Содержание
Содержание
Введение 4
1. Теоретические основы управления предприятием (организацией, фирмой) в современных условиях .8
1.1. Организация как объект управления 8
1.2. Обзор теоретических аспектов управления предприятием в современных условиях .11
1.3. Обоснование выбора методологии исследования по управлению предприятием в современных условиях .27
2. Практические аспекты управления деятельностью ООО «Аква Фарма» …43
2.1. Краткая организационно-экономическая характеристика предприятия 43
2.2. Анализ возможностей повышения стоимости компании .47
2.3. Разработка направлений совершенствования управления деятельностью ООО «Аква Фарма» ….53
Заключение …57
Глоссарий ..59
Список использованных источников .61
Приложения ..64
Выдержка из текста работы
Туризм – это экономика. Эта отрасль – третья по объёмам доходов в мировой экономике. Доходы же в туризме сопровождаются возрастанием доходов в других отраслях: в транспорте, в предприятиях быта, торговле, питания, в заведениях культуры и т.д. То есть туризм – это настоящий источник, который материально и духовно стимулирует развитие народного хозяйства. Туризм – это экология. Он побуждает и поддержывает усилия по охране природы. Туризм – это образование. Он расширяет мировозрение, обогащает человеческий разум опытом, а сердце наполняет глубоким удовлетворения и радости.
Один из очевидных путей приспособления к рынку состоит в освоении опыта стран, живущих в его условиях уже не одну сотню лет. Весьма ценным аспектом этого опыта в ХХ веке является сфера деятельности и область знаний, охватываемая емким понятием «менеджмент», которое стало уже интернациональным. В упрощенном понимании, менеджмент — это умение добиваться поставленных целей, использовать труд, интеллект, мотивы поведения других людей. Менеджмент — по-русски «управление» — функция, вид деятельности по руководству людьми в самых разнообразных организациях. Менеджмент — это также область человеческого знания, помогающего осуществить эту функцию. Наконец, менеджмент как собирательное от менеджеров — это определенная категория людей, социальный слой тех, кто осуществляет работу по управлению.
Значимость менeджмента была особенно ясно осознана в тридцатые годы. Уже тогда стало очевидным, что деятельность эта превратилась в профессию, область знаний — в самостоятельную дисциплину, а социальный слой — в весьма влиятельную общественную силу. Растущая роль этой общественной силы заставила заговорить о «революции менеджеров», когда оказалось, что существуют корпорации-гиганты, обладающие огромным экономическим, производственным, научно-техническим потенциалом, сопоставимым по мощи с целыми государствами. Крупнейшие корпорации, банки составляют стержень экономической и политической силы великих наций. От них зависят правительства, многие из них имеют транснациональный характер, простирая свои производственные, сервисные, распределительные, информационные сети по всему миру. А значит, решения менеджеров, подобно решениям государственных деятелей, могут определять судьбы миллионов людей, государств и целых регионов.
Но в рыночной экономике не менее важен и малый бизнес. По количеству — это более 95% всех фирм, по значению — это наибольшая приближенность к повседневным нуждам потребителей и в то же время полигон технического прогресса и других нововведений. Для большинства населения — это еще и работа. Умело управлять в малом бизнесе — значит выжить, устоять, вырасти. Как это сделать — тоже вопрос эффективного менеджмента.
В доиндустриальную эпоху развития туризма путешествие, как правило, носило индивидуальный характер. Её планирование и проведение совершалось либо самим путешественником, либо по его поручению и в соответствии с его указаниями, в бюро путешествий. Позднее эту функцию взяли на себя фирмы, которые называются туроператорами. Организованный туризм как форма туризма, которая касается широких слоёв населения и формируется в первую очередь деятельностью специализированных турфирм относится к феномену послевоенного времени. Под организованным туризмом подразумевают предложения стандартизованных пакетов туристических услуг, которые в совокупности своей образуют «туристическое путешествие». Турфирма комбинирует в пакеты услуг по собственной инициативе и желаниям клиента, услуги непосредственных производителей: отелей, транспортных предприятий, экскурсионных бюро и т.д.
Во второй половине 80-х и в 90-е годы продолжаются концентрационные процессы, которые начались в 70-е годы, в первую очередь, среди гигантов туристического бизнеса. Концентрация касается также малых и средних фирм, но формы прохождения этих процессов разные. В наивысшем эшелоне рынка туроператоров концентрация происходит в форме слияния и объединения в концерны. Цель – поглотить конкурента, или поставить его под контроль.
Малые и средние фирмы перспективы выживания и поддержания конкурентноспособности в борьбе с гигантами туриндустрии видят в кооперации усилий, в первую очередь, в таких сферах деятельности, как маркетинг, подготовка кадров, оптовая покупка товаров и услуг. Цель – с помощью объединения и централизации части производственных функций выжить. Анализируя современные методы конкурентной борьбы в целом можно выделить две важнейшие тенденции:
— переход от агрессивной ценовой политики к соревнованию в области качества и оптимального соотношения цены и качества; — сближение функций туроператора и турагента (при помощи расширения туроператорами сбытовой сетки или франчайзинга).
Также можно говорить о новых тенденциях на туристском рынке, которые позволяют утверждать об усилении именно аспекта качества турпродукта в конкурентной борьбе:
тенденция к приобретению туроператорами собственных отелей (и других средств размещения), или частичного участия в предприятиях размещения. Большие туроператоры скупают пакеты акций отелей в Испании, Тунисе, Турции, на Цейлоне;
усиление вертикальной интеграции с партнёрами-туроператорами в турцентрах, которые отвечают за непосредственный приём туристов на местах (например: в форме приобретения акций этих предприятий);
тенденция к преодолению распределения труда которое сложилось между турагенствами и туроператорами. Туроператоры заинтересованы в повышении степени руководства своих собственных каналов сбыта. Пути реализации этой цели разные: расширение собственной сбытовой сетки, покупка акций турагентских фирм и объединений турагенств, франчайзинг.
Предметом исследования в данной дипломной работе является управление деятельностью туристической фирмы — менеджмент в туризме.
Объектом исследования — туристическая фирма, осуществляющая организацию детского отдыха в Словакии.
Главной целью дипломного проекта является рассмотрение путей усовершенствования управления туристической фирмой, осуществляющей деятельность по организации детского отдыха в Словакии.
1. Теоретико-методические положения исследования
1.1. Понятие и классификация методов управления
Метод управления — это совокупность (система) управленческих приемов, способствующих обеспечению высокой эффективности деятельности организации. С помощью правильного выбора метода управления обеспечивается четкая организация процесса управления и всей производственно-экономической деятельности.
В практике управления успешно применяются следующие методы управления:
• административные;
• экономические;
• коммерческие;
• социально-психологические;
• правовые;
• исследовательские
Совокупность применения методов управления призвана обеспечить:
• целеустремленность коллектива;
• организованность;
• четкость и слаженность работы;
• оперативность и своевременность решений;
• распорядительность, гибкость, дисциплинированность и инициативность.
Анализу характеристик систем управления предшествует этап четкого определения субъекта и объекта управления:
Укрупненные характеристики Конкретные характеристики
1. Масштаб управления (малый, средний, крупный бизнес) 1.1. Предприятие
1.2. Фирма
1.3. Народное хозяйство и т.д.
2. Объект управления 2.1. Сфера (отрасль управления)
2.2. Социально-экономическая специфика
2.3. Организация
3. Ресурсы управления 3.1. Человеческие (персонал)
3.2. Информационные
3.3. Технические………….
Заключение
С научной точки зрения управление — это направленная координация и организация объекта управления. Данная сфера деятельности возникла в ходе разделения труда. С ее помощью человек воздействует на технологические, экономические и социальные процессы для достижения определенных целей. Управление многообразно. Характеризуя окружающий мир, исследователи выделяют три компонента — неживую природу, живую природу и человеческое общество. Это позволяет дать укрупненную классификацию процессов управления по его основным классам:
• процессы управления в неживой природе (в технических системах) называют управлением вещами, что является областью изучения преимущественно технических наук;
• процессы управления в живых организмах относятся к управлению биологическими системами и являются предметом изучения естественных наук;
• процессы управления в обществе (в социальных системах) называют управлением людьми или социальным управлением, что относится преимущественно к области социальных наук.
Социальное управление включает два основных подкласса — управление индивидуальной деятельностью человека и управление коллективной деятельностью людей. Важнейшими видами социального управления являются административно-государственное (политическое) управление, управление социально-культурной сферой (духовным производством), управление материальным производством.
Люди как главная производительная сила познают и используют законы природы и общества в процессе производства, распределения, обмена и потребления материальных и духовных благ. Объектами изучения при этом выступают социальные системы, а предметом — система управления различными сферами общества и областями организации социальной жизни. Например, управление общественным производством включает процессы управления народным хозяйством, отраслью, регионом, объединением, предприятием, а также управление внутри каждой социально-экономической системы. Это — уровни управления.
В рамках социального управления выделяют две основные его формы — управление материальными ресурсами и управление человеческими ресурсами. Последнее включает процессы управления социальным развитием, образованием, занятостью, трудом, социальным обеспечением и др. Это — подвиды социального управления.
Таким образом, объектом и предметом теории социального управления как науки выступают социальные системы и системы управления ими. Социальное управление вычленяется из имеющихся трех классов управления (техническими, биологическими и социальными системами) и подразделяется на следующие основные виды: административно-государственное (политическое) управление; управление социально-культурной сферой (духовным производством); управление производственной сферой (материальным производством).
Иными словами, классификация видов социального управления соответствует классификации основных сфер организации общества: политическая — область отношений национальных и межгосударственных, власти и социальных групп; культурная — область духовного производства, распределения и потребления духовных благ; экономическая — область материального производства, распределения и потребления материальных благ.
В дипломном проекте мы последовательно рассмотрели:
n понятие и классификацию современных методов управления туристической фирмой;
n роль внешней среды и ее влияние на управление;
n маркетинговые исследования, их виды и технологию проведения;
n методику выбора стратегии в управлении деятельностью туристической фирмы;
n организацию проведения маркетингового исследования по организации детского отдыха в Словакии;
n деятельность туристических фирм по разработке туристического продукта — тура;
n методику расчета его стоимости;
n анализ структурных схем управления туристическими фирмами.
В последнем разделе работы рассмотрены пути повышения эффективности управления туристической фирмой.
Список использованных литературных источников
Туpистична сфеpа, готельне господаpство та фоpми їх оpганізації у світі: Конспект лекцій/ Київ. деpж. тоpг.-екон. ун-т; [Уклад. О.О. Любіцева та ін.].- К.:Б.в., 1995.- 52 с.: табл.
Розвиток туpизму в Укpаїні: Пpоблеми і пеpспективи: Зб.наук.ст./ Федеpація пpофспілок Укpаїни. Укp.ін-т туpизму; [Редкол.: …Лугова О.І. (наук. pед.) та ін.].- К., 1995.- 240,[3]с.
Оpганізація туpизму в Укpаїні: Конспект лекцій/ Київ.деpж.тоpг.- екон.ун-т; [Уклад.:О.О.Любўцева та ін.; Ред.С.В.Яценко].- К., 1995.- 25с.:іл.
Туpистичні pесуpси Укpаїни/ Укp. ін-т туpизму; [Редкол.: Бейдик О.О. та ін.].- К.: Б.в., 1996.- 348, [3] с.: іл., табл.
Гуляев В.Г. Оpганизация туpистской деятельности: (Учеб.пособие)/ Моск. акад. экономики и пpава.- М.: Hолидж, 1996.- 311, [1] с.: табл.
Татарников А. Управление кадрами в корпорациях США, Японии, Германии. — М., 1992
Якокка Ли. Карьера менеджера. — Мн.: «Парадокс», 1996
Шредер Г.А Руководить сообразно ситуации: Пер. с нем. — М.: АО «Интерэксперт», 1994. — (Практикум делового человека).
Шекшня С.В. Управление персоналом современной организации. — М.: «Интел-Синтез», 1996
Лифшиц А. С. Основы управления персоналом. — Иваново, 1995
Кубр М. Управленческое консультирование, т.1. — М.: Интерэксперт, 1992
Дэвид Т. Кернс, Дэвид А. Недлер Пророки во тьме. — Санкт-Петербург: «Азбука» — «Терра», 1996
Энкельман Н. Б. Преуспевать с радостью. Биркенбиль М. Молитвенник для шефа. — М.: Интерэксперт, Экономика, 1993
Дейл Карнеги «Как вырабатывать уверенность в себе и влиять на людей, выступая публично», Москва, Прогресс, 1990.
Тейлор Ф. Основы научного менеджмента — М.:Прогресс, 1992.
Вудкок М., Фрэнсис Д. Раскрепощенный менеджер. — М.:Дело, 1991.
Мак Кей Х.Как уцелеть среди акул.- М.:Экономика, 1991.
Каpягін Ю. Інтегpація Укpаїни в світовий туpистичний бізнес // Укpаїна в світовому економічному пpостоpі: Матеpіали 2-го конгp. Міжнаp. укp. екон.асоц.- К., 1996.- С.100-103.
Каpягін Ю.О. Соціально-економічні пpоблеми pозвитку туpизму в Укpаїні // Динаміка і фоpми соціальних пpоцесів у пеpехідній економіці: Зб. наук.пp.- К., 1996.- С.90-94.
Hовіков В.М. Туpистична галузь у пеpехідній економіці // Динаміка і фоpми соціальних пpоцесів у пеpехідній економіці: Зб. наук. пp.- К., 1996.-С.12-23.
Добpовольська А.Б. Потенціал міжнаpодному туpизму та деякі аспекти щодо його pеалізації в Укpаїні // Інститут світової економіки і міжнаpодних відносин HАH Укpаїни. Зб.пp.молодих вчених.- К., 1996.- Вип.3.-С.26-27.
Пятницкая Г.Т. Тенденции в спpосе туpистских услуг // Фоpмування pинкових відносин в Укpаїні: Зб.мол.вчен.- К., 1995.- Вип.1.-С.161-167.
Старобинский Э.Е. Менеджер и его время /Управление персоналом. — N4, 1997
Тимофеева М. А., Олишевский С. Е. Текучесть кадров: психологические аспекты / Управление персоналом. — N 7, 1996
Столин В. Какой работник вам нужен?/ Консультант директора. — N 3, 1997
Комаров Е. И. Управление изменениями/Управление персоналом. — N 2, 1997
Кэхил Дж. Как сформировать команду менеджеров/ Проблемы теории и практики управления. — N 2, 1993