Выдержка из текста работы
Семья – это важнейшая социальная ячейка обществ, играет огромную роль в жизни ребенка – дает ему физическое и психическое развитие, подготавливает его для жизни в обществе. Смотря на родителей у ребенка развиваются нравственные качества.
В России с каждым годом, многие дети остаются без попечения родителей из-за их материальных трудностей или плохих жилищных условий, происходит рост внебрачной рождаемости. Большинство детей, оставшихся без попечения родителей, являются сиротами при живых родителях. Не редкость, когда родители ведут беспорядочный образ жизни, не уделяют должного внимания своему ребенку, в такой семье дети чувствуют себя брошенными и не нужными и часто убегают из дома. Зачастую они делают это для того, чтобы привлечь к себе внимания или поисках лучшего отношения к себе. Государство берет ответственность за детей на себя, направляя их в детские воспитательные учреждения. Однако ребенок, оставшийся без попечения родителей и переданный в детское учреждение чувствует себя обездоленным так как воспитатели не родители и между ними не будет тесной эмоциональной связи, даже если воспитатели профессионалы своего дела. Детское учреждение никогда не станет теплым и уютным домом для ребенка. Ни один детский дом не заменит семью.
У ребенка есть право воспитываться в семье, даже не смотря, на ее утрату. Государство рассматривает несколько форм устройства детей:
• Усыновление;
• Опека и попечительство;
• Приемная семья.
Усыновление (удочерение) является одним из самых древнейших правовых институтов и существует во всех современных странах как наиболее оптимальная форма устройства детей, оставшихся без попечения родителей. Так и в России усыновление является одной из основных и достаточно широко распространенных форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Усыновление (удочерение) является приоритетной формой устройства детей, оставшихся без попечения родителей. Это положение соответствует требованиям международных правовых норм и закреплено в Семейном кодексе РФ(п.1 ст.124).
Усыновление (удочерение) это юридический акт, в результате которого между усыновителем (усыновителями) и его родственниками, с одной стороны, и усыновленным — с другой, возникают такие же права и обязанности, как между родителями и детьми, а также их родственниками по происхождению.
29 декабря 1995 г. был принят новый Семейный кодекс РФ, в котором был установлен судебный порядок усыновления.
Дети, лишенные родителей, нуждаются в заботе и внимании и более благоприятным условиям для их жизни является усыновление.
Опека (попечительство) – дает ребенку право возможность воспитываться в условиях, приближенных в семье, а также предоставляет возможность защиты своих прав и интересов. Опекун является законным представителем ребенка, в его обязанности входит обеспечение безопасности и воспитание молодого человека (ст. 148, 150 СК РФ). На детей, находящихся под опекой действуют те же правила, что и на усыновленных детей. Дети, находящиеся в таком положении, имеют установленные законодательством льготы и гарантии в социальной, медицинской, образовательной и других сферах.
. Число детей, оставшихся без попечения родителей, выявляемых в течение года, ежегодно сокращается. По данным в 2014 году было выявлено 61 621 ребенок, что меньше на 10,4 % по сравнению в 2013 годом. В 2012 году было выявлено 74 724 ребенка (меньше на 9% по сравнению с предыдущим годом), в 2013 году — 68 770 детей (меньше на 8% по сравнению с предыдущим годом).
Актуальность данной дипломной работы: связана, прежде всего, с тем, что усыновление является важнейшем правовым институтом. Дети должны воспитываться в полноценной семье, нужно соблюдать права ребенка, для его воспитания и физического и психического развития. Одной из главных задач государства является воспитание и образование детей-сирот. Численность детей-сирот с каждым годом растет. Государство вкладывает средства на такие формы воспитания детей, как опека попечительство, приемная семья. Но все же самой оптимальной формой воспитания детей оставшихся без попечения родителей является усыновление (удочерение). Так как в усыновленной (удочеренной) семье дети приравниваются к родным и обретают законные права наравне с другими членами семьи. Многое в судьбе ребенка зависит от органов опеки и попечительства, от их работоспособности, добропорядочности и соблюдении законности усыновления (удочерения).
Целью данной дипломной работы: является рассмотрение особенностей правового регулирования усыновления (удочерения) детей по семейному законодательству Российской Федерации.
Для достижения названной цели были поставлены следующие задачи:
• рассмотреть становление института усыновления (удочерения) в системе российского семейного права;
• исследовать усыновление (удочерение) как одну из форм воспитания детей, оставшихся без попечения родителей;
• установить права и обязанности усыновленных и усыновителей;
• выявить субъектов усыновления;
• проанализировать порядок оформления полномочий усыновителей;
• раскрыть порядок усыновления (удочерения);
• рассмотреть порядок и разрешения споров по усыновлению (удочерению) в суде;
• установить основания отказа и отмены усыновления (удочерения).
Структура дипломной работы: работа состоит из трех глав. В первой главе изложена история становления института усыновления и рассмотрен порядок усыновления. Вторая глава посвящена рассмотрению правового положения субъектов, участвующих в усыновлении (удочерении). В третьей главе обозначен процессуальный порядок усыновления (удочерения).
Теоретической базой при написании данной дипломной работы послужило действующее законодательство РФ в области семейного права, учебники и учебные пособия по семейному праву, монографии и публикации в периодической печати.
………….
Список использованных источников и литературы:
1. Конвенция о правах ребенка, одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989 г., ратифицирована Постановлением ВС СССР от 13.06.1990 г. № 1559-1 // Сборник международных договоров СССР, выпуск XLVI, 1993
2. Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 г. № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 г. № 11-ФКЗ) // «Российская газета» от 25 декабря 1993 г.
3. Семейный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 1995 г. № 223-ФЗ (в редакции от 04 ноября 2014 г. № 342-ФЗ).
4. Постановление Правительства РФ от 3 августа 1996 г. № 919 «Об организации централизованного учета детей, оставшихся без попечения родителей». 25 апреля 2012 г. издано Постановление Правительства РФ от № 391 // Российская газета. — 2012. 25 апреля.
5. Арутюнова Э.В. «Понятие и правовая природа усыновления» // Семейное и жилищное право. — 2010. — № 2.
6. Газета «Правда» УрФО. 07.02.2014.
7. Комментарии к Семейному кодексу Российской Федерации (постатейный) / Отв. ред. О.Н. Низамиева. — М., 2013
8. Левушкин А.Н. Условия усыновления (удочерения) и учет интересов ребенка // Законодательство. – 2012. — № 2
9. Муратова С.А. Семейное право: Учебник. — М., 2010.
10. Пчелинцева Л.М. Семейное право России: Учебник для вузов. — М., 2012. С. 482. С. 231.
11. арпунина Е. В. Как усыновить ребёнка? — М.: Эксмо, 2011.
12. Абдулина О. П. Усыновление в Российской Федерации. Правовые проблемы. — Ростов-на-Дону: Феникс, 2008.
13. Губина Т. В. Кузя, Мишка, Верочка и другие ничейные дети. — Ваша типография, 2011
14. Петрановская. Л. Дитя двух семей. Книга для приемных родителей. — Независимая фирма Класс, 2013
15. Амирова Д.М. Усыновление (удочерение) российских детей иностранными лицами // Актуальные проблемы гуманитарного и профессионального знания: Сборник студенческих научных работ. — Казань: ЗАО «Новое знание», 2010. — С. 15-20
16. Арутюнова Э.В. Понятие и правовая природа усыновления // Семейное и жилищное право. — М.: Юрист, 2010, № 2. — С. 16-18
17. Буянова Е.В. Проблемы обеспечения тайны усыновления ребенка на стадии судебного разбирательства дела об усыновлении удочерении // Семейное и жилищное право, 2010, № 4
18. Голикова С.В. Реализация принципа семейного воспитания при усыновлении как приоритетной форме устройства в семью детей, оставшихся без попечения родителей в РФ // Право и образование. — М., 2010, № 8. — С. 102-109
19. Фабричная Т.Б. Динамика законодательства, регламентирующего вопросы усыновления в России в XIX в. // Бизнес в законе. — М.: Изд. Дом «Юр-ВАК», 2009, № 1. — С. 107-109
20. Эволюция института усыновления в российском праве IX-XX вв. (историко-правовое исследование): Монография / Фабричная Т.Б.; Под ред.: Демичев А.А. — Нижний Новгород: НФ УРАО, 2009. — 146 c.