Содержание
Введение……………………………………………………………………………3
1. Теоретические аспекты управления транспортной системой ……………….5
1.1.Транспорт как важнейший инструмент социальных, экономических и геополитических целей государства……………………………………5
1.2. Место и роль транспорта в социально — экономическом развитии Российской Федерации……………………………………………………7
2. Организация транспортной системы России…………………………………11
2.1. Транспорт как объект государственного управления…………………11
2.2. Структура транспортной системы России………………………………14
3. Стратегия развития транспортной системы России…………………….…..22
3.1.Современное состояние и проблемы развития транспортной системы России…………………………………………………………..…………22
3.2. Цели и приоритеты развития транспортной системы России…………28
Заключение………………………………………………………………….……36
Список использованной литературы……………………………………………38
Приложения………………………………………………………………………40
Выдержка из текста работы
Повышение эффективности управления перевозками грузов связано с техническим усовершенствованием подвижного состава транспорта и погрузочно-разгрузочных средств и оптимизацией грузопотоков по таким параметрам как скорость, стоимость и безопасность.
Являясь частью логистической системы транспортная система напрямую влияет на эффективность предприятия и его развитие. В связи с этим, тема дипломного исследования, посвященная управлению транспортной системой, является актуальной.
Объектом исследования является предприятие ООО "САХО-Агро Ульяновск".
Предмет исследования — управление транспортной системой предприятия ООО "САХО-Агро Ульяновск.
Цель исследования — повышение эффективности управления транспортом на транспортном предприятии ООО "САХО-Агро Ульяновск".
Для достижения поставленной цели решаются следующие задачи:
исследование методов и средств управления транспортными системами;
анализ деятельности предприятия ООО "САХО-Агро Ульяновск";
разработка мероприятий по повышению эффективности управлению транспортом;
экономическая оценка разработанных мероприятий.
При решении этих задач были использованы методы: аналитический, статистики, сравнения, экономико-математического моделирования.
1. Транспортная система как часть транспортной логистики предприятия
управление транспортный перевозка груз
1.1 Виды транспортных систем
Логистика — часть экономической науки, предмет которой заключается в организации рационального процесса продвижения товаров и услуг от производителей к потребителям, функционирования сферы обращения продукции, товаров, услуга, управления товарными запасами, создания инфраструктуры товародвижения.
Логистику можно рассматривать как стратегическое управление материальными потоками в процессе закупки, снабжения, перевозки, продажи, и хранения материалов, деталей и готового инвентаря (техники и проч.). Понятие включает в себя также управление соответствующими потоками информации, а также финансовыми потоками. Логистика направлена на оптимизацию издержек и рационализацию процесса производства, сбыта и сопутствующего сервиса как в рамках одного предприятия, так и для группы предприятий. [37, стр. 221]
Логистические системы очень разнообразны по охвату деятельности предприятия (и по пониманию современного российского менеджмента). Для некоторых логистика это просто умение работать с базами данных, для некоторых — снабженческая или складская деятельность. Но по своему назначению (а главное её назначение — уменьшение затрат при условии выполнения плановых заданий, а следовательно увеличение эффективности производственной деятельности) логистические системы должны охватывать практически все (кроме бухгалтерских, кадровых и т.п.) направления деятельности. Логистическая система — совокупность действий участников логистической цепи (предприятий-производителей, транспортных, торговых организаций, магазинов, и пр.), построенных таким образом, чтобы выполнялись основные задачи логистики. [8, стр. 21]
Как и любая другая логистическая система состоит из подсистем. Все подсистемы логистической системы делятся на две категории:
функциональные подсистемы (производственная, транспортная, складская);
обеспечивающие подсистемы (информационная, правовая, кадровая).
Формирование в организации логистических систем может происходить в следующих условиях:
отсутствия централизованного управления логистическими функциями, т.е. логистической системы как таковой;
неспособность существующей логистической системы выполнять поставленные цели и задачи. [2, стр. 54]
Как и любая другая логистическая система состоит из подсистем. Все подсистемы логистической системы делятся на две категории:
функциональные подсистемы (производственная, транспортная, складская);
обеспечивающие подсистемы (информационная, правовая, кадровая).
Главное предназначение логистики на предприятии — внедрение логистической системы, необходимой для преодоления материалами и товарами пространства и времени.
Под логистикой предприятия понимается:
управление материальными потоками (связанными с ними информационными, финансовыми потоками) с целью снижения общих затрат на продвижение товара (услуг) к конечному потребителю;
логистических связанных функций, посредством которых максимально удовлетворяются потребности потребителей;
функциональная система управления предприятием с целью организации информационного обмена и оборота финансовых средств. [39, стр. 69]
Чтобы логистическая система предприятия работала, необходима не только координация действий базисных составляющих, но и должен обеспечиваться требуемый набор услуг при максимально возможном уменьшении затрат, возникающих при выполнении логистических операций. При этом должен быть установлен баланс, выгодный как поставщику, так и потребителю.
Рис. 1. Классификация логистических систем
Логические цели достаточно универсальны и вполне органично вписываются в стратегические и тактические цели хозяйственной организации. [11, стр. 37]
Транспортная система как часть логистических систем
Транспортная система — транспортная инфраструктура, транспортные предприятия, транспортные средства и управление в совокупности. Единая транспортная система обеспечивает согласованное развитие и функционирование всех видов транспорта с целью максимального удовлетворения транспортных потребностей при минимальных затратах.
Цель транспортной системы — оптимальное, наиболее эффективное перемещение грузов, то есть — оптимизация транспортной системы.
Транспортная система помогает решать задачу транспортировки изготовленной продукции. При этом осуществляется ее, экспедирование, грузопереработка, оформление необходимых документов, страхование рисков, таможенные процедуры и многое другое.
Цель транспортной системы — доставить продукцию в место назначения, причем сделать это:
как можно быстрее;
как можно дешевле;
без потерь и повреждений груза;
без ущерба для окружающей среды.
Транспортная система в отношении имеющихся транспортных средств действует в двух направлениях:
эксплуатация;
обслуживание и ремонт.
Первое из указанных направлений включает составление договора перевозки (в зависимости от вида транспорта оно имеет определенные особенности) и управление транспортом, которое происходит на протяжении всего следования товара от производителя к потребителю и заключается в последовательном решении таких задач, как:
выбор вида транспорта (их сочетаний), мест и способов перегрузки с одного вида транспорта на другой;
маршрутизация движения транспорта (если это позволяет его вид);
контроль движения транспорта.
Второе направление предполагает решение вопросов, связанных с необходимостью повышать технический уровень транспортировки, осуществлять широкую информатизацию этого процесса на основе использования компьютерной техники.
Таким образом, транспортная система позволяет управлять не только отдельными коммерческими операциями транспортировки (подготовкой грузов, оформлением документов и др.), но и всем технологическим процессом. [16, стр. 101]
При организации транспортировки продукции наиболее важным вопросом является выбор способа транспортировки, вида транспорта и логистических посредников. Он осуществляется на основе нескольких важных критериев:
минимальные затраты на транспортировку (тарифы на перевозку, расходы на транспортно-экспедиционные операции, затаривание, погрузку, разгрузку, сортировку и пр.);
ограниченное время доставки (доставка должна быть своевременной и как можно более быстрой);
минимальные затраты, связанные с запасами в пути, наименьший ущерб от несвоевременной доставки;
мощность и доступность вида транспорта (существует пять основных видов транспорта: железнодорожный, водный, автомобильный, воздушный и трубопроводный);
вид груза (в зависимости от вида транспорта используется определенный способ классификации грузов);
максимальная надежность и безопасность перевозки (обеспечение сохранности груза);
соблюдение экологических требований;
высокий уровень сервиса (предоставление широкого спектра нетрадиционных услуг, применение новейших достижений в области связи).
Все большую популярность в настоящее время приобретают перевозки, осуществляемые одним экспедитором из одного диспетчерского центра по одному транспортному документу.
Необходимость в транспортной логистике диктуют следующие обстоятельства:
транспортировка играет существенную роль в создании эффективной системы, объединяющей снабжение, производство, сбыт и потребление продукции;
транспортные издержки составляют большой процент (до 50%) общих затрат предприятия на перемещение товара до его потребителя;
стоимость транспортировки в очень большой степени влияет на внешнеторговую цену товара;
при выборе каналов сбыта возникает множество проблем, связанных именно с транспортировкой;
в последнее время возникают все новые транспортно-экспедиционные предприятия, занимающиеся организацией и оптимизацией доставки товаров по стране и за ее пределами. [17, стр. 183]
Транспортные перевозки являются результатом работы логиста: оптимизация маршрута, выбор транспорта. Система по организации доставки, а именно по перемещению каких-либо материальных предметов, веществ из одной точки в другую по оптимальному маршруту.
Современная транспортная система учитывает множество факторов для определения наиболее выгодного маршрута. Прежде всего протяженность, продолжительность пути и экономичность выбираемого маршрута. Для эффективной маршрутизации (составления планов доставки, оптимизации перевозок, оптимизации доставки) необходима компьютерная обработка исходных данных (заказы, параметры груза, автопарк, временные требования и т.д.) с использованием электронных карт и специальных баз данных (дорожно-знаковая обстановка, интенсивность движения, адресные базы и т.д.) с помощью специального программного обеспечения.
Поэтому залог успешной работы — автоматизация управления транспортной системы.
Анализ является одной из важнейших функций управления предприятием. В системе анализа формируется информация в форме, удобной для принятия управленческих решений. Анализ бывает внутренний и внешний. Признаком разделения анализа на эти категории является характер используемых для него источников информации. Внешний анализ (финансовый) базируется на публикуемых отчетных данных, то есть на ограниченной части информации о деятельности предприятий, которая может стать достоянием общества. Внутренний анализ (управленческий) использует всю достоверную информацию о состоянии дел предприятия, доступную лишь ограниченному кругу лиц — управленческому персоналу предприятия. [15, стр. 54]
Управление — это функция систем различной природы (технических, биологических или социальных). Оно направлено на реализацию их целей с поддержанием присущей им структуры.
В процессе управления происходит взаимодействие двух объектов — управляющего и управляемого, которые соединены каналами прямой и обратной связи.
По каналу прямой связи передается управляющие сигналы. Системы управления с одной только прямой связью называются разомкнутыми. Если система управления получает информацию об объекте управления по каналу обратной связи и производит необходимые корректирующие воздействия на объект управления, то такие системы управления называются замкнутыми.
Модели транспортной системы. При формировании логистических систем разрабатывается несколько вариантов. Каждый из них выделяется издержками, типом транспорта, скоростью поставки, надежностью, ритмичностью, оригинальностью упаковки и складирования. [22, стр. 28]
Для оценки работы транспортного хозяйства применятся система технико-экономических показателей, основными из которых являются:
техническая скорость движения транспортного средства. Определяется как отношение длины пути от начального до конечного пункта ко времени движения транспортного средства. Расчетная техническая скорость движения транспорта в зависимости от условий эксплуатации может составлять 60-90 км/ч;
эксплуатационная скорость транспортного средства. Определяется как отношение длины пути от начального до конечного пункта ко времени стоянки на начальном, промежуточных и конечном пунктах.
коэффициент использования грузоподъемности транспортного средства. Равен отношению массы одновременно перевозимого груза к грузоподъемности транспортного средства.
коэффициент использования пробега транспортного средства. Равен отношению пути, проходимого транспортным средством с грузом, к пути, проходимого без груза. Сокращение пробега без груза (холостой ход) за счет рациональной маршрутизации улучшает использование транспортных средств и снижает потребность в их количестве.
коэффициент использования рабочего времени транспортного средства. Определяется как отношение фактического времени работы транспортного средства к календарному времени за один период. При нормальной эксплуатации должен быть не менее 0,85.
Для повышения эффективности управления транспортной системы применяется ряд моделей, каждая из моделей учитывает соблюдение сроков и размера партий доставки, отсутствие случаев повреждения и неправильной засылки грузов, предоставление дополнительных услуг и т.д.
Оценка по каждому из критериев позволяет получить комплексную оценку эффективности транспортного обслуживания.
.2 Методы оценки эффективности транспортной системы
Жесткие финансовые условия, в которых осуществляется планирование поставок продукции, низкий уровень надежности предприятий-поставщиков, большие временные интервалы между началом планирования поставок и их реальным осуществлением обостряют вопросы сырьевого обеспечения предприятий-грузополучателей. Актуальность проблемы заставляет искать новые методы, подходы организации обеспечения предприятия-потребителя с позиции своевременности обеспечения и одновременно минимизации сопутствующих расходов. Для его разрешения используется логистический подход к процессу доставки грузов. Частной задачей этого подхода является проблема оптимизации расписания поставок грузов на предприятие для доставки грузов "точно в срок" при минимальных затратах, трудовых и материальных ресурсов.
Основное условие этого принципа требует, чтобы сырьевые материалы, товары и их компоненты, прежде всего, были готовы для монтирования, комплектации заказов, их отправления и доставки, когда возникает спрос, как в границах производства, так и за его пределами. Поставка материалов, сырья, готовой продукции "точно в срок" оказывает благоприятное влияние на функционирование всей экономической системы. Логистика в полной мере работает на потребителя. Поэтому считают, что реализация функции сбыта в сфере логистики осуществляется через посредство (шесть правильных условий): груз, качество, количество, время затраты и пункт назначения. "Точно в срок" (ТВС) наиболее распространенная в мире логистическая концепция. Основная идея концепции ТВС заключается в следующем: если производственное расписание задано, то можно так организовать движение материальных потоков, что все материалы, компоненты будут поступать в необходимом количестве, в нужное место и точно к назначенному сроку для дальнейшего производства, продажи. При этом страховые запасы, замораживающие денежные средства фирмы, не нужны. ТВС является также одним из основных принципов бережливого производства. [3, стр. 86]
Математическая модель транспортных перевозок. Базовой моделью оптимизации транспортных перевозок является транспортная задача, объединяющая широкий круг задач линейного программирования. Для решения транспортной задачи применяются специальные методы, которые позволяют найти начальное опорное решение, а затем, улучшая его, получить последовательность опорных решений, которая завершается оптимальным решением. Переменными (неизвестными) транспортной задачи являются xij, i=1,2,…,m j=1,2,…,n — объемы перевозок от i-го поставщика каждому j-му потребителю. Эти переменные могут быть записаны в виде матрицы (1.1) перевозок
Так как произведение Cij*Xij определяет затраты на перевозку груза от i-го поставщика j-му потребителю, то суммарные затраты на перевозку всех грузов равны, формула (1.2)
По условию задачи требуется обеспечить минимум суммарных затрат. Следовательно, целевая функция задачи имеет вид (1.3):
Система ограничений задачи состоит из двух групп уравнений.
Первая группа из m уравнений описывает тот факт, что запасы всех m поставщиков вывозятся полностью и имеет вид (1.4):
Вторая группа из n уравнений выражает требование удовлетворить запросы всех n потребителей полностью и имеет вид (1.5):
Учитывая условие неотрицательности объемов перевозок математическая модель выглядит следующим образом (1.6):
В рассмотренной модели транспортной задачи предполагается, что суммарные запасы поставщиков равны суммарным запросам потребителей, т.е.:
Такая задача называется задачей с правильным балансом, а модель задачи закрытой. Если же это равенство не выполняется, то задача называется задачей с неправильным балансом, а модель задачи — открытой.
Одним из важнейших факторов, оказывающих влияние на эффективность использования транспортных средств, является расстояние перевозки, от величины которого зависит количество транспортной работы.
Стратегическое планирование — это процесс формирования планов, которые обеспечивают долговременную выгоду компании. Такое определение связано с осуществлением главной цели — наблюдение за ценами и максимизация доходов. Логистическое управление должно гармонировать с философией и практикой стратегического планирования. Стратегическое планирование порождает цепь реакций в организации и составлении оперативных планов и ежедневной деятельности предприятия. Но стратегическое планирование не может предсказать будущее с точностью 100%, поэтому перед руководителем возникает сложная задача управления ресурсами в условиях неопределенности. [5, стр. 97]
Трудности превращения плана в действие следующие:
динамика оперативной сферы, характеризуется неопределенностью и изменчивостью;
планирующая организация, которая изготовляет аналогичную продукцию, в стратегическом плане не является единственной — есть другие конкуренты. Конкурент может располагать лучшими стратегическими планами, действовать более активно и целеустремленно;
нельзя планировать, ориентируясь только на предысторию, на прошлый опыт, а надо иметь в своем распоряжении возможные альтернативы, способные дать ответ на вопросы "как, если, что?". [7, стр. 318]
Многочисленными исследовании доказано, что чем меньше будет выполняться перевозка транспортной продукции, измеряемой в тонно-километрах, тем лучше для народного хозяйства нашей страны. Это связано с тем, что сокращение транспортной работы сопровождается снижением транспортных затрат и уменьшение потребности в транспортных средствах. Поэтому перевозки грузов должны осуществляться по возможности на короткие (оптимальные) расстояния для всех отраслей народного хозяйства.
Максимальную производительность однотипного подвижного состава можно получить на том маршруте, где будут минимальные затраты времени. Однако критерий, по которому находят оптимальное решение, определяется не только затратами времени, а той целью, которую необходимо достигнуть при решении задачи оптимального варианта проезда. Наиболее часто в качестве критерия принимается минимум суммарного пробега, так как при одинаковых условиях движения на всех участках маршрута план, оптимальный по пробегу, будет оптимальным по затратам времени и стоимости.
Не применяя никаких вычислений, кратчайший путь между двумя пунктами можно выбрать в том случае, если они находятся в пределах видимости. Если же они достаточно удалены друг от друга, то возникают различные варианты передвижения, которые необходимо сравнить, чтобы выбрать наилучший.
Если перевозки выполняются на территории города, то, как правило, там насчитывается очень большое количество пунктов отправки и приема грузов. С целью уменьшения трудоемкости определения кротчайших расстояний, грузопотоков и построения транспортной сети используют способ, заключающийся в том, что вместо большого разнообразия конкретных пунктов устанавливают условные. Для этого разделяют весь город на определенное количество микрорайонов и все грузообразующие и грузопоглощающие пункты, расположенные в пределах данного микрорайона, условно считают расположенными в центре микрорайона. Этим приемом большое число пунктов заменяется небольшим количеством центров, и вместо огромного числа транспортных связей между пунктами рассматриваются связи между микрорайонами.
Величина общего пробега с грузом зависит от того, какой грузоподъемности транспортные средства будут применяться для выполнения перевозок, причем с уменьшением ее общий пробег будет возрастать. Это одна из причин, вызывающая несоответствие между величинами расчетной и фактической экономической эффективности от применения ЭММ в планировании перевозок грузов. Вполне понятно, что использование транспортных средств возможно большей грузоподъемности будет способствовать сокращению затрат на перевозки.
Для обеспечения максимальной производительности транспортных средств необходимо, чтобы автомобили прибывали в погрузочно-разгрузочные пункты по расписанию согласно оптимальной интенсивности входящего потока. Каждый пункт погрузки или разгрузки, как известно, представляет собой систему массового обслуживания, для которых оптимальная интенсивность входящего потока автомобилей может быть найдена с помощью аналитических моделей или путем моделирования процесса обслуживания автомобилей в системе грузового пункта на основе метода статистических испытаний.
Имея достаточное количество подвижного состава, можно обеспечить прибытие автомобилей в соответствии с оптимальной интенсивностью, тем самым загрузить оборудование пункта, обслуживающее транспортные средства (весы, подъемники и т.п.), но это еще не означает, что будет обеспечен максимальный суточный завоз (вывоз) груза. Например, при доставке зерна на заготовительный пункт (элеватор) безразлично, какой грузоподъемности взвешивать автомобили, лишь бы они вмещались на площадку весов и не превышали их возможностей. Но чем меньшей грузоподъемности автомобиль будет занимать весы, тем меньше будет доставлено груза, хотя по времени оборудование может использоваться на 100%.
1.3 Методы и средства оптимизации транспортных потоков предприятия
Создание оптимизированных маршрутов позволяет точно определить объем перевозок грузов со снабженческо-сбытовых предприятий, количество автомобилей, осуществляющих эти перевозки, способствует сокращению простоя автомобилей под загрузкой и разгрузкой, эффективному использованию подвижного состава и высвобождению из сфер обращения значительных материальных ресурсов потребителей. Вместе с тем планирование перевозок позволяет повысить производительность автомобилей при одновременном снижении количества подвижного состава, поступающего на предприятие притом же объеме перевозок.
Если созданы оптимальные маршруты и соблюдаются сроки поставки, то производственные запасы потребителей могут сокращаться в 1,5-2 раза, снижая тем самым затраты на складирование. Необходимость маршрутизации перевозок грузов обосновывается еще и тем, что маршруты дают возможность составления проектов текущих планов и оперативных заявок на транспорт, исходящих из действительных объемов перевозок.
Таким образом, разработка эффективных маршрутов и проектов планов перевозок способствует своевременному и бесперебойному выполнению поставок продукции и эффективному взаимодействию организаций-поставщиков, организаций-получателей и автотранспортных организаций. Подводя итог вышесказанному можно с уверенностью сказать, что задача оптимизации маршрутизации транспортных средств становится особо актуальной в условиях данной экономической ситуации.
Цель оптимизации транспортных перевозок. Так как имеется большое количество объектов доставки, то необходимо оптимизировать маршруты перевозок и оперативно реагировать на все изменения. Следовательно, можно определить цель оптимизации транспортных перевозок:
разработать алгоритм оптимизации грузоперевозок с учетом временных окон и грузоподъемности транспортных средств. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие основные задачи:
— сформулировать математическую постановку задачи маршрутизации транспорта с условием ограничений;
выбрать (разработать) критерии оптимизации;
разработать модифицированный генетический алгоритм оптимизации грузоперевозок с учетом временных окон и грузоподъемности транспортных средств;
экспериментально проверить эффективность работы алгоритма.
Для оптимизации маршрутов применяется ряд методов.
Метод Кларка-Райта. Был разработан двумя британскими учеными Г. Кларком (G. Clarke) и Дж.В. Райтом (J.W. Wright). Несмотря на давность разработки, он до сих пор остается одним из самых популярных методов для решения данной задачи, о чем свидетельствует практика его применения. Метод Кларка-Райта относится к числу приближенных, итерационных методов и предназначается для компьютерного решения задачи развозки. Этот алгоритм использует понятие выигрышей, чтобы оценить операции слияния между маршрутами. Выигрыш — мера сокращения стоимости, полученная комбинированием двух маленьких маршрутов в один больший маршрут. Достоинствами метода являются его простота, надежность и гибкость. Погрешность решения не превосходит в среднем 5-10%. Однако, учитывая жадный характер алгоритма Кларка-Райта, полученные решения имеют часто недостаточное качество относительно более сложных подходов. Необходимо также учесть, что после первых нескольких итераций в задачах со многими ограничениями вероятность слияний маршрута может решительно уменьшиться, мы не имеем возможности контролировать количество маршрутов.
Эвристические методы вставок. Наилучшее решение для конкретных исходных данных может быть найдено путем последовательного применения различных эвристических методов, используя для сравнительной оценки качества приближения длину полученного маршрута. Рассмотрим 3 наиболее популярных эвристических алгоритма:
— метод ближайшего соседа;
метод ближайшего города;
метод самого дешевого включения.
В методе ближайшего соседа, пункты плана последовательно включаются в маршрут, причем, каждый очередной включаемый пункт должен быть ближайшим к последнему выбранному пункту среди всех остальных, еще не включенных в состав маршрута.
Метод ближайшего города на каждом шаге алгоритма строит допустимый маршрут по текущему подмножеству пунктов уже включенных в маршрут, добавляя к нему новый пункт из числа еще не включенных в маршрут, для которого найдется ближайший сосед из числа пунктов уже принадлежащих маршруту.
Метод самого дешевого включения на каждом шаге алгоритма проводит допустимый маршрут по текущему подмножеству пунктов, уже включенных в маршрут, добавляя к нему новый пункт, включение которого между некоторыми смежными пунктами приводит к минимальному увеличению стоимости (длины) маршрута.
Однако любой эвристический метод базируется на формально не обоснованных соображениях, поэтому невозможно доказать, что эвристический алгоритм для любых исходных данных находит решения близкие к оптимальному.
Табу-поиск. Основоположником эвристического алгоритма табу поиска является Ф. Гловер, который предложил принципиально новую схему локального поиска. Табу поиск является мета-эвристическим алгоритмом, который ведет местный поиск, чтобы уберечь его от попадания в ловушку преждевременных местных оптимумов, запрещая те перемещения, которые возвращают поиск к предыдущим решениям и приводят к циклической работе. Основным механизмом, позволяющим алгоритму избегать локальный оптимум, является табу список, который обновляется в конце каждой итерации. Выбор лучшего решения в окрестности происходит таким образом, что он не принимает ни одного из запрещённых атрибутов. Алгоритм табу поиска является довольно перспективным, однако введение штрафов на нарушение всех видов ограничений в целевую функцию не дает гарантий нахождения допустимых решений. [6, стр. 49]
Роль транспорта в повышении эффективности деятельности компаний по продвижению грузов наглядно продемонстрировала технология "точно вовремя". При ее применении не требуется содержания большого складского хозяйства, ускоряется оборачиваемость капитала. Эта технология предусматривает доставку грузов "точно вовремя" по заранее разработанным и согласованным между участниками логистической цепи графикам поставок. [41, стр. 9]
Доставка товара по жесткому графику требует четкой работы управленческого персонала по планированию, контролю и диспетчеризации поставок. Ведь при возникновении нарушения поставок участники логистической цепи несут значительные финансовые потери.
Затраты на транспортировку могут составлять 40% и более процентов в общей стоимости товаров. Применение логистики считается успешным, если транспортные расходы составляют около 10% от расходов на закупку этих товаров. [9, стр. 398]
В зависимости от стратегии и задач логистической системы осуществляется выбор транспорта для доставки продукции. При этом учитываются размещение производства, технико-экономические особенности различных видов транспорта, определяющие сферы их рационального использования.
К основным задачам транспортной логистики относятся:
выбор транспортно-технологической системы доставки;
выбор перевозчика (определение вида транспорта, посредника транспортировки и типа транспортного средства);
согласование транспортного процесса с работой склада;
размещение груза внутри транспортного средства;
маршрутизация перевозок и контроль движения груза в пути;
обеспечение сохранности груза при транспортировке.
Очень часто при организации перевозок решается задача разработки альтернативных вариантов между пунктами отправления и назначения. Объем перевозимых грузов известен (заказ на поставку составлен потребителем товара). [10, стр. 69]
Организация перевозок — это подготовка транспортного процесса, выбор подвижного состава и погрузочно-разгрузочных механизмов, выбор рациональной формы взаимодействия транспортных и погрузочно-разгрузочных средств, выбор маршрута движения.
Организация перевозок включает:
планирование;
оперативное управление;
учет и контроль;
установление порядка документооборота;
расчеты за перевозки.
Критериями выбора способа доставки в логистике могут выступать:
минимум затрат на перевозки (минимальная себестоимость перевозки или минимальные тарифы);
минимум времени товара в пути (минимальное время доставки);
минимум риска несвоевременной доставки (надежность перевозки);
максимум провозной способности транспорта (возможность перевезти требуемые объемы груза);
готовность к перевозке в любой момент времени и обеспечение ее в различных условиях (доступность услуг, их независимость от погодных условий и т.д.);
минимум потерь груза при транспортировке (сохранность товара, его защищенность от потерь, порчи, повреждений и хищений).
Особая роль отводится автомобильному транспорту, как самому гибкому и мобильному в составе транспортного комплекса. Без автомобильного транспорта невозможна реализация современных логистических технологий (таких как "точно вовремя"; "от двери до двери" — DDT — сервис) в системах снабжения и сбыта товаропроизводителей. Расчеты за транспортные услуги осуществляются с помощью транспортных тарифов. Эти тарифы включают:
плату, взыскиваемую за перевозку грузов;
сборы за дополнительные операции, связанные с перевозкой грузов;
правила исчисления плат и сборов.
Известно, что в условиях конкуренции неизбежна борьба за клиента, в том числе и при оказании транспортных услуг. Это вносит коррективы в транспортные тарифы. [12, стр. 7]
Для каждого конкретного случая доставки разрабатывается транспортно-технологическая схема перевозок, определяющая последовательность выполнения операций. Решение технологических вопросов тесно связано с организацией перевозок.
В некоторых случаях это может быть один, самый важный для грузовладельца критерий.
Решая задачу выбора вида транспорта, важно все просчитать и не допустить подмены критериев, что может привести к неверному решению.
Стоимостная оценка необходима для всех критериев, а не только для расчета затрат на транспортировку. Так, необходимо оценивать ущерб из-за прогнозируемых потерь груза при перевозке, из-за недостаточной доступности транспортных услуг или недостаточной провозной мощности и т.д. При таком подходе главным критерием является показатель затрат, связанных с доставкой товара. На уровень затрат влияет множество факторов, которые необходимо учитывать в соответствии с концепцией полной стоимости. При осуществлении такого логистического подхода работа отдельных звеньев логистической цепи настраивается на получение главного результата — продвижение материального потока с минимальными затратами. Низкая надежность перевозки — это не только срыв времени доставки и связанные с этим затраты, но и доставка товара позже конкурентов т. е. срыв выгодного контракта и т.д.
На практике не всегда проводится детальный расчет значения приведенных критериев для анализируемых вариантов. Нередко для принятия решения достаточно качественных оценок типа "дороже — дешевле", "лучше-хуже" и т.д.
К числу факторов, влияющих на выбор способа транспортного обеспечения, можно отнести такие; как:
наличие дополнительных услуг по экспедированию, комплектации, доставке груза;
гибкость маршрута;
возможность переадресации в пути;
регулярность работы транспорта;
квалификация персонала перевозчика;
контроль движения груза в пути при помощи средств связи;
гибкость тарифных схем перевозок;
порядок подачи заявки на перевозку;
качество транспортных услуг;
экономичность транспортных средств.
Перечень факторов, которые учитываются при транспортировке товара конкретным предприятием, может существенно меняться и насчитывать еще более нескольких десятков позиций, но главным при рыночной экономике остается показатель затрат.
Часто при выборе вида транспортного средства используется экспертная оценка значимости различных факторов. Главными в этом случае являются: надежность соблюдения графика доставки, время доставки, стоимость перевозки.
Тарифы являются формой цены на услуги транспорта. Построение тарифов должно обеспечивать:
транспортному предприятию — возмещение расходов на транспортировку, а также возможность получения прибыли;
покупателю транспортных услуг — возможность покрытия транспортных расходов.
Стоимость перевозки — один из главных факторов, влияющих на выбор транспортного средства.
Известно, что в условиях конкуренции неизбежна борьба за клиента, в том числе и при оказании транспортных услуг. Это вносит коррективы в транспортные тарифы. [14, стр. 132]
Выводы
Проведенные исследования управление транспортной системы позволяет сделать ряд выводов.
. Транспортная система является одним из элементов повышения эффективности предприятия.
. Для оптимизации транспортной системы применяют методы: "Точно в срок", Кларка-Райта, эвристические методы вставок, Табу-поиск.
. Критериями оценки эффективности функционирования транспортной системы являются: скорость движения, минимальные затраты на перевозку груза, соблюдения графика доставки груза, гибкость маршрута,- возможность переадресации в пути, контроль движения груза в пути при помощи средств связи, качество транспортных услуг, экономичность транспортных средств.
2. Анализ деятельности предприятия ООО "САХО-Агро Ульяновск"
2.1 Организационно-правовая форма предприятия
Общества с ограниченной ответственностью "САХО-Агро Ульяновск".
Адрес: 433211, Ульяновская область, Карсунский район, р.п. Языково, улица Горького, д. 23.
"Сибирский аграрный холдинг" — это группа агропромышленных компаний, развивающихся под единым брендом САХО. Как управляющая компания, САХО был образован в 2000 году в Новосибирске. Начав деятельность на высококонкурентном рынке, САХО в сжатые сроки завоевал прочные позиции, сформировав вертикально интегрированную структуру, охватывающую полный цикл от сельскохозяйственного производства до реализации готового хлеба.
Предприятие представляет собой самостоятельно хозяйствующий субъект, который организовывается и функционирует в соответствии с законодательными и нормативными актами. Основными целями, которые преследуются учредителями при создании предприятия, являются:
оказание общественных, социально значимых услуг и работ;
предоставление грузовых перевозок, удовлетворяющей потребности общества;
и как конечная цель и результат деятельности — извлечение прибыли.
Срок деятельности Общества не ограничен. Деятельность Общества прекращается по решению директора, либо по основаниям, предусмотренным Федеральным законом "Об обществах с ограниченной ответственностью".
В 2007 г. на территорию района привлечен инвестор ООО "САХО-АГРО Ульяновск".
ООО "САХО-АГРО Ульяновск" реализует инвестиционный проект по организации выращивания зерновых культур по передовой технологии с применением удобрений, гербицидов и крупнозахватной техники, заказы на перевозку различных грузов.
Период реализации проекта 2008-2012 гг.
Технико-экономические показатели проекта:
Площадь обрабатываемых земель — 23,7 тыс. га. 2008 г.;
объем инвестиций — 31,4 млн. руб.;
создание 52 рабочих места.
Посеяно яровых зерновых культур на площади 3797 га.
валовый сбор зерновых — 4816 тонн;
посев озимых зерновых культур на площади 8730 га. 2009 г.;
посев яровых зерновых культур на площади 2941 га.;
посев озимых зерновых культур на площади 9800 га. 2010-2012 гг.;
ввод в оборот земель общей площадью 23,7 тыс.га.
Основные конкуренты: ООО "ОХЗ-инвест", ООО "Звенигород-хлеб", ОАО "Форнакс", ООО "Химтэк", ООО "Цецера-1", ЗАО "Карасукский мелькомбинат", ООО "Леда".
Основной целью инвестиционного проекта "САХО-Агро-Ульяновск" является возвращение в оборот заброшенных земель, чтобы из произведенного на них зерна выпекать на собственных хлебопекарных предприятиях хлеб, который будет реализовываться в регионе по ценам, доступным для самых широких слоев населения.
На сегодняшний день сельскохозяйственные угодья "САХО-Агро-Ульяновск" располагаются в 11 районах Ульяновской области, численность сотрудников превышает 250 человек, в 2012 г. планируется создать еще около 350 рабочих мест. Ульяновский агрохолдинг САХО оснащен современной высокопроизводительной техникой, обладает собственными элеваторными мощностями. Первые результаты работы "САХО-Агро-Ульяновск" можно наблюдать на полях области в нынешнем году. Уборочные работы предприятие провело на площади более 24000 га, выполняется план по посеву озимых на 38500 га. Уже в первый год освоения залежи урожайность составила до 26 ц/га.
Структура организации — это те фиксированные взаимосвязи, которые существуют между подразделениями и работниками организации. Её можно понимать как установленную схему взаимодействия и координации технологических и человеческих элементов. Структура управления характеризуется составом и информационными взаимосвязями самостоятельных подразделений или отдельных исполнителей, расположенных в последовательной соподчинённости и наделённых определёнными правами и обязанностями.
Структура ООО "САХО-Агро Ульяновск" представлена на рис. 2.1.
Предприятие возглавляет генеральный директор, обеспечивающий общее управление предприятия и отвечающий за конечный результат его деятельности. Он осуществляет координацию всех служб и отделов предприятия, разрабатывает стратегические направления развития предприятия и их экономическую целесообразность.
В обязанности главного бухгалтера входит контроль и отражение на счетах бухгалтерского учёта всех осуществляемых предприятием хозяйственных операций, составление в установленные сроки бухгалтерской отчётности и баланса. Руководит бухгалтерией, ведёт кадровую работу.
Рис. 2.1. Структура ООО "САХО-Агро Ульяновск"
Технический директор контролирует состояние автопарка предприятия, исправность всего оборудования, бесперебойную доставку водителями организации продукции от завода-производителя на склады предприятия и своевременную доставку и отгрузку товара клиентам. Также выполняет обязанности, связанные с обеспечением административно-хозяйственной деятельности предприятия.
Общества с ограниченной ответственностью являются на сегодняшний день наиболее распространенным организационно-правовой формой коммерческих предприятий в сфере малого и среднего бизнеса. Основным преимуществом является то, что учредители несут ограниченную ответственность по долгам созданной ими организации в пределах стоимости вкладов, внесенных в уставный капитал.
Государственная регистрация предприятия — это официальная процедура по присвоению предприятию статуса юридического лица. Данный статус дает возможность участвовать в хозяйственном обороте страны. Среди основных признаков, характеризующих предприятие, можно выделить:
наличие собственного обособленного имущества, предназначенного для ведения хозяйственной деятельности;
наличие учредительных и бухгалтерских документов (в частности, баланса), устава;
наличие наименования, содержащего сведения об организационно-правовой форме действующего предприятия.
Фирма, как и любое юридическое лицо, обладает своими правами и обязанностями.
Среди основных прав можно выделить:
право выступления в хозяйственном обороте от своего имени;
право заключения различных видов договоров с физическими и юридическими лицами;
право на выступление в суде в качестве истца либо ответчика.
К обязанностям относятся:
обязанность своевременного предоставления отчетностей в государственные и налоговые органы;
обязанность отвечать всем своим имуществом перед кредиторами и бюджетом в случае невозможности погашения обязательств иными путями.
Современное законодательство предусматривает классификацию по следующим признакам:
по назначению готовой продукции (производящие предметы потребления и средства производства);
по размерам (мелкие, средние, крупные);
по специализации (комбинированные, специализированные, диверсификационные);
в зависимости от типа производственного процесса (единичный, серийный, опытный, массовый тип);
по виду основной деятельности (промышленные, транспортные, торговые, предприятия по оказанию услуг и другие);
по форме собственности (государственные, муниципальные, коллективные, частные, совместные). [18, стр. 285]
Общество с ограниченной ответственностью (ООО) — учрежденное одним или несколькими лицами общество, уставный капитал которого разделен на доли определенных учредительными документами размеров; участники общества с ограниченной ответственностью не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества в пределах стоимости внесенных ими вкладов.
Уставный капитал общества с ограниченной ответственностью составляется из стоимости вкладов его участников. Данная организационно-правовая форма распространена среди мелких и средних предприятий.
Регистрация организационно-правовых форм предприятия. Уставной капитал при регистрации ООО складывается из долей участников. При этом 50% уставного капитала должны быть оплачены до государственной регистрации.
В ООО процедура увеличения уставного капитала значительно проще: после принятия решений и совершения необходимых действий в Устав ООО вносятся соответствующие изменения, осуществляется государственная регистрация таких изменений.
ООО характеризуется более закрытым характером отношений между участниками. Есть возможность включить в устав запрет на отчуждение участником своей доли третьим лицам или требование о получении согласия участников и самого ООО на совершение такой уступки.
В целом права участника ООО защищены в наибольшей степени: вложив средства в общее дело, в случае нецелесообразности дальнейшего участия в обществе он может не только вернуть вложенные средства, но и получить значительный доход. С другой стороны, право участника на выход из общества является одним из недостатков этой организационно-правовой формы предприятия, т.к. участник, владеющий значительной долей, может практически "развалить" общество: в результате выхода такого участника общество лишится большей части своего имущества.
В ООО сложнее принять решения, выгодные лишь части участников общества, т.е. требуется большая согласованность действий участников.
В ООО совет директоров не наделен эффективными контрольными функциями, и деятельность руководителя может контролировать только общее собрание участников общества, порядок функционирования которого не позволяет компании оперативно решать возникающие в процессе ее хозяйственной деятельности задачи.
Для защиты имущественных интересов участников бизнеса в ущерб его стабильности следует создавать ООО.
.2 Анализ деятельности предприятия ООО "САХО-Агро Ульяновск"
Экономический анализ представляет собой глубокое научно обоснованное исследование всех результатов в хозяйственном процессе.
На основе анализа изучается и оценивается вся финансово-хозяйственная деятельность любой отрасли. Любой вид хозяйственной деятельности начинается с вложения денег, протекает через их движение и заканчивается результатом, имеющим денежную оценку. Поэтому в современных условиях анализ финансово-хозяйственной деятельности является ведущим в звене экономических наук. Он способен в комплексе исследовать и оценивать все аспекты и результаты движения денежных средств, уровень отношений, связанных с денежным потоком, а также возможное финансовое состояние изучаемого объекта. [19, стр. 305]
Анализ деятельности автотранспорта актуален не только для автотранспортных предприятий. Многие фирмы, занимающиеся разными видами деятельности, имеют свой автопарк или пользуются услугами наемного легкового, грузового транспорта, специальной и строительной техники. Более того, перед фирмой нередко ставятся вопросы о том, что же выгоднее: приобрести или арендовать транспортное средство, если арендовать, то с экипажем или без него, расширять или сворачивать свой автопарк, есть ли резерв в снижении себестоимости, росте прибыли или все возможности исчерпываются полностью и т.д. И для того чтобы сделать правильные выводы, необходимо грамотно и целенаправленно организовать систему анализа деятельности автотранспортного участка. [20, стр. 305]
Все транспортные средства, используемые на предприятии, группируются таким образом, чтобы обеспечить адекватную оценку по трем блокам:
производственная база;
затраты;
финансово-экономические показатели.
В соответствии с этим выделяются три признака классификации:
функция. Этот признак является определяющим для анализа производственной базы. Он учитывает и технические возможности, и область применения транспортного средства. Например, в одну группу не могут входить автобусы, осуществляющие перевозку пассажиров, седельные тягачи, ориентированные на грузооборот, и механизмы, используемые при строительстве объекта;
принадлежность. Существенно влияет на затраты. Например, несмотря на однотипность выполняемых функций, в одну группу не могут входить седельные тягачи, находящиеся в собственности предприятия, используемые на условии долгосрочной аренды — лизинга и арендованные на короткий срок;
стоимость автотранспортных услуг. Рыночная стоимость автотранспортных услуг, является мерой альтернативного дохода для собственного транспорта, для наемного — формирует затраты. Например, несмотря на сходство в функциях и принадлежности, в одну группу не могут входить седельные тягачи и грузовые фургоны, автобусы и микроавтобусы.
В зависимости от количества автотранспортных средств и их принадлежности учет работы автотранспорта можно вести одним из двух способов:
) Специализированная программа для учета деятельности автотранспорта. В этом случае происходит оптимизация и, при необходимости, разработка новых форм отчетности для учета и анализа деятельности автотранспорта. Оптимальным является вариант, предусматривающий учет путевых листов в электронном виде, когда для каждого параметра учета предусмотрено соответствующее поле путевого листа:
дата записи;
маршрут;
фирма-отправитель;
место назначения;
тип груза;
пробег (км);
в том числе пробег с грузом (км);
перевезено груза (тонн);
грузооборот (тоннокм);
продолжительность рейса;
время работы водителя;
время работы машины;
вид топлива;
количество топлива;
·сумма затрат на топливо;
Ф.И.О. водителя;
транспортное средство;
суточные водителя;
стоимость рейса и др.
Часть данных заносится еще при выписке путевого листа. При вводе фамилии водителя автоматически появляются его индивидуальные данные, при вводе номера транспортного средства — его марка, при вводе фирмы-отправителя — ее реквизиты. Также указывается место назначения, вес, тип груза согласно справочнику. После ввода всех данных по маршруту количество тонно-километров рассчитывается автоматически.
В зависимости от специфики использования транспортного средства указанный перечень исходных данных может корректироваться. Например, при внутризаводском перемещении грузов будет отсутствовать "Место назначения", а при использовании легкового транспорта сама собой пропадает необходимость таких полей, как "Тип груза", "Грузооборот (тоннокм)".
Учет, организованный по указанным параметрам, позволит проанализировать эффективность маршрута, степень использования транспортного средства, создаст базу данных для системы оплаты труда, основанной на ключевых показателях деятельности, обеспечит хронологическую последовательность исходных данных, поможет в правильном распределении затрат по тем показателям, которые приняты в качестве базы, и т.д.
Более того, на основе представленных данных формируются практически все переменные расходы — ГСМ, зарплата водителей, относимая к переменным расходам, командировочные расходы и т.д.
Что касается постоянных расходов, то они по возможности локализуются. Часть из них "привязывается" к конкретному транспортному средству (амортизация, транспортный налог, налог на имущество, начисленный на транспортное средство, текущий ремонт и др.), часть — к работникам предприятия (повременная зарплата), а другие относятся к деятельности предприятия в целом (зарплата АУП, накладные расходы).
Затем при расчете себестоимости расходы работников и транспортных средств будут распределяться только на те маршруты, в которых они принимали непосредственное участие. Постоянные расходы предприятия в целом будут распределяться согласно выбранной базе — пробегу (км), времени работы и др. При такой системе учета в качестве объекта себестоимости может выступать деятельность водителя, отдельно взятого транспортного средства или их группы, маршрут, рейс и др.
Необходимые справочники:
водители;
автотранспортные средства;
вид транспорта (группа);
контрагенты;
тип груза;
нормы списания топлива и др.
) Отчетность, сделанная "вручную". В данном случае составление отчетности — весьма трудоемкий процесс. Он основан на полной выборке из путевых листов и, как правило, ограничивается минимальным количеством учетных данных.
Внедрение специализированной программы оправдывает себя только при наличии большого автопарка, а ведение отчетности "вручную", наоборот, возможно при минимальном количестве транспортных средств. Таким образом, есть вариант "максимум" и вариант "минимум", между которыми колоссальный разрыв, пропасть, а "средний слой" выпадает из поля зрения. Но как же быть, если внедрение специализированной программы не оправдает материальных и трудовых затрат на ее внедрение, а количество рукописных данных слишком велико даже для простейшей обработки? Нередко мы имеем развернутые теоретические разработки, ведущие к практике, и не так много сделано в обратном направлении, не так много практики, изложенной теоретически.
К основным пользователям исходных данных относятся:
автотранспортный участок, которому необходимо видеть показатели своей работы в агрегированном виде и уже на этом этапе сформировать мнение о сильных и слабых сторонах своей деятельности;
бухгалтерия, отражающая движение ГСМ в учете;
экономический отдел, использующий исходные данные в расчете и анализе основных показателей.
Учитывая требования каждого пользователя, по итогам каждого отчетного периода (месяца) в Excel разрабатывается таблица исходных данных, которая содержит информацию о деятельности каждой машины:
внутрифирменный код машины;
модель автомобиля;
номер автомобиля;
общий пробег (км);
в том числе пробег с грузом (км);
пробег без груза (км);
количество рейсов;
моточасы для списания топлива;
перевезено груза (тонн);
грузооборот (тоннокм);
по каждому виду топлива указывается остаток на начало, получение, расход и остаток на конец периода.
Другой необходимый отчет — "Табель учета работы автотранспорта".
В этом документе ежедневно отражается количество часов на подготовительно-заключительные работы, выполняемые водителем на автотранспортном предприятии, транспортный процесс, включающий движение автомобиля и погрузочно-разгрузочные работы, отдельными строками указываются часы ремонта и простоя за день по каждому транспортному средству.
Этот документ заполняется теми специалистами, которые максимально владеют информацией по работе машин, например механиками.
В принципе, этим количество дополнительных форм отчетности может и ограничиться, так как данные о затратах отражаются в бухгалтерском учете и всегда доступны.
Производственная база формируется по каждой группе транспортных средств и включает следующие показатели:
среднесписочное количество автомобилей (ед.) = Сумма календарных дней нахождения на предприятии по всем машинам группы / Количество дней в отчетном периоде.
Среднесписочное количество автомобилей может отличаться от их общей численности на конец месяца только в тех случаях, когда в течение месяца было выбытие или поступлении транспортных средств.
автомобиле-дни на предприятии (а-дни) = Сумма календарных дней нахождения на предприятии по всем машинам группы.
Рабочим днем признается каждый день, в течение которого автомобиль был в пути или на погрузочно-разгрузочных работах, независимо от их фактической продолжительности.
средняя фактическая продолжительность рабочего дня (час) = Автомобиле-часы в работе / Автомобиле-дни в работе.