Содержание
Введение
Глава 1. Теоретико-методологические подходы к социальной работе с неполной семьей.
1.1Определение и функции семьи
1.2Нормативно – правовые основы помощи неполным семьям
Глава 2. Сущность и стадии социальной работы с неполными семьями.
2.1. Социальные проблемы неполной семьи
2.2. Технологии, виды, формы и методы решения социальных проблем неполных семей
Глава 3. Опыт социальной работы с неполными семьями на примере Комплексного центра социального обслуживания «Бескудниково» отделение психолого-педагогической помощи семьи и детям (г. Москва)
Заключение
Список источников и литературы
Выдержка из текста работы
План Введение … 3 Основные функции семьи… 5 Социальный статус семьи и её типология… 9 Деятельность социального педагога по работе с семьёй… 13 Формы социально-педагогической помощи семье…18 Заключение …24 Список литературы…25 Введение В семье формируется и развивается личность человека, происходит овладение им социальными ролями, необходимыми для безболезненной адаптации ребёнка в обществе. Именно в семье закладываются основы нравственности человека, формируются нормы поведения, раскрывается внутренний мир и индивидуальные качества личности.
Современная ситуация в России (экономический кризис, нагнетание социальной и политической напряженности, межэтнические конфликты, растущая материальная и социальная поляризация общества и т.д.) обострила положение семьи. Проблемы российской семьи выходят на поверхность, становятся заметными не только для специалистов. Это падение рождаемости, рост смертности, уменьшение брачности и рост разводимости, увеличение частоты добрачных половых связей, увеличение частоты ранних, сверхранних, а также внебрачных рождений.
Это и беспрецедентный рост числа отказов от детей, нарастание эмоционального отчуждения между членами семьи, падение нравственных устоев семейного воспитания. Нет недостатка в перечислении семейных проблем и в интерпретациях их причин и следствий. Во все времена семья испытывала потребность получать поддержку в воспитании детей.
История свидетельствует, что когда люди жили большими семьями, то необходимые знания и навыки семейной жизни передавались от поколения к поколению естественно и буднично1. В современном обществе, когда семейные связи между поколениями нарушены, передача необходимых знаний становится одной из важных забот общества. «Беспокойства и опасения заставляют молодых родителей бросаться за помощью к различным «экспертам», чтобы получить информацию и совет2. Помощь родителям в воспитании детей необходима со стороны профессиональных психологов, социальных педагогов и других специалистов.
Исследования показывают, что в консультациях специалистов нуждаются не только неблагополучные, но и вполне благополучные семьи. Исходя из вышесказанного, была выбрана тема контрольной работы: Семья как объект социально-педагогической деятельности. Типология семей и социальная адаптация семьи в обществе. Для изучения этого вопроса в первую очередь необходимо рассмотреть основные функции семьи, дать понятие социального статуса семьи и её типологию.
Во — вторых, необходимо рассмотреть, в чём заключается деятельность социального педагога по работе с семьёй и в каких формах социально — педагогической помощи она может реализовываться. Основные функции семьи Существует несколько определений семьи. Во-первых, «семья – это основанная на браке и (или) кровном родстве малая социальная группа, члены которой объединены совместным проживанием и ведением домашнего хозяйства, эмоциональной связью и взаимными обязанностями по отношению друг к другу»3. Во-вторых, «семьёй называется социальный институт, характеризующийся устойчивой формой взаимоотношений между людьми, в рамках которой осуществляется основная часть повседневной жизни людей: сексуальные отношения, деторождение и первичная социализация детей, значительная часть бытового ухода, образовательного и медицинского обслуживания и т. д.»4 Учёные выделяют различные функции семьи. Мы остановимся на тех из них, которые касаются, прежде всего, воспитания и развития ребёнка. Репродуктивная функция (от лат. productjo – самовоспроизведение, размножение, производство потомства) обусловлена необходимостью продолжения человеческого рода. Репродуктивная функция зависит, прежде всего, от стабильности семьи. Вместе с тем, можно выделить ряд факторов, обусловливающих сокращение величины семьи: падение рождаемости; тенденция к отделению молодых семей от родных; увеличение доли семей с одним родителем в результате роста числа разводов, овдовений, рождения детей одинокими матерями; качество здоровья населения.
Экономическая и хозяйственно-бытовая функция.
Исторически семья всегда была основной хозяйственной ячейкой общества.
Традиционно женщины вели домашнее хозяйство, мужчины занимались ремёслами. В век научно-технической революции многие стороны жизни людей, связанные с повседневным обслуживанием частично переложены на сферу бытовых услуг.
Экономическая функция была связана с накоплением богатства для членов семьи: приданое для невесты, калым для жениха, вещи, передаваемые по наследству… Социально-экономические изменения, происходящие в современном обществе, вновь активизируют экономическую функцию семьи в вопросах накопления имущества, приобретения собственности, приватизации жилья, наследования и т. д. Функция первичной социализации обусловлена тем, что семья является первой и главной социальной группой, которая активно влияет на формирование личности ребёнка. В семье переплетается естественно-биологические и социальные связи родителей и детей.
Семья оказывает влияние в целом на физическое, психическое и социальное развитие ребёнка. А.В. Мудрик выделяет шесть функций семьи в процессе социализации5. Во-первых, физическое и эмоциональное развитие человека. В младенчестве и в раннем детстве эта функция играет определяющую роль, которая не может быть компенсирована другими институтами социализации.
В детском, младшем школьном и подростковом возрастах ее влияние остается ведущим, но перестает быть единственным. Во-вторых, семья играет определяющую роль в формировании психологического пола ребенка в первые три года его жизни. Как выявили специалисты, решающее значение в этом имеет отец, т.к. именно он, как правило, дифференцированно относится к дочери и сыну (поощряет активность у сына и женственность у дочери). Так как мать, обычно, одинаково относится к детям обоего пола. Отсутствие в семье отца или его формальное наличие делает эффективность половой социализации проблематичной.
В-третьих, семья играет ведущую роль в умственном развитии ребенка. Американский исследователь Баум выявил, что различие в коэффициенте умственного развития детей, выросших в благополучных и неблагополучных семьях, доходит до двадцати баллов, а также влияет на меру приобщения человека к культуре на всех этапах социализации. В-четвертых, семья играет важную роль в овладении человеком социальными нормами.
В-пятых, в семье формируются фундаментальные ценностные ориентации человека в сферах семейных и межэтнических отношений, а также определяющих его стиль жизни, сферы и уровень притязаний, жизненные устремления, планы и способы их достижения. В-шестых, семье присуща функция социально-психологической поддержки человека, от чего зависит его самооценка, уровень его самоуважения, мера самопринятия, аспекты и эффективность самореализации. Таким образом, первичная социализация служит соединительным звеном между «малым миром» ребенка и большим, окружающим его, миром взрослых.
Воспитательная функция. Родители были и остаются первыми воспитателями ребёнка. Воспитание – сложный социально-педагогический процесс. И. С. Кон считает, что «воспитание подразумевает, прежде всего, направленные действия, посредством которых индивиду сознательно стараются привить желаемые черты и свойства»6. Кроме этого, на формирование личности ребёнка оказывает влияние вся атмосфера и микроклимат семьи.
Существуют различные по характеру требования родителей и особенности взаимоотношений родителей и детей. Важнейшее средство влияния на воспитание ребёнка – личный пример родителей. Его воспитательное значение основывается на присущей детскому возрасту склонности к подражанию. Воспитание в условиях семьи может быть деформированным, когда: — родители больны, — ведут аморальный образ жизни, — не обладают педагогической культурой. Семья воздействует на развитие личности детей благоприятным морально-психологическим климатом, здоровыми отношениями между её членами.
Рекреационная и психотерапевтическая функция. Смысл её заключается в том, что семья должна быть той нишей, где человек мог бы чувствовать себя абсолютно защищённым, быть принятым, несмотря на его статус, внешность, жизненные успехи, финансовое положение и т. д. Таким образом, существование человека в настоящее время организовано в форме семейного образа жизни. Каждая из функций в каких-то частных случаях может быть с большим или меньшим успехом осуществлена вне семьи, но совокупность их может выполняться только в семье.
Социальный статус семьи и её типология
Из всех проблем, стоящих перед современной семьёй, для социального педагога наиболее важной является проблема адаптации семьи в обществе. В качестве основной характеристики процесса адаптации выступает социальный статус. Для социального педагога важны следующие структурные характеристики семьи: — наличие брачных партнёров (полная, формально полная, неполная); — стадия жизненного цикла семьи (молодая, зрелая, пожилая); — порядок заключения брака (первичный, повторный); — количество поколений в семье (одно или несколько); — количество детей (многодетная, малодетная). В перечисленных характеристиках кроются как ресурсные возможности семьи (материальные, воспитательные), так и потенциальные факторы риска.
Для социально-педагогической деятельности также важны и индивидуальные особенности членов семьи. К ним относятся следующие привычки взрослых членов семьи: — социально-демографические, — физиологические, — психологические, — патологические.
А также характеристики ребёнка: — возраст, — уровень физического, психического, речевого развития в соответствии с возрастом; — интересы, способности; — образовательное учреждение, которое он посещает; — успешность общения и обучения; — наличие поведенческих отклонений, патологических привычек. Сочетание индивидуальных характеристик членов семьи с её структурными и функциональными параметрами складываются в комплексную характеристику – статус семьи.
Учёными показано, что у семьи может быть, по крайней мере, четыре статуса: социально-экономический, социально – психический, социокультурный, ситуационно-ролевой. Для оценки материального благосостояния семьи необходимо несколько количественных и качественных критериев: — уровень доходов семьи, — её жилищные условия, предметное окружение, — социально-демографические характеристики её членов, что составляет социально- экономический статус семьи.
Психологический климат семьи – это эмоциональный настрой, который складывается как результат настроений членов семьи, их душевных переживаний, отношения друг к другу, к другим людям, к работе, к окружающим событиям. В качестве показателей психологического климата семьи выделяются следующие: — степень эмоционального комфорта, — уровень тревожности, — степень взаимного понимания, уважения, поддержки, помощи, сопереживания и взаимовлияния, — место проведения досуга (в семье или вне её), — открытость семьи во взаимоотношениях с ближайшим окружением.
Социокультурная адаптация. Определяя общую культуру семьи, надо учитывать уровень образования её взрослых членов, а также непосредственную бытовую и поведенческую культуру членов семьи. Ситуационно-ролевая адаптация связана с отношением в семье к ребёнку. На основе анализа структурных и функциональных характеристик семьи, а также индивидуальных особенностей её членов, можно определить её структурно-функциональный тип и вместе с тем сделать вывод об уровне социальной адаптации в обществе (высокий, средний, низкий). Из существующего множества типологий семьи (психологические, педагогические, социологические) задачам деятельности социального педагога отвечает следующая комплексная типология: благополучные семьи, семьи группы риска, неблагополучные семьи, асоциальные семьи. Благополучные семьи успешно справляются со своими функциями, практически не нуждаются в помощи социального педагога, т.к. успешно решают задачи воспитания и развития своего ребёнка. В случае возникновения проблем им достаточно разовой однократной помощи.
Семьи группы риска характеризуются наличием некоторого отклонения от норм, например, неполная семья, малообеспеченная семья и т. п. и снижающего адаптивные способности этих семей. Социальному педагогу необходимо наблюдать за состоянием такой семьи и в случае необходимости предложить своевременную помощь.
Неблагополучные семьи не справляются с возложенными на них функциями, процесс семейного воспитания ребёнка протекает с большими трудностями, медленно, малорезультативно.
Для данного типа семей необходима активная и продолжительная поддержка со стороны социального педагога. Асоциальные семьи – те, с которыми взаимодействие протекает наиболее трудоёмко и состояние которых нуждается в коренных изменениях. В этих семьях, где родители ведут аморальный, противоправный образ жизни, и где жилищно-бытовые условия не отвечают элементарным санитарно-гигиеническим требованиям, а воспитанием детей никто не занимается, дети оказываются безнадзорными полуголодными, отстают в развитии, становятся жертвами насилия.
Работа социального педагога с этими семьями должна вестись в тесном контакте с правоохранительными органами, а также с органами опеки и попечительства. Таким образом, социальный педагог должен строить свою работу в зависимости от типа семьи, уровня её социальной адаптации в обществе. Деятельность социального педагога по работе с семьёй Объектом воздействия социального педагога может быть ребёнок в семье, взрослые члены семьи и сама семья, в целом, как коллектив.
Деятельность социального педагога с семьёй включает три основных составляющих социально-педагогической помощи: образовательную, психологическую, посредническую. Рассмотрим последовательно каждую из составляющих. Образовательная составляющая включает в себя 2 направления деятельности социального педагога: помощь в обучении и воспитании.
Помощь в обучении направлена на предотвращение возникающих в семье проблем и формирование педагогической культуры родителей. К наиболее типичным ошибкам в воспитании относятся: недостаточное представление о целях, методах, задачах воспитания; отсутствие единых требований в воспитании со стороны всех членов семьи; слепая любовь к ребёнку; чрезмерная строгость; перекладывание забот о воспитании на образовательное учреждение; ссоры родителей; применение физических наказаний и др. Поэтому деятельность социального педагога предусматривает проведение широкого просвещения родителей.
Наряду с передачей родителям соответствующих знаний, социальный педагог может организовать ещё и практические занятия, помогающие повысить социальный статус семьи. Помощь в воспитании проводится социальным педагогом, в первую очередь, с родителями — путём их консультирования, а также с ребёнком посредством создания специальных воспитательных ситуаций для решения задачи своевременной помощи семье в целях её укрепления и наиболее полного использования её воспитательного потенциала.
Социальному педагогу при оказании помощи семье необходимо разобрать с родителями применяемые в их семье методы воспитания и помочь определить наиболее адекватные. Методы семейного воспитания можно разделить на две группы. Первую группу методов составляют методы повседневного общения, делового доверительного взаимодействия и взаимовоздействия. Эта группа методов включает в себя: метод уважения детской личности, метод убеждения.
Социальный педагог должен показать родителям, через какие приёмы могут реализовываться эти методы. Ими могут быть: — обсуждение разнообразных вопросов жизни в доверительном разговоре, — понимание, — доверие, — побуждение, — сочувствие, — предостережение, — критика. Вторую группу методов составляют методы педагогического и психологического воздействия воспитателя на личность ребёнка в целях коррекции его сознания и поведения. Этими методами родители могут пользоваться только тогда, когда у ребёнка возникают какие-либо проблемы.
Данная группа методов включает в себя: метод обращения к сознанию, метод обращения к чувству, метод обращения в воле и поступку. Социальный педагог также должен показать через какие приёмы реализуется эта группа методов. Обращаться к сознанию ребёнка можно через: — пример, — разъяснение, — возбуждение психологического состояния радости, — актуализацию мечты, — снятия напряжения в отношениях. К чувствам ребёнка обращаются через обращение к совести, чувству справедливости, эстетическому чувству, к самолюбию состраданию и милосердию, страху и бесстрашию, отвращению и брезгливости. Обращение к воле и поступку требует от педагога внушения, упражнения, поощрения, наказания.
Таким образом, подсказанная родителям система методов и приёмов в воспитательном процессе должна быть трансформирована, воплощена в реальные отношения, которые образуют воспитательную среду, комфортную для всех членов семьи7. Существенные проблемы в семье могут быть связаны с неправильно подобранными тактиками семейного воспитания, тогда социальный педагог поможет осознать особенности таких негативных тактик, как: — диктат, — опека, — конфронтация, — мирное сосуществование и помочь овладеть позитивной тактикой семейного воспитания – тактикой сотрудничества.
Психологическая составляющая социально-педагогической помощи включает в себя два компонента: социально-психологическую поддержку и коррекцию. Поддержка направлена на создание благоприятного климата в семье в период кратковременного кризиса.
Наиболее эффективна эта работа, когда помощь семье оказывается комплексно: социальный педагог определяет проблему, анализируя межличностные отношения семьи, положение ребёнка в семье, отношение семьи с обществом; психолог выявляет те психические изменения каждого члена семьи, которые приводят к конфликтам; психиатр или психотерапевт проводит лечение. Коррекция межличностных отношений происходит, в основном, когда в семье существует психическое насилие над ребёнком, приводящее к нарушению его нервно-психического и физического состояния. К такому виду насилия относятся: — запугивание, — оскорбление ребёнка, — унижение его чести и достоинства, — нарушение доверия.
Цель социально-педагогической коррекции заключается в том, чтобы помочь членам семьи узнать, как они взаимодействуют друг с другом, а затем помочь узнать, как сделать это взаимодействие более конструктивным. Посреднический компонент социально-педагогической помощи включает в себя три составляющие: помощь в организации, координации и информирование. Помощь в организации направлена на организацию семейного досуга, включающего в себя: организацию благотворительных аукционов, клубов по интересам, организацию семейных праздников, конкурсов, курсов по ведению домашнего хозяйства, клубов знакомств, летнего отдыха и др. Помощь в координации направлена на активизацию различных ведомств и служб по совместному разрешению проблемы конкретной семьи и положения конкретного ребёнка в ней. Такими проблемами могут быть: передача ребёнка на воспитание в приёмную семью, усыновление ребёнка, помещение детей в приюты.
Помощь в информировании направлена на обеспечение семьи информацией по вопросам социальной защиты.
Она проводится в форме консультирования. Вопросы могут касаться как жилищного, семейно-брачного, трудового, гражданского, пенсионного законодательства, прав детей, женщин, инвалидов, так и проблем которые существуют внутри семьи.
Такая помощь оказывается любому члену семьи, в том числе и детям, с которыми плохо обращаются или о которых не заботятся. Как крайнюю меру этот вид помощи предусматривает рекомендации на лишение родительских прав, передачу ребёнка в интернатные учреждения. Таким образом, социальный педагог при работе с семьёй выступает в трёх основных ролях: Советник – информирует семью о важности и возможности взаимодействия родителей и детей в семье; рассказывает о развитии ребенка; дает педагогические советы по воспитанию детей.
Консультант – консультирует по вопросам семейного законодательства; вопросам межличностного взаимодействия в семье; информирует о существующих методах воспитания, ориентированных на конкретную семью; разъясняет родителям способы создания условий, необходимых для нормального развития и воспитания ребенка в семье. Защитник — защищает права ребенка в случае, когда приходится сталкиваться с полной деградацией личности родителей (алкоголизм, наркомания, жестокое обращение к детям) и вытекающими из этого проблемами неустроенности быта, отсутствие внимания, человеческого отношения родителей к детям.