Содержание
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………3
1. ОСОБЕННОСТИ И СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ
УПРАВЛЕНИЯ МУНИЦИПАЛЬНЫМ ПЕРОСНАЛОМ……………….5
1.1. Особенности управления человеческими ресурсами……………….5
1.2. Современные тенденции управления персоналом………………….6
2. ХАРАКТЕРИСТИКА СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ
МУНИЦИПАЛЬНЫМ ПЕРСОНАЛОМ………………………………….9
2.1. Организационные структуры системы управления персоналом…..9
2.2. Общая характеристика системы управления персоналом…………10
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………16
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………..17
Выдержка из текста работы
Местное самоуправление можно охарактеризовать как один из самых влиятельных факторов реализации потенциала человека и включения его в процессы общественного управления, которые происходят в любом социально-ориентированном государстве.
Главным признаком социального государства выступает право населения на местное самоуправление, суть которого заключается в предоставлении определенных прав низовым территориальным коллективам самостоятельно решать вопросы местного значения, независимо от государственных органов власти.
Для обеспечения самостоятельного функционирования отдельной территории на законодательной основе был создан специальный субъект права — муниципальное образование, которому государство делегировало полномочия иметь, приобретать и реализовывать гражданские права и обязанности, а также нести гражданско-правовую ответственность за свою деятельность.
Самостоятельность местного самоуправления обусловливает и его финансово-экономическую основу, куда включается муниципальная собственность, представленная в виде движимого и недвижимого имущества, находящегося в управлении муниципальных образований.
Актуальность темы заключается в том, что рост и развитие муниципального образования невозможно без грамотного и эффективного управления. Особенную актуальность данная тема приобретает в современных условиях, когда муниципальным образованиям предоставленные широкие полномочия, и во многих случаях ситуация в муниципальных образованиях определяется тем, насколько правильно осуществляется управление в муниципальном образовании.
Объектом курсовой работы является муниципальное образование “Устьянский муниципальный район”.
Предметом исследования курсовой работы являются особенности управления муниципальным образованием.
Цель курсовой работы заключается в изучении особенностей управления муниципальным образованием.
Задачи курсовой работы:
1. Изучить краткую характеристику муниципального образования;
2. Рассмотреть социально-экономическую характеристику муниципального образования;
3. Охарактеризовать преимущества и проблемы муниципального образования
Информационную базу курсовой работы составили данные периодической печати, а так же данные, размещенные, а сайте федеральной службы государственной статистики и официальном сайте муниципального образование “Устьянский муниципальный район”.
Практическая значимость работы заключается в том, что проблемы развития муниципального образования и направления, разработанные в рамках проведенного анализа могут быть использованы администрацией МО “Устьянский муниципальный район”.
При написании курсовой работы были использованы следующие методы анализа: общенаучные, метод наблюдения и сравнения, методы дедукции и индукции.
Курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка литературы.
1. КРАТКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ.
1.1.Общие сведения
Устьянский район в нынешних границах образован в июле 1929 года. Он занимает центральное положение среди южных районов Архангельской области. Протяженность его с запада на восток 140 км, с севера на юг 100 км. С южной стороны Устьяны граничат с Тарногским районом Вологодской области, с которым имеется автомобильное сообщение; на западе — с Вельским районом, на востоке — с Красноборским и Котласским районами, на севере — с Шенкурским и Верхнетоемским районами Архангельской области.
Площадь района — 10,72 тыс. км.
Население — 29,563 тыс. человек.
Административный центр — поселок городского типа Октябрьский (население -9,198 тыс. человек).
Численность сельского населения 20,365 тыс. человек.
Рис. 1.1. Географические границы муниципального образования “Устьянский муниципальный район”[10]
В период славянской колонизации (IX-XV вв.) территория нынешнего Устьянского района находилась в центре Заволочья (земли в треугольнике рек Ваги, Северной Двины, Сухоны), освоена и заселена была чудскими племенами: весь, емь, зыряне, удмурты, меря, корела.
Земли, заселенные чудью заволоцкой, впервые упомянуты в «Повести временных лет» киево-печерского монаха-летописца Нестора. Союз племен под общим именем «чудь», обитавший в северодвинском бассейне, владел искусством выплавки бронзы. Об этом свидетельствую великолепные образцы средневекового символического искусства: бронзовые «чудские» украшения, шумящие подвески (уточки, коньки, баранчики), подковообразные фибулы (застежки для плаща), игольники, пронизи и т.д.
На сегодняшний день районный центр имеет удобное расположение: находится в 5 км от железнодорожной станции Костылево. По территории района проходит железнодорожная магистраль «Коноша-Воркута», что обеспечивает транспортную доступность из любой точки России.
Имеется автомобильная связь через г. Вельск (дороги с твердым покрытием в хорошем состоянии) с Архангельском, Москвой, Санкт-Петербургом и другими городами страны.
Устьяны выгодно отличаются от других районов области тем, что все основные населенные пункты внутри района соединены трассой в основном с асфальтовым покрытием, реже — грунтовкой в хорошем состоянии.
По климату территория входит в Атлантико-континентальную область влажного умеренного пояса. Климат умеренно-континентальный, с коротким и прохладным летом, длительной и холодной зимой с устойчивым снежным покровом.
Реки территории района относятся к бассейну р. Сев. Двина. Основное питание рек — снеговое, на которое приходится более 50% стока, что позволяет отнести их к типу рек с преимущественно снеговым питанием. Остальную часть составляют дождевое и грунтовое питание.
Территория исследований входит в Северо-Двинский бассейн Восточно-Европейской провинции подземного стока. В восточных частях этого бассейна основным источником подземного питания рек является водоносный комплекс пород верхней перми, а, зонами разгрузки подземных вод верхнепермского водоносного комплекса являются зоны линеаментов. Подземные воды района исследований относятся к областям с минерализацией вод 0,5-1,0 г/л; их воды формируются при взаимодействии с терригенными и карбонатными породами в областях дренирования и в соседних с ними областях транзита.
На территории района распространение получили месторождения общераспространенных полезных ископаемых. Это месторождения кирпичных и черепичных глин, приуроченных к элювиально-делювиальным и моренным отложениям, песков и гравийно-песчаных материалов в русле р. Устьи, ее пойме и I надпойменной террасе.
Устьянское лесничество расположено в южной части Архангельской области в пределах Устьянского административного района. Районным центром с 1975 года стал поселок Октябрьский (Указ Президиума Верховного Совета РСФСР от 26.09.1975 г.).
Протяженность территории лесничества с севера на юг — 136 км, с запада на восток — 132 км. Контора лесничества находится в рабочем поселке Октябрьский, в 8.0 км от ближайшей станции Костылево Северной железной дороги, в 596 км от областного центра — г. Архангельска, и на удалении 888 км от г. Москвы.
По лесорастительному районированию территория Устьянского лесничества относится к среднетаежному лесному району европейской части Российской Федерации (Перечень лесных районов Российской Федерации. Приказ МПР от 28.03.2007 № 68). Для нее характерно выраженное преобладание хвойных лесов из сосны и ели. Мягколиственные породы — береза, осина, ольха и ива — хоть и отличаются хорошим ростом, не выходят за пределы примеси. В претерпевших антропогенное воздействие лесах в основном преобладают мягколиственные породы, под пологом которых медленно развивается ель, способная в дальнейшем занять главенствующее место.
Основу экономики района составляет сельское хозяйство. Предприятия лесной промышленности района занимаются лесозаготовкой, вывозкой и разделкой древесины, производством пиломатериалов. Есть также предприятия по производству стройматериалов и пищевой продукции.
Социальная сфера района — 14 средних школ (12 основных и 2 начальных школы), 36 детских садов, 44 дома культуры, 33 библиотеки, 1 музей, 1 школа искусств.
В районе работают 4 больницы — Центральная районная больница и 3 участковых, 6 амбулаторий и 40 фельдшерско-акушерских пункта.
В районе 16 муниципальных образований поселений, одно городское поселение и 15 сельских, 233 населенных пункта, из которых 232 — сельских и один — рабочий поселок.
На основании выше представленной информации можно сделать вывод, что МО Устьянский район имеет высокий уровень экономического и социального потенциала, так как находится в экономически благоприятном районе.
1.2. Органы местного самоуправления и формы участия населения в осуществлении местного самоуправления
В соответствии со ст. 4 Устава муниципального образовании “Устьянский муниципальный район” от 17.08.2012 №297 органами местного самоуправления Устьянского муниципального района являются:
— Собрание депутатов Устьянского муниципального района — представительный орган муниципального образования «Устьянский муниципальный район»;
Собрание депутатов Устьянского муниципального района является постоянно действующим коллегиальным органом муниципального района, наделенным собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.
Собрание депутатов состоит из 25 депутатов, избираемых на муниципальных выборах по мажоритарной избирательной системе относительного большинства, и осуществляет свои полномочия в случае избрания не менее двух третей от установленной численности депутатов.
Собрание депутатов обладает правами юридического лица. Собрание депутатов избирается сроком на 5 лет.
К полномочиям Собрания депутатов также относятся:
1. принятие регламента Собрания депутатов;
2. избрание председателя Собрания депутатов;
3. рассмотрение запросов депутатов и принятие по ним решений;
4. образование, упразднение постоянных и других комиссий Собрания депутатов;
5. определение структуры Собрания депутатов;
— глава Устьянского муниципального района — глава муниципального образования «Устьянский муниципальный район»;
-администрация Устьянского муниципального района — исполнительно-распорядительный орган муниципального образования «Устьянский муниципальный район;
— контрольно — ревизионная комиссия Устьянского муниципального района — контрольно-счётный орган муниципального образования «Устьянский муниципальный район».
Заместитель главы Глава администрации
Ведущий специалист Ведущий специалист Специалист 1 категории
Рис. 1.2. Структура администрации МО «Устьянский муниципальный район»
В таблице 1.1 представлена информация о реализации форм участия населения в решении вопросов местного значения.
Таблица 1.1 Оценка эффективности форм участия населения в управлении МО
Наименование показателя 2013г 2014г 2015г Отклонение 2015г/2013г
Абс. Отн.
Проведение публичных слушаний в отношении принятия бюджета поселков входящих в состав МО 1 1 1 0 1
Поступило обращений граждан 80 96 177 97 2,21
из них исполнено 56 82 93 37 1,66
Ежегодный опрос населения по вопросам организации процесса развития района 2 1 3 1 1,50
Информация представленная в таблице 1.1. позволят сделать вывод, что на территории МО «Устьянский муниципальный район» за исследуемый период реализовано 3 основные формы участия населения в решении вопросов местного значения, а именно:
— проведение публичных слушаний в отношении принятия бюджета поселков входящих в состав МО;
-работа с обращениями граждан;
-проведение ежегодного опроса населения по вопросам организации процесса развития района.
Оценивая числовые показатели можно сказать, что по всем формам участия наблюдается значительный рост показателей, поэтому можно констатировать тот факт, что на территории МО «Устьянский муниципальный район» полностью реализуется принципы МСУ.
2.СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
2.1.Демографическая ситуация и трудовой потенциал
Анализ демографической ситуации является одной из важнейших составляющих оценки тенденций экономического роста территории. Возрастной, половой и национальный составы населения во многом определяют перспективы и проблемы рынка труда, а значит и производственный потенциал того или иного региона. Зная численность населения на определенный период, можно прогнозировать численность и структуру занятых в производстве жителей, необходимые объемы жилой застройки и социально-бытовой сферы.
Таблица 2.1 -Динамика численности населения МО «Устьянский муниципальный район», чел. [9,10]
Показатели 2013 2014 2015 Отклонение 2015г/2013г
Абс. Отн.
Все население 28876 28248 27797 -1079 0,96
Городское население 9112 9096 9137 25 1,01
Сельское население 19764 19152 18660 -1104 0,94
Информация представленная в таблице 2.1 позволяет сделать вывод, что численность населения в МО «Устьянский муниципальный район» сократилась на 4%, за счет переезда населения проживающего в сельском района в город. В большинстве случаев основным мотивом переезда являются плохие условия проживания в сельской местности, отсутствие инфраструктуры и рабочих мест
На следующем этапе курсовой работы проведем анализ динамики численности населения МО «Устьянский муниципальный район» по половому и возрастному признаку (таблица 2.2)
Таблиц 2.2 Численность всего населения по полу и возрасту МО «Устьянский муниципальный район», чел. [9,10]
Показатели 2013 2014 2015 Отклоне……..
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Братановский, С. Н. Муниципальная система образования в России: правовые основы организации и деятельности [Текст] / Братановский, 2013. — 224 с. с.
2. Зазулина, М. Р. Местное самоуправление как фактор развития социально-экономического потенциала территории: теоретические аспекты [Текст] / М. Р. Зазулина, В. С. Самсонов // Летняя философская школа «Голубое озеро — 2014»: технопарк как модель интеграции технологии, науки и образования : материалы. — Новосибирск, 2014. — Вып. 10. — С. 76-80.
3. Коваль, В. Н. Аналитическое обеспечение стратегического планирования развития муниципального образования [Текст] / В. Н. Коваль, К. В. Харченко // Государственная власть и местное самоуправление. — 2013. — № 6. — С. 25-28.
4. Липатова, Л. Ф. 20-й век глазами обдорян [Текст] / Л. Ф. Липатова, 2011. — 320 с.
5. Миронова, В.В. Бюджетный процесс в муниципальном образовании [Текст] / В.В. Миронова, 2012. — 93 с. с.
6. Ордина, О. Н. Развитие системы источников административного права России в условиях глобализации [Текст] : монография / О. Н. Ордина, 2013. — 400 с.
7. Постовой, Н. В. Муниципальное право России [Текст] : [учебник для студентов вузов, обучающихся по специальности «Юриспруденция»] / Н. В. Постовой, В. В. Таболин, Н. Н. Черногор, 2011. — 400 с.
8. Сергиенко, А. М. Проблемы правового регулирования вопросов местного значения внутригородских муниципальных образований [Текст] / А. М. Сергиенко // Конституционное и муниципальное право. — 2013. — № 11. — С. 35-38.
9. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики. Режим доступа:
10. Официальный сайт МО «Устьянский муниципальный район». Режим доступа: region/mo/ustyansk.php