Содержание
Введение…………………………………………………………….………………3
Глава 1. Понятие, система и юридический состав таможенных преступлений……………………………………………………………………..…6
1.1 Понятие и система таможенных преступлений………………………………6
1.2 Таможенные преступления, связанные с перемещением товаров…………10
1.3 Таможенные преступления, связанные с невозвращением из-за границы достояния или валюты……………………………………………………………..28
1.4 Таможенные преступления, связанные с неуплатой таможенных
платежей…………………………………………………………………………….33
Глава 2. Вопросы квалификации и разграничение смежных составов таможенных преступлений …………………………………………………………38
2.1 Квалифицирующие признаки контрабанды………….………………………..38
2.2 Квалифицирующие признаки иных таможенных преступлений……………50
2.3 Разграничение смежных составов таможенных преступлений……………..63
Заключение……………………………………………………………………….…76
Список источников………………………………………………………………….80
Выдержка из текста работы
- Введение
- Глава 1. Уголовно-правовая и криминалистическая характеристика таможенных преступлений
- 1.1 Уголовно-правовая характеристика таможенных преступлений
- 1.2 Криминалистическая характеристика таможенных преступлений
- Глава 2. Возбуждение уголовных дел и особенности расследования таможенных преступлений на первоначальном этапе
- 2.1 Тактические особенности следственного осмотра
- 2.2 Тактика допроса подозреваемого и свидетелей
- 2.3 Тактика обыска и выемки
- Глава 3. Тактика последующих следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий
- 3.1 Допрос обвиняемого
- 3.2 Назначение судебных экспертиз
- 3.3 Особенности проведения других следственных действий
- 3.4 Взаимодействия следователя с сотрудниками оперативных подразделений
- Заключение
- Список литературы
Предварительное расследование включает в себя две формы: дознание и предварительное следствие. В уголовном процессе дознание и предварительное следствие как формы предварительного расследования имеют общие черты и определенные различия. К общим чертам относятся: единые задачи борьбы с преступностью; равная обязанность возбуждения уголовного дела в пределах своей компетенции при наличии признаков преступления; осуществление деятельности на основе единого уголовного и уголовно-процессуального законодательства; соблюдение единой процессуальной формы при производстве следственных действий; равное доказательственное значение установленных сведений и другие.
Различия между дознанием и предварительным следствием касаются полномочий органов, ведущих расследование; сроков, отведенных для производства расследования; процессуального режима расследования.
Предварительное следствие есть высшая и более сложная форма предварительного расследования.
Дознание — форма предварительного расследования, вспомогательная по отношению к предварительному следствию, заключающаяся в закреплении следов преступления и совершении первоначальных и неотложных следственных действий с тем, чтобы полное и всестороннее расследование дела было произведено на предварительном следствии.
Интересы быстрого и полного раскрытия преступления обязывают следователя при планировании расследования правильно определять последовательность и сроки выполнения следственных действий и оперативных мероприятий, чтобы обеспечить параллельную проверку всех выдвинутых версий и окончание расследования в установленные сроки.
При определении сроков производства следственных действий и оперативных мероприятий следует также учитывать время необходимое для подготовки.
В качестве первоначальных неотложных следственных действий по рассматриваемой категории дел на первоначальном этапе расследования (при производстве дознания) могут проводиться :
следственный осмотр;
задержание подозреваемого;
допрос подозреваемого;
допрос свидетеля;
обыск;
выемка;
назначение экспертизы;
освидетельствование;
наложение ареста на имущество подозреваемого;
10) наложение ареста на почтово-телеграфную корреспонденцию подозреваемого.
Уголовно-процессуальный закон устанавливает порядок поведения следственного действия. Следователь, руководствуясь положениями закона, намечает тактические приемы, обеспечивающие наиболее эффективный результат следственного действия. Тактический прием — это способ действия следователя, который он избирает, исходя из складывающейся следственной ситуации, особенностей расследования преступления, личности преступника.
Тактический прием — это наиболее рациональный и эффективный способ действия или наиболее целесообразная в данных условиях линия поведения лица, осуществляющего процессуальное действие.
Применение того или иного тактического приема предполагает творческий подход следователя к своей работе, его активность, наступательный характер его действий, преследующих получение правдивых показаний и достоверных доказательств. При этом нужно, конечно, иметь в виду, что активность и наступательность ничего не имеют общего с психическим насилием и принуждением.
По делам о таможенных правонарушениях следственный осмотр производится с целью обнаружения и фиксации контрабанды, различных предметов и помещений, приспособленных для ее сокрытия, всевозможных документов, следов и прочих объектов, имеющих значение для дела, а также для выяснения обстановки обнаружения контрабанды и обстоятельств ее совершения.
Под следственным осмотром необходимо понимать процессуальное действия следователя, в котором он, с участием указанных в законе лиц, обнаруживает, непосредственно воспринимает, исследует, оценивает и фиксирует состояния, свойства и признаки материальных объектов, связанных с расследуемым событием, с целью выявления доказательств и выяснения обстоятельств, имеющих значение для установления истины по делу.
Объектами следственного осмотра являются: местность, помещения, предметы и документы. Осмотру подвергается местность, на которой был задержан с поличным нарушитель таможенного законодательства при пересечении границы вне пункта таможенного контроля или где было обнаружено нарушение, изъятая в результате таможенного досмотра или осмотра места происшествия либо обыска (выемки); контрабанда и средства (в частности, транспортные) для ее тайного перемещения через границу; тайники, приспособленные или изготовленные для сокрытия контрабанды при ее перемещении или хранении; документы, свидетельствующие о контрабандной деятельности.
Осмотр предметов и документов, изъятых во время осмотра места происшествия, следователь производит на том же месте или по месту производства дознания по делу. При производстве осмотра следователь лично воспринимает факты на месте, имеет возможность на основе этих фактов выдвигать версии об обстоятельствах происшествия, что состоялось, разрабатывает план в дальнейшем действий.
Выезд на место происшествия производится немедленно. До прибытия на место происшествия, следователь обязан обеспечить его охрану, а после прибытия — выяснить, какие изменения состоялись на этом месте с момента совершения преступления.
К участию в осмотре следователь может привлекать специалистов: подозреваемого, свидетеля, переводчика. При этом необходимо присутствие не менее двух понятых.
При осмотре места обнаружения контрабанды (тайников) следует обращать внимание и выявлять имеющиеся, возможно следы пальцев рук, обуви, инструментов, транспорта а также различные предметы, которые могли быть оставлены лицами, пользовавшимися тайниками. Фиксация этих следов может способствовать проверке показаний подозреваемого об обстоятельствах закладки тайника и лицах, принимавших в этом участие.
При осмотре перемещаемых через границу контрабандных товаров непосредственно на транспортном средстве обязательно должны быть установлены и зафиксированы их размещение, количество (единицы либо вес) и родовые (видовые) признаки, все маркировочные обозначения на товарах, упаковках, пломбы на контейнерах или других хранилищах и их состояние, состояние хранилищ и запорных устройств.
С необходимостью осмотра и изучения документов следователь сталкивается уже с первого момента расследования, так как именно документы зачастую выступают средством прикрытия контрабандных товаров при пересечении границы. В начале осмотра и изучения документов производится их так называемая формальная проверка.
Она представляет анализ соответствия документов установленными формами полноты и правильности заполнения реквизитов документов, наличия в них соответствующих подписей и удостоверительных знаков (оттисков и печатей, штампов и прочее), наличия измененных а также сомнительных реквизитов (в которых имеются формальные или логические противоречия либо в отношении которых можно предложить, что они подделаны).
Подделка документов может производиться путем подчистки, дописки, изменения записей, травления, нанесения поддельных оттисков печатей либо штампов, подделки подписей и, наконец, изготовления бланков документов и заполнения их преступником.
После формальной проверки обязательным вторым этапом является так называемая нормативная проверка, которая заключается в анализе сущности фиксируемой учетным данным или иным документом хозяйственной, финансовой, управленческой либо контрольной операции в аспекте соблюдения соответствующих норм, правил или инструкций, регулирующих выполнение указанных операций. При этой проверке могут быть обнаружены, кроме нарушений установленных требований, также и признаки интеллектуального подлога (несоответствие фактам указанных в документе данных, а также отсутствие в документах сведений, которые должны были бы быть при надлежащем их оформлении).
Протокол осмотра составляется с соблюдением требований статьей 166 УПК РФ. В протоколе осмотра описываются конкретные объекты осмотра, все действия следователя в той последовательности, в которой они осуществлялись, все что было обнаружено при осмотре с указанием точного месторасположения предметов (относительно предметов также указывается, кем именно и какие технические средства (приспособления) применялись, относительно каких объектов и полученные результаты). В конце протокола перечисленные все предметы и документы, которые изымаются, в том числе которые подлежат направлению на экспертизу. К протоколу прилагаются фотоснимки и негативы, кино- и видеоленты, планы, схемы, слепки и отпечатки следов.
Освидетельствование — следственное действие, направленное на выявление различных следов на теле человека или установление его психического состояния, признаков алкогольного опьянения и прочее.
По уголовным делам о контрабанде освидетельствование производится с целью выявления и удостоверения наличия на теле подозреваемого, свидетеля следов этого преступления, особенных примет, наличие отклонений в психическом состоянии, если при этом отсутствует необходимость в судебно-медицинской экспертизе.
Если лицо, в отношении которого вынесено постановление о проведении освидетельствования, отказывается от участия в этом следственном действии, освидетельствование может быть осуществлено принудительно. Освидетельствование производятся следователем в присутствии понятых в изолированном помещении, с соблюдением правил гигиены и санитарии. Следователь, понятые (при необходимости переводчик) не могут присутствовать при освидетельствовании лица другого пола, если это связано с необходимостью обнажения этого лица. В этом случае, по указанию следователя, освидетельствование осуществляет врач в присутствии понятых одного пола с лицом, подлежащим освидетельствованию. При необходимости использования знаний не отдельным отраслям медицины, психологии для участия в освидетельствовании привлекаются соответствующие специалисты. При освидетельствовании не допускается действия, которые унижают достоинство освидетельствуемого лица или опасны для его здоровья. По результатам освидетельствования составляется протокол с соблюдением требований статей 180 УПК РФ.
В протоколе указывается все то, что было обнаружено или установлено во время обследования: различные телесные повреждения, травмы, татуировки, родинки, другие специфические признаки, с помощью которых осуществляется идентификация лица; предметы контрабанды, которые были выявлены на теле освидетельствуемого лица; следы веществ, которые могли появиться на теле освидетельствуемого лица в связи с контрабандой ядовитых сильнодействующих веществ, наркотических средств и т.п; пробы на алкоголь, которые были взяты при использовании соответствующей аппаратуры или устройств. Части этих веществ а также отображение пробы опечатываются и сохраняются для дальнейшего исследования.
Сложная задача перед следователями таможенных органов возникает при возбуждении уголовного дела по факту обнаружения преступления при отсутствии лица, подозреваемого в его совершении. Успешное раскрытие таких преступлений, т.е. установление виновного лица, зависит от двух факторов. 1) от высококвалифицированного проведения осмотров как самих предметов контрабанды, так и мест их сокрытия. Их тщательный осмотр с участием специалистов поможет установить следы, оставленные контрабандистом. 2) своевременная организация охраны места обнаружения контрабанды с целью недопущения туда посторонних лиц, которые могут уничтожить следы преступника. Орган дознания системы таможенных органов не вправе прекратить либо приостановить уголовное дело о контрабанде, т.к. по нему обязательно предварительное следствие.
Должностные лица и граждане обязаны предъявлять или выдавать документы или предметы, требуемые следователем (статья 182 УПК РФ). Перед началом обыска следователь предлагает лицу, которое занимает помещение, что подлежит обыску или представителю предприятия, учреждения, организации, где будет производиться обыск, добровольно сдать казанные в постановлении предметы и документы или указать местонахождение подозреваемого, который скрывается от расследования. В случае отказа выполнить его требование, следователь приступает к производству обыска в принудительном порядке.
При производстве обыска, следователем вправе открывать закрытые помещения и хранилища, если собственник отказывается их открыть. При этом следует избегать не вызванных необходимостью повреждений дверей, замков и других предметов. После окончания обыска обстановка, предметы и вещи должны быть приведены, по возможности, в предыдущий вид.
При обнаружении во время обыска предметов и документов необходимо обеспечить их целостность и неприкосновенность поверхности в тех местах, где могут быть следы пальцев рук подозреваемого и других лиц. Если в процессе обыска были обнаружены тайники, то каждый из них, как и их содержимое и местонахождение должны быть сфотографированы и осмотрены.
Предметы и документы, которые были в тайнике, а также, по возможности, сам тайник подлежат изъятию. Результаты осмотра заносятся в протокол обыска помещения, а обнаруженные предметы и документы присоединяются к этому протоколу.
При наличии данных, что лицо, у которого производится обыск или кто-нибудь из граждан, которые находились с ним в одном помещении скрывают при себе документы и предметы, которые имеют значение для дела, они подлежат личному обыску (статья 184 УПК РФ).
На проведение личного обыска санкции прокурора и соответствующего постановления не требуется. Личный обыск может производиться только лицом того же пола, что и обыскиваемое лицо и в присутствии понятых.
Следователь должен принять меры к тому, чтобы не были разглашены выявленные при обыске обстоятельства личной жизни обыскиваемого и других лиц, проживающих или временно находящихся в этом помещении (статья 182 УПК РФ).
Предметы и документы, изъятые законом из обращения, при их обнаружении во время обыска, подлежат обязательному изъятию независимо от их отношения к делу.
В соответствии со статьями 166 УПК РФ следователь составляет протокол. В протоколе или в прилагаемой к нему описи приводится список изъятых предметов и документов с указанием их наименования (количества, меры, веса, материала, из которого они изготовлены) то есть характерных для него признаков; а также места, где они находились на момент их обнаружения. Кроме того, в протоколе должно быть указано, был ли предмет (документ) выдан лично обыскиваемым или изъят принудительно.
При наличии в протоколе замечаний на неправильные действия, допущенные во время обыска, следователь не позднее двух дней сообщает об этом прокурору.
По уголовному делу о контрабанде одновременно с проведением обыска следователь с целью обеспечения возможности гражданского иска и возможной конфискации имущества по этому делу обязан наложить арест на имущество (вклады, ценности и другое имущество) подозреваемого, где бы это имущество не находилось. Не подлежат аресту и описи предметы первой необходимости, которые используются этими лицами и членами их семей.
О наложении ареста на имущество следователем выносятся мотивированное постановление. Наложение ареста на имущество осуществляется путем его изъятия следователем или передачи определенному лицу на хранение по усмотрению следователя.
Этими лицами могут быть собственник имущества или совершеннолетние члены его семьи, представитель жилищно-эксплуатационного учреждения или местной государственной администрации, другие граждане.
В протоколе описи имущества указывается точный список вещей, ценностей, других предметов, на которые наложен арест, их наименование и другие внешние особенности, принадлежность к собственности конкретных граждан. Лица, которым передано имущество, предупреждаются под расписку об уголовной ответственности за растрату имущества, подвернутого аресту.
Выемка — следственное действие, которое производится в тех же целях, что и обыск, но в отличии от обыска она производится тогда, когда следователь располагает точными данными, что предметы и документы имеющие значение для дела, находятся у определенного лица или в определенном месте.
Как правило, выемка производится без санкции прокурора. Выемка предметов и документов, содержащих государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну, предметов и документов, содержащих информацию о вкладах и счетах граждан в банках и иных кредитных организациях, а также вещей, заложенных или сданных на хранение в ломбард, производится на основании судебного решения, принимаемого в порядке, установленном статьей 165 УПК РФ.
Требования уголовно-процессуального закона относительно порядка производства выемки, условий производства выемки в помещении дипломатических представительств; лиц, в присутствии которых производится выемка, личного обыска лица, неразглашения обстоятельств личной жизни обыскиваемых, изъятия предметов и документов, составления протокола выемки сходны с требованиями, предъявляемыми к производству обыска.
Наложение ареста на корреспонденцию и ее выемка производятся согласно статьи 185 УПК РФ на основании судебного решения, принимаемого в порядке, установленном статьей 165 настоящего Кодекса.. В уголовном деле о контрабанде наложение ареста на корреспонденцию, ее осмотр и выемка осуществляется с целью расширить возможности органа дознания по выявлению сообщников преступления и их намерений, мест нахождения предметов контрабанды, а также вещей и ценностей, нажитых преступным путем, адресов лиц, которые скрываются от расследования и т.п.
Арест может быть наложен как на входную корреспонденцию на адрес подозреваемого, так и на корреспонденцию, которая им отправляется (имеются в виду письма, телеграммы, почтово-телеграфные переводы, бандероли и т.п.)
В постановлении указываются: основания для ареста определенной корреспонденции определенного лица, его адрес (место жительства или место работы), название учреждения связи, на которое возлагается обязанность задерживать корреспонденцию, которая им отправляется.
Осмотр и выемка почтово-телеграфной корреспонденции производится в присутствии двух представителей почтово-телеграфного учреждения.
О результатах осмотра и выемки корреспонденции составляется протокол, в котором следует указать, какая именно корреспонденция была осмотрена и изъята для присоединения к делу.
Следователь вправе не изымать корреспонденцию, а отразить в протоколе ее содержание (полностью или частично) или снять с нее копию. Если корреспонденция никакого отношения к уголовному делу не имеет, она посылается адресату, про что указывается в протоколе.
В целях пресечения международного незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ, для выявления лиц, участвующих в таком обороте, таможенным органам России предоставлено право применять «контролируемые поставки», при которых допускается вывоз, ввоз или транзит через территорию нашей страны предметов контрабанды с ведома и под контролем таможенных органов и других компетентных органов. Порядок их проведения регламентирован ТК РФ.
Впервые контролируемая поставка была разработана в Интерполе как международная система скрытого полицейского контроля за путями следования контрабандных грузов, связанных с наркотиками. Причиной этому стал значительный рост в 70-х годах контрабанды наркотиков. В поисках решения проблемы в марте 1978 года все национальные центральные бюро стран-членов Интерпола были разосланы письма, в котором содержалось два вопроса: 1) разрешает ли законодательство вашей страны контролируемый провоз наркотиков; 2) можно ли провести в вашей стране такую операцию с разрешения соответствующих властей? Большинство стран указали, что вопрос о контролируемом провозе наркотиков не регулируется, но практика допускает полицейские операции в этом направлении. На основании этих сведений генеральная Ассамблея Интерпола в 1979 году констатировала, сто международная полицейская операция в этом направлении может быть осуществлена. ООН на конференции в декабре 1988 года приняла Конвенцию ООН о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ, где есть отдельная статья (11), посвященная контролируемым поставкам.
Решение об использовании контролируемой поставки принимается только ГТК России. (ч. 2 ст. 227 ТК РФ). Одним из важнейших обстоятельств, обуславливающих эффективность использования контролируемых поставок, является четкая договоренность и взаимодействие таможенных органов и прокуратуры стран, на территории которых осуществляются контроль за контрабандой наркотиков и задержание лиц, имеющих к ней отношение.
Деятельность Челябинской таможни по пресечению таможенных правонарушений и преступлений, отнесённых к компетенции таможенных органов, осуществляется в тесном взаимодействии с правоохранительными органами Челябинской области.
Основной проблемой в борьбе с таможенными правонарушениями и преступлениями остается «прозрачность» границы Российской Федерации с Республикой Казахстан. Анализ оперативной обстановки свидетельствует, что на этом участке совершается более 60 процентов таможенных правонарушений. Значительная их часть выявляется на таможенных постах, расположенных непосредственно на границе.
По-прежнему, основными предметами контрабанды является:
— валютные ценности;
— товары народного потребления китайского производства;
— российская валюта;
— транспортные средства;
— мясо.
При ввозе товаров и транспортных средств на территорию Российской Федерации наиболее часто совершаемыми правонарушениями являются:
— перемещение товаров и транспортных средств через таможенную границу РФ помимо таможенного контроля;
— недоставление товаров и транспортных средств, находящихся под таможенным контролем, в установленное таможенным органом место:
при вывозе с таможенной территории РФ товаров и транспортных средств наиболее часто встречаются правонарушения, связанные с несоблюдением условий и требований таможенного режима экспорта.
С резким расширением и изменением самого механизма внешнеэкономической деятельности масштабы и опасность контрабанды и других экономических преступлений неизмеримо возросли. Значительная тяжесть борьбы с ними легла на плечи таможенных органов.
Таможенная служба — один из ведущих государственных институтов, одна из немногих экономически эффективных федеральных служб.