Содержание
Оглавление
Введение…………………………………………………………………….3
Глава 1. Теоретические аспекты влияния общественных отношений на
характер и содержание взаимодействия между людьми при решении
социальных проблем в государстве………………………………………7
1.1. Понятие и сущность общества и общественных отношений………7
1.2. Человек в системе общественных отношений……………………..17
1.3. Сущность и причины возникновения социальных проблем в
обществе…………………………………………………………………..26
1.4. Формы и характер взаимодействия между людьми в обществе…42
Глава 2. Эмпирическое исследование влияния общественных
отношений на характер и содержание взаимодействия между людьми
при решении социальных проблем в государстве……………………..48
2.1. Цель, задачи и гипотеза исследования…………………………….48
2.2. Организация и проведение исследования…………………………49
2.3. Характеристика выборки……………………………………………49
2.4. Анализ результатов исследования…………………………………51
Заключение………………………………………………………………61
Список использованной литературы……………………………….…..63
Выдержка из текста работы
В социальной психологии, как в зарубежной, так и в отечественной существуют направления, посвященные изучению межличностных отношений сотрудников в малой группе с целью определения основ гармоничных отношений, влияющих на эффективность ее совместной деятельности.
Многие исследователи занимались изучением процесса реализации межличностных отношений в конкретных социальных структурах — Саммнер (1906), Уайт (1949), Хоманс (1950), Оллпорт (1950), Шериф (1958), Тибо и Келли (1958), Тернер (1975), Стефан (1985); С.Л.Франк (1929), И.А.Ильин (1935) и Б.Ф.Поршнев (1966), В.П.Позняков, А.В.Петровский и др. Большая роль отводилась специфическим условиям взаимодействия и влиянию этих условий на процесс построения межличностных отношений.
Благодаря этим исследованиям и данным, полученным в ходе работы над дипломным исследованием, открывается возможность увидеть за конкретным социально-психологическим контекстом сущность, роль и общие закономерности развития межличностных отношений, возникающих между сотрудниками в малой группе.
Все это позволяет сделать вывод об актуальности избранной темы и перспективности исследования изучения влияния межличностных отношений в малой группе на эффективность совместной деятельности сотрудников.
Целью дипломной работы является исследование влияния межличностных отношений в малой группе на эффективность совместной деятельности сотрудников.
В ходе достижения поставленной цели решаются следующие задачи:
1. Изучить современную научную литературу по психологии межличностных отношений;
2.Выработать методический арсенал и тактику ведения психологического исследования в условиях рыночных отношений;
3. Проанализировать специфику межличностных отношений как фактор эффективности совместной деятельности .персонала.
Объектом исследования является персонал организации ОАО «Ротак-Сервис» (три группы по 15 человек).
Предметом исследования являются влияния межличностных отношений персонала на эффективность совместной деятельности ее сотрудников.
Гипотеза исследования: межличностное взаимодействие в малой группе влияет на эффективность деятельности сотрудников.
Методология исследования:
1. Социометрическая методика исследования межличностных отношений.
2. Методика исследования продуктивности деятельности коллектива.
Глава 1. Основные подходы к пониманию становления, развития и функционирования межличностных отношений
1.1 Исследование межличностных отношений и деятельности группе в стране и за рубежом
Обзор литературных источников по проблеме исследования целесообразно представить в виде подтверждения текстуального повествования рассматриваемой темы дипломного исследования, с рассмотрением зарубежной и отечественной литературы по данной проблеме.
В социальной психологии, в основном зарубежной, сложилось более десятка крупных направлений, занятых изучением межличностного взаимодействия в социальных группах и межгрупповых отношений. К наиболее значительным можно отнести следующие:
Реалистическая теория группового конфликта Саммнера (1906), Уайта (1949), Шерифа (1958), Ньюкомба (1960) и Козера (1956), где теория исходит из потребностей личности в группе и считает, что в малой группе в условиях межличностного конфликта имеют несовместимые цели, связанные с овладением ресурсами.
Теория социального обмена. (Хоманс — 1950; Тибо и Келли — 1958; Блэлок и Уилкин — 1979). Здесь общественное поведение рассматривается, как обмен «социальных товаров», регулируемый критериями справедливого распределения этих товаров внутри групп.
Исследования межгруппового контакта (Оллпорт — 1950; Стефан — 1985; Кук — 1956) — это исследования на изучение специфических условий взаимодействия, которые повышают или снижают эффективность межличностного общения.
Исследованием проблемы конфликта и мира занимались Келман (1970), Боулдинг (1978), Грум (1983), Бэртон (1968) и Райт (1951). Направление объединяет в себе политологический, социологический, конфликтологический и психологический подходы к анализу отношений малых групп. Рассматриваются в основном экономические, политические, культурные механизмы функционирования малой группы, условия сосуществования разных внутригрупповых систем. Психологическая модель взаимодействия включает в себя активного индивидуального субъекта, противопоставленного группе, помогающей удовлетворить его потребности и направляющей его активность в общественно одобряемое русло.
Исследованием межличностных отношений в сфере управления организацией занимались Ливитт (1978), Лайкерт (1967), Браун (1978). Работы рассматривают проблемы повышения эффективности взаимодействия групп в организации.
Программы конфликтологических центров, занятых разработкой эффективных технологий разрешения сложных межличностных конфликтов. Это сеть разрешения конфликтов в Австралии, центр анализа и разрешения конфликтов университета Джорджа Мэйсона США, институт глобального мира и кооперации университета в Сан Диего США, фонд мира Ганди (Индия), северо-ирландская ассоциация конфликта и посредничества и множество других организаций.
Теория социальной идентичности. Дуаз (1973); Джерард и Хойт (1974); Тэджфел (1971); Тернер, (1975). Суть теории заключается в принадлежности индивида к определенной социальной категории, формировании, в связи с этим, чувства идентичности индивида с соответствующей совокупностью людей и появлении, таким образом, группового поведения. Опираясь на индивидуальные потребности, данная теория позволяет выяснить очень важные психологические механизмы межличностного взаимодействия.
В отечественной социальной психологии первой работой, специально посвященной психологическим механизмам отношений в малой группе, можно назвать работы Н.И. Шевандрина, И.А.Ильина (1935) и Б.Ф.Поршнева (1966). Они видели причину развития человеческого общества не в акте встречи двух личностей, относящихся как «я» и «ты», а в акте встречи двух общностей, относящихся как «мы» и «они». «Первым актом социальной психологии надо считать появление в голове индивида представления о «них».
Историко-теоретический анализ исследования совместной деятельности сотрудников в малой группе достаточно полно рассмотрен А.Л. Журавлевым в работе «Совместная деятельность в условиях организационно-экономических изменений» (период с 60-ых годов по настоящее время). Цель данной работы — анализ развития исследований совместной деятельности и теоретические возможности (потенциалы) психологической концепции совместной деятельности.
Проблема совместной деятельности непосредственно стала разрабатываться в нашей стране в первой половине 60-х годов психологами Ф.Д. Горбовым и М А. Новиковым, которые рассматривали задачу комплектования малых групп (экипажей) для эффективного выполнения совместной деятельности в необычных условиях обитания человека (полеты в космос).
Исследования социальных психологов Ленинградского госуниверситета, проведенные в первичных трудовых коллективах (бригадах), были направлены на изучение таких феноменов как отношение к труду и удовлетворенность трудом, межличностные отношения и лидерство в коллективе. Цель этих исследований заключалась в оптимизации отношений и повышении эффективности трудовой деятельности коллективов. Данное направление наиболее интенсивно разрабатывалось под руководством Б.Г. Ананьева и Е.С.Кузьмина Н.В. Голубевой, Н.Н Обозовым, АА. Русалиновой, А.Л. Свенцицким, Э.С.Чугуновой.
Характеризуя период исследований 60-х годов, можно выделить следующие его особенности:
а) высокая степень детерминированности исследований совместной деятельности практическими потребностями и социальным заказом;
б) доминирование эмпирических и экспериментальных (лабораторных) исследований совместной деятельности позволило качественно улучшить их методическое оснащение, а разработанные аппаратурные методики «гомеостаг», «сенсомоторный интегратор», «арка», «кибернометр», а также многие бланковые методики и шкалы стали классическими и до сих пор используются социальными психологами;
в) были подробно изучены, хотя и отдельно взятые, но принципиально важные социально-психологические феномены, включенные в процесс совместной деятельности и оказывающие влияние на ее результаты: совместимость, сработанность, организованность малых групп, удовлетворенность трудовой деятельностью и коллективом, межличностные отношения, психологические типы лидерства и т.д.
Интенсивные эмпирические и научно-практические исследования в 70-е годы совместной деятельности естественным образом привели к накоплению данных и необходимости их теоретического обобщения. Под руководством К.К.Платонова была разработана психологическая теория групп и коллективов, принципиальное место в которой отводится целям и мотивам совместной деятельности групп. В его понимании, коллективами могут быть названы такие группы, которые объединяются «общими целями и близкими мотивами совместной деятельности, подчиненными целям этого общества».
Под руководством А.В. Петровского была разработана социально-психологическая теория деятельностного опосредования межличностных отношений в группе. В его понимании, все социально-психологические феномены в группе детерминируются (опосредствуются) содержанием совместной деятельности, но при этом главным предметом исследования в социальной психологии коллектива являются межличностные отношения.
Разрабатывая методологические проблемы социально-психологического исследования Г.М Андреева и А.В.Петровский сформулировали наиболее общий объяснительный принцип деятельности в социальной психологии: конкретные социально-психологические феномены (прежде всего групповые) могут быть поняты и объяснены, исходя из анализа содержания деятельности, которую выполняет личность или группа. Наиболее успешно принцип деятельности был реализован позднее во многих исследованиях социальной перцепции, межличностных отношений и общения, выполненных их учениками.
Обобщая многочисленные данные групповых экспериментов, Н.Н.Обозов разработал теоретическую модель (схему) регуляции совместной деятельности, которая включала три основных блока факторов: условия деятельности (характер задач, время совместной работы, уровень взаимосвязанности членов группы), уровни проявления личностных характеристик (особенно мотивации и направленности), а также степень подобия или различий участников совместной деятельности по личностным характеристикам (ценностным ориентациям, мнениям, установкам, мотивации и т.п.).
Важный вклад в теоретическое осмысление проблемы совместной деятельности внесли результаты исследований, выполненных под руководством Б.Ф.Ломова. Они были посвященных анализу изменений различных познавательных процессов (сенсорно-перцептивных, мнемических, мыслительных и др.), вызванных переходом от индивидуального к групповому (совместному) выполнению деятельности. Было убедительно показано, что многие характеристики познавательных процессов трансформируются в условиях совместной деятельности.
В 70-х годах особенно интенсивно исследовались различные психологические феномены в группе, выполняющей совместную деятельность: организованность (А.С. Чернышев), эмоционально-психологические состояния (А.Н. Лутошкин), групповое волевое усилие (Л.И.Акатов), мотивация групповой деятельности (Е.И.Тимощук), сработанность (Н.Н.Обозов). Особое место в этот период занимают исследования Л.И. Уманского, посвященные различным формам организации совместной деятельности.
Давая оценку второму периоду (70-е годы) исследований совместной деятельности, можно отметить следующ……..
Список литературы
1. Андреева Г.М. Социальная психология. Учебник для вузов. М., «Наука», 1994. — 324 с.
2. Андреева Г.М. Социальная психология. Москва, «Аспект Пресс», 2000.-376 с.
3. Асмолов А. Г. Психология личности. Изд-во МГУ, 1990.- 367с.
4. Борисов В.Н. Социально-психологический тренинг межличностного общения. Учебно-методическое пособие. Домодедово: «РИПК МВД России», 1995. — 87 с.
5. Горбов Ф.Д., Новиков М.А. Экспериментально-психологическое исследование группы космонавтов // Проблемы космической биологии. Т.4. М., Наука, 1965. — 17-26 с.
6. Горбунова М.Ю. Социальная психология. Учебное пособие. Саратов, 2004. — 356 с.
7. Донцов А.И. Психология коллектива. М.: Изд-во МГУ, 1984. — 208 с.
8. Журавлев А.Л. Социальная психология. Учебное пособие. Изд. «ПЕР СЭ», 2002. — 351 с.
9. Коллектив и личность. Под ред. К.К. Платонова. М.: Наука, 1975.-263 с.
10. Крылов А.А. Психология. Учебник. М., ПБОЮЛ Гриженко Е.М., 2000.
11. Крысько В.Г. Социальная психология. Учебник для вузов. Изд-во «»ВЛАДОС-ПРЕСС», 2003. — 448 с.
12. Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М., Наука, 1999. — 349 с.
13. Ломов Б.Ф. Психические процессы и общение. // Метологические проблемы социальной психологии. М.: Наука, 1975. — 151-164 с.
14. Межличностное восприятие в группе. //Под ред. Г.М. Андреевой, А.И. Донцова. М.: Изд-во МГУ, 1981. — 113-114 с.
15. Немов Р.С. Психология. 1 кн.: «Общие основы психологии». М., «ВЛАДОС», 2003. — 688 с.
16. Обозов Н.Н. «Межличностные отношения». Изд-во Ленинградского университета, 1979. — 152 с.
17. Обозов Н.Н. Психология малых групп и коллективов //Социальная психология: История. Теория. Эмпирические исследования. Л.: Изд-во ЛГУ, 1979. — 121-174 с.
18. Петровский А. В. Вопросы истории и теории психологии. Избранные труды. М., 1984. с — 256
19. Петровский Л. В. Личность. Деятельность. Коллектив. М., 1982. — 58
20. Петровский А.В. Личность в психологии с позиции системного подхода. //Вопросы психологии. 1981. №1 — 61 с.
21. Почебут Л.Г., Чикер В.А. Организационная социальная психология». Изд-во «Речь, С.-П., 2000.- 198 с.
22. Практикум по дифференциальной психодиагностике профессиональной пригодности. // Под ред. В.А. Бодрова. М.: ПЭР СЭ, 2003. — 768 с.
23. Прикладная социальная психология. //Под ред. А.Н. Сухова и А. А. Деркача. М.; Воронеж, 1998. — 688 с.
24. Психологическая теория коллектива. //Под ред. Л, В. Петровского. М., 1979. — 239 с.
25. Райгородский Д.Я. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Самара, «БАХРАХ-М», 2000. — 672 с.
26. Савва Л.И. Межличностное познание, общение и понимание. Мин. образования РФ, Магнитогорск, 2000 г. — 36
27. Смирнова О.Е., Холмогорова В.М. Межличностные отношения дошкольников. Диагностика, проблемы, коррекции. М., ГИЦ «ВЛАДОС», 2003. — 158 с.
28. Собчик Л.Н. Метод диагностики межличностных отношений. Модифицированный тест интерперсональной диагностики Т. Лири. Методическое руководство. М., ВНИИИМТ, 1990 — 49 с.
29. Собчик Л.Н. Социально-психологическое изучение бригадной формы труда. М., «Наука», 1987. — 158
30. Совместная деятельность в условиях организационно-экономических изменений. Ответ. ред. А.Л. Журавлев. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 1997. — 142 с.
31. Социально-психологический климат в служебных коллективах. Методическое пособие под ред. М.И. Марьина. М.: ЦОКП МВД России, 2001. — 81
32. Софья Нартова-Бочавер. Психология личности и межличностных отношений. Изд-во «Эксмо-Пресс», М., 2001. — 417 с.
33. Уманский Л.И. Групповой сенсомоторный интегратор. // Вопросы психологии. 1969. № 1.
34. Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. — М., Изд-во Института Психотерапии. 2005 г. — 490 с.
35. Харшиладзе М.И. Влияние межличностных отношений на эффективность совместной мыслительной деятельности. Вопросы психологии, 1990. №5.
36. Шапарь В.Б. Словарь практического психолога. М., ООО «Изд-во АСТ»; Харьков «Торсинг», 2004. — 734 с.
37. Шевандрин Н.И. Социальная психология в образовании. Учебное пособие. М., «ВЛАДОС», 1995. — 544 с.
38. Шутц В. «Социальная психология. М., 2002 — 246.