Содержание
СОДЕРЖАНИЕ
Введение2
Глава 1. Уголовно-правовая характеристика условно-досрочного освобождения5
1.1. Условия применения условно-досрочного освобождения5
1.2. Условия отмены условно-досрочного освобождения13
Глава 2. Эффективность условно-досрочного освобождения на правоприменительной практике челябинских колоний20
Заключение28
Список литературы:33
Введение
Одной из важных задач нашего государства является искоренение преступности и все причины ее порождающие, решение этой задачи осуществляется совместными усилиями всех государственных органов, общественных организаций и всех слоев общественности. Отсюда многообразие форм и методов, используемых в борьбе с преступностью. В частности, наряду с применением лишения» свободы к опасным преступникам применяются наказания, не связанные с лишением свободы, а также меры общественного воздействия или принудительные меры воспитательного характера в отношении лиц совершивших малозначительные преступления или преступления, не представ¬ляющие большой общественной опасности.
Освобождение от уголовной ответственности выражается в отказе государства от осуждения лица, то есть в отказе от вынесения ему, выраженной в обвинительном приговоре отрицательной оценки, иначе говоря, в освобождении виновного от обязанности ответить перед государством за содеянное.
Освобождение от уголовной ответственности и наказания применяется от имени государства компетентными государственными органами. Процессуально оно оформляется путем прекращения уголовного дела или отказа в возбуждении дела в виде вынесения соответствующего постановления. Именно с этого мо¬мента прекращаются правоотношения между государством и лицом совершившим преступление. Государство отказывается от своих прав по наказанию виновного за содеянное и освобождает его от уголовной ответственности.
Таким образом, при освобождении от уголовной ответственности в свя¬зи с применением мер общественного воздействия лицо освобождается от фак¬тического несения уголовной ответственности, но не от обязанности отвечать за преступление.
Меры обществнного воздействия в отличие от уголовного наказания не содержат порицания от имени государства и не являются мерами государ¬ственного принуждения. Они основаны на общественном осуждении. Сущ¬ность их состоит в моральной силе и авторитете общественного мнения даже тогда, когда для обеспечения меры общественного принуждения (например, денежного штрафа) используется принудительная сила государства.
Применением мер общественного воздействия эффективно не в отно¬шении любого правонарушителя, а только в отношении тех лиц для исправле¬ния и перевоспитания, которых целесообразно использовать преимущественно методы разъяснения, убеждения и морального воздействия.
Обобщая вышеизложенное, можно прийти к следующему выводу. Под освобождение от уголовной ответственности в связи с применением мер обще¬ственного воздействия или принудительных мер воспитательного характера понимается акт компетентных государственных органов, освобождающий пра¬вонарушителя от назначения и отбывания наказания на основании установле¬ния незначительности общественной опасности личности виновного и содеян¬ного им.
Освобождение от уголовной ответственности, как правило, связано с участием общественности в борьбе с преступностью и в перевоспитании лиц, совершивших преступление.
Освобождение от уголовной ответственности правовой институт, в котором находят закрепление также специфические для периода становления демо¬кратии и гласности закономерности, как частичная передача обществу отдельных функций государственных органов, значитель¬ное сужение сферы уголовной репрессии и расширение сферы убеждения, пра¬вильное сочетание в борьбе с менее тяжкими преступлениями мер государ¬ственного принуждения с мерами общественного воздействия.
Параллельное государственное и общественное воздействие на лиц, виновных в мелких преступлениях и лиц, не достигших совершеннолетия, отнюдь не означает ослабления борьбы с преступностью, а наоборот повышает эффективность предупреждения преступности.
Выбранная мною тема обладает новизной и, является, несомненно, актуальной и практически значимой,
Цель работы показать, в чем заключается условно-досрочное освобождение.
Задачами являются:
1.Анализ общей характеристики освобождения от наказания;
2.Исследование условий применения условно-досрочного освобождения, а также его отмены;
3.Анализ эффективности условно-досрочного освобождения.
Глава 1. Уголовно-правовая характеристика условно-досрочного освобождения
1.1. Условия применения условно-досрочного освобождения
На основании ст. 10 УК 1996 г. обратную силу имеет уголовный закон, устраняющий преступность деяния, смягчающий наказание или иным образом улучшающий положение лица, и соответственно не имеет обратной силы уголовный закон, устанавливающий преступность деяния, усиливающий наказание или иным образом ухудшающий положение лица. Однако было бы неверным признавать принципиально новым в данной статье положение о том, что обратная сила придается законам, иным образом улучшающим положение лица. Таким законам и ранее придавалась обратная сила.
Итак, возможность условно-досрочного освобождения осужденного лица складывается из совокупности следующих условий: отбывание осужденным основного срочного наказания; фактическое отбытие им к моменту освобождения определенной части наказания; отсутствие необходимости полного отбывания лицом назначенного наказания для своего исправления; определение этому лицу испытательного срока с возложением специальных обязанностей.
Рассмотрим перечисленные условия подробнее.
Отбывание осужденным лицом одного из основных срочных видов наказаний: исправительных работ, ограничения по военной службе, ограничения свободы, содержание в дисциплинарной воинской части или лишение свободы. Нужно учесть и то, что осужденный может быть полностью или частично освобожден от отбывания дополнительного (к перечисленным) наказания.
Поскольку речь в упомянутых статьях идет об освобождении от определенного срока наказания, то, очевидно, что отбываемые наказания должны исчисляться в годах, месяцах и днях. В этой связи перечень дополнительных наказаний, от которых возможно условно-досрочное освобождение, ограничивается лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью.
Срок обязательного к отбытию минимума наказания для условно-досрочного освобождения поставлен в зависимость от тяжести свершенного преступления. Для осужденного за совершение нескольких преступлений этот срок определяется исходя из наиболее тяжкого из совершенных им преступлений.
Указанный минимум установлен лишь применительно к лишению свободы. В случае пожизненного лишения свободы он не может быть меньше 25 лет; в случае срочного лишения свободы — не менее 6 месяцев. Для лиц, отбывающих другие виды наказаний, подобный предел законодателем не предусмотрен, поэтому в принципе он может быть и ниже 6 месяцев. Столь малый срок отбываемого перед условно-досрочным освобождением наказания рождает вопрос: целесообразен ли он? Думается, что было бы правильно для всех срочных наказаний определить реальный и дифференцированный срок обязательного к отбытию минимума наказания.
Очерченные уголовным законом пределы реального отбывания наказания не могут корректироваться судом. Попытки их изменения, например, на основании назначения наказания ниже низшего предела противоречат законодательству.
До внесения изменений в УК РФ Федеральным законом от 9 марта 2001 г. сроки обязательно отбытого минимума наказания несовершеннолетним осужденным для их условно-досрочного освобождения были, на мой взгляд, неоправданно занижены в сравнении с аналогичными сроками для совершеннолетних осужденных. Неоправданно, потому что несовершеннолетие лица, совершившего преступление, учтено в качестве смягчающего обстоятельства изначально — при назначении наказания. Получалось, что одно смягчающее наказание обстоятельство учитывалось дважды.
Относительные размеры минимальных сроков, требуемых для условно-досрочного освобождения, уравнены применительно и к несовершеннолетним, и к взрослым осужденным. К сожалению, этот закон не решал (и не решил) проблему двойного учета несовершеннолетнего возраста при определении оптимального для исправления лица наказания.
Продолжительность фактически отбытого осужденным срока, предваряющего условно-досрочное освобождение, поставлена законом в зависимость от тяжести совершенного преступления. Но отбытие этого срока может влечь условно-досрочное освобождение только в том случае, когда есть надежные доказательства снижения общественной опасности лица, претендующего на такое освобождене.
Между тем проведенное исследование (на основе данных, предоставленных Департаментом правовой информации Минюста России и Судебным департаментом при Верховном Суде РФ) показывает, что применение условно-досрочного освобождения к лицам, имеющим рецидив преступного поведения, увеличивается, в то время как в общей практике условно-досрочного освобождения наблюдается некоторое сокращение. Так, доля условно-досрочно освобожденных лиц, имеющих непогашенную (неснятую) судимость, в общем числе осужденных на территории России в период 2005-2007 гг. увеличилась с 1,2 до 2,4%, в то время как доля всех условно-досрочно освобожденных лиц в числе осужденных за тот же период снизилась с 8,8 до 6,7%.
Доля условно-досрочно освобожденных лиц с непогашенной (неснятой) судимостью, отбывавших наказания за совершение тяжких и особо тяжких преступлений, в числе всех условно-досрочно освобожденных от наказания лиц, имеющих непогашенные (неснятые) судимости, с 2005 по 2007 год возросла с 78 до 81,7%. Доля данных лиц, отбывавших наказания за кражи, грабежи, разбои, умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, с 2005 по 2007 год увеличилась в среднем в 2,4 раза, а за убийства и незаконный оборот наркотических средств или психотропных веществ — практически в 3 раза.
Свидетельствует ли данная динамика о верной расстановке акцентов в определении уровня общественной опасности претендентов на условно-досрочное освобождение? Неужели для данных категорий осужденных лиц возникла безотлагательная необходимость снижения порога условно-досрочного освобождения?
Экономическая, гуманистическая и прочая надобность снижения числа осужденных ни в коей мере не должны принципиально влиять на качество исправительно-воспитательного процесса, и без того испытывающего значительные организационные трудности. Законодателю нужно искать более гибкие пути решения проблем уголовно-исполнительной системы. К сожалению, он выбрал самый простой, но не самый верный, как представляется, путь.
Эмпирические исследования убеждают в целесообразности законодательного повышения порога (минимально отбытого срока наказания) условно-досрочного освобождения для определенных категорий осужденных, что связано с необходимостью снижения возрастающей динамики опасного и особо опасного, корыстного и насильственного видов рецидива и практики досрочного освобождения от наказания лиц, совершивших новые, притом умышленные, преступления. Дифференцированное повышение данного порога возможно и в процентном выражении. Например, в отношении лиц, претендующих на условно-досрочное освобождение, но отбывающих наказания за корыстный или насильственный рецидив, — на 10%; за вновь совершенное, причем тяжкое преступление — на 15%, а за особо тяжкое преступление — на 20%; за совершение нового преступления в период испытательного срока — на 25% от назначенного наказания. Целесообразно рассмотреть возможность лишения права на условно-досрочное освобождение тех лиц, преступное поведение которых (неоднократное совершение определенных видов корыстных, насильственных преступлений) свидетельствует об их криминальной профессионализации. Эти вопросы требуют отдельной обстоятельной проработки.
Отсутствие необходимости полного отбывания лицом назначенного ему наказания оценивается судом. Это субъективное условие. На его наличие или отсутствие указывает поведение осужденного во время отбывания наказания с учетом: добросовестного соблюдения режима отбывания наказания, отношения к трудовой и общественной жизни в коллективе, а равно прочего активного инициативного положительного поведения; отношения осужденного к совершенному им преступлению, в том числе чистосердечного раскаяния, стремления к возмещению ущерба, причиненного преступлением; благоприятных семейно-бытовых условий (избранного лицом постоянного места жительства и позитивного социального окружения); реальной возможности трудоустройства и заработка и т.д.
Выдержка из текста работы
Освобождение от наказания – отказ государственных органов, осуществляющих уголовное преследование, от реального применения мер уголовного наказания к осужденному, в отношении которого вынесен обвинительный приговор суда, либо от полного отбывания назначенной меры наказания.
Условно-досрочное освобождение от отбывания наказания (УДО) является наиболее значимым поощрением, которое может быть применено к осужденным.
Лицо, отбывающее содержание в дисциплинарной воинской части или лишение свободы, подлежит условно-досрочному освобождению, если судом будет признано, что для своего исправления оно не нуждается в полном отбывании назначенного судом наказания. При этом лицо может быть полностью или частично освобождено от отбывания дополнительного вида наказания (в ред. Федерального закона от 08.12.2003 N 162-ФЗ).1
В работе будет показан исторический процесс становления института условно-досрочного освобождения от наказания, его современное положение и проблемы его применения, порядок подачи документов на условно-досрочное освобождение, порядок рассмотрения вопроса об условно-досрочном освобождении, порядок прохождения испытательного срока, условия его прекращения и возвращение осужденного в места отбывания наказания.
Актуальность рассмотрения данного вопроса не вызывает сомнений, в связи с тем, что страной взятой курс на гуманизацию уголовного законодательства и задачи, стоящие на пути реализации условно-досрочного освобождения, как механизма способного решить проблему наиболее плавного и наименее болезненного процесса социализации осужденных лиц, до конца не решены.
История становления института условно-досрочного освобождения от отбывания наказания
В первые годы советской власти институт условно-досрочного освобождения закреплялся в разрозненных нормативно-правовых актах. Первый из них, Декрет ВЦИК от 7 марта 1918 г. № 2 «О суде», предоставляя право на досрочное освобождение, не регламентировал основание и порядок его применения.
В соответствии с постановлением НКЮ от 25 ноября 1918 г. «О досрочном освобождении», условно-досрочное освобождение осуществлялось по отношению к любым осужденным, причем по отбытии половины срока назначенного наказания. В свою очередь, Декрет СНК от 21 марта 1921 г. «О лишении свободы » уже подробней регламентировал назначение наказания в случае совершения досрочно освобожденным нового преступления в период неотбытой части наказания. Причем вновь совершенное преступление должно быть такого же рода, что и преступное деяние, за которое лицо было осуждено.
Согласно УК РСФСР 1922 г., условно-досрочное освобождение применялось к лицам, обнаруживающим исправление. Оно отменялось, если осужденный в течение неотбытой части наказания совершал тождественное или однородное преступление. Согласно УК РСФСР 1926 г., условно-досрочное освобождение применялось, как и раньше, к лицам, обнаруживающим тенденцию к исправлению, но теперь оно одновременно заключалось и в освобождении от дальнейшего отбывания меры социальной защиты, и в замене ее более мягкой мерой. При этом условно-досрочное освобождение допускалось по отбытии осужденным не менее одной трети срока определенной судом меры социальной защиты. В то же время его отмена связывалась с совершением преступного деяния, которое должно было быть не менее тяжким, чем то, за которое была назначена первоначальная мера социальной защиты.
Следующим наиболее значимым этапом развития положений условно-досрочного освобождения стало принятие 25 декабря 1958 г. Основ уголовного законодательства Союза ССР и союзных республик. Теперь условно-досрочное освобождение могло применяться к лицам, осужденным не только к лишению свободы, но и к исправительным работам, ссылке, высылке или направлению в дисциплинарный батальон. Основанием для условно-досрочного освобождения являлось доказательство осужденным своего исправления, что подтверждалось примерным поведением и честным отношением к труду. Кроме того, необходимо было отбыть не менее половины срока, а лицам, осужденным за особо опасные государственные преступления, а также другие тяжкие преступления — не менее двух третей назначенного судом срока наказания. Вместе с тем условно-досрочное освобождение не применялось к особо опасным рецидивистам. Условно-досрочное освобождение отменялось, если осужденный в течение неотбытой части наказания совершал однородное или не менее тяжкое преступление по сравнению с тем, за которое он отбывал наказание.
В дальнейшем принятие УК РСФСР 1960 г. и его изменения, связанные с институтом условно-досрочного освобождения, касались дифференциации срока, необходимого отбыть перед освобождением, категории лиц, к которой оно не применяется, а также требований, предъявляемых к поведению освобожденных во время неотбытой части наказания. Однако по-прежнему главную роль при определении возможности условно-досрочного освобождения играло именно исправление осужденного, которое он должен был доказать примерным поведением и честным отношением к труду.
Во времена коммунистического режима институт условно-досрочного освобождения также существовал, но использовался очень избирательно, и освободиться условно-досрочно было достаточно сложно. Так, в 1990 г. только немногим менее 13 000 граждан были освобождены из мест лишения свободы до окончания назначенного судом срока отбывания наказания при общей численности тюремного населения почти в 2 млн. человек. В 1999 г. досрочно освободились более 93 000 граждан (общая численность заключенных — 1,04 млн. человек).
Современное положение института условно-досрочного освобождения и проблемы его применения
В 2003 г. условно-досрочно было освобождено 139 031 человек, что составило 55,1% от общего числа освобожденных (при общей численности заключенных 847 тыс. человек). Получается, что условно-досрочно было освобождено 16,5% от общего числа заключенных, включая подследственных. Много это или мало?
Для сравнения возьмем пенитенциарную систему Франции, страны с очень высоким уровнем демократии и очень высокой степенью защиты прав и свобод граждан, включая заключенных. Так, в 2003 г. из тюрем Франции условно было освобождено 5509 человек при общей численности заключенных в 59 тыс. человек. Иначе говоря, условно был освобожден примерно каждый десятый французский заключенный. Другое дело, что во Франции, кроме условного освобождения, существуют и другие возможности для заключенных жить вне тюремных стен, в том числе и, например, система электронного контроля при помощи специальных браслетов. Тем не менее, возможности освободиться условно-досрочно у российских заключенных вполне сопоставимы с возможностями заключенных в демократически развитых странах. А уж что касается несовершеннолетних, то они в России практически все, за очень небольшим исключением, освобождаются именно условно-досрочно.
Таким образом, можно, конечно, говорить о том, что в уголовно-исполнительной системе имеется масса недостатков, что права и свободы заключенных не всегда соблюдаются, что питание явно невысокого качества и т.д., но упрекать Министерство юстиции в препятствовании заключенным освободиться условно-досрочно и в «зажимании» этого вида поощрения не приходится.
Однако здесь кроется некая опасность. Низведение такого мощного стимулирующего поощрения как условно-досрочное освобождение до уровня простой формальности (общеизвестен тот факт, что суды практически в 100% соглашаются с мнением администрации при представлении кого-либо на УДО) подрывает сам этот институт. Известно, что уровень рецидивной преступности в России достаточно высок (по разным оценкам он достигает 40%). Следует более жестко подходить к критериям, предъявляемым к условно-досрочно освобождаемым лицам.
Наиболее предпочтительнее был бы вариант поэтапного освобождения заключенных из-под надзора. Что имеется в виду? В Уголовно-исполнительном кодексе РФ имеется такой вид поощрения для осужденных, как колония-поселение. Это полусвободный режим. Туда и надо направлять тех, за кого администрация не может поручиться стопроцентно, но которые своим поведением подают надежду на то, что они все-таки больше не нарушат закон. Но ведь сроки предоставления в колонию-поселение и на условно-досрочное освобождение совершенно одинаковые! Естественно, все осужденные предпочитают УДО, а не колонию-поселение. Ведь УДО, в отличие от полусвободного поселения, — это полная свобода. Было бы правильнее, если бы сроки представления для перевода на поселение были чуть поменьше, а на условно-досрочное освобождение — чуть побольше. Логично было бы, чтобы осужденный из-под жесткого надзора перешел на полусвободный режим, а уж потом на свободный. Реинтеграция в общество должна быть постепенной. Предположим, кто-то отсидел десять лет, и его сразу же окунают во все мыслимые и немыслимые проблемы на свободе. А их, этих проблем, хватает. В первую очередь это, конечно, работа. Не секрет, что ранее судимым не очень охотно предоставляют рабочие места. Да и все остальное. За десять лет ведь общество меняется неузнаваемо. А находясь в колонии-поселении, человек в течение года-двух привык бы к жизни на свободе, подыскал бы себе работу, жилье, если нужно, да мало ли что еще. В общем, это проблема серьезная, нуждающаяся в тщательной проработке.
Порядок подачи документов на условно-досрочное освобождение
Условно-досрочное освобождение может быть применено ко всем категориям осужденных, в том числе и к отбывающим пожизненное лишение свободы.
Осужденный, к которому может быть применено УДО, а также его адвокат (законный представитель) вправе обратиться в суд с ходатайством об УДО. В ходатайстве должны содержаться сведения, свидетельствующие о том, что осужденный не нуждается в полном отбывании наказания, так как, отбывая срок, он полностью или частично возместил причиненный ущерб или иным образом загладил причиненный им вред и раскаялся в содеянном. В ходатайстве могут содержаться и иные сведения, свидетельствующие об исправлении осужденного. Осужденный свое ходатайство в суд подает через администрацию исправительного учреждения (ИУ).
В тех случаях, когда ходатайство об условно-досрочном освобождении от отбывания наказания подано адвокатом по соглашению с родственниками осужденного или другими лицами, суд в судебном заседании обязан выяснить у осужденного, поддерживает ли он данное ходатайство. В случае его отказа от ходатайства суд своим постановлением прекращает производство.2
Администрация ИУ не позднее, чем через 10 дней обязана направить ходатайство об УДО в суд. К ходатайству администрация прилагает характеристику на осужденного. В характеристике должны содержаться следующие сведения об осужденном:
— о его поведении;
— о его отношении к учебе и труду;
— об отношении к совершенному преступлению.
Что такое примерное поведение? Очевидно, можно говорить о том, что если осужденный не допускает нарушений режима содержания и, соответственно, не имеет взысканий, его поведение можно назвать примерным. Безусловно, наличие поощрений свидетельствует о том, что осужденный, стремясь освободиться как можно быстрее, старается приблизить этот момент доступными ему способами (например, активным участием в общественной жизни). Вместе с тем неучастие осужденного в какой-либо секции (самодеятельной организации — совет коллектива отряда, совет коллектива колонии, секция профилактики правонарушений, культурно-массовая секция и др.), в художественной самодеятельности и т.д. не является показателем того, что поведение осужденного не является примерным. Не все люди одинаковы: одним доставляет удовольствие быть на виду, вести суперактивный образ жизни, другим это — в тягость. Поэтому повальное (насильственное) вовлечение осужденных (особенно практикуемое в воспитательно-трудовых колониях) в актив следует расценивать как нарушение их прав. Кстати, в законе (УК) и не говорится о том, что осужденный должен или обязан принимать участие в общественной жизни.
Довольно сложно в настоящий момент обстоят дела с трудоустройством. Как известно, безработица по самым разным причинам затронула ИУ в гораздо большей степени, чем население страны в целом. Поэтому зачастую осужденному довольно сложно реализовать имеющуюся у него возможность освободиться условно-досрочно, так как работа (причем добросовестная) является обязательным условием, которое не всегда можно выполнить просто из-за отсутствия этой самой работы в колонии.
Понятие «отношение к учебе» вовсе не означает, что в школе (ПТУ) необходимо получать исключительно хорошие и отличные оценки. Способности у всех людей разные, поэтому одни учатся лучше, другие — хуже. Основное же в «отношении к учебе» — добросовестность.
Характеристика заканчивается заключением администрации ИУ о целесообразности (или нецелесообразности) применения УДО.
Законом не предусмотрены никакие ограничения в условно-досрочном освобождении для лиц, имеющих иски и алименты. Поэтому отказ в условно-досрочном освобождении по причине того, что осужденный имеет иск, или алименты, или задолженность по их выплате, является неправомерным.
Наличие семьи (родственников), жилья, возможности трудоустройства на конкретном предприятии (в учреждении или организации) являются положительными факторами, но отсутствие таких данных (например, справки о том, что осужденный будет обеспечен жильем или работой или тем и другим ) не является основанием для отказа в условно-досрочном освобождении. Поэтому действия администрации ИУ, затягивающей представление дела в суд по причине отсутствия подобных сведений, неправомерны и нарушают права осужденных.
Кроме того, неправомерными являются и отказы администрации представить дело в суд по мотивам, не указанным в законе — мягкость назначенного наказания или кратковременность пребывания осужденного в данном ИУ. Характеристика на осужденного пишется за весь период отбывания им наказания, а не только за тот период, который он отбывает в данном конкретном ИУ. Если для определения возможности условно-досрочного освобождения осужденного недостаточно данных личного дела, то просто необходимо затребовать характеристику в учреждении, из которого осужденный прибыл (в том числе и из следственного изолятора, так как бывает, что осужденные в ожидании суда или вступления приговора в законную силу могут находиться в следственном изоляторе не один месяц).
Порядок оформления УДО регламентируется Уголовно-Исполнительным Кодексом РФ.
Написав ходатайство в суд, осужденный сдает его (а также другие имеющиеся у него документы — различные справки, ходатайства и прочее) начальнику отряда, приложив, если у него имеются, копии приговора и судебных постановлений.
Администрация ИУ все остальные документы оформляет самостоятельно.
Окончательное решение о возможности применения или отказа в применении УДО к каждому конкретному осужденному принимается начальником ИУ на основании характеристики и других документов. В ИУ приказом начальника могут создаваться комиссии, которые подробно анализируют поведение осужденных и представляют начальнику свои рекомендации. Но создание таких комиссий обязательным не является.
При положительном решении в суд направляется личное дело осужденного со всеми материалами. В случае отказа в представлении к УДО осужденному указываются его мотивы, но ходатайство об УДО со всеми материалами все равно направляется в суд.
В случае, если судом отказано в условно-досрочном освобождении, то повторное рассмотрение этого вопроса может иметь место не ранее чем через шесть месяцев со дня отказа [Не ранее чем по истечении трех лет со дня отказа в отношении лиц, отбывающих пожизненное заключение].3
Порядок рассмотрения вопроса об условно-досрочном освобождении
Участие осужденного в суде по рассмотрению вопроса об его условно-досрочном освобождении не является обязательным. Решение об этом принимает суд. В то же время, если осужденный участвует в судебном заседании, он вправе:
- знакомиться с представленными администрацией ИУ в суд материалами;
- участвовать в рассмотрении представленных администрацией ИУ материалов;
- заявлять ходатайства и отводы;
- давать объяснения;
- представлять документы, с которыми, по мнению осужденного, должен ознакомиться суд.4
Адвокат тоже имеет право участвовать в суде и представлять интересы осужденного.5Что касается иных лиц, то здесь сложнее. По закону иметь представителя в уголовном процессе (а это именно уголовный процесс) могут несовершеннолетние, слепые, глухие и т.д. По определению или постановлению суда в качестве защитника могут быть допущены наряду с адвокатом один из близких родственников обвиняемого или иное лицо, о допуске которого ходатайствует обвиняемый. При производстве у мирового судьи указанное лицо допускается и вместо адвоката.
Участие прокурора в суде, рассматривающем дело об условно-досрочном освобождении, обязательным не является.6
Ограничений в действующем законодательстве по применению УДО к осужденным, больным туберкулезом и проходящим лечение в больнице, не имеется.
Применение УДО к лицам, совершившим преступления по достижении 18 лет
Часть срока, которую необходимо отбыть |
||
1/3 |
1/2 |
2/3 |
При осуждении за преступления небольшой или средней тяжести ст.79 ч.3 п.»а» УК РФ |
При осуждении за тяжкие преступления ст.79 ч.3 п.»б» УК РФ |
Применяется к лицам: 1. При осуждении за особо тяжкие преступления ст.79 ч.3 п.»в»; 2. Ранее освободившимися условно-досрочно, если условно-досрочное освобождение было отменено по основаниям, предусмотренным частью 7 статьи 79 УК РФ |
Применение УДО к лицам, совершившим преступления до достижения 18 лет (или в возрасте от 14 до 18 лет) ст.ст.87 и 93 УК РФ
Часть срока, которую необходимо отбыть |
|
не менее 1/3 |
не менее 2/3 |
За преступления: небольшой тяжести; средней тяжести; тяжкие преступления |
За особо тяжкие преступления |
Для возможности применения УДО фактически отбытый срок лишения свободы не может быть менее шести месяцев.7
Осужденные, отбывающие пожизненное лишение свободы, могут быть освобождены условно-досрочно при наличии двух условий:
— если судом будет признано, что они не нуждаются в дальнейшем отбывании наказания [УДО может быть применено только при отсутствии у осужденного злостных нарушений установленного порядка отбывания наказания в течение предшествующих трех лет];
— отбыли не менее 25 лет лишения свободы [Если во время отбывания пожизненного лишения свободы осужденный вновь совершил тяжкое или особо тяжкое преступление, он не подлежит условно-досрочному освобождению].8
Для применения УДО необходимо выполнение двух условий: отбытие осужденным определенной части срока наказания и исправление осужденного, которое на практике означает, что осужденный во время отбывания наказания:
— примерно вел себя;
— занимался общественно полезной деятельностью;
— не допускал нарушений закона;
— не нуждается в дальнейшем отбывания наказания.
Применяя УДО, суд вправе освободить осужденного не только от основного, но и от дополнительного наказания (полностью или частично).9
При решении вопроса о доказанности исправления осужденного суд учитывает:
— характер совершенного им преступления;
— причины и мотивы этого преступления;
— роль осужденного в совершении преступления;
— состояние здоровья;
— личность осужденного.
Фактически отбытая осужденным часть срока наказания исчисляется из всего срока наказания. При снижении наказания актом амнистии или помилования либо определением суда (в случае изменения приговора) суд исчисляет фактическую часть срока отбытого наказания, исходя из срока, установленного актом амнистии, помилования или судебного постановления.
При применении УДО суд вправе возложить на осужденного определенные обязанности:
— не менять постоянного места жительства, работы и учебы без уведомления специализированного государственного органа, осуществляющего исправление осужденного (органы милиции);
— не посещать определенные места, например, рестораны, бары, казино и др.;
— в случае необходимости пройти курс лечения от алкоголизма, наркомании, токсикомании или венерического заболевания;
— осуществлять материальную поддержку семьи.
Суд вправе возложить на осужденного исполнение и других обязанностей, способствующих, по мнению суда, его исправлению. Возложенные судом обязанности исполняются осужденным в течение всей неотбытой части наказания.10
Испытательный срок
Испытательным сроком является неотбытая часть наказания. В течение этого срока лицо не только не должно совершать нового преступления, но может быть привлечено судом и к исполнению дополнительных обязанностей. Суд может возложить на лицо и иные обязанности, если сочтет это целесообразным.
Если лицо выполнило все условия испытательного срока, то назначенное судом наказание признается отбытым полностью, а судимость исчисляется не из первоначального срока, а из срока наказания, фактически отбытого лицом до момента его освобождения.11В соответствии с принципом справедливости законодатель счел необходимым более дифференцированно, чем прежде, оценить поведение лица во время испытательного срока. С одной стороны, законодатель отказался от автоматической отмены условно-досрочного освобождения при совершении любого преступления. А с другой стороны, придал правовое значение и такому поведению лица, которое хотя и не выразилось в совершении нового преступления, тем не менее не свидетельствует об исправлении лица, освобожденного досрочно. В последнем случае испытательный срок прерывается, если на лицо было наложено какое-либо административное взыскание или оно злостно, то есть упорно, несмотря на напоминание органа, контролирующего его поведение, не выполняет обязанностей, возложенных на него при условно-досрочном освобождении.
Если лицо в течение испытательного срока совершает неосторожное преступление, то суд вправе не прервать течение испытательного срока, если придет к выводу, что это преступление совершено случайно, при неудачном для лица стечении обстоятельств и оно не свидетельствует об отсутствии желания лица исправиться. Это может быть, например, в том случае, когда лицо, осужденное прежде за хулиганство, нанесение вреда здоровью или иное насильственное преступление, в течение испытательного срока совершит наезд на пешехода или допустит халатность по работе. В таком случае лицу может быть вынесен приговор за это неосторожное преступление, а испытательный срок по первому преступлению будет продолжать течь. Конечно, при назначении наказания суд должен принять во внимание факт повторности и учесть его как отягчающее обстоятельство в соответствии со ст.63 УК РФ.
Если же новое неосторожное преступление будет тяжким или будет свидетельствовать о том, что гуманное отношение, проявленное к лицу при его условно-досрочном освобождении, не пошло ему впрок, то суд может вынести решение о прерывании испытательного срока. В этом случае к наказанию за новое преступление полностью или частично присоединяется неотбытая часть наказания по первому приговору и производится сложение наказаний по правилам, сформулированным в ст.70 УК РФ.
По правилам, предусмотренным в ст.70 УК РФ, назначается наказание и при совершении лицом нового умышленного преступления в течение испытательного срока.
Основанием для представления об отмене УДО является не только совершение нового преступления, но и антиобщественное поведение. Если осужденный нарушил общественный порядок, за что на него было наложено административное взыскание, если злостно уклонился от выполнения возложенных на него обязанностей либо совершил неумышленное преступление, суд может постановить об отмене УДО и исполнении оставшейся неотбытой части наказания. Суд каждый раз решает этот вопрос строго индивидуально, с учетом всех имеющихся данных и личности самого осужденного, и вправе не отменять УДО.
Если лицо находилось под стражей, затем мера пресечения ему была изменена, а затем он был осужден и вновь взят под стражу, то срок содержания под стражей до изменения меры пресечения входит в срок, который осужденному необходимо отбыть для возможности быть представленным к УДО.
Контроль за поведением лица, освобожденного условно-досрочно, осуществляется уполномоченным на то специализированным государственным органом, а в отношении военнослужащих — командованием воинских частей и учреждений.12
Заключение
В работе раскрыты все пункты ст.79 УК РФ не только в рамках Уголовного Кодекса, но и во взаимосвязи с другими источниками права, такими как Уголовно-Исполнительный Кодекс, Уголовно-Процессуальный Кодекс. Рассмотрен эволюционный процесс становления института условно-досрочного освобождения от отбывания наказания, выявлены основные принципы его применения, проблемы стоящие на пути его реализации.
На сегодняшний день уголовное законодательство идет по пути своей гуманизации и условно-досрочное освобождение, несомненно, играет ключевую роль в скорейшей адаптации к нормальной жизни в обществе и социализации осужденных, при этом за ними ведется наблюдение и устанавливается контроль.
Список литературы
Нормативно-правовые источники
Уголовный Кодекс РФ 13.06.1996 г. №63-ФЗ
Уголовно-Исполнительный Кодекс 08.01.1997 №1-ФЗ
Уголовно-Процессуальный Кодекс 18.12.2001 №174-ФЗ
Постановления Пленума Верховного Суда СССР N 6 — 1976 г., N 9 — 1971 г., N 12 — 1977 г., N 7 — 1984 г., N 11 — 1985 г.
Постановление Пленума Верховного суда Российской Федерации 21 апреля 2009 г. N 8
Учебники, монографии, брошюры
Уголовное право России (Общая часть): Учебное пособие. Диаконов В.В. //Allpravo.ru. — 2003
Диссертации и авторефераты
УИП — Стр 2
Щерба, Д. А. Условно-досрочное освобождение от отбывания наказания : Вопросы теории и практики : Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук. 12.00.08. Владивосток,2007
Периодические издания
Ю.Александров // Альманах «Неволя». Приложение к журналу «Индекс/Досье на цензуру», М.: 2005, №2
Электронные ресурсы
http://www.az-design.ru/Projects/AZLibrCD/fs/UKRF97.shtml
http://www.vturme.ru/view_post.php?id=13
http://apecm.narod.ru/sizousdos.html
1п.1 ст.79 УК РФ 1996 г.
2п.15 Постановления от 21 апреля 2009 г. №8 «О судебной практике условно-досрочного освобождения от отбывания наказания, замены неотбытой части наказания более мягким видом наказания Пленума Верховного Суда Российской Федерации
3п.10 ст.175 УИК РФ 1997 г.
4п.3 ст.399 УПК РФ 2001 г.
5п.4 ст.399 УПК РФ 2001 г.
6п.6 ст.399 УПК РФ 2001 г.
7п.4 ст.79 УК РФ 1996 г.
8п.5 ст.79 УК РФ 1996 г.
9п.1 ст.79 УК РФ 1996 г.
10п.2 ст.79 УК РФ 1996 г.
11Комм.ст.86 УК РФ 1996 г.
12п.6 ст.79 УК РФ 1996 г.