Содержание
Содержание
Введение…3
Глава 1. Теоретические и законодательные основы учета и расчетов по НДС…7
1.1. Законодательное регулирование учета НДС…..7
1.2. Механизм уплаты НДС и порядок взаимоотношений плательщиков и бюджета..13
Глава 2. Общая характеристика ООО «Имидж»….27
Глава 3. Организация учета и расчетов по НДС в ООО «Имидж»…39
3.1. Организация бухгалтерского и налогового учета…39
3.2. Бухгалтерский и налоговый учет НДС.43
Глава 4. Анализ и планирование НДС в ООО «Имидж»…69
4.1. Анализ НДС в ООО «Имидж» .69
4.2. Планирование НДС78
Заключение.84
Список литературы88
Приложение 1. Рабочий план счетов бухгалтерского учета ООО «Имидж».91
Приложение 2. Учетная политика для целей бухгалтерского учета ООО «Имидж».93
Приложение 3. Учетная политика для целей налогового учета ООО «Имидж»……………………………………………………………………………………………..104
Выдержка из текста работы
Определение оптимальных объемов налоговых платежей — проблема каждого конкретного предприятия. Действия компании по определению оптимальных объемов называют налоговым планированием. При этом на практике минимальные выплаты оказываются не всегда оптимальными. Например, если предприятие выделяется из общей массы весьма маленькой налоговой нагрузкой, то рискует навлечь на себя дополнительные проверки, что чревато дополнительными издержками. Налоговый менеджмент предполагает оптимизацию бремени и структуры налогов со всех точек зрения.
Вероятно, нет ни одного налогоплательщика, который не хотел бы минимизировать налоговые платежи. Но многие налогоплательщики плохо представляют себе, в чем же суть налогового планирования и почему государство вообще дает налогоплательщику возможность минимизировать налоговые платежи. Сущность налогового планирования заключается в использовании налогоплательщиком допустимых законом способов для максимального уменьшения своих налоговых обязательств.
Оптимизация налоговой политики предприятия позволяет избежать переплаты налогов в каждый данный момент времени. В условиях высоких налоговых ставок неправильный или недостаточный учет налогового фактора может привести к весьма неблагоприятным последствиям или даже вызвать банкротство предприятия.
Сокращение налоговых выплат лишь на первый взгляд ведет к увеличению размера прибыли предприятия. Эта зависимость не всегда бывает такой прямой и непосредственной. Вполне возможно, что сокращение одних налогов приведет к увеличению других, а также к финансовым санкциям со стороны контролирующих органов. Поэтому наиболее эффективным способом увеличения прибыльности является не механическое сокращение налогов, а построение эффективной системы управления предприятием; как показывает практика, такой подход обеспечивает значительное и устойчивое сокращение налоговых потерь на долгосрочную перспективу. Государство предоставляет множество возможностей для снижения налоговых выплат.
Правильная оптимизация налогообложения и прогнозирования возможных рисков оказывает значительную помощь в создании стабильного положения предприятия, так как позволяет избежать материальных потерь в процессе хозяйственной деятельности, поэтому тема работы актуальна.
Объектом данного дипломного проекта является Общество с ограниченной ответственностью "М-Трэйд". Значение выбранной темы для деятельности организации заключается в практическом применении разработанных проектных предложений по оптимизации налоговых платежей и минимизации налоговых рисков.
Предмет дипломного проекта — учетная политика организации для целей налогообложения.
Цель дипломного проекта заключается в разработке практических предложений по оптимизации налоговых платежей и минимизации налоговых рисков на предприятии и оценке эффективности данных предложений на основе внутренней документации организации.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
·Изучить теоретические аспекты налоговой оптимизации и налоговых рисков;
·Провести анализ финансово-хозяйственной деятельности ООО "М-Трэйд" за 2009-2011 гг.;
·Провести анализ налоговых платежей и налоговой нагрузки ООО "М-Трэйд" за 2009-2011 гг.;
·Проанализировать основные элементы учетной политики организации для целей налогообложения;
·Проанализировать налоговые риски ООО "М-Трэйд".
Теоретической и методологической базой дипломного проекта послужили труды И.В. Лысенко, Ю.М. Лермонтова, которые раскрывают теоретические и практические аспекты налоговой оптимизации, налоговых рисков и составления Учетной политики для целей налогообложения.
Информационная база дипломного проекта: Налоговый кодекс Российской Федерации (НК РФ), Гражданский кодекс РФ (ГК РФ), финансовая отчетность и иная внутренняя документация организации.
Дипломный проект состоит из введения, трех глав, заключения, списка используемых источников и приложений. Объем дипломного проекта составляет ______ страницы, содержит 16 таблиц, 5 рисунков, 21 наименование использованных источников.
налоговая оптимизация риск нагрузка
1. Теоретические аспекты налоговой оптимизации и налоговых рисков
1.1 Сущность и понятие налоговой оптимизации
Система налогообложения в России проходит очередной виток реформирования и все еще находится в стадии становления. В последние годы в ней используются новые понятия "налоговое планирование", "налоговая оптимизация", "налоговая выгода", которые не получили своего окончательного толкования и объяснения, что создает налоговые риски для налогоплательщиков.
Для субъектов хозяйственной деятельности эффективная оптимизация налогообложения так же важна, как и производственная или маркетинговая стратегия, что обусловлено не только возможностью экономии затрат за счет платежей в бюджет, но и обеспечением общей безопасности как самой организации, так и ее должностных лиц.
Правильная оптимизация налогообложения (то есть оптимизация налогообложения, осуществляемая законными методами) и прогнозирование возможных рисков обеспечивают стабильное положение организации на рынке, поскольку позволяют избежать крупных убытков в процессе хозяйственной деятельности.
Прежде всего, стоит отметить, что планирование — это одна из составных частей управления, заключающаяся в разработке и практическом осуществлении планов. Можно выделить планирование отдельных сфер деятельности, видов ресурсов, например, производственное планирование, а также финансовое планирование, социальное планирование. В планировании используются как экономико-математические, балансовые методы, так и экспертные оценки. Планирование включает принятие плановых решений уполномоченными на то органами, лицами [11].
Итак, любое планирование — это часть управленческой деятельности. Следовательно, налоговое планирование — это тот сегмент управления деятельностью налогоплательщика, который связан с исполнением налоговых обязательств.
Таким образом, налоговое планирование является лишь составным элементом системы финансового планирования любого предприятия. При таком раскрытии понятия "налоговое планирование" видно, что оно включает в себя весь комплекс мероприятий, имеющих отношение к исчислению и уплате налогов. Это и определение лиц, ответственных за организацию работы по исчислению и уплате налогов, и организация ведения налогового учета, и прогнозирование сумм налоговых выплат с формированием (резервированием) денежных средств на даты исполнения обязательств по уплате и перечислению налогов, и т.д.
Поэтому оптимизацию налогообложения неверно отождествлять с налоговым планированием. Более точным будет подход, при котором оптимизация налогообложения будет рассматриваться всего лишь как составная часть деятельности налогоплательщика по налоговому планированию.
Поскольку налог по своему определению предполагает отчуждение налогоплательщиком принадлежащих ему денежных средств (ст.8 НК РФ) и утрату права собственности на них, в интересах налогоплательщика исполнять налоговые обязательства таким образом, чтобы вероятность изъятия его собственности была минимальной.
Можно сделать вывод о том, что под оптимизацией налогообложения следует понимать принимаемые налогоплательщиком меры, акцентированные на облегчении налогового бремени, или на исполнении налоговых обязательств наиболее оптимальным для налогоплательщика способом. Как правило, так называемая "налоговая оптимизация" связана с выбором среди возможных вариантов действий налогоплательщика такого варианта, который при прочих равных условиях наименее обременителен по объему налоговых обязательств [1].
Таким образом, оптимизация налогообложения организации призвана значительно уменьшить размеры налоговых исчислений путем проведения определенных правомерных мероприятий, включающих максимальное применение предоставляемых законодательством льгот и других способов, не выходящих за рамки закона.
В правовых позициях высших судебных инстанций встречаются отдельные доктринальные (по своей сути) мотивировки, которые могут использоваться для раскрытия понятия "налоговая оптимизация". Например, в Постановлении Конституционного суда РФ от 27.05.2003 № 9-П содержится формулировка: "не противоречащие закону механизмы уменьшения налоговых платежей".
Далее Конституционный суд РФ в Постановлении № 9-П фактически приводит определение налоговой оптимизации, под которой предлагает понимать "действия налогоплательщика, которые, хотя и имеют своим следствием неуплату налога либо уменьшение его суммы, но заключаются в использовании предоставленных налогоплательщику законом прав, связанных с освобождением на законном основании от уплаты налога или с выбором наиболее выгодных для него форм предпринимательской деятельности и соответственно — оптимального вида платежа".
Интересным, как с теоретической, так и с практической точек зрения, является вопрос о соотношении понятий "налоговая оптимизация" и "налоговая выгода". Последнее понятие пришло на смену понятию добросовестности в налоговых отношениях и получило свое раскрытие в Постановлении Пленума ВАС РФ от 12.10.2006 № 53 "Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиками налоговой выгоды", в котором под налоговой выгодой "понимается уменьшение размера налоговой обязанности вследствие, в частности, уменьшения налоговой базы, получения налогового вычета, налоговой льготы, применения более низкой налоговой ставки, а также получение права на возврат (зачет) или возмещение налога из бюджета" [15].
На первый взгляд понятия "налоговая оптимизация" и "налоговая выгода" практически тождественны. Но это не совсем так.
Как следует из приведенного определения, налоговой выгодой является именно достигнутый результат в виде уменьшения налоговых обязательств. Но налоговая выгода может быть получена не только в результате предпринятых налогоплательщиком мер по налоговой оптимизации. Например, право на возмещение НДС из бюджета может возникнуть в случае, если сумма вычетов за налоговый период превышает сумму исчисленного к уплате НДС. Какие-либо оптимизирующие действия при этом могут и не предприниматься, а сама сумма возмещения может образоваться в результате уже упомянутого выше механического расчета [20].
В то же время результатом предпринятых мер по налоговой оптимизации должна выступать именно налоговая выгода, поскольку только в этом случае сама оптимизация имеет смысл. Кстати, в Постановлении № 53 упоминаются "действия налогоплательщика, имеющие своим результатом получение налоговой выгоды".
Таким образом, можно сказать, что не каждое получение налоговой выгоды есть результат налоговой оптимизации, но каждая оптимизация направлена на получение налоговой выгоды.
Также нужно выделить, что любая налоговая оптимизация должна формально соответствовать требованиям налогового законодательства, поскольку в противном случае имеет место налоговое правонарушение.
1.2 Классификация способов налоговой оптимизации
Способы налоговой оптимизации довольно многочисленны. Критерии, которые могут быть положены в основу классификации способов налоговой оптимизации, весьма разнообразны.
Налоговая оптимизация может быть классифицирована следующим образом:
·разработка приказа об учетной политики для целей налогообложения организации;
·замена или разделение правоотношений;
·непосредственное воздействие на объект налогообложения путем его изменения или сокращения его количественных характеристик;
·использование предусмотренных законом льгот и освобождений и т.д.
С точки зрения периода действия мероприятия по налоговой оптимизации могут быть разделены на перспективную (стратегическую) налоговую оптимизацию, эффект от которой имеет место в течение длительного периода деятельности субъекта предпринимательской деятельности, и налоговую оптимизацию отдельных хозяйственных операций, эффект от которой имеет разовый характер [8].
Рис. 1 Виды налоговой оптимизации
Налогоплательщик может оптимизировать свои налоговые выплаты, как принимая внутренние решения, не затрагивающие взаимоотношения с иными лицами, так и проявляя свои намерения во внешней среде.
Осознание степени своих рисков и необходимости в случае возникновения конфликта отстаивать свои интересы позволит правильнее понять свои возможности и вероятность получения ожидаемого результата.
Одним из инструментов, как налогового планирования, так и налоговой оптимизации является "учетная политика", определение которой содержится в ст.11 НК РФ. Учетная политика для целей налогообложения — выбранная налогоплательщиком совокупность допускаемых НК РФ способов (методов) определения доходов и (или) расходов, их признания, оценки и распределения, а также учета иных необходимых для целей налогообложения показателей финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика.
Учетная политика далеко не всегда рассматривается налогоплательщиками как действенный инструмент налоговой оптимизации, поскольку в большинстве случаев позволяет не корректировать объем налоговых обязательств в абсолютной величине, а лишь более оптимальным образом распределять их во времени. Однако, несмотря на это, говоря о налоговой оптимизации, нельзя не уделить внимание учетной политике.
Говоря о рисках, которые каждый налогоплательщик должен учитывать, предпринимая те или иные меры по налоговой оптимизации, нельзя не заметить, что оптимизируя налогообложение посредством учетной политики, налогоплательщик рискует меньше, нежели выбирая форму договора или вид осуществляемой деятельности [21]. Как представляется, выбор одного из вариантов внутри многих элементов учетной политики может быть вообще никак не мотивирован, а равно не может подвергаться претензиям со стороны налоговых органов, поскольку изначально в НК РФ заложено право выбора налогоплательщиком любого из возможных способов внутри элемента учетной политики.
Основные предусмотренные НК РФ элементы учетной политики для налога на прибыль:
·метод оценки сырья и материалов (п.8 ст.254 НК РФ);
·метод начисления амортизации (ст.259 НК РФ)
·метод признания доходов и расходов (ст.271-273 НК РФ);
·метод оценки покупных товаров (подп.3 п.1 ст.268 НК РФ);
·метод оценки стоимости ценных бумаг при их реализации (ст.280 НК РФ);
·использование пониженных норм амортизации (п.10 ст.259 НК РФ);
·порядок учета расходов на освоение природных ресурсов, относящихся к нескольким участкам недр (п.2 ст.261 НК РФ);
·формирование резервов (ст.266, 267, 267.1, 324.1 НК РФ);
·порядок уплаты налога по обособленным подразделениям (ст.288 НК РФ);
·формы регистров налогового учета (ст.314 НК РФ);
·перечень прямых расходов (п.2 ст.320 НК РФ);
·порядок распределения прямых расходов (формирование стоимости незавершенного производства).
Как видно, приведенный перечень является достаточно обширным. Элементы учетной политики охватывают многие участки налогового учета. Расчеты, основанные на моделировании и прогнозировании результатов деятельности налогоплательщика, могут способствовать выбору наиболее приемлемых и эффективных для налогоплательщика способов отражения и учета определенных операций.
Здесь же необходимо помнить, что не все ситуации, когда налогоплательщику положениями НК РФ дано право выбора способа учета тех или иных операций, могут иметь отношение к учетной политике.
Набор инструментов налоговой оптимизации, совокупность применяемых при этом схем и методов постоянно изменяется, в первую очередь, в связи с изменением законов и иных нормативных актов, а также в связи с изменением правовой оценки тех или иных действий органами, осуществляющими применение правовых норм (судами, налоговыми органами). Вследствие нестабильности внешней правовой среды предприятие не может осуществить налоговую оптимизацию применительно к своей деятельности раз и навсегда, необходимо постоянно отслеживать все происходящие изменения и корректировать в соответствии с ними осуществляемые мероприятия по налоговой оптимизации. Наиболее существенные изменения влекут необходимость пересмотра всей схемы финансово-хозяйственной деятельности предприятия и, возможно, кардинального ее изменения.
Налоговое планирование и налоговая оптимизация должны сопровождаться продуманной и основанной на законе стратегией и тактикой в отношении действий, осуществляемых налогоплательщиками в ходе проведения мероприятий налогового контроля (выездных и камеральных налоговых проверок). В противном случае могут возникнуть существенные проблемы при защите интересов налогоплательщика в налоговом споре, возникшем по результатам проведенных контрольных мероприятий, в том числе и в отношении использованных инструментов налоговой оптимизации.
1.3 Налоговые риски
Следствием действий любого налогоплательщика, направленных на оптимизацию налогообложения и минимизацию налоговой нагрузки, являются так называемые налоговые риски.