Выдержка из текста работы
Автор работы подтверждает, что приведенный в ней расчетно-аналитический материал правильно и объективно отражает состояние исследуемого процесса, а все заимствованные из литературных и других источников теоретические, методологические и методические положения и концепции сопровождаются ссылками на их авторов.
Abstract
Course work: 36 pages , 23 source/
Bank, banking system, national bank, credit, bank ratings, banking services, performance indicators of banking activities.
The object of the course work, the National bank of the Republic of Belarus.
Subject of coursework operations conducted by the National bank of the Republic of Belarus and their role in the global monetary system.
The purpose of the course work to study the characteristics of National bank of the Republic of Belarus with the global monetary system.
Realization of this goal involves the following tasks:
1. Theoretical study of the actual operations of the National bank of the Republic of Belarus and their role in the global monetary system;
2. Study legal , methodological and analytical- statistical data on operations of the National bank of the Republic of Belarus;
3. Generalization and systematization of information on the specifics of the operations of the National bank of the Republic of Belarus.
Methods: tabular, graphical, analysis and synthesis, generalization, comparison.
Copyright work confirms that resulted in it cash- analytical material correctly and objectively reflects the state of the process under investigation , and all borrowed from the literature and other sources of theoretical and methodological terms and concepts are accompanied by references to their authors.
Оглавление
Введение
1. Центральные банки как элемент мировой валютно-кредитной системы
1.1 Значение Центрального банка в мировой практике
1.2 Характеристика Национального банка Республики Беларусь как элемента мировой валютно-кредитной системы
2. Операции Национального банка в мировой валютно-кредитной системе
3. Совершенствование денежно-кредитной политики Национального банка
Заключение
Список использованных источников
Введение
Банковская система Республики Беларусь состоит из Национального банка Республики Беларусь и иных банков.
Национальный банк регулирует кредитные отношения, денежное обращение, определяет порядок расчетов и обладает исключительным правом эмиссии денег.
Национальный банк Республики Беларусь является центральным банком и государственным органом Республики Беларусь, действует исключительно в интересах Республики Беларусь.
Национальный банк осуществляет свою деятельность в соответствии с Конституцией Республики Беларусь, Банковским кодексом Республики Беларусь, законами Республики Беларусь, нормативными правовыми актами Президента Республики Беларусь и независим в своей деятельности, подотчетен Президенту и Парламенту Республики Беларусь. Национальный банк Республики Беларусь является юридическим лицом и имеет право на осуществление банковской деятельности.
Объект курсовой работы Национальный банк Республики Беларусь.
Предмет курсовой работы операции, проводимые Национальным Банком Республики Беларусь и их роль в мировой валютно-кредитной системе.
Цель курсовой работы изучить особенности операций Национального Банка Республики Беларусь с мировой валютно-кредитной системе.
Задачи курсовой работы:
1. Теоретическое исследование актуальных операций Национального банка Республики Беларусь и их роль в мировой валютно-кредитной системе;
2. Изучить нормативно-правовой, методический и аналитико-статистический материал по операциям Национального Банка Республики Беларусь;
3. Систематизировать и обобщить информацию по особенностям операций Национального банка Республики Беларусь.
Курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка из 23 использованных источников.
Методы исследования: табличный, графический, анализ и синтез, обобщение, сравнение.
При написании работы широко использовалась учебная и периодическая литература, нормативные акты и официальная статистика.
Глава 1. Центральные банки как элемент мировой валютно-кредитной системы
1.1 Значение Центрального банка в мировой практике
Банк — финансовое предприятие, которое сосредотачивает временно свободные денежные средства (вклады), предоставляет их во временное пользование в виде кредитов (займов, ссуд), посредничает во взаимных платежах и расчетах между предприятиями, учреждениями или отдельными лицами, регулирует денежное обращение в стране, включая выпуск (эмиссию) новых денег [5, с. 36]. Банковская система — совокупность различных видов национальных банков и кредитных учреждений, действующих в рамках общего денежно-кредитного механизма. Включает Центральный банк, сеть коммерческих банков и других кредитно-расчетных центров. Центральный банк проводит государственную эмиссионную и валютную политику, является ядром резервной системы. Коммерческие банки осуществляют все виды банковских операций [5, с. 39].
В странах с развитой рыночной экономикой сложились двухуровневые банковские системы. Верхний уровень системы представлен центральным (эмиссионным) банком. На нижнем уровне действуют коммерческие банки, подразделяющиеся на универсальные и специализированные банки (инвестиционные банки, сберегательные банки, ипотечные банки, банки потребительского кредита, отраслевые банки, внутрипроизводственные банки), и небанковские кредитно-финансовые институты (инвестиционные компании, инвестиционные фонды, страховые компании, пенсионные фонды, ломбарды, трастовые компании и др.).
Центральный (эмиссионный) банк в большинстве стран принадлежит государству. Но даже если государство формально не владеет его капиталом (США, Италия, Швейцария) или владеет частично (Бельгия — 50%, Япония — 55%), центральный банк выполняет функции государственного органа. Центральный банк обладает монопольным правом на выпуск в обращение (эмиссию) банкнот — основной составляющей наличноденежной массы. Он хранит официальные золото-валютные резервы, проводит государственную политику, регулируя кредитно-денежную сферу и валютные отношения. Центральный банк участвует в управлении государственным долгом и осуществляет кассово-расчетное обслуживание бюджета государства [6].
По своему положению в кредитной системе центральный банк играет роль «банка банков», т. е. хранит обязательные резервы и свободные средства коммерческих банков и других учреждений, предоставляет им ссуды, выступает в качестве «кредитора последней инстанции», организует национальную систему взаимозачетов денежных обязательств либо непосредственно через свои отделения, либо через специальные расчетные палаты.
Коммерческие банки — основное звено кредитной системы. Они выполняют практически все виды банковских операций. Исторически сложившимися функциями коммерческих банков являются прием вкладов на текущие счета, краткосрочное кредитование промышленных и торговых предприятий, осуществление расчетов между ними. В современных условиях коммерческим банкам удалось существенно расширить прием срочных и сберегательных вкладов, средне- и долгосрочное кредитование, создать систему кредитования населения (потребительского кредита).
Коммерческие банки создаются на паевых или акционерных началах и могут различаться: по способу формирования уставного капитала (с участием государства, иностранного капитала и др.), по специализации, по территории деятельности, видам совершаемых операций и т.д. Средства коммерческих банков делятся на собственные (уставной фонд, резервный фонд и другие фонды, образованные за счет прибыли) и привлеченные (средства на счетах предприятий, их вклады и депозиты, вклады граждан и т.д.).
Инвестиционные операции коммерческих банков связанны в основном с куплей-продажей ценных бумаг правительства и местных органов власти. После кризиса 1929-1933 гг. в США, Франции, Великобритании, в ряде других стран коммерческим банкам запрещено участвовать в выпуске и покупке ценных бумаг частных предприятий небанковского сектора. Этот запрет в настоящее время преодолевается путем открытия банком трастовых отделов и учреждения трастовых компаний, управляющих имуществом клиентов по доверенности (в США 2/3 этого имущества представлено ценными бумагами корпораций).
Коммерческие банки выполняют расчетно-комиссионные и торгово-комиссионные операции, занимаются факторингом, лизингом, активно расширяют зарубежную филиальную сеть и участвуют в многонациональных консорциумах (банковских синдикатах).
Инвестиционные банки (в Великобритании — эмиссионные дома, во Франции — деловые банки) специализируются на эмиссионно-учредительных операциях. По поручению предприятий о государства, нуждающихся в долгосрочных вложениях и прибегающих к выпуску акций и облигаций, инвестиционные банки берут на себя определение размера, условий, срока эмиссии, выбор типа ценных бумаг, а также обязанности о их размещению и организации вторичного обращения. Учреждения этого типа гарантируют покупку выпущенных ценных бумаг, приобретая и продавая их за свой счет или организуя для этого банковские синдикаты, предоставляют покупателям акций и облигаций ссуды. Хотя доля инвестиционных банков в активах кредитной системы сравнительно невелика, они благодаря их информированности и учредительским связям играют в экономике важнейшую роль [6].
Сберегательные банки ( в США — взаимосберегательные банки, в ФРГ — сберегательные кассы) — это, как правило, небольшие кредитные учреждения местного значения, которые объединяются в национальные ассоциации и обычно контролируются государством, а нередко и принадлежат ему. Пассивные операции сберегательных банков включают прием вкладов от населения на текущие и другие счета. Активные операции представлены потребительским и ипотечным кредитом, банковскими ссудами, покупкой частных и государственных ценных бумаг. Сберегательные банки выпускают кредитные карточки.
Ипотечные банки — учреждения, предоставляющие долгосрочный кредит под залог недвижимости (земли, зданий, сооружений). Пассивные операции этих банков состоят в выпуске ипотечных облигаций.
Ипотечный кредит — это долгосрочная ссуда, выдаваемая ипотечными, коммерческими банками, страховыми и строительными обществами и другими финансово-кредитными учреждениями под залог земли и строений производственного и жилого назначения. Ипотечный кредит применяется главным образом в сельском хозяйстве, а также в жилищном и других видах строительства. В результате увеличивается размер производительно используемого капитала.
Коммерческими банками, фирмами — поставщиками оборудования, финансовыми компаниями предоставляются кредиты промышленно-торговым корпорациям под залог машин и оборудования. В этом случае сумма ипотечного кредита ниже рыночной стоимости закладываемого оборудования и других активов корпораций. Кроме того, размеры ипотечного кредита уменьшаются в зависимости от степени износа закладываемого оборудования.
Процентные ставки по ипотечному кредиту определяются спросом и предложением и дифференцируются в зависимости от финансового положения заемщика.
Ипотечный кредит широко распространен в странах с рыночной экономикой. Ссуды выделяются на жилищное и производственное строительство под высокий процент (10-20%).
Банки потребительского кредита — тип банков, которые функционируют в основном, за счет кредитов, полученных в коммерческих банках, и выдачи краткосрочных и среднесрочных ссуд на приобретение дорогостоящих товаров длительного пользования и т.д.
Главную роль в банковском деле играют банковские группы, в составе которых выделяются головная компания (крупный банк — холдинг), филиалы (дочерние общества), а также представительства, агентства, отделения.
Банковский холдинг представляет собой держательскую (холдинговую) компанию, владеющую пакетами акций и иных ценных бумаг других компаний и осуществляющую операции с этими ценными бумагами. Помимо чистых холдингов, занимающихся только указанными операциями, существуют смешанные холдинги, которые, кроме того, ведут предпринимательскую деятельность в различных сферах экономики. В этом случае холдинг создается, как правило, в связи с основанием головной компанией дочерних производственных фирм. Холдинговые компании могут иметь сложную структуру, когда головной холдинг контролирует через систему участий, т.е. через владение акциями, дочерние компании-холдинги, в свою очередь, являющиеся держателями акций различных фирм. Материнская (головная) холдинговая компания получает прибыль за счет дивидендов на контролируемые ею акции дочерних компаний, а также в некоторых случаях за счет перевода части прибыли дочерних компаний на основе специальных соглашений. Холдинг, обычно, выступает в качестве собственника контрольного пакета акций, что позволяет ему оказывать решающее влияние на функционирование подконтрольных компаний. Как правило, холдинги могут иметь различные правовые формы: обществ с ограниченной ответственностью, товариществ, компаний, акционерных обществ. Наиболее распространены холдинги, организованные как акционерные общества (в том числе и с участием государства).
Особенностью банковских групп является наличие в их составе филиалов. Банковский филиал выступает как юридическое лицо, регистрируется в местных органах власти и считается резидентом страны требования, имеет самостоятельный баланс. Он может выполнять все те же операции, что и банк-учредитель, но может быть и специализированным. Крупные банки часто основывают филиалы, занимающиеся факторингом, лизингом, консультациями. Пользуясь юридической независимостью филиалов, коммерческие банки осуществляют через них запрещенные сделки с ценными бумагами компаний небанковского сектора.
В отличие от филиала представительство, агентство и отделение юридическими лицами не являются и не имеют самостоятельного баланса. Представительство занимается лишь сбором информации, поиском клиентов и рекламой. Коммерческая деятельность представительствам запрещена. Агентство уполномочено осуществлять активные банковские операции (кредитные и инвестиционные), расчетное обслуживание. Однако эти операции оно проводит за счет банка-учредителя, так как само агентство не имеет права принимать вклады и, следовательно, не располагает собственной ресурсной базой. Отделение, в отличие от агентства, проводит как активные, так и пассивные операции. Перечень их может совпадать с перечнем операций банка-учредителя или ограничиваться какой-то его частью.
Банки по характеру собственности делятся на: частные, кооперативные, муниципальные (коммунальные); государственные, смешанные; созданные с участием государства [4, c. 28]. Централизация банковского капитала проявляется в слиянии крупных банков в крупнейшие банковские объединения, в росте филиальной сети крупных банков. Существуют несколько форм банковских объединений.
Банковские картели — это соглашения, ограничивающие самостоятельность отдельных банков и свободную конкуренцию между ними путем согласования и установления единообразных процентных ставок, проведения одинаковой дивидендной политики и т.п.
Банковские синдикаты, или консорциумы — соглашения между несколькими банками для совместного проведения крупных финансовых операций.
Банковские тресты — это объединения, возникающие путем полного слияния нескольких банков, причем происходит объединение капиталов этих банков и осуществляется единое управление ими.
Банковские концерны — это объединение многих банков, формально сохраняющих самостоятельность, но находящихся под финансовым контролем одного крупного банка, скупившего контрольные пакеты их акций [8].
В конкурентной борьбе крупные банки имеют решающие преимущества перед мелкими. Во-первых, они обладают большими возможностями для привлечения вкладов, так как вкладчики предпочитают помещать свои средства в крупные, более солидные и устойчивые банки, а не в мелкие, которые чаще терпят крах. Во-вторых, крупные банки обычно обладают сетью филиалов (отделений, агентств, контор), расположенных во многих городах, чего не имеют мелкие банки. В-третьих, у крупных банков издержки по ведению операций относительно меньше вследствие большего масштаба этих операций. Это позволяет крупным банкам взимать меньшую плату с клиентов за выполнение для них расчетных и кредитных операций, что, естественно, привлекает клиентуру.
Правовые основы деятельности банковской системы Республики Беларусь определены Банковским кодексом Республики Беларусь [2], другими законодательными и нормативными актами, действующими на территории Республики Беларусь. Действия законов распространяется на кредитные учреждения, расположенные на территории Республики Беларусь. Банковская система Республики Беларусь является двухуровневой и состоит из Национального банка Республики Беларусь и сети коммерческих банков (см табл. 1) [14].
Ассоциация белорусских банков (далее — Ассоциация) создана в 1990 году, является некоммерческой организацией и в настоящее время объединяет все банки, действующие на территории Республики Беларусь (31) с разветвленной сетью филиалов и отделений по всей республике (свыше 500) и 9 организаций, деятельность которых связана с функционированием банковской системы.
Банковские услуги прежде всего можно подразделить на специфические и неспецифические услуги. Специфическими услугами является все то, что вытекает из специфики деятельности банка как особого предприятия. К специфическим услугам относятся три вида .выполняемых ими операций:
1) депозитные операции,
2) кредитные операции.
3) расчетные операции.
Депозитные операции связаны с помещением денежных средств клиентов в банк во вклады (депозиты). Исторически данной операции предшествовала сохранная операция, когда люди помещали свои ценности на сохранение в банки, обеспечивающие надежность и безопасность сбережений. В последующем сохранность денежных средств стала перерастать в сохранность от обесценения. Люди стали помещать свои денежные ресурсы в банк не только как в наиболее удобное, безопасное место, но и в целях получения дохода, их сохранения от обесценения, инфляции. За помещение денег на депозит клиенты банка получают ссудный процент [1].
Кредитная операция является основной операцией банка. Не случайно банк иногда называют крупным кредитным учреждением. И это действительно так: в общей сумме активов банка основной удельный вес составляют кредитные операции. Чаще всего за счет кредитования клиентов банк получает и большую часть дохода. В современной структуре банковских операций кредитная операция однако не является основной. В силу экономического кризиса, инфляции и, следовательно, более высокого риска коммерческие банки предпочитают заниматься не столько кредитованием, сколько другими более доходными и менее рискованными операциями (например, валютными операциями).
Расчетные операции, которые производит банк, могут осуществляться как в безналичной, так и в наличной форме. По поручению клиентов банки могут открывать различные счета, с которых производятся платежи, связанные с покупкой или продажей товароматериальных ценностей, выплатой заработной платы, перечислением налогов, сборов и других не менее важных платежей. При расчетах банк выступает посредником между продавцами и покупателями, между предприятиями, налоговыми органами, населением, бюджетом. При производстве расчетов банки используют различное современное оборудование обеспечивающее быструю связь и техническую обработку документации поступающей в банк.
Рассмотренные три типа банковских операций называют традиционными банковскими операциями. Оттенок традиционности они приобретают прежде всего в том смысле, что исторически, на протяжении длительного времени переходят как наследие от одного поколения банков к другому. Можно сказать, что эти операции являются самыми древними: их выполняли «старые» банкирские дома, выполняют и современные большие и малые банки.
Но дело не только в этом. Оттенок традиционности данные операции приобретают и в том смысле, что создают условия сохранения статуса банка. Банками являются не вообще те или иные предприятия или организации, которые принимают вклады, выдают кредиты, или совершают расчеты между различными юридическими и физическими лицами. На практике довольно часто можно встретить фонды, которые принимают вклады на определенный срок и под определенный процент, но от этого они не становятся банками. Известно, например, что кредиты могут предоставляться также торговыми организациями, вообще всеми субъектами, у которых есть свободные денежные средства, но от этого они также не превращаются в банки, а сохраняют свой основной статус (положение). Почта проводит платежи по поручению клиента, но, не смотря на расчетные операции, которые она выполняет, остается почтой, а не превращается в банк.
К разряду традиционных банковских операций можно отнести и кассовые операции. В современном законодательстве они не включены в состав базовых операций, из которых складывается банк, однако по своему назначению они отражают суть банковской деятельности. Трудно себе представить, что банк, занимаясь депозитами, осуществляя кредитование и расчеты, не ведет кассовых операций.
Промежуточное положение между традиционными и нетрадиционными операциями занимают дополнительные операции. В их состав входят валютные операции, операции с ценными бумагами, операции с золотом, драгоценными металлами и слитками. Эти операции банки могут и не выполнять.
В состав нетрадиционных банковских услуг входят все другие услуги. Их достаточно много, в том числе:
1. посреднические услуги,
2. услуги, направленные на развитие предприятия (внедрение на биржу, размещение акций, юридическая помощь, информационные услуги и т. п.),
3. предоставление гарантий и поручительств,
4. доверительные операции (включая консультации и помощь в управлении собственностью по поручению клиента),
5. бухгалтерская помощь предприятиям,
6. представление клиентских интересов в судебных органах,
7. услуги по предоставлению сейфов,
8. туристские услуги и др. [4].
Банкам запрещено заниматься производственной и торговой деятельностью, а также страхованием.
В соответствии с рассмотренной классификацией и в зависимости от субъектов получения услуги предоставляются как юридическим, так и физическим лицам. Практически набор услуг тем и другим лицам может быть в тех или иных банках одинаков, неодинаковым может оказаться только их объем. В сводном перечне услуг российских коммерческих банков услуги, предоставляемые населению, занимают пока незначительный удельный вес, им еще предстоит увеличить количество видов операций для физических лиц (в том числе по совершению платежей, кредитованию производственных и потребительских нужд, приему вкладов и др.).
Поскольку банки аккумулируют (собирают) свободные денежные средства и их перераспределяют, направляют на возвратной основе нуждающимся хозяйственным организациям, банковские услуги могут осуществляться в форме как пассивных, так и активных операций. С помощью пассивных операций банки формируют свои ресурсы (например, за счет депозитов, продажи сертификатов, кредитов, полученных у других банков, и т.п.). Осуществляя активные операции, банки размещают привлеченные и собственные ресурсы на нужды различных хозяйственных организаций и населения.
В зависимости от платы за предоставление банковские услуги подразделяются на платные и бесплатные услуги. Это однако не означает, что какой-то определенный тип услуг полностью является платным либо бесплатным. Дело банка определить, за какую разновидность, например, расчетных операций необходимо взыскивать плату с клиентов, а за какую — плату не устанавливать. По ряду соображений отдельные операции в составе расчетных, кредитных и депозитных могут осуществляться бесплатно.
По отношению к плате за услуги и, следовательно, к доходам банка могут быть применены и другие, более детальные признаки. Нередко выделяются банковские услуги, приносящие и не приносящие банковский доход, дорогостоящие и дешевые услуги. Так, большинство активных операций позволяет банку получить доход, в то время как его пассивные операции предполагают выплату процентов по определенным видам вкладов. Некоторые банковские услуги требуют больших затрат труда, поэтому их цена дороже. Например, обработка аккредитива стоит в банке дороже, чем обычный перевод денег по платежному поручению клиента.
В зависимости от связи с движением материального продукта банковские услуги подразделяются на два вида:
1) услуги связанные с его движением,
2) чистые услуги.
Поскольку банки своими денежными операциями обслуживают главным образом движение материального продукта, их основная часть бесспорно относится к первому виду услуг. Способствуя продвижению товаров, данные услуги банка (такие как, например, услуги предприятиям транспорта, связи, торговли) создают новую дополнительную стоимость. Чистые услуги предоставляются организациям, занятым непосредственно материальным производством, а также отдельным гражданам для удовлетворения их личных потребностей.
Как отмечалось, продуктом банка являются различного рода услуги. В отличие, к примеру, от продукта промышленного предприятия банковский продукт не выглядит зачастую как нечто материальное, вещественное. Кредиты и расчеты совершаются в порядке записей по счетам, в безналичной денежной форме. Поэтому в отличие от отраслей материального производства, где продукт приобретает конкретную товарную форму, банковский продукт нельзя складировать, производить про запас.
Важнейшим свойством банковских услуг является их производительный характер. Уже в такой простейшей Форме, как прием от населения и предприятий во вклады, заключен огромный производительный смысл. Банк просто собирает деньги — он превращает «неработающие», неиспользуемые денежные ресурсы в работающие активы. В равной степени это относится к кредитам, предоставляемым предприятиям и организациям на развитие своей производственной и финансовой деятельности. Так или иначе банковские операции обслуживая хозяйственную деятельность своих клиентов, способствуют развитию и ускорению производства [6].
Характерным свойством банковских услуг является и то, что их объектом выступают не просто деньги, перемещаемые в огромных суммах с помощью каналов банковской связи с одного счета на другой, из одного региона (предприятия, сектора экономики) в другой. Движение по счетам предприятий — это преимущественно движение капиталов в денежной форме.
Свойство банковских услуг состоит и в том, что они охватывают как активные, так и пассивные операции. Принимая вклады и «осуществляя тем самым пассивные операции, банки дают возможность своим клиентам не только хранить денежные средства в безопасном месте, но и получить определенный доход в виде процентов по депозитам. Размещая акции клиентов, предоставляя им ссуду, выполняя валютные и другие активные операции, банки оказывают существенные услуги хозяйствам, способствуют продвижению товарных масс, купле-продаже товаров, экономии общественных затрат.
Операции, выполняемые банками, могут осуществлять и другие предприятия и организации. Они не являются монополией только банка. Это относится не только к традиционным банковским операциям, но и особенно к другим услугам. Известно, например, что бухгалтерскую помощь, консультации, различные посреднические услуги, аренду сейфов и другие услуги могут оказывать специальные предприятия и агентства. Можно поэтому также заметить, что банки, будучи крупными кредитными институтами, могут выполнять небанковские операции — операции, которые традиционно выполняют другие хозяйствующие субъекты.
Такое положение связано с тем, что на рынке банковских услуг в условиях рыночного хозяйства возникает серьезная конкуренция. Появление на рынке новых продавцов банковских услуг (торговые организации, финансово-промышленные компании, различные агентства и т.д.), зачастую сокращает возможность расширения наиболее прибыльных операций, вынуждает банки искать новые источники доходов. Именно поэтому особенно быстро за последние годы стали развиваться не чисто банковские операции, а другие нетрадиционные для банка услуги.
Свойства банковских услуг:
· не могут быть произведены про запас
· носят производительный характер
· объектом банковских услуг выступает капитал
· охватывают активные и пассивные операции
· не являются монополией только банка
· могут относиться к небанковским операциям
Эволюция стандартного набора банковских услуг такова, что постепенно под влиянием многих факторов (не только конкуренции, но и освоения новой технологии, изобретения нового банковского продукта и др.) на рынке происходит как рост их объема, так и расширение их состава. Особенно это заметно в работе коммерческих банков. Еще несколько лет тому назад отечественные банки не работали с сертификатами, векселями, кредитными карточками, в их профессиональном лексиконе не употреблялись такие понятия, как факторинг, лизинг, контокоррент, опцион, банкомат и др. И это понятно, так как банки работали в условиям централизованной распределительной системы, когда ряд услуг был просто не нужен. Рынок предъявил новые требования к работе: банки оказались вынужденными осваивать новейшие операции, в которых заинтересован их клиент. К сожалению, сразу освоить все эти услуги не могут. Прошло не так мало времени, банки еще не накопили достаточного опыта. Ряд операций не получает развития из-за сильной инфляции недостаточности современных средств связи. Нельзя не учитывать и того, что банки еще не обладают необходимыми знаниями о новейших услугах, им еще предстоит обучить свой персонал технике их предоставления [8].
Постепенно, однако, новейшие технологии новые операции становятся достоянием банков. Кроме традиционных банковских операций они начинают предоставлять более широкий набор своих услуг. В целом можно сказать, что в банковском секторе экономики наметилась тенденция к универсальной деятельности, универсализации банковских услуг.
Комплексное банковское обслуживание может, однако, прийти не сразу. Для этого банкам предстоит решить ряд проблем, которые были упомянуты выше. Важно, чтобы банки правильно определили свое место на рынке, оценили свои финансовые, кадровые и производственные возможности. Иногда не обязательно стремиться к предоставлению всего набора услуг. Напротив, для того или иного банка окажется более рациональным сконцентрированным на каких-то определенных операциях. Специализация банка на их выполнении может оказаться для него более эффективным направлением развития, позволит сократить затраты на проведение операций и, в конечном счете, увеличить их доходность.
В Республике Беларусь создан первый фонд банковского управления (далее — ФБУ). Им стал ФБУ «Капитал» доверительного управляющего фондом ОАО «Белинвестбанк». Соответствующая запись о регистрации его инвестиционной декларации и правил внесена Национальным банком Республики Беларусь 24 сентября 2010 г. в реестр фондов банковского управления на основании постановления Правления главного банковского учреждения страны от 23 сентября 2010 г. №397.
Не позднее 10 рабочих дней со дня регистрации в Национальном банке инвестиционной декларации и правил ФБУ «Капитал» ОАО «Белинвестбанк» должен разместить их, а также иную информацию о деятельности фонда на своем сайте в Интернете и (или) опубликовать в республиканских печатных средствах массовой информации.
Такие фонды являются формой доверительного управления, позволяющие банку (доверительному управляющему ФБУ) объединять денежные средства и (или) ценные бумаги физических и юридических лиц (вверителей) на праве долевой собственности и последующем их использованием для приобретения финансовых активов, указанных в инвестиционной декларации и правилах фондов. Например, для размещения во вклад (депозит), предоставления межбанковских кредитов, проведения операций с ценными бумагами, производными ценными бумагами, валютными ценностями и драгоценными металлами с целью наиболее эффективного их использования.
ФБУ, создаваемый на базе банков, может использовать все преимущества их инфраструктуры (наличие специалистов — профессионалов, собственный депозитарий, филиальная сеть, общий банковский аудит и внутренний контроль), что снижает издержки управления. Следовательно, это дает возможность получить вверителям (выгодоприобретателям) более высокий доход (прибыль), который согласно Указу №131 не является объектом налогообложения для исчисления налогов, сборов (пошлин).
Поскольку ФБУ является новым инструментом привлечения средств физических и юридических лиц, для более детального изучения его позитивных и негативных сторон Указом №131 предусмотрено проведение эксперимента на базе двух банков — ОАО «Белинвестбанк» и «Приорбанк» ОАО. После анализа результатов эксперимента будет рассмотрена целесообразность распространения данной практики на все отечественные банки.
Следует отметить, что необходимость развития ФБУ в Беларуси обусловлена формированием новых эффективных механизмов, позволяющих банкам расширить свои возможности по привлечению и размещению денежных средств, а физическим и юридическим лицам получить альтернативу традиционным инструментам финансового рынка.
1.2 Характеристика Национального банка Республики Беларусь как элемента мировой валютно-кредитной системы
Национальный банк состоит из центрального аппарата и структурных подразделений, находящихся на территории Республики Беларусь и за ее пределами
Основными целями деятельности Национального банка являются:
ь защита и обеспечение устойчивости белорусского рубля, в том числе его покупательной способности и курса по отношению к иностранным валютам;
ь развитие и укрепление банковской системы Республики Беларусь;
ь обеспечение эффективного, надежного и безопасного функционирования платежной системы. Национальный банк состоит из центрального аппарата и структурных подразделений, находящихся на территории Республики Беларусь и за ее пределами.
Структурные подразделения Национального банка действуют на основании положений, утверждаемых в порядке, установленном Уставом Национального банка. Органами управления Национального банка являются Правление Национального банка и Совет директоров Национального банка.
Высшим органом управления Национального банка является Правление Национального банка — коллегиальный орган, определяющий основные направления деятельности Национального банка и осуществляющий руководство и управление им. Количественный состав Правления Национального банка определяется Президентом Республики Беларусь.
Компетенция Правления Национального банка и порядок созыва его заседаний определяются Уставом Национального банка. Правление Национального банка организует свою работу в соответствии с регламентом.
Члены Правления Национального банка не могут занимать другие государственные должности, если иное не предусмотрено Конституцией Республики Беларусь и иными законодательными актами Республики Беларусь, а также состоять в политических партиях.
На членов Правления Национального банка распространяются ограничения, установленные частью третьей статьи 68 настоящего Кодекса. Председатель и члены Правления Национального банка назначаются Президентом Республики Беларусь с согласия Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь сроком на пять лет, если иное не предусмотрено Президентом Республики Беларусь. С членами Правления Национального банка заключаются контракты в порядке и на условиях, определенных законодательством Республики Беларусь.
Президент Республики Беларусь вправе освободить Председателя и (или) членов (члена) Правления Национального банка от должности с уведомлением Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь в случае:
ь истечения срока полномочий;
ь неспособности исполнения служебных обязанностей по состоянию здоровья на основании заключения медицинской комиссии;
ь отставки;
ь достижения пенсионного возраста (по собственному желанию Председателя, члена Правления Национального банка);
ь несоблюдения Конституции Республики Беларусь, законов Республики Беларусь, декретов, указов и распоряжений Президента Республики Беларусь и иных обязательных для Национального банка актов законодательства Республики Беларусь при исполнении должностных обязанностей;
ь несоблюдения ограничений, установленных частью третьей статьи 68 настоящего Кодекса;
ь разглашения сведений, составляющих государственную или служебную тайну;
ь признания виновными в совершении преступления по приговору суда;
ь совершения действий, которые дают основания для утраты доверия к данным лицам;
ь в иных случаях, предусмотренных Президентом Республики Беларусь. Правление Национального банка правомочно принимать решения при условии участия в его заседании не менее семидесяти процентов от численного состава членов Правления Национального банка с обязательным участием Председателя Правления Национального банка или лица, его замещающего.
Правление Национального банка принимает решения простым большинством голосов от числа присутствующих на его заседании. Председатель Правления Национального банка руководит деятельностью Национального банка, а также представляет Национальный банк как государственный орган и центральный банк Республики Беларусь.
Полномочия Председателя Правления Национального банка определяются Уставом Национального банка.
Совет директоров Национального банка является исполнительным коллегиальным органом Национального банка.
Председатель Правления Национального банка является руководителем Совета директоров Национального банка.
Количественный состав Совета директоров Национального банка определяется Правлением Национального банка.
Компетенция Совета директоров Национального банка и порядок созыва его заседаний определяются Уставом Национального банка. Совет директоров Национального банка организует свою работу в соответствии с регламентом. Члены Совета директоров Национального банка, за исключением его руководителя, назначаются Правлением Национального банка в порядке, установленном Уставом Национального банка.
Совет директоров Национального банка принимает решения простым большинством голосов при условии участия в его заседании не менее семидесяти процентов от численного состава членов Совета директоров Национального банка. [2]
Национальный банк выполняет следующие функции [14]:
ь разрабатывает Основные направления денежно-кредитной политики Республики Беларусь и совместно с Правительством Республики Беларусь обеспечивает проведение единой денежно-кредитной политики Республики Беларусь в порядке, установленном законодательными актами;
ь осуществляет эмиссию денег;
ь регулирует денежное обращение;
ь регулирует кредитные отношения;
ь организует функционирование платежной системы Республики Беларусь;
ь является для банков кредитором последней инстанции, осуществляя их рефинансирование;
ь осуществляет валютное регулирование;
ь организует и осуществляет валютный контроль как непосредственно, так и через уполномоченные банки и небанковские кредитно-финансовые организации в соответствии с законодательством;
ь выполняет функции центрального депозитария государственных ценных бумаг и ценных бумаг Национального банка, если иное не определено Президентом Республики Беларусь;
ь осуществляет выпуск (эмиссию) ценных бумаг Национального банка;
ь выполняет функции финансового агента Правительства Республики Беларусь, местных исполнительных и распорядительных органов по вопросам исполнения республиканского и местных бюджетов и консультирует их по этим вопросам;
ь дает согласие на осуществление банками и небанковскими кредитно-финансовыми организациями операций с ценными бумагами в случаях, предусмотренных законодательством;
ь осуществляет государственную регистрацию банков и небанковских кредитно-финансовых организаций;
ь осуществляет лицензирование банковской деятельности;
ь регулирует деятельность банков и небанковских кредитно-финансовых организаций по ее безопасному и ликвидному осуществлению и проводит надзор за ней;
ь устанавливает правила и порядок осуществления банковских операций;
ь устанавливает для банков и небанковских кредитно-финансовых организаций, банковских групп и банковских холдингов* требования по осуществлению ими внутреннего контроля;
ь согласовывает выпуски ценных бумаг банков и небанковских кредитно-финансовых организаций в случаях, предусмотренных законодательством;
ь устанавливает для банков и небанковских кредитно-финансовых организаций требования по осуществлению ими операций с форвардными и фьючерсными контрактами, опционами и иными финансовыми инструментами срочного рынка;
ь осуществляет методологическое руководство бухгалтерским учетом и финансовой отчетностью в банковской системе, разрабатывает и утверждает методики бухгалтерского учета и финансовой отчетности для Национального банка, банков и небанковских кредитно-финансовых организаций;
ь устанавливает для банков и небанковских кредитно-финансовых организаций порядок составления статистической отчетности по формам и в сроки, определенные законодательством;
ь разрабатывает национальные стандарты финансовой отчетности для Национального банка, банков и небанковских кредитно-финансовых организаций в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности и осуществляет методологическое руководство ведением в них бухгалтерского учета и отчетности;
ь определяет порядок проведения в Республике Беларусь расчетов в безналичной и наличной формах;
ь осуществляет операции, необходимые для выполнения основных целей деятельности Национального банка;
ь организует расчетное и (или) кассовое обслуживание Правительства Республики Беларусь, организаций, указанных в пункте 16 настоящего Устава, и иных организаций в случаях, предусмотренных в законодательных актах, а также управляющих в процессе конкурсного производства по делам о банкротстве банков;
ь организует составление платежного баланса Республики Беларусь, включая международную инвестиционную позицию Республики Беларусь, и принимает участие в его разработке;
ь по согласованию с Президентом Республики Беларусь создает золотовалютные резервы и управляет ими в пределах своей компетенции;
ь формирует золотой запас Государственного фонда драгоценных металлов и драгоценных камней Республики Беларусь и осуществляет оперативное управление им в пределах своей компетенции;
ь устанавливает цены покупки-продажи драгоценных металлов и драгоценных камней при осуществлении банковских операций;
ь устанавливает порядок открытия счетов в драгоценных металлах и условия их ведения в банках и небанковских кредитно-финансовых организациях на территории Республики Беларусь, а также условия открытия резидентами* таких счетов в банках и иных кредитных организациях за ее пределами;
ь устанавливает совместно с Государственным таможенным комитетом по согласованию с Министерством финансов порядок ввоза в Республику Беларусь и вывоза за ее пределы драгоценных металлов и драгоценных камней при осуществлении банковских операций;
ь организует инкассацию и перевозку наличных денежных средств, платежных инструкций, драгоценных металлов, драгоценных камней и иных ценностей;
ь осуществляет контроль за обеспечением безопасности и защиты информационных ресурсов в банках и небанковских кредитно-финансовых организациях;
ь анализирует и прогнозирует состояние денежно-кредитных отношений, отношений в области валютного регулирования и валютного контроля, платежного баланса Республики Беларусь и банковской системы во взаимосвязи с социально-экономическим развитием Республики Беларусь, публикует соответствующие статистические данные и материалы анализа и прогнозирования в периодическом печатном издании Национального банка;
ь заключает соглашения с центральными (национальными) банками и кредитными организациями иностранных государств;
ь осуществляет методологическое регулирование применения информационных технологий в банковской деятельности;
ь разрабатывает стандарты и организует сертификацию программно-технических средств в области банковских услуг и технологий;
ь осуществляет депозитарную деятельность в порядке, определенном законодательством;
ь формирует кредитные истории на основании представленных источниками формирования кредитных историй сведений о кредитных сделках и предоставляет кредитные отчеты пользователям кредитных историй и субъектам кредитных историй.
Выполняет другие функции в соответствии с Банковским кодексом Республики Беларусь и иными законодательными актами [2; 14; 19].
Для выполнения своих функций Национальный банк может открывать представительства в иностранных государствах.
Таким образом, Национальный банк Республики Беларусь занимает существенное место в мировой валютно-кредитной системе, представляя интересы нашей страны, обеспечивая ее независимость.
Глава 2. Операции Национального Банка в мировой валютно-кредитной системе
В целом к операциям, осуществляемым Национальным банком, относятся:
1. кредитование банков в порядке рефинансирования;
2. расчетное и (или) кассовое обслуживание Правительства Республики Беларусь, организаций, перечень которых определен в пункте 16 настоящего Устава, и иных организаций в случаях, предусмотренных в законодательных актах, а также управляющих в процессе конкурсного производства по делам о банкротстве банков;
3. переучет векселей;
4. операции на рынке ценных бумаг;
5. инкассация и перевозка наличных денежных средств, платежных инструкций, драгоценных металлов, драгоценных камней и иных ценностей;
6. управление золотовалютными резервами в пределах своей компетенции, а также операции с драгоценными металлами и (или) драгоценными камнями в любом виде и состоянии, в том числе их покупка, продажа, мена на территории Республики Беларусь и за ее пределами;
7. открытие и ведение счетов в драгоценных металлах на территории Республики Беларусь и за ее пределами;
8. передача драгоценных металлов в виде мерных слитков на безвозмездной основе в случаях, предусмотренных законодательством;
9. привлечение денежных средств банков и небанковских кредитно-финансовых организаций, а также организации, осуществляющей гарантированное возмещение банковских вкладов (депозитов) физических лиц, в депозиты;
10. продажа в Республике Беларусь и за ее пределами памятных и слитковых (инвестиционных) монет по цене не ниже номинальной;
11. выдача по решению Президента Республики Беларусь банковских гарантий и поручительств по инвестиционным проектам;
12. межбанковские расчеты, включая расчеты с небанковскими кредитно-финансовыми организациями;
13. прием ценностей на хранение;
14. денежные переводы и иные расчетные операции;
15. покупка и продажа иностранной валюты, платежных инструкций в иностранной валюте и иные валютные операции, предусмотренные законодательством, в том числе документарные операции и операции по выдаче кредитов в иностранной валюте;
16. оказание банковских услуг правительствам иностранных государств, центральным (национальным) банкам и финансовым органам этих государств, а также международным организациям;
17. оказание посреднических услуг в качестве финансового агента Правительства Республики Беларусь по размещению государственных ценных бумаг;
18. операции по обслуживанию государственного долга Республики Беларусь;
19. открытие и обслуживание карт-счетов своих работников;
20. кредитование своих работников [14].
Национальный банк не вправе оказывать услуги в осуществлении банковских операций юридическим лицам, не имеющим специального разрешения (лицензии) на осуществление банковской деятельности, и физическим лицам, за исключением случаев, предусмотренных в настоящем пункте. Национальный банк осуществляет банковские операции за плату, если иное не предусмотрено в законодательных актах.
Национальный банк организует расчетное и (или) кассовое обслуживание Министерства финансов и его территориальных органов, Министерства обороны, Министерства внутренних дел, его территориальных органов и подведомственных юридических лиц, Комитета государственной безопасности, его территориальных органов и подведомственных юридических лиц, Комитета государственного контроля и его органов, Департамента по материальным резервам Министерства по чрезвычайным ситуациям, Государственного пограничного комитета, его территориальных органов и подведомственных юридических лиц, Оперативно-аналитического центра при Президенте Республики Беларусь, государственного учреждения «Агентство по гарантированному возмещению банковских вкладов (депозитов) физических лиц».
Национальный банк в пределах своей компетенции принимает (издает) нормативные правовые акты (постановления Правления Национального банка и Совета директоров Национального банка), обязательные для выполнения республиканскими органами государственного управления, органами местного управления и самоуправления, всеми банками и небанковскими кредитно-финансовыми организациями, иными юридическими лицами, действующими на территории Республики Беларусь, а также физическими лицами [14].
Национальный банк вправе принимать (издавать) нормативные правовые акты совместно с Правительством Республики Беларусь или республиканскими органами государственного управления.
Нормативные правовые акты Национального банка должны соответствовать законодательным актам Республики Беларусь. В случае противоречия нормативного правового акта Национального банка законодательному акту Республики Беларусь применяется законодательный акт Республики Беларусь.
Нормативные правовые акты Национального банка подлежат включению в Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь.
Нормативные правовые акты Национального банка направляются в Национальный центр правовой информации для включения в Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь в порядке и сроки, определенные законодательством.
Нормативные правовые акты, принятые (изданные) Национальным банком совместно с Правительством Республики Беларусь или республиканскими органами государственного управления, направляются в этот центр органом, указанным первым в числе принявших (издавших) нормативный правовой акт, если иное не установлено законодательством.
Нормативные правовые акты Национального банка вступают в силу со дня их включения в Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, если в этих актах не установлен иной срок [24].
Нормативные правовые акты Национального банка после их включения в Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь и официального опубликования печатаются в периодическом печатном издании Национального банка.
Активы Национального банка на 1 января 2013 г. составили 106761 млрд. рублей и включают следующие статьи:
— наличные денежные средства в иностранной валюте — 800 млрд. рублей (0,7 процента в активах);
— драгоценные металлы и драгоценные камни — 7970 млрд. рублей (7,5 процента), из них размещенные на депозитных и корреспондентских счетах в банках-нерезидентах — 6392 млрд. рублей;
— ценные бумаги — 15323 млрд. рублей (14,3 процента), из них облигации ОАО «Банк развития Республики Беларусь» — 13467 млрд. рублей, государственные ценные бумаги — 1 467 млрд. рублей;
— средства, размещенные в банках и ОАО «Банк развития Республики Беларусь», — 61051 млрд. рублей (57,2 процента), из них средства, размещенные Национальным банком на депозитных и корреспондентских счетах, — 43302 млрд. рублей, средства, размещенные в банках- нерезидентах по операциям РЕПО, — 17134 млрд. рублей, кредиты банкам-резидентам — 615 млрд. рублей [11];
— кредиты и иные операции с клиентами — 187 млрд. рублей (0,2 процента);
— производные финансовые активы — 65 млрд. рублей (0,1 процента), из них сделки СВОП с банками-нерезидентами — 50 млрд. рублей, с банками-резидентами — 15 млрд. рублей;
— долгосрочные финансовые вложения — 470 млрд. рублей (0,4 процента);
— основные средства и нематериальные активы — 1479 млрд. рублей (1,4 процента);
— прочие активы — 19416 млрд. рублей (18,2 процента), из них переоценка производных финансовых инструментов — 12331 млрд. рублей.
Обязательства Национального банка на 1 января 2013 г. составили 132 938 млрд. рублей, из них:
— денежные средства в обращении — 16137 млрд. рублей (12,1 процента в обязательствах);
— драгоценные металлы и драгоценные камни — 337 млрд. рублей (0,3 процента), из них привлеченные от банков-резидентов в виде срочных депозитов — 288 млрд. рублей, размещенные клиентами на обезличенных металлических счетах — 48 млрд. рублей;
— средства международных финансовых организаций — 13 млрд. рублей; средства банков и ОАО «Банк развития Республики Беларусь» — 42113 млрд. рублей (31,7 процента), из них средства, размещенные на корреспондентских счетах, — 12849 млрд. рублей, средства, привлеченные от банков в виде срочных депозитов, — 27870 млрд. рублей, средства, полученные от банков-нерезидентов в виде кредитов, — 68 млрд. рублей;
— средства клиентов — 59727 млрд. рублей (44,9 процента); обязательные резервы банков — 1427 млрд. рублей (1,1 процента); ценные бумаги, выпущенные Национальным банком, — 434 млрд. рублей (0,3 процента);
— производные финансовые обязательства — 12396 млрд. рублей (9,3 процента);
— прочие обязательства — 354 млрд. рублей (0,3 процента).
По итогам 2012 года собственный капитал Национального банка имеет отрицательное значение в сумме 26177 млрд. рублей.
Уставный фонд Национального банка сформирован в полном объеме в сумме 250 млрд. рублей. Доход в 2012 составил 8415 млрд. руб., расходы — 9001 млрд. руб., убыток — 586 млрд. руб. [11].
Для дальнейшего развития с мировой валютно-кредитной системой государству в лице Правительства и Национального банка следует осуществить определенные действия по сокращению государственного вмешательства в банковскую деятельность. В частности следует провести следующие мероприятия:
Юридическое и фактическое восстановление независимости Национального банка от исполнительной власти как необходимого условия становления современной банковской системы, ответственной перед своими кредиторами и вкладчиками.
Вывод средств государства из уставных капиталов коммерческих банков, в первую очередь тех из них, которые не играют существенной роли в осуществлении государственных программ, с последующей продажей их на свободных аукционах. Исключением здесь могут стать два системообразующих банка — АСБ «Беларусбанк», как ведущий банк по работе со сбережениями населения, и ОАО «Белагропромбанк», в виду той роли, которую играет этот банк в финансировании сельского хозяйства, особого сектора в экономике Республики Беларусь. Данная мера необходима для создания равных условий для всех банков и исключения возможности нерыночного давления органов власти и Национального банка на денежный рынок через зависимые от него банки.
Создание развитого третьего уровня кредитно-финансовых учреждений — специализированных небанковских кредитно-финансовых учреждений с ограниченными лицензионными полномочиями и без права ведения расчетных счетов юридических и физических лиц (инвестиционные, трастовые, ипотечные и компании, общества взаимного кредита, кредитные союзы и т.п.). В результате произойдет привлечение дополнительных средств на денежный рынок, в том числе из «серой» экономики, специализация и повышение качества предоставляемых кредитно-финансовых услуг.
Разработка механизма ускоренного судебного разбирательства с предприятиями-заемщиками, не способными погасить полученный банковский кредит, их банкротство и передача имущества во временное управление по рекомендации банков-кредиторов.
Инициирование создания союза коммерческих банков, который примет на себя солидарную ответственность за финансовое состояние банков-членов данного союза, по принципу банковского консорциума.
Переход к расчету всех пруденциальных нормативов, исходя из собственного капитала банков, а не их уставных капиталов, что позволит отказаться от искусственного привлечения новых акционеров и повысить капитализацию уже выпущенных акций и их рыночную стоимость.
Переход к международным стандартам финансовой отчетности (МСФО) для белорусских банков с целью их скорейшей адаптации к мировым финансовым рынкам и получения соответствующих банковских рейтингов.
Обеспечение необходимого алгоритма действий для получения Беларусью кредитного рейтинга, а коммерческими банками — соответствующего банковского рейтинга.
Предложенные мероприятия направлены на финансовое укрепление белорусской банковской системы, придание ей динамичности, прозрачности и выход на мировые финансовые рынки в качестве полноправного их участника. В отличие от монетарной политики, их реализация не требует комплексности и может быть осуществлена в разные сроки по мере подготовки соответствующих экономических и политических условий.
Глава 3. Совершенствование денежно-кредитной политики Национального банка
Правовой основой денежно-кредитного регулирования являются Основные направления денежно-кредитной политики Республики Беларусь, ежегодно разрабатываемые и утверждаемые правлением Центрального банка Республики Беларусь (Банка Беларуси).
Главная цель реформирования и реструктуризации банковской системы — это формирование сообщества кредитно-финансовых учреждений, способных к аккумуляции свободных внутренних и внешних финансовых ресурсов, их прибыльному размещению, а также к оказанию всего комплекса банковских услуг внутренним и внешним клиентам.
Основными проблемами банковской системы Беларуси является ее общая финансовая слабость. Почти половина всех активов банковской системы размещена в форме кредитов юридическим лицам, большинство из которых представляют собой низкорентабельные и убыточные предприятия государственного сектора. Банковская система Беларуси практически не имеет финансовых инструментов, позволяющих обеспечивать накопление денежных ресурсов в реальном исчислении.
В 2014 году денежно-кредитная политика сохранит стратегическую направленность на поддержание ценовой стабильности в экономике как основы для экономического роста и сбалансированного развития экономики страны.
Целью денежно-кредитной политики, реализуемой совместно с мерами экономической политики, проводимой Правительством Республики Беларусь, станет снижение инфляции, измеряемой индексом потребительских цен, до 11 процентов (декабрь 2014 г. к декабрю 2013 г.).
В 2014 году приоритетом процентной политики останется поддержание положительного уровня в реальном выражении процентных ставок в экономике, обеспечивающего привлекательность и сохранность сбережений в национальной валюте [22].
Ставка рефинансирования будет поддерживаться на уровне, необходимом для достижения ценовой стабильности в экономике. С учетом замедления инфляционных процессов ее среднегодовое значение в 2014 году сложится на уровне 14-16 процентов годовых.
Ставка рефинансирования будет являться базовым инструментом регулирования уровня процентных ставок на денежном рынке и основой для установления процентных ставок по операциям предоставления ликвидности банкам.
Операции Национального банка обеспечат приближение процентной ставки однодневного рублевого межбанковского кредита к уровню ставки рефинансирования. Произойдет дальнейшее сужение коридора процентных ставок, границы которого определяются ставками по постоянно доступным операциям (кредит и своп овернайт, депозиты по фиксированной ставке).
Национальный банк продолжит регулировать ликвидность в банковской системе посредством использования стандартных инструментов, обеспечивая достижение цели денежно-кредитной политики, поддержание устойчивости банковской системы и своевременное осуществление платежей. Сохранятся рыночные условия предоставления денежных средств банкам.
Обменный курс белорусского рубля будет формироваться исходя из спроса и предложения иностранной валюты. Для сглаживания резких колебаний курса Национальный банк продолжит проводить валютные интервенции в ограниченном объеме.
Международные резервные активы Республики Беларусь с учетом прогнозируемого улучшения состояния платежного баланса увеличатся за 2014 год на 0,2-0,5 млрд. долларов США [22].
В 2014 году действия Национального банка будут направлены на повышение устойчивости банковского сектора, стимулирование банков к наращиванию их ресурсной базы и активному участию в развитии экономики, в том числе через поддержку экспорта.
Продолжится формирование условий для внедрения новых банковских технологий, повышения стандартов и качества банковских услуг и улучшения корпоративного управления в банках.
Основным ориентиром совершенствования принципов и инструментов регулирования деятельности банков и банковского надзора, в том числе пруденциальных требований и надзорных процедур, останется использование международных стандартов и лучшей мировой практики в данной сфере. Осуществится поэтапное внедрение новых международных стандартов капитала и ликвидности, разработанных Базельским комитетом по банковскому надзору (Базель III).
Банковское кредитование будет осуществляться с учетом наращивания ресурсной базы банков и необходимости поддержания макроэкономической сбалансированности экономики. Объемы и источники финансирования государственных программ и мероприятий будут сбалансированы с ресурсными возможностями экономики. В целом требования банков к экономике в 2014 году вырастут на 16-19 процентов.
Важным направлением развития финансового рынка в 2014 году станет создание институциональной среды, содействующей привлечению долгосрочных инвестиций и формированию институтов, осуществляющих трансформацию внутренних сбережений в долгосрочные финансовые инструменты.
В 2014 году будет обеспечиваться эффективное, надежное и безопасное функционирование платежной системы посредством совершенствования ее нормативной правовой базы, процедур надзора за платежной системой и повышения уровня надежности автоматизированной системы межбанковских расчетов на базе использования новейших информационных технологий.
Продолжится совершенствование системы безналичных расчетов по розничным платежам и увеличение объема операций, совершаемых с использованием электронных платежных инструментов.
В 2014 году продолжится [22]:
— реализация мероприятий по интеграции банковских систем Республики Беларусь и Российской Федерации в рамках Союзного государства, а также банковских систем стран Таможенного союза и Единого экономического пространства, других государств — участников Содружества Независимых Государств, включая формирование и развитие договорно-правовой базы;
— взаимодействие Национального банка и банковского сектора Республики Беларусь с Международным валютным фондом, Группой Всемирного банка, Европейским банком реконструкции и развития, Антикризисным фондом Евразийского экономического сообщества, зарубежными центральными банками по актуальным вопросам двустороннего сотрудничества.
Итогом реализации денежно-кредитной политики в 2014 году станут замедление инфляционных процессов, достижение макроэкономической и финансовой стабильности, что является основой устойчивого и сбалансированного развития экономики страны.
Заключение
В ходе рассмотрения данной темы в курсовой работе можно сделать вывод, что лидирующее место в банковской системе Республики Беларусь занимает Национальный банк Республики Беларусь, основными целями которого является:
— кредитно-денежное регулирование экономической системы РБ;
— поддержка общей экономической политики Правительства РБ;
— обеспечение устойчивости официальной денежной единицы РБ.
Проводимое Национальным банком денежно-кредитное регулирование является неотъемлемой частью экономической политики государства. Действия Национального банка Республики Беларусь должны быть направлены на достижение стратегических и тактических целей денежно-кредитной политики, обеспечение социально-экономического развития страны, увязаны с бюджетно-налоговой политикой, прогнозом платежного баланса Республики Беларусь.
Конечными целями денежно-кредитного регулирования являются:
ь достижение устойчивых в среднесрочном периоде темпов экономического роста;
ь существенное снижение темпов инфляции; уменьшение отрицательного сальдо торгового баланса за счет опережающих темпов роста экспорта по сравнению с импортом;
ь обеспечение роста инвестиций.
Для создания условий по достижению этих целей необходимо средствами денежно-кредитной политики обеспечить:
— поддержание темпов роста денежной массы в тесной связи с темпами роста реального сектора экономики;
— рост иностранных активов банковской системы республики;
— положительные значения реальных процентных ставок;
— стабильную динамику валютного курса белорусского рубля.
Для достижения стратегических и тактических целей денежно-кредитной политики, количественных и качественных параметров целесообразно реализовать денежно-кредитный механизм государственного регулирования экономики, который представляет собой концептуальные направления и подходы к достижению стратегических и тактических целей обеспечения темпов роста экономики страны, снижения темпов инфляции и безработицы, недопущения отрицательного сальдо торгового баланса на основе комплексного и гибкого применения инструментов денежно-кредитной политики (учетной ставки, порядка проведения операций на открытом рынке, норм обязательных резервов, политики в области валютного курса, обязательных экономических нормативов) и системы мер по повышению эффективности функционирования банковской системы.
Деятельность Национального банка в 2009-2013 гг. была направлена на достижение основных целей и выполнение возложенных на него в соответствии с законодательством функций центрального банка страны. Принятые в 2009-2013 гг. меры денежно-кредитной политики, а также бюджетной и других составляющих макроэкономической политики позволили минимизировать влияние мирового финансово-экономического кризиса на экономику и банковский сектор Республики Беларусь, обеспечить финансовую и макроэкономическую стабильность в стране.
Наряду с обеспечением необходимой стабильности белорусского рубля поддержана ценовая конкурентоспособность белорусского экспорта, что в определенной мере компенсировало влияние падения внешнего спроса на отечественную продукцию.
За счет взвешенной процентной политики сохранено доверие вкладчиков к банкам, что выразилось в росте сбережений населения в форме банковских депозитов.
Вклады населения стали одним из основных источников увеличения ресурсов банков и использования их для кредитования экономики. Оказанная банками кредитная поддержка явилась важным финансовым ресурсом для поддержания производственной деятельности белорусских организаций, обеспечила их инвестиционную активность как потенциальную основу для экономического роста. Приоритетами в развитии банковского сектора являлись повышение устойчивости его функционирования, расширение состава и улучшение качества банковских услуг. Обеспечивалось эффективное, надежное и безопасное функционирование платежной системы. Дальнейшее развитие получила национальная система безналичных расчетов. Таким образом, в 2009-2013 гг. Национальным банком совместно с Правительством в целом обеспечено выполнение Основных направлений денежно-кредитной политики Республики Беларусь.
Согласно прогнозам аналитиков в 2014 году денежно-кредитная политика будет содействовать сохранению финансовой стабильности, снижению внешних дисбалансов и формированию на этой основе устойчивого экономического роста. Реализация намеченных целей и задач монетарной политики, адекватных развитию экономики, обеспечит значимую поддержку проводимой Правительством Республики Беларусь экономической политики.
Список использованных источников
1. Банки и банковское дело 2-е издание / Под ред. И. Балабанова. — СПб: Питер, 2007. — 650 c.
2. Банковский Кодекс Республики Беларусь от 25.10.2000 №441-З (редакции от 13.07.2012 №145-З с изменениями и дополнениями от 22.01.2013 и 1.01.2014 ).
3. Банковский розничный бизнес / Под ред. Н. Калистратова. — М.: БДЦ-пресс, 2006. — 540 c.
4. Банковское дело / Под ред. О.М. Лаврушина. — М: Финансы и статистика, 2011 — 750 c.
5. Большой экономический словарь. — М. Институт новой экономики, 2009. — 1376 с.
6. Войтешенко Б.С. Основы банковского дела: Учебное пособие / Под ред. Ю.М. Ясинского. — Мн.: Тесей, 2010. — 448с.
7. Годовой отчет Национального банка Республики Беларусь. — Минск: 2013. — 163 с.
8. Деньги, кредит, банки / Под. ред. Г.И. Кравцовой. — Мн.: Банки и биржи, 2009. — 487 c.
9. Деньги, кредит, банки / Под ред. А. Селищева. — СПб.: Питер, 2007. — 654 c.
10. Деньги. Кредит. Банки: Учебник для вузов / Под ред. Е.Ф. Жукова, Л.М. Максимовой, А.В. Печниковой и др. — М.: ЮНИТИ, 2010. — 622с.
11. О выполнении основных направлений денежно-кредитной политики за 9 месяцев 2013 г. [Электронный ресурс]. — 2014. — Режим доступа: http:// www.nbrb.by. — Дата доступа: 24.01.2014.
12. Ефимова Л.Г. Банковское право. Учеб. и практич. Пособие / Л.Г. Ефимова. — М: Изд-во БЕК, 2008. — 357 c.
13. Итоги выполнения основных направлений денежно-кредитной политики Республики Беларусь за январь — сентябрь 2013 г. и задачи банковской системы по их реализации в IV квартале 2013 г. // Банковский вестник. — 2013. — №504. — С. 5-10.
14. Национальный банк Республики Беларусь [Электронный ресурс]. — 2014. — Режим доступа: http:// www.nbrb.by. — Дата доступа: 24.01.2014.
15. Матяс А. Белорусская экономика в условиях кризисного и посткризисного развития / А. Матяс // Банковский вестник. — 2010. — №31. — С. 25-30.
16. Мирончик Н. Инфляционные ожидания и денежно-кредитная политика / Н. Мирончик // Банковский вестник. — 2010. — №25. — С. 16-21.
17. О роли центрального банка в обеспечении финансовой стабильности / Д. Криворотов // Банковский вестник №8. — 2010. — С. 42-50.
18. Общая теория денег и кредита: Учебник / Под ред. Е.Ф. Жукова. — М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2013. — 457 c.
19. Организация деятельности коммерческих банков / Под ред. Г.И. Кравцовой. — Мн.: БГЭУ, 2011. — 631 c.
20. Организация деятельности Центрального Банка / Под ред. С.С. Ткачук, О.И. Румянцева. — Минск: БГЭУ, 2006.
21. Постановление Правления Национального банка Республики Беларусь от 4 января 2008 г. №1, рег. номер в НРПА 8/18140 от 8 февраля 2008 г.
22. Пресс-релизы Национального Банка Республики Беларусь. Публикации. [Электронный ресурс]. — 2014. — Режим доступа: http:// www.nbrb.by. — Дата доступа: 24.01.2014.
23. Просолова, Н. Совершенствование банковского законодательства за двадцатилетний период / Н. Прасолова // Банковский вестник №8. — 2010. — С. 10-15.
Размещено на