Содержание
ВВЕДЕНИЕ3
ГЛАВА 1. ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ5
ЗАРАБОТНОЙ ПЛАТЫ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ5
1.1. Сущность, значение и задачи учета заработной платы5
1.2. Виды, формы и системы оплаты труда на предприятия8
1.3. Состав фонда оплаты труда и выплат социального характера9
1.4. Законодательно-нормативное регулирование бухгалтерского учета заработной платы в Российской Федерации12
ГЛАВА 2. ДЕЙСТВУЮЩАЯ ПРАКТИКА УЧЕТА ОПЛАТЫ ТРУДА И РАСЧЕТОВ С ПЕРСОНАЛОМ В ФИЛИАЛЕ ООО «ГАЗПРОМ ТРАНСГАЗ НИЖНИЙ НОВГОРОД»16
2.1. Экономическая характеристика объекта исследования16
2.2. Аналитический и синтетический учет заработной платы19
2.3. Порядок расчета среднего заработка, отпускных и пособий по временной нетрудоспособности29
ГЛАВА 3. ОПТИМИЗАЦИЯ УЧЕТА ОПЛАТЫ ТРУДА И РАСЧЕТОВ С ПЕРСОНАЛОМ В ФИЛИАЛЕ ООО «ГАЗПРОМ ТРАНСГАЗ НИЖНИЙ НОВГОРОД»33
3.1. Анализ труда и заработной платы33
3.2. Совершенствование бухгалтерского учета расчетов с персоналом по оплате труда37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ39
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ41
ПРИЛОЖЕНИЯ
Выдержка из текста работы
2. Организация бухгалтерского учета расчетов по оплате труда в Муниципальном учреждении Управления социальной защиты населения администрации Богучанского района 25
2.1. Краткая характеристика учреждения 25
2.2. Синтетический и аналитический учет расчетов с работниками по оплате труда 31
2.3. Учет удержаний, вычетов из заработной платы и страховых взносов в государственные внебюджетные фонды 54
3. Рекомендации по совершенствованию бухгалтерского учета 64
3.1. Анализ фонда оплаты и его структуры 64
3.2. Организационные мероприятия по оптимизации учетного процесса 71
Заключение 80
Список использованной литературы 83
Приложения 89
Введение
Важнейшим направлением деятельности бухгалтерии любого учреждения является учет заработной платы работников. Этот участок работы является одним из наиболее трудоемких и ответственных в работе бухгалтера. Учет труда и заработной платы по праву занимает одно из центральных мест во всей системе учета в учреждении. Он должен обеспечить оперативный контроль над количеством и качеством труда, за использованием средств, включаемых в фонд заработной платы и выплаты социального характера.
Среди всех ресурсов, используемых в процессе деятельности любой организации, исключительное место принадлежит труду. Труд, как целесообразная деятельность человека, способен создавать прибавочную стоимость и обеспечивать получение финансовых результатов. В то же время он выступает важным источником удовлетворения потребностей индивида и достаточным мотивирующим фактором. Одним из основных мотивов взаимоотношений человека, как носителя способностей к труду и организации, как института их реализации, являются отношения по поводу оплаты труда. В этом разрезе важным и равнозначным для понимания являются вопросы сущности, функций и принципов организации оплаты труда.
Труд и заработная плата — именно эти два понятия всегда интересуют любого нормального и полноценного человека. Благодаря труду каждый человек получает свои материальные блага, так как именно за труд человек получает свою заработную плату, т.к. это вознаграждение за труд. Поэтому каждый человек хочет получать за свою работу столько, чтобы он мог обеспечить собственные потребности.
Заработная плата является главным источником доходов граждан. Стремление людей получать достойную оплату своего труда, является важным фактором в системе заработной платы. Ее размер зависит от уровня образования, опыта, квалификации и личных качеств работника.
Понятие «заработная плата» пополнилось новым содержанием и охватывает все виды заработков (а также различных видов премий, доплат, надбавок и социальных льгот), начисленных в денежных и натуральных формах (независимо от источников финансирования), включая денежные суммы, начисленные работникам в соответствии с законодательством за непроработанное время (ежегодный отпуск, праздничные дни и т.д.).
Бюджетные учреждения являются частью бюджетной системы России, а, следовательно, бухгалтерский учет бюджетных учреждений является составной частью бухгалтерского учета исполнения бюджетов. С целью обеспечения учета государственных финансов необходима единая система учета средств на всех этапах их формирования и расходования. С этой целью в действующих на современном этапе нормативно-правовых актах установлен порядок учета государственных бюджетных средств.
Развитие экономико-социальной сферы характеризуется значительным возрастанием роли бюджетных учреждений. Результат их деятельности характеризует полезность проделанной ими работы и представляет собой процесс предоставления услуг широким слоям населения.
Развитие системы бухгалтерского учета бюджетных учреждений происходит в сторону унификации с системой учета исполнения бюджетов. И, скорее всего данный процесс будет только углубляться.
Кроме того, бухгалтерский учет бюджетных организаций и учреждений имеет свои особенности, так как наряду с деятельностью, финансируемой из бюджета, эти учреждения занимаются хозрасчетной деятельностью, что имеет свою специфику отражения в системе бухгалтерского учета бюджетных учреждений.
За последние годы в стране разработана Концепция бухгалтерского учета, создана нормативная база его регулирования, принят новый Бюджетный кодекс и План счетов, инструктивные материалы и т. д., обусловившие повышение информативности учета и прозрачность финансовой отчетности.
Вместе с тем бухгалтерский бюджетный учет и отчетность содержат далеко не полную информацию, необходимую пользователям для разработки управленческих решений. Поэтому бухгалтерский учет и отчетность в бюджетных учреждениях нуждаются в дальнейшем совершенствовании.
Целью работы является раскрытие особенностей учета расчетов с персоналом по оплате труда в УСЗН администрации Богучанского района, а также изучение существующих форм и систем оплаты труда муниципальных служащих; состава и структуры фонда заработной платы бюджетного учреждения; начислений, удержаний и отчислений по заработной плате муниципальных служащих.
Цель предполагает решить ряд задач:
-изучить теоретические основы бухгалтерского учета оплаты труда на предприятии на основе операций по начислению и удержанию из заработной платы;
-рассмотреть нормативные акты по учету заработной платы, так как они лежат в основе организации и ведения бухгалтерского учета хозяйственной деятельности учреждений;
-изучить процесс налогового учета заработной платы, при этом уделить большое внимание страховым взносам которые были введены с 1 января 2010г, налогу на доходы с физических лиц и другим удержаниям;
-рассмотреть на практическом примере особенности начисления заработной платы, обеспечение рационального использования бюджетного финансирования на оплату труда в Управлении социальной зажиты населения администрации Богучанского района и на основе полученных данных дать рекомендации по улучшению системы оплаты труда.
Актуальность темы «Организация учета оплаты труда в бюджетном учреждении (на примере УСЗН Богучанского района)» определяется тем, что оплата труда включает не только систему расчета заработной платы, но и используемые режимы, правила использования документального оформления рабочего времени, используемые нормы труда, сроки выплаты заработной платы, изучение и рассмотрение заработной платы работников бюджетного учреждения и специфики муниципальной службы при ее исчислении. Эта тема актуальна также в бюджетной сфере, потому что финансирование из бюджета производится целенаправленно по каждой статье расходов.
Объектом исследования данной дипломной работы являются существующий бюджетный учет заработной платы в УСЗН администрации Богучанского района, применяемый в новой системе оплаты труда, вступившей в силу с 1 декабря 2008г.
Метод исследования, это аналитический метод – изучение конкретной документации и отчетности в бюджетном учреждении УСЗН Богучанского района.
Информационной базой для написания работы послужили данные бухгалтерского учета исследуемого учреждения. Теоретической и правовой базой исследования являются нормативно-правовые акты Российской Федерации, основу которой составляют положения Конституции Российской Федерации о правах граждан в сфере труда, научная, специальная и справочная литература, книги и монографии, статьи ведущих экономистов и бухгалтеров, внесших значительный вклад в экономическую теорию, а также личные наблюдения.
1. Теоретические аспекты учета расчетов по оплате труда в бюджетном учреждении
1.1. Виды и формы оплаты труда
За свой труд — выполненную работу, произведенную продукцию — работник получает заработную плату. Это вознаграждение за его труд, признание обществом необходимости данного труда, приносящего социально-экономический эффект, что выражается в получении работодателем дохода (прибыли). Но заработная плата — не только плата за результат труда. Роль заработной платы выражается в ее стимулирующем воздействии на человека: размер оплаты, порядок выплаты и элементы организации обычно развивают у человека личный интерес к труду. Таким образом, заработная плата выполняет двоякую роль: с одной стороны, это плата за результат труда, с другой — стимул к труду.
Оплата труда необходима работнику для восстановления затраченной в процессе труда энергии, а также увеличения потенциальных возможностей своей рабочей силы .
В теории, заработная плата — это цена рабочей силы, соответствующая стоимости предметов потребления и услуг, которые обеспечивают воспроизводство рабочей силы, удовлетворяя физические и духовные потребности работника и членов его семьи. Такой подход к пониманию сущности заработной платы, определяющий стоимость воспроизводства рабочей силы посредством соответствующего уровня потребления товаров и услуг, характеризует отношение общества к обоснованию размеров заработной платы. На уровне предприятия эта величина корректируется с учетом доходности работы, количества и качества труда работника, но не должна быть ниже размеров, гарантированных государством. Фактический размер заработной платы определяется выделяемыми работодателем средствами на эти цели.
Различают средства на заработную плату: а) государства, характеризующие цену рабочей силы; б) затраты работодателей на рабочую силу; в) компенсации работнику, которые образуют его текущий доход.
Заработная плата выполняет несколько функций, наиболее важные из них — воспроизводственная, стимулирующая, статусная, регулирующая (распределительная), производственно-долевая и другие эти же функции выполняет и сама оплата труда .
Воспроизводственная функция состоит в обеспечении возможнос¬ти воспроизводства рабочей силы на социально-нормальном уровне потребления, т.е. в определении такого абсолютного размера оплаты труда, который позволяет осуществить условия нормального вос¬производства рабочей силы. Отсюда и исходное значение данной функ¬ции, ее определяющая роль по отношению к другим. Это особенно ак¬туально в конце 90-х годов, когда почти все вопросы оплаты труда сво¬дятся в основном к возможности обеспечения достойного уровня жиз¬ни. В случае, когда зарплата по основному месту работы не обеспечива¬ет работнику и членам его семьи нормальное воспроизводство, возни¬кает проблема дополнительных ………………
Список использованной литературы
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ) // Российская газета. – N 7. — 21.01.2009.
2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 23.07.2013) (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.08.2013) // Собрание законодательства РФ. – 1994. — N 32. — Ст. 3301.
3. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 N 14-ФЗ (ред. от 30.11.2011) // Собрание законодательства РФ. – 1996. — N 5. — Ст. 410.
4. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть третья) от 26.11.2001 N 146-ФЗ (ред. от 05.06.2012, с изм. от 02.10.2012) // Собрание законодательства РФ. – 2001. — N 49. — Ст. 4552.
5. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть четвертая) от 18.12.2006 N 230-ФЗ (ред. от 08.12.2011) // Собрание законодательства РФ. – 2006. — N 52 (1 ч.). — Ст. 5496.
6. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 N 117-ФЗ (ред. от 23.07.2013). // Собрание законодательства РФ. – 2000. — N 32. — Ст. 3340.
7. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 N 197-ФЗ (ред. от 03.12.2012) // Собрание законодательства РФ. – 2002. — N 1 (ч. 1). — Ст. 3.
8. Федеральный закон от 06.12.2011 N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» // Собрание законодательства РФ. – 2011. — N 50. — Ст. 7344.
9. Федеральный закон от 19.06.2000 N 82-ФЗ (ред. от 03.12.2012) «О минимальном размере оплаты труда» // Парламентская газета. – 2000. — N 114.
10. Федеральный закон от 29.12.2006 N 255-ФЗ (ред. от 23.07.2013) «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» // Российская газета. – 2006. — N 297.
11. Федеральный закон от 24.07.2009 N 212-ФЗ (ред. от 02.07.2013) «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» // Российская газета. – 2009. — N 137.
12. Федеральный закон от 15.12.2001 N 167-ФЗ (ред. от 23.07.2013) «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» // Российская газета. – 2001. — N 247.
13. Закон РФ от 19.02.1993 N 4520-1 (ред. от 02.07.2013) «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» // Российская газета. – 1993. — N 73.
14. Постановление Правительства РФ от 24.12.2007 N 922 (ред. от 25.03.2013) «Об особенностях порядка исчисления средней заработной платы» // Российская газета. – 2007. — N 294.
15. Приказ Минфина России от 06.12.2010 N 162н (ред. от 24.12.2012) «Об утверждении Плана счетов бюджетного учета и Инструкции по его применению» (Зарегистрировано в Минюсте России 27.01.2011 N 19593) // Российская газета. – 2011. — N 26.
16. Приказ Минфина России от 01.12.2010 N 157н (ред. от 12.10.2012) «Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению» // Российская газета. – 2011. — N 8.
17. Единые рекомендации по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений на 2013 год (утв. решением Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений от 21.12.2012, протокол 11) // Российская газета. — 2012. — N 302.
18. Постановление Совмина СССР от 03.01.1983 N 12 (ред. от 03.03.2012) «О внесении изменений и дополнений в Перечень районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера, утвержденный Постановлением Совета Министров СССР от 10 ноября 1967 г. N 1029» (вместе с «Перечнем районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к рай