Содержание
Оглавление
Введение3
Глава 1 Исследование состояния вопроса8
1.1 Научно-теоретические основы специализации в общей физической подготовке8
1.2 История развития рукопашного боя в контексте физической подготовки14
1.3 Психолого-физиологические особенности развития старшеклассников20
Глава 2 Методы и организация исследования31
2.1 Методы исследования31
2.2 Организация исследования32
Глава 3 Экспериментальное обоснование взаимосвязи специализации и общей физической подготовки старшеклассников35
3.1 Характеристика испытуемых35
3.2 Результаты констатирующего эксперимента39
3.3 Курс занятий рукопашным боем – как формирующий эксперимент40
3.4 Результаты контрольного эксперимента и их обсуждение54
Выводы57
Библиографический список59
Приложения62
Выдержка из текста работы
Актуальность вопросов обучения, воспитания и развития старших школьников с нарушениями осанки не теряет своей остроты, поскольку частота данных нарушений неуклонно растет. Болезнь позвоночника ученые и медицинские работники называют болезнью 21 века. Давно известно отрицательное влияние нарушений осанки на состояние здоровья, на работоспособность отдельных органов и систем человека, в первую очередь на сердечно-сосудистую, дыхательную и пищеварительную системы. Это одна из основных причин потери трудоспособности, ухудшения качества жизни и инвалидизации в будущем. Очень часто предрасполагающими факторами этой патологии являются различные нарушения осанки, проявляющиеся ещё в детском возрасте. Совершенно очевидна важность воспитания правильной осанки у детей еще с раннего детства, своевременное выявление нарушений и их активное устранение. Но, к сожалению, в России диагноз нарушение осанки поставлен 40-80% детей старшего школьного и раннего юношеского возраста, частота данного заболевания за последние годы увеличилась с 3% до 10% [1]. В последние 2 года отмечается резкое увеличение числа детей с различными мозговыми дисфункциями — эти отклонения лежат в основе двигательных нарушений, в том числе и нарушения осанки [3].
Постепенно приходит понимание того, что медицина, традиционно ориентированная на лечение болезней, нередко оказывается малоэффективной. Очевидно, что ведущая роль в оздоровлении детей и формировании здорового образа жизни в целом отводится оптимизации двигательной активности человека. И выход из положения видится в первую очередь в оздоровлении самого человека, в повышении его сопротивляемости болезням, в устойчивости к неблагоприятным воздействиям внешней среды, в регулярной тренирующей нагрузке, в перемене городской обстановки на природную, то есть именно в том, что может дать лыжный спорт. Анализ теоретической литературы показал недостаточную методическую разработанность вопроса организации занятий лыжной спортивной деятельностью для старшеклассников имеющих нарушения осанки. Поэтому, на сегодня, данный вопрос является актуальным.
Объект исследования: процесс развития физических качеств старшеклассников с нарушениями осанки, занимающихся лыжным спортом.
Предмет исследования: показатели физических качеств старшеклассников с нарушениями осанки, занимающихся лыжным спортом.
Гипотеза исследования. Мы предполагаем, что занятия лыжным спортом будут способствовать улучшению показателей физических качеств старшеклассников, имеющих нарушения осанки.
Цель — исследовать физические качества юношей с нарушениями осанки, занимающихся лыжным спортом.
Задачи исследования:
1. Выявить особенности детей старшего школьного возраста с нарушениями осанки;
2. Исследовать исходные показатели старшеклассников с нарушениями осанки;
3. Разработать программу занятий лыжным спортом для старшеклассников с нарушениями осанки;
4. Провести экспериментальную работу и сравнить полученные показатели после эксперимента.
Методы исследования. В работе применялись следующие методы исследования:
1.анализ и обобщение данных научно-методической литературы;
2.анализ медицинских карт;
3. тестирование;
4. педагогический эксперимент;
5.методы математической статистики.
Практическая значимость работы заключается в том, что данное исследование может быть использовано в дальнейшем как методическое пособие для инструкторов и педагогов.
Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, трех глав, выводов и библиографии.
ГЛАВА 1. ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ
1.1 Понятие «осанка»
Осанка — это привычное положение тела человека в покое и в движении. Ее формирование зависит от многих факторов: 1) характера строения и степени развития костной системы, связочно-суставного и нервно-мышечного аппаратов; 2) особенностей условий труда и быта; 3) деятельности и строения организма после некоторых заболеваний (особенно в раннем детстве) и др [22].
Основа правильной осанки — позвоночник. В норме он имеет 4 изгиба в сагиттальной плоскости: 2 лордоза — шейный и поясничный — и 2 кифоза — грудной и крестцово-копчиковый. Лордоз — это изгиб позвоночника выпуклостью вперед, а кифоз — выпуклостью назад. В норме отклонение изгибов позвоночника от вертикальной линии составляет 3-5 см [22].
Имеется также и более точное определение кривизны изгибов. Изгибы играют важную физиологическую роль, обеспечивая рессорную функцию позвоночного столба: благодаря им головной мозг при ходьбе, беге, особенно при прыжках не испытывает значительных сотрясений [22].
Каждый толчок, направленный снизу вверх, смягчается за счет увеличения кривизны позвоночника и доходит до черепной коробки в уменьшенном в 25-30 раз виде. Межпозвонковые диски выполняют амортизационную функцию. При нарушении телосложения нормальные искривления позвоночника сглажены или, наоборот, резко усилены. Наиболее подвижны его шейная и поясничная части. Патологические искривления чаще наблюдаются в грудном и поясничном отделах.
Главную роль в поддержании позвоночника в вертикальном положении, сохранении физиологических изгибов и защите позвоночника при дополнительных нагрузках выполняют так называемый мышечный корсет и две мощнейшие гидродинамические опоры — грудная клетка и брюшной пресс. Оптимальная осанка школьника: голова и туловище расположены вертикально, плечевой пояс горизонтально, лопатки прижаты к спине. Физиологические изгибы позвоночника умеренно выражены, остистые отростки расположены по одной линии. Выпячивание живота уменьшается, но передняя поверхность брюшной стенки расположена кпереди от грудной клетки, угол наклона таза увеличивается.
Оптимальная осанка юноши и девушки: голова и туловище расположены вертикально при выпрямленных ногах. Плечи слегка опущены и находятся на одном уровне. Лопатки прижаты к спине. Грудная клетка симметрична. Молочные железы у девушек и околососковые кружки у юношей симметричны и находятся на одном уровне. Живот плоский, втянут по отношению к грудной клетке. Физиологические изгибы позвоночника хорошо выражены, у девушек подчеркнут лордоз, у юношей — кифоз [1, 22, 23].
1.2 Проявления нарушений осанки
В сагиттальной плоскости выделяют следующие типы нарушений осанки: сутулая, круглая, плоская, плоско-вогнутая, кругло-вогнутая.
При сутулой спине увеличен грудной кифоз на уровне верхней трети грудного отдела позвоночника (нижняя часть кифотической дуги заканчивается на уровне 7-8 грудных позвонков) при одновременном сглаживании поясничного лордоза, плечи сведены вперед, лопатки крыловидные [22].
При круглой спине сильно выражен грудной кифоз и уменьшены шейный и поясничный лордозы, угол наклона таза. Голова наклонена вперед, дугообразная спина, свисающие плечи, крыловидные лопатки, несколько свисающий живот, уплощенные ягодицы, слегка согнутые в коленях ноги. Связки и мышцы передней части туловища укорочены, а спины растянуты, вследствие чего грудная клетка опускается, туловище наклоняется вперед.
При плоской спине физиологические изгибы сглажены (особенно в поясничном отделе), рессорная функция позвоночника снижена, особенно при выполнении движений (бег, прыжки). Грудная клетка узкая, уплощенная, мышцы спины ослаблены, лопатки отстоят от позвоночника. Причиной является чаще всего рахит или раннее усаживание ребенка. У таких детей особая предрасположенность к сколиозу [2].
При плоско-вогнутой спине наблюдается уменьшение грудного кифоза при нормальном или несколько увеличенном поясничном лордозе. Таз наклонен вперед и смещен кзади [2].
При кругло-вогнутой спине увеличены все изгибы позвоночника и наклон таза. Мышцы спины растянуты, поясничные и грудные — укорочены. Брюшная стенка вялая, растянутая (отвислый живот). Органы брюшной полости могут опускаться. Мышцы задней поверхности бедер и ягодичные растянуты, а передней поверхности бедер укорочены. Все эти изменения неблагоприятно сказываются на деятельности органов дыхания, сердечно-сосудистой системы, желудочно-кишечного тракта [2].
Во фронтальной плоскости может наблюдаться асимметричная осанка, проявляющаяся нарушением симметрии между правой и левой половинами туловища — нарушение не стойкое, на рентгенограмме не проявляется.
Все нарушения осанки являются функциональными. Коррекция осанки — не только задача физического воспитания и реабилитации детей, но и важный момент первичной и вторичной профилактики ортопедических заболеваний и заболеваний внутренних органов. У детей с нарушениями осанки снижены физиологические резервы дыхания и кровообращения, нарушены адаптивные реакции; слабость мышц брюшного пресса приводит к нарушению нормальной деятельности желудочно-кишечного тракта и других органов брюшной полости.
Кроме того, нарушение рессорной функции позвоночника отрицательно сказывается на высшей нервной деятельности детей и подростков, что проявляется в повышенной утомляемости, снижении работоспособности и головных болях. Из вышесказанного ясно, насколько важна правильная и своевременная диагностика, а также квалифицированное комплексное лечение и профилактика различных видов нарушения осанки.
1.3 Морфофункциональные особенности развития у старших школьников и профилактика нарушений осанки
С завершением периода второго детства, развертыванием переходного периода и наступлением юношеского возраста в растущем организме у старших школьников происходят значительные перемены в длине, массе, составе и пропорциях тела, в функционировании различных органов и систем.
Завершается формирование зубного аппарата. Вырастают клыки (10-12 лет) и малые коренные зубы (10-12 лет), затем вторые (12-14 лет) и третьи коренные зубы — «зубы мудрости» (17-25 лет) [1].
В костной ткани продолжается процесс окостенения, который в основном завершается в юношеском возрасте. К 13 годам завершается окостенение пястных и запястных отделов рук, затем фаланг и пальцев ног (у девушек к 13-17 годам, у юношей к 15-21 году), и наконец, фаланг пальцев рук (к 19-21 году). Незавершенный процесс окостенения позвоночника может привести у подростков и юношей к различным его повреждениям при больших нагрузках. Окончательно процесс окостенения скелета завершается к 25-летнему возрасту [1].
Особенно заметным является «пубертатный скачок роста» — резкое увеличение длины тела, в основном за счет быстрого роста трубчатых костей. У девочек он наступает в среднем около 13 лет, когда ежегодный прирост у них достигает 8 см, а у мальчиков — в 14 лет, составляя до 10 см в год. При этом у подростка непривычно вытягиваются конечности, но отстает рост грудной клетки. Временно нарушаются привычные пропорции тела и координация движений. Проявляются избыточность или дефицит массы тела. В юношеском возрасте увеличиваются поперечные размеры тела, устанавливаются индивидуальные его особенности, достигается гармоничные пропорции. Гармоничное развитие отмечается у 80-90% школьников [1].
Масса тела до 14 лет изменяется медленно. С14-15 лет начинается ее бурное увеличение, которое сопровождается быстрым приростом массы сердца. Вес мышечной массы достигает к 15 годам 32% веса тела, а к 17-18 годам — взрослого уровня (44%) [1].
В возрасте 15-18 лет значительно изменяется длина и толщина мышечных волокон. Происходит созревание быстрых утомляемых мышечных волокон и с окончанием переходного периода устанавливается индивидуальный тип соотношения медленных и быстрых волокон в сегментных мышцах [22].
Постепенное и поэтапное упрочение костей, связочного аппарата и мышечной массы у подростка делает необходимым постоянно следить за формированием его правильной осанки и развитием мышечного корсета, избегать длительного использования асимметричных поз и односторонних упражнений, чрезмерных отягощений. В старшем школьном возрасте нарушения осанки встречаются в 20-30% случаев, искривления позвоночника — в 1-10% случаев. У девочек и девушек осанка является более прямой, чем осанка мальчиков и юношей [7].
Созревание опорно-двигательного аппарата и центральных регуляторных механизмов обеспечивает развитие важнейших качественных характеристик двигательной деятельности. На старший школьный возраст приходятся сенситивные периоды развития ЦНС, быстроты, ловкости и выносливости.
Уровень физического развития организма и качеств двигательной деятельности зависит от стадии полового созревания. Чем более высокая стадия полового созревания у подростка, тем выше его физические возможности и спортивные достижения.
Старшие школьники в этот период неловки и угловаты. Движения их недостаточно координированы. Они не знают, куда девать такие длинные руки, как ловко управлять неожиданно выросшими ногами. Во всех их действиях наблюдается обилие лишних движений. Повышена энерготрата на работу.
Нарушается моторика речи. Отмечается нарушение ритмичности и плавности речи, затрудняется регуляция громкости. Старшие школьники часто сокращают слова, заменяя их междометиями, В этот период нарушается речевая регуляция движений. С окончанием переходного периода эти явления исчезают.
В юношеском возрасте в результате созревания опорно-двигательного аппарата и завершения развития физических качеств достигается высокое совершенство движений. Создастся основа формирования наиболее сложных их форм, четкой ориентации во времени и пространстве, с максимальной выраженностью различных проявлений силы, ловкости и быстроты.
В этом возрасте важно помнить о профилактике нарушений осанки и сколиозе, которая должна иметь комплексный характер. В ее состав включают разнообразные мероприятия. Среди них важную роль играют мероприятия, обеспечивающие, во-первых, правильный статико-динамический режим [7]:
1) постель ребенка должна быть жесткой, ровной, устойчивой с невысокой плоской подушкой. Школьники ни в коем случае не должны спать на мягком прогибающемся матраце. Желательно приучать себя спать на спине или на боку, но не свернувшись калачиком;
2) придя из школы, учащийся должен лечь отдохнуть час-полтора, для того чтобы дать отдых мышцам спины и освободить от нагрузки позвоночник;
3) необходимо правильно организовать свое рабочее место (по крайней мере в домашних условиях, за неимением парт, соответствующих росту и возрасту, в школах); освещение должно быть рассеянным и достаточным.
Основные требования, предъявляемые к мебели учащегося [7]:
1. высота стола должна быть такой, чтобы расстояние от глаз сидящего ребенка до поверхности стола было около 30 см (если поставить руку на локоть, то средний палец должен доходить до угла глаза);
2. высота стула должна быть такой, чтобы между бедром и голенью образовался угол 90є;
3. желательно иметь опору для спины и стоп, чтобы не вызывать дополнительного мышечного напряжения при длительных занятиях в статическом положении;
4. необходимо научиться правильной рабочей позе во время письма и чтения с постоянным контролем со стороны педагогов и родителей. Основные требования для рабочей позы во время занятий — максимальная опора для туловища, рук и ног, а также симметричное положение.
Принятие правильной, симметричной позы производится последовательно, начиная с положения стоп [9]:
- стопы в опоре на полу;
- колени на одном уровне (в голеностопных, коленных и тазобедренных суставах ноги должны быть согнуты под прямым углом);
- равномерная опора на обе половины таза;
- туловище периодически опирается на спинку стула;
- между грудью и столом расстояние от 1,5 до 2 см (проходит ладонь ребром);
- предплечья симметрично и свободно, без напряжения, лежат на столе, плечи симметричны;
- голова немного наклонена вперед, расстояние от глаз до стола около 30 см;
- при письме положение тетради под углом 30є, нижний левый угол листа, на котором пишет школьник, должен быть направлен в середину груди; правильная и точная коррекция обуви: устранение функционального укорочения конечности, возникшее за счет нарушений осанки;
- компенсация дефектов стоп (плоскостопие, косолапость);
Необходимо исключить возможность участия ослабленного ребенка с дефектами осанки в любых дополнительных занятиях, связанных с длительным сидением или асимметричной статической позой.
Во-вторых, необходимо постоянно следить за формированием двигательных привычек школьников и препятствовать появлению поз и положений, негативно влияющих на состояние позвоночника [22]:
1) бороться с хроническим переутомлением мышц, связанным с длительным поддержанием определенного положения тела;
2) избегать неправильного положения ребенка во время учебных занятий и приготовления уроков (за партой, рабочим столом, дома в кресле и т. д.; опасно для ребенка косое положение плечевого пояса при письме, когда не ведущая рука свешена со стола, или косое положение таза, когда ребенок сидит подложив ногу под ягодицу);
3) препятствовать формированию привычки носить портфель, сумку и другие вещи в одной и той же руке (лучше сумка с двумя лямками);
4) исключить ситуации, когда при поддержании постоянной позы приходиться стоять с опорой на одну и ту же ногу, согнув другую в колене, или лежать во время сна, на отдыхе на одном и том же боку.
В-третьих, важным является ежедневное формирование и закрепление принципов здорового образа жизни для школьников с ослабленным здоровьем. Среди мероприятий этого направления выделяют [22]:
1) организацию и строгое соблюдение правильного режима дня (время сна, бодрствования, питания и т. д.);
2) оптимальный режим двигательной активности, включающий прогулки, занятия физическими упражнениями, спортом, туризмом, плаванием. Физические упражнения, выполняемые школьниками во время активных занятий, должны быть направлены на укрепление мышц спины, живота и боковой поверхности туловища. Все эти незначительные, на первый взгляд, детали играют важную роль в профилактике и лечении нарушений осанки, так как влиянию корригирующей гимнастики ребенок подвергается в течение некоторого времени, а большую часть дня и всю ночь проводит без ортопедического контроля.
Процесс формирования навыка правильной осанки длительный и протекает в определенной последовательности:
1) обучение отдельным элементам правильной осанки;
2) овладение осанкой;
3) устранение излишнего мышечного напряжения;
4) автоматизация правильной осанки, то есть образование двигательного стереотипа;
5) появление «чувства осанки», то есть умения удерживать правильную осанку в любых условиях.
Однако выработанный навык правильной осанки не остается на всю жизнь. И.П. Павлов указывал, что прочные условные рефлексы без подкрепления могут угасать [9]. Поэтому воспитательное влияние на осанку не должно прекращаться ни в образовательном учреждении, ни дома.
Формирующийся при нарушениях осанки и сколиозе неблагоприятный двигательный стереотип фиксируется на уровне корковых моторных центров. У многих старших школьников асимметричность, нескоординированность в движениях становятся привычными. При этом попытки устранить дефекты в осанке одномоментным мышечным усилием вызывают у них неудобства. Перестроить выработанный и зафиксированный неблагоприятный стереотип движений очень трудно, поэтому корковую регуляцию рассматривают как активизацию не отдельных мышц, а целостных движений: походки, осанки, т. е. всех двигательных процессов, повторяющихся в повседневной жизни.
Занятия спортом (в том числе и лыжным) и физическими упражнениями, гимнастикой позволят скорректировать осанку, а также это тоже очень надежный метод профилактики нарушений осанки. Приступая к занятиям спортом, корригирующей гимнастикой, необходимо, прежде всего, ознакомить старшего школьника с представлением о правильной осанке и его собственными проблемами. Применение лыжного спорта в сочетании с физическими упражнениями помогают решить следующие задачи:
1) улучшить физическое развитие, стимулировать работу органов и систем, нормализовать протекание нервных процессов, повысить эмоциональное состояние;
2) выработать силовую и общую выносливость мышц туловища, укрепить (а в ряде случаев создать) мышечный корсет;
3) исправить имеющийся дефект осанки;
4) сформировать и закрепить навык правильной осанки.
Среди особенностей лыжного спорта и физических упражнений прежде всего следует отметить следующие:
— длительность занятий;
— систематичность;
— использование специальных упражнений [14].
Длительность занятий. Первые результаты от занятий лыжным спортом в сочетании со специальными упражнениями можно увидеть через 3-4 месяца. Это будет свидетельствовать о том, что идет формирование правильной осанки. Чтобы закрепить достигнутый результат, заниматься следует не менее года, а в дальнейшем для сохранения правильной осанки соблюдать профилактические мероприятия и ввести некоторые корригирующие упражнения в комплекс утренней гигиенической гимнастики.
Систематичность. Занятия должны проводиться не реже 3 раз в неделю. Наиболее эффективно также выполнять специальные упражнения 2 раза в день утром и вечером, а днем сделать несколько специальных упражнений в виде физкультминуток. Продолжительность одного занятия может быть от 15 до 25 минут, а физкультминуток — от 3 до 5 минут.
При исправлении осанки у детей применение физкультминуток в течение дня является обязательным. Чтобы вполне сознательно подходить к подбору упражнений для предупреждения или исправления того или иного нарушения осанки, необходимо изучить причины, вызывающие это нарушение, знать какие мышцы необходимо укрепить в первую очередь.
При асимметричной осанке основную роль играют симметричные упражнения. Они дают выраженный положительный эффект, обеспечивая выравнивание силы мышц спины и ликвидацию асимметрии мышечного тонуса. Такое действие симметричных упражнений связано с физиологическим перераспределением нагрузки: для сохранения срединного положения тела более ослабленные мышцы на стороне отклонения позвоночника во время выполнения упражнения работают с большей нагрузкой, чем более сильные мышцы на противоположной стороне.
Для коррекции нарушений осанки в сагиттальной плоскости, связанных с увеличением угла наклона таза, используют упражнения, способствующие укреплению мышц задней поверхности бедер, межпоперечных мышц поясницы, а также брюшного пресса. При дефектах осанки, обусловленных уменьшением угла наклона таза, необходимы упражнения для укрепления мышц поясничного отдела спины и передней поверхности бедер.
Нормализации физиологических изгибов позвоночника в ряде случаев можно достичь улучшением подвижности позвоночника в месте наиболее выраженного дефекта (например, при сутулости — в грудном отделе).
Крыловидные лопатки и приведенные вперед плечи могут быть исправлены при помощи упражнений с нагрузкой на трапециевидные и ромбовидные мышцы, а также на растягивание грудных мышц.
Выстояние живота устраняется упражнениями для мышц брюшного пресса из исходного положения лежа на спине. Наиболее эффективными из них являются те, которые вызывают максимальное напряжение прямых и косых мышц живота.
В комплексы гимнастики для устранения того или иного дефекта осанки могут быть включены наряду со специальными и общеразвивающие упражнения.
При составлении комплексов упражнений следует руководствоваться следующими принципами [13]:
1) постепенное увеличение нагрузки;
2) постепенный переход от простых упражнений к более сложным;
3) рассеивание нагрузки (т. е. необходимо чередовать упражнения для различных мышечных групп: верхних и нижних конечностей, мышц спины и брюшного пресса, мышц шеи и грудных мышц и т. д.);
4) использование дыхательных упражнений после интенсивных, трудных упражнений и упражнений, при которых глубокое дыхание затруднено.
Эффективность использования специальных упражнений во многом зависит от выбора исходных положений. Наиболее выгодными из них являются те, при которых возможна максимальная разгрузка позвоночника по оси и исключается влияние на тонус мышц, определяющих угол наклона таза: лежа на спине, животе и стоя в упоре на коленях (на четвереньках).
Одновременно с выполнением корригирующих упражнений идет формирование навыка правильной осанки, который вырабатывается на основе мышечно-суставного чувства, позволяющего создать нужное положение определенных частей тела. Для этого используют: зрительный самоконтроль (тренировки перед зеркалом), взаимоконтроль (занимающиеся контролируют друг друга), контроль со стороны родителей, педагогов, принятие правильной осанки у стены, когда к мышечно-суставным ощущениям прибавляются тактильные. Выработка и закрепление навыка правильной осанки происходит также во время выполнения различных общеразвивающих упражнений, при которых обязательно сохраняется правильное положение тела. При коррекции осанки у детей широко используются игры с правилами, предусматривающими соблюдение хорошей осанки. Темп движений при выполнении упражнений должен быть медленным или средним. Все движения необходимо сопровождать глубоким дыханием, обращая внимание главным образом на выдох, так как после хорошего выдоха вдох всегда будет более полноценным и глубоким. Вдыхать рекомендуется через нос, а выдыхать через нос и рот. Заниматься следует в свободной хлопчатобумажной одежде.
Всем, кто занимается спортом и специальными упражнениями, исправляющими осанку, следует помнить, что после занятий не должно быть неприятных, а тем более болевых ощущений, учащиеся должны чувствовать лишь приятную мышечную усталость.
Е.В. Копырина дает следующие рекомендации по корригирующей гимнастике для детей с нарушениями осанки [14].
Для исправления плоской спины гимнастика должна быть направлена на: а) укрепление глубоких мышц спины;
б) укрепление мышц, увеличивающих наклон таза (т. е. мышц сгибателей тазобедренных суставов);
в) укрепление мышц, удерживающих лопатки в правильном положении, и растяжение мышц грудной клетки.
Для исправления круглой и сутулой спины необходимо уменьшить грудной изгиб позвоночника, придать лопаткам правильное положение и, кроме того, при круглой спине увеличить поясничный лордоз. Для этого необходимо: а) укрепить глубокие мышцы спины;
б) растянуть передние связки грудного отдела позвоночника;
в) увеличить подвижность в грудном отделе позвоночника;
г) укрепить мышцы, удерживающие лопатки в правильном положении;
д) при круглой спине укрепить мышцы, увеличивающие наклон таза вперед (сгибатели тазобедренных суставов).
Для исправления плоско-вогнутой спины необходимо уменьшить угол наклона таза. Для этого нужно:
а) укрепить мышцы брюшного пресса;
б) растянуть мышцы-сгибатели и укрепить мышцы-разгибатели тазобедренных суставов; в) растянуть задние связки нижнегрудного и поясничного отделов позвоночника и мышцы поясничной области.
Для исправления кругло-вогнутой спины необходимо решить те же задачи, что и для коррекции круглой, сутулой и седлообразной спины:
а) укрепить мышцы брюшного пресса;
б) растянуть мышцы-сгибатели и укрепить мышцы-разгибатели тазобедренных суставов;
в) растянуть задние связки поясничного отдела позвоночника и мышц поясничной области;
г) растянуть передние связки грудного отдела позвоночника;
д) увеличить подвижность в грудном отделе позвоночника;
е) укрепить глубокие мышцы спины;
ж) укрепить мышцы, удерживающие лопатки в правильном положении.
Для коррекции кругло-вогнутой спины следует чередовать приведенные выше упражнения для исправления круглой, сутулой и плоско-вогнутой (седлообразной) спины, то есть один день выполнять упражнения, рекомендованные при круглой и сутулой спине, а другой — при седлообразной.
Кроме гимнастических упражнений для исправления кругло-вогнутой спины рекомендуется заниматься плаванием, легкой атлетикой, фигурным катанием, танцами и т. п.
Для нормализации положения лопаток необходимо [22]:
а) добиться восстановления нормальных изгибов позвоночника;
б) укрепить глубокие мышцы спины;
в) укрепить и повысить тонус поверхностно расположенных мышц спины, фиксирующих лопатки и плечи в правильном положении.
Занятия с детьми, имеющими крыловидные лопатки, следует начать с исправления нарушений осанки, используя для этого соответствующие комплексы специальных упражнений. В дальнейшем следует выполнять упражнения с сопротивлением (например, резиновыми амортизаторами).
ГЛАВА 2. МЕТОДИКА И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
2.1 Методика исследования
Для решения поставленных задач нами использовались следующие методы исследования:
Анализ и обобщение данных научно-методической литературы.
Обзор литературы по исследуемой проблеме, систематизация и синтез полученных на основе анализа данных.
Анализ медицинских карт. Была изучена медицинская документация 60 старших школьников (10-11 классы). В результате было установлено, что нормальную осанку имеет примерно каждый четвертый подросток (27,2%); у каждого третьего (33,8%) осанка имеет невыраженные нарушения, а почти половина обследованных детей (39,0%) имеют явную нарушенную осанку. Школьники с нарушением осанки были отобраны для педагогического эксперимента.
Тестирование. Измерения проводились по общепринятой адаптивной методике. Цель — определение равноценности экспериментальной и контрольной групп в начале и конце исследования. Оценивалась:
1. Общая физическая подготовленность старших школьников — общая активной гибкости из исходного положения сидя, статическая силовая выносливости мышц спины, динамическая силовая выносливость мышц брюшного пресса, удержание ног;
Специальная физическая подготовленность старших школьников — оценка сдачи нормативов по лыжному спорту: лыжи (классический стиль) дистанция 1 км и дистанция 2 км.
Педагогический эксперимент проводился с целью проверки выдвинутой гипотезы. Формирующий эксперимент предусматривал изучение влияния занятий лыжным спортом на физическую подготовленность старших школьников с нарушением осанки.
Математическая обработка результатов. Полученные данные подвергались математико-статистической обработке. Были определены: среднее арифметическое, среднее квадратическое отклонение (стандартное отклонение), стандартная ошибка средней арифметической, коэффициент вариации, t расчетное для несвязанной и связанной выборки.
Для статического анализа использовался t — критерий Стьюдента. tkp = 2,2 — для связанных выборок и tkp = 2,0 — для несвязанных выборок. Если tp > tkp, то различия между двумя средними показателями группы являются достоверными.
2.2 Организация исследования
С целью изучения подготовленности старших школьников с нарушениями осанки, занимающихся лыжным спортом, было проведено экспериментальное исследование в период с 03.11.2013 г. по 25.02.2014 г. (4 месяца). В эксперименте участвовало 2 группы школьников обучающиеся в 10-11 классах СОШ №7, г. Набережные Челны. В первую экспериментальную группу были отобраны юноши из 10А и 11Б классов, занимающиеся лыжным спортом по специально разработанной в настоящем исследовании методике (Приложение 1). Вторую группу составили учащиеся юноши из 10Б и 11Г классов, занимающиеся обычной физической культурой по учебной программе. Количество испытуемых — 12 человек (по 6 человек в каждой группе). У всех исследуемых детей имеются отклонения от нормы здорового состояния осанки.
До начала работы с детьми были просмотрены их листы болезни, в которых подробно были описаны диагнозы, поставленные врачами-специалистами, а именно, функциональное нарушение осанки в виде отклонения оси позвоночника вправо в грудном отделе, в поясничном отделе, функциональное нарушение осанки — сутулая спина.
Задачи исследования:
1. Провести промежуточное тестирование старшеклассников с нарушением осанки по выявлению форм и уровня физической подготовленности.
3. Провести занятия лыжным спортом со старшеклассниками, имеющими нарушения осанки.
4. Провести повторную диагностику уровня физической подготовленности старшеклассников и проанализировать эффективность внедренной рабочей программы занятий лыжным спортом.
В соответствии с поставленной целью и задачами, вся работа делилась на три этапа:
Первый этап. Первичное тестирование.
Второй этап. Спортивно-оздоровительная работа по разработанной программе.
Третий этап. Промежуточное тестирование.
На первом этапе, проводилось тестирование с помощью тестов. Дети занимались по разработанной программе 4 месяца. Занятия проводились с учетом предусмотренного учебного плана.
ГЛАВА III. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
3.1 Исследование и оценка показателей физических качеств старшеклассников с нарушениями осанки за период обучения в средней школе
В результате первичной диагностики в экспериментальной группе были выявлены следующие результаты общей физической подготовленности (ОФП), представленные в таблице 1.
В начале эксперимента также были выявлены результаты ОФП в контрольной группе. Результаты представлены в таблице 2.
Сравним показатели обеих групп до эксперимента в таблице 3 и на рисунке 1.
Таблица № 3 Результаты диагностики ОФП в экспериментальной и контрольной группе до эксперимента
Показатели |
Тест №1 |
Тест №2 |
Тест №3 |
Тест №4 |
|
Экспериментальная группа |
|||||
7 |
51,5 |
14,16667 |
57,16667 |
||
0,614 |
7,256 |
1,25 |
7,145 |
||
1,598 |
14,8 |
7,014 |
18,44 |
||
Контрольная группа |
|||||
7,666667 |
47,66667 |
15,16667 |
57,33333 |
||
1,287 |
5,110 |
2,456 |
7,457 |
||
3,141 |
12,470 |
6,589 |
17,024 |
||
tp
|
2, 5691 |
2,4566 |
2,6172 |
3,0123 |
|
tкр
|
2,2622 |
2,2622 |
2,2622 |
2,2622 |
Рис.1. Сравнение показателей в обеих группах до эксперимента
По результатам tp > tкр. H0 отклоняется. То есть по среднему арифметическому группы отличаются с доверительной вероятностью 0,05.
Показатели специальной физической подготовленности (СФП) в обеих группах представлены данными в таблице 4, 5.
При первичной диагностике были выявлены следующие закономерности: у большинства детей обеих групп показатели развития физических качеств ниже среднего уровня нормы.
3.2 Исследование и оценка динамики уровней показателей физической подготовленности старшеклассников с нарушениями осанки после эксперимента
Курс экспериментальной программы длился 4 месяца. В конце работы исследование было повторено. Были повторно исследованы уровни показателей общей физической подготовленности (ОФП) и специальной физической подготовленности (СФП). Результаты диагностики экспериментальной и контрольной групп приведены в таблице 6:
Таблица 6. Результаты диагностики ОФП в экспериментальной и контрольной группе после эксперимента
Показатели |
Тест №1 |
Тест №2 |
Тест №3 |
Тест №4 |
|
Экспериментальная группа |
|||||
9,666667 |
66,33333 |
22 |
83,33333 |
||
2,780 |
8,147 |
3,241 |
10,25 |
||
4,014 |
19,78 |
8,152 |
22,14 |
||
Контрольная группа |
|||||
8,166667 |
56,83333 |
19,5 |
60,83333 |
||
1,888 |
7, 2365 |
3,458 |
9,124 |
||
3,547 |
16,987 |
7,956 |
19,987 |
||
tp
|
2, 5691 |
2,4566 |
2,6172 |
3,0123 |
|
tкр
|
2,2622 |
2,2622 |
2,2622 |
2,2622 |
Сравним прирост показателей в обеих группах за период эксперимента в таблице 6 и на рисунке 2:
Таблица 3 Прирост показателей в обеих группах до и после эксперимента
ЭГ |
КГ |
||
Тест №1 |
|||
до |
7 |
7,6 |
|
после |
9,6 |
8,16 |
|
% |
37,14 |
36,07 |
|
Тест №2 |
|||
до |
51,5 |
47,66 |
|
после |
66,33 |
56,83 |
|
% |
28,79 |
19,24 |
|
Тест №3 |
|||
до |
14,16 |
15,16 |
|
после |
22 |
19,5 |
|
% |
55,36 |
28,62 |
|
Тест №4 |
|||
до |
57,16 |
57,33 |
|
после |
83,33 |
60,83 |
|
% |
45,78 |
26,1 |
Результаты представлены на рисунке 2.
Рис.2. Сравнение прироста показателей после эксперимента в контрольной и экспериментальной группах (%)
В результате, показатели гибкости улучшились в экспериментальной группе на 37,14 %, в контрольной на 36,07%. Результаты оценки статической выносливости мышц спины после эксперимента показали прирост на 28,79% в экспериментальной группе и 19,24% в контрольной. Динамическая силовая выносливость мышц брюшного пресса увеличилась на 55,36% в экспериментальной группе и 28,62% в контрольной. Результаты по тесту «Удержание ног» показали прирост на 45,78% в экспериментальной группе и 26,1% в контрольной.
Показатели специальной физической подготовленности (СФП) в обеих группах представлены данными в таблице 7, 8.
На рисунке 3 и 4 видно изменение показателей до и после эксперимента в экспериментальной и контрольной группе. Показатели прохождения дистанции 1 км в экспериментальной группе улучшились в среднем с 9,456 до 8,741 минуты; дистанции 2 км с 18,058 до 17,175 минут. В контрольной группе динамика результатов незначительна: дистанция 1 км — в среднем с 9,708 до 9,185 минут, дистанция 2 км — с 18,213 до 18,125 минут.
Рис. 3. Изменение показателей до и после эксперимента в экспериментальной группе
Рис. 4. Изменение показателей до и после эксперимента в контрольной группе
Исходя из показателей, можно сказать, что занятия со школьниками, имеющими нарушения осанки, положительно влияет на развитие физических качеств, несмотря на то, что результаты к концу месяца не входят в рамки норм. Но если сравнивать результаты до и после, то можно с уверенностью говорить об улучшении показателей. В контрольной группе старших школьников, занимающихся обычной физической культурой по школьной программе прирост показателей ниже.
старшеклассник осанка лыжный спорт
ВЫВОДЫ
1. Часто у старших школьников с нарушениями осанки наблюдается общая физическая ослабленность, недостаточная сформированность двигательных навыков и физических качеств, низкая моторная обучаемость. Наблюдаются различные хронические заболевания, снижение сопротивляемости к инфекционным и простудным заболеваниям. Учащиеся плохо адаптируются к изменяющимся условиям внешней среды и прежде всего к температурным и атмосферным изменениям. Отмечается апатичное настроение.
3. Особенностями структуры и содержания занятий лыжным спортом со старшими школьниками, имеющими нарушения осанки является следующее. В качестве цели организации занятий лыжным спортом выступает не только компенсация моторного нарушения, но и всестороннее развитие имеющихся возможностей посредством предоставления детям разнообразных физических упражнений и заданий. Спортивное занятие должно способствовать тому, чтобы дети адекватно воспринимали свое нарушение и учились вырабатывать стремление развивать свои способности с учетом своих возможностей. Важными условиями при организации занятий лыжным спортом должны быть следующие требования: разнообразие, доступность, вариативность, простота правил, особые требования к двигательной основе игры, коммуникативный характер.
4. Анализ физического развития в ходе эксперимента показал следующие результаты. После проведенных занятий показатели гибкости улучшились в экспериментальной группе на 37,14 %, в контрольной на 36,07%. Результаты оценки статической выносливости мышц спины после эксперимента показали прирост на 28,79% в экспериментальной группе и 19,24% в контрольной. Динамическая силовая выносливость мышц брюшного пресса увеличилась на 55,36% в экспериментальной группе и 28,62% в контрольной. Результаты по тесту «Удержание ног» показали прирост на 45,78% в экспериментальной группе и 26,1% в контрольной. Показатели прохождения дистанции 1 км в экспериментальной группе улучшились в среднем с 9,456 до 8,741 минуты; дистанции 2 км с 18,058 до 17,175 минут. В контрольной группе динамика результатов незначительна: дистанция 1 км — в среднем улучшилась с 9,708 до 9,185 минут, дистанция 2 км — с 18,213 до 18,125 минут.
5. Таким образом, результаты физической подготовки до начала занятий лыжным спортом у детей с нарушениями осанки очень слабые. После проведения занятий лыжным спортом результаты значительно изменились. В экспериментальной группе прослеживается рост показателей в лучшую строну, в отличие от контрольной. Исходя из данных показателей, можно сказать, что занятия лыжным спортом с учащимися дали большие плюсы, даже и если их результаты к концу месяца не входят в рамки норм. Но если сравнивать результаты до и после, то можно с уверенностью говорить об улучшении показателей. Поставленная нами гипотеза подтверждена: занятия лыжным спортом способствуют улучшению физической подготовленности старшеклассников, имеющих нарушения осанки.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Апанасенко, Г.Л. Валеология / Г.Л. Апанасенко, Л.А. Попова — Ростов-на-Дону: Феникс, 2000.-248 с.
2. Верхлин, В. Н. Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. Комплекс упражнений для детей / В.Н. Верхлин. — М.: Советский спорт, 2004. — 271 с.
3. Гальперин С.И. Физические особенности детей / С.И. Гальперин — М: ПО»Сфера» ВГФ им. Пушкина, 1992 . — 289с.
4. Гросс Н.А. Современные комплексные методики физической реабилитации детей с нарушением опорно-двигательного аппарата / Н.А. Гросс. — М.: Советсткий спорт, 2011. — 235 с.
5. Глозман, Ж. М. Нейропсихологический подход к двигательным нарушениям у детей / Ж. М. Глозман, А. А. Цыганок // Дефектология. — 1998. № 4. С. 90-93.
6. Грибовская, В. А. Комплексная нейро-ортопедическая реабилитация детей с применением нагрузочных методик / В. А. Грибовская,С. М. Пиотровский, В. И. Доценко // Дет. и подростковая реабилитация. — 1990. — № 2. — С. 11-15.
7. Ефименко Н.Н., Содержание и методика занятий физкультурой с детьми, имеющими нарушения осанки / Н.Н. Ефименко, Б.В. Сермеев. — М.: Советский спорт, 1991. — 155 с.
8. Иванова, Н.В. Шаг, еще шаг / Семья. 2007. № 10. — С. 10.
9. Ипполшпова, М.В. Воспитание детей с нарушением опорно-двигательного аппарата / М.В. Ипполшпова, Р.Д. Бабенкова, Е.М. Мастюкова. — М.: Академия, 2003. — 320 с.
10. Использование современной терапии при нарушениях функций опорно-двигательного аппарата // Обучение и воспитание детей в условиях центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации. — Минск, 2007. — С. 95-106.
11. Качесов В.А. Основы интенсивной реабилитации. СПб, С. Петербург, 2011. — 112 с.
12. Ковалева, Т. Э. Взрослые для детей : [ДОУ для детей с нарушениями ОДА] // Воспитатель. — 1994. — № 4. — С. 19-22.
13. Комплексная реабилитация детей детей с нарушениями ОДА (методические рекомендации). — СПб.: Питер, 2012. — 285 с.
14. Копырина, Е. В. Коррекция нарушений опорно-двигательного аппарата на занятиях плаванием // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. — 2011. — № 2. — С. 26-28.
15. Левченко, И. Ю. Психолого-педагогическая реабилитация больных детей с нарушениями ОДА / Левченко И. Ю., Павловская Н. Т. // Коррекц. педагогика. — 1997. — № 2. — С. 5-12.
16. Ловейко И.Д., ЛФК при заболеваниях позвоночника у детей / И.Д. Ловейко, М.И. Фонарев. — М., Медицина, 1989
17. Максимова, Н. А. Формирование положительных жизненных перспектив детей [с нарушением двигат. и речевого развития] в системе массового спорта // Шк. логопед. — 2013. — № 5. -С. 54-69.
18. Отдельнова, В. Плавание и дети с опорно-двигательными проблемами // Дошкольное воспитание. — 2006. — № 9. — С. 66-67.
19. Программа «Воспитание культуры здоровья в дошкольном образовательном учреждении»: метод. пособие [разраб. дет. учреждением для воспитанников с нарушением ОДА] // Здоровье детей. — 2007. — № 14. — С. 3-48.
20. Реабилитация детей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата средствами физической культуры. // Физическая реабилитация детей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата / Под ред. Н.А.Гросс. — М.: Советский спорт, 2000. — 224 с.
21. Ривина, Е. К. Не красна изба углами, а красна — пирогами: [коррекц. группы для детей с нарушениями ОДА] / Ривина Е. К., Онохова И. В. // Воспитатель ДОУ. — 2008. — № 1. — С. 28-33.
22. Скиндер Л.А. Физическая реабилитация детей с нарушениями осанки и сколиозом : учебно-методическое пособие / Л.А. Скиндер — Брест: БрГУ, 2012. — 210 с.
23. Фомин, И.А. Возрастные основы физического воспитания / И.А. Фомин. — М.: ФиС., 1988 — 232с.
Фролов, В.Г. Физкультурные занятия на воздухе / В.Г. Фролов — М.: просвещение, 1988 — 165с.
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1
Программа по лыжному спорту для учащихся старших классов с нарушениями осанки
Цели:
— Физическая адаптация и профилактика нарушений осанки учащихся;
— Общее укрепление здоровья и повышение уровня физического развития учащихся.
Задачи:
— приобщение подростков к здоровому образу жизни;
— формирование и закрепления потребности в систематических занятиях спортом;
— развитие физических качеств, необходимых для занятий лыжным спортом;
— укрепление осанки, опорно-двигательного аппарата и дыхательной системы подростка;
— освоение и совершенствование техники и тактики лыжных ходов;
— формирование морально-волевых качеств юных спортсменов.
Содержание программного материала:
Теоретическая подготовка
1. Вводное занятие. Краткие исторические сведения о возникновении лыж и лыжного спорта.
2.Правила поведения и техника безопасности на занятиях. Лыжный инвентарь, мази, одежда и обувь.
3. Закаливание, режим дня, врачебный контроль и гигиена.
4. Краткая характеристика техники лыжных ходов. Соревнования по лыжным гонкам.
Практическая подготовка
1.Общая физическая подготовка.
Комплексы общеразвивающих упражнений, направленные на развитие гибкости, координационных способностей, силовой выносливости. Спортивные и подвижные игры, направленные на развитие ловкости, быстроты, выносливости. Эстафеты и прыжковые упражнения, направленные на развитие скоростно-силовых способностей и быстроты. Циклические упражнения, направленные на развитие выносливости.
2. Специальная физическая подготовка.
Передвижение на лыжах по равнинной и пересеченной местности, имитационные упражнения, кроссовая подготовка, ходьба, преимущественно направленные на увеличение аэробной производительности организма и развитие волевых качеств, специфических дня лыжника-гонщика. Комплексы специальных упражнений на лыжах и лыжероллерах для развития силовой выносливости мышц ног и плечевого пояса.
3. Техническая подготовка.
Обучение общей схеме передвижений классическими лыжными ходами. Обучение специальным подготовительным упражнениям, направленным на овладение рациональной техникой скользящего шага, на развитие равновесия при одноопорном скольжении, на согласованную работу рук и ног при передвижении попеременным двухшажным ходом. Совершенствование основных элементов техники классических лыжных ходов в облегченных условиях. Обучение технике спуска со склонов в высокой, средней и низкой стойках. Обучение преодолению подъемов «елочкой», «полуелочкой», ступающим, скользящим, беговым шагом. Обучение торможению «плугом», «упором», «поворотом», соскальзыванием, падением. Обучение поворотам на месте и в движении. Знакомство с основными элементами конькового хода.
4. Контрольные упражнении и соревнования.
Упражнения для оценки разносторонней физической подготовленности (общей выносливости, быстроты, скоростно-силовых способностей); участие в 3-6 соревнованиях по ОФП в годичном цикле; участие в 3-6 соревнованиях по лыжным гонкам на дистанциях 1-2 км, в годичном цикле.
Тематическое планирование занятий лыжным спортом для старшеклассников с нарушениями осанки
№ урока |
Содержание учебного материала |
Количество часов |
Дата провед. |
Фак пров. |
|
1-3 |
Вводное занятие. Правила поведения и техники безопасности на занятиях. Общая физическая подготовка |
3 |
|||
4-6 |
Краткая характеристика техники лыжных ходов. Общая физическая подготовка. |
3 |
|||
7-9 |
Имитация лыжных ходов. Передача мяча в тройках со сменой места. Бросок мяча в движении одной рукой от плеча с сопротивлением. Штрафной бросок. Игровые задания(2 х2, 3 х 3). Учебная игра. Развитие координационных способностей |
3 |
|||
10-12 |
Скользящий шаг. Схема движения. Стойка. Работа рук. Работа ног .Имитация. Игра баскетбол. |
3 |
|||
13-15 |
Попеременный двухшажный ход. Схема движения. Стойка. Работа рук. Работа ног. Имитация. Выполнение комбинации упражнений на гимнастической скамейке и ОРУ с гимнастическими палками. Подтягивания в висе. |
3 |
|||
16-18 |
Имитация лыжных ходов. Передача мяча в тройках со сменой места. Бросок мяча в движении одной рукой от плеча с сопротивлением. Штрафной бросок. Игровые задания(2 х2, 3 х 3). Учебная игра. Развитие координационных способностей |
3 |
|||
19-21 |
Скользящий шаг. Схема движения. Стойка. Работа рук. Работа ног .Имитация. Игра баскетбол. |
3 |
|||
22-24 |
Одновременный двухшажный ход. Схема движения. Стойка. Работа рук. Работа ног.Имитация. Развитию физических качеств. |
3 |
|||
25-27 |
Коньковый ход. Схема движения. Стойка. Работа рук. Работа ног. Имитация пробегать дистанцию 1500 (2000) м |
3 |
|||
28-30 |
Поведение на улице во время движения к месту занятия и па учебно-тренировочном занятии Построение в шеренгу с лыжами на руках. выполнение команд «Равняйсь», «Смирно», «По порядку рассчитайсь», «Вольно». Переноска лыж способом под руку, надевание лыж. Поворот на месте переступанием вокруг пяток лыж передвижение ступающим шагом. Дистанция 2 км. |
3 |
|||
31-33 |
Правила обращения с лыжами и лыжными палками на занятии. Попеременный двухшажный ход: посадка лыжника ; согласованность движений рук и ног — упражнения. Передвижение 50-100 м без палок. Дистанция 2 км. |
3 |
|||
34-36 |
Транспортировка лыжного инвентаря. Передвижение по учебной лыжне попеременным 2-ух ш. ходом. Игры на горке: «смелее с горки», «не задень Дистанция2км. |
3 |
|||
37-39 |
Индивидуальный выбор лыжного снаряжения. Передвижение попеременным 2-ух ш. ходом по учебной лыжне с плавным переходом на спуск: спуск в осн. стойке Дистанция3км. |
3 |
|||
40-42 |
Преодоление подъема ступающим шагом и «лесенкой», спуск в основной стойке и торможение падением. Игра «с горки на горку». Прохождение дистанции 3 км попеременным 2-ух ш. ходом в умеренном темпе |
3 |
|||
43-45 |
Обучение общей схеме передвижений классическими лыжными ходами. Равномерное передвижение попеременным 2-ух шажным ходом 3500 м |
3 |
|||
46-48 |
Соревнования по лыжным гонкам. Дистанция 2км-3км. Подъем «полуелочкой», «лесенкой»; спуски в основной стойке. Эстафета на лыжах. |
3 |
|||
49-51 |
Значение лыжных мазей. Попеременный двухшажный ход. Дистанция3км. |
3 |
|||
52-54 |
Особенности одежды лыжника при различных погодных условиях. Одновременный двухшажный ход Дистанция3км. |
3 |
|||
55-57 |
Коньковый ход без палок. Подготовка инвентаря к тренировкам и соревнованиям. Дистанция3км |
3 |
|||
58-60 |
Основные классические способы передвижения на равнине, пологих и крутых подъемах, спусках Дистанция3км. |
3 |
|||
61-63 |
Коньковый ход без палок. Комплексы общеразвивающих упражнений, направленные на развитие гибкости, координационных способностей, силовой выносливости. Дистанция3 -4км |
3 |
|||
64-66 |
Спуск в высокой стойке. Подъём «ёлочкой». Дистанция3 -4км |
3 |
|||
67-68 |
Торможение «плугом». Игры на лыжах. Дистанция3 -4км |
2 |
Приложение 2
Сопоставительные нормы для оценки физического состояния старшеклассников по всем показателям
Сумма баллов |
Физическое состояние |
||
Общая физическая подготовка (ОФП) |
|||
Тест №1 |
меньше 5 5-7 8-10 11-15 16-20 |
плохое ниже среднего среднее выше среднего отличное |
|
Тест №2 |
до 30 31-55 56-70 70-75 80 и выше |
плохое ниже среднего среднее выше среднего отличное |
|
Тест №3 |
меньше 15 16-20 21-25 26-30 от 30 и выше |
плохое ниже среднего среднее выше среднего отличное |
|
Тест №4 |
меньше 60 61-69 70-80 80-85 от 86 |
плохое ниже среднего среднее выше среднего отличное |
|
Специальная физическая подготовка (СФП) |
|||
Лыжи. Классический стиль. Дистанция 1 км (мин, сек) |
больше 15 14-13 12-10 9-8 7 и меньше |
плохое ниже среднего среднее выше среднего отличное |
|
Лыжи. Классический стиль. Дистанция 2 км (мин,сек) |
больше 25 24-22 21-19 18-16 15 и меньше |
плохое ниже среднего среднее выше среднего отличное |
Приложение 3
Контроль за уровнем нагрузки на занятиях лыжным спортом (проводится по карте педагогического наблюдения за степенью утомления учащихся)
Объект наблюдения |
Степень и признаки утомления |
|||
Небольшая |
Средняя |
Большая (недопустимая) |
||
Цвет кожи лица |
Небольшое покраснение |
Значительное покраснение |
Редкое покраснение, побледнение или синюшность. |
|
Речь |
Отчетливая |
Затрудненная |
Крайне затрудненная или невозможная. |
|
Мимика |
Обычная |
Выражение лица напряженное |
Выражение страдания на лице. |
|
Потливость |
Небольшая |
Выраженная верхней половины тела |
Резкая верхней половины тела и ниже пояса, выступание соли. |
|
Дыхание |
Учащенное, ровное |
Сильно учащенное |
Сильно учащенное, поверхностное, с отдельными глубокими вдохами, сменяющимися беспорядочным дыханием. |
|
Движения |
Бодрая походка |
Неуверенный шаг, покачивание |
Резкое покачивание, дрожание, вынужденная поза с опорой, падение. |
|
Самочувствие |
Жалоб нет |
Жалобы на усталость, боль в мышцах, сердцебиение, одышку, шум в ушах. |
Жалобы на головокружение, боль в правом подреберье, головная боль, тошнота, иногда икота, рвота |
Приложение 4
Показатели физических качеств в экспериментальной группе
ФИО |
Возраст (лет) |
тест №1(см) |
тест №2(сек.) |
тест №3(раз) |
тест №4(сек.) |
||||||
до |
после |
до |
после |
до |
после |
до |
после |
||||
1 |
Ахметов Артур Ильдарович |
16 |
10 |
11 |
30 |
65 |
12 |
20 |
64 |
88 |
|
2 |
Баринов Вадим Владимирович |
16 |
2 |
8 |
51 |
65 |
17 |
24 |
50 |
87 |
|
3 |
Сергеев Юрий Владимирович |
17 |
7 |
10 |
12 |
68 |
17 |
24 |
12 |
79 |
|
4 |
Тихонов Артем Алексеевич |
15 |
8 |
10 |
16 |
66 |
16 |
20 |
12 |
79 |
|
5 |
Умаров Рамиль Гаязович |
16 |
8 |
11 |
70 |
66 |
15 |
20 |
65 |
80 |
|
6 |
Хасанов Рамиль Саидович |
17 |
7 |
8 |
59 |
68 |
15 |
24 |
39 |
87 |
|
7 |
9,6666 |
51,5 |
66,333 |
14,1666 |
22 |
57,166 |
83,333 |
||||
0,614 |
2,780 |
7,256 |
8,147 |
1,25 |
3,241 |
7,145 |
10,25 |
||||
1,598 |
4,014 |
14,8 |
19,78 |
7,014 |
8,152 |
18,44 |
22,14 |
Показатели физических качеств в контрольной группе
ФИО |
Возраст (лет) |
тест №1(см) |
тест №2(сек.) |
тест №3(раз) |
тест №4(сек.) |
||||||
до |
после |
до |
после |
до |
после |
до |
после |
||||
1 |
Батыров Ильшат Ильдарович |
15 |
8 |
7 |
62 |
61 |
17 |
19 |
74 |
90 |
|
2 |
Галиев Гаяз Дамирович |
17 |
2 |
4 |
30 |
34 |
12 |
14 |
44 |
48 |
|
3 |
Демьянов Артур Сергеевич |
16 |
7 |
8 |
64 |
68 |
17 |
24 |
67 |
76 |
|
4 |
Исаев Александр Сергеевич |
16 |
11 |
11 |
50 |
60 |
16 |
18 |
58 |
49 |
|
5 |
Ковалев Леонид Антонович. |
17 |
10 |
11 |
52 |
66 |
16 |
18 |
62 |
60 |
|
6 |
Ситников Алексей Дмитриевич |
17 |
8 |
8 |
28 |
52 |
13 |
24 |
39 |
42 |
|
7,6666 |
8,1666 |
47,666 |
56,833 |
15,166 |
19,5 |
57,333 |
60,833 |
||||
1,287 |
1,888 |
5,110 |
7, 2365 |
2,456 |
3,458 |
7,457 |
9,124 |
||||
3,141 |
3,547 |
12,470 |
16,987 |
6,589 |
7,956 |
17,024 |
19,987 |
Приложение 5
Методика выполнения тестовых заданий
Тест № 1. Общая активной гибкости из исходного положения сидя.
Методика выполнения: испытуемый без обуви садится на пол, расстояние между пятками 20-30 см, ступни вертикально, руки вперед ладонями вниз. В качестве измерителя используется сантиметровая линейка, положенная между стопами ног. Отсчет ведется от нулевой отметки, находящейся на уровне пяток испытуемого. Помощник прижимает колени испытуемого к полу, не позволяя сгибать ноги в коленях во время наклонов. Выполняются три медленных наклона, ладони скользят вперед по линейке, на третьем наклоне — основном — испытуемый должен зафиксироваться на 2 секунды. Результат засчитывается по цифре, до которой дотянется испытуемый кончиками пальцев. Эта цифра записывается со знаком +, если ученик смог коснуться линейки за стопами, и со знаком минус, если его пальцы не достали до уровня пяток. Оборудование: линейка, секундомер.
Тест № 2. Статическая силовая выносливости мышц спины.
Методика выполнения: определяется по времени (в секундах) удержания туловища в горизонтальном положении, лицом вниз, руки за головой. Испытуемый ложится на край скамейки таким образом, чтобы передние оси подвздошных костей приходились на край скамейки, ноги вытянуты на скамейке и зафиксированы в области щиколоток. После принятия исходного положения — руки за головой, туловище параллельно полу — испытуемый удерживает данное положение максимальное количество времени. Оборудование: гимнастическая скамейка, секундомер.
Тест № 3. Динамическая силовая выносливость мышц брюшного пресса.
Определяется по количеству раз выполнения упражнения. Испытуемый садится на край скамейки спиной к краю, ноги вытянуты на скамейке и зафиксированы. Далее, выполняет упражнение: исходное положение сидя, держа руки за головой. Туловище опускается параллельно полу и возвращается в исходное положение. Оборудование: гимнастическая скамейка.
Тест № 4. Удержание ног. Определяется по времени удержания прямых ног в вытянутом положении под углом 45 градусов. Исходное положение: испытуемый ложится на пол, ноги прямые, руки на поясе. По просьбе руководителя участник поднимает оби ноги вверх под углом 45 градусов, при этом колени не сгибаются. Секундомер включается в момент поднятия ног в указанном положении и выключается в момент нарушения этого положения. Оборудование: секундомер.
Приложение 6
Результаты анализа медицинских карт старших школьников с нарушениями осанки
ФИО |
Возраст (лет) |
Диагноз |
||
Ахметов Артур Ильдарович |
16 |
cутуловатость |
грудной кифоз увеличен, вершина кифоза находится в верхней части грудного отдела, поясничный лордоз сглажен, плечи опущены и сведены вперед, лопатки не прилегают к спине, крыловидные лопатки |
|
Баринов Вадим Владимирович |
16 |
сколиотическая осанка деформация I степени |
дугообразное смещение линии остистых отростков позвонков в сторону от средней линии спины, нарушено симметричное расположение тела и конечностей относительно позвоночника: голова наклонена вправо, плечи, лопатки, соски находятся на разной высоте, треугольники талии асимметричны, мышечный тонус на правой и левой половинах туловища неодинаков. |
|
Сергеев Юрий Владимирович |
17 |
cутуловатость |
грудной кифоз увеличен, кифотическая дуга заканчивается на уровне Th7-Th8 позвонков, поясничный лордоз сглажен, плечи опущены и сведены вперед, лопатки не прилегают к спине — крыловидные лопатки. |
|
Тихонов Артем Алексеевич |
15 |
кругловогнутая спина |
изгибы позвоночника увеличены, шея, надплечья наклонены вперед, живот выступает и свисает, колени разогнуты, мышцы живота, спины (в грудном отделе), задней поверхности бедер и ягодиц растянуты и истончены |
|
Умаров Рамиль Гаязович |
16 |
плосковогнутая спина |
грудной кифоз уменьшен,поясничный лордоз немного увеличен, таз сдвинут назад и опрокинут вперед, из-за чего ягодицы отставлены назад, а живот выступает вперед и отвисает книзу, грудная клетка узкая, мышцы живота ослаблены |
|
Хасанов Рамиль Саидович |
17 |
кругловогнутая спина |
голова, шея, надплечья наклонены вперед, живот свисает, колени максимально разогнуты, мышцы спины (в грудном отделе), задней поверхности бедер и ягодиц растянуты и истончены, опущение внутренних органов (из-за дряблости мышц брюшного пресса) |
|
Батыров Ильшат Ильдарович |
15 |
плосковогнутая спина: |
грудной кифоз уменьшен, поясничный лордоз немного увеличен, грудная клетка узкая |
|
Галиев Гаяз Дамирович |
17 |
круглая спина: |
голова наклонена вперед, плечи опущены и сведены вперед, лопатки не прилегают к спине |
|
Демьянов Артур Сергеевич |
16 |
кругловогнутая спина: |
голова, шея, надплечья наклонены вперед, живот выступает, колени разогнуты, мышцы живота, спины (в грудном отделе), задней поверхности бедер и ягодиц растянуты и истончены |
|
Исаев Александр Сергеевич |
16 |
плоская спина: |
изгибы позвоночника сглажены, поясничный лордоз выражен слабо и смещен кверху, мышцы туловища и спины утончены |
|
Ковалев Леонид Антонович. |
17 |
плосковогнутая спина |
грудной кифоз уменьшен, поясничный лордоз немного увеличен, грудная клетка узкая |
|
Ситников Алексей Дмитриевич |
17 |
сколиотическая осанка: |
дугообразное смещение линии остистых отростков позвонков в сторону от средней линии спины, нарушено симметричное расположение тела и конечностей относительно позвоночника |
Приложение 7
Таблица 1. Результаты первичной диагностики ОФП экспериментальной группы
ФИО |
Возраст (лет) |
тест №1(см) |
тест №2(сек.) |
тест №3(раз) |
тест №4(сек.) |
|
Ахметов Артур Ильдарович |
16 |
10 |
30 |
12 |
64 |
|
Баринов Вадим Владимирович |
16 |
2 |
51 |
17 |
50 |
|
Сергеев Юрий Владимирович |
17 |
7 |
12 |
17 |
12 |
|
Тихонов Артем Алексеевич |
15 |
8 |
16 |
16 |
12 |
|
Умаров Рамиль Гаязович |
16 |
8 |
70 |
15 |
65 |
|
Хасанов Рамиль Саидович |
17 |
7 |
59 |
15 |
39 |
Таблица 2. Результаты первичной диагностики ОФП контрольной группы
ФИО |
Возраст (лет) |
тест №1(см) |
тест №2(сек.) |
тест №3(раз) |
тест №4(сек.) |
|
Батыров Ильшат Ильдарович |
15 |
8 |
62 |
17 |
74 |
|
Галиев Гаяз Дамирович |
17 |
2 |
30 |
12 |
44 |
|
Демьянов Артур Сергеевич |
16 |
7 |
64 |
17 |
67 |
|
Исаев Александр Сергеевич |
16 |
11 |
50 |
16 |
58 |
|
Ковалев Леонид Антонович. |
17 |
10 |
52 |
16 |
62 |
|
Ситников Алексей Дмитриевич |
17 |
8 |
28 |
13 |
39 |
Таблица 4. Результаты первичной диагностики СФП экспериментальной группы
ФИО |
Возраст (лет) |
дистанция 1 км (мин.) |
дистанция 2 км (мин.) |
|
Ахметов Артур Ильдарович |
16 |
8,88 |
16,99 |
|
Баринов Вадим Владимирович |
16 |
9,12 |
17,55 |
|
Сергеев Юрий Владимирович |
17 |
10,24 |
19,25 |
|
Тихонов Артем Алексеевич |
15 |
8,95 |
20,01 |
|
Умаров Рамиль Гаязович |
16 |
9,44 |
16,98 |
|
Хасанов Рамиль Саидович |
17 |
10,11 |
17,57 |
|
9,456 |
18,058 |
Таблица 5. Результаты первичной диагностики СФП контрольной группы
ФИО |
Возраст (лет) |
дистанция 1 км (мин.) |
дистанция 2 км (мин.) |
|
Батыров Ильшат Ильдарович |
15 |
9,44 |
17,08 |
|
Галиев Гаяз Дамирович |
17 |
8,59 |
16,99 |
|
Демьянов Артур Сергеевич |
16 |
11,04 |
20,04 |
|
Исаев Александр Сергеевич |
16 |
8,99 |
19,58 |
|
Ковалев Леонид Антонович. |
17 |
9,08 |
16,08 |
|
Ситников Алексей Дмитриевич |
17 |
11,11 |
19,51 |
|
9,708 |
18,213 |
Таблица 7. Результаты диагностики СФП после проведенных занятий в экспериментальной группе
ФИО |
Возраст (лет) |
дистанция 1 км (мин.) |
дистанция 2 км (мин.) |
|
Ахметов Артур Ильдарович |
16 |
7,99 |
15,99 |
|
Баринов Вадим Владимирович |
16 |
8,12 |
15,95 |
|
Сергеев Юрий Владимирович |
17 |
9,55 |
19,01 |
|
Тихонов Артем Алексеевич |
15 |
7,67 |
19,01 |
|
Умаров Рамиль Гаязович |
16 |
9,11 |
16,88 |
|
Хасанов Рамиль Саидович |
17 |
10,01 |
16,21 |
|
8,741 |
17,175 |
Таблица 8. Результаты диагностики СФП после проведенных занятий в контрольной группе
ФИО |
Возраст (лет) |
дистанция 1 км (мин.) |
дистанция 2 км (мин.) |
|
Батыров Ильшат Ильдарович |
15 |
9,40 |
16,99 |
|
Галиев Гаяз Дамирович |
17 |
9,01 |
16,99 |
|
Демьянов Артур Сергеевич |
16 |
9,04 |
19,99 |
|
Исаев Александр Сергеевич |
16 |
8,88 |
19,56 |
|
Ковалев Леонид Антонович. |
17 |
9,21 |
16,11 |
|
Ситников Алексей Дмитриевич |
17 |
9,57 |
19,11 |
|
9,185 |
18,125 |
Размещено на