Содержание
Введение………………………………………………………………………………………………………3
1. Теоретико-правовые основы института усыновления…………………………………7
1.1 Понятие и правовая природа усыновления……………………………………………….7
1.2 Порядок и правовые последствия усыновления………………………………………17
1.3 Соотношение усыновления с другими формами устройства детей…………..31
2. Проблемы усыновления иностранными гражданами………………………………..39
2.1 Процедура усыновления иностранными гражданами………………………………39
2.2 Перспектива совершенствования административно-правового механизма усыновления иностранными гражданами……………………………………………………..57
Заключение………………………………………………………………………………………………….97
Список использованных источников…………………………………………………………..102
Выдержка из текста работы
Семья в Российской Федерации находится под защитой государства, что закреплено ст. 38 Конституции РФ. Государство и общество заинтересованы в том, чтобы семьи были стабильными, полными, материально обеспеченными и духовно богатыми.
В последние годы увеличивается количество детей, которые лишены семьи, родительского попечения и заботы. По статистическим данным в 1998 г. было выявлено и учтено 110 930 детей, оставшихся без попечения родителей, в 2001 г, — 113 913, в 2004 г. — 123 200, а в 2007 г. — уже 132 900.
Положения, провозглашенные Конвенцией ООН о правах ребенка и воспринятые российским законодательством, устанавливают приоритетность семейных форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей, по сравнению с практикой передачи их в детские специализированные учреждения, что, прежде всего, отвечает интересам ребенка. Среди форм семейного воспитания детей-сирот законодатель отводит важную роль усыновлению (удочерению). Несмотря на такое значение усыновления, применяется оно довольно редко. Так, в 2006 г. из общего числа устроенных детей, оставшихся без попечения родителей, на усыновление было передано только 7%, а преимущественной формой устройства детей, как и в предыдущие годы, являлась опека (попечительство) — 56%. В количественном соотношении усыновление, наверное, никогда не сравняется с опекой, так как последняя намного проще и осуществляется близкими родственниками, но такой гигантский разрыв между ними не должен существовать. Причины незначительности числа усыновлений видятся в следующем: сложность процедуры усыновления, которая не всегда вызвана интересами ребенка; неэффективная деятельность органов опеки и попечительства; несовершенство действующего законодательства; противоречивость судебной практики; процедурные нарушения при рассмотрении дел об усыновлении, в связи с чем возникла насущная необходимость исследования юридических отношений, возникающих в связи и по поводу усыновления детей, результатом которого явилась бы выработка научно обоснованных рекомендаций и предложений, имеющих практическое значение для разрешения указанных проблем. Этим и обусловливается актуальность проведенного исследования.
Традиционными формами устройства осиротевших детей на федеральном уровне являются усыновление, опека и попечительство, приемная семья и учреждение. Внешние факторы нашей действительности, бесспорно, сказываются на реализации интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, препятствует их устройству в форме усыновления, которая признается всем мировым сообществом приоритетной формой устройства детей.
Усыновление — сложный правовой институт. От правильного выбора усыновителя, семьи, в которую передается ребенок, зависит его судьба. Наиболее важной, имеющей приоритетное значение считается защита прав и интересов ребенка, его надлежащее семейное воспитание.
Объектом дипломного исследования являются правоотношения по усыновлению детей как комплексный социально-правовой институт.
Предметом дипломной работы является правовое регулирование отношений, порождаемых усыновлением (удочерением) детей в России.
Цель работы заключается в исследовании усыновления как правовой формы устройства детей в семью, его многозначной юридической природы, правоотношений, возникающих в этой связи, а также выработке рекомендаций по совершенствованию законодательства об усыновлении.
Эта общая цель достигается путем решения следующих задач:
• установление правовой сущности усыновления, его целей, задач и функций;
• определение места усыновления в системе юридических форм устройства детей в семью;
• исследование усыновления как совокупности юридических фактов, порождающих семейные правоотношения;
• определение правовых последствий, вызываемых усыновлением, для его участников;
• изучение условий усыновления и их правового закрепления;
• установление тенденций развития правового института усыновления и сравнительно-правовое исследование законодательства Российской Федерации;
• выявление особенностей международного усыновления.
Методологической основой настоящего исследования явились общенаучный диалектический метод познания и вытекающие из него научные методы: историко-правовой, системный, логический, формально-юридический, сравнительно-правовой, социологический.
Нормативную базу исследования составляют международные договоры, нормативные правовые акты Российской Федерации, ряда иностранных государств, регулирующих вопросы усыновления.
Комплексный характер настоящего дипломного исследования определяется кругом входящих в него проблем и предполагает необходимость обращения не только к правовым отраслям знаний, но и частично к работам в области истории развития института усыновления.
В основу дипломного проекта положены работы ученых, занимающихся проблемами защиты прав и законных интересов несовершеннолетних, нормами семейного права: М.В. Антокольской, А.Ю. Азизовой, Б.С. Антимонова, Н.Е. Борисовой, Я.Р. Веберса, Е.М. Ворожейкина, З.И. Ворониной, А.Т. Гойхбарга, К.А. Граве, Л.М. Звягинцевой, В.М. Забродиной, М.Н. Ершовой, И.О. Иоффе, О.Ю. Косовой, Ю.А. Королева, ЛА. Кузьмичевой, И.М. Кузнецовой, A.M. Нечаевой, Л.М. Пчелинцевой, А.И. Пергамент, В.А. Рясенцева, В.А. Тархова, Т.В. Шахматова, К.Б. Ярошенко.
Структура и объем дипломной работы: диплом состоит из введения, трех глав, включающих шесть разделов, заключения, списка использованной литературы.
1. Общая теоретико-правовая характеристика усыновления (удочерения)
1.1 Понятие и значение усыновления
Общеизвестно, что при отсутствии родителей заменяющие их лица осуществляют попечение над ребенком, а при их отсутствии независимо от причины ребенок попадает в категорию лиц, утративших родительское попечение. Утрата родительского попечения относится к широкому по содержанию понятию. К категории детей, утративших попечение родителей, относятся дети, у которых родителей нет (умерли, погибли), а также дети, лишившиеся родительского попечения в силу признания родителей безвестно отсутствующими либо недееспособными. В этих случаях отсутствие родительской заботы является следствием обстоятельств объективного характера, поэтому вопрос о семейно-правовой ответственности не возникает, поскольку отсутствует состав семейного правонарушения. Кроме причин объективного характера, утраты родительского попечения, существуют и субъективные причины (в частности, нежелание родителей осуществлять свои родительские права в отношении ребенка, их злоупотребление спиртными напитками и наркотическими веществами и др.); но независимо от причины утраты родительского попечения ребенок все равно нуждается в правовой защите.
В сложившихся условиях как государство, так и общество должны выступить гарантом социальной защищенности таких детей, взять на себя обязанность обеспечения им условий для нормальной жизни, учебы, профессиональной подготовки и адаптации к социальной среде. Основой решения данной проблемы является юридическое закрепление системы мер, правовых гарантий, направленных на оказание помощи детям, оставшимся без попечения родителей, и обеспечение их прав. Для этого необходимы новые механизмы, реализуемые, например, путем создания в России института Уполномоченного по правам ребенка. Идея создания в РФ такого института обусловлена тяжелым положением детей в обществе, объективной необходимостью защиты их прав и интересов.
Уполномоченный по правам ребенка в России Н.А. Яковлева разделяет идею создания не только указанного института, но и системы ювенальных судов, которые позволили бы более эффективно защищать права детей, а также бороться с правонарушениями среди несовершеннолетних. По ее мнению, необходимо развивать систему ювенальных судов, позволяющих рассматривать дела в отношении ребенка в ситуации опасности, а не когда ребенок уже совершил преступление. Таким образом, будет реализована превентивная функция такого суда.
Государственная социальная политика направлена на то, чтобы укреплять в сознании общественности идею о необходимости устройства ребенка-сироты не в государственное учреждение (детский дом или школу-интернат), как это было прежде, а в семьи тех людей, которые могли бы поддержать ребенка, заняться его воспитанием, помочь преодолеть жизненные проблемы и трудности. Нашему государству понадобилось около 10 лет для того, чтобы идея, заложенная в Конвенции о правах ребенка, стала воплощаться в жизнь. Согласно ст. 123 СК РФ, «дети, оставшиеся без попечения родителей, подлежат передаче в семью на воспитание (усыновление (удочерение), под опеку или попечительство, в приемную семью либо в случаях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации, в патронатную семью), а при отсутствии такой возможности в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, всех типов …».
Неслучайно семейные формы устройства стали получать государственную поддержку. Это выгодно не только обществу в целом (не нужно строить новые сиротские учреждения и тратить немалые средства на их содержание), но, прежде всего, отвечает интересам самих детей. Известно, что семья является естественной средой обитания ребенка, поэтому при выборе формы устройства ребенка, оставшегося без родительского попечения, в первую очередь предпринимаются попытки к устройству его именно в семью.
Анализ статистических данных об устройстве выявленных детей за последние 5 лет показывает, что соотношение количества детей, переданных в семьи граждан, остается практически неизменным. В детские дома, как правило, помещается от 25 до 30% выявленных детей, а в семьи граждан — до 70% детей, оставшихся без попечения родителей.
В семейном праве РФ регламентированы институты, направленные на обеспечение охраны интересов несовершеннолетних детей. Особое место занимают институты, призванные обеспечить защиту прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей, предусматривающие передачу таких детей на усыновление (удочерение), под опеку (попечительство) или в приемную семью. В субъектах РФ активно развиваются новые формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей, приняты специальные законы.
Предусмотренные законом формы семейного устройства, наряду с единой целью обеспечения заботы о ребенке, преследуют и другие самостоятельные цели. К числу последних относятся: удовлетворение чувства материнства, отцовства, получение вознаграждения за труд в приемных семьях, осуществление функций представительства в отношении опекаемого ребенка. При выборе формы для защиты интересов конкретного ребенка необходимо учитывать ряд обстоятельств, таких как причина утраты родительского попечения, состояние физического и духовного развития ребенка, наличие лица, желающего взять ребенка в семью на воспитание.
Вместе с тем предпочтительность какой-либо формы устройства определяется с учетом современных достижений в области детской психологии, физиологии, особенностей развития детей, специфики и возможностей охраны детства в детском учреждении или семье.
Общеизвестно, что общение родителей и детей остается одной из самых глубоких и насущных потребностей человека. Это эмоциональная первооснова семейного воспитания. Ребенку нужна защищенность, которую он может обрести в кругу семьи. Иметь родителей для ребенка означает безопасность, привязанность, эмоциональность, само существование, культуру. Как справедливо заметил австрийский педагог Х. Райнпрехт, «хорошая супружеская пара является для ребенка источником ценностной ориентации, без родителей процесс поэтапного формирования личности затруднен».
Таким образом, устройство в семью, по мнению многих, предпочтительнее, чем воспитание ребенка в детском учреждении. Семья, принимающая ребенка, оставшегося без попечения родителей, имеет больше возможностей для ухода за ним, его лечения.
Закрепив приоритет семейного воспитания в законе (ст. 20 Конвенции ООН о правах ребенка; п. 3 ст. 1, ст. 123 СК РФ), государство обязано обеспечить его реализацию.
Действие этого принципа рассчитано не только на условия мирного времени. Сегодня, как, может быть, никогда, вопрос о юридической защите детей приобрел особую актуальность в связи с непрекращающимися вооруженными конфликтами.
Статья 20 Конвенции ООН о правах ребенка, ст. 123 СК РФ гласят, что устройство ребенка, оставшегося без попечения родителей, в семью — приоритетная форма его воспитания.
Итак, что же представляет собой усыновление как одна из наиболее привлекательных форм устройства детей?
Изучение семейно-правовой литературы позволяет сделать вывод о неоднозначном понятии усыновления. КоБС РСФСР не содержал легального определения понятия усыновления. Более того, толкование его норм не позволяло четко ответить на вопрос, что такое усыновление. В учебной литературе советского периода усыновление чаще всего именовали как акт усыновления. В науке семейного права не было глубоких исследований и, следовательно, четких аргументов и выводов о содержании понятия усыновления. Если оценивать выводы советских ученых с современных теоретических позиций, то можно сказать, что усыновление понималось, во-первых, как юридический факт («акт усыновления»), во-вторых, как институт семейного права и, в-третьих, как правоотношение. Безусловно, усыновление можно рассматривать в таком смысле и в настоящее время, но дело в том, что советские ученые проводили различие между этими понятиями по правовой природе составляющих их явлений. Такой подход к определению усыновления отличался односторонностью, отсутствием комплексного исследования такого многогранного, многозначного явления, как усыновление. Более того, представляется, что не может быть единственного понятия усыновления в принципе, поскольку в нем невозможно отразить все аспекты и многообразную правовую природу.
Справедливости ради следует сказать, что современные авторы используют такие термины, как «акт усыновления», но допускают смешение терминов «акт усыновления» и «правовой институт». Так, Г.В. Арутюнян приходит к выводу, что «усыновление представляет собой правовой институт … и таким образом усыновление есть акт, направленный на возникновение родительских прав и обязанностей на основании закона». Представляется, что такое совмещение терминов недопустимо.
Действующий СК РФ также не дает единого легального определения усыновления.
Попытки дать единое понятие усыновления предпринимаются на региональном уровне. Так, например, Закон Томской области «О социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в Томской области» в ст. 2 определяет усыновление как форму устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семью. Эта форма устанавливается в судебном порядке и обеспечивает возникновение между усыновителями и усыновленными таких же прав и обязанностей, которые существуют между родителями и их родными детьми. Вряд ли такое определение можно считать удачным, так как форму нельзя «установить» в судебном порядке, она предусмотрена законом.
Вместе с тем законодатель ввел принципиально новые понятия, обозначенные терминами «формы воспитания» детей, оставшихся без попечения родителей (разд. VI СК РФ), и «формы устройства» детей, оставшихся без попечения родителей (ст. 121, 123, 124 СК РФ). Анализ законодательных актов субъектов РФ позволяет сделать вывод о том, что нет четких критериев между понятиями «форма устройства» и «форма воспитания» ребенка. Обусловлено это тем, что нормы СК РФ являются неточными, некорректными, не разграничивают эти понятия и термины, что как следствие приводит к неопределенности на практике. Так, в частности, в Законе Пермской области от 21 ноября 2000 г. «О патронатном воспитании» используются такие термины, как «патронатное воспитание» и «социальный патронат». По смыслу этого Закона, патронатное воспитание — это «форма устройства ребенка, находящегося на попечении органа опеки и попечительства, на воспитание в семью патронатного воспитателя при сохранении обязанностей опекуна, попечителя в отношении ребенка у органа опеки и попечительства». Таким образом, патронатное воспитание является такой формой устройства, в рамках которой сочетаются элементы опеки и попечительства и собственно патронатного воспитания, т.е. оно включает в себя функции двух форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей.
По смыслу СК РФ, усыновление в настоящее время должно рассматриваться как одна из форм воспитания и одновременно как приоритетная форма устройства ребенка, оставшегося без попечения родителей (ст. 124 СК РФ).
Вопрос о соотношении понятий «формы воспитания» и «формы устройства» детей, оставшихся без попечения родителей, в семейно-правовой литературе не рассматривается. Действующее законодательство восприняло только одно из вышеупомянутых понятий, а именно «форма устройства». Поэтому вопрос о наполнении понятия «форма воспитания», о соотношении его с понятием «форма устройства» не только нуждается в обсуждении, но и требует решения на законодательном уровне. В частности, в других отраслях права (административном, гражданско-процессуальном), использующих только понятие «форма устройства», потребности в теоретическом осмыслении соотношения этих понятий не возникает. С позиции теории семейного права можно было бы предложить два варианта названия разд. VI СК РФ: первый — «Правовые формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей», второй — «Правовое регулирование отношений по устройству детей, оставшихся без попечения родителей». Систематическое толкование норм СК РФ не оставляет сомнений в том, что законодатель рассматривает форму воспитания как родовое понятие по отношению к форме устройства, т.е. форма устройства есть элемент формы воспитания. Очевидно, что усыновление, будучи приоритетной формой устройства детей, оставшихся без попечения родителей, естественно, является одной из форм воспитания. Итак, о понятии усыновления можно говорить в следующих смыслах:
1) усыновление — форма воспитания детей в семье усыновителя, при которой обеспечиваются условия жизни, равные с условиями жизни родных детей. В этом понятии акцентируется внимание на конечной цели — обеспечение ребенку в чужой семье условий, отвечающих той бытовой, психологической, духовной близости, которая существует в родных семьях;
2) усыновление как форма устройства детей, оставшихся без попечения родителей, — это способ определения юридической судьбы ребенка посредством деятельности государственных, муниципальных органов власти, а также суда, направленный на его устройство в семью усыновителей для воспитания;
3) усыновление — юридический факт, устанавливаемый в судебном порядке и порождающий возникновение комплекса правоотношений, аналогичных по содержанию с родительскими;
4) усыновление — сложная система правоотношений, различных по правовой природе, в которой усыновитель и усыновленный состоят в правоотношениях как между собой, так и с третьими лицами;
5) усыновление — комплексный институт законодательства, содержащий нормы различной отраслевой принадлежности, направленные на регулирование отношений по усыновлению, а также отношений между усыновителем, усыновленным и третьими лицами.
Представляется, что единого понятия усыновления быть не может, поскольку невозможно отразить многоаспектную правовую природу этого явления. Вместе с тем действующее законодательство (разд. VI СК РФ) придает правовое значение усыновлению прежде всего как форме воспитания ребенка, оставшегося без попечения родителей.
1.2 Отношения, порождаемые усыновлением (удочерением) и их правовая природа
С юридической точки зрения отношения между родителями и детьми могут устанавливаться искусственно, путем усыновления, что расширяет союз между родителями и детьми далее естественных пределов.
Усыновление — это такой юридический акт, в силу которого между усыновленным ребенком и лицом или лицами, принявшими его на воспитание, устанавливаются личные и имущественные отношения, существующие между родителями и детьми.
Коллизионные вопросы усыновления детей-граждан России иностранными гражданами решены в п.1 ст.165 СК РФ, закрепив, что усыновление, в том числе и отмена усыновления, ребенка, являющегося гражданином Российской Федерации, производится в соответствии с законодательством государства, гражданином которого является усыновитель.
В отличие от российского законодательства в этом иностранном государстве могут быть установлены другие требования к возрасту усыновителя, к его материальному положению и тому подобное. Они-то и будут применены. В то же время должны быть соблюдены и нормы российского законодательства, определяющего, в отношении каких детей допускаются усыновление, порядок усыновления, ведение учета нуждающихся в усыновлении детей и лиц, желающих усыновить ребенка, то есть обеспечивающего интересы усыновляемых детей.
Для дальнейшего рассмотрения вопросов исследования, считаем необходимым дать общую характеристику институту усыновления и отношениям, возникающим в связи с усыновлением, которые не находят однозначной позиции в правовой науке, чтобы в дальнейшем аргументировать свою позицию при характеристике отношений, возникающих по теме данного исследования.
В настоящее время отсутствует законодательно закрепленное содержание термина «усыновление». Ранее действовавшее законодательство, а также и современное «не дают определения усыновления, а использовавшиеся и используемые в настоящее время формулировки правовых норм не позволяют прийти к единому мнению».
Семейный кодекс Российской Федерации закрепил нормы международного права, отметив, что каждый ребенок имеет право жить и воспитываться в семье (п.2, ст.54 СК РФ), указав усыновление, наряду с опекой, попечительством и приемной семьей, приоритетной формой устройства детей, оставшихся без попечения родителей (п.1. ст. 124 СК РФ), поставив усыновление во главу списка из всех форм семейного воспитания чужих детей.
Представляется интересным рассмотреть мнения, высказанные российскими учеными-цивилистами в разное время по вопросу отношений, возникающих между усыновителем и усыновленным, и дать свою характеристику.
Отношения между усыновителем и усыновленным основываются, преимущественно, на бессознательной любви, «чуждой всякого расчета, нередко незаслуженной со стороны детей и даже необъяснимой с точки зрения холодного рассудка», считает Мейер Д.И.
Хаскельберг Б.Л. утверждает, что «правоотношения усыновления не отличаются по своему содержанию от правовых связей, существующих между родственниками» .
Антимонов Б.С. и Граве К.А. утверждают, что это «такой юридический акт, в силу которого между двумя лицами (усыновителем и усыновленным) возникают правовые (как личные, так и имущественные) отношения, существующие между родителями и детьми».
Иоффе О.С. писал, что «усыновление устанавливает правовые связи, полностью совпадающие по своему содержанию с отношениями между родителями и детьми».
Кузьмичева Л.А. определяет, что сущность порождаемых усыновлением отношений, как и отношений, основанных на кровном родстве, является одинаковой, ибо усыновление также создает отношения, в силу которых признается, что усыновленные — это дети усыновителей, а последние — это родители этих детей. Эти отношения, несмотря на чисто юридический способ их установления, представляют собой с социальной точки зрения подлинно семейно-родственные отношения (родительские).
Муратова С.А.: «усыновление представляет собой семейное правоотношение между усыновителем и усыновленным, которое по содержанию эквивалентно родительскому правоотношению».
Пчелинцева Л.М. рассматривает усыновление как «юридический акт, в результате которого между усыновителями (усыновителем) и его родственниками, с одной стороны, и усыновленным ребенком — с другой, возникают такие же права и обязанности, как между родителями и детьми, а также их родственниками по происхождению».
Антокольская М.В. делает вывод, что «с точки зрения социологии усыновление — одна из разновидностей социального отцовства и материнства. Однако если права и обязанности усыновителей практически идентичны родительским, то фактические отношения, возникающие в процессе усыновления, не всегда напоминают родительские. В тех случаях, когда ребенок считает усыновителей своими родителями, их отношения не отличаются от родственных. Если ребенок знает о том, что усыновители не его родители, фактические отношения между ними могут быть несколько иными».
Забродина В.Н. утверждает, что «усыновление есть искусственная правовая связь», в то время, как «родство — прежде всего кровная связь лиц, которая не может быть создана законодательно». Забродина В.Н. дает следующее определение усыновлению: «Усыновление есть обеспеченный сохранением тайны добровольный, санкционированный государством юридический акт, в силу которого между усыновленным (и его потомством) и усыновителем (и его родственниками) возникают отношения, приравненные к родительским».
А.Азизова последовательно характеризует усыновление как самостоятельный вид семейных правоотношении. Она указывает на неприемлемость определения назначения института усыновления как заключающегося в создании родственной связи между усыновителями и усыновленными. В основе родительского правоотношения лежит такой юридический факт как родство, т.е. биологическая связь между людьми, происходящими один от другого или от общего предка. Родство, как юридический акт, всегда имеет естественное биологическое происхождение, характеризующееся общностью крови. «Нельзя согласиться с мнением, якобы родство не всегда основано на биологическом происхождении и что родство как отношение между людьми всегда носит общественный, социальный характер. Мы полагаем, что нет необходимости уходить от реальной действительности. Рассматриваемая концепция приводит к упрощению семейных правоотношений, нивелировке разнохарактерных по своей юридической природе правоотношении и институтов семейного права».
Рязанцев В.В. считает, что усыновление — это сложный юридический акт. В нем находят отражение как воля лиц, выразивших желание усыновить ребенка, родителей, давших согласие на усыновление своего ребенка, самого ребенка, достигшего 10-летнего возраста и других лиц, установленных законом, так и воли государства, выраженной в решении суда. Таким образом, государственная воля оказывает определенное влияние на возникновение порождаемых усыновлением отношений. Государство посредством судебных органов власти непосредственно выражает свою волю и участвует в формировании самого акта усыновления. Без прямо выраженной его воли на усыновление соответствующие этому акту отношения возникнуть не могут. На этом основании можно заключить, что решение суда входит в содержание акта усыновления в качестве его неотъемлемой части, а не просто действия, которым регулируется усыновление.
На основании вышеизложенного бесспорным остается только само утверждение, что усыновление — это такой юридический факт, который относится, безусловно, к юридическому действию, с которым связывается возникновение, изменение и прекращение правоотношений.
Усыновление как правомерное действие относится к юридическим актам, т.е. действиям, которые совершаются с целью добиться конкретного правового результата. Таким образом, усыновление является правомерным семейно-правовым актом.
Входящие в состав усыновления юридические факты создают возможность возникновения между усыновителем и усыновленным правоотношений, одновременно взывая к жизни эти правоотн…
**************************************************************