Содержание
Введение..3
Глава 1. Теоретические и методологические аспекты исследования
влияния индивидуально-личностных характеристик
на профессиональное самоопределение..8
1.1. Индивидуально-психологические особенности
личности и их проявление в профессиональной
деятельности (способности, темперамент, волевые качества,
ценностные ориентации, профессиональная направленность)8
1.2. Сущность понятия самоопределения как поиск личностного
смысла в выбираемой трудовой деятельности…24
1.3. Профессиональное самоопределение в контексте
жизненного и личностного развития….26
1.4. Взаимовлияние личностных характеристик на
профессиональное самоопределение37
Глава 2. Экспериментальное исследование влияния
индивидуально-личностных характеристик на
профессионального самоопределения..43
2.1. Методы и процедура исследования…43
2.2.Результаты исследования44
2.3. Анализ результатов.48
2.4. Выводы.49
Заключение.51
Литература..54
Приложение56
Введение
В настоящее время социально-экономическая ситуация в России становится всё динамичнее: кардинально изменился рынок труда, появился новый вид бизнеса, ориентированный на поиск и отбор высококвалифицированных специалистов. Интенсивное развитие экономики обусловило необходимость профессиональной мобильности и конкурентоспособности работников. Эти изменения неизбежно породили массу проблем профессиональной жизни, так как прежние ценностно-нравственные и профессиональные ориентации во многом не соответствуют реальной жизни, а новые еще не сформированы.
В условиях пересмотра традиционных форм обучения студентов и поиск новых образовательных моделей возникает проблема подготовки высококвалифицированных кадров, способных быстро адаптироваться к новым условиям социальной действительности, обладающих высоким профессионализмом, востребованных на рынке труда. В связи с этим возникает необходимость более глубокого изучения основных закономерностей профессионального самоопределения, разработки системы критериев и показателей его успешности, которые являются основным условием сознательного и целенаправленного управления этим процессом (через систему профессиональной ориентации и в ходе профессионального обучения). Незавершенность профессионального самоопределения, растянутость его во времени во многих случаях является причиной недостаточной удовлетворенности части людей своей профессией и снижением эффективности деятельности, что, в свою очередь, отражается на психическом здоровье человека.
Проблема профессионального самоопределения является чрезвычайно актуальной в условиях современных социально — экономических и социокультурных преобразований, и естественной для молодых людей потребностью найти свое место в жизни. Для молодых людей, поступивших в профессиональное учебное заведение, проблема выбора профессии окончательно не решена. Часть из них разочаровывается в правильности своего выбора уже на первом году обучения, другие в начале самостоятельной профессиональной деятельности, третьи после 3-5 лет работы по профессии.
Это объясняется тем фактом, что в существующей системе образования студенту предлагаются готовые цели, стандартное содержание обучения, устоявшиеся формы контроля и работы. Подобная организация учебно-педагогического процесса зачастую исключает необходимость и возможность выбора, сужает рамки творческой самореализации, замедляет достижение идентичности и профессиональное самоопределение. Обозначенная проблема является особенно актуальной для юношеского периода развития личности, поскольку данный возраст, кроме активного самоопределения в профессии, характеризуется серией самоопределений относительно собственной личности, поиском смысла жизни, выработкой мировоззрения, т.е. поиском идентичности.
Незавершенность процесса профессионального самопределения может выразиться в неспособности молодых людей самоопределиться в других сферах жизнедеятельности.
Профессиональная деятельность является важнейшей стороной жизнедеятельности человека, которая обеспечивает полную самореализацию личности, актуализацию всех её возможностей. Профессиональное самоопределение всегда осуществлялось с учётом способностей: молодые люди выбирали такие виды профессий, в которых они могли добиться успехов благодаря имеющимся у них задаткам и способностям. На этом, прежде всего, должен основываться выбор профессионального учебного заведения. Однако в нынешних российских условиях на выбор учебного заведения оказывают влияние и многие другие факторы, например, материальный достаток, который может обеспечить та или иная профессия; престижность данной профессии на сегодняшний день; потребность в той или иной профессии; лёгкость поступления в вуз; стоимость обучения; место расположения вуза (близко или далеко от дома) и ряд других. То есть в настоящее время меняются приоритеты выбора профессии: на первое место выдвигаются мотивы выбора профессии, связанные с некоторыми личностными качествами. Дело в том, что зачастую наиболее выраженные мотивы выбора профессии (например, достижение материального благополучия в будущем) оказываются неадекватными возможностям личности при обучении, возникает дисбаланс между требованиями профессии и способностями обучающегося, преодолеть который и помогают личностные качества, такие как воля, темперамент и др.
Анализ теоретических подходов к проблеме профессионального самоопределения показывает необходимость поиска новых теоретико-методологических оснований профессионального самоопределения, в первую очередь, научного обеспечения формирования ценностно-нравственной основы выбора профессионального пути. Кроме того, несмотря на достаточно большое число исследований в этой области, изучению профессионального самоопределения в период обучения в вузе не уделялось должного внимания.
Следует особо подчеркнуть такие особенности процесса принятия решения о выборе профессии или пути профессионализации, как высокая ответственность в сочетании с неполной информацией о результатах выбора, уникальность и прдление выбора, и, наконец, недостаточная сформированность правил, критериев и способов выбора профессии. Без сомнения, эти особенности только затрудняют процесс профессионального самоопределения студентов и свидетельствуют о необходимости специально организованной психолого-педагогической помощи со стороны преподавателей.
В современной психологической науке наметилась тенденция освещения проблемы профессионального самоопределения в контексте процессов жизненного и личностного самоопределения (Е.А. Климов, Л.М. Митина, М.Р. Гинзбург и др.), что, в свою очередь, предполагает изучение целостного процесса личностной идентичности. В то же время отечественные авторы занимаются изучением идентичности сравнительно недавно (Г.М. Андреева, Е.П. Белинская и др.), тогда как личностное самоопределение или идентичность составляет неотъемлемый атрибут понятийного аппарата зарубежных психологов (Э. Эриксон, Л. Лакман, Дж. Марсия и др.). Наличие многообразных подходов к исследованию проблемы личностного самоопределения, ее терминологическая неопределенность осложняют задачу влияния личностного самоопределения на успешное профессиональное самоопределение. Для углубления представлений о развитии личности студента, необходимо рассматривать процессы становления личностного и профессионального самоопределения в период обучения в вузе, как взаимообуславливающие друг друга. Данный подход позволит интенсифицировать процесс развития личностных особенностей будущих специалистов, способствующих формированию конкурентноспособной личности в условиях современного общества.
Объект — профессиональное самоопределение личности.
Предмет влияние индивидуально-личностных характеристик личности на профессиональное самоопределение.
Цель — изучить влияние индивидуально-личностных характеристик как условие эффективности профессионального самоопределения.
Гипотеза индивидуально-личностные характеристики студентов существенно различны по содержанию на различных этапах профессионального самоопределения и определяют профессиональное самоопределение в зависимости от личностных особенностей. Эффективность профессионального самоопределения в значительной степени обусловлена комплесом личностных особенностей.
Для достижения цели исследования и проверки гипотезы были поставлены следующие задачи:
1.Изучить комплекс личностных характеристик, обуславливающих процесс профессионального самоопределения в вузе.
2.Изучить основные направления в формировании профессионального самоопределения.
3.Исследовать взаимосвязь личностных особенностей студентов с критериями успешности профессионального самоопределения и личностными характеристиками, обуславливающими процесс профессионального самоопределения в вузе.
Глава 1. Теоретические и методологические аспекты исследования
влияния индивидуально-личностных характеристик на профессиональное самоопределение
1.1. Индивидуально-психологические особенности личности и их проявление в профессиональной деятельности (способности, темперамент, волевые качества, ценностные ориентации, профессиональная направленность)
К индивидуально-психологическим особенностям личности можно отнести способности, темперамент, характер, волевые качества, ценностные ориентации, профессиональная направленность и т.д.
Индивидуально-психологические особенности субъекта являются доминирующими, но не единственными детерминантами стиля его профессиональной деятельности. Профессионально-деятельностные детерминанты, выражающиеся в объективных условиях и требованиях профессиональной деятельности хореографа, во многом определяют особенности , специфику и вариативность стиля. Поскольку индивидуальный стиль деятельности является характеристикой деятельности и проявления личности в рамках ее объективных условий и требований.
Стиль занимает связующее положение между индивидуальностью личности и деятельностью. Толковый словарь русского языка под ред. Ожигова делает акцент на деятельностной природе стиля, определяя его как совокупность приемов какой-нибудь работы, деятельности. С одной стороны, стиль формируется человеком на основе его индивидуально-психологических особенносте, с другой с учетом требований сферы деятельности; двойственная природа формирования стиля обуславливает, соответственно, два подхоа в изучении данного понятия — личностного и деятельностного, синтез которых позволяет осуществить более цельное исследование.
Способности индивидуально-психологические особенности личности, являющиеся условием успешного выполнения той или иной продуктивной деятельности. Предметом специального психологического изучения способности стали в XIX в., когда работами Ф. Гальтона было положено начало экспериментальному и статистическому исследованию различий людей. Способности обнаруживается в процессе овладения деятельностью, в том, насколько индивид при прочих равных условиях быстро и основательно, легко и прочно осваивает способы ее организации и осуществления. Они тесно связаны с обшей направленностью личности, с тем, насколько устойчивы склонности человека к той или иной деятельности. В основе одинаковых достижений при выполнении какой-либо деятельности могут лежать различные способности, в то же время одна и та же способность может быть условием успешности различных видов деятельности. Это обеспечивает возможности широкой компенсации способностей. Одним из важных моментов в процессе обучения и воспитания является вопрос о сензитивных периодах, благоприятствующих становлению тех или иных способностях. Предполагается, что формирование способностей происходит на основе задатков. Изучение конкретно-психологических характеристик различных способностей позволяет выделить общие качества индивида, отвечающие требованиям не одного, а многих видов деятельности и специальные качества, отвечающие более узкому кругу требований данной деятельности. Уровень и степень развития способностей выражают понятия таланта и гениальности.
Талант (от греч. talanton первоначально вес, мера, потом в переносном значении уровень способностей) высокий уровень развития способностей, прежде всего специальных. О наличии таланта следует судить по результатам деятельности человека, которые должны отличаться принципиальной новизной, оригинальностью подхода. Талант человека, направляясь выраженной потребностью в творчестве, всегда отражает определенные общественные запросы.
Гениальность (от лат. genius дух) высший уровень развития способностей как общих (интеллектуальных), так и специальных. О наличии гениальности можно говорить лишь в случае достижения личностью таких результатов творческой деятельности, которые составляют эпоху в жизни общества, в развитии культуры.
Темперамент (от лат. temperamentum надлежащее соотношение частей, соразмерность) это совокупность индивидуальных относительно устойчивых психодинамических свойств психики человека, проявляющихся в его поведении и деятельности.
Выдержка из текста работы
Тип |
Описание |
|
Холерик |
сильный тип темперамента, проявляющийся в общей подвижности и способности отдаваться делу с исключительной страстностью, в бурных эмоциях, резких сменах настроения, неуравновешенности. |
|
Сангвиник |
также сильный тип темперамента, характеризующийся подвижностью, высокой психической активностью, разнообразием мимики, отзывчивостью и общительностью, уравновешенностью. |
|
Флегматик |
сильный тип темперамента, связанный с медлительностью, инертностью, устойчивостью в стремлениях и настроении, слабым внешним выражением эмоций, низким уровнем психической активности. |
|
Меланхолик |
слабый тип темперамента, которому свойственны замедленность движений, сдержанность моторики и речи, низкий уровень психической активности, легкая ранимость, склонность глубоко переживать даже незначительные события, преобладание отрицательных эмоций, сенситивность. |
Имеются и другие классификации типов темперамента. Попытка разработать морфологическую теорию темперамента принадлежит немецкому психопатологу Э. Кречмеру, который определял темперамент через основные конституциональные типы телосложения. Например, астеническому типу конституции, отличающемуся длинной и узкой грудной клеткой, длинными конечностями, удлинённым лицом, слабой мускулатурой, соответствует шизоидный темперамент, которому свойственны особенности, располагающиеся в основном вдоль «психоэстетической» шкалы, — от чрезмерной ранимости, аффективности и раздражительности до бесчувственной холодности и тупого, «деревянного» равнодушия; шизоидам присущи замкнутость, уход во внутренний мир, несоответствие реакций внешним стимулам, контрасты между судорожной порывистостью и скованностью действий.
Пикническому типу, характеризующемуся широкой грудью, коренастой фигурой, круглой головой, выступающим животом, отвечает циклоидный темперамент, индивидуальные особенности которого располагаются вдоль «диатетической» шкалы, то есть от постоянно повышенного, веселого настроения у маниакальных субъектов до постоянно сниженного, печального и мрачного состояния духа у депрессивных индивидов; циклоидам свойственны соответствие реакций стимулам, открытость, умение слиться с окружающей средой, естественность, мягкость и закруглённость движений. При этом, Кречмер преувеличивал роль конституциональных особенностей как факторов психического развития личности.
В концепции американского психолога У. Шелдона выделяется три основных типа соматической конституции (соматотипа): эндоморфный; мезоморфный; эктоморфный.
Для эндоморфного типа характерны мягкость и округлость внешнего облика, слабое развитие костной и мускульной систем; ему соответствует висцеротонический темперамент с любовью к комфорту, чувственными устремлениями, расслабленностью и медленными реакциями. Мезоморфный тип отличается жёсткостью и угловатостью облика, преобладанием костно-мускульной системы, атлетичностью и силой; с ним связан соматотонический темперамент с любовью к приключениям, склонностью к риску, жаждой мускульных действий, активностью, смелостью, агрессивностью. Эктоморфному типу конституции свойственны изящество и хрупкость телесного облика, отсутствие выраженной мускулатуры; этому соматотипу соответствует церебротонический темперамент, характеризующийся малой общительностью, заторможённостью, склонностью к обособлению и одиночеству, повышенной реактивностью. Как и Кречмер, Шелдон проводит мысль о фатальной соматической обусловленности самых разнообразных психических черт личности, в том числе таких, которые целиком определяются условиями воспитания и социальной средой.
Основным недостатком этих теорий является то, что они принимают в качестве первопричины проявлений темперамента в поведении такие системы организма, которые не обладают необходимыми для этого свойствами.
Теоретическое и экспериментальное обоснование ведущей роли центров нервной системы в динамических особенностях поведения впервые дал И.П. Павлов, выделивший три основных свойства нервной системы: силу; уравновешенность; подвижность возбудительного и тормозного процессов. Из ряда возможных сочетаний этих свойств Павлов выделил четыре комбинации в виде четырёх типов высшей нервной деятельности.
Проявления их в поведении Павлов поставил в прямую связь с античной классификацией темперамента. Сильный, уравновешенный и подвижный тип нервной системы рассматривался им как соответствующий темперамент сангвиника; сильный, уравновешенный, инертный — темперамент флегматика; сильный, неуравновешенный — темперамент холерика; слабый — темперамент меланхолика. При оценке этой типологии надо иметь в виду, что она была построена применительно к высшей нервной деятельности животных и непосредственно к человеку неприложима без существенных оговорок.
Но многие психологи (Б.М. Теплов, В.Д. Небылицын, В.С. Мерлин и др.) отмечают, что на современном этапе развития науки сделать окончательные выводы относительно числа основных типов нервной системы, равно как и числа типичных темпераментов, ещё не представляется возможным. Как показывают исследования, сама структура свойств нервной системы как нейрофизиологических измерений темперамента на много сложнее, чем это представлялось ранее, а число основных комбинаций этих свойств, видимо, гораздо больше, чем предполагалось Павловым.
Но необходимо иметь в виду два важных обстоятельства. Во-первых, «чистые» темпераменты встречаются довольно редко. Чаще всего у человека сочетаются черты разных типов, хотя преобладают свойства какого-то одного. Во-вторых, нельзя путать, смешивать свойства темперамента и черты характера. Нельзя говорить и о «хороших» и «плохих» темпераментах, речь идет лишь о существовании разных способов поведения и деятельности.
2. Темперамент и особенности профессиональной деятельности
холерик |
сангвиник |
флегматик |
меланхолик |
||
Речь |
Громкая, резкая, неравномерная |
Громкая, живая, плавная |
Монотонная, медленная |
Тихая, с придыханием |
|
Общительность |
Высокая |
равномерная |
невысокая |
Низкая (замкнутость) |
|
Поведение |
Страстное, увлекающееся |
Энергичное (деловое) или болтливое |
Поведение неутомимого труженика |
Неравномерное, реактивное (как ответ на актив-ность других) |
|
Настроение |
неустойчивое с преобладанием бодрого |
устойчивое, жизнерадостное |
устойчивое, без больших радос-тей и печалей |
неустойчивое с обладанием пессимизма |
|
Отношение к критике |
возбужденное |
спокойное |
безразличное |
обидчивое |
|
Самооценка |
Значительная пе-реоценка своих способностей |
Некоторая пере-оценка своих способностей |
Более реальная оценке своих способностей |
Чаще недооценка своих способностей |
|
Терпение |
слабое |
умеренное |
очень большое |
очень слабое |
В действительной жизни редко встречаются люди с ярко выраженным, «чистым» темпераментом. В основном преобладают люди, наделенные различными сочетаниями свойств темперамента, так называемым сложным темпераментом. Сочетания темпераментов могут быть как природными, то есть врожденными, так и приобретенными, когда под воздействием тех или иных жизненных обстоятельств основной темперамент осложняется другим, его дополняющим.
Совместимость различных людей в профессиональной деятельности имеет важное значение. Наличие даже двух несовместимых людей (особенно в малых группах) серьезно сказывается на атмосфере в коллективе. Еще пагубнее последствия могут быть при несовместимости формального и неформального лидеров или непосредственно связанных должностными обязанностями руководителей (например, мастер — начальник цеха).
В совместимости сотрудников темперамент играет важнейшую роль. Например, если управленческий коллектив, состоящий наполовину из холериков, на четверть из флегматиков и на четверть из меланхоликов, должен быстро принимать решения и действовать, то в его функционировании неизбежно будут возникать частые напряженные моменты. Наилучшая совместимость между людьми на производстве (в отделах, бюро, бригадах, звеньях, то есть в малых группах) достигается, как и в брачно-семейных отношениях, при оптимальном сочетании людей с противоположными типами темпераментов. Эффективным можно считать такое сосуществование, которое удовлетворяет его участников и сохраняет их отношения. Несовместимость же порождает неприязнь, антипатию, конфликты, что отрицательно сказывается на совместной деятельности.
Работа в коллективе имеет свои специфические особенности. Даже молчаливое присутствие других людей изменяет психологическое состояние ее членов. Еще В.М. Бехтерев выделил типы «социально-возбудимых» и «социально-тормозных» людей: у первых — показатели в присутствии других улучшаются, у вторых — ухудшаются.
При формировании разнообразных навыков в процессе обучения персонала следует знать, что первая фаза их выработки лучше протекает индивидуально, а при овладении и закреплении действий их синтез лучше осуществляется в условиях «соприсутствия».
Таким образом, от темперамента зависит, каким способом человек реализует свои действия, но при всём этом не зависит их содержательная сторона. Темперамент проявляется в особенностях протекания психических процессов, влияя на скорость воспоминания и прочность запоминания, беглость мыслительных операций, устойчивость и переключаемость внимания.
В целом, формирование коллективов должно зависеть от специфики поставленных перед ними задач. Так, в группы, связанные с интенсивными процессами производства, следует, в основном, включать сангвиников и флегматиков, а там, где преобладают монотонные процессы, лучше зарекомендуют себя меланхолики. Холериков целесообразно назначать на работы, требующие быстрого исполнения и подвижности. Формирование же бригад, звеньев, участков на производстве, а также бюро, секторов, групп в управленческих подразделениях следует осуществлять на основе подбора представителей различных темпераментов и разных способностей, но с преобладанием в них тех, чьи типологические особенности в большей степени соответствуют основным задачам профессиональной деятельности группы.
При этом есть профессии, предъявляющие к определённым свойствам темперамента очень высокие требования (например, требования к выдержке и самообладанию или к быстроте реакций). Тогда необходимым условием успеха становится отбор людей с темпераментом, пригодным для данной профессии.
Заключение
Список литературы1.
2. Дружилов, С.А. Становление профессионализма человека как реализация индивидуального ресурса профессионального развития / С.А. Дружилов. — Новокузнецк: ИПК, 2002. — 242 с.
3. Камышев, Э.Н. Психология и педагогика: Учебное пособие / Э.Н. Камышев, Л.И. Иванкина, И.А. Дубинина и др. — 2-е изд., стер. — Томск: Изд-во ТПУ, 2005. — 79 с.
4. Немов, Р.С. Психология. Учебник для вузов. В 3-х т. — М.: Гуманит. Изд. Центр Владос, 2006. — 639 с.
5. Психология и педагогика: Учебное пособие / Под ред. В.М. Николаенко. — М.: ИНФРА-М, 1998. — 175 с.
6. Психология: Учебник для технических вузов / Под общ. ред.В.Н. Дружинина. — СПб.: Питер, 2000. — 608 с.
7. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. — СПб.: Питер, 1998. — 705 с.
8. Столяренко, Л.Д. Основы психологии: Учебное пособие / Л.Д. Столяренко. — Ростов н/Д.: Изд-во «Феникс», 1996. — 736 с.