Содержание
ВВЕДЕНИЕ3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ДОЛГОМ6
1.1. Сущность и основные элементы государственного долга6
1.2. Роль государственного долга в воспроизводственном процессе12
1.3. Правовые основы государственных заимствований14
Глава 2. АНАЛИЗ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ВНУТРЕННИМ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ДОЛГОМ19
2.1. Анализ формирования и обслуживания государственного долга в 1991-1998 гг19
2.2. Оценка системы управления внутренним государственным долгом на современном этапе социально – экономического развития27
ГЛАВА 3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ ПО УПРАВЛЕНИЮ ВНУТРЕННИМ ДОЛГОМ40
3.1. Зарубежный опыт управления государственным долгом40
3.2. Предложения по снижению государственных заимствований47
ЗАКЛЮЧЕНИЕ63
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ72
Выдержка из текста работы
Государственный долг играет существенную и многогранную роль в макроэкономической системе любого государства. Это объясняется тем, что отношения по поводу формирования, обслуживания и погашения государственного долга оказывают значительное влияние на состояние государственных финансов, денежного обращения, инвестиционного климата, структуру потребления и развития международного сотрудничества государств.
Разрабатывая и осуществляя свою инвестиционную политику, любой экономический субъект, будь — то частное лицо, деловое предприятие или государство, полагается как на свои собственные, так и на внешние источники финансирования. Внутренним источником капитала может служить понижение потребления, достигаемое на добровольной основе за счет увеличения сбережений (например, путем повышения ставок процентов по вкладам) или на принудительной (путем повышения ставок налогов).
Как правило, любое государство в выборе форм долговых обязательств стремится к тому, чтобы основным кредитором было население своей страны и чтобы как можно меньше зависеть от иностранных кредиторов, поскольку это ослабляет не только экономическую самостоятельность, но и его государственный суверенитет. Так, например, в Великобритании доля внутренних займов в общей сумме государственных займов составляет 97%, во Франции — 96%, в Италии -90%, в Японии — 87 %.
При недостатке внутренних источников финансирования, либо при возможности привлечения ресурсов по более низкой цене, чем на внутреннем рынке, государства пытаются осуществлять заимствования на международных рынках.
Однако расширение объемов иностранной помощи, привлекаемой в форме займов и кредитов, ставит на повестку дня проблему роста внешнего долга страны, что опасно с позиции формирования и расходования государственного бюджета, стабильности денежно- кредитной системы, международной кредитоспособности страны. В трехзвенном кредитном цикле (привлечение, использование, погашение) отрицательные последствия чрезмерного увеличения внешней задолженности связаны в основном со стадией его погашения. Новые же займы для текущего бюджетного периода, наоборот, позволяют ослабить нагрузку на налоговые и другие доходные источники.
Государственный долг – это совокупность дефицитов государственного бюджета за определенный период времени. Это экономическое определение государственного долга. В Бюджетном кодексе дано юридическое определение этого понятия как долговых обязательств РФ перед юридическими и физическими лицами, иностранными государствами, международными организациями и иными субъектами международного права.
Основными причинами образования государственного долга являются дефицит государственного бюджета и наличие свободных денежных средств у физических и юридических лиц.
Государственный долг можно классифицировать по различным критериям. По валютному критерию он делится на внутренний и внешний: рублевые долги относятся к внутреннему долгу, а валютные — к внешнему. В международной практике есть и другое определение внешнего долга: совокупный долг нерезидентам, а внутреннего долга – как совокупного долга резидентам.
Государственный долг делится на капитальный и текущий. Капитальный долг – это сумма выпущенных и непогашенных долговых обязательств государства, включая проценты. Текущий долг – это расходы по выплате доходов и погашению обязательств.
По срокам государственные долговые обязательства могут быть краткосрочными (до 1 года), среднесрочными (от 1 года до 5 лет), долгосрочными (от 5 до 30 лет). Долговые обязательства не могут превышать срок в 30 лет.
По уровню управления государственный долг делится на государственный долг РФ, государственный долг субъекта РФ и муниципальный государственный долг. Россия не несет ответственности по долговым обязательствам субъектов РФ.
Вопросам управления внешним долгом РФ уделяли и уделяют сове внимание многие отечественные специалисты, среди которых особенно можно выделить, К. Астапова, И.А. Бескову, А.С. Булатова, А.П. Вавилова, Д. Вторыгина, М. Галкина М. Гробаня, А. Илларионова, А. Корчагина, М. Красс, В.Г. Курьерова, А. Лусникова, Г. Павлова, Н. Паутолу, В. Петрова, Б. Пичугина, В. Попова, А. Саркисянца, А. Селезнева, А.Ю. Симановского, А. Соснина, В. Титкова, И. Хакамаду, Ю. Швец, Ю. Шутову, Г. Фетисова и др.
Актуальность темы дипломной работы заключается в том, что одной из наиболее тяжелых экономических проблем России с 90-х гг. является накопление внешней задолженности. Неблагополучие в этой сфере внешнеэкономических связей затрудняет реформирование экономики, оказывает тормозящее воздействие на торговлю России как с индустриальными, так и развивающимися странами.
Большая практическая значимость проведения всестороннего исследования управления внешним долгом России, недостаточная разработанность методики управления внешним госдолгом к условиям России, и испытываемый недостаток практических рекомендаций определили выбор и обусловили особую значимость темы настоящей работы.
Набор применяемых российским правительством финансовых методов управления накопленным внешним долгом невелик. Вне поля зрения остаются многие новые явления и тенденции в международной финансовой системе, опыт крупных должников, добившихся существенного облегчения долгового бремени за счет комплексного подхода и использования нетрадиционных методов.
Успешные методы управления внешней задолженностью России должны не только решать проблему задолженности, но также способствовать реализации более общих задач экономической и финансовой политики государства.
Цель данной работы — раскрыть экономическую природу управления внешним долгом РФ.
Исходя из цели, были поставлены следующие задачи:
— определить понятие внешнего долга РФ;
— раскрыть сущность управления внешним долгом РФ;
— исследовать нормативно правовую базу управления внешним долгом РФ;
— проанализировать современное состояние внешнего долга РФ
— дать оценку управления внешним долгом РФ;
— охарактеризовать проблемы снижения внешнего долга РФ
— провести обобщение зарубежного опыта управления внешним долгом;
— выявить пути совершенствования управления внешним долгом РФ……….
Список использованной литературы
1. Конституция Российской Федерации.
2. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31 июля 1998 г. №145-ФЗ (с изм. и доп. от 31 декабря 1999 г. по 1 июля 2005 г.)
3. Агафонов М.А. Мировая экономика: Учебное пособие. – М.: «Финансы», 2006. – 704 с.
4. Алимов Р. Управление внешним и внутренним государственным долгом в России // Мировая экономика и международные отношения. — 2006. — №5. — С.22-29.
5. Бескова И.А. Управление государственным долгом // Финансы. – 2005. — №7. – С.61 – 67.
6. Борисов Е.Ф. Экономическая теория: Учебник. — М.: Юристъ, 2005. — 568 с.
7. Вавилов А.П. Внутренние проблемы внешнего долга // Коммерсантъ. — 2004. — 5 апреля.
8. Вавилов А.П. В неоправданном долгу // Деньги. — 2005. — №17. — С.8-12.
9. Воронин С., Кориевский Л. Регулирование внешней задолженности в России // РЦБ – 2006. — №11. – С.56-71.
10. Галкин М. Долги России // РЦБ. — 2005. — №1.- С.15-20.
11. Гробань М., Павлов Г., Швец Ю. Внешний долг России // Обзор российской экономики. — 2006. — №2. — С.31-37.
12. Илларионов А. Бремя государства // Вопросы экономики. – 2005. — №9. – С.4-27.
13. Красс М. Модель управления динамикой государственного долга // Мировая экономика и международные отношения. — 2005. — №4. — С.47 — 54.
14. Курьеров В.Г. Иностранные инвестиции и внешний долг РФ // ЭКО. – 2005. — №8. – С.33-41.
15. Лусников А. Внешний долг РФ: экспортный вариант пирамиды или ресурс для экономического возрождения страны? // РЦБ. — 2005. — №5. — С.12-18.
16. Мировая экономика: Учебник / Под ред. А.С. Булатова. – М.: Юристъ, 2005. – 762 с.
17. Мировая экономика: глобальные тенденции за 100 лет / Под ред. И.С. Королева. – М.: Экономист, 2004. – 651 с.
18. Мировая экономика и международный бизнес: Учебник / Под общ. ред. В.В. Полякова и Р.К. Щенина. — М.: КНОРУС, 2005. — 656 с.
19. Паутола Н. Управление внешним долгом: мировой опыт и возможности решения долговой проблемы в России. Доклад Российско-европейского центра экономической политики (РЕЦЭП) // Обзор российской экономики.- 2006. -№4. — С.45-53.
20. Петров В. Проблемы привлечения и размещения финансовых средств в России // РЦБ – 2006. — №3 – С.37-43.
21. Пичугин Б. Внешний долг России// Мировая экономика и международные отношения. — 2004. — №7. — С.65-75.
22. Попов В. Как разорвать долговую петлю // Экономика и Жизнь. — 2004. — 2 февраля.
23. Родионова И.А. Мировая экономика: Учебное пособие. – СПб.: Питер, 2005. – 496 с.
24. Саркисянц А. Россия в системе мирового долга // Вопросы экономики. – 2005. — №5. – С.94-109.
25. Селезнев А. Государственный долг: иллюзии и реальность // Экономист. — 2005. — №3. — С.31-40.
26. Симановский А.Ю. Государственный долг: бремя цивилизации // Деньги и кредит. — 2005. — №6. — С.28-33.
27. Соснин А. Тяжесть бремени государственного долга // Мировая экономика и международные отношения. — 2003. — №1. — С.12-17.
28. Спиридонов И.А. Мировая экономика: Учеб. пособие. – М.: ИНФРА-М, 2004. – 466 с.
29. Титков В. Стабилизация и управление государственным долгом России // Вопросы экономики. — 2004. — №12. — 54-59.
30. Фетисов Г. Золотовалютные резервы России: объем, структура, управление // Вопросы экономики. — 2006. — №1. — С.49-62.
31. Хакамада И. Государственный долг: структура и управление // Вопросы экономики. – 2004. — №4. – С.67-79.
32. Хессель Х., Ройс К. Российская Федерация – рейтинг кредитоспособности «В- /стабильный/ С» // РЦБ. – 2006. — №2. – С.88-96.
33. Хорошев С. Долги наши внешние… // Финансовый контроль. — 2006. — № 9. — С.46-50.
34. Шутова Ю. Россия в системе внешнего финансирования // РЦБ. — 2004. — №5. — С.16-21.