Содержание
Введение3
Глава 1. Понятие трудового договора5
§ 1. История становления и развития законодательства о трудовом договоре5
§ 2. Трудовой договор как основание возникновения, изменения, прекращения трудовых правоотношений13
Глава 2. Заключение трудового договора33
§ 1. Стороны трудового договора33
§ 2. Форма трудового договора39
§ 3. Срок трудового договора44
§ 4. Документы, необходимые для заключения трудового договора48
Глава 3. Особенности зарубежного законодательства о трудовом договоре57
Заключение75
Библиография79
Приложения_________________________________________________________80
Выдержка из текста работы
Трудовой кодекс определяет необходимые правовые условия, позволяющие согласовывать интересы работодателя и работника, интересы государства, а также устанавливает принципы правового регулирования трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений. По сравнению с Кодексом законов о труде РФ, многие положения которого были детализированы другими правовыми нормативными актами, Трудовой кодекс РФ является более полным и комплексным документом, содержащим не только основные принципы регулирования трудовых правоотношений, но и устанавливающим особенности применения общих норм в отдельных случаях для различных категорий работников.
Трудовой договор является ключевым, базовым институтом трудового права как отрасли российского права. Это квинтэссенция правового регулирования взаимоотношений работников с работодателями. Может быть, поэтому именно вокруг трудового договора как одного из основных способов правового опосредования права граждан на труд сегодня наслоилось много неясностей.
Отчасти это можно понять, так как российское (как и предшествующее советское) трудовое право сформировалось в определенную эпоху и в определенных условиях. То время характеризовалось господством публично-правового регулирования практически во всех сферах человеческой деятельности. Государство в одном лице выступало как законодатель, исполнитель законов, а в сфере труда к тому же оно было практически единственным работодателем. В такой ситуации можно в какой-то степени согласиться с методом правового регулирования трудовых отношений, при котором государство вмешивалось в любые детали, фактически не оставляя конкретным сторонам договора — работнику и предприятию, организации, учреждению никакого «зазора», диктуя им все «правила игры». Ничего удивительного в этом не было, ведь все работали как бы на «единой фабрике», у одного работодателя.
Происшедшие за последнее время в социально-экономической сфере перемены привели к появлению новых возможностей для граждан в области применения ими своих способностей к труду.
В связи с этим актуальность данной дипломной работы обусловлена тем, что в условиях рыночных методов хозяйствования возрастает роль трудового договора как основного инструмента в регулировании трудовых отношений.
Целью моего исследования является изучение трудового договора.
В соответствии с поставленной целью задачами работы будет рассмотрение следующих вопросов:
— история становления трудового законодательства;
— понятие, содержание и срок трудового договора;
— заключение трудового договора;
— особенности заключения трудового договора;
— особенности трудового законодательства и заключения трудового договора за рубежом.
В результате всестороннего изучения и использования большого теоретического и практического материала, монографических источников, официальных документов, публикаций по изучению трудового договора мной высказаны обоснованные выводы и суждения по различным аспектам исследуемой темы.
Данной теме посвящено много работ ученых и ведущих специалистов в области трудового права, в которых исследования проводились в рамках КЗоТ. Теоретическую основу исследования составляют научные работы, статьи, монографии Гусова К.Н., Толкунова В.Н., Головиной С.Ю., Смирновой Н.Л., Сколбелкина В.Н., Смирнова О.В., Александрова Н.Г., Молодцов М.В., Головина С.Ю., Орловского Ю.П. и др.
Нормативную базу дипломной работы составляют: Конституция РФ, Трудовой кодекс РФ, Гражданский кодекс РФ и др.
Глава 1. Понятие трудового договора
§ 1. История становления и развития законодательства о трудовом договоре
До реформ 1861 г. общественное производство в России основывалось главным образом на принудительном труде крепостных крестьян. Промышленность как заводская, так и ремесленная была развита относительно слабо, а удельный вес работников, полностью свободных от крепостной зависимости, был невелик. Законодательство, регулировавшее труд, отражало черты феодально-крепостнической системы, преобладавшего натурального хозяйства, почти полного отсутствия свободного рынка труда капиталистического типа.
Появление крупной промышленности в России историческая наука связывает с деятельностью и реформами императора Петра I. Принятые им юридические акты способствовали развитию промышленного производства, обеспечивали возникавшие предприятия (мануфактуры и фабрики) рабочими руками с помощью методов, присущих феодализму (прикрепление к фабрикам крепостных крестьян, препровождение на заводы, рудники бродяг, нищих, преступников, а также установление максимального размера заработной платы и минимальной продолжительности рабочего времени). Характеризуя российские законы о труде феодальной эпохи, Л. С. Таль отмечал, что они руководствовались в гораздо большей мере полицейскими и финансовыми соображениями, чем социальными мотивами. «Они заботились главным образом о снабжении фабрик достаточным количеством рабочих рук путем затруднения ухода рабочих и их закрепощения и о поддержании строгой дисциплины. В то же время они, правда, боролись с наиболее резкими проявлениями эксплуатации труда, особенно детского… Промышленное право этой эпохи имело строго централизованный или публично-правовой характер; оно составляло лишь отрасль административного (полицейского) права» .
Законодательство, регламентировавшее взаимоотношения фабрикантов и свободных (или относительно свободных) работников в дореформенную эпоху, ограничивалось двумя главными актами. Положением от 24 мая 1835 г. об отношениях между хозяевами фабричных заведений и рабочими людьми, поступающими на оные по найму и Положением от 7 августа 1845 г. о воспрещении фабрикантам назначать в ночные работы малолетних менее 12-летнего возраста. Первый акт регулировал некоторые аспекты взаимоотношений индивидуальных работников и нанимателей. Он разрешал имеющим паспорта лицам податного состояния (это были в основном оброчные крестьяне, отпущенные своими помещиками на заработки) наниматься на работу в фабрично-заводские заведения на срок не свыше срока действия паспорта, т. е. на срок определенный . До истечения срока договора работник не вправе был его расторгнуть, а помещик, выдавший паспорт, — отзывать своих крепостных, работавших по найму на фабрике. Хозяин, однако, мог уволить работника до истечения срока договора в связи с невыполнением им трудовых обязанностей либо дурным поведением при условии предупреждения за две недели. В течение действия договора работник был не вправе требовать повышения размеров заработной платы. Хозяева могли заключать договоры с работниками в устной либо письменной форме или выдавать им расчетные листы. Они обязаны были вести особую книгу для записи расчетов с рабочими, а также иметь правила внутреннего распорядка («правила о порядке»), написанные от руки или напечатанные. Закон не содержал указаний относительно их содержания. Эти правил требовалось вывешивать на стенах рабочих комнат или фабричной конторы. Указанные правила, а также расчетные листы и книги должны были приниматься во внимание при рассмотрении споров между фабрикантами и рабочими. Никаких санкций за несоблюдение установленных норм предусмотрено не было.
Второй акт запрещал фабрикантам назначать в ночные смены (от 12 часов ночи до 6 часов утра) детей до 12 лет. За нарушение этого закона также не было предусмотрено санкций, а наблюдение за его применением предоставлялось местным властям.
Фабрично-трудовое законодательство сформировалось в России в весьма короткие сроки. В течение 21 года (с 1882-го по 1903 г.) было последовательно принято девять главных законов, составивших костяк промышленного (рабочего) права. Конкретное нормативное наполнение этих актов мы рассмотрим в последующих разделах книги при анализе отдельных институтов фабрично-трудового законодательства, сейчас же обратимся к их смысловому содержанию.
Закон от 1 июня 1882 г. «О малолетних, работающих на заводах, фабриках и мануфактурах» открывает собой формирование в России фабричного законодательства капиталистического типа, одна из главных задач которого — охрана труда детей и женщин, ставших первой жертвой индустриального молоха. Раннекапиталистическое мануфактурное и машинное производство во всех странах использовало, как известно, в массовом масштабе труд несовершеннолетних, безжалостно эксплуатировало их ради получения сверхприбылей, и первым шагом на пути ограничения такой эксплуатации, вызывавшей особое возмущение рабочих и общественного мнения, было появление законов о запрете детского труда.
Закон 1882 г. не только запретил применение труда детей в возрасте до 12 лет на фабриках, заводах и мануфактурах, но и установил специальные правила по охране труда малолетних от 12 до 15 лет (ограничение продолжительности рабочего дня, запрет ночной работы, работы в воскресные и праздничные дни, привлечения малолетних, а также подростков от 15 до 17 лет к вредным и опасным работам), обязал фабрикантов предоставлять малолетним рабочим, не имевшим образования, возможность посещать народные училища. Фабриканты были обязаны регистрировать малолетних рабочих в особой книге. …………………………….
Заключение
Путь к Трудовому кодексу РФ был долгим и тернистым.
Советское трудовое право, действующие КЗоТы были крайне идеологизированы. Концептуальной основой были определенные неколебимые догмы: строительство социализма и коммунизма, отрицание частной собственности и эксплуатации человека человеком, диктатура пролетариата, роль государства как главного инструмента общественных преобразований, роль труда, право на труд и обязанность трудиться, преимущества коллективистских начал в общественной жизни. Однако следует признать, что на разных этапах развития нашей страны после октября 1917 г. трактовка этих понятий менялась. Неоднократно происходившие повороты политической линии, изменения нюансов официальной идеологии оказывали серьезное воздействие на трудовое законодательство и трудовую теорию.
По своей форме Трудовой кодекс характеризуется новациями, которые трудно переоценить, назовем основные. В отличие от прежнего новый кодекс имеет иную структурную логику изложения, включающую обособленные части: общие положения, коллективное трудовое право и индивидуальное трудовое право. При этом обогатилось и дополнено содержание перечисленных частей кодифицированного акта за счет легального закрепления новых институтов, таких как: основные принципы трудового права; трудовые отношения, стороны трудовых отношений; социальное партнерство в сфере труда, защита персональных данных работника, профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации работников, самозащита работниками трудовых прав.
Между тем, характеризуя форму ТК, следует отметить «ахиллесову пяту» кодекса. Это, по сути, отсутствие переходных положений от КЗоТ 1971 г. к ТК 2001 г. В заключительных положениях последнего (часть 6) законодатель ограничился общими правилами применения кодекса к правоотношениям, возникшим до и после. введения его в действие и порядком применения нормативных актов, принятых до введения в действие. На практике такой подход с неизбежностью приводит к противоречивым толкованиям применительно к конкретным положениям закона. За примерами ходить далеко не приходится. Так, по главе 19 ТК возникают вопросы по правилам суммирования и оплате основного отпуска, исчисляемого в календарных днях, и дополнительных отпусков, которые в соответствии с действующим законодательством .(чаще всего Союза ССР) определяются в рабочих днях, вопросы о возможности замены денежной компенсацией ежегодного оплачиваемого отпуска за прошлые годы и другие. Не меньше проблем порождает и применение законов и иных нормативных актов бывшего Союза ССР и нормативных актов о труде РФ, которые сохраняют свое действие, но в части не противоречащей новому кодексу. Это «непротиворечие» участникам трудовых правоотношений установить далеко не просто, если и Министерство труда в этих. случаях допускает ошибки. Так, решением Верховного Суда от 8 декабря 2000 г. было признано недействительным Разъяснение Минтруда РФ № 3 от 8 февраля 1993 г. об уменьшении отпуска на число дней прогулов. Названным актом решался вопрос о применении союзного нормативного акта: постановления Совета Министров СССР и ВЦСПС от 28 июля 1983 г. «О дополнительных мерах, применяемых к нарушителям трудовой дисциплины» в части, не противоречащей КЗоТ РФ.
Обратимся к новеллам содержательной части ТК. По содержанию кодекс в своей основе имеет новые концептуальные подходы к регулированию трудовых и связанных с ними отношений. Эти новеллы, на наш взгляд, можно свести к трем основным положениям.
В первую очередь следует отметить, что в соответствии с идеей социального партнерства сформулированы цели и задачи кодекса. Целями законодательства о труде признаются не только установление государственных гарантий, защита прав и интересов работников, но и защита прав и интересов работодателей. Последнее имеет принципиальное значение. Права работодателя, которые защищаются, и интересы, которые охраняются ТК РФ, нашли легальное закрепление (ст. 22). Основной задачей трудового законодательства названо создание необходимых правовых условий для достижения оптимального согласования не только интересов сторон трудового отношения, но и интересов государства. Названные цели и задачи являются ориентиром для законодателя и правоприменителей. В большинстве статей кодекса выдерживается необходимый баланс, согласование интересов участников Социального партнерства. Яркие тому примеры— новый порядок предоставления гарантий и компенсаций работникам при исполнении ими государственных и общественных обязанностей; работникам, совмещающим работу с обучением; ответственность работодателя за нарушение сроков выплаты заработной платы и иных сумм, причитающихся работнику; возмещение затрат, связанных с обучением работника, и другие. Так, в прежнем законодательстве государство решало проблемы привлечения работников к исполнению государственных и общественных обязанностей, профессионального обучения граждан за счет средств работодателя.
В новом кодексе предприняты шаги по направлению согласования интересов участников социального партнерства, работодателя освободили от обязанности сохранять за работником среднемесячный заработок на период исполнения работниками государственных и общественных обязанностей, а также предоставлять гарантии и компенсации работникам, получающим второе, третье и т.д. профессиональное образование соответствующего уровня.
Новый кодекс по всему тексту исключил после слов трудовой договор слово «контракт». Следовательно, законодатель, исключив термин «контракт», прекратил многолетние споры о различиях трудового договора и контракта.
Трудовой договор заключается в письменной форме, составляется в двух экземплярах, каждый из которых подписывается сторонами. Один экземпляр трудового договора передается работнику, другой хранится у работодателя.
При заключении трудовых договоров с отдельными категориями работников законами и иными нормативными правовыми актами может быть предусмотрена необходимость согласования возможности заключения трудовых договоров либо их условий с соответствующими лицами или органами, не являющимися работодателями по этим договорам, или составление трудовых договоров в большем количестве экземпляров.
В ст. 63 в ч.2 говорится о том, что в случаях получения основного общего образования либо оставления в соответствии с федеральным законом общеобразовательного учреждения трудовой договор может быть заключен с 15-летнего возраста. Кроме того, с согласия одного из родителей, а при их отсутствии — опекуна, попечителя и органа опеки и попечительства трудовой договор может быть заключен с учащимся, достигшим возраста 14 лет.
Запрещается необоснованный отказ в заключение трудового договора.
Отказ в заключении трудового договора может быть обжалован в суд.
Статья 69 ТК РФ предусматривает обязательное предварительное медицинское освидетельствование при заключении трудового договора лиц моложе 18 лет. Такое освидетельствование осуществляется за счет средств работодателя.
Работодателей—физических лиц, использующих труд граждан по договорам, можно разделить на 3 группы: это граждане, привлекающие работников по договорам для обслуживания личного потребительского хозяйства, граждане, занимающиеся предпринимательской деятельностью и главы крестьянских (фермерских) хозяйств.
В настоящее время, когда стал разрешен «заемный» труд, рынок труда привлекает к себе большое и все растущее внимание, создаются специализированные кадровые агентства по подбору и найму персонала (в том числе временного).
Лизинг — работа с временными сотрудниками — основное и успешно развивающееся направление лизинговых агентств. При этом они решают две основные задачи: привлечение достаточного числа квалифицированных кандидатов и отбор лучших из них, что позволяет гибко реагировать на изменения условий рынка труда, а также на занятость населения и способствует развитию цивилизованных отношений на рынке труда.
Повышение роли трудового договора в регулировании трудовых отношений связано с запрещением принудительного труда и отмены обязательности труда в нашей стране. Труд свободен — это современная российская конституционная норма, воплощенная в одну из основных тенденций мировой цивилизации, только начинает проявляться через индивидуально-договорную форму регулирования труда. Трудовой договор как юридическая форма трудовых отношений призван способствовать реализации конституционного права каждого свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию.
Распространение письменной формы трудового договора на практике и законодательное закрепление ее обязательности привели к фактическому расширению содержания трудового договора. Стороны в настоящее время стремятся оговорить более широкий круг условий, чем наименование профессии и времени начала работы, тем самым по содержанию приближаясь к гражданско-правовым договорам в сфере применения труда. Трудовой договор, в котором определены лишь необходимые условия труда, гарантированные государством становится редкостью. Такой подход к этой проблеме представляется совершенно обоснованным. Верным и целесообразным.
Являясь основанием возникновения и сушествования во времени трудовых отношений, трудовой договор выполняет функцию их специфического регулятора, он признан индивидуализировать трудовые правоотношения применительно к личности работника и конкретного работодателя. Именно посредством трудового договора осуществляется включение гражданина — работника в трудовой коллектив. Именно такими правовыми последствиями для работника отличается трудовой договор от заключения гражданско-правовых договоров при которых не предусмотрено включение гражданина в штат и трудовой коллектив предприятия.
Представляется, что в условиях перехода к рынку назрела пора отнести к сфере действия трудового законодательства все соглашения о труде, предусматривающие выполнение работ независимо от срока и формы оплаты, в том числе и гражданско-правовые договоры подряда и поручения.
В трудовом законодательстве должны быть собственные правила признания договоров недействительными в силу пороков воли, заблуждения или обмана, заключения договора недееспособными лицами.
Целесообразно законодательно закрепить при заключении договора в сфере труда положение об профессиональном опыте, совмещении профессии (должностей), о продвижении по работе (службе), т.е. трудовой (служебной) карьере.
Необходимо обосновать включение в законодательство или исключение из практики такого имеющего широкое распространение договора о труде как трудовое соглашение.
Библиография
1. Нормативно-правовые акты
1. Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.
2. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. N 197-ФЗ // Российская газета. 2001. 31 декабря
3. Гражданский кодекс Российской Федерации (части первая, вторая и третья) (с изм. и доп. от 20 февраля, 12 августа 1996 г., 24 октября 1997 г., 8 июля, 17 декабря 1999 г., 16 апреля, 15 мая, 26 ноября 2001 г., 21 марта, 14, 26 ноября 2002 г., 10 января, 26 марта, 11 ноября, 23 декабря 2003 г.)) // Российская газета. 1994. 8 декабря; 1996. 6,7,8 февраля; 2001. 28 ноября
4. Кодекс законов о труде Российской Федерации от 25 сентября 1992 г. // Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации от 2 апреля 1992 г., N 14, ст. 712
5. Федеральный закон РФ от 31 июля 1995 г. № 119-ФЗ «Об основах государственной службы Российской Федерации»
6. Указ Президента РФ от 10 июня 1994 г. N 1200 «О некоторых мерах по обеспечению государственного управления экономикой» // Российская газета. 1994. 16 июня
7. Постановление Минтруда РФ от 21 августа 1998 г. N 37 «Об утверждении Квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и других служащих»
8. Постановление Правительства РФ от 19 июня 1994 г. N 706 «Об утверждении Положения о государственном ветеринарном надзоре в Российской Федерации» (с изм. и доп. от 16 апреля 2001 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации, 1994 г., N 9, ст. 1007
9. Постановления Совета Министров РСФСР «О перечне сведений, которые не могут составлять коммерческую тайну» от 5 декабря 1991 года // СП РФ, 1992, N 1, 2, ст.7
10. Указ Президента РФ от 30 ноября 1995 г. N 1203 «Об утверждении перечня сведений, отнесенных к государственной тайне»(с изм. и доп. от 24 января 1998 г., 6 июня, 10 сентября 2001 г., 29 мая 2002 г.) // СЗ РФ, 1995, N 49, ст.4775.
11. Постановление Правительства РФ от 28 октября 1995 г. N 1050 «Об утверждении Инструкции о порядке допуска должностных лиц и граждан Российской Федерации к государственной тайне» // СЗ РФ, 1997, N 43, ст.4987
12. Постановлением Правительства РФ «О лицензировании деятельности, связанной с трудоустройством граждан Российской Федерации за границей» // СЗ РФ, 1995, N 46, ст.4451
13. Указ Президента РФ от 6 марта 1997 г. N 188 «Об утверждении перечня сведений конфиденциального характера» // СЗ РФ, 1997, N 10, ст.1127
14. Постановление Правительства РФ от 16 марта 2000 года «О порядке заключения контрактов и аттестации руководителей федеральных государственных унитарных предприятий» // СЗ РФ, 2000, N 13, ст.1373
2. Монографии, учебники, журнальные статьи
15. Александров Н.Г.. Трудовой договор (контракт). М., 1998.
16. Абжанов К.А. Трудовой договор по советскому праву. М., 1966.
17. Бердычевский В.С., Акопов Д.Р., Сулейманова Г.В. Трудовое право: Учебное пособие / Отв. ред. В.С. Бердычевский. — Ростов н/Д.: Феникс, 2002.
18. Бугров Л.И. Трудовой договор. // Российская юстиция. № 5. 2002..
19. Власов В. И. Действителен ли договор? // Ваше право. № 24. 2002.
20. Гаповенко В.Ф., Михайлова Ф.Н. Трудовое право: Учебник для вузов. М., 2002.
21. Гусов К.Н. Комментарий к КЗоТ — М.., 2000.
22. Гусов К.Н., Толкунова В.Н. Трудовое право России: Учебник. 2-е изд,. — М.: Юристъ, 2000.
23. Е. Никитин. Комментарий к Трудовому кодексу РФ. // Служба кадров. № 11, М., 2002.
24. Ершов В. Проект трудового кодекса Российской Федерации: за и против //Трудовое право. 1999.
25. Иванов С. А. Российское трудовое право: история и современность // Государство и право. 1999. № 5.
26. Иванов С. А. Трудовое право переходного периода: некоторые проблемы // Государство и право. 1994.
27. Иванов Ю.М. Очерки теории и практики тоталитарного социализма. М., 1997.
28. Киселев И.Я. История развития трудового законодательства М, 2000.
29. Киселев И.Я. Сравнительное и международное трудовое право — М.: 1999.
30. Климова М.А. Постатейный комментарий к Трудовому Кодексу Российской Федерации. М., 2002.
31. Коршунова Т.Ю. Особенности заключения трудового договора // Справочник кадровика, 2001, №3.
32. Крылов К. Д. Законодательство России о профессиональных союзах. М., 1996.
33. Куренной А. М. Трудовое право России: что впереди? // Законодательство. 1998.
34. Лебедев В.М. Основные направления совершенствования законодательства о труде. Томск. 2001.
35. Лившиц Р. З. Трудовое законодательство: настоящее и будущее. Москва 1989г.
36. Маврин С. П. Современные проблемы общей части российского трудового права. СПб., 1993.
37. Малышева Е.В. Трудовой договор: условия применения // Справочник кадровика, 2001.
38. Мироненко С.А. Особенности правового регулирования порядка заключения и расторжения трудового договора. М., 2002.
39. Молодцов М.В., Головина С.Ю. Трудовое право России. М., 2003
40. Орловский Ю.П. Комментарий к Трудовому Кодексу Российской Федерации. М., 2002.
41. Пустозерова В.М. Комментарий к КЗОТ. М., 1997.
42. Сколбелкин В.Н. «Трудовые правоотношения». М., «Вердикт», 2002 г.
43. 0Таль Л.С. Очерки промышленного рабочего права. М., 1918.
44. Трудовое право: Учебник /Под ред. О.В. Смирнова -М.: «ПРОСПЕКТ» -2002.
45. Яблокова Т.Н. Трудовое законодательство, вчера и сегодня. // Законность. № 5. 2002.