Содержание
Введение
Глава I «Проблемы и потребности молодежи»
1.1. Историческое развитие социальной работы с молодежью
1.2. Нормативно-правовые основы социальной работы с молодежью
1.3 Социальные проблемы и потребности молодежи
Глава II «Роль социальных служб в решении проблем молодежи»
2.1 Социальные службы в решении молодежных проблем
2.2 Структура и задачи социальной службы для молодежи
2.3 Технологии социальной работы с молодежью
2.4 Опыт Краснодарского края в сфере социальной работы с молодежью
Заключение
Список литературы
Выдержка из текста работы
Курсовая работа выполнена на тему: «Технологии социальной работы с молодежью». Структура курсовой работы обусловлена целью и задачами исследования и включает в себя: введение, три раздела и заключение. В первом разделе рассматриваются основные проблемы молодежи в России. Во втором разделе рассматривается основные направления государственной социальной политики по работе с молодежью. В третьем разделе проанализирована роль социальных служб в решении проблем молодежи.
В курсовой работе раскрываются основные социальные проблемы различных категорий молодежи.
Курсовая работа объемом 41 страница. Для выполнения курсовой работы использован аналитический метод исследования и проанализировано 31 литературных источников.
Ключевые слова: образование, социальная работа, социальное неравенство, наркомания, социальное консультирование, социальная норма, преступность, алкоголизм, социальные технологии, молодежь, молодежная политика, социальная служба, социальная защита, государство, молодежные объединения, государственная молодежная политика.
Содержание
Введение
1. Основные проблемы современной молодежи в России
1.1 Молодежь как социально демографическая группа
1.2 Молодежь в сфере труда и занятости
1.3 Социальное расслоение молодежи и проблемы нравственности
1.4 Проблема подготовки молодежи к семейной жизни
1.5 Девиантное поведение молодежи
2. Законодательные основы решения проблем молодежи в России
2.1 Основные направления и принципы государственной молодежной политики
2.2 Нормативно-правовые основы социальной работы с молодежью
3. Опыт и перспективы социальной работы с молодежью
3.1 Социальные службы в решении молодежных проблем
3.2 Структура и задачи социальной службы для молодежи
Заключение
Библиографический список
Введение
социальный государственный политика молодежь
Страна, в которой не заботятся о детях и молодежи не имеет будущего. И если в ближайшее время не произойдет существенных изменений, мы обречены на вымирание.
В кризисных условиях больше всего подвержены крушению идеалов, обострению нигилизма, апатии молодежь, так как система ценностей подвижна, мировоззрение не устоявшееся, что приводит к потере нравственного и духовного здоровья нации.
Для того чтобы оказать помощь молодежи, нужны знания основных тенденций развития молодежной культуры, психологических особенностей. Социология молодежи изучает молодежь как социальную общность, особенности ее социализации, воспитания, процесс социальной преемственности и унаследования молодежью знаний и опыта старших поколений, особенности образа жизни, формирование жизненных планов, ценностных ориентаций, выполнение социальных ролей. Эти знания необходимы социальным работникам для того чтобы эффективно построить работу.
Проблема построения технологий социальной работы с молодежью усугубляется тем, что, как правило, молодые россияне являются недобровольными клиентами социальных служб. Культура обращения в социальную службу для решения своих проблем в среде российской молодежи еще не сформирована. Все это вместе взятое заставляет обратить особенное внимание на конструирование социальной работы с молодежью.
Современное состояние российского общества определило социальные проблемы молодежи. Долгое время господствовавший в советской (российской) социологии молодежи подход к определению девиантных групп молодежи не стал конструктивным для построения социальной работы с молодыми людьми. Одной из задач данного направления является построение теоретических моделей социальной работы с молодежью на основе синтеза социологических подходов к изучению молодежи.
Отдельное место занимает тема социальной работы с молодежью в различных сферах жизнедеятельности общества. Эта тема еще не получила достаточного развития в теории социальной работы в России, хотя должности социальных работников вводятся и в образовательных учреждениях и в пенитенциарной системе. Однако этого недостаточно, необходимо осмысление деятельности социального работника в сфере досуга, образования, пенитенциарной системы для эффективной работы с молодыми людьми. Молодежь всегда являлась активной группой населения максимально подверженной влиянию разнообразных факторов внешней социальной среды. Как часть социума молодежь подвержена большинству социальных воздействий и испытывает те же трудности, что и взрослое население в самоопределении, профориентации, трудоустройстве, образовании, обеспечении жильем, социальными гарантиями, медицинском обслуживании и страховании.
Обостряют проблемы молодежи психологические особенности социализации лиц данного возраста. Указанная проблема тесно связана с началом становления молодого человека, с выходом его из первичной семьи, попытками самостоятельно социализироваться путем примыкания к различным социальным группам, субкультурам, движениям.
Для современного общества проблема социальной защиты молодежи является очень актуальной. В данной курсовой работе рассмотрим основные проблемы и особенности социальной защиты молодежи, а также технологии, применяемые в социальной работе с молодежью.
Объектом исследования данной курсовой работы являются технологии социальной работы с молодежью.
Предметом исследования являются социальная политика и социальные службы по работе с молодежью.
Целью курсовой работы является изучение социальных проблем молодежи, нормативно-правовых основ работы с молодежью, работы различных социальных служб, общественных организаций, изучение технологии работы с различными категориями молодежи.
Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:
1) ознакомиться с основными проблемами современной молодежи;
2) изучить основные направления государственной молодежной политики их проблемы в их реализации;
3) ознакомиться с формированием законодательно-нормативной базы и программным обеспечением государственной молодежной политики и социальной работы с молодежью;
4) рассмотреть теоретические и практические особенности социальной работы с молодыми людьми, развитие социальных служб для молодежи;
1. Основные проблемы современной молодежи в России
1.1 Молодежь как социально демографическая группа
Молодежь как большая общественно-возрастная группа социума представляет собой весьма сложный объект изучения, находящийся в постоянном биологическом и историческом становлении.
Под молодежью понимаются граждане в возрасте от 14 до 30 лет, то есть социально активная часть населения, которая представляет собой наиболее перспективную часть наших граждан, желающих обеспечить реализацию своих интересов.
Молодежь принято делить на четыре возрастные группы:
1) 14-16 лет — подростки. Это возраст продолжения полового созревания, параллельно которому происходит становление других биологических систем организма. Для этого возраста характерны максимальные диспропорции в уровне и темпах физиологического и психологического развития. Это в основном учащиеся средних школ и профессиональных учебных заведений, находящиеся, как правило, на иждивении родителей или государства.
2) 17-19 лет — юношество. Биологически это период завершения физического созревания, возраст самоопределения — начала самостоятельной профессиональной деятельности или выбора и осуществления качественно новой профессиональной учебы. Начинается разделение жизненных путей юношей и девушек, что в последующем приводит к более глубокой экономической, политической и культурной дифференциации среди них.
3) 20-24 года — собственно молодежь. Эту возрастную группу, прежде всего, составляют студенты и молодые люди, завершающие основную профессиональную подготовку, вступающие в производственную деятельность и создающие собственные семьи.
4) 25-30 лет — старшая молодежь. В этом возрасте на основе личного опыта производственной и семейной жизни, а также участия молодежи в политических отношениях завершается процесс формирования зрелой личности. Молодые люди этого возраста играют роль родителей в собственных семьях. Они уже нашли свой путь в жизни. [24, c. 11]
Размеры молодежной популяции и ее доля во всем населении определяются тремя основными демографическими факторами — рождаемостью, смертностью и миграцией. Сегодня наибольшее влияние на сокращение удельного веса молодежи в составе населения России оказывает соотношение рождаемости и смертности. Известно, что в последние годы смертность существенно превышает рождаемость.
К этому результату приводит постоянно испытываемый населением и, соответственно, молодежью стресс, связанный с крайне неблагоприятными для большинства социальными условиями, среди которых утрата моральных и нравственных ориентиров, катастрофическое снижение уровня и качества жизни, политические и экономические «катаклизмы».
В современном обществе наблюдаются тенденции ухудшения состояния здоровья детей и подростков. Растущее поколение менее здорово физически и психически, чем предыдущее.
Увеличивается количество молодых людей, ведущих асоциальный образ жизни. Происходит криминализация молодежи.
Все это ведет к сокращению участвующих в материальном и производительном духовном труде, росту социальной пассивности значительной части молодого поколения. Падение социального статуса и благополучия молодежи вызвано нестабильностью в обществе и погрешностями в государственной молодежной политике.
1.2 Молодежь в сфере труда и занятости
Неотъемлемой частью жизни каждого трудоспособного человека является работа, она определяет весь жизненный уклад, систему субъективных ценностей, ближайшие и более отдаленные перспективы индивида.
Нарастающий распад экономических связей между предприятиями, рост безработицы среди дипломированных специалистов и рабочих, снижение уровня жизни ставят перед большинством трудоспособного населения проблему поиска работы, позволяющей сохранить прежнее материальное положение, профессиональный и социальный статус. Увеличивается число людей, желающих иметь дополнительную работу.
Молодые люди, еще не имеющие профессии, также должны решать вопрос о выборе жизненного пути, приобретении специальности, поиски средств к существованию.
В конце 70-х гг. идеалом для школьников являлись профессии высококвалифицированного умственного труда, воспринимавшиеся как единственно возможное средство удовлетворения личностных потребностей. В настоящее время наиболее предпочтительными для школьников являются различные виды предпринимательской деятельности, индустрия сервиса, досуга, развлечений, то есть профессии, дающие возможность быстрого обогащения, предъявляющие преимущественные требования к личностным организационно-коммуникативным качествам и, главное, зачастую не требующие длительного предварительного профессионального обучения.
Задача выбора профессии и поиска места работы осложняется тем, что качественные характеристики образования современной российской молодежи часто не соответствуют характеру и содержанию труда. Академические знания в обыденной жизни часто не находят практического применения. Поэтому очень немногие молодые люди связывают возможность служебной карьеры с уровнем образования и степенью квалификации.
Профессиональное самоопределение — основа самоутверждения человека в обществе, одно из главных решений в жизни. Выбор профессии определяет очень многое, а именно: кем быть, к какой социальной группе принадлежать, где и с кем работать, какой стиль жизни выбрать.
Чем раньше начнется направленное личностное и профессиональное развитие, тем в большей степени можно прогнозировать психологическое благополучие, удовлетворенность жизнью и личностный рост каждого человека в современном, меняющемся мире.
Индивидуальная ситуация выбора профессии при всем разнообразии у каждого человека конкретных жизненных обстоятельств имеет некоторую общую структуру. Можно выделить восемь важнейших обстоятельств, влияющих на выбор профессионального будущего современной молодежи:
1) позиция старших членов семьи;
2) позиция сверстников (подруг, товарищей);
3) позиция (в отношении данного учащегося) учителей, воспитателей, классного руководителя, школьного психолога, если таковой имеется;
4) сложившиеся к данному моменту личные профессиональные планы учащегося;
5) способности, умения, достигнутый уровень развития молодого человека как субъекта деятельности;
6) уровень притязаний молодого человека на общественное признание;
7) информированность;
8) склонности к тем или иным видам деятельности.
Идеальным вариантом был бы такой, когда все перечисленные факторы выбора профессии хорошо согласованы или хотя бы не противоречат друг другу. Обычно этого нет в достаточной мере: планы молодого человека могут возникнуть под влиянием предрассудков, престижности и не согласоваться с его же склонностями; его планы могут, с одной стороны, не согласоваться с позицией родителей, а с другой, с тем, куда его «тянут» товарищи, друзья.
По степени сформированности профессионального выбора выпускников школы обычно разделяют на 4 группы, несомненно, связанные с индивидуальными характеристиками:
— определившиеся (30 %);
— колеблющиеся (30 %);
— неустойчивые (15 %);
— пассивные (25 %).
Таким образом, около трети учащихся, оканчивающих школу, не знают,
что они будут делать дальше.
Эмпирические исследования фиксируют явное противоречие между стремлением молодежи к рынку и растущим пониманием невозможности включиться в рыночные отношения, соблюдая декларируемые обществом и его идеологами требования. [21, с. 324]
1.3 Социальное расслоение молодежи и проблемы нравственности
С каждым днем расслоение общества растет. Усиливаются негативные настроения среди молодежи. Многие молодые люди живут на грани нищеты.
Возможно, корень бед молодежи в том, что у нее нет духовных ценностей, нравственных ориентиров, на которые бы она опиралась. Пессимизм, упадничество, распространенные в среде взрослых, разлагающе действует на молодых.
Ухудшение материального благосостояния народа и резкое обогащение на этом фоне отдельных групп населения не могли не отразиться на ценностно-трудовых ориентациях молодежи. Около 80 % опрошенных молодых людей вообще не стали бы работать, если бы были материально обеспечены. Около 50 — 60 % подростков и молодых людей связывают мотивацию трудовой деятельности исключительно с деньгами и стремлением зарабатывать их любыми средствами, в том числе и противозаконными. Именно здесь и бедные и богатые молодые люди часто сходятся в решении стать независимыми, доказать свою независимость окружающим и сделать это, заработав деньги любым способом.
Отвечая на вопросы, около 73 % подростков указали желание получить «различные материальные ценности» и много денег для личных нужд; 64 % обеспечили бы себе жизнь, полную разнообразных развлечений; 39 % респондентов хотели бы получить в подарок аппаратуру, машину; 20 % мечтают иметь недвижимую собственность. Снижение культурного уровня сказывается и на подростках.
Примерно 20 % считают, что все «в жизни надо попробовать», и намереваются на себе испытать при первой представившейся возможности воздействие наркотиков, а 5 % анкетированных даже пробовали их употреблять.
Таким образом, встает проблема даже не о дифференциации в кругах молодежи, а о том, как сделать нынешних молодых людей нравственными — честными, порядочными, умеющими сострадать, верящими в любовь, дружбу, семейные ценности, не стремящимися к богатству незаконным путем, влекущим к потерям других людей.
Молодежь обычно считает взрослых виновниками всех негативных процессов, происходящих в обществе, которые сильнее всего сказываются на молодых. Недоверие молодежи связано и с развалом экономики, и острыми национальными конфликтами, и нищенским существованием части населения страны.
В большинстве случаев выходцы их бедных семей обречены на поражение в конкуренции с детьми обеспеченных родителей. От выпадения очень значительных масс людей в устойчиво и безвыходно бедные слои с собственной субкультурой бедности современное российское общество отделят очень тонкая черта.
Последние годы оказали исключительно сильное влияние на весь контекст социализации российской молодежи. Вместе с тем культура новой России, которую мы бы хотели видеть сильной и демократической, формируется в крайне сложной социально-экономической и политической ситуации, которая не только не способствует успешному включению молодежи в общество, но делает его крайне проблематичным.
Без преодоления духовного кризиса, который переживает наша страна, невозможна ни богатая, ни сильная Россия. В обществе, где перестают действовать элементарные нравственные нормы, невозможна цивилизованная рыночная экономика, не может идти речи о какой-либо здравой, осмысленной политике.
Главной проблемой нашего общества является все более очевидное деление на богатых и бедных, социальное расслоение. Это чрезвычайно глубокий, серьезный процесс, меняющий лицо общества. Специфика российской ситуации состоит в том, что на грани бедности и за ее чертой оказались вполне благополучные в социальном плане люди, среди которых много специалистов с высшим образованием.
Становление сильной России невозможно без молодежи. От ее духовной ориентации, морального и физического здоровья, знаний и практических навыков, а также политических предпочтений зависит будущее нашего государства.
Социальные проблемы молодежи — занятость, доступ к получению образования, жилищная проблема, досуг, зависимость от родителей и другие, отягощаются сложностью самореализации, поиска своего места в период вступления во взрослую жизнь. Все это порождает многочисленные асоциальные явления в молодежной сфере.
1.5 Проблема подготовки молодежи к семейной жизни
Сегодня мы часто слышим о том, что семья скоро отомрет. Многие социологи говорят, что институт брака в западных странах за последнее сорокалетие сильно ослабел. В качестве примеров они приводят легкость и частоту разводов, вступление в брак в более позднем возрасте, увеличение числа людей, никогда не состоявших в браке, рост незарегистрированных браков, доступность контрацептивов, рассматривая все эти факторы как силы, подтачивающие основы семьи и сводящие на нет ее главную функцию — продолжение рода. Если такая тенденция сохранится, предостерегают социологи и демографы, то индустриальные общества иссякнут, поскольку не смогут воспроизводить сами себя.
Многие россияне также выражают обеспокоенность по поводу того, в каких направлениях развивается семейная жизнь в последние десятилетия. Они считают, что институт семьи переживает кризис, и приводят многие признаки, толкуемые как симптомы упадка и дезинтеграции: число разводов катастрофически возросло; уровень рождаемости снизился; увеличилось число матерей, не состоящих в браке; выросло число неполных семей и т.д.
Без сомнения, значение брака изменилось, а вместе с ним изменился и институт семьи, но правомерно предположить, что семья будет продолжать адаптироваться к существующим условиям совершенно непредсказуемым образом, а исследования семьи и ее трансформации в условиях современного общества будут продолжаться и углубляться.
В наше время ориентация молодежи на создание собственной семьи является низкой. Духовный мир современной молодежи характеризуется усилением дифференциации идейных, нравственных, политических, гражданских позиций: у одних разрушается система старых ценностей, у других, наоборот, наблюдается стремление сохранить верность этим ценностям. Кроме того, формируются ценности нового рыночного общества. Среди последних можно выделить как главную ценность — деньги. Для такого вывода есть несколько оснований.
Первое основание связано с выбором места работы. Решающим обстоятельством здесь выступают не комфортные условия труда, не его простота и легкость, не свободный режим работы, не даже ее интересный характер и содержание, а, прежде всего, большая заработная плата. Второе обстоятельство касается того, что во имя добывания денег считается нормальным заниматься перепродажей. Третий, также немаловажный факт, связан с тем, что ради денег вступить в брак по расчету считается нормальным для многих людей.
Таким образом, сама духовно-нравственная атмосфера нашей современной жизни не способствует развитию духовного потенциала в человеке, формированию его нравственных качеств, и многие молодые люди либо не задумываются о таких высоких «материях», либо даже не подозревают об их существовании. [24, с. 425]
1.6 Девиантное поведение молодежи
Девиация — это отклонение от нормы, рассматриваемое большей частью членов общества как предосудительное и недопустимое.
К основным формам девиантного поведения в современном обществе можно отнести преступность, наркоманию, алкоголизм, проституцию, суицид. Каждая форма девиации имеет свою специфику.
Преступность. Ее можно определить как относительно устойчивую распространенную форму девиантного поведения, достигшую степени общественной опасности и определяемую уголовным законодательством. Понятие преступности среди несовершеннолетних и молодежи связано с возрастными группами от 14 до 29 лет, хотя ряд тенденций имеет место и в младших возрастных группах (более 90 тыс. детей в России ежегодно совершают преступления до достижения возраста уголовной ответственности).
Специфические черты преступности несовершеннолетних и молодежи.
Во-первых, ее высокая латентность (т. е. неполнота выявленных преступлений). Из-за нее фактический уровень преступности в 2-3 раза выше, чем зарегистрированный.
Во-вторых, в среде молодого поколения повышенной криминальной активностью отличаются несовершеннолетние.
В-третьих, преступность несовершеннолетних носит преимущественно групповой характер — три из пяти совершаемых преступлений.
В-четвертых, преступность несовершеннолетних и молодежи в значительно большей степени, чем преступность взрослых, «чувствительна» к мерам борьбы с ней, к уровню контроля со стороны семьи, воспитательных учреждений, социальных служб, общественности, тем более, что до 80 % преступлений совершается вблизи места жительства, учебы, в том числе и непосредственно в учебных заведениях и общежитиях. Около половины преступлений несовершеннолетних совершается из-за отсутствия родительского контроля.
С целью сдерживания нарастающей волны преступности несовершеннолетних специалисты и ученые пытаются выявить причины подростковой криминогенности, анализируя отдельно взятое влияние экономических, политических, социальных условий и факторов. Некоторые из них, как уже отмечалось, в качестве основных причин роста подростковой преступности видят ухудшение экономических условий, другие — рост детской безнадзорности и беспризорности, третьи — культ насилия, господствующий в работе СМИ, четвертые — недостатки действующего законодательства, пятые — нестабильность общественного устройства.
Безусловно, данные причины оказывают влияние на состояние правосознания и криминальной активности подрастающего поколения, но невозможно только этим объяснить повсеместное увеличение подростковой преступности. Можно предположить существование определенных социальных закономерностей, способствующих росту преступности среди несовершеннолетних и обусловленных переходом российского общества в качественно новое состояние.
Наркомания. Сегодня можно с уверенностью говорить, что наркотизация молодежи приобретает характер национального бедствия. За последнее время претерпела значительные изменения и социально-демографическая структура наркотизации молодежи. Теперь все чаще потребителями наркотиков становятся социально адаптированные и благополучные люди.
Подобная ситуация требует скорейшего поиска мер по антинаркотическому просвещению. Необходимы разработка и реализация в рамках государственной политики альтернативных поведенческих технологий в отношении потребления наркотиков, причем политика эта должна обрести достаточную правовую базу.
Наряду с соответствующим правовым обеспечением решение проблемы предполагает также создание и внедрение молодежных программ здорового образа жизни, в основу которых легла бы объективная и вызывающая доверие информация о наркотизации и ее последствиях и целью которых было бы формирование у молодежи стилей и моделей образа жизни, социально приемлемых и одновременно предоставляющих возможности для наиболее адекватной реализации личности. Выбор таких моделей должен быть свободным, не навязанным извне и одновременно ответственным.
Решение проблемы потребления наркотиков молодежью и подростками возможно лишь в рамках общегосударственных мер, молодежной политики, которая отвечала бы требованиям сегодняшнего дня, при соответствующем государственном финансировании и правовом обеспечении.
Алкоголизм. Ранняя алкоголизация опасна по ряду причин: воздействие алкоголя на молодой организм приводит к более тяжелым последствиям медицинского и социального характера; резко сокращаются сроки перерастания пьянства в алкоголизм (2-4 года вместо 5-10 лет для взрослого человека); увеличивается риск рождения детей с физическими и психическими аномалиями; повышается вероятность криминального поведения. Алкоголизм как болезнь развивается постепенно и поражает в основном лиц, достигших 30-40 лет и старше.
В истории борьбы общества с алкоголизмом можно обнаружить два направления. Во-первых, ограничение доступности спиртных напитков, сокращение их продажи и производства, повышение цен, ужесточение карательных мер за нарушение запретов и ограничений. Во-вторых, усилия, направленные на уменьшение потребности в алкоголе, улучшение социальных и экономических условий жизни, рост общей культуры и духовности, спокойная, взвешенная информация о вреде алкоголя, формирование у населения безалкогольных стереотипов поведения.
Проблема преодоления пьянства и алкоголизма является сложнейшей, она включает экономический, социальный, культурный, психологический, демографический, юридический и медицинский аспекты.
Проституция. Проблема детской проституции приобрела межнациональный размах, ее влияние распространилось на разные поколения людей. По оценкам специалистов, каждый год миллион детей поступает на незаконный секс-рынок, оборот которого исчисляется миллиардами долларов. Одни дети вынуждены заниматься проституцией для того, чтобы выжить, помочь своей семье, или заработать на одежду и другие вещи. Достаточно часто детей похищают и заставляют заниматься проституцией. Многие девочки и мальчики начинают торговать собой из-за плохого обращения в семье — на улице они оказываются из-за домашнего насилия. В уличной жизни свои опасности — сексуальные домогательства педофилов и прочих.
Согласно данным Шведского института по делам детей, одной из главных причин детской проституции, несомненно, является секс-туризм. «Невероятное увеличение детской проституции за последние десять лет — прямое следствие туристского бизнеса».
В длинном списке причин есть и международная реклама детской секс-индустрии с помощью технических новшеств. «Интернет» — это самый большой источник детской порнографии.
Молодежный суицид. Самоубийства свидетельствуют о наличии в обществе, в межличностных отношениях проблем, которые человек не может или не считает необходимым разрешить обычным, общепринятым путем, о переживаниях, связанных с личным горем, разочарованиями и пессимизмом. Покушение на самоубийство нередко влечет за собой длительную болезнь, а иногда и инвалидность.
В последнее время суицид является первой среди причин смертности у лиц в возрасте 25-34 года, второй — у 15-24-летних молодых людей. Из общего числа случаев смерти 11 000 являются результатом суицида, из них 2500 чел. были в возрасте 15-34 года и 5000 — старше 55 лет, среди которых 2100 чел. — старше 75 лет. Суициды со смертельным исходом отмечаются главным образом у лиц пожилого возраста. Однако 88 из 1000 случаев смерти в год относятся к лицам моложе 25 лет, что составляет 19 % от общего числа.
Одна из основных проблем суицидального поведения заключается в опасности повторения: около 40 % молодых людей, пытающихся расстаться с жизнью, уже имели по меньшей мере одну попытку; чем моложе субъект, тем больше опасность рецидива в течение года после суицидальной попытки (этот срок не превышает года в 64 % случаев); чем больше попыток, тем больше физический риск, так как каждая попытка может повлечь за собой нарушение здоровья (риск остаточных явлений, более длительная госпитализация); наконец, по некоторым данным, 1-2 % людей, пытавшихся покончить с собой, умирают в результате суицида через 12 месяцев после их попытки независимо от предыдущего способа покончить с собой.
Специалисты насчитывают большое количество факторов, имеющих отношение к суицидальным попыткам, таких как климат, время года, место проживания, возраст, пол, вероисповедание, уровень экономической жизни, политическая ситуация. [17, с. 302]
Вывод по главе 1
Молодежь — это особая социально — демографическая группа в возрасте от 14 до 30 лет включительно, то есть социально активная часть населения, которая представляет собой наиболее перспективную часть наших граждан, желающих обеспечить реализацию своих интересов.
В условиях социально-экономических и политических изменений, происходящих в обществе, особенно трудно приходится молодежи, с ее еще не устоявшимся мировоззрением, подвижной системой ценностей. Молодежь в наше время наиболее подвержена многим социальным проблемам и проявлениям девиантного поведения.
Доминирующее место среди проблем молодежи занимают преступность, финансовые проблемы, проблема безработицы, образования, здоровья и наркотиков.
Исследования проблем молодежи необходимы для разрешения того кризиса, который переживает сегодня Россия. Только тщательные и систематические исследования могут помочь понять причины происходящего в нашем обществе конфликта поколений. Необходимо понять суть молодежных исканий, дифференцированно подходить к явлениям жизни современной молодежи.
2. Законодательные основы решения проблем молодежи в России
2.1 Основные направления государственной молодежной политики
Государственная молодежная политика — это деятельность государства по созданию социально-экономических, правовых, организационных условий и гарантий для социального становления и развития молодых граждан, наиболее полной реализации творческого потенциала молодежи в интересах общества.
Социальная незащищенность, недостаток внимания общества предопределяет эту социальную группу как дестабилизирующую общественную силу, а в это же время на молодежи лежит ответственность за будущее страны, за созидание в этом мире. И государственная политика должна быть направлена на использование созидательного потенциала молодежи.
Система становления и реализации государственной молодежной политики представляет собой:
— специальное законодательство о государственной молодежной политике;
— государственное регулирование молодежной политики;
— плановое и финансовое обеспечение государственной молодежной политики;
— формирование и реализация государственной молодежной политики осуществляется на двух уровнях: федеральном и региональном.
И основывается она, прежде всего на создании благоприятных для молодежи условий для реализации трудового потенциала.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 18 декабря 2006 г. № 1760-р утверждена стратегия государственной молодежной политики в Российской Федерации до 2016 года, основной целью которой является разработка и контроль за реализацией совокупности приоритетных направлений, ориентированных на молодежь, включающих задачи, связанные с участием молодежи в реализации приоритетных национальных проектов.
Целью государственной молодежной политики является развитие и реализация потенциала молодежи в интересах России. Государственная молодежная политика разрабатывается и реализуется в Российской Федерации с учетом социально-экономического развития страны на основе следующих принципов:
— выделение приоритетных направлений;
— учет интересов и потребностей различных групп молодежи;
— участие молодых граждан в разработке и реализации приоритетных направлений государственной молодежной политики;
— взаимодействие государства, институтов гражданского общества и представителей бизнеса;
— информационная открытость;
— независимость оценки результатов Стратегии.
Стратегия рассматривает приоритетные направления в качестве системообразующих государственной молодежной политики в России. Проекты, разработанные для реализации приоритетных направлений, будут обращены ко всей молодежи России, откроют возможности для равного участия в них всех молодых людей независимо от пола, национальности, профессии, места жительства и социального статуса, предоставят молодежи возможности деятельности, которые более всего соответствует ее интересам.
Координируют и направляют усилия всех государственных и неправительственных организаций в решении молодежных проблем Федеральное агентство по делам молодежи при Министерстве спорта, туризма и молодежной политики Российской Федерации, а также министерства, департаменты, управления комитеты и отделы по делам молодежи в составе администраций краев, областей, республик в составе Российской Федерации. В поле их деятельности находятся проблемы:
— занятости молодежи, в том числе выпускников учебных заведений и демобилизованных военнослужащих;
— включенности молодежи в производственные формы деятельности, в том числе предпринимательство и фермерство;
— формирования системы социальных служб для индивидуальной работы с подростками и молодежью;
— профилактики преступности и безнадзорности среди несовершеннолетних;
— поддержки социально значимых программ молодежных и детских организаций;
— участия в организации досуга, развития творчества, организации летнего отдыха детей и подростков.
Одной из основных проблем проведения государственной политики является ее психологическое восприятие и сведение ее к чисто затратной, распределительной, убогой и потребительской, не стимулирующей молодых людей к самообеспечению, новым видам производительной и творческой деятельности.
Мировоззренческие и исторические проблемы создают трудности в осуществлении государственной молодежной политики. [16, с. 243-247]
2.2 Нормативно-правовые основы социальной работы с молодежью
Социальная работа с молодежью в России осуществляется в рамках государственной молодежной политики и системы социального обслуживания населения.
Одним из первых нормативных актов Российской Федерации в области государственной молодежной политике стал Федеральный закон Российской Федерации от 28.06.1995 г. № 98 — ФЗ «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений». [3]
Непосредственное отношение к социальной работе и социальной защите молодежи относится и Закон Российской Федерации «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24.07.1998 г.
№ 124-ФЗ, который регулирует правоотношения, в которых участвует младшая возрастная группа молодежи (14-18 лет). [5]
Особое место среди законов, охраняющих права и защищающих интересы молодежи занимают Основы законодательства Российской Федерации «Об охране здоровья граждан» от 22.07.1993 г., нормы которых закрепляют право на охрану здоровья различных субъектов: семьи, несовершеннолетних и в том числе, молодежи. [10]
Право на образование является одним из основных и неотъемлемых конституционных прав граждан Российской Федерации, которое закрепляется Законом Российской Федерации «Об образовании» от 10.07.1992 г. № 3266-1. [8]
В соответствии с Законом Российской Федерации «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» от 22.08.1996 г. № 125-ФЗ основными задачами высшего учебного заведения выступают не только удовлетворение потребностей личности в интеллектуальном, культурном и нравственном развитии посредством получения высшего и (или) послевузовского профессионального образования, но и сохранение, и приумножение нравственных, культурных и научных ценностей общества, а также распространение знаний среди населения, повышение его образовательного, культурного уровня и формирование у обучающихся гражданской позиции, способности к труду и жизни, в условиях современной цивилизации и демократии. [7]
Закон Российской Федерации «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» от 04.12.2004 г. № 329-ФЗ, рассматривает физическую культуру и спорт как одно из средств профилактики заболеваний, укрепления здоровья, поддержания высокой работоспособности человека, воспитания патриотизма граждан, подготовки их к защите Родины, развития и укрепления дружбы между народами; гарантирует права граждан на равный доступ к занятиям физическими упражнениями и спортом. [6]
Основы правового регулирования отношений, возникающих в связи с деятельностью по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних устанавливает Закон Российской Федерации «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» от 24.06.1999 № 120-ФЗ. [9]
Особую роль в социальной работе с молодежью играет и Федеральный закон «Об основах социального обслуживания населения в РФ» от 10.12.1995 г. № 195-ФЗ комплексная система социального обслуживания населения, включая молодежь, предусматривает предоставление социально-экономических, медико-социальных, психологических, социально-бытовых, правовых и иных социальных услуг гражданам, оказавшимся в сложной жизненной ситуации (многодетные, неполные семьи, семьи, в которых проживают инвалиды, одинокие и пожилые люди, дети-сироты, безработные, лица без определенного места жительства, выпускники детских домов и ряд других). [4]
Вывод по главе 2
Таким образом, правовое регулирование государственной молодежной политики в Российской Федерации основывается на федеральном законодательстве (законах, указах Президента РФ, постановлениях Правительства РФ, иных федеральных актах); законодательстве субъектов Федерации; нормативных правовых актах органов местного самоуправления. Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации принят ряд федеральных законов, ориентированных на социально-правовую защиту детей и молодежи, однако проблема остается нерешенной. Актуальными остаются дальнейшее формирование правовой базы и реализация государственной молодежной политики, как на уровне Российской Федерации, так и на уровне региональной и муниципальной власти, а также активизация деятельности законодательной власти в части усиления мер по гарантированной защите прав и законных интересов детей и молодежи.
3. Опыт и перспективы социальной работы с молодежью
3.1 Социальные службы в решении молодежных проблем
Социальная работа среди молодежи рассматривается как обеспечение наиболее благоприятных социально-экономических условий развития каждого молодого человека, способствующая социальному становлению личности, обретение ею всех видов свобод и полноценного участия индивидов в жизни общества. [17, с. 254]
Под социальной работой с молодежью понимается профессиональная деятельность по оказанию помощи как отдельному молодому человеку ,так и группам молодых людей в целях улучшения или восстановления их способности к социальному функционированию.
Основной задачей социальной работы является выработка у молодежи способности самостоятельно решать свои проблемы, адаптироваться к новым социально-экономическим условиям рыночной экономики, получать навыки самостоятельной жизни и учувствовать в самоуправлении [21, с. 333]
При организации деятельности социальных служб для несовершеннолетних и молодежи осуществляется целый комплекс мер. Решается задача по созданию и развитию комплекса специализированных служб и учреждений по указанию подросткам и молодежи разнообразных медико-социальных, психолого-педагогических, реабилитационных и социально-правовых услуг.
Так, открыты Центры социального здоровья семьи и детей в Москве, Костроме, Петрозаводске, Томске и других городах Российской Федерации, развиваются службы психологической, медико-социальной помощи семье и подросткам, открываются «телефоны доверия», консультационные центры. Такие центры действуют в тридцати регионах России. [11, с. 252]
Для детей и подростков, испытывающих жестокое обращение в семье и насилие, создаются социальные приюты.
Для несовершеннолетних созданы центры социальной реабилитации детей и подростков, организуются приюты для детей, оказавшихся вне внимания семьи и интернатных учреждений.
Кроме этого в ряде регионов созданы Центры (комплексы) социальной реабилитации и адаптации подростков, функции которых значительно расширены. В составе Центров помимо приютов, учебной части, отделения временной изоляции несовершеннолетних созданы реабилитационные службы (малые производственные подразделения, детская гостиница, полиграфическая и швейная мастерские, теплица), психолого-оздоровительный центр.
Обеспечение полноценного физиологического и интеллектуального развития личности, подготовка молодого поколения к самостоятельной и трудовой взрослой жизни объективно ставят задачу создания целой системы социальных служб, призванных заниматься этими проблемами, в том числе психологической службы. В настоящий период она представлена психологами в детских садах и школах; семейной психологической службой, организационно оформленной в виде городских или районных психологических консультаций; социальной службой, центральной фигурой которой является социальный работник.
Базисными видами деятельности специалистов, указанных служб, являются психолого-профилактическая, психолого-диагностическая и коррекционная работа, а также консультационная деятельность.
Необходимость такого вида социальных услуг все больше осознается населением и государством.
В системе психологического консультирования различают:
— возрастно-психологические (контроль за состоянием психологического развития ребенка);
— семейное психологическое консультирование (оказание помощи населению по широкому кругу семейных проблем);
— психолого-педагогическое консультирование преподавателей и воспитателей;
— консультационная работа социального работника, в функции которого входит, прежде всего, задача представления интересов и прав клиента в широком социальном окружении. [11, с. 252]
Специалист, работающий в области социального консультирования, должен в совершенстве владеть основными принципами, которые впервые были сформулированы В.В. Столиным на материале семейного психологического консультирования. Он выделял следующие принципы:
1) Принцип анализа подтекста (требование различать несколько слоев в запросе-жалобе клиента и выделение способов работы с этими слоями).
2) Принцип отказа от конкретных рекомендаций (ибо человек сам должен принять решение о своей собственной судьбе).
3) Принцип стереоскопического диагноза (именно в семейном консультировании наиболее необходим учет мнения более, чем одной стороны).
4) Принцип системности (выделение системной единицы анализа, будь то индивидуальное сознание, или же семья как целое, или же индивидуальный жизненный путь как целое).
5) Принцип уважения личности клиента (отказ от установки на переделывание, перевоспитание личности, установка на приятие, понимание клиента).
6) Принцип профессиональной направленности и мотивированности консультанта (различение дружеских и профессиональных отношений, поиск и установление границы, где кончается клиент и начинается просто человек )
Основными направлениями деятельности медицинских учреждений, оказывающих помощь детям и подросткам, являлись до недавнего времени сугубо медицинские проблемы. Это санитарно-просветительская работа среди девочек, их родителей и педагогов, осуществление профилактических осмотров для выявления «риск-группы» и больных, оказание лечебно-профилактической помощи девочкам и девушкам с гинекологическими заболеваниями.
Однако масса проблем интимной жизни детей, право на которую отрицалось взрослыми, заставляет сегодня медицинские учреждения вводить в свои штаты психологов, психотерапевтов, социальных работников, открывать «телефоны доверия».
В настоящее время во многих регионах России открыты центры социальной помощи семье и детям. Работа с подростками в них идет по обращаемости (через «телефон доверия» и консультирование, когда подростки анонимно обращаются за помощью к специалисту психологу, врачу-гинекологу, сексопатологу и т.д.) и путем привлечения в центры подростков из школ, ПТУ, техникумов. При центрах работают медико-педагогические школы, где на профессиональном уровне проводятся занятия с группами подростков по проблемам сексуального поведения, репродуктивного здоровья, вреде абортов и ранних половых контактов, профилактики венерических заболеваний и т.п.
Получили развитие и центры здоровья подростков, планирования семьи, консультации «Брак и семья», которые оказывают консультативную, лечебно-профилактическую помощь по всем вопросам полового воспитания подростков.
Активно формируются и интенсивно развиваются в России службы планирования семьи и полового воспитания. Согласно определению ВОЗ, под планированием семьи подразумеваются такие методы, которые помогают отдельным лицам или супружеским парам достичь определенной цели: избегать нежелательных рождений, способствовать появлению желанных детей, регулировать интервалы между беременностями, контролировать время рождения детей с учетом возраста родителей, определять число детей в семье.
В современных условиях изучение реальных потребностей молодежи в социальных услугах должно выступать ключевым элементом при формировании системы их социального обслуживания. [23, с. 75]
3.2 Структура и задачи социальной службы для молодежи
В Федеральном законе «Об основах социального обслуживания населения РФ» комплексная система социального обслуживания населения, включая молодежь, предусматривает предоставление социально-экономических, медико-социальных, психологических, социально-бытовых, правовых и иных социальных услуг гражданам, оказавшимся в сложной жизненной ситуации (многодетные, неполные семьи, семьи, в которых проживают инвалиды, одинокие и пожилые люди, дети-сироты, безработные, лица без определенного места жительства, выпускники детских домов и ряд других).
Социальная служба — это предприятие, учреждение, организация и другие юридические лица различных форм собственности, осуществляющие социальное обслуживание, а также граждане, занимающиеся предпринимательской деятельностью по социальному обслуживанию без образования юридического лица.
Система социальной защиты молодежи в субъектах РФ имеет следующую структуру учреждений социального обслуживания.
1) Обязательный минимум для каждого города, района, куда входят:
— центр социального обслуживания (отделения: социальной помощи на дому, дневного, временного пребывания, срочной социальной помощи);
— центр социальной помощи семье и детям;
— социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних;
— социальная гостиница;
— социальный приют для детей и подростков.
2) Дополнительная сеть в городах и районах, куда входят:
— центр психолого-педагогической помощи;
— центр экстренной психологической помощи по телефону;
— реабилитационные центры для лиц с ограниченными возможностями (в том числе для детей и подростков);
— комплексные молодежные центры военно-патриотической, культурно-досуговой и спортивной направленности.
3) Республиканские, краевые, областные, окружные, межрайоннные учреждения, куда входят:
— центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей;
— дома-интернаты: детские, психоневрологические, специальные;
— общежития для лиц с ограниченными возможностями.
Изучение реальных потребностей молодежи в социальных услугах выступает ключевым элементом при формировании системы их социального обслуживания. Согласно исследованиям, молодежь нуждается, прежде всего, в бирже труда, пунктах правовой защиты и юридического консультирования, работе телефона доверия и далее — в сексологической консультации, центре помощи молодой семье, общежитии — приюте для подростков, оказавшихся в конфликтной ситуации дома. При этом молодые рабочие отдают предпочтение пунктам правовой защиты и юридического консультирования, молодежной бирже труда, центру помощи молодой семье; учащиеся — телефону доверия, сексологической консультации, бирже труда.
Одной из главных проблем молодых рабочих является трудоустройство, хорошо оплачиваемая и интересная работа. Переход к рынку предполагает коренное преобразование стимулов и мотивов экономической активности людей, формирование готовности и способности молодого поколения жить и работать в новых условиях. Изучение отношения к труду различных категорий молодежи показало, что для большинства молодых людей очень важно в жизни иметь интересную работу, хорошие отношения в трудовом коллективе, хорошие условия труда. На это указали от 67 до 75% опрошенных. Несколько меньшее значение придается необходимости ощущать устойчивость своего служебного положения, возможности проявить свои способности — только 50% опрошенных. Наконец, наименьшую по степени важности оценку получила возможность профессионального роста, служебной карьеры — 35%.
Понятно и выдвижение учащейся молодежью в число приоритетных центров «Телефона доверия». Это вызывается возросшей конфликтностью нашего бытия, отсутствием зачастую понимания в семье, школе, неумением найти настоящих друзей и просто общаться. Лишь 10-17% респондентов считают, что атмосфера в школах и училищах нормальная, благоприятная, почти каждый второй указывает на отсутствие понимания между педагогами и учащимися, 65% признали, что духовной близости ни с кем из педагогов не чувствуют. Более 50% не удовлетворены своим статусом в семье: одни жалуются на ощущение одиночества, другие — на чрезмерную опеку со стороны взрослых, третьих не устраивает необходимость подчиняться старшим.[11, с.254]
При организации социальных служб для молодежи очень важно четко определить их задачи. Так, социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних включает в себя четыре отделения: отделение диагностики, социальной реабилитации, дневного пребывания и стационар.
В задачи отделения диагностики входит: выявлять дезадаптированных детей и подростков, создавать банк данных о них; выявлять и анализировать факторы социальной дезадаптации детей, ее формы и стадии; изучать состояние здоровья, особенности личностного развития и поведения детей и подростков; разрабатывать индивидуальные программы социальной реабилитации несовершеннолетних, комплекс мероприятий, направленных на вывод их из сложной ситуации и создание условий для нормальной жизнедеятельности.
Основными задачами отделения социальной реабилитации являются: организация поэтапного выполнения программ социальной реабилитации несовершеннолетних; восстановление утраченных контактов с семьей, внутри семьи; оздоровление межличностных отношений несовершеннолетних, восстановление их социального статуса в коллективе сверстников, устранение психотравмирующих ситуаций, выработка навыков общения со взрослыми и сверстниками на основе норм нравственности; содействие в получении специальности и работы; оказание комплексной медико-педагогической и правовой помощи; решение вопросов устройства детей и подростков.
В Российской Федерации накоплен опыт практической социальной работы с молодежью. Так, в Ярославле принята областная государственная социальная программа «Молодежь», направленная на создание правовых, экономических и организационных условий и гарантий для самореализации личности молодого человека и развития молодежных объединений, движений и инициатив. Астраханская областная социальная служба помогает молодым людям разобраться в себе и окружающих, учит самостоятельно находить выход из стрессовой ситуации, снимать ее последствия, обретать уверенность в своих силах. В деятельности службы предпочтение отдается таким видам помощи и услуг молодежи, как консультативная помощь по правовым вопросам, семейно-брачным отношениям, медико-психологическая помощь и т.д. [11, с. 253]
Так, например, основной задачей московского объединения «Педагогический поиск» являются социальная и правовая защита, адаптация и реабилитация выпускников и воспитанников детских домой и школ-интернатов. Сотрудники и добровольцы объединения помогают им устроиться в жизни, получить жилье, образование, подобрать работу. В Доме адаптации подростки учатся правилам социальной жизни, здесь корректируются жизненные ориентации в трудовой семье, укрепляются познания в нравственных, моральных и правовых нормах жизни. В Доме учатся готовить, ухаживать за своим жилищем и за собой. Здесь открыты мастерские прикладного творчества, где подростки выполняют различные виды работ и могут зарабатывать деньги.
Социальная незащищенность, недостаток внимания общества предопределяет эту социальную группу как дестабилизирующую общественную силу, а в это же время на молодежи лежит ответственность за будущее страны, за созидание в этом мире. И государственная политика должна быть направлена на использование созидательного потенциала молодежи.
Молодежные проблемы при всей их специфики невозможно решить в отрыве от системы поддержки семьи, образования и здравоохранения, охраны общественного порядка, развития культуры спорта и туризма. [20, с. 78]
Вывод по главе 3
В ходе и ознакомления и изучения основ социальной работы с молодежью можно установить следующее:
В России существует специальная система учреждений органов по делам молодежи. Деятельность учреждений органов по делам молодежи включает поддержку, оказание социальных услуг и содействие адаптации и реабилитации юношей и девушек всех категорий.
Основной задачей учреждений органов по делам молодежи является создание условий для физического, духовного и нравственного развития подростков и молодежи всех возрастных категорий.
Заключение
Социальная работа, как профессиональная деятельность получила признание практически во всех странах мира — в определённой степени в силу растущей потребности общества в решении сложных личностных и социальных проблем людьми, получившими профессиональную подготовку, а также под влиянием уже сложившихся институтов общественного устройства.
В России социальная работа в целом и система социального обслуживания в частности развиваются весьма интенсивно, с использованием различных технологий, на основе научно разработанного базиса.
Технологии социальной работы являются по своей сущности одними из важнейших методов современной социальной деятельности. Социальная работа как прикладная наука связана с исследованием проблемы социального благосостояния людей.
Общечеловеческие проблемы стали в наше время основой, которая объединяет социальную практику (передовые технологии) большинства стран мира в единое целое, а технологии социальной работы, как практический инструментарий социальной работы, ориентированы именно на решение этих проблем — общих и частных.
Одним из направлений социальной работы в современной России является социальная работа с молодежью.
Молодежь — это возрастная группа, находящаяся на определенном этапе жизненного цикла, отличающего ее от других групп населения. Молодые люди прибывают в состоянии, когда формируется система принципов, установок и ценностных ориентаций.
В данной работе нами были рассмотрены основные проблемы современной молодежи, ее ценностные ориентации, имеющие огромное значение в контексте жизненного пути. Также были рассмотрены основы законодательства молодежной политики в России, и изучен опыт и перспективы работы социальных служб с молодежью.
Молодежь — это одна из наиболее уязвимых возрастных категорий населения. Она относится к социально-демографической группе, переживающей один из важнейших жизненных периодов — вхождение в мир взрослых и адаптация к нему. Нельзя забывать о том, что именно на молодежный возраст выпадают одни из самых главных демографических и общественно значимых событий на жизненном пути человека — это окончание школы (получение общего образования), выбор образовательного учреждения для получения профессиональной подготовки и, следовательно, выбор будущей профессии, начало карьеры — трудовой деятельности, создание семьи, рождение детей. Это основные фазы жизненного цикла, которые необходимо учитывать в теории и практике социальной работы.
В современном стремительно меняющемся мире, пронизанном масштабными потоками информации, требующим постоянного притока новых знаний роль молодежи возрастает.
Опыт социальной работы с молодежью в разных регионах России свидетельствует о многообразии применяемых социальных технологий. Каждому специалисту социальной работы по долгу службы приходится принимать участие в проведении молодежной политики.
Социальная служба для молодежи строится на общих основаниях с системой иных учреждений социальной сферы, реализует сходные цели и осуществляет аналогичные функции, но при этом обладает рядом особенностей: оказывает услуги, представляющие интерес для молодых людей преимущественно в связи с проблемами жизненного старта и другими собственно молодежными проблемами; предоставляет помощь в соответствующих формах и способами, соотносимыми с особенностями молодежной субкультуры; услуги и помощь оказываются преимущественно силами молодых людей, выполняющих роль контактной группы сверстников.
Целью данной курсовой работы являлось изучение технологий социальных проблем молодежи, нормативно-правовых основ работы с молодежью, работы различных социальных служб, общественных организаций, изучение технологии работы с различными категориями молодежи.
Достигнув поставленной цели в курсовой работе, удалось решить определенные задачи, а именно: по ознакомлению с основными проблемами молодежи, изучению основных направлений государственной молодежной политики, ознакомлению с формированием законодательно-нормативной базы и программным обеспечением государственной молодежной политики и социальной работы с молодежью, рассмотрению теоретических и практических особенностей социальной работы с молодыми людьми решены.
Библиографический список
1) Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 г. [Электронный ресурс] // Справочно-правовая система «Консультант +».
2) Федеральный закон «Об общественных объединениях» от 19.05.1995 г. № 82-ФЗ [Электронный ресурс] // Справочно-правовая система «Консультант +».
3) Федеральный закон «О государственной поддержке детских и молодежных объединений в Российской Федерации» от 28.06.1995 г. № 98-ФЗ [Электронный ресурс] // Справочно-правовая система «Консультант +».
4) Федеральный закон «Об основах социального обслуживания населения РФ» от 10.12.1995 г. № 195-ФЗ [Электронный ресурс] // Справочно-правовая система «Консультант +».
5) Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации » от 24.07.1998 г. № 124-ФЗ [Электронный ресурс] // Справочно-правовая система «Консультант +».
6) Федеральный закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» от 04.12.2004 г. № 329-ФЗ [Электронный ресурс] // Справочно-правовая система «Консультант +».
7) Федеральный закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» от 22.08.1996 г. № 125-ФЗ [Электронный ресурс] // Справочно-правовая система «Консультант +».
8) Федеральный закон «Об образовании» от 10.07.1992 г. № 3266-1. [Электронный ресурс] // Справочно-правовая система «Консультант +».
9) Федеральный закон «Об основах профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» от 21.06.1999 г. № 120-ФЗ [Электронный ресурс] // Справочно-правовая система «Консультант +».
10) Федеральный закон «Об охране здоровья граждан» от 22.07.1993 г. [Электронный ресурс] // Справочно-правовая система «Консультант +».
11) Астапов, В.В. Технология социальной работы: курс лекций для студентов очной формы обучения по направлению подготовки 040101.65 «Социальная работа» / Астапов В.В. — Красноярск: «СибГТУ», 2011. — 262 с.
12) Васильчиков, В.М. Правовое обеспечение социальной работы [Текст]: учеб. пособие для вузов / В. М. Васильчиков. — М. : Академия, 2009. — 336 с.
13) Вишневский, Ю.Р. Социология молодежи [Текст]: учебник / Ю.Р. Вишневский, В.Т. Шапко. — Екатеринбург. : ГОУ ВПО УГТИ-УПИ, 2006. — 432 с.
14) Вовлечение молодежи в жизнь российского общества. Презентация гипотезы научного исследования [Текст] / Под ред. С.С. Гиля. — М. : Изд-во «Союз», 2007. — 116 с.
15) Волков, Ю.Г. Социология молодежи [Текст]: учебное пособие / Ю.Г. Волков [и др.]. — Ростов-нД. : Феникс, 2001. — 456 с.
16) Государственная молодежная политика в законодательстве Российской Федерации [Текст] / Гос. ком-т РФ по молодежной политике; Ин-т молодежи. Центр образования молодежи «Демократия и развитие»; Сост. и отв. ред. В.А. Луков. — М. : Социум, 2000. — Ч. 1. — 248 с.; Ч. 2. — 256 с.; Ч. 3. — 256 с.
17) Зайнышев И.Г. Технология социальной работы [Текст] / Учебное пособие. Под ред. И.Г. Зайнышева. — М.: «Владос». 2000. — 350 с.
18) Зубок, Ю.А. Права молодежи в России: состояние и проблемы реализации [Текст] / Ю.А. Зубок, Е.А. Певцова, В.И. Чупров. — М.: Инфра, 2007. — 138 с.
19) Костюченко, Л.Г. Социология молодежи [Текст] / Л.Г. Костюченко. — М.: Инфра, 2005. — 458 с.
20) Медведева, Е.С. Проблемы социальной работы с молодежью: курс лекций для студентов специальности 040101 Социальная работа, очной и заочной форм обучения / Е.С. Медведева. — Красноярск: СибГТУ, 2011. — 121 с.
21) Технологии социальной работы [Текст] : учебное пособие / Под ред. Е.И. Холостовой. — М.: ИНФРА-М, 2003. — 400 с.
22) Технологии социальной работы [Текст]: учебное пособие / Под ред. Е.И. Холостовой. — М.: ИНФРА-М, 2000. — 286 с.
23) Технологии социальной работы с различными группами населения [Текст]: учебное пособие / Под ред. П.Д. Павленка. — М.: Инфрма — М, 2011. — 272с.
24) Технологии социальной работы [Текст]: учебник / Под ред. Е.И. Холостовой, Л.И Кононовой. — М.: Издательство Юрайт, 2011.- 503 с.
25) Социальная работа с молодёжью [Текст]: учебное пособие / Под ред. Н.Ф. Басова — М: Дашков, 2011. — 364с.
26) Энциклопедия социальных практик [Текст] / Под ред. Е.И. Холостовой, Г.И. Климантовой. — 2-е изд. — М.: Дашков, 2012. — 660 с.
27) Сайт Национальных проектов [Электронный ресурс] // режим доступа — http://rost.ru/main/family.shtml
28) Российский союз молодежи [Электронный ресурс] // режим доступа -http://www.ruy.ru/
29) Портал ЮНПРЕСС [Электронный ресурс] // режим доступа -http://www.ynpress.ru/
30) Национальный совет молодежных и детских объединений России [Электронный ресурс] // режим доступа -http://www.youthrussia.ru/
31) Всероссийский банк данных ГМП [Электронный ресурс] // режим доступа -www.dmp.mgopu.ru, www.molros.ru
Размещено на