Выдержка из текста работы
Как известно, приобретение материальных запасов бюджетными учреждениями может осуществляться за счет бюджетных и внебюджетных средств. При этом в зависимости от источника финансирования применяются как бюджетный, так и налоговый учет материальных запасов. Бюджетный учет осуществляется на основании Инструкции по бюджетному учету, утвержденной Приказом Минфина России от 30.12.2008 N 148н (далее — Инструкция N 148н), налоговый — на основании Налогового кодекса. Объекты материальных запасов являются неотъемлемой частью финансово-хозяйственной деятельности бюджетных учреждений, в том числе и силовых ведомств.
В целях сокращения времени бухгалтеров, отводимого на изучение нормативных материалов, разберем в статье основные вопросы организации бюджетного учета материальных запасов и операций, связанных с их использованием.
Перечень объектов, относимых к материальным запасам, приведен в п. 51 Инструкции N 148н. При этом стоит отметить, что по сравнению с перечнем, представленным в Инструкции по бюджетному учету, утвержденной Приказом Минфина России от 10.02.2006 N 25н (далее — Инструкция N 25н), новый перечень более масштабный за счет детализации предметов, используемых в деятельности учреждения в течение периода, превышающего 12 месяцев, но не относящихся к основным средствам в соответствии с ОКОФ. К таким предметам отнесены:
— орудия лова (тралы, неводы, сети, мережи и прочие) независимо от их стоимости и срока службы;
— бензомоторные пилы, сучкорезки, сплавной трос, сезонные дороги, усы и временные ветки лесовозных дорог, временные здания в лесу сроком эксплуатации до двух лет (передвижные обогревательные домики, котлопункты, пилоточные мастерские, бензозаправки и прочее) независимо от их стоимости;
— специальные инструменты и специальные приспособления (инструменты и приспособления целевого назначения, предназначенные для серийного и массового производства определенных изделий или для изготовления индивидуального заказа) независимо от их стоимости; сменное оборудование, многократно используемые в производстве приспособления к основным средствам и другие вызываемые специфическими условиями изготовления устройства — изложницы и принадлежности к ним, прокатные валки, воздушные фурмы, челноки, катализаторы и сорбенты твердого агрегатного состояния и т.п. независимо от их стоимости и срока службы;
— специальная одежда, специальная обувь, а также постельные принадлежности независимо от их стоимости и срока службы;
— форменная одежда, вещевое имущество, одежда и обувь в учреждениях здравоохранения, просвещения, социального обеспечения и других учреждениях, состоящих на бюджете, независимо от стоимости и срока службы;
— временные сооружения, приспособления и устройства, затраты по возведению которых относятся на стоимость строительно-монтажных работ в составе накладных расходов;
— тара для хранения товарно-материальных ценностей;
— предметы, предназначенные для выдачи напрокат, независимо от их стоимости;
— молодняк животных и животные на откорме, птица, кролики, пушные звери, семьи пчел, подопытные животные;
— многолетние насаждения, выращиваемые в питомниках в качестве посадочного материала.
Кроме того, как и ранее, в Инструкции N 25н к материальным запасам относятся также:
— предметы, используемые в деятельности учреждения в течение периода, не превышающего 12 месяцев, независимо от их стоимости;
— готовая продукция.
В соответствии с п. 50 Инструкции N 148н учет материальных запасов ведется на счете 105 00 000 «Материальные запасы» в разрезе счетов:
— 105 01 000 «Медикаменты и перевязочные средства»;
— 105 02 000 «Продукты питания»:
— 105 03 000 «Горюче-смазочные материалы»;
— 105 04 000 «Строительные материалы»;
— 105 05 000 «Мягкий инвентарь»;
— 105 06 000 «Прочие материальные запасы»;
— 105 07 000 «Готовая продукция».
Принятие материальных запасов к учету
Как и ранее, материальные запасы принимаются к бюджетному учету по фактической стоимости с учетом сумм НДС, предъявленных учреждению поставщиками и подрядчиками (кроме их приобретения (изготовления) в рамках деятельности, облагаемой НДС, если иное не предусмотрено налоговым законодательством РФ).
При этом фактическая стоимость отлична от условий приобретения материальных запасов. Так, если материальные запасы приобретаются за плату, фактической стоимостью признаются суммы, уплачиваемые в соответствии с договором поставщику (продавцу); суммы, уплачиваемые организациям за информационные и консультационные услуги, связанные с приобретением материальных ценностей; таможенные пошлины и иные платежи, связанные с приобретением материальных запасов; вознаграждения, уплачиваемые посреднической организации, через которую приобретены материальные запасы, в соответствии с условиями договора; суммы, уплачиваемые за заготовку и доставку (транспортные услуги) материальных запасов до места их использования, включая страхование доставки; суммы, уплачиваемые за доведение материальных запасов до состояния, в котором они пригодны к использованию в запланированных целях (подработка, сортировка, фасовка и улучшение технических характеристик полученных запасов, не связанные с их использованием), и иные платежи (п. 52 Инструкции N 148н).
Если оплата осуществляется в валюте РФ в сумме, эквивалентной иностранной валюте, то фактическая стоимость определяется с учетом суммовой разницы, под которой понимается разница между рублевой оценкой фактически произведенной оплаты, выраженной в иностранной валюте, кредиторской задолженности по оплате запасов, исчисленной по официальному или иному согласованному курсу на дату принятия ее к бюджетному учету, и рублевой оценкой этой кредиторской задолженности, исчисленной по официальному или иному согласованному курсу на дату ее погашения.
Никто не запрещает учреждению изготавливать материальные запасы самому. В таком случае фактическая стоимость будет определена исходя из затрат, связанных с изготовлением данных активов.
В случае получения бюджетным учреждением материальных запасов в виде дарения, излишков при инвентаризации фактическая стоимость будет определяться исходя из рыночных цен на дату принятия к бюджетному учету, а также сумм, уплачиваемых учреждением за доставку материальных запасов и приведение их в состояние, пригодное для использования.
Фактическая стоимость материальных запасов при их приобретении, изготовлении хозяйственным способом, безвозмездном получении в рамках нескольких договоров формируется на счете 106 04 440 «Увеличение стоимости изготовления материальных запасов, готовой продукции (работ, услуг)» и лишь потом приходуется по дебету соответствующих счетов аналитического учета счета 105 00 340 «Материальные запасы».
Рассмотрим на примере приобретение учреждением силового ведомства канцтоваров за счет средств, полученных от приносящей доход деятельности.
Пример 1. Учреждение исполнения наказаний за счет средств, полученных от приносящей доход деятельности, облагаемой НДС, приобрело 472 пары обуви по цене 300 руб. на общую сумму 141 600 руб. (в том числе НДС — 21 600 руб.). Транспортная доставка оплачена по отдельному договору и составила 3000 руб. (без НДС). Произведена предоплата за обувь в размере 30% (42 480 руб.).
В бухгалтерском учете данные операции будут отражены таким образом:
Содержание операции |
Дебет |
Кредит |
Сумма, руб. |
Оплачен аванс поставщику обуви |
2 206 22 560 |
2 201 01 610 |
42 480 |
Поступила в учреждение обувь |
2 106 04 340 |
2 302 22 730 |
120 000 |
Выделен НДС |
2 210 01 560 |
2 302 22 730 |
21 600 |
Зачтен ранее оплаченный аванс |
2 302 22 830 |
2 206 22 660 |
42 480 |
Предъявлен к вычету НДС по приобретенной обуви |
2 303 04 830 |
2 210 01 660 |
21 600 |
Оплачена транспортная доставка |
2 106 04 340 |
2 302 05 730 |
3 000 |
Обувь поставлена на учет |
2 105 05 340 |
2 106 04 440 |
123 000 |
Произведен окончательный расчет с поставщиком |
2 302 22 830 |
2 201 01 610 |
99 120 |
Если учреждение приобретает материальные запасы без дополнительных расходов, их приобретение отражается проводкой:
Дебет счета 105 06 340 «Увеличение стоимости прочих материальных запасов»
Кредит счета 302 22 730 «Увеличение кредиторской задолженности по приобретению материальных запасов».
При приобретении материальных запасов бухгалтерам бюджетных учреждений в целях недопущения нецелевого использования средств следует принимать во внимание перечень активов, учитываемых в составе прочих материальных запасов. Так, например, приобретая монитор для компьютера взамен вышедшего из строя, расходы следует производить не по статье 310 «Увеличение стоимости основных средств» КОСГУ, а по статье 340 «Увеличение стоимости материальных запасов» КОСГУ, как запасные части, предназначенные для ремонта.
Аналогичным образом следует проводить расходы при приобретении книжной продукции, а именно — учитывать дальнейшее ее использование в деятельности учреждения. Если она приобретается для библиотечного фонда, расходы следует производить по статье 310 КОСГУ, если нет — по статье 340 КОСГУ.
В случае установления фактов нецелевого использования бюджетных средств к нарушителям могут применяться меры бюджетного, административного и уголовного законодательства РФ (ст. 289 БК РФ).
К мерам бюджетного законодательства относятся изъятие в бесспорном порядке средств, используемых не по целевому назначению, а также блокировка расходов. Под блокировкой расходов понимаются сокращение лимитов бюджетных обязательств по сравнению с бюджетными ассигнованиями либо отказ в подтверждении принятых бюджетных обязательств, если бюджетные ассигнования в соответствии с законом (решением) о бюджете выделялись главному распорядителю бюджетных средств (субъекту РФ, муниципальному образованию или другому получателю бюджетных средств) на выполнение определенных условий, однако к моменту составления лимитов бюджетных обязательств либо подтверждения принятых бюджетных обязательств эти условия оказались невыполненными (ст. 231 БК РФ).
К мерам административного воздействия относится наложение административного штрафа как на должностных, так и на юридических лиц (ст. 15.14 КоАП РФ):
— на должностных лиц — от 4000 до 5000 руб.;
— на юридических лиц — от 40 000 до 50 000 руб.
К уголовной ответственности привлекают при нецелевом расходовании средств, совершенном в крупном и особо крупном размере (от 1 500 000 до 7 500 000 руб.), и наказывают штрафом в размере от 100 000 до 300 000 руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо арестом на срок от четырех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового (ст. 285.1 УК РФ).
В случае выявления нецелевого использования бюджетных средств, совершенного группой лиц по предварительному сговору или в особо крупном размере (свыше 7 500 000 руб.), наказание назначается в виде штрафа в размере от 200 000 до 500 000 руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет либо лишения свободы на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.
Также много вопросов у бухгалтеров бюджетных учреждений вызывает принятие на учет материальных запасов, остающихся после выбытия основных средств, а также по договору дарения.
Как было указано выше, такие материальные запасы стоит учитывать по рыночной стоимости. Согласно п. 13 Инструкции N 148н под рыночной стоимостью понимается сумма денежных средств, которая может быть получена в результате продажи указанных активов на дату принятия к бюджетному учету. Из каких источников можно определить рыночные цены? Для решения данного вопроса можно воспользоваться положениями ст. 40 НК РФ. Согласно п. 11 этой статьи при определении и признании рыночной цены товара, работы или услуги используются официальные источники информации о рыночных ценах на товары, работы или услуги и биржевых котировках.
Пример 2. Военное образовательное учреждение получило по договору дарения мониторы для компьютеров. Текущая рыночная стоимость мониторов составляет 59 000 руб., в том числе НДС — 9000 руб. С передающей стороной был заключен договор дарения, согласно которому мониторы должны использоваться для ремонта компьютеров. За доставку мониторов транспортной организации уплачено 3540 руб., в том числе НДС — 540 руб.
В бюджетном учете операции по приему дара отразятся следующим образом:
Содержание операции |
Дебет |
Кредит |
Сумма, руб. |
Получены мониторы по договору дарения |
1 106 04 340 |
1 401 01 180 |
59 000 |
Оказаны услуги по доставке мониторов |
1 106 04 340 |
1 302 05 830 |
3 540 |
Оприходованы мониторы на склад |
1 105 06 340 |
1 106 04 440 |
59 540 |
Фактическая стоимость материалов (запасных частей), полученных от ликвидации основных средств, также определяется исходя из их текущей рыночной стоимости на дату принятия материалов к учету.
Стоит обратить внимание бухгалтеров на новое положение, отраженное в Инструкции N 148н, касающееся правил принятия к бюджетному учету материальных запасов (материалов, комплектующих, запасных частей, ветоши, дров и т.п.), остающихся в распоряжении учреждения по результатам проведения демонтажных и (или) ремонтных работ, в том числе работ по разукомплектации объектов нефинансовых активов. В Инструкции N 25н об этом не говорилось. В новой Инструкции указанные операции отражаются проводкой (п. 60 Инструкции N 148н):
Дебет счетов 105 04 340 «Увеличение стоимости строительных материалов», 105 06 340 «Увеличение стоимости прочих материальных запасов»
Кредит счета 401 01 180 «Прочие доходы».
Еще одно нововведение касается отражения в бюджетном учете поступления материальных запасов в натуральной форме при возмещении ущерба, причиненного виновным лицом. В этом случае в бухгалтерском учете возмещение ущерба будет отражено проводкой:
Дебет счетов аналитического учета счета 105 00 000 «Материальные запасы»
Кредит счета 401 01 172 «Доходы от реализации активов».
Аналитический учет материальных запасов ведется на карточках количественно-суммового учета материальных ценностей.
Аналитический учет продуктов питания ведется в оборотной ведомости по нефинансовым активам. Записи в оборотную ведомость по нефинансовым активам производятся на основании данных накопительной ведомости по приходу продуктов питания и накопительной ведомости по расходу продуктов питания. Ежемесячно в оборотной ведомости по нефинансовым активам подсчитываются обороты и выводятся остатки на конец месяца.
Материально ответственные лица ведут учет материальных запасов в книге (карточке) учета материальных ценностей по наименованиям, сортам и количеству.
Оприходование материальных запасов отражается в регистрах бюджетного учета на основании первичных учетных документов (накладных поставщика и т.п.).
В тех случаях, когда имеются расхождения с данными документов поставщика, составляется акт о приемке материалов (ф. 0315004).
Перемещение материальных запасов
Как определено п. 61 Инструкции N 148н, отражение в учете операций по перемещению материальных запасов внутри учреждения, передаче их в эксплуатацию осуществляется в регистрах аналитического учета материальных запасов путем изменения материально ответственного лица на основании таких первичных документов, как:
— требование-накладная (ф. 0315006);
— меню-требование на выдачу продуктов питания (ф. 0504202);
— ведомость на выдачу кормов и фуража (ф. 0504203);
— ведомость выдачи материальных ценностей на нужды учреждения (ф. 0504210).
Внутреннее перемещение материальных запасов между материально ответственными лицами в учреждении отражается по дебету соответствующих счетов аналитического учета счета 105 00 000 «Материальные запасы» и кредиту соответствующих счетов аналитического учета счета 105 00 000 «Материальные запасы».
Списание материальных запасов
Списание материалов производится одним из следующих способов (п. 58 Инструкции N 148н):
— по фактической стоимости каждой единицы;
— по средней фактической стоимости.
Оценка материальных запасов по средней фактической стоимости осуществляется по каждой группе (виду) запасов путем деления общей фактической стоимости группы (вида) запасов на их количество, складывающееся соответственно из средней фактической стоимости и количества остатка на начало месяца, а также поступивших запасов в текущем месяце на дату списания (отпуска). При этом Инструкция N 148н не обязывает применять только один способ списания. Отсюда следует, что учреждение вправе выбрать наиболее приемлемый для той или иной группы материалов вариант списания и отразить его в учетной политике.
Списание израсходованных материальных запасов, потерь в объеме норм естественной убыли материальных запасов, а также пришедших в негодность предметов мягкого инвентаря и посуды на основании оправдательных документов отражается по дебету счетов 401 01 272 «Расходование материальных запасов», 106 04 340 «Увеличение стоимости изготовления материальных запасов» и кредиту счетов аналитического учета счета 0 105 00 440.
Списание материальных запасов при их реализации, выявленных недостач, хищений отражается по дебету счета 401 01 172 «Доходы от реализации активов» и кредиту счетов аналитического учета счета 105 00 440 «Материальные запасы».
Списание материалов и продуктов питания производится на основании таких документов, как:
— меню-требование на выдачу продуктов питания (ф. 0504202);
— ведомость на выдачу кормов и фуража (ф. 0504203);
— ведомость выдачи материальных ценностей на нужды учреждения (ф. 0504210);
— путевой лист (ф. 0340002, 0345001, 0345002, 0345004, 0345005, 0345007) применяется для списания в расход всех видов топлива;
— акт о списании материальных запасов (ф. 0504230);
— акт о списании мягкого и хозяйственного инвентаря (ф. 0504143). Применяется для списания мягкого инвентаря и посуды. При этом списание посуды производится на основании данных книги регистрации боя посуды (ф. 0504044).
Рассмотрим для начала списание мягкого инвентаря.
Как установлено п. 68 Инструкции N 148н, объекты мягкого инвентаря учитываются в составе материальных запасов на счете 105 05 000 «Мягкий инвентарь». На данном счете учитываются следующие виды мягкого инвентаря:
— белье (рубашки, сорочки, халаты и т.п.);
— постельное белье и принадлежности (матрацы, подушки, одеяла, простыни, пододеяльники, наволочки, покрывала, мешки спальные и т.п.);
— одежда и обмундирование, включая спецодежду (костюмы, пальто, плащи, полушубки, платья, кофты, юбки, куртки, брюки и т.п.);
— обувь, включая специальную (ботинки, сапоги, сандалии, валенки и т.п.);
— спортивная одежда и обувь (костюмы, ботинки и т.п.);
— прочий мягкий инвентарь.
Их списание производится на основании акта о списании мягкого и хозяйственного инвентаря (ф. 0504143). Он составляется материально ответственным лицом и подписывается комиссией, назначаемой руководителем учреждения. Указанный документ оформляется в двух экземплярах: один экземпляр сдается в бухгалтерию, а другой остается у материально ответственного лица.
Пример 3. Военный госпиталь за счет средств федерального бюджета приобрел 100 комплектов медицинских халатов по цене 300 руб. за комплект. Халаты были доставлены на склад. В этом же месяце в количестве 20 шт. они были переданы материально-ответственному лицу для дальнейшей выдачи медицинских халатов в отделении.
На возвращенные, пришедшие в негодность халаты составлен акт на списание.
В бухгалтерском учете данные операции будут отражены следующим образом:
Содержание операции |
Дебет |
Кредит |
Сумма, руб. |
Поступили на склад госпиталя медицинские халаты |
1 105 05 340 |
1 302 22 730 |
30 000 |
Оплачены поставщику медицинские халаты |
1 302 22 830 |
1 304 05 340 |
30 000 |
Переданы халаты материально- ответственному лицу |
1 105 05 340 |
1 105 05 340 |
6 000 |
Списаны медицинские халаты по истечении срока их полезного использования |
1 401 01 272 |
1 105 05 440 |
6 000 |
Далее рассмотрим списание горюче-смазочных материалов.
Эта операция характерна для бюджетных учреждений, имеющих на балансе или в аренде транспортные средства. Основными документами, подтверждающими расход ГСМ, являются путевой лист, контрольно-кассовый чек с заправочной станции, талоны или топливные карты. В путевом листе указываются данные о пробеге автомобиля на момент выезда из гаража и на момент приезда обратно, место отправления и место назначения, пройденный за день километраж, марка автомобиля, Ф.И.О. водителя, норма расхода топлива.
Списание ГСМ осуществляется по нормам, утвержденным Распоряжением Минтранса России от 14.03.2008 N АМ-23-р «О введении в действие Методических рекомендаций «Нормы расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте». В этом Распоряжении приведены значения базовых, транспортных и эксплуатационных норм расхода топлива для автомобильного подвижного состава общего назначения, нормы расхода топлива на работу специальных автомобилей, порядок их применения, формулы и методы расчета нормативного расхода топлива при эксплуатации, справочные нормативные данные по расходу смазочных материалов, значения зимних надбавок и другая информация.
Базовая норма расхода топлива зависит от конструкции автомобиля, его агрегатов и систем, категории, типа и назначения автомобильного подвижного состава (легковые, автобусы, грузовые), вида используемого топлива. При расчете базовой нормы учитывают массу автомобиля в снаряженном состоянии, типизированный маршрут и режим движения в условиях эксплуатации в пределах правил дорожного движения. Нормы расхода топлива на 100 км пробега автомобиля определены в литрах бензина или дизтоплива для бензиновых и дизельных автомобилей. Транспортная норма (норма на транспортную работу) включает в себя базовую норму и зависит или от грузоподъемности, или от нормируемой загрузки пассажиров, или от конкретной массы перевозимого груза. Эксплуатационная норма устанавливается на основе базовой или транспортной нормы с использованием поправочных коэффициентов (надбавок). Базовая норма также зависит от грузоподъемности, или от нормируемой загрузки пассажиров, или от массы перевозимого груза.
Нормы расхода топлива могут повышаться или понижаться в зависимости от условий, при которых эксплуатируется транспортное средство. В случае применения нескольких надбавок норма расхода топлива определяется с учетом их суммы или разности. В частности, нормы могут увеличиваться с учетом следующих обстоятельств:
1) времени года. Норма расхода топлива и смазочных материалов в зимнее время (в зависимости от климатических районов страны) увеличивается с 5 до 20%;
2) работы автотранспорта на дорогах общего пользования (I, II и III категорий) со сложным планом, вне пределов городов и пригородных зон, где в среднем на 1 км пути имеется более пяти закруглений (поворотов) радиусом менее 40 м (то есть на 100 км пути не менее 500 м), надбавка может составлять до 10%, на дорогах общего пользования IV и V категорий — до 30%;
3) работы автотранспорта в городах с определенной плотностью населения. Чем выше плотность населения, тем больше надбавка к норме расхода топлива. Так, если плотность населения превышает 3 млн человек, размер надбавки, которую может установить организация, составляет до 25%, от 1 до 3 млн человек — до 20% и т.д.;
4) обкатки новых автомобилей. При пробеге первой тысячи километров новыми автомобилями (обкатке) и автомобилями, вышедшими из капитального ремонта, а также при централизованном перегоне таких автомобилей своим ходом в одиночном состоянии предполагается надбавка в размере до 10%; при перегоне автомобилей в спаренном состоянии — до 15%, в строенном — до 20%.
Статья Бюджетный учет материальных запасов — Стр 2
Пример 4. Военное образовательное учреждение имеет на балансе автомобиль ГАЗ-3110. Водитель сдал в бухгалтерию путевой лист за 13 июля 2009 г., где указано, что в этот день он проехал по городу 200 км. Рассчитаем нормируемое значение расхода топлива согласно руководящему документу.
Базовая норма расхода топлива для автомобиля ГАЗ-3110 составляет 13 л/100 км.
Поправочный коэффициент равен 35 (10 + 20 + 5):
— в зимнее время года — 10% (см. Приложение 2 к Нормам расхода топлив);
— работа в городе с населением от 1 до 3 млн человек — 20%;
— автомобиль находится в эксплуатации более 5 лет с общим пробегом более 100 тыс. км — 5%.
Нормативный расход топлива составит 35,1 л (0,01 x 13 л x 200 км x (1 + 0,01 x 35).
Как определено п. 66 Инструкции N 148н, все виды горюче-смазочных материалов учитываются на счете 105 03 000 «Горюче-смазочные материалы».
Пример 5. Согласно авансовому отчету, представленному в бухгалтерию водителем учреждения силового ведомства, на приобретение ГСМ он израсходовал 500 руб., что подтверждено контрольно-кассовым чеком. К авансовому отчету приложен путевой лист, исходя из которого расход бензина составил 18 л на сумму 400 руб.
В бухгалтерском учете эти операции будут отражены следующим образом:
Содержание операции |
Дебет |
Кредит |
Сумма, руб. |
Выданы денежные средства водителю под отчет на приобретение бензина |
1 208 22 560 |
1 201 04 610 |
500 |
Оприходовано на основании авансовогоотчета 18 л бензина |
1 105 03 340 |
1 208 22 660 |
400 |
Сдан остаток денежных средств водителем в кассу учреждения |
1 201 04 510 |
1 208 22 660 |
100 |
Списан бензин в количестве 18 л |
1 401 01 272 |
1 105 03 440 |
400 |
А.Кантеровский
Эксперт журнала
«Силовые министерства и ведомства:
бухгалтерский учет и налогообложение»
Подписано в печать
30.07.2009