Содержание
Введение . 3
Глава 1.Значение управления дебиторской
задолженностью 5
1.1.Понятие дебиторской задолженности . 5
1.2.Классификация дебиторской задолженности . 7
1.3.Факторы, влияющие на величину дебиторской задолженности предприятия … 8
1.4.Роль дебиторской задолженности в управлении финансами предприятия . 10
Глава 2.Анализ дебиторской задолженности . 14
2.1.Цели и задачи анализа дебиторской
задолженности … 14
2.2.Группы показателей, используемые при оценке дебиторской задолженности . 15
2.3.Анализ дебиторской задолженности . 17
Глава 3.Предложения по оптимизации управления дебиторской задолженностью .. 26
3.1.Факторинг 26
3.2.Формирование кредитной политики предприятия.. 27
3.3.Современные формы рефинансирования дебиторской
задолженности . 33
Заключение .. 36
Список используемой литературы 38
Приложения . 40
Выдержка из текста работы
В процессе финансово-хозяйственной деятельности у организаций возникают расчетные отношения, отражающие взаимные обязательства, связанные с продажей материальных ценностей, выполнением работ или оказанием услуг друг другу. Кроме того, возникают расчеты с бюджетом по налогам, с внебюджетными фондами, с органами социального обеспечения и страхования, с другими юридическими и физическими лицами.
При продаже организацией продукции, товаров, услуг или работ другим юридическим и физическим лицам (включая своих работников) и при осуществлении расчетов с ними возникают краткосрочные и долгосрочные обязательства, представляющие собой дебиторскую задолженность. Организации и лица, которые должны данной организации, называются дебиторами.
Для учета дебиторской задолженности системой счетов бухгалтерского учета предусмотрены счета: «Расчеты с покупателями и заказчиками», «Расчеты с подотчетными лицами», «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» и др.
Актуальность вопроса анализа и управления дебиторской задолженностью имеют очень большое значение для промышленных предприятий, функционирующих в условиях рынка, т. к. умелое и эффективное управление этой частью текущих активов является неотъемлемым условием поддержания требующегося уровня ликвидности и платежеспособности. Управление дебиторской задолженностью необходимо как при формировании имиджа надежного заемщика, так и с точки зрения обеспечения эффективной текущей деятельности предприятия.
Уровень дебиторской задолженности определяется многими факторами: видом продукции (услуг), емкостью рынка, степенью насыщенности рынка данной продукцией (услугами), принятой на предприятии системой расчетов и др. Если предприятие имеет значительный удельный вес дебиторской задолженности в составе текущих активов, важнейшей задачей финансовых менеджеров является эффективное управление ею.
Поэтому целью данной курсовой работы является исследование системы управления предприятием отношений с дебиторами.
Реализация поставленной цели стала возможной вследствие решения ряда задач:
— рассмотреть теоретические аспекты взаимоотношений с предприятиями- дебиторами ;
— проанализировать современные пути совершенствования отношений с дебиторами организации;
— сделать анализ состояния и динамики дебиторской задолженности на примере предприятия;
— сделать выводы и предложения по поводу более эффективного управления дебиторской задолженности;
Предметом исследования является управление системой взаимоотношений с дебиторами организации.
Объектом практического исследования послужит ЗАО «Казпромволга» – одна из известных фирм, занимающаяся предоставлением туристических услуг на рынке Волгограда.
Структура данной курсовой работы определилась в связи с целями и задачами исследования. Курсовая работа состоит из введения, 2 глав, заключения, списка использованной литературы, приложений.
Глава 1. Теоретические аспекты отношений предприятия с дебиторами
1.1. Политика взаимоотношений предприятия с дебиторами
Современный этап экономического развития страны характеризуется значительным замедлением платежного оборота, вызывающим рост дебиторской задолженности на предприятиях. Поэтому важной задачей финансового менеджмента является эффективное управление дебиторской задолженностью, направленное на оптимизацию общего ее размера и обеспечение своевременной инкассации долга.
В целях эффективности управления этой дебиторской задолженностью на предприятиях должна разрабатываться и осуществляться особая финансовая политика управления дебиторской задолженностью (или его кредитная политика по отношению к покупателям продукции).
Политика управления дебиторской задолженностью проставляет собой часть общей политики управления оборотными активами и маркетинговой политики предприятия, направленной на расширение объема реализации интуиции и заключающейся в оптимизации общего размера и ой задолженности и обеспечении своевременной ее инкассации.
Формирование политики управления дебиторской задолженностью предприятия (или его кредитной политики по отношению к покупателям продукции) осуществляется по следующим основным этапам………..
Заключение
Дебиторская задолженность является естественной составляющей бухгалтерского баланса предприятия. Она возникает в результате несовпадения даты появления обязательств с датой платежей по ним. На финансовое состояние предприятия оказывают влияние как размеры балансовых остатков дебиторской задолженности, так и период её оборачиваемости.
Однако балансовые остатки дебиторской задолженности могут служить лишь отправной точкой для исследования вопроса о влиянии расчетов с дебиторами на финансовое состояние.
В анализируемом предприятии ЗАО «Казпромволга» дебиторская задолженность больше кредиторской:
• это является возможным фактором обеспечения высокого уровня коэффициента общей ликвидности;
• одновременно это может свидетельствовать о более быстрой оборачиваемости кредиторской задолженности по сравнению с оборачиваемостью дебиторской задолженности.
• следовательно, в течение определенного периода долги дебиторов превращаются в денежные средства, через более длительные временные интервалы, чем интервалы, когда предприятию ЗАО « Казпромволга» необходимы денежные средства для своевременной уплаты долгов кредиторам.
• это может привести к возникновению дефицита денежных средств в обороте, сопровождающийся необходимостью привлечения дополнительных источников финансирования, которые могут принимать форму либо просроченной кредиторской задолженности, либо банковских кредитов.
Таким образом, оценка влияния балансовых остатков дебиторской задолженности на финансовое состояние ЗАО «Казпромволга» должна осуществляться с учетом уровня платежеспособности (коэффициента общей ликвидности), который за период с 2001-2003гг по мере уменьшения отношения дебиторской и кредиторской задолженности снизился от 2,96 до 1,17 (см. приложение) и соответствия периодичности превращения дебиторской задолженности в денежные средства периодичности погашения кредиторской задолженности. На ЗАО « Казпромволга» с каждым годом оборачиваемость дебиторской задолженности возросла с уровня 5,67 оборотов в 2001г до 6,41г в 2003г.
Как правило, большая часть дебиторской задолженности формируется как долги покупателей. Установление с покупателями таких договорных отношений, которые обеспечивают своевременное и достаточное поступление средств для осуществления платежей кредиторам — главная задача управления движением дебиторской задолженности.
Существуют некоторые общие рекомендации, позволяющие управлять дебиторской задолженностью:
— контролировать состояние расчетов с покупателями, по отсроченным
(просроченным) задолженностям;
— по возможности ориентироваться на большее число покупателей с целью уменьшения риска неуплаты одним или несколькими крупными покупателями;
— следить за соотношением дебиторской и кредиторской задолженности: значительное превышение дебиторской задолженности создает угрозу финансовой устойчивости предприятия и делает необходимым привлечение дополнительных (как правило, дорогостоящих) источников финансирования;
— использовать способ предоставления скидок при досрочной оплате.
— оформлять зачеты материалами по переуступке долга.
Практическое осуществление такого управления предполагает наличие информации о реальном состоянии дебиторской задолженности и еёоборачиваемости. Речь идет об оценке движения дебиторской задолженности в данном периоде. Поэтому в качестве исходных данных для такой оценки должны быть приняты долги, относящиеся именно к этому периоду. Иными словами, из балансовых остатков дебиторской задолженности надо исключать долгосрочную и просроченную, т. е. те элементы долгов, превращение которых в денежные средства относятся к другим временным периодам. Оставшаяся после этого часть дебиторской задолженности есть основа для оценки периодичности поступления долгов покупателей, достаточного погашения балансовых остатков дебиторской задолженности на конец периода при условии их оборачиваемости в соответствии с договорными условиями или установленным порядком расчетов.
В конечном счете, все это позволяет ответить на вопрос, обеспечивают ли договорные условия расчетов с покупателями и поставщиками потребность предприятия в денежных средствах и достаточный уровень его платежеспособности.
Список литературы
1. О формах бухгалтерской отчетности организации. Приказ Минфина РФ от 13.01.2000 г. № 4н.
2. Методические рекомендации о порядке формирования показателей бухгалтерской отчетности организации. Приказ Минфина РФ от 28.06.2000 г. № 60н.
3. План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организации и Инструкция по его применению. Утверждены приказом Минфина РФ от 31.10.2000 г. № 94н.
4. Положение о составе затрат по производству и реализации про-дукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (ра-бот, услуг) и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли. Утверждено поста-новлением Правительства Российской Федерации от 05.08.92 г № 552, с изменениями и дополнениями, утвержденными Прави-тельством Российской Федерации.
5. Постановление Правительства РФ от 6 марта 1998 г. N 283 «Об утверждении Программы реформирования бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности».
6. Алборов Р. А. Выбор учетной политики предприятия. Принципы и практические рекомендации. — М.: АО «ДИС, 1995 — 80с.
7. Землячко С.В. Учетная политика организации на 2001 г./ Главный бухгалтер. – 2001 г. – №2. – с.8-28.
8. Ивашкин Б.Н. /Бухучет в торговле: оптовой и розничной: Учебно-практич. курс.-5-е изд., доп. и перераб.-М.: Дело и Сервис, «998.-576 с.
9. Карпова В.В.— Бухгалтерский учет: Актуальные аспекты: Практич. пособие /Под общ. ред. В.В.Карпова.-3-е изд., доп.-М.: Экон. и финансы, ИИФ Триада, 1998.—624 с.-(Бух. учет и отчетность предпр. и организаций).
10. Балабанов И. Т. Анализ и планирование финансов хозяйствующего субъекта. – М.: Финансы и статистика, 2001.
11. Глущенко В.В., Глущенко И. И. Финансы. Финансовая политика, маркетинг, менеджмент. Финансовый риск – менеджмент, ценные бумаги. Страхование. – г. Железнодорожный, Моск. обл.: ТОО НПЦ Крылья, 2000.
12. Финансы предприятий: Учебник /Под ред. проф. Колчиной Н.В. – М.: Финансы, ЮНИТИ, 1998.
13. Финансы, Под ред. В. М. Родионовой. Учебник. М.: Финансы и статистика, 1999.
14. Финансы. Денежное обращение. Кредит: Учебник для вузов / Л.А. Дробозина, Л.П. Окунева, Л.Д. Андросова и др.; Под ред. проф. Л.А.Дробозиной. — М.: Финансы, ЮНИТИ, 1997.
15. Абрамова М.А., Александрова Л.С. Финансы, денежное обращение и кредит.-М.:Институт международного права и экономики,1996.
16. Балабанов И.Т. Финансовый менеджмент.-М.:Финансы и статистика,1994.
17. Берлин С.И. Теория финансов. – Издательство «Приор»,1999.
18. Булатов А. С. Экономика: учебник. М.: Бек. 1998.
19. Адамов В.Е., Ильенкова С.Д., Сиротина Т.П., Смирнов С.А. Экономика и статистика фирм. – М.: Финансы и статистика, 1996.
20. Грузинов В.П., Грибов В.Д. Экономика предприятия. – М.: «МИК», 1996.
21. Финансовый бизнес-план: Учеб.пособие / Под ред. Проф. В.М.Попова. – М.: Финансы и статистика, 2000.
22. Экономика предприятия / Под ред. Проф. В.Я. Горфинкеля, проф. Е.М.Куприянова. – М.: «Банки и биржи», «ЮНИТИ», 1998.
23. Экономика предприятия / Под ред. Проф. О.И.Волкова. – М.: ИНФРА-М, 2000.