Содержание
Введение…3
Глава I. Проблема формирования логического мышления у детей среднего школьного возраста в теории и практике
специальной педагогики и психологии
1.1. Мышление как ведущий познавательный процесс. Особенности логического мышления.8
1.2. Своеобразие логического мышления у школьников среднего возраста.13
Глава II. Методика формирования логического мышления
2.1 Направления исследования сформированности компонентов
логического мышления у детей среднего школьного возраста22
2.2. Возможности тренингового развития логического мышления школьников среднего возраста.25
Глава III. Экспериментальная работа по применению тренинга в развитии логического мышления у детей среднего школьного возраста
3.1 Описание тренинга30
3.2 Описание эксперимента33
Выводы по проведенной работе …58
Заключение..62
Список использованной литературы.64
Приложение 67
Выдержка из текста работы
Перед современным обществом развития стоит задача улучшения воспитательно-образовательной работы с детьми дошкольного возраста, подготовки их к обучению в школе. Важным компонентом готовности детей старшего дошольного возраста к школе является логическое мышление.
Необходимость его развития у дошкольников объясняется тем, что на каждом возрастном этапе создается фундамент, на котором формируются психические функции, важные для перехода следующему этапу. Таким образом, навыки, умения, приобретенные в дошкольный период, будут служить фундаментом для получения знаний и развития способностей в старшем возрасте — в школе. И важнейшим среди этих навыков является навык логического мышления, способность «действовать в уме».
Интерес психологов к проблеме развития логического мышления определен общей теорией мышления (Б.Г. Ананьев, А.В. Брушлинский, Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, А.Н. Леонтьев, А.М. Матюшкин, С.Л. Рубинштейн, К.А. Славская) и теорией развития мышления (Д.Б. Богоявленская, Л.В. Занков, Н.А. Менчинская, Л.А. Люблинская, З.И. Калмыкова, Т.В. Кудрявцев, И.С. Якиманская). В зарубежной психологии проблемам развития мышления посвящены труды Ж. Пиаже, Э. де Боне, Р. Пола, Р. Энниса.
Психолого-педагогические исследования ученых доказали, что основные логические умения на элементарном уровне формируются у детей, начиная с 5-6-летнего возраста. Однако практически все представленные работы направлены на развитие отдельных компонентов логического мышления, а не логического мышления как структуры. Остается открытым вопрос о действенных методах и приемах развития логического мышления старших дошкольников.
В связи с этим, возникает противоречие между необходимостью развития логического мышления и отсутствием эффективных средств, позволяющих осуществить это на практике. Необходимость поиска пути разрешения данного противоречия и определило проблему исследования: «Развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста».
Цель исследования – теоретически изучить и обобщить психолого-педагогические исследования по проблеме развития логического мышления у детей старшего дошкольного возраста.
Объект исследования – развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть сущность понятия «логическое мышление».
2. Изучить особенности развития логического мышления в старшем дошкольном возрасте.
3. Определить методы и приемы развития логического мышления в старшем дошкольном возрасте.
Теоретическими основами исследования выступили экспериментальные данные, полученные в ходе исследования мышления детей старшего дошкольного возраста (Л.С.Выготский, П.Я.Гальперин, А.В.Запорожец, А.Н.Леонтьев, Ж.Пиаже, Т.А.Репина, Б.М.Теплов, П.М.Якобсон и др.).
Глава 1. Теоретические аспекты развития логического мышления у детей старшего дошкольного возраста
1.1. Понятие логического мышления в психолого-педагогической литературе
Мышление есть психический процесс отражения действительности, высшая форма творческой активности человека. Мышление — это отображение существенных связей и отношений между объектами действительности; специфичность отображения в мышлении, в его обобщенности; мыслительное отображение характеризуется опосредствованностью, что позволяет выйти за рамки непосредственно данного.
Традиционные в психологической науке определения мышления обычно фиксируют два его существенных признака: обобщенность и опосредствованность. Мышление есть процесс обобщенного и опосредствованного отражения действительности в ее существенных связях и отношениях. Мышление представляет собой процесс познавательной деятельности, при котором субъект оперирует различными видами обобщений, включая образы, понятия и категории [2].
В психологической науке различают такие логические формы мышления, как понятия, суждения и умозаключения.
Понятие — это отражение в сознании человека общих и существенных свойств предмета или явления. Понятие — форма мышления, которая отображает единичное и особенное, являющееся одновременно и всеобщим. Понятие выступает и как форма мышления, и как особое мыслительное действие.
Суждение — основная форма мышления, в процессе которой утверждаются или отрицаются связи между предметами и явлениями действительности. Суждение — это отражение связей между предметами и явлениями действительности или ме
……..
Список литературы
1. Выготский Л.С. Лекции по психологии. — СПб.: Союз, 1997. — 144 с.
2. Гальперин П.Я. Введение в психологию. – М.: 1976. – 120с.
3. Давыдов, В. В. Проблема развивающего обучения / В. В.Давыдов. — М., 2003.
4. Дубровина, И.В. Психология: учебник для студентов средних педагогических учебных заведений / И.В. Дубровина, Е.Е. Данилова, А.М. Прихожан; под ред. И.В. Дубровиной. – М.: Издательский центр «Академия», 1999. – 464 с.
5. Занков Л.В. Избранные педагогические труды. — М.: Новая школа, 1996.
6. Запорожец, А.В. Психическое развитие ребенка. Избр. психол. труды в 2-хт. — М.: Педагогика, 1986.
7. Зеньковский, В.В. Психология детства/ В. В.Зеньковский. — Екатеринбург, 2005.
8. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста: Кн. для воспитателя дет. cада/ Л. А. Венгер, О. М. Дьяченко, Р. И. Говорова, Л. И. Цеханская; Сост. Л. А. Венгер, О. М. Дьяченко. — М.: Просвещение, 1989.
9. Калмыкова З.И. Продуктивное мышление как основа обучаемости. — М., 1981.
10. Матюшкин А.М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. — М.: Педагогика, 1972.
11. Никитин Б.П. Развивающие игры. — М. : Педагогика, 1981.
12. Петровский, А.В. Психология: учебник для студентов высших педагогических учебных заведений / А.В. Петровский, М.Г. Ярошевский. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 512 с.
13. Пиаже Ж. Логика и психология. Избранные психологические труды. — М.: Наука, 1998.
14. Поддьяков Н. Н. Особенности образного мышления детей в конструктивной деятельности/ Н. Н.Поддьяков, В. Б. Синельников //Зрительные образы: феноменология и эксперимент. Вып. 4. — Душанбе: Дониш, 1974.
15. Эльконин Д. Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте // Вопросы психологии. -1971. — № 4.
16. Якиманская И. С. Развивающееся обучение. — М.: Педагогика, 1979.