Содержание
Введение 3
Глава I
1.1 Развитие теории жизненных циклов организации4
1.2 Концепция управленческих стереотипов17
1.3 Особенности развития организации на разных стадиях жизненного цикла организации 22
Глава II (практическая часть)
2.1 Анализ жизненного цикла компании Toyota 27
Заключение 32
Список использованной литературы 36
Выдержка из текста работы
Глава 1. Теоретические основы качества подготовки и принятия решений в системе управлений организации……………………………………………….7
1.1 Понятие качества подготовки и принятия управленческих решений……………………………………………………………………………………………………..71.2.Функции управленческих решений………………………………………………………11
Глава 2. Анализ качества подготовки и принятия решений в НОУ Хвастовичский СТК ДОСААФ России………………………………………………………20
2.1.Организационно-экономическая характеристика ……………………………….20
2.2. Анализ качества подготовки и принятия решений……………………………….29
Глава3. Совершенствование эффективности и качества управленческих решений в НОУ Хвастовичский СТК ДОСААФ России…………………………..33
3.1.Разработка проекта по совершенствованию качества управленческих решений……………………………………………………………………………………………………33
3.2 Внедрение проекта совершенствования качества управленческих решений и оценка их эффективности……………………………………………………………………….35
Заключение……………………………………………………………………………………………..41
Список литературы…………………………………………………………………………………..44
Введение
Актуальность темы. Принятие решений является неотъемлемой частью процесса управления, центром, вокруг которого вращается жизнь организации.
Современные руководители должны владеть знаниями, умениями и навыками, позволяющими не только адекватно реагировать на изменения управленческих ситуаций, но и предвидеть их.
В этой связи важнейшая роль в процессе управления отводится разработке и реализации обоснованных управленческих решений.
Разработка управленческого решения — один из наиболее важных управленческих процессов. От его эффективности в значительной степени зависит успех всей организации. Профессиональный менеджер должен владеть технологиями выработки, принятия, реализации управленческих решений, без которых эффективное управление организацией в сложной экономической обстановке практически невозможно. В этой связи актуальность, своевременность и перспективность данной работы не вызывает сомнений.
Процесс принятия управленческих решений крайне сложен и во многом зависит от психических характеристик руководителя, личностных факторов, которые отображают его индивидуальные качества и показывают восприятие проблем. В восприятии показывается отношение человека к окружающему миру, и люди принимают решения и функционируют на основе того, как они видят ситуацию. Иногда личностное восприятие может мешать рациональному процессу принятия решения.
Степень изученности проблемы. Вклад в изучение и развитие теории и практики принятия решений в России внесли такие ученые как Р.Акофф, Г.Х. Бакирова, В. В. Белоусов, О. С. Виханский, В. А. Винокуров, Б.М. Генкин, О.Н Громова, В.А. Дресвянников, А.П. Егоршин, А.Я. Кибанов, В.М. Колпаков, О.В. Лосева, В.И. Маслов, В.С. Половинко, В. Праворотов, Р. К. Фатхутдинов, Ю.А. Цыпкин, Н.Ю. Чаусов, М.Б. Шифрин и др.
Так, Дресвянников В.А., Лосева О.В. представляет собой краткое изложение курса по управлению человеческими ресурсами организации. Содержит описание организационных структур и функций управления человеческими ресурсами, методов и приемов работы с персоналом с учетом достижений науки по HR-менеджменту, требований современной экономики и трудового законодательства. Они утверждают, что кадровая стратегия относится по типу к функциональным и поддерживает корпоративную стратегию[9].
Акофф Р.в книге “Планирование будущего корпорации” систематизирует свои взгляды на управление в форме концепций интерактивного (основанного на взаимодействии) и партисипативного (участие всех заинтересованных лиц, групп,сил) планирования корпорации[1].
Бакировой Г.Х. анализируются все главные факторы, воздействующие на систему управления людьми в организации, а также интегративный и системный подходы. Анализируются теории личности, закономерности функционирования массовых групп, теории мотивации, лидерства[2].
Изучение работ российских и зарубежных учёных показывает, что не все проблемы исследования качества подготовки и принятия решений в системе управлений организации изучены достаточно глубоко. Имеет место разрозненность научных представлений о понятии, видах принятия решений в системе управлений. Поэтому тема исследования является актуальной и представляет определённый научный и практический интерес.
Цель и задачи исследования. Целью курсового проекта является теоретическое обоснование и разработка предложений по совершенствования стратегии качества подготовки и принятия решений в системе управлений в НОУ Хвастовичский СТК ДОСААФ России.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
— рассмотреть теоретические основы качества подготовки и принятия решений в системе управлений организации;
— определить условия и факторы повышения качества управленческих решений;
— разработать мероприятия по повышению качества управленческих решений в НОУ Хвастовичский СТК ДОСААФ России.
Предмет и объект исследования. Предметом исследования является качество подготовки и принятие решений в НОУ Хвастовичский СТК ДОСААФ России. Объектом исследования в данном проекте выступает НОУ Хвастовичский СТК ДОСААФ России.
Методология исследования. В процессе исследования использовались общие и специальные методы научного познания. Из общенаучных применялись — диалектической логики, аналитический и теоретический анализ, методы научной абстракции. Также применялись методы организационного проектирования: нормативный, изучения документов, непосредственного наблюдения, и другие.
Источники данных. Для написания работы использовались следующие информационные основы исследования: годовые отчеты организации, законодательные и нормативные акты, регламентирующая и распорядительная документация организации, учебники и учебные пособия, труды отечественных и зарубежных ученых.
Научная новизна исследования. Заключается в комплексном исследовании факторов и возможностей, обуславливающих совершенствование качества подготовки и принятия решений применительно к предприятию конкретной отрасли национальной экономики, а практическая значимость — в том, что результаты исследования, составляющие его новизну, доведены до конкретных рекомендаций и могут быть применены в деловой практике НОУ Хвастовичский СТК ДОСААФ России.
Работа состоит из введения, трёх глав, заключения, списка использованной литературы, приложений.
Глава 1. Теоретические основы качества подготовки и принятия решений в системе управлений организации
1.1 Понятие качества подготовки и принятия управленческих решений
Каждый из нас ежедневно принимает решения и на процесс принятия решений оказывает влияние большое число факторов:
· настроение;
· внешние обстоятельства и окружающие люди;
· уровень интеллектуального развития;
· уровень рациональности и эмоциональности и др.
В данном случае речь шла о решения, принимаемых в повседневной жизни частными лицами. Нас интересует другой род решений — решения в системе управления.
Решения в системе управления — основа управления, потому что решения соединяются в единый процесс базовые функции управления. Это — организация, планирование, контроль и мотивация.
Так же, решения принимаются субъектом управления для постановки и достижения целей организации и, одним из главных аспектов деятельности руководителя, является организация практического выполнения принятых решений.
Таким образом, принятие решений осуществляется в организации постоянно в соответствии с непрерывностью процесса управления, а содержание управления назначается содержанием принимаемых решений.
Любой управленческий цикл включает в себя 3 этапа[15]:
1) идентификацию проблемы или определение состояния управляемого объекта;
2) разработку и принятие решения;
3) деятельность по реализации решения и контролю его исполнения.
Решение — это результат мыслительной деятельности человека, приводящий к какому-либо выводу или к нужным действиям, например, полная пассивность, разработка какого-либо действия из набора альтернатив и его осуществление.
Определений управленческого решения существует столько же, сколько специалистов в области управления. Приведем несколько из них различных авторов.
Виханский О. С считал, что управленческое решение — это выбор альтернативы, осуществляемый руководителем в рамках его должностных полномочий и компетенций и направленный на достижение целей организации[8].
Чаусов Н.Ю. и Калугин О.А под управленческим решением понимают социально-экономический акт деятельности управляющего субъекта, содержащий выбор желаемой цели в данной конкретной сфере хозяйственной деятельности, определяющий программу выполнения работ, устанавливающий методы, способы и условия достижения поставленной цели перед управляемым субъектов[18]
М.В. Сорокина управленческое решение определяет несколько иначе, как сложный процесс, реализуемый переплетением регламентов и творческих процедур, не всегда укладывающийся в конкретные технологические схемы[25].
Соответственно, управленческие решения различаются от решений, получаемых в частной жизни по следующим параметрам[21]:
1) по профессионализму — решения личного порядка принимаются людьми в силу их опыта и разума, управленческие решения требуют не только опыта, но и специальной подготовки, профессиональных знаний, дающих право получить полномочия для самостоятельного принятия решений.
2) по разделению труда — в личной жизни решение реализовывается тем, кто его принял, управленческие решения осуществляются на основе разделения труда: руководитель — исполнители.
3) по последствиям — решения, принимаемые в частной жизни влияют на жизни принявших их индивидов, управленческие решения воздействуют на деятельность всей организации и ее работников; чем выше уровень принятия управленческого решения, тем серьезнее их результаты.
4) по целям — субъект управления принимает решение для решения проблем организации, текущих вопросов и достижения тактических и стратегических целей организации.
Для уяснения сущности управленческого решения требуется также уяснить следующие аспекты:
1) Информационный аспект. К информации, на основе которой принимается решение, предъявляется единый ряд требований в плане ее достоверности, полноты, поскольку это устанавливает степень определенности ситуации и уровень риска от принятого решения; Управленческое решение — это информация, к которая обязана быть исполнителям; значительное внимание обязано уделяться процессу передачи информации от субъекта управления к исполнителям и организации обратной связи.
2) Юридический аспект — управленческое решение, обязано приниматься субъектом, имеющим на то полномочия, так как любое решение имеет юридические начала и последствия, представляет собой совокупность прав и обязанностей лиц, задействованных в процессе принятия и исполнения решения.
3) Организационный аспект — управленческое решение, является основой управления, поскольку решения связывают в единый процесс базовые функции управления.
4) Психологический аспект — решение представляет собой логико-мыслительный акт субъекта управления, на который возможно оказывать влияние разнообразных как внутри-личностных так и внешних факторов.
К управленческим решениям предъявляется ряд требований, среди которых следует выделить:
1) конкретность управленческого решения, которая должна быть реализована по целям, методам, способам осуществления, во времени, по направленности исполнения.
2) всесторонняя обоснованность — качество информации, на основании которой принимается решение, и о полном анализе управляемого объекта.
3) подчиненность главной цели. Такая подчинённость нужна для реализации последовательной, непротиворечивой управленческой деятельности. Предполагает необходимость координирования решения с вышестоящим уровнем управления и ранее принятыми решениями.
4) правомерность, предполагающая соблюдение субъектом принятия решения действующего законодательства и предела полномочий, которые предоставлены ему высшим уровнем управления.
5) ответственность. Субъект принятия решения обязан отвечать за своевременность принятия, обоснованность и контроль исполнения; исполнитель — за четкость и полноту выполнения
6) своевременность. Реализация данного требования означает, что решение не опережает потребности и задачи управления в организации. [18].
1.2. Функции управленческих решений
Деятельность по стратегическому управлению персоналом предполагает выполнение различных функций. Изучение работ Б.М. Генкина, О.Н Громова, А.П. Егоршин, А.Я. Кибанов, Н.Ю. Чаусова позволяет выделить следующие операции по стратегическому управлению персоналом, выполняемые в текущей деятельности.
Таблица 1.1. Операции по стратегическому управлению персоналом
Конкретные Линейные Обслуживающие
Анализ внутренней и внешней среды Разработка миссий и целей управления персоналом Разработка стратегии управления персоналом Планирование персонала Анализ и конструирование рабочего места Обеспечение безопасности и Здоровых условий труда Наем и отбор персонала Установление режима работы персонала Предоставление отпуска Управление карьерой Высвобождение персонала Подготовка кадров Обучение (переобучение) персонала Управление стимулированием Отношения с профсоюзами Управление дисциплиной Социальное партнерство Адаптация персонала Документирование трудовых правоотношений Контроль стратегии управления персоналом Общее руководство Управление финансовыми ресурсами и планово-экономической деятельностью Управление бухгалтерским учетом и отчетностью Управление охраной труда и техникой безопасности Юридическое обслуживание Управление хозяйственным обслуживанием Управление культурно-бытовым обслуживанием Управление безопасностью Управление общим делопроизводством Управление техническим обслуживанием
Рассмотрим отдельные функции управления персоналом подробнее[18].
Стратегическое управление обладает своей технологией и реализуется последовательно по этапам: анализ среды, установление миссий и целей, выбор стратегии, выполнение стратегии, оценка и контроль.
Анализ сферы снабжает базу для установления миссии и целей фирмы и для формирования стратегий, позволяющих организации осуществить миссию и достичь своих целей. Анализ среды предполагает исследование трех ее частей: макроокружения, непосредственного окружения, внутренней среды.
Определение миссии и целей организации, анализируемое как один из процессов стратегического управления, состоит из трех под процессов. Первый под процесс заключается в выковывании миссии фирмы, которая в концентрированной форме формулирует смысл существования фирмы, ее предназначение. Миссия придает организации своеобразие, наполняет работу людей особенным смыслом. Дал……..