Содержание
1.Оглавление……………………………………………………………………. 2
2.Уголовная ответственность несовершеннолетних…………………….. 3
2.1.Особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних…………………………………………………… 3
2.2.Освобождение несовершеннолетних от уголовной ответственности и наказания……………………………………………9
3.Хулиганство……………………………………………………………………18
3.1.Введение…………………………………………………………….18
3.2.Состав преступления…………………………………………….. 20
3.3.Квалифицированное хулиганство……………………………….29
3.4.Заключение………………………………………………………….33
4.Список литературы…………………………………………………………..34
Выдержка из текста работы
Актуальность темы исследования обусловлена, прежде всего, существенной ролью, занимаемой подростковой преступностью в общей структуре преступности. К числу факторов, влияющих на рост молодежной преступности, следует отнести социально-экономические, социально-политические преобразования и конкретно-исторические условия, возникшие в нашей стране в последнее время которые обусловили ломку нравственного, морального и правового состояния общества. Все это самым негативным образом отражается на процессе формирования подрастающего поколения, способствует обвальному росту противоправного поведения несовершеннолетних. Постоянно прогрессирующий рост преступности несовершеннолетних, детей, лишившихся родительского попечения и находящихся в конфликте с законом, требует поиска и применения срочных и далеко не ординарных мер, которые занимают особое место среди государственной политики в этой области. С одной стороны, цель такой политики — защита прав и интересов несовершеннолетних, с другой — защита общества от преступных посягательств с их стороны. Государство располагает разнообразными средствами правовых мер борьбы с преступностью несовершеннолетних, к которым относятся как социальная профилактика, так и меры уголовно-правового и воспитательного характера с целью исправления лиц, нарушивших закон, а также предупреждения совершения новых преступлений.
Разработанность темы исследования. Преступность несовершеннолетних всегда волновала российскую общественность. С какого возраста целесообразно привлекать к уголовной ответственности, какие меры назначать за совершенное преступление и многие другие вопросы были не раз предметом исследования на конференциях, в монографиях и учебниках. Наиболее полно проблемы освящались в работах З.А. Астемирова, О.Х. Галимова, А.И. Долговой, В.Д. Ермакова, ГЛ. Забрянского, А.Н. Игнатова, К.Е. Игошева, И.И. Карпеца, Э.Б. Мельниковой, О.Е. Меркушева, Т.Ф. Минязевой, Г.М. Миньковского, А.С. Михлина, В.В. Невского, Р.И. Панкратова, АА. Примаченка, Н.С. Таганцева, Е.Г. Тарло, и других авторов. Однако многие научные положения, сформулированные в юридической литературе остаются дискуссионными, требуют глубокого уголовно-правового и социального анализа, а также нуждаются в уточнении в связи с происшедшими изменениями в уголовном и уголовно-исполнительном законодательствах.
Объект исследования — общественные отношения в сфере привлечения к уголовной ответственности несовершеннолетних.
Цель исследования заключается в комплексном исследовании теоретических и практических вопросов уголовной ответственности несовершеннолетних, эффективности применения к ним мер уголовно-правового и воспитательного характера.
Для реализации этой цели исследования решались следующие задачи:
— рассмотреть особенности уголовной ответственности несовершеннолетних;
— выявить особенности уголовного наказания несовершеннолетних;
— проанализировать принудительные меры воспитательного воздействия в системе уголовной ответственности несовершеннолетних
— изучить вопросы освобождения несовершеннолетних от уголовной ответственности и наказания.
Методологическую основу исследования составляют положения диалектического материализма. Одновременно применялись специальные методы исследования: теоретико-прикладной, исторический, социологический, метод системного анализа, логический, сравнительно-правовой. Структура исследования представлена введением, двумя главами, четырьмя параграфами, заключением и списком использованной литературы.
1. ПРИВЛЕЧЕНИЕ К УГОЛОВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ И НАЗНАЧЕНИЕ НАКАЗАНИЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИМ
§1. Особенности уголовной ответственности несовершеннолетних
Раздел V УК РФ «Уголовная ответственность несовершеннолетних» объединяет нормы, регламентирующие особые правила применения мер уголовно-правового характера в отношении лиц, не достигших совершеннолетия. Закрепление в уголовном праве специальных норм об ответственности несовершеннолетних основано на принципах справедливости и гуманизма, вытекает из положений Конституции РФ об особой защите детства со стороны государства (ст. 38), соответствует международно-правовым обязательствам России (Конвенции о правах ребенка 1989 г., Минимальным стандартным правилам ООН), касающимся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних (Пекинским правилам). Наконец, наличие данной главы устраняет разрыв между уголовным и уголовно-процессуальным законодательством, содержащим специальную главу о производстве по уголовным делам в отношении несовершеннолетних (гл. 50 УПК РФ).
Согласно указанной выше Конвенции «ребенком является каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста, если по закону, применимому к данному ребенку, он не достигает совершеннолетия ранее». Уголовный кодекс РФ полностью основывается на данном международно-правовом положении. В соответствии со ст. 87 УК РФ «несовершеннолетними признаются лица, которым ко времени совершения преступления исполнилось четырнадцать, но не исполнилось восемнадцати лет».
Правоприменительные органы руководствуются разъяснениями Пленума Верховного Суда РФ от 01.02.2011 № 1 (ред. от 02.04.2013) «О судебной практике применения законодательства, регламентирующего особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних», в соответствии с которыми лицо считается достигшим возраста, с которого наступает уголовная ответственность, — не в день рождения, а по истечении суток, на которые приходится этот день, т.е. с ноля часов следующих суток. При установлении возраста судебно-медицинской экспертизой днем его рождения надлежит считать последний день того года, который назван экспертами, а при определении возраста минимальным и максимальным количеством лет следует исходить из предполагаемого экспертизой минимального возраста такого лица.
Однако надо иметь в виду, что согласно ст. 96 УК РФ в исключительных случаях с учетом характера содеянного и личности виновного суд может применить уголовно-правовые нормы, устанавливающие особенности уголовной ответственности несовершеннолетних, и к лицам, совершившим преступления в возрасте от 18 до 20 лет. Однако их нельзя помещать в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа органа управления образованием и в воспитательную колонию.
В Общей части УК РФ ряд положений либо специально регламентируют уголовную ответственность несовершеннолетних, либо распространяются и на них. Статья 20 УК РФ устанавливает минимальные пределы возраста наступления уголовной ответственности. Согласно п. «б» ч. 4 ст. 18 УК РФ судимости за преступления, совершенные лицом в возрасте до 18 лет, не могут учитываться при признании рецидива преступлений. К несовершеннолетним не применяется пожизненное лишение свободы (ст. 57 УК РФ), не назначается наказание в виде смертной казни (ст. 59 УК РФ). Несовершеннолетие виновного закон относит к обстоятельствам, смягчающим наказание (п. «б» ч. 1 ст. 61 УК РФ).
Таким образом, при разрешении вопросов уголовной ответственности лиц, не достигших 18-летнего возраста, необходимо руководствоваться не только положениями раздела V, но и другими нормами Уголовного кодекса РФ.
Совместная реализация норм рассматриваемой главы и других глав Общей части УК РФ обусловлена рядом моментов:
1) по делам несовершеннолетних без каких-либо исключений применяются основополагающие, базовые институты уголовного права, нормы, закрепляющие понятие преступления, его категории, стадии совершения, формы и виды вины, основания уголовной ответственности, определение соучастия, его форм, видов соучастников, обстоятельств, исключающих преступность деяния, и т.д.;
2) по таким делам подлежат полному применению «общие» нормы, находящиеся в иных главах УК РФ, но в том числе охватывающие ситуации, когда субъект преступления не достиг возраста 18 лет;
3) при реализации норм об особенностях ответственности указанных лиц необходимо учитывать и «парные» нормы, корреспондирующие с ними (например, положения ст. 89 УК РФ о назначении наказания несовершеннолетнему дополняют общие положения, указанные в ст. 43 и 60 УК РФ);
4) решения, принимаемые по уголовным делам о преступлениях несовершеннолетних, должны основываться и на положениях ст. 3-7 УК РФ.
§2. Особенности уголовного наказания несовершеннолетних
Особенности уголовной ответственности несовершеннолетних проявляются и при ее реализации. Несовершеннолетним, совершившим преступления, может быть назначено наказание либо к ним могут быть применены принудительные меры воспитательного воздействия, а при освобождении от наказания суд поместить их в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа органа управления образованием (ч. 2 ст. 87 УК РФ). Таким образом, ч. 2 ст. 90 УК РФ детализирует положения ч. 2 ст. 2 УК РФ о том, что уголовное право предусматривает меры наказания и другие меры уголовно-правового характера.
Перечень наказаний, применяемых к несовершеннолетним, по сравнению с лицами, достигшими 18-летнего возраста, существенно ограничен. Согласно ст. 88 УК РФ видами наказаний, назначаемых данной категории лиц, являются:
а) штраф;
б) лишение права заниматься определенной деятельностью;
в) обязательные работы;
г) исправительные работы;
д) ограничение свободы;
е) лишение свободы на определенный срок.
Таким образом, несовершеннолетним не могут назначаться: лишение специального воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград; ограничение по воинской службе; содержание в дисциплинарной воинской части; пожизненное лишение свободы; смертная казнь.
Штраф назначается в размере от 1 тыс. до 50 тыс. руб. или в размере заработной платы либо иного дохода несовершеннолетнего за период от 2 недель до 6 месяцев. Этот вид наказания применяется как при наличии у несовершеннолетнего осужденного самостоятельного заработка или имущества, на которое может быть обращено взыскание, так и при отсутствии таковых. По решению суда штраф может взыскиваться с его родителей или иных законных представителей с их согласия. Согласно Постановлению Пленума Верховного Суда РФ от 01.02.2011 № 1 (ред. от 02.04.2013) «О судебной практике применения законодательства, регламентирующего особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних» такое решение может быть принято и по их ходатайству после вступления приговора в законную силу в порядке, предусмотренном статьей 399 УПК РФ. В любом случае суду следует удостовериться в добровольности согласия и платежеспособности таких лиц, а также разъяснить последствия неисполнения судебного решения о взыскании штрафа.
Определяя конкретный размер штрафа, суду необходимо исходить из того, что его исполнение не должно ставить несовершеннолетнего в тяжелое материальное положение, лишать необходимых для жизни материальных благ.
Содержание лишения права заниматься определенной деятельностью, его сроки и порядок назначения применительно к несовершеннолетнему в законе не установлены. Следовательно, при назначении этого вида наказания необходимо руководствоваться ст. 47 УК РФ. Данный вид наказания может применяться в качестве основного, так и дополнительного. Причем в качестве дополнительного вида наказания лишение права заниматься определенной деятельностью может назначаться и в случаях, когда оно не предусмотрено соответствующей статьей Особенной части УК РФ, если с учетом характера и степени общественной опасности совершенного преступления и личности виновного суд признает невозможным сохранение за ним права заниматься определенной деятельностью. В соответствии со ст. 47 УК РФ оно устанавливается на срок от одного года до 5 лет в качестве основного и на срок от 6 месяцев до 3 лет — в качестве дополнительного вида наказания.
Срок лишения права заниматься определенной деятельностью зависит от вида наказания и формы его реализации. При осуждении виновного к штрафу, обязательным работам или исправительным работам, а также при условном осуждении, если при этом исполнение дополнительного вида наказания не отсрочено, оно исчисляется с момента вступления приговора в законную силу. В срок указанного наказания не засчитывается время, в течение которого осужденный занимался запрещенной для него деятельностью.
При назначении несовершеннолетнему лишения права заниматься определенной деятельностью в качестве дополнительного вида наказания к аресту и лишению свободы срок рассматриваемого наказания исчисляется соответственно со дня освобождения осужденного из-под ареста или исправительного учреждения.
Требования приговора о запрете заниматься определенной деятельностью распространяются также на все время отбывания виновным указанных основных видов наказания (ст. 36 УИК РФ).
Применение данного вида наказания представляется целесообразным в случаях, когда преступление связано с личностными качествами несовершеннолетнего, которые являются относительно устойчивыми и отрицательно влияют на реализацию профессиональных функций.
Обязательные работы назначаются на срок от сорока до ста шестидесяти часов, заключаются в выполнении работ, посильных для несовершеннолетнего, и исполняются им в свободное от учебы или основной работы время. Продолжительность исполнения данного вида наказания лицами в возрасте до пятнадцати лет не может превышать двух часов в день, а лицами в возрасте от пятнадцати до шестнадцати лет — трех часов в день.
Исполняется рассматриваемый вид наказания по месту жительства осужденного. Предоставление ему очередного ежегодного отпуска не приостанавливает реализацию наказания в виде обязательных работ (ч. 2 ст. 26 УИК РФ).
Несовершеннолетних нельзя привлекать к выполнению таких видов работ, которые могут поставить под угрозу их здоровье.
В случае злостного уклонения несовершеннолетнего от отбывания обязательных работ применяется общее правило, они заменяются арестом (ч. 3 ст. 49 УК РФ). Их замена ограничением свободы невозможна, поскольку этот вид наказания в силу ст. 88 УК РФ не применяется к несовершеннолетним.
Исправительные работы являются основным видом наказания и назначаются несовершеннолетним на срок до одного года. Минимальный же срок исправительных работ является одинаковым для всех возрастных категорий преступников и определен в ст. 50 УК РФ — 2 месяца. Одинаковы и пределы удержаний из заработка осужденных — от 5 до 20%.
Надо иметь в виду, что в соответствии со ст. 63 ТК РФ заключение трудового договора допускается с лицами, достигшими 16 лет. В случаях получения основного общего образования либо оставления в соответствии с федеральным законом общеобразовательного учреждения его могут заключать и лица, которым исполнилось 15 лет. С согласия одного из родителей (опекуна, попечителя) и органа опеки и попечительства на работу могут быть приняты и учащиеся, достигшие возраста 14 лет, для выполнения в свободное от учебы время легкого труда, не причиняющего вреда их здоровью и не нарушающего процесс обучения.
Исходя из смысла ст. 50 УК РФ, определяющей общие условия и порядок назначения исправительных работ, это наказание может применяться к несовершеннолетнему, имеющему постоянную работу. Следовательно, лицам в возрасте от 14 до 15 лет, согласно требованиям трудового законодательства, исправительные работы назначаться не могут.
Согласно Постановлению Пленума Верховного Суда РФ от 01.02.2011 № 1 (ред. от 02.04.2013) «О судебной практике применения законодательства, регламентирующего особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних» суд, назначая несовершеннолетнему наказание в виде исправительных работ, должен иметь в виду, что данный вид наказания может быть применен лишь к той категории несовершеннолетних осужденных, исправление которых возможно с помощью общественно полезного труда без изоляции от общества. При этом следует учитывать, как назначенное наказание может повлиять на учебу несовершеннолетнего, его поведение в быту, семье.
Назначение наказания в виде исправительных работ в соответствии с частью 4 статьи 88 УК РФ возможно и в отношении несовершеннолетнего, проходящего обучение в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального профессионального, среднего профессионального, высшего профессионального образования, кроме тех случаев, когда его исполнение может реально препятствовать продолжению обучения, например при очной форме обучения.
Ограничение свободы назначается несовершеннолетним осужденным в виде основного наказания на срок от двух месяцев до двух лет.
Лишение свободы — самое строгое наказание, которое может применяться к несовершеннолетним. Оно назначается осужденным, совершившим преступления в возрасте до 16 лет, на срок не свыше 6 лет. Этой же категории лиц, совершивших особо тяжкое преступление, а также остальным несовершеннолетним осужденным наказание назначается на срок не свыше 10 лет.
Наказание в виде лишения свободы не может быть назначено лицу, совершившему в возрасте до 16 лет преступление небольшой или средней тяжести впервые, а также остальным несовершеннолетним осужденным, совершившим преступления небольшой тяжести впервые. При назначении несовершеннолетнему лишения свободы за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления низший предел наказания, предусмотренного статьей Особенной части УК РФ, сокращается наполовину.
В случае, если несовершеннолетний осужденный, которому назначено условное осуждение, совершил в течение испытательного срока новое преступление, не являющееся особо тяжким, суд с учетом обстоятельств дела и личности виновного может повторно принять решение об условном осуждении, установив новый испытательный срок и возложив на условно осужденного исполнение определенных обязанностей, предусмотренных ч. 5 ст. 73 УК РФ.
Согласно Постановлению Пленума Верховного Суда РФ от 01.02.2011 № 1 (ред. от 02.04.2013) «О судебной практике применения законодательства, регламентирующего особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних» судам, решая вопрос об уголовной ответственности несовершеннолетних и назначении им наказания, следует руководствоваться уголовным законом об особенностях их уголовной ответственности и учитывать положения соответствующих международных норм.
В связи с этим в каждом случае подлежит обсуждению вопрос о возможности применения к несовершеннолетнему положений статей 75 — 78 УК РФ (в том числе о примирении с потерпевшим по делам небольшой и средней тяжести) и статей 24-28 УПК РФ об освобождении от уголовной ответственности. Следует также учитывать сокращенные сроки давности и сроки погашения судимости, предусмотренные статьями 94-95 УК РФ.
Судам при назначении наказания несовершеннолетнему наряду с обстоятельствами, предусмотренными статьями 6, 60 УК РФ, надлежит учитывать условия его жизни и воспитания, уровень психического развития, иные особенности личности, а также обстоятельства, предусмотренные статьей 89 УК РФ, в том числе влияние на несовершеннолетнего старших по возрасту лиц. Наказание несовершеннолетнему в виде лишения свободы суд вправе назначить только в случае признания невозможности его исправления без изоляции от общества, с приведением мотивов принятого решения.
Если несовершеннолетнему не может быть назначено наказание в виде лишения свободы, а санкция статьи Особенной части Уголовного кодекса Российской Федерации, по которой он осужден, не предусматривает иного вида наказания, подлежит назначению другой, более мягкий вид наказания с учетом положений статьи 88 УК РФ. В этом случае ссылки на статью 64 УК РФ не требуется.
Согласно пункту «е» части 1 статьи 61 УК РФ к обстоятельствам, смягчающим наказание, относится совершение преступления в результате физического или психического принуждения либо иных фактов, связанных с материальной, служебной или иной зависимостью несовершеннолетнего. В связи с этим при установлении факта вовлечения его в совершение преступления взрослыми лицами для оценки этого обстоятельства в качестве смягчающего необходимо принимать во внимание характер применяемого к несовершеннолетнему принуждения.
Наказание в виде ограничения свободы назначается несовершеннолетним только в качестве основного наказания, срок которого определяется с учетом положений части 5 статьи 88 УК РФ.
Судам следует соблюдать правила индивидуализации наказания, имея в виду, что лишение свободы не назначается тем несовершеннолетним, которые впервые совершили преступление небольшой или средней тяжести в возрасте до 16 лет, а также остальным несовершеннолетним, совершившим преступления небольшой тяжести впервые (часть 6 статьи 88 УК РФ).
Впервые совершившим преступление небольшой или средней тяжести следует считать лицо, совершившее одно или несколько преступлений, ни за одно из которых оно ранее не было осуждено, либо когда предыдущий приговор в отношении его не вступил в законную силу или судимости за ранее совершенные преступления сняты и погашены в установленном законом порядке.
Несовершеннолетним осужденным, совершившим тяжкие преступления в возрасте до 16 лет, независимо от времени постановления приговора как за отдельное тяжкое преступление, так и по их совокупности не может быть назначено наказание на срок свыше шести лет лишения свободы. Этой же категории осужденных, совершивших особо тяжкие преступления, а также иным несовершеннолетним, достигшим шестнадцатилетнего возраста, максимальный срок назначенного лишения свободы за одно или несколько преступлений, в том числе по совокупности приговоров, не может превышать десять лет (часть 6 статьи 88 УК РФ).
2. ПРИНУДИТЕЛЬНЫЕ МЕРЫ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ХАРАКТЕРА И ОСВОБОЖДЕНИЕ ОТ УГОЛОВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ И НАКАЗАНИЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ
§1. Принудительные меры воспитательного воздействия в системе уголовной ответственности несовершеннолетних
Исследование норм уголовного законодательства об освобождении от уголовной ответственности будет неполным, если не проанализировать специальный вид освобождения, предусмотренный Общей частью Уголовного кодекса Российской Федерации (далее — УК РФ). Речь идет о ст. 90 УК РФ, в которой закреплены особые основания и условия освобождения от уголовной ответственности несовершеннолетних с применением к ним принудительных мер воспитательного воздействия.
Полагаем, что типовые различия в общественной опасности несовершеннолетних правонарушителей предполагают оптимизацию сферы применения принудительных мер воспитательного воздействия. Данный институт во многом определяет специфику ответственности несовершеннолетних и рассматривается законодателем в ч. 2 ст. 87 УК РФ в качестве альтернативы уголовному наказанию. Поэтому законодатель в ст. 90 — 92 УК РФ оформил принудительные меры воспитательного воздействия как важнейшую составляющую целостного комплекса уголовно-правовых мер, применяемых к несовершеннолетним, урегулировав систему и порядок их применения. Это, в частности, подтверждается:
1) конкретизацией содержания принудительных мер воспитательного воздействия, а также оснований и порядка их применения к несовершеннолетним;
2) регламентированием в отдельной норме применения принудительной меры воспитательного воздействия в виде помещения несовершеннолетнего в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа органов управления образованием, определяемое спецификой ее карательно-воспитательного содержания;
3) сохранением уголовно-правовых последствий за совершенное общественно опасное деяние для несовершеннолетних, освобожденных от уголовной ответственности с применением принудительных мер воспитательного воздействия (ч. 4 ст. 90 УК РФ);
4) установлением судебной юрисдикции на применение принудительных мер воспитательного воздействия к несовершеннолетним, освобождаемым от уголовной ответственности и наказания на основании ст. 90, 92 УК РФ;
5) повышением воспитательного воздействия, оказываемого на несовершеннолетнего в связи с производством по делу;
6) возрастанием профилактической «насыщенности» норм, регламентирующих данный институт.
Законодатель допускает определенную специфику в применении принудительных мер воспитательного воздействия в отношении следующих категорий несовершеннолетних:
а) осужденных за совершение преступления небольшой и средней тяжести с применением принудительных мер воспитательного воздействия, предусмотренных частью второй ст. 90 УК РФ (ч. 1 ст. 92 УК РФ);
б) осужденных за совершение преступления средней тяжести, если будет признано, что цели наказания могут быть достигнуты только путем помещения его в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа органа управления образованием (ч. 2 ст. 92 УК РФ);
в) впервые совершивших преступления небольшой или средней тяжести, если будет признано, что их исправление может быть достигнуто путем применения принудительных мер воспитательного воздействия (ч. 1 ст. 90 УК РФ).
Все это указывает на то, что законодательная конкретизация данного института привела к существенному возрастанию его превентивного потенциала. Следовало ожидать, что это будет способствовать повышению исследовательского интереса к изучению проблем данного института, однако этого не произошло. Безусловно, в данном случае не ставится цель восполнить данный пробел в рамках данной статьи, а ограничимся пояснением позиции по отдельным положениям. Прежде всего, необходимо отметить, что в юридической теории сформировалось понимание мер уголовно-правового характера в связи с обозначением собственно уголовной ответственности, различных форм ее реализации. Сегодня законодатель, конкретизировав содержание и порядок применения принудительных мер воспитательного воздействия, сделал их более «уголовными», что существенным образом повлияло на изменение правового статуса несовершеннолетних, к которым они применены.
Встречающиеся в настоящее время высказывания о том, что из числа мер уголовно-правового характера следует исключить принудительные меры воспитательного воздействия, являются ошибочными. Более конструктивным, хотя и недостаточно последовательным является подход к данной проблеме авторов Комментария к УК РФ. Ими справедливо отмечается наличие определенных различий в уголовно-правовом регулировании применения принудительных мер воспитательного воздействия к несовершеннолетним между порядком, предусмотренным соответственно ст. 90, 92 УК РФ. При этом сущность принудительных мер воспитательного воздействия, назначаемых в порядке ст. 92 УК РФ, связывается с признанием их в качестве особой формы реализации уголовной ответственности несовершеннолетних. Что же касается принудительных мер воспитательного воздействия, применяемых при освобождении несовершеннолетних от уголовной ответственности на основании ст. 90 УК РФ, то они определены в качестве «самостоятельной формы индивидуализации ответственности за преступление». В таких трактовках не содержится принципиальных различий, однако нечеткость позиции дает возможность предположить, что авторы не испытывают уверенности в том, что в таких ситуациях несовершеннолетние продолжают находиться в рамках уголовной ответственности. Полагаем, что здесь недостаточно учтено то, что, несмотря на освобождение, правовой статус несовершеннолетнего определяется не только характером и содержанием принудительности назначенных мер воспитательного воздействия, но и продолжающимся его участием в уголовном правоотношении в связи с негативными последствиями факта совершения преступления.
Следует уточнить ряд положений. Как следует из содержания ч. 2 ст. 2 УК РФ, применение мер уголовно-правового характера (равно как и наказания) находится в жесткой зависимости от факта совершения лицом преступления. Это значит, что в случаях, когда уголовный закон не предусматривает какого-либо особого порядка применения принудительных мер воспитательного воздействия, они могут выступать в качестве самостоятельной формы реакции на преступления несовершеннолетних, не являясь при этом заменой наказанию. Законодатель в ст. 92 УК РФ предусмотрел возможность освобождения несовершеннолетних от наказания с применением принудительных мер воспитательного воздействия, поэтому в таких правовых ситуациях данная форма ответственности, безусловно, связана с заменой наказания. Применительно же к случаям освобождения несовершеннолетних от уголовной ответственности в порядке ст. 90 УК РФ принудительные меры воспитательного воздействия не могут выступать в качестве замены наказанию, так как оно не назначается, поэтому данная форма является самостоятельной. Обоснованность такого подхода подтверждена содержанием ч. 2 ст. 87 УК РФ, где законодатель определил, что «к несовершеннолетним, совершившим преступления, могут быть применены принудительные меры воспитательного воздействия либо им может быть назначено наказание, а при освобождении от наказания судом они могут быть помещены в специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа органа управления образованием». При этом наиболее перспективным является развитие особой формы реализации ответственности несовершеннолетних, предусмотренной ст. 90 УК РФ. На первый взгляд в УК РФ заложено определенное разночтение между ст. 87 УК РФ, где говорится о том, что уголовная ответственность несовершеннолетних возможна путем применения к ним принудительных мер воспитательного воздействия, и ч. 1 ст. 90 УК РФ, которая ведет речь об освобождении в таких случаях несовершеннолетних от уголовной ответственности. Полагаем, что в ч. 1 ст. 90 УК РФ законодатель предусматривает освобождение от реализации уголовной ответственности несовершеннолетних в ее традиционной форме, связанной с осуждением (порицанием) лица от имени государства, вынесением обвинительного приговора, назначением наказания, его исполнением, установлением последствия в виде судимости. Различие «традиционных» и «особых» форм соответствует международно-правовым рекомендациям, которые, как уже ранее отмечалось, определяют, что несовершеннолетний может быть привлечен к ответственности в такой форме, которая отличается от формы ответственности взрослых.
Материально-правовая сущность принудительных мер воспитательного воздействия создает наиболее благоприятные условия для разработки специальных процессуальных форм уголовного судопроизводства, что делает возможным принятие межотраслевого законодательства о регулировании применения принудительных мер воспитательного воздействия к несовершеннолетним, которое, в свою очередь, может выступить в качестве существенной составляющей ювенального законодательства.
На этом фоне стало очевидным, что сфера применения принудительных мер воспитательного воздействия в действующем УК РФ не является оптимальной. Это произошло, в частности, ввиду ограничения сферы применения принудительных мер воспитательного воздействия к несовершеннолетним только двумя категориями преступлений:
1) небольшой и средней тяжести;
2) совпадения сферы применения специальных видов освобождения несовершеннолетних от уголовной ответственности и наказания (ст. 90, 92 УК РФ) с общими видами освобождения, предусмотренными ст. 75-77 УК РФ;
3) унифицированного порядка их применения к несовершеннолетним, относящимся к различным возрастным группам.
Все это указывает на то, что данный институт не может рассматриваться в качестве серьезной альтернативы применению лишения свободы на сроки до двух-трех лет, назначению условного осуждения и стимулировать суды к более активному использованию таких мер к несовершеннолетним правонарушителям.
Полагаем, что в уголовном законе область применения принудительных мер воспитательного воздействия для указанных возрастных категорий несовершеннолетних должна быть различной и строиться на следующих подходах.
Для несовершеннолетних возрастной категории 14-15 лет их следует рассматривать наряду с уголовным наказанием в качестве основной меры уголовно-правового воздействия.
Для несовершеннолетних старшей возрастной группы (16-18 лет) сфера применения принудительных мер воспитательного воздействия должна быть более ограниченной по сравнению с первыми возрастными категориями указанных лиц.
Сегодня стало очевидным, что судебная практика испытывает потребность в том, чтобы применение принудительных мер воспитательного воздействия к несовершеннолетним в порядке ст. 90 и 92 УК РФ было возможным по делам о преступлениях, относящимся к категории тяжких.
Полагаем, что с этих позиций отечественному законодателю следует пересмотреть подход к ответственности несовершеннолетних 14-15-летнего возраста. Только при наличии возможности применения принудительных мер воспитательного воздействия в отношении лиц, совершивших тяжкие преступления, данный институт может существенным образом влиять на определение специфики уголовной ответственности несовершеннолетних данной возрастной группы.
Регламентированный в действующем УК РФ порядок применения принудительных мер воспитательного воздействия в большей мере соответствует особенностям уголовной ответственности несовершеннолетних, достигших 16-летнего возраста.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что превентивное значение института принудительных мер воспитательного воздействия неодинаково для различных возрастных категорий несовершеннолетних, поскольку, чем меньше возраст несовершеннолетнего правонарушителя, тем в большей мере он предрасположен к позитивному восприятию воспитательного воздействия и продолжительнее период уголовно-правового контроля за его поведением. Поэтому считаем, что регламентирование применения принудительных мер воспитательного воздействия в действующем УК РФ к возрастной группе 16 — 17-летних близко к оптимальному. Например, нет никакого смысла помещать в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа несовершеннолетнего, который совершил преступление по достижении 17-летнего возраста.
Юридический анализ принудительных мер воспитательного воздействия ведет к выявлению значительного числа проблем, связанных с их применением, что, в частности, проявляется отсутствием в законе указания на понятие и цели этих мер, отсутствием указания на срок их применения, порядок снятия и отмены, понятие их систематического неисполнения. Во-первых, не установлена продолжительность срока применения принудительных мер воспитательного воздействия, предусмотренных п. «б» и «г» ч. 2 ст. 90 УК РФ. Вместо четкого определения нижнего и верхнего предела продолжительности этих мер законодатель ограничился лишь указанием на то, что срок устанавливается органом, назначающим эти меры.
В этой связи следует согласиться с мнением, что оптимальный срок для названных мер — один или максимум два года, в течение которого можно с большой долей достоверности сделать вывод об исправлении несовершеннолетнего либо его стремлении уклониться от исполнения принудительных мер воспитательного воздействия.
Второй недостаток видится в том, что в рассматриваемой норме не дан исчерпывающий перечень мер, которые могут быть применены к несовершеннолетним по ограничению досуга и установлению особых требований к их поведению.
Законодатель, отказавшись от исчерпывающего перечня особых требований, предъявляемых к поведению освобожденного от уголовной ответственности несовершеннолетнего, тем самым создал реальные условия для расширительного толкования ч. 4 ст. 91 УК РФ, что может привести к нарушению конституционных прав и свобод несовершеннолетнего.
Кроме того, как справедливо отмечается в литературе, законодатель не учел, что расширительному толкованию в уголовном праве могут подвергаться лишь обстоятельства, смягчающие ответственность. Здесь же имеются в виду ограничения, которые способны существенно нарушить, урезать права и свободы несовершеннолетнего.
Третий недостаток ст. 90 УК РФ заключается в том, что в ней не раскрыто содержание систематичности неисполнения несовершеннолетним возложенных на него мер, как и тех нарушений, которые можно квалифицировать как неисполнение. В частности, возникают вопросы: какое количество случаев неисполнения возложенных на подростка мер и за какой отрезок времени следует считать систематическим? Надо ли считать неисполнением возложенных мер совершение подростком того или иного проступка по неосторожности?
Наконец, в-четвертых, недостаток анализируемой нормы видится в том, что в Уголовном кодексе РФ законодатель не раскрывает понятие «специализированные государственные органы» в случаях передачи несовершеннолетнего таковому органу под надзор, а также и в случае контроля за поведением несовершеннолетнего.
Между тем это понятие достаточно расплывчатое. В частности, каждый государственный орган имеет специфические задачи, в силу чего по большому счету каждый из них можно отнести к категории «специализированный».
Представляется, что до решения этой проблемы на законодательном уровне под специализированными государственными органами, призванными осуществлять контроль за исполнением несовершеннолетним назначенной ему принудительной меры воспитательного воздействия, целесообразно считать: комиссии по делам несовершеннолетних; отделы (отделения) профилактики правонарушений несовершеннолетних органов внутренних дел; образовательные учреждения (школы, техникумы и т.д.).
Вместе с тем было бы целесообразно законодателю установить исчерпывающий перечень таких специализированных государственных органов.
Неясен правовой статус такой принудительной меры, как помещение в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа органов управления образованием. Учитывая, что законодатель не закрепил данную меру в числе принудительных мер воспитательного воздействия (ст. 90, 91 УК РФ), возможность ее назначения связывается только с фактом освобождения от наказания, а не от уголовной ответственности, исключительно редки случаи ее применения на практике, а режим ее применения близок к режиму пенитенциарного учреждения, что качественно отличает данную меру от принудительных мер воспитательного воздействия.
Кроме того, Уголовным кодексом РФ назначение принудительных мер воспитательного воздействия отнесено к исключительной компетенции суда. По всей вероятности, мотивом такого решения законодателя является в самом общем виде стремление обеспечить повышенную правовую охрану прав и законных интересов личности несовершеннолетнего правонарушителя. В то же время в результате этой законодательной новеллы фактическое применение принудительных мер воспитательного воздействия как альтернативы уголовной ответственности резко сократилось по сравнению с предыдущим периодом.
Отмеченные выше, а также другие недостатки являются, на наш взгляд, следствием того, что указанные меры как бы по инерции перекочевали из предыдущего закона в действующий Уголовный кодекс РФ без достаточной научной проработки. Это тем более неоправданно, поскольку проблеме применения к несовершеннолетним принудительных мер воспитательного воздействия в связи с освобождением от уголовной ответственности (наказания) всегда уделялось внимание в юридической литературе. Интерес к данной проблеме был во многом обусловлен ее сквозным характером, нахождением на стыке нескольких проблем. Применение принудительных мер воспитательного воздействия связано с такими сложными и дискуссионными категориями уголовного права, как уголовная ответственность, институт освобождения от уголовной ответственности (наказания).
§2. Освобождение несовершеннолетних от уголовной ответственности и наказания
От уголовной ответственности и наказания несовершеннолетний может быть освобожден как по общим основаниям, так и по специальным, имеющим отношение только к данной категории лиц. При этом надо иметь в виду, что при применении общих видов освобождения от уголовной ответственности учитываются особенности привлечения к уголовной ответственности и наказания лиц, не достигших 18-летнего возраста.
Несовершеннолетний может быть освобожден от уголовной ответственности в связи с деятельным раскаянием (ст. 75 УК РФ) или примирением с потерпевшим (ст. 76 УК РФ). Указанные основания не предусматривают каких-либо изъятий из общих правил. При освобождении от уголовной ответственности лица, не достигшего 18-летнего возраста, в связи с истечением сроков давности (ст. 78 УК РФ) необходимо учитывать особенности этих сроков применительно к несовершеннолетним. Согласно ст. 94 УК РФ они сокращены наполовину. Таким образом, подросток освобождается от уголовной ответственности, если со дня совершения преступления истекли следующие сроки:
а) один год — после совершения преступления небольшой тяжести;
б) 3 года — после совершения преступления средней тяжести:
в) 5 лет — после совершения тяжкого преступления;
г) 7 с половиной лет после совершения особо тяжкого преступления.
Установление сокращенных сроков давности для лиц указанной категории основано на принципах гуманизма и психолого-педагогической обоснованности уголовно-правового воздействия на несовершеннолетних, ранее совершивших преступления и в дальнейшем ведущих социально приемлемый, законопослушный образ жизни.
Правила применения давности в законе не дифференцируются в зависимости от того, относится ли наказание к основному его виду или дополнительному. В связи с этим в литературе обоснованно утверждается, что дополнительное наказание поглощается давностью одновременно с основным. уголовный ответственность наказание несовершеннолетний
Освобождение от уголовной ответственности или от отбывания наказания в силу истечения давности закон в целом рассматривает как обязательный, а не факультативный вид освобождения. Часть 4 ст. 78 УК РФ, где говорится о правилах применения сроков давности к лицу, совершившему преступление, наказуемое смертной казнью или пожизненным лишением свободы, в отношении несовершеннолетних не действует, так как указанные виды наказаний к ним не применяются.
По этим же основаниям не распространяются на них и положения ч. 3 ст. 83 УК РФ. Вместе с тем надо иметь в виду, что правила ч. 5 ст. 78 и ч. 4 ст. 83 УК РФ, регламентирующие вопросы освобождения от уголовной ответственности или от отбывания наказания лиц, виновных в совершении преступлений против мира и безопасности человечества (ст. 353, 356, 357 и 358 УК РФ), реализуются в отношении подростков в полном объеме. Конвенция о неприменимости срока давности к военным преступлениям и преступлениям против человечества 1968 г. не предусматривает каких-либо изъятий для несовершеннолетних.
Рассматриваемые виды освобождения от уголовной ответственности и от отбывания наказания носят в целом безусловный характер. Течение сроков давности приостанавливается, если лицо уклоняется: а) от следствия или суда; б) от отбывания наказания. В этих случаях течение сроков давности возобновляется с момента задержания несовершеннолетнего или его явки с повинной. Сроки давности, истекшие к моменту уклонения осужденного от отбывания наказания, подлежат зачету.
К лицам, не достигшим 18-летнего возраста, как и к взрослым преступникам, применяются амнистия и помилование.
Несовершеннолетний может быть освобожден от наказания по основаниям, общим для всех категорий осужденных. Так, к нему могут быть применены: условно-досрочное освобождение от наказания (ст. 79 УК РФ); замена неотбытой части наказания более мягким видом наказания (ст. 80 УК РФ); освобождение от наказания в связи с изменением обстановки (ст. 801 УК РФ); освобождение от наказания в связи с болезнью (ч. 1 и 2 ст. 81 УК РФ); отсрочка отбывания наказания беременным женщинам и женщинам, имеющим малолетних детей (ст. 82 УК РФ); освобождение от отбывания наказания в связи с истечением сроков давности обвинительного приговора суда (ст. 83 УК РФ).
Однако надо иметь в виду, что применение некоторых из указанных норм имеет свою специфику. Например, согласно ст. 93 УК РФ условно-досрочное освобождение от отбывания наказания может быть применено к несовершеннолетним, осужденным к лишению свободы, после фактического отбытия ими:
а) не менее одной трети срока наказания, назначенного судом за преступление небольшой или средней тяжести либо за тяжкое преступление;
б) не менее двух третей срока наказания, назначенного судом за особо тяжкое преступление.
Действие ст. 93 УК РФ распространяется на всех лиц, совершивших преступления в возрасте до 18 лет, в том числе на осужденных, достигших совершеннолетия к моменту условно-досрочного освобождения. Если отбывается наказание, назначенное по совокупности преступлений, учитываются время совершения и категория преступления. Если одно преступление совершено в возрасте до 18 лет, а другое — по достижении совершеннолетия, то срок фактического отбывания наказания, необходимого для условно-досрочного освобождения, исчисляется применительно к наиболее тяжкому преступлению. В случае его совершения в возрасте до 18 лет применяются правила ст. 93 УК РФ, а если после достижения совершеннолетия — правила ст. 79 УК РФ.
Положения об условно-досрочном освобождении, закрепленные в ст. 93 УК РФ, следует применять совместно с положениями, закрепленными в ст. 79 УК РФ. Указанной статьей необходимо, в частности, руководствоваться при определении оснований условно-досрочного освобождения, допустимости возложения особых обязательств на период неотбытой части наказания, контроля за поведением условно-досрочно освобожденного, последствий совершения подростком в период неотбытой части наказания преступления или иного правонарушения либо злостного неисполнения возложенных обязанностей.
В законе не даются критерии, исходя из которых суд мог бы решать вопросы условно-досрочного освобождения. В ст. 79 УК РФ лишь указывается, что лицо может быть освобождено условно- досрочно, если судом будет признано, что для своего исправления оно не нуждается в полном отбывании назначенного судом наказания. Данная формулировка закона, ориентируя суд на конкретную оценку содеянного, личности, поведения в посткриминальный период, в то же время указывает, что на момент принятия решения об освобождении подростка не требуется установления, что осужденный полностью исправился. Достаточно прийти к выводу, что он прочно встал на путь исправления. Кстати сказать, на это же указывает само название ст. 93 УК РФ.
Освобождая несовершеннолетнего условно-досрочно, суд фактически должен исходить из мотивированного прогноза относительно его социально одобряемого, законопослушного поведения. Этот прогноз может быть составлен на основе анализа следующих данных: характер и тяжесть совершенного преступления; особенности личности подростка; ослабление и устранение криминогенных свойств несовершеннолетнего; развитие позитивных особенностей личности; отношение отбывающего наказание к режимным требованиям в колонии, учебе и труду, участие в жизни коллектива, взаимоотношение с другими осужденными, представителями администрации органа, исполняющего наказание, педагогами и другими лицами; прекращение или сохранение связей с криминальной средой; отношение с родителями или лицами, их заменяющими; наличие или отсутствие реальных планов на перспективу.
Наряду с общими видами освобождения от уголовной ответственности и наказания в законодательстве содержатся специальные виды, применяемые только к лицам, не достигшим 18 лет. В части 1 ст. 90 УК РФ говорится: «Несовершеннолетний, совершивший преступление небольшой или средней тяжести, может быть освобожден от уголовной ответственности, если будет признано, что его исправление может быть достигнуто путем применения принудительных мер воспитательного воздействия». Таким образом, освобождение подростка от уголовной ответственности закон связывает с двумя обстоятельствами: 1) деяние должно относиться к преступлениям небольшой или средней тяжести; 2) для исправления несовершеннолетнего достаточно мер воспитательного воздействия.
Освобождение от уголовной ответственности возможно на любой стадии судопроизводства. Согласно ст. 427 УПК РФ, если в ходе предварительного расследования уголовного дела небольшой или средней тяжести будет установлено, что исправление несовершеннолетнего может быть достигнуто без применения наказания, то следователь с согласия руководителя следственного органа, а также дознаватель с согласия прокурора вправе своим постановлением прекратить уголовное преследование и возбудить перед судом ходатайство о применении к несовершеннолетнему обвиняемому принудительной меры воспитательного воздействия (это постановление вместе с уголовным делом руководитель следственного органа или прокурор направляют в суд).
Прекращение уголовного преследования не допускается, если несовершеннолетний подозреваемый, обвиняемый или его законный представитель возражают против этого.
Освобождение несовершеннолетнего от наказания с применением принудительных мер воспитательного воздействия возможно, когда им совершено преступление небольшой или средней тяжести. Если же несовершеннолетний осужден за совершение преступления средней тяжести или тяжкого преступления он может быть освобожден от наказания в том случае, когда будет признано, что цели наказания могут быть достигнуты только путем его помещения в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа органа управления образованием (ст. 92 УК РФ).
В указанных учреждениях с несовершеннолетними осуществляется повседневная воспитательная работа, общеобразовательная и профессиональная подготовка, проводится необходимое лечение. Срок нахождения в них ограничен, он не может превышать 3 лет. Если по заключению специализированного государственного органа, обеспечивающего исправление, несовершеннолетний для своей ресоциализации не нуждается более в применении данной меры, его пребывание в указанных учреждениях может быть прекращено досрочно. Продлить же срок нахождения в специальном учебно-воспитательном учреждении закрытого типа можно только в одном случае — при наличии ходатайства несовершеннолетнего в связи с необходимостью завершить общеобразовательную или профессиональную подготовку (ч. 4 ст. 92 УК РФ).
Прекращение пребывания несовершеннолетнего в указанном учреждении (либо перевод его в другое подобное учреждение) осуществляется по представлению его администрации, а также комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, образованной органом местного самоуправления, либо по ходатайству осужденного, его родителей или законных представите- лей. Вопрос о продлении или прекращении срока либо о пере- воде в другое учреждение рассматривается единолично судьей районного суда по месту нахождения учреждения в пределах 10 суток со дня поступления ходатайства или представления (ч. 4 ст. 432 УПК РФ).
Следует иметь в виду, что ч. 5 ст. 92 УК содержит перечень преступлений (причинение тяжкого вреда здоровью — ч. 1 и 2 ст. 111 УК РФ, истязание — ч. 2 ст. 117 УК РФ, заражение ВИЧ-инфекцией — ч. 3 ст. 122 УК РФ, похищение человека — ст. 126 УК РФ и др.), при совершении которых подросток не может быть освобожден от наказания в порядке, предусмотренном ч. 2 ст. 92 УК РФ.
Все специальные виды освобождения лиц, не достигших 18 лет, от уголовной ответственности или наказания связаны с применением принудительных мер воспитательного воздействия. Под ними следует понимать установленные законом меры государственного принуждения к подросткам, совершившим преступления небольшой или средней тяжести (в предусмотренных законом случаях — и за тяжкое преступление), с целью исправить их педагогическими средствами без привлечения к уголовной ответственности или без применения уголовного наказания.
Принудительными они являются потому, что назначаются и приводятся в исполнение независимо от воли виновного или его законного представителя, обязательны как для лиц, совершивших преступления, так и для других лиц. Их реализация обеспечивается силой государственной власти.
По своему содержанию меры, предусмотренные ч. 2 ст. 91 УК РФ, носят воспитательный характер. При их применении воздействие на несовершеннолетнего оказывается, прежде всего, путем убеждения, доведения до сознания отрицательной оценки его поступка, недопустимости общественно опасного поведения.
Таким образом, данные меры по содержанию являются воспитательными, а по характеру исполнения — принудительными. С уголовным наказанием они имеют лишь внешнее сходство. Между ними существуют качественные различия, определяющие их различную правовую природу, В принудительных мерах отсутствуют элементы кары. Они не влекут судимости, не делятся на основные и дополнительные виды.
Принудительные меры воспитательного воздействия применяются к лицам, не достигшим 18-летнего возраста на момент их назначения. Достижение лицом совершеннолетия исключает их применение.
Статья 91 УК РФ предусматривает следующие принудительные мерь воспитательного воздействия: а) предупреждение; б) передача под надзор родителей или лиц, их заменяющих, либо специализированного государственного органа; в) возложение обязанности загладить причиненный вред; г) ограничение досуга и установление особых требований к поведению несовершеннолетнего.
Содержание данных мер раскрывается в ст. 91 УК РФ. Предупреждение состоит в разъяснении несовершеннолетнему вреда, причиненного его деянием, и последствий повторного совершения преступлений. Оно должно содержать нравственную и юридическую оценку содеянного. Как правило, предупреждение объявляется судьей в помещении суда. Однако с учетом конкретных обстоятельств совершенного преступления, общественного резонанса и других моментов оно может быть объявлено и в ином месте: на собрании учебного или трудового коллектива, по месту жительства несовершеннолетнего и т.д.
Содержание предупреждения и форма его доведения до сведения должны преследовать цель как воспитательного, так и правового воздействия на подростка.
Об объявлении предупреждения делается запись в уголовном деле.
Передача под надзор состоит в возложении на родителей или лиц, их заменяющих, либо на специализированный государственный орган обязанности по воспитательному воздействию на несовершеннолетнего и контролю за его поведением. Закон предусматривает двух субъектов, которым можно поручить надзор:
1) родители (лица, их заменяющие);
2) специализированные государственные органы.
Обязанности родителей (лиц, их заменяющих) вытекают из семейного права. Семейным кодексом РФ установлено, что родители несут ответственность за воспитание и развитие своих детей, они обязаны заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном их развитии (ст. 63). Передача несовершеннолетнего под надзор не наделяет родителей какими-либо иными правами и обязанностями по отношению к ребенку, чем предусмотрено Семейным кодексом РФ. Она лишь должна побуждать их к более активному воспитательному воздействию на подростка, устранению или нейтрализации криминогенных условий, служит предупреждением о необходимости усилить контроль за его свободным временем.
Эта мера целесообразна лишь в тех случаях, когда родителя (лица, их заменяющие) еще имеют влияние на подростка, правильно оценивают содеянное им, могут обеспечить в будущем надлежащее поведение несовершеннолетнего, осуществлять за ним повседневный контроль. Закон не требует согласия родителей (лиц, их заменяющих) на передачу им под надзор несовершеннолетнего, но практически оно необходимо, так как иначе теряется смысл этой меры.
В упоминавшемся выше постановлении Пленума Верховного Суда РФ по этому поводу указано: «Решая вопрос о передаче несовершеннолетнего под надзор родителей или лиц, их заменяющих, суд должен убедиться в том, что указанные лица имеют положительное влияние на него, правильно оценивают содеянное им, могут обеспечить его надлежащее поведение и повседневный контроль за ним. Для этого необходимо, например, истребовать данные, характеризующие родителей или лиц, их заменяющих, проверить условия их жизни и возможность материального обеспечения несовершеннолетнего. При этом должно быть получено согласие родителей или лиц, их заменяющих, на передачу им несовершеннолетнего под надзор».
Когда данные лица в силу ряда причин не способны контролировать поведение подростка, обеспечивать его правильное воспитание, несовершеннолетнего целесообразно передавать под надзор специализированному государственному органу. В на- стоящее время это — комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав при соответствующем органе местного само- управления.
В случае принятия судом решения о прекращении уголовного дела и применении к несовершеннолетнему в качестве принудительной меры воспитательного воздействия передачи под надзор родителей или лиц, их заменяющих (родственников, опекунов), либо специализированного государственного органа в постановлении указывается срок, в течение которого применяется избранная мера.
Обязанность загладить причиненный вред возлагается с учетом имущественного положения несовершеннолетнего и наличия у него соответствующих трудовых навыков. Строго говоря, законодатель не ставит цели полного устранения вреда; загладить — означает смягчить, преуменьшить вред, который причинен потерпевшему совершенным преступлением. Закон не определяет и его вид; вред может быть как материальным, так и моральным.
Однако содержащееся в ч. 3 ст. 91 УК РФ указание на имущественное положение несовершеннолетнего и его соответствующие трудовые навыки свидетельствуют о том, что законодатель в первую очередь имеет в виду имущественный ущерб. Его возмещение возможно при следующих условиях: подросток достиг 15-летнего возраста; имеет самостоятельный доход (стипендию, пенсию и т. д.) либо соответствующее имущество; обладает трудовыми навыками, позволяющими собственноручно устранить причиненный вред (отремонтировать поврежденные вещи, привести в надлежащий вид помещение и т.д.).
Способ, которым заглажен причиненный вред, значения не имеет. Ущерб может быть возмещен деньгами, взамен испорченного предмета передается качественная вещь, производится установка демонтированного оборудования и т.д. Возмещение ущерба производится через судебного исполнителя.
Ограничение досуга и установление особых требований к поведению несовершеннолетнего могут предусматривать запрет посещения определенных мест, использования определенных форм досуга, в том числе связанных с управлением механическим транспортным средством, ограничение пребывания вне дома после определенного времени суток, выезда в другие местности без разрешения специализированного государственного органа. Несовершеннолетнему может быть предъявлено также требование возвратиться в образовательное учреждение либо трудоустроиться с помощью специализированного государственного органа.
Закон содержит примерный, а не исчерпывающий перечень возможных ограничений, применяемых к несовершеннолетнему. Он может быть существенно расширен с учетом конкретных обстоятельств содеянного, окружения подростка, его участия в неформальных объединениях антиобщественной направленности, условий, характера учебы или трудовой деятельности, служебной, материальной или иной зависимости, взаимоотношений с потерпевшим, соучастниками преступления и т.д.
Несовершеннолетнему может быть назначено одновременно несколько видов мер из числа указанных в ст. 90 УК РФ.
Срок применения принудительных мер воспитательного воздействия в виде передачи под надзор родителей либо специализированного государственного органа, ограничения досуга и установления особых требований к поведению несовершеннолетних (п. «б» и «г» ч. 2 ст. 90 УК РФ) предусматривается продолжительностью от одного месяца до 2 лет при совершении преступления небольшой тяжести и от 6 месяцев до 3 лет — при совершении преступления средней тяжести (ч. 3 ст. 90 УК РФ).
В случае систематического неисполнения лицом, не достигшим 18-летнего возраста, принудительной меры воспитательного воздействия эта мера — по представлению специализированного государственного органа — отменяется, материалы направляются для привлечения несовершеннолетнего к уголовной ответственности (ч. 4 ст. 90 УК РФ). Таким образом, освобождение от уголовной ответственности с применением мер воспитательного воздействия, предусмотренных п. «б» и «г» ч. 2 ст. 90 УК РФ, является условной мерой, в то время как освобождение от отбывания наказания — безусловной.
Федеральный закон от 21 мая 1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (в ред. ФЗ от 30 декабря 2012 г. № 319-ФЗ) обязывает органы и учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних проводить индивидуальную профилактическую работу с подростками, осужденными за совершение преступлений небольшой или средней тяжести и освобожденными судом от наказания с применением принудительных мер воспитательного воздействия (п. 13 ч. 1 ст. 5). В указанную систему входят: комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав; органы управления социальной защиты населения; органы управления образованием; органы опеки и попечительства, органы по делам молодежи; органы управления здравоохранением; органы службы занятости; органы внутренних дел.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
При разрешении вопросов уголовной ответственности лиц, не достигших 18-летнего возраста, необходимо руководствоваться не только положениями раздела V, но и другими нормами Уголовного кодекса РФ.
Совместная реализация норм рассматриваемой главы и других глав Общей части УК РФ обусловлена рядом моментов:
1) по делам несовершеннолетних без каких-либо исключений применяются основополагающие, базовые институты уголовного права, нормы, закрепляющие понятие преступления, его категории, стадии совершения, формы и виды вины, основания уголовной ответственности, определение соучастия, его форм, видов соучастников, обстоятельств, исключающих преступность деяния, и т.д.;
2) по таким делам подлежат полному применению «общие» нормы, находящиеся в иных главах УК РФ, но в том числе охватывающие ситуации, когда субъект преступления не достиг возраста 18 лет;
3) при реализации норм об особенностях ответственности указанных лиц необходимо учитывать и «парные» нормы, корреспондирующие с ними (например, положения ст. 89 УК РФ о назначении наказания несовершеннолетнему дополняют общие положения, указанные в ст. 43 и 60 УК РФ);
4) решения, принимаемые по уголовным делам о преступлениях несовершеннолетних, должны основываться и на положениях ст. 3-7 УК РФ.
Несовершеннолетним, совершившим преступления, может быть назначено наказание либо к ним могут быть применены принудительные меры воспитательного воздействия, а при освобождении от наказания суд поместить их в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа органа управления образованием.
Перечень наказаний, применяемых к несовершеннолетним, по сравнению с лицами, достигшими 18-летнего возраста, существенно ограничен. Согласно ст. 88 УК РФ видами наказаний, назначаемых данной категории лиц, являются: штраф; лишение права заниматься определенной деятельностью; обязательные работы; исправительные работы; ограничение свободы; лишение свободы на определенный срок.
УК РФ оформил принудительные меры воспитательного воздействия как важнейшую составляющую целостного комплекса уголовно-правовых мер, применяемых к несовершеннолетним, урегулировав систему и порядок их применения. Это, в частности, подтверждается:
1) конкретизацией содержания принудительных мер воспитательного воздействия, а также оснований и порядка их применения к несовершеннолетним;
2) регламентированием в отдельной норме применения принудительной меры воспитательного воздействия в виде помещения несовершеннолетнего в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа органов управления образованием, определяемое спецификой ее карательно-воспитательного содержания;
3) сохранением уголовно-правовых последствий за совершенное общественно опасное деяние для несовершеннолетних, освобожденных от уголовной ответственности с применением принудительных мер воспитательного воздействия (ч. 4 ст. 90 УК);
4) установлением судебной юрисдикции на применение принудительных мер воспитательного воздействия к несовершеннолетним, освобождаемым от уголовной ответственности и наказания на основании ст. 90, 92 УК РФ;
5) повышением воспитательного воздействия, оказываемого на несовершеннолетнего в связи с производством по делу;
6) возрастанием профилактической «насыщенности» норм, регламентирующих данный институт.
Законодатель допускает определенную специфику в применении принудительных мер воспитательного воздействия в отношении следующих категорий несовершеннолетних:
а) осужденных за совершение преступления небольшой и средней тяжести с применением принудительных мер воспитательного воздействия.
б) осужденных за совершение преступления средней тяжести, если будет признано, что цели наказания могут быть достигнуты только путем помещения его в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа органа управления образованием.
в) впервые совершивших преступления небольшой или средней тяжести, если будет признано, что их исправление может быть достигнуто путем применения принудительных мер воспитательного воздействия.
Все это указывает на то, что законодательная конкретизация данного института привела к существенному возрастанию его превентивного потенциала.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Нормативно-правовые акты
1. Конституция Российской Федерации от 12.12.93 г. (в ред. от 30.12.2008 г.) // Российская газета. — 1993. — 25 декабря. — № 197.
2. Уголовный кодекс РФ от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ (в ред. ФЗ от 4 марта 2013 г. № 23-ФЗ) // Собрание законодательства Российской Федерации. — 1996. — 17 июня. — № 25. — Ст. 2954.
3. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18 декабря 2001 № 174-ФЗ с (в ред. ФЗ от 12 февраля 2012 г. № 14-ФЗ) // Российская газета. — 2001. — 22 декабря. — № 249.
4. Федеральный закон от 21 мая 1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (в ред. ФЗ от 30 декабря 2012 г. № 319-ФЗ) // Российская газета. — 1999. — 30 июня.
2. Книги (монографии, учебники, учебные пособия)
Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации: (постатейный) / Под ред. В.К. Дуюнова, Л.Л. Кругликова. — М.: Волтерс Клувер, 2009.
Комментарий к Уголовному кодексу РФ / Под ред. Ю.И. Скуратова, В.М. Лебедева. — М.: Юстицинформ, 2012.
Комментарий к Уголовному кодексу РФ / Под ред. А.И. Чучаева. — М.: Инфра-М, 2010.
Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации / Под ред. В.Т. Томина, В.В. Сверчкова. 6-е изд., перераб. и доп. — М.: Юрайт-Издат, 2010.
Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации (постатейный) (2-е изд., перераб. и доп.) / Отв. ред. В.И. Радченко; Науч. ред. А.С. Михлин, В.А. Казакова. — М.: Проспект, 2008.
Уголовное право. Общая часть / Отв. ред. И. Я. Козаченко, З.А. Незнамова. — М.: Инфра-М, 2009.
Уголовное право. Общая часть: Учебник / Под ред. В.Н. Петрашева. — М.: Эксмо, 2009.
3. Статьи, научные издания
Аликперов Х. Освобождение от уголовной ответственности несовершеннолетних // Законность. — 2010. — № 9. — С. 11-14.
Грицун И.М. Уголовная ответственность несовершеннолетних: понятия и особенности проявления в современном обществе // Общество и право. — 2009. — № 3. — С. 21-24.
Давыденко А.В. Уголовное наказание и предупреждение преступности несовершеннолетних. // Адвокат. — 2010. — № 10. — С. 87-89.
Жалинский А.Э. О методологических основаниях уголовного права // Уголовное право. — 2009. — № 3. — С. 20-23.
Звечаровский И. Меры уголовно-правового характера: понятие, система, виды // Законность. — 2010. — № 3. — С. 37-39.
Иванов П.В. Правовая природа принудительных мер воспитательного воздействия // Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление. — 2009. — № 3. — С. 67-69.
Симанович Л.Н. Некоторые аспекты защиты прав и интересов несовершеннолетних. // Вопросы ювенальной юстиции. — 2010. — № 6. — С. 65-67.
Фагманов И.Н. Некоторые вопросы, возникающие перед органами предварительного следствия, дознания и судом при избрании меры пресечения в отношении несовершеннолетних // Проблемы правовой защиты общечеловеческих ценностей в современной России. — Уфа: 2005.
4. Материалы судебной практики
14. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 1 февраля 2011 г. № 1 «О судебной практике применения законодательства, регламентирующего особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних» (ред. от 02.04.2013) // Бюллетень Верховного Суда РФ. — 2011. — апрель.- № 4.
Размещено на