Содержание
Введение3
Глава 1. Теоретические основы организации жизнедеятельности детей в условиях разновозрастной группы5
1.1. Особенности разновозрастных детских объединений и их роль в развитии детей6
1.2 Организация педагогического процесса в разновозрастных группах15
1.3 Требования к созданию предметно-развивающей среды в разновозрастных группах31
Глава 2. Специфика образовательного процесса в разновозрастных группах ДОУ №3737
2.1 Создание развивающей среды в разновозрастной группе37
2.2 Организация занятий в разновозрастной группе детей раннего возраста51
Заключение56
Список литературы58
Выдержка из текста работы
Актуальность темы. В современных условиях развития системы дошкольного образования и воспитания к руководителям дошкольных образовательных учреждений предъявляются большие требования. В целом современная ситуация зависит от умения руководителя быстро реагировать на изменения, происходящие в экономической, социальной сферах, умение внедрять в практику ДОУ научно-педагогические достижения в области управления. В связи с этим руководителю недостаточно лишь умения анализировать создавшуюся ситуацию и реагировать на ее изменения в работе своего учреждения. Не менее важным является умение составлять прогноз, который выстраивается в программу развития учреждения.
Данная проблема приобретает дополнительную актуальность: как же обеспечить свое будущее, как создать спрос, как удовлетворить многообразные запросы родителей.
Новая образовательная политика, приоритетом которой является качество образования, привела к пониманию того, что необходимы новые подходы в управлении образовательного процесса. Решая проблему повышения качества образовательного процесса, деятели педагогической науки (В. А. Кальней, Д. Ш. Матрос и др.) считают качество социальной, психолого-педагогической категорией. Р. Г. Гурова и В. Н. Шамардин определяют новый подход в оценке качества образовательной системы: в своих исследованиях они доказывают необходимость диагностическогодостоверного подхода в оценке качества образования с учетом конечных результатов.
Дошкольное детство – сенситивный период в жизни человека для воспитания, обучения и развития, составляющих триединство образовательного процесса.
Однако до настоящего времени в системе дошкольных образовательных учреждениях доминирует эпизодичность получения информации о достигнутых результатах в воспитании и развитии детей, а также причин, оказывающих влияние на эти результаты.
Не разработана система средств слежения за качеством образовательного процесса с целью стимулирования творчества педагогов. Не учитывается индивидуальность физического состояния ребенка, что является основным фактором для качественного восприятия и полноценного развития ребенка. Отсутствует единая форма отслеживания физического здоровья и достижений ребенка, простая в ведении и для восприятия каждого педагога, что немаловажно в организации образовательного процесса.
Сложившаяся ситуация требует изменения общих подходов к организации воспитания и обучения детей в условиях ДОУ, поиска актуальных методов и средств, способствующих повышению качества образовательного процесса.
В педагогической литературе определены средства обучения детей, но отсутствует положение, что система непрерывного систематического, научно-обоснованного слежения за ребенком и его кризисами могла бы быть средством повышения качества образовательного процесса.
Длительное слежение за какими-либо объектами или явлениями педагогической деятельности, система получения данных для принятия стратегических и тактических решений в науке называется мониторингом. Кроме того, мониторинг можно рассматривать как независимую экспертизу состояния образовательного процесса, систему сбора, анализа, представления информации и информационную базу управления.
В современных научных педагогических источниках рассматриваются различные виды мониторинга:
? психолого-педагогический (Г. А. Карпова);
? профессиональный (С. Н. Силина);
? мониторинг качества образования (В. А. Кальней, С. Е. Шишков);
? мониторинг как способ регулярного отслеживания качества усвоения знаний (А. М. Багиров, В. Г. Горб, Е. В. Зайка и др.).
А. С. Белкинвыделяет в содержании понятие «Образовательный мониторинг».
Для того, чтобы система мониторинга в ДОУ соответствовала данному определению, необходимо проделать большую аналитическую работу, в результате которой определятся проблемные зоны, появится возможность выстраивать, прогнозировать и формировать будущее.
При этом управленческую деятельность необходимо организовывать таким образом, чтобы через рефлексию, углубленное изучение проблем, проведение МО, семинаров, методических и педагогических советов можно было точно представить состояние управляемой системы и складывающиеся тенденции.
Создаваемая структура управления должна четко определять взаимодействие между собой всех участников УВП, с одной стороны, и имеющиеся внутренние и внешние ресурсы – с другой.
В структуре управления ДОУ функцией мониторинга является обеспечение обратной связи между управляющей и управляемой системами. Поэтому мониторинг может осуществляться везде, где необходимо сравнение фактического состояния какой-либо системы с намеченным. Отсюда вытекает задача мониторинга – уменьшение разницы между фактическим состоянием и желаемым.
Для обеспечения качественного мониторинга необходимыми условиями являются его стабильность, долгосрочность и надежность.
Мониторинг помогает отработать систему взаимодействия в управленческой структуре детского сада, находить конкретные ситуации на ПС или собрании трудового коллектива, совещании при заведующем ДОУ или на заседании методического совета ДОУ.
Для обеспечения обоснованности принимаемых решений необходима объективная картина состояния управляемой системы и изменений, происходящих в ней. Это представляется возможным при условии организации мониторинга качества образования.
На основании указанных положений определена тема исследования: «Управленческий мониторинг как средство повышения качества образовательного процесса в дошкольных учреждениях».
Объект исследования: образовательный процесс в дошкольных учреждениях.
Предмет исследования: управленческий мониторинг как средство повышения качества образовательного процесса в дошкольных учреждениях.
Цель исследования: научно обосновать и экспериментально проверить систему управленческого мониторинга образовательного процесса в ДОУ, способствующую повышению качества образовательного процесса.
Гипотеза исследования: управленческий мониторинг будет средством повышения качества образовательного процесса, если:
— уточнить сущность и структуру понятия «управленческий мониторинг» применительно к качеству образовательного процесса;
— разработать функционально – генетическую модель системы управленческого мониторинга, основанную на принципах научности, непрерывности, диагностико–прогностической направленности, целостности, определить показатели и критерии качества образовательного процесса;
— разработать диспозиционные карты специфических видов деятельности, влияющих на управленческую деятельность руководителей и педагогов ДОУ.
В соответствии с целью были поставлены следующие задачи исследования:
1. Изучить проблему управленческого мониторинга образовательного процесса в педагогической теории и практике.
2. Разработать функционально-генетическую модель системы управленческого мониторинга образовательного процесса в дошкольном учреждении.
3. Внедрить в практическую деятельность ДОУ диспозиционные карты специфических видов деятельности руководителей и педагогов.
4. Определить показатели и критерии качества образовательного процесса в дошкольном учреждении.
Теоретико-методологической основой дипломного исследования послужили: концепция научного управления (В. Г. Афанасьев, И. Н. Герчикова, Ф. Тейлор, А. Файоль); теория управления образовательными учреждениями и педагогическим процессом (К. Ю. Белая, Ю. Л. Конаржевский, Л. В. Поздняк, В. П. Симонов, Р. Б. Стеркина, П. И. Третьяков, Т. И. Шамова); педагогическая концепция личностно-деятельностного подхода в обучении (А. Н. Леонтьев).Исследование велось в контексте современных теорий: педагогического прогнозирования (И. В. Бестужев-Лада); педагогической диагностики (А. С. Белкин); научно педагогических исследований (Ю. К. Бабанский); педагогической квалиметрии (А. И. Субетто).
Для реализации цели и задач исследования применялся комплекс методов: изучение и анализ философской, социологической, психолого-педагогической литературы, анализ становления управленческой деятельности в системе дошкольного образования и моделирование управленческих действий по повышению качества образовательного процесса; анкетирование и тестирование руководителей, педагогов и родителей; изучение продуктов педагогической деятельности участников образовательного процесса.
Дипломная работа имеет следующую структуру: введение, три главы, разделенных на параграфы, заключение, список литературы, приложения.
Глава 1. Качество образовательного процесса как одна из актуальных проблем дошкольного образования
1.1 Определение понятия «качество образования» в трудах педагогов
Сегодня, когда педагогическая наука и практика уже не могут с помощью стандартных традиционных стереотипов справляться с новыминестандартными проблемами, в обществе возникает острая потребность в новом типе личности. У разных социальных групп формируется новый взгляд на гуманизацию и социализацию образования, появляются новые образовательные запросы различиях общественных и производственных сфер.
Судьба отечественного образования сегодня волнует не только государственных специалистов системы образования, но и каждого гражданина.
Образование оказывает существенное влияние на будущее развитие цивилизации.
В настоящее время нет ни единой страны в мире, удовлетворенной качеством своего педагогического образования и качеством профессиональной подготовки специалистов. Педагогическая наука поставлена перед необходимостью как экстенсивного, так и интенсивного, качественного преобразования.
Экстенсивное определяется сферой научного влияния и выходит за рамки традиционных компонентов. Повышается необходимость в решении ранее не исследованных проблем повышения качества образования, квалификации и переподготовки кадров, неформального образования и др.
Проблема интенсивного или качественного преобразования педагогического образования определяется тем, что уже простой механический перенос имеющихся знаний добытых на материале традиционной педагогики, теоретически неправомерен, т. к. ценностные ориентации личности в современной ситуации изменились [23].
Главной предпосылкой и основой качественно нового образования должна стать новая философия образования и воспитания, которая могла бы предвосхитить образ человека XXI века и вооружить систему образования новым миропониманием, целостными ориентирами.
Образование на рубеже ХХ и XXI столетия реализует новые тенденции общественной жизни и современной науки. Ведущими сегодня являются гуманистические идеи, которые провозгласили личность высшей ценностью жизни общества и образования, наполнили ценностным смыслом содержание образования, придали личностно – ориентированный и развивающийся характер технологиям воспитания и обучения.
Содержание образования представляет собой определенную часть совокупного социального опыта, усвоение которой устанавливается как одно из условий прогрессирующего развития материальной и духовной культуры.
3адача образования состоит в том, чтобы способствовать решению этой проблемы, созданию культурной индивидуальной практики, форму которой человек находит в функционировании и развитии культуры в системе общества.
Задача, стоящая перед образовательными учреждениями любого типа может быть сформулирована следующим образом.
Во-первых, нужно задать такие критерии, на основе которых из совокупного социального опыта можно выделить часть, что составит содержание образования, разработать процедуры, посредством которых это выделение окажется возможным осуществить фактически.
Во-вторых, нужно знать такие критерии и разработать такие процедуры, посредством которых можно распределить выделенное содержание в учебном пространстве и времени.
«Целью дошкольного образования является обеспечение формирования базовой культуры ребенка, которая позволит успешно овладевать разными видами деятельности и областями знаний на других ступенях образования.
В детстве мы должны сформировать базис личности: ориентировку в природе и предметах, созданных человеком, явлениях общественной жизни и собственной» (И. Н. Поддьяков).
Образование, по определению П. И. Пидкасистого, – это целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человечества, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения обучающимися установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов) [20].
В. С. Безрукова рассматривает образование как специально организованную систему внешних условий, создаваемых в обществе для развития человека [3]. Образование в буквальном смысле означает создание образа, некую завершенность воспитания в соответствии с определенной возрастной ступенью. Поэтому образование нередко трактуют как результат усвоения человеком опыта поколений в виде системы знаний, навыков и умений, отношений – говорят об образованном человеке.
В парадигме личностно-ориентированной педагогики образование рассматривается как многоуровневое пространство, как сложные процессы, создающие условия для самореализации личности, как развитие разнообразных способностей системного характера и высокой степени их продуктивности [12]. B образовательномпространстве размещены факторы, условия, средства, связи и взаимодействия субъектов образования. Для личностно-ориентированной концепции образования это имеет решающее значение, поскольку позволяет: детям – самоопределяться в разнообразных видах деятельности, педагогам – создавать условия для развития детей, родителям – участвовать в деятельности образовательных учреждений, руководителям – принимать управленческие решения с целью повышения качества образовательного процесса в данном учреждении [12].
Педагогическая наука исчерпывающе полно рассматривает категорию «образование»:
– как целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения обучающимся установленных государством образовательных уровней (образовательныхцензов, стандартов);
– как целенаправленныйпроцесс и результат овладения обучаемымисистемой научных знаний,познавательных умений и навыков, формирование на этой основе мировоззрения, нравственных и других качеств личности, развитие творческих сил и способностей. Образование осуществляется посредством обучения, а также под воздействием социальной среды, средств массовой информации самообразования человека:
– как расширение возможностей личности.
В образовании выделяются процессы, которые обозначают непосредственно сам акт передачи и приема опыта. Это ядро образования – обучение.
В. А. Сластенин считает обучениеспецифическим процессом познания, управляемым педагогом: это способ получения систематического образования, обучение отражает все существенныесвойства педагогического процесса: двусторонность, направленность на разностороннееразвитие личности, единство содержательной и процессуальной сторон [25].
Современное образование оказалось в центре проблем, связанных с развитием личности. Основная задача образования заключается в том, чтобы дать возможность всем без исключения проявить весь свой творческий потенциал, подразумевающий для каждого возможность реализации своих личных планов.
Особенностью современного этапа образования в мире является ведущая роль умственной деятельности, переход к когнитивному обществу, эндогенным процессам, предопределяющим новое открытие, и их реализация в различных областях человеческой деятельности, нынешние и будущие достижения науки и техники, а также растущее значение когнитивных и других нематериальных факторов в сфере производства, обуславливают необходимость по-новому подойти к организации труда и положению человека в обществе будущего. Именно для того, чтобы создать это новое общество, человеческое мышление, развитое в процессе образования, должно опережать различные технологические достижения. Это необходимое условие для предотвращения безработицы, социального отторжения и неравенства в развитии.
Поскольку возникли новые условия,в связи с этим должно быть изменено качество образования, оно должно стать новым, соответствующим политическим, социально – экономическим, культурнымусловиям общества.
В философском словаре понятие«качество» трактуется как существенная определенность предмета, в силу которой он является данным, а не иным предметом и отличается от других предметов [30].
В толковом словаре русского языка MAC качество:
1. Существенный признак, свойство, отличающий один предмет или одно лицо от другого.
2. Степень достоинства, вещи, действия и т. д., соответствия тому, какми они должны быть.
З. Филос. – существенная определенность предмета, явления или процесса, в силу, которой он является данным, а не иным предметом, явлением или процессом [26].
Говоря о качестве образования, помним, что главнымисоциальными институтами, обеспечивающими это качество, являются семья, дошкольное образовательное учреждение, школа, вуз.
В Концепции дошкольного воспитания отмечается, что детский сад – это начальное звено в системе непрерывного образования, которое «обеспечивает общее развитие, служащее фундаментом дляприобретения в дальнейшем любых специальных знаний и навыков; усвоения различных видов деятельности»[7].
Поэтому очень важно: чтобы в новых экономических условиях каждый ребенок посещал дошкольное образовательное учреждение, – чтобы качество дошкольного образования повысилось, – чтобы между дошкольным учреждением и школой осуществлялась преемственность в реализации содержания образовательных программ.
Образование должно постоянно адаптироваться к изменениям, происходящим в обществе, одновременно сохраняя достижения, основные знания, накопленные человечеством. В этой связи особую значимость приобретает проблема качества образования.
Доступность качественного образования для детей должна стать реальностью. Эта необходимость определяется запросами общества и потребностямэкономически в высоком уровне подготовленности подрастающего поколения к профессиональной деятельности. Поэтому необходимо применение стратегии образования, подходов к отбору его содержания, которое изменит качество образования.
Д. Ш. Матрос, Д. М. Полев, Н. Н. Мельникова, решая проблему повышения и достижения качества образования, понимают под этим соотношение цели и результата, меру достижения цели, и считают, что надо научитьсяизмерять в одинаковых единицах [16]:
1. Цель, поставленную перед учебным заведением;
2. Результат, достигнутый этим учебным заведением.
Качество образования по П. И. Пидкасистому – понятие,включающее в себя качество образовательных услуг и качество образовательной подготовки ученика [20].
Под качеством образовательных услуг понимается совокупность характеристик образовательного процесса, которые измеряются (оцениваются) путем обобщения результатов итоговых аттестаций выпускников.
Качество образовательной подготовки выпускника – это совокупность характеристик полученных (освоенных) гражданином в ходе образовательного процесса знаний, умений и навыков, востребуемых человечеством, обществом, личностью.
Наиботее полно рассматривают понятиекачество образования С. Е. Шишов и В. А. Кальней. Они считают, что качество образования – социальная, психолого-педагогическая категория,определяющая уровень и результат процесса образования в обществе и отдельной личности, его соответствие потребностям и ожиданиям в развитии и формировании личностной и профессиональной компетентности; мера, с помощью которой выявляется соответствие конечного результата стандарту.
Факторы, способствующие повышению качества образовательного процесса:
– непрерывное самообразование и обучение педагогических кадров (качество обучения обеспечивает педагог);
– периодическая оценка деятельности образовательного учреждения как системы (оценка деятельности управленца, педагога, продуктов детской деятельности);
– ориентация на современные требования социума как внешней среды социализации личности;
– учет достижений учреждений дополнительного образования, его возможность быть конкурентно способным на рынке педагогических услуг:
– совершенствование достижений образовательного процесса через внедрение новых методов и подходов к обучению и воспитанию через внедрение инновационных технологий;
– коррекция позитивных стереотипов с учетом возможностей и условий каждого образовательного учреждения.
В настоящее время происходит переориентация системы общего образования с интересов государства на интересы личности. Реализация дифференцированных потребностей воспитанников и их родителей как заказчиков системы дошкольного образования возможна за счет слежения за динамикойразвития каждого ребенка, что обуславливает педагогическую и управленческую деятельность другого качества. Качество образовательного процесса определяется совокупностью показателей, характеризующих его различные стороны: содержание образования, формы и методы обучения, деятельность системы управления учреждением, деятельность педагогов, динамика развития детей, материально-техническая база и т. д.
Исследуя проблемы качества образовательного процесса в дошкольном учреждении, мы вводим ограничения составляющих его компонентов и рассматриваем три компонента: управленческую деятельность, деятельность педагогов и динамику развития детей. Поэтому одной из задач нашего исследования является выбор критериев качества управленческой деятельности, деятельности педагогов, показателей динамики развития детей. В выборе уровневых показателей мы руководствовались содержанием критерияоптимальности (оптимизации) [2].
Ил. Раченко считает важнейшим критерием оптимизации время и рациональное распределение, размещение компонентов системы, рациональное построение пространственной структуры системы.
И. Т. Огородкиков выделяет и другие, более существенные критерии эффективности образовательного процесса, связывал их с отдельными методами обучения: объем знаний, системность знаний, осмысленность знаний, прочность знаний и действенность их. Названные критерии уточняются Вл. Беспалько, который берет в качестве критерия усвоения знаний отношение числа правильно решенных задач к числу предложенных. Работа считается удовлетворительно выполненной, если решено более 70% задач.
Опираясь на теорию Ю. К. Бабанского при выборе критериев, мы взяли показателями качества образования в дошкольном учреждении: управленческую деятельность, деятельность педагогов и динамику процесса развития детей (См. рисунок 1).
Рис. 1. Пирамида качества образования
В свою очередь, показателями качества управленческой деятельности будут информационно – аналитическая деятельность и контрольно – диагностическая, поскольку педагог дошкольного образовательного учреждения является субъектом и объектом управления,считаем, что показателями качества его педагогической деятельности также будут информационно – аналитическая и контрольно – диагностическая деятельность.
Критерии качества обучения – степень соответствия результатов обучения требованиям целей и задач реализуемой программы обучения и воспитания в дошкольном образовательном учреждении.
В. Н. Шамардин со своей лабораторией определили направление исследований, связанных с изучением образовательного процесса: научно-практический поиск критериев оценки качества образования.
Определяя критерии качества образования, мы основываемся на том, что образование обращено преимущественно к интеллекту и, прежде всего,
дает ребенку возможность сформировать систему знаний о мире. В связи с этим возникает важная проблема: как сделать механизмы трансляции знаний более эффективными в дошкольном детстве, когда идет формирование базиса культуры личности, обеспечение способности получать образование на других его ступенях. Для нас значимо, что образование – это синергетический процесс, объединяющий энергии и устремления руководителя, педагога и ребенка.
Таким образом, анализ научной литературы показал различные трактовки понятия «качество образования». Однако, во всех определениях представление о педагогической деятельности как об одном из факторов повышения качества образования и степени соответствия, достигнутых детьми результатов требованиям всего комплекса целей и задач обучения в современном образовательном учреждении, степени соответствия этих результатов максимальным возможностям каждою ребенка в определенный период развития.
Качество образовательного процесса сегодня определяется совокупностью показателей, характеризующих его различные стороны: содержание образования, формы и методы обучения, деятельность системы управления учреждением, деятельность педагогов, результаты динамики развития детей, материально-техническую базу.
Каждое дошкольное образовательное учреждение является неотъемлемой частью образовательного пространства, оказывающей существенное влияние на развитие всей системы дошкольного образования. Уникальность отечественной системы дошкольного образования, сложившейся на протяжении десятилетий, получила признание не только в России, но н за рубежом.
Однако существующие в образовании тенденции свидетельствуют о том, что проблема сохранения и обновления дошкольной образовательной системы может не стать реальностью, что окажет негативное влияние на качество образования человека при условии непрерывности получения образования на последующих образовательной ступенях системы.
Одна из причин в том, что в настоящее время практически отсутствуют анализ и прогнозирование развития дошкольного образования. Объяснений этому явлению несколько:
— отношение общества и государства к российской системе дошкольного образования;
— нереализованные обязательства и гарантии государства и общества перед системой дошкольного образования в достижении стратегических ориентиров;
— отношения между системой дошкольного образования идеологией и политикой;
— проблемы качества дошкольного образования всегда стояли на втором плане по отношению к проблеме обеспечения каждой семьи местом для ребенка в государственном дошкольном образовательном учреждении,
— дошкольные образовательные учреждения нередко находятся в сфере деятельности ведомств, где не уделяется внимание образовательной функции ДОУ – развитию личности ребенка;
— система дошкольного образования не признается обществе в качестве особо важной социальной системы; не выступает в ранге социального института,оторвана от системы образования в целом: не существовало и не судействует общей концепции образования;
— многие педагоги дошкольных образовательных учреждений не имеют специального образования;
— утвердились методология дошкольного воспитания и подход к дошкольномуобразовательномуучреждению,не соответствующие современным требованиям.
Одна из основных целей реформы образования в России – обеспечение свободного развития индивидуальных особенностей детей, повышение качестваобразовательного процесса. Достижение этой цели возможно лишь при условии создания соответствующей психолого – педагогической среды для развития ребенка, при реализации новых подходов к изучению познавательных способностей ребенка, систематического самодвижения и саморазвития личности педагога, вовлечения родителей ребенка (как третьего участника) в образовательный процесс дошкольного учреждения.
Однако во многих дошкольных учреждениях реформа носит лишь формальный характер. За новыми вывесками многообещающими названиями прогимназий, дошкольных центров, комплексов скрывается непрофессиональное, даже безответственное отношение к взятым обязательствам. Все это приводит к необходимости разумного государственного регулирования ротации педагогических кадров, изменения содержания и методов дошкольного образования, осуществляемого в соответствии с законом Российской Федерации «Об образовании».
Закон предусматривает введение государственного стандарта как гаранта качества образования. В соответствии с законом «Об образовании» проводится процедура экспертизы деятельности образовательных учреждений, которая дает право на образовательную деятельность и льготы,предоставляемые законодательством Российской Федерации. Льготирование образовательного учреждения происходит только после выдачи ему лицензии, а лицензия на право веденияобразовательной деятельности выдается государственным органом управления образованием на основании заключения экспертной комиссии [18].
Предметом и содержанием экспертизы является установление соответствия условий осуществления образовательного процесса, предлагаемых образовательным учреждением, государственным и местным требованиям в плане строительных норм и правил, санитарных и гигиенических норм, охраны здоровья обучающихся воспитанников и работников образовательных учреждений, оборудования учебных помещений, оснащенности учебного процесса образовательного ценза педагогических работников и укомплектования штатами, т. е., всего того что обеспечит качество образовательного процесса.
По существующему положению, лицензирование – процедура, включающая проведение экспертизы и принятия решения о выдаче (или отказе в выдаче) образовательному учреждению лицензии на право ведения образовательной деятельности. В настоящее время 97% дошкольных образовательных учреждений получили лицензию на ведение образовательной деятельности с детьми, что обозначает наличие в этих учреждениях условий для организации качественного образовательного процесса.
Следующей ступенью подтверждения права на ведение качественного образовательного процесса в дошкольном учреждении является государственная процедура прохождения аттестации и государственной аккредитации.
Аттестация и государственная аккредитация является механизмом государственного контроля за качеством образовательного процесса, составляющими которого являются педагогическая деятельность и динамика развития детей. Аттестация и аккредитация обеспечивает защиту ребенка от всех проявлений некомпетентных педагогических воздействий.
Аттестация – комплексная оценка деятельности дошкольного образовательного учреждения на соответствие ГОСТу. Целью и содержанием аттестации является установление соответствия содержания, уровня и качества образования и воспитания в дошкольном образовательном учреждении требованиям ГОСТа дошкольного образования. Оценка деятельности дошкольного образовательного учреждения, проводимая в процессе его аттестации, является основой для принятия решения об его государственной аккредитации.
Государственная аккредитация – это процедура признания государством влице его государственных органов управления образованием государственного статуса дошкольного образовательного учреждения, его вида и категории, определяемых в соответствии с уровнем и направленностью образовательной программы, реализуемой дошкольном образовательном учреждении [1].
Дошкольные образовательные учреждения 3-ей категории обеспечивают основные образовательные слуги в соответствии с требованиями ГОСТа.
Третья категория дает право на государственное финансирование в размере норматива.
Дошкольные образовательные учреждения 2-ой категории предоставляют основные услуги в соответствии с требованиями ГОСТа и превышают государственный стандарт по приоритетному направлению деятельности. Эти учреждения получают право на дополнительное финансирование из местного или ведомственного бюджета.
Дошкольные образовательные учреждения 1-ой категории предоставляют весь спектр образовательных услуг, превышающих требования ГОСТа.
Такие учреждения получают права на дополнительное финансирование из местного (ведомственного) бюджета [1].
Очевидно, что государство дифференцированно стимулирует деятельность дошкольных образовательных учреждений, тем самым, обеспечивая привлекательность и престижность более высокого уровня процесса образования и педагогической деятельности.
В соответствии с законом «Об образовании» (ст. 38) государственный контроль за качеством образования в аккредитованных учреждениях возлагается на государственные аттестационные службы. В настоящий момент дошкольные образовательные учреждения, прошедшие процедуру лицензирования, проходят аттестацию и государственную аккредитацию.
Здесь особую тревогу вызывают процедуры аттестации и аккредитации факты нарушения государственными органами управления образованием субъектов Российской Федерации: муниципальными, районными. При выборе аттестационных технологий не учитываются Временные требования к содержанию и методам обучения и воспитания, реализуемым в ДОУ, что приводит к ситуации механического переноса аттестационных технологий учреждений общего среднего образования на учреждения дошкольного детства. Авторы подобных аттестационных технологий пересматривают содержание Временных требований, подчиняют их другими, задают новый измерительный инструментарий оценки качества образовательного процесса в ДОУ. Результаты использования «школьной» модели аттестации приводят к изменению целей деятельности педагогов дошкольных учреждений. Образовательный процесс превращается в «муштру», что противоречит предназначению дошкольного детства: ребенок имеет право быть любым, быть самим собой. Ориентация на школьную модель не может обеспечивать динамику в рамках заявленных категорий.
Р. Б. Стеркина дает определение государственного стандарта дошкольного образования и рассматривает введение его как одно из направлений работы системы образования РФ по повышению качества образования, она рассматривает ГОСТы дошкольного образования как требования к психолого педагогическим условиям воспитания и обучения детей в детском саду.
Основные функции образовательного стандарта:
— реализация качества образования в условиях его вариативности;
— защита ребенка от некомпетентных педагогических воздействий;
— сохранение единого образовательного пространства на территории РФ в условиях самостоятельности регионов, образовательных учреждений в условиях педагогического творчества.
Стандарты определяют требования и к педагогам, эти требования в свою очередь определяют требования к системе профессиональной подготовки педагогических кадров.
В стандарте определены требования:
1. Требования к образовательной программе;
2. Требования к педагогу (в первую очередь осуществление личностно – ориентированного подхода к ребенку);
3. Требования к среде развития ребенка.
Программа дошкольного образования направлена на охрану и укрепление здоровья ребенка, его физическое и психическое развитие, коррекцию этого развития. Такое определение содержится во всех нормативных документах и, в первую очередь, в Типовом положении о дошкольном образовательном учреждении, главный смысл которого заключается в требованиях к целостным, комплексным программам. И если хотя бы одна из них – оздоровительная, развивающая, коррекционная – не разработана, не реализована, то программа не соответствует образовательному стандарту.
Стандарт как нормативно–правовой документ направлен на поддержание дошкольного образовательного учреждения как субъекта системы образования, осуществляющего образовательный процесс в соответствии с запросами мегаполиса и микросоциума [1].
Закон РФ «Об образовании» и«Типовое положение о дошкольном образовательномучреждении» дают право дошкольному учреждению быть самостоятельным юридическим лицом, что стимулирует деятельность педагогических коллективов, делает учреждение конкурентно способным на рынке образовательных услуг. Но в настоящее время руководители вышестоящих органов управления образованием (муниципальные, районные отделы образования) и руководители дошкольных учреждений не готовы к этому.
Существует ряд нерешенных проблем:
— отсутствие механизма передачи имущества учреждений в оперативную собственность (с одного баланса на другой);
— незнание сторонами правовых отношений в координационных связях;
— неумение выстраивать отношения в условиях работы нового хозяйственного механизма (НХМ), поэтому одним из направлений работы системы образования РФ по проблеме повышения качества образования является аттестация педагогических и руководящих работников образовательных учреждений.
Аттестация это комплексная оценка уровня квалификации педагогического профессионализма и продуктивности деятельности работников образовательных учреждений.
Цепь аттестации:
— создание условий, способствующихформированию физически развитой и психологически здоровой личности ребенка;
— создание условий для педагога как для личности, активно реализующей творческие возможности в пределах своей компетенции;
— создание предпосылок для профессионального роста работников образовательных учреждений.
— формирование научно обоснованных профессионально – методологического подхода к развитию образовательных учреждений;
— активное вовлечение родителей в процесс обучения и воспитания детей.
Задача аттестации – присвоение педагогу квалификационной категории в соответствии с уровнем его профессионализма.
Принципыаттестации: добровольность, открытость, систематичностьи целостность экспертных оценок, обеспечивающих объективное, корректное, бережное и доброжелательное отношение к педагогическим работникам. Форму и процедуру проведения аттестации аттестационные комиссии определяют, руководствуясь территориальным положением об аттестации педагогических и руководящих кадров.
Нормативной основой аттестации является положение об аттестации, квалификационные характеристики, утвержденные Министерством РФ и другиедокументы [8].
Одной из проблем остается проблемой кадровое обеспечение ДОУ: сохраняется устойчивая тенденция старения педагогических кадров, недостаточно молодых специалистов вследствие низкого уровня оплаты труда и низкого социального престижа профессии педагога, слабой социальной защищенности педагогических и научно-педагогических работников ДОУ, что оказывает негативное влияние на качество образовательного процесса.
В силу этого в законодательных актах Министерства Образования Российской Федерации в настоящее время широко решается проблема совершенствования содержания образования в дошкольных образовательных учреждениях.
Можно констатировать, что произошли позитивные изменения:
— появились новые разнообразные программы;
— наблюдается развитие новых направлений в дошкольном образовании (обучение хореографии, иностранному языку, ритмике, …
**************************************************************