 1984. – 144с.
15. Ковалев, Г. А. Психологическое развитие ребенка и жизненная среда //Вопросы психологии. – 1993. — № 3. — С. 13
16. Ковалев, С.В. Психология современной семьи. М.: Просвещение, 1988. – 207с.
17. Крайг, Г. Психология развития. – СПб.: Питер, 2000. – 742с.
18. Кудинов, С.И. Психология младшего школьника. Бийск: НИЦ БПГУ., 2001. – 303с.
19. Кулагина, И.Ю. Личность школьника: от задержки психического развития до одаренности. М.: ТЦ «Сфера», 1999. – 192с.
20. Лисина, M. И. Проблемы онтогенеза общения. — M.: Педагогика, 1986. — 144 с.
21. Неймарк, M. С. Некоторые проблемы личности школьника. – M:. Знание, 1975. -164 с.
22. Осорина, М.В. Секретный мир детей в пространстве мира взрослых. — СПб.: Питер, 2000. – 288с.
23. Психология семейных отношений с основами семейного консультирования/ Е.Г. Сидяевой, М.: Академия, 2002. – 192с.
24. Пухова, Т.И. Развитие представлений о семенных отношениях у детей. //Вопросы психологии. – 1996. — №2. – с.14
25. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии. СПб: Издательство «Питер», 2000 — 712 с.: ил. – (Серия «Мастера психологии»)
26. Сатир, В. Как строить себя и свою семью. М.: Аспект-Плюс, 1992.- 324с.
27. Семья в психологической консультации / Под ред. А.А. Бодалева, В.В. Столина. М.: Педагогика, 1989.- 312с.
28. Скиннер, Р.С. Семья и как в ней уцелеть. М.: «Класс», 1995. – 272с.
29. Словарь практического психолога / Сост. Е. Ю. Головин. — Минск: Харвест, 1998.-800 с.
30. Смирнова, Е.О., Быкова, М.В. Опыт исследования структуры и динамики родительского отношения. //Вопросы психологии. – 2000. — №3. – с.3
31. Соколова, Е.Т. Самосознание личности. М.: Изд-во МГУ, 1989 г. — 215с.
32. Соловейчик, С.Л. Резервы детского «Я». — М.: Знание, 1983. – 96с.
33. Спиркин, А.Г. Сознание и самосознание. – М.: Наука,1972. – 375с.
34. Спицын, Н.П. Хроника семейного общения. – М.: Знание, 1987. – 96с.
35. Столин, В.В. Психологические основы семейной терапии. // Вопросы психологии. – 1982. – вып.4. – С.109-155
36. Хьелл, Л., Зиглер, Д. Теории личности. – СПб.: Питер Ком, 1997. – 697с.
37. Харчев, А.Г., Мацковский М.С. Современная семья и ее проблемы. – М.: Статистика, 1978. – 175с.
38. Хоментаускас, Г.Т. Семья глазами ребенка. – М.: Педагогика, 1989. – 154с.
39. Шапиро, А.З. Психолого-гуманистические проблемы позитивности-негативности внутрисемейных отношений. //Вопросы психологии. – 1994. — №4. – с.45
40. Шмелев, А.Г. Острые углы семейного круга. – М.: Знание, 1986. – 96с.
41. Эйдемиллер, Э.Г. Семейная психотерапия. СПб.: Питер, 2000. – 583с.
42. Эльконин, Д.Б. Психическое развитие в детских возрастах. Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997. – 416с.