Содержание
Введение…………………………………………………………………………..2
Глава 1 Теоретико-методологические основы развития занятости населения на рынке труда……………………………………………………………………7
1.1.Экономическое содержание понятия «рынок труда»………………..7
1.2.Занятость трудовых ресурсов на современном этапе………………..18
1.3.Категория граждан, испытывающих трудности на рынке труда…36
Глава 2. Деятельность ГУ ЦЗН г. Катав-Ивановска по содействию занятости населения…………………………………………………………………………41
2.1.Ситуация в социально-трудовой сфере и на рынке труда г.Катав-Ивановска……………………………………………………………41
2.2.Характеристика и технология работы городского центра занятости населения…………………………………………………………………43
2.3.Финансирование мероприятий по содействию занятости населения………………………………………………………………..75
Глава 3 Пути совершенствования работы ГУ ЦЗН г. Катав-Ивановска по содействию занятости…………………………………………………………..85
3.1.Повышение эффективности мероприятий активной политики занятости………………………………………………………………85
3.2.Содействие самозанятости……………………………………………91
3.3.Развитие социального партнерства на рынке труда………………96
Заключение…………………………………………………………………….100
Список использованной литературы…………………………………………104
Приложение 1…………………………………………………………………108
Приложение 2…………………………………………………………………110
Приложение 3…………………………………………………………………114
Приложение 4…………………………………………………………………118
Приложение 5…………………………………………………………………119
Приложение 6………………………………………………………………….123
Выдержка из текста работы
Малое предпринимательство России устойчиво сохраняет свои позиции, обнаруживая значительные адаптационные свойства. На современном этапе развития, в соответствии с присущими малому предпринимательству особенностями, основными задачами повышения его эффективности в экономике региона являются [10, с. 19]:
? принятие мер по более эффективному использованию потенциала страны, опираясь, в том числе, и на инструменты и методы стимулирования развития производства в домашних хозяйствах населения;
? государственная помощь в обеспечении сбыта товара и налаживании связей между производителями и потребителями;
? совершенствование системы инфраструктуры малого и малого предпринимательства в России, обеспечение облегченного доступа к финансовым ресурсам и информационная поддержка предпринимателей.
В развитии малого предпринимательства в России за 2013-2014 гг. наметились негативные тенденции, выразившиеся в первую очередь в существенном замедлении темпов роста их числа. Отсутствие государственной поддержки и досконально проработанной правовой базы только усугубило положение малых предприятий во время мирового экономического криза.
Положение в сфере малого бизнеса, которое сложилось в настоящее время в нашей стране, свидетельствует о том, что дальнейшее его развитие без активного положительного вмешательства государства может привести к свертыванию данного сектора экономики с соответствующим усилением социального напряжения и обострением экономических проблем. Из-за этого возникает необходимость в просмотре и эффективном внедрении механизмов государственного регулирования предприятий малого и среднего бизнеса.
Специальное законодательство о малом и среднем предпринимательстве составляет, прежде всего, Федеральный закон от 24 июля 2010 года № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» [1]. Согласно Закону № 209-ФЗ к субъектам малого и среднего бизнеса могут относиться индивидуальные предприниматели и организации, удовлетворяющие определенным условиям.
Категория субъекта малого или среднего предпринимательства определяется в соответствии с наибольшим по значению условием – численностью работников либо размером выручки от реализации товаров, работ или услуг. Категория субъекта малого или среднего предпринимательства изменяется только в том случае, если численность работников или размер выручки держатся выше или ниже предельных значений в течение двух календарных лет, следующих один за другим.
Постановлением Правительства РФ от 09.02.2013 N 101 «О предельных значениях выручки от реализации товаров (работ, услуг) для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства» в зависимости от категорий субъектов малого и среднего предпринимательства были установлены следующие значения [2]:
? микропредприятия – 60 млн. рублей;
? малые предприятия – 400 млн. рублей;
? средние предприятия – 1 000 млн. рублей.
Сейчас малый бизнес развивается в основном в посреднической сфере и в отраслях, не требующих значительных капитальных вложений: в торговле, общественном питании, в строительстве гражданских объектов, мелком ремонте техники и машин, в сельском хозяйстве.
Малое предпринимательство относится к категории малого бизнеса. Развитие малого предпринимательства, и малого предпринимательства в том числе, становится одним из важнейших направлений экономических преобразований в России.
Развитие предпринимательства в России имеет свою специфику, сформировавшуюся под влиянием тех экономических и политических условий, которые сложились в экономике в пореформенное время. Малые предприятия динамично перестроиться и приспособиться к неблагоприятной обстановке.
Исследования литературных источников свидетельствуют о необходимости учета трех основных факторов, способствующих развитию малого предпринимательства в России [12, 18, 25].
Первый из них – мотивационный – включает общую оценку финансового состояния, условий и перспектив ведения собственного бизнеса, а также степень поддержки властью предпринимательства в регионе.
Второй фактор — институциональный — предполагает характеристику конкурентных условий, уровень трансакционных издержек и комплексной безопасности ведения бизнеса (включая защиту от административного прессинга и недобросовестной конкуренции со стороны крупных компаний). Третий фактор – инфраструктурный — определяется степенью развитости правовой инфраструктуры (проще говоря, возможности предпринимателя решать возникающие проблемы легальным судебным путем) и наличия материальной инфраструктуры, которая для малого предпринимателя, как правило, выражается в обеспеченности производственными, офисными площадями.
Особенностью малого предпринимательства является то, что здесь не проводится различие между собственно капиталом (имуществом, приносящим доход) и имуществом, используемым предпринимателем для личных нужд [11,с 28]. Имущественная ответственность распространяется на все имущество предпринимателя независимо от его включенности в капитал. В соответствии с российским законодательством предпринимательская деятельность может осуществляться без образования юридического лица и с образованием юридического лица.
………….
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Значение малого бизнеса в рыночной экономике, очень велико. Без малого бизнеса рыночная экономика ни функционировать, ни развиваться не в состоянии. Становление и развитие его является одной из основных проблем экономической политики в условиях перехода от административно-командной экономики к нормальной рыночной экономике. Малый бизнес в рыночной экономике — ведущий сектор, определяющий темпы экономического роста, структуру и качество валового национального продукта; во всех развитых странах на долю малого бизнеса приходится 60-70 процентов ВНП. Поэтому абсолютное большинство развитых государств всемерно поощряет деятельность малого бизнеса.
Малый и средний бизнес институционально утвердился как основа экономики России, закрепив за собою выполнение как социальных, так и хозяйственных функций. В 2013 г. наиболее эффективными были малые предприятия, которые «отняли» первенство по этому показателю в 2012 г. у крупных предприятий. Причем в столь резком увеличении эффективности есть как экстенсивная составляющая (т.е. рост за счет увеличения численности занятых), так и интенсивная (за счет увеличения производительности труда). Рост эффективности малого бизнеса – важное условие существование этого типа предприятий, в противном случае из-за невозможности получения выгоды от масштаба малый бизнес закрывается. Будучи частными, эти предприятия нацелены на высокую эффективность функционирования.
На основе проведенного анализа можно заключить, что процесс становления предпринимательства в России в целом, в том числе и в производственной сфере, носит сложный и противоречивый характер. И, тем не менее, производственное предпринимательство постепенно становится заметной сферой деятельности в рыночных условиях, а сами предприниматели утверждаются в качестве нового для российского общества типа хозяйствующего субъекта. Вследствие этого созданию предпосылок для его развития и повышения его социально-экономической эффективности должно быть уделено особое внимание не только в ближайшей, но и более отдаленной перспективе.
Рассматривая проблемы развития предпринимательства выявлено, что наиболее актуальными проблемами являются следующие — кадровые, законодательные и экономические проблемы, а именно: подбор квалифицированных кадров; частые изменения в законодательной базе; неудовлетворительный спрос, связанный с уровнем жизни населения; частые изменения в структуре налогов; поддержание платежеспособности своего предприятия (своей деятельности); высокий уровень налогов; нехватка оборотных средств.
Опыт большинства стран убедительно показывает, что развитие малого предпринимательства возможно лишь при наличии политической воли государства сформировать необходимые для этого социальные, экономические, правовые, политические и другие условия. Решение этой задачи невозможно без создания на федеральном, региональном и муниципальном уровнях специализированной, целостной инфраструктуры поддержки и развития малого предпринимательства и выделения адекватных этой задаче финансовых, организационных и иных ресурсов.
Имеются значительные возможности по созданию более эффективной структуры поддержки малого предпринимательства, не требующие значительных затрат. Более того, необходимо отметить то, что имеется огромный резерв регулирования налогообложения малых предприятий. С внедрением предложенных мер на практике, возрастет количество малых предприятий, повысится занятость в малом бизнесе, произойдет увеличение среднего класса, снизится социальная и экономическая нестабильность в обществе.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Федеральный закон от 24.07.2007 N 209-ФЗ (ред. от 28.12.2013) «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.07.2014)/
2. Постановление Правительства РФ от 09.02.2013 N 101 «О предельных значениях выручки от реализации товаров (работ, услуг) для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства»/
3. Распоряжение Правительства РФ от 28.12.2012 N 2579-р (