Выдержка из текста работы
1.3. Нормативно-правовая база, регулирующая формирование доходной части бюджета субъекта РФ…………………………………………………………………..
2. Анализ практики формирования доходной части регионального бюджета РТ………………………………………………………………………
2.1. Анализ формирования налоговых доходов бюджета РТ………………. 34
2.2. Роль неналоговых доходов в формировании бюджета РТ…………………. 45
2.3. Анализ безвозмездных перечислений в доходной части региональ-ного бюджета РТ……………………………………………………………………
3. Основные направления совершенствования механизма формирования и использования региональных бюджетов………………………………………
3.1. Обобщение зарубежного опыта в области по формированию и использованию средств региональных бюджетов…………………………..
3.2. Проблемы региональных бюджетов в РФ и пути их решения…………… 66
Выводы и предложения………………………………………………………… 78
Список использованной литературы…………………………………………….. 83
Приложения……………………………………………………………………… 88
Введение
В настоящее время в России происходит реформирование бюджетной политики государства. Это связано с тем, что до настоящего времени не в полной мере отрегулированы вопросы оптимального перераспределения доходов между бюджетами различного уровня. Многие субъекты Федерации жалуются на то, что федеральные органы государственной власти забирают основные доходы себе, оставляя очень мало доходов им. Вследствие этого они испытывают серьезный недостаток финансовых средств для решения многих социальных проблем развития собственных территорий.
В бюджетном послании Президента РФ Федеральному Собранию РФ от 24 мая 2005 г. «О бюджетной политике в 2006 году» говорится о необходимости обеспечения стабильности закрепленных за уровнями публичной власти доходных источников и расходных полномочий должно стать важнейшим принципом бюджетной политики федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
Характерной особенностью бюджетной политики в 2004 году и в начале 2005 года стала практическая реализация масштабной реформы федеративных отношений.
Внесены изменения в законодательство, регулирующее отношения в различных сферах государственного управления, которые обеспечивают разграничение расходных обязательств между уровнями публичной власти.
Бюджетным и Налоговым кодексами Российской Федерации на долгосрочной основе закреплены доходные источники, необходимые для выполнения этих обязательств.
Впервые законодательно определена методика делегирования субъектам Российской Федерации ряда федеральных полномочий с предоставлением субвенций из федерального бюджета.
В то же время не были своевременно приняты необходимые решения Правительства Российской Федерации о выделении субъектам Российской Федерации субвенций на исполнение делегированных федеральных полномочий.
Большой вклад в изучение государственного бюджета, в т.ч. и регионального внесли такие известные отечественные исследователи как Л.П. Блинов, О.В. Врублевская, В.Г. Пансков, Б.Г. Поляк, М.В. Романовский, Д.Г. Черник, Т.Ф. Юткина и др. Однако многие аспекты проблемы формирования доходов региональных бюджетов все еще остаются малоизученными.
Целью дипломной работы является анализ проблем формирования доходной части бюджета субъекта Российской Федерации (на примере Республики Татарстан).
Исходя из цели были поставлены следующие задачи:
— изучение теоретических основ формирования бюджета субъекта РФ;
— проведение анализа практики формирования доходной части регионального бюджета РТ;
— на основе анализа практики формирования доходной части регионального бюджета РТ и обобщения зарубежного опыта формирования региональных бюджетов выработать основные направления совершенствования формирования региональных бюджетов в РФ.
Дипломная работа состоит из введения, трех глав, выводов и предложений, списка использованной литературы и приложений.
В первой главе раскрывается экономическая сущность регионального бюджета и его значение в решении социально-экономических задач государства, изучена нормативно-правовая база формирования доходной части бюджета субъекта РФ.
Вторая глава посвящена анализу формирования налоговых доходов бюджета РТ, рассмотрению роли неналоговых доходов в формировании бюджета РТ, анализу безвозмездных перечислений в доходной части бюджета РТ.
В третьей главе на основе анализа практики формирования доходной части регионального бюджета РТ и обобщения зарубежного опыта формирования региональных бюджетов выработаны практические предложения по совершенствованию формирования региональных бюджетов в РФ.
В процессе работы с литературными источниками были задействованы основополагающие нормативно-правовые материалы, такие как Бюджетный кодекс Российской Федерации, Бюджетный кодекс Республики Татарстан, Налоговый кодекс Российской Федерации, ряд законов и постановлений правительства, регулирующих и регламентирующих бюджетный процесс в Российской Федерации, а также инструкции, учебники и учебные пособия по тематике «Бюджетная система Российской Федерации», «Налоги и налогообложения», «Экономические правоотношения» и т.д……..
Список использованной литературы
I. Нормативно-правовые материалы:
1. Конституция РФ / Федеральный конституционный закон РФ от 12 декабря 1993 г. // Российская газета. – 1993. – 25 декабря.
2. Конституция РТ / Закон РТ от 30 ноября 1992 г. №1665-XII // Республика Татарстан. – 1992. – 7 декабря 1992 г.
3. Бюджетный кодекс РФ / Федеральный закон РФ от 31 июля 1998 г. №145-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. – 1998. – №31. – Ст.3823.
4. Бюджетный кодекс РТ / Закон РТ от 29 мая 2004 г. №34-ЗРТ // Республика Татарстан. – 2004. – 5 июня.
5. Налоговый кодекс РФ. Часть первая / Федеральный закон РФ от 31 июля 1998 г. №146-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. – 1998. – №31. – Ст.3824.
6. Налоговый кодекс РФ. Часть вторая / Федеральный закон РФ от 5 августа 2000 г. №117-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2000. – №32. – Ст.3340.
7. Федеральный закон от 22 августа 2004 г. №122-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2004. – №35. – Ст.3657.
8. Закон РТ от 24 декабря 2002 г. №176-ЗРТ «Об исполнении бюджета РТ за 2002 год» // Республика Татарстан. – 2003. – 12 января.
9. Закон РТ от 23 декабря 2003 г. №186-ЗРТ «Об исполнении бюджета РТ за 2003 год» // Республика Татарстан. – 2004. – 11 января.
10. Закон РТ от 23 декабря 2004 г. №173-ЗРТ «Об исполнении бюджета за 2004 год» // Республика Татарстан. – 2005. – 14 января.
11. Закон РТ от 23 декабря 2004 г. №173-ЗРТ «О бюджете на 2005 год» // Республика Татарстан. – 2004. – 29 декабря.
12. Закон РТ от 21 декабря 2005 г. №169-ЗРТ «О бюджете на 2006 г.» // Республика Татарстан. – 2005. – 28 декабря.
13. Бюджетное послание Президента РФ Федеральному Собранию РФ от 24 мая 2005 г. «О бюджетной политике в 2006 году» // Российская газета. – 2005 – 25 мая.
II. Специальная литература:
14. Андреев А.Г. Современные проблемы взаимоотношений бюджетов в Российской Федерации // Федерализм. – 2004. – №1. – С. 23-36.
15. Барулин С.В., Казак А.Ю. Функции и роль налогов // Финансы, денежное обращение и кредит: Науч. зап. / Отв. ред. А.Ю. Казак. – Екатеринбург: УГЭУ, 2004. – Вып.7. – С. 51-68.
16. Березкин Ю.М. Исторические типы финансов. – Иркутск: ИГУ, 2005. – 254 с.
17. Бирюков А.Г. К оценке бюджетной обеспеченности регионов // Финансы. – 2004. – №11. – С.45-51.
18. Бюджетная система России: Учебник для вузов / Под ред. проф. Г.Б. Поляка. – Изд. 4-е, доп. и перераб. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006. – 540 с.
19. Бюджетная система Российской Федерации: Учебник / Под ред. М.В. Романовского, О.В. Врублевской. – Изд. 5-е, доп. и перераб. – М.: ЮРАЙТ, 2006. – 621 с.
20. Богачева О.В. Российская модель бюджетного федерализма в свете мирового опыта // Мировая экономика и международные отношения. – 2004. – №3. – 57-65.
21. Богачева О.В. Становление российской модели бюджетного федерализма // Вопросы экономики. – 2004. – №8. – 43-47.
22. Бюджетный процесс во Франции: центральный и местные бюджеты: Сборник обзоров / Под ред. Н.А. Макашева. – М.: МГУ, 2003. – 354 с.
23. Годин А.М., Подпорина И.В. Бюджет и бюджетная система Российской Федерации. – 3-е изд. – М.: ИТК «Дашков и Ко», 2006. – 366 с.
24. Горегляд В.П. Бюджетная система и экономический потенциал страны // Вопросы экономики. – 2005. – №4. – С.56-62.
25. Горегляд В.П. Бюджет как финансовый регулятор экономического развития. – М.: Экономика, 2005. – 451 с.
26. Государственные финансы: из опыта индустриально развитых стран. – М.: ИМЭМО РАН, 2005. – 229 с.
27. Дейкин А.И. Американский бюджет: нужды государства и потребности рынка // США: экономика, политика, идеология. – 2005. – №6. – С.40-45.
28. Игудин А.Г. Бюджетный процесс: новые подходы к согласованию интересов центра и мест // Проблемы прогнозирования. – 2004. – №3. – С.34-39.
29. Игудин А.Г. Становление и развитие бюджетного федерализма в России // Финансы. – 2004. – №12. – С.64-70.
30. Калоев З.А. Совершенствование межбюджетных отношений в Российской Федерации: вопросы теории и практики. – Нальчик: КБГУ, 2006. – 202 с.
31. Кирпичников В.А. Бюджетный федерализм и местное самоуправление // Финансы. – 2005. – №6. – С.6-12.
32. Ковалева Т.М. Бюджет и бюджетный процесс в РФ. – М.: РЭА им. Г.В. Плеханова. – 2006. – 152 с.
33. Комягин Д.Л. Разграничение уровней бюджетной системы // Финансы. – 2005. – №1. – С.73-76.
34. Крылов Г.З. Средства штата и федеральные средства в бюджетных назначениях штата Джорджия // Финансы. – 2005. – №8. – С.46-53.
35. Крылов Г.З. Федеральная помощь провинциям и землям в Канаде // Финансы. – 2005. – №3. – С.45-49.
36. Кузнецова О.В. Региональные бюджеты: Регионы России в 2005 г. – М.: Гендальф, 2006. – 388 с.
37. Лавриков И.Н. Проблемы межбюджетных отношений в Российской Федерации и пути их решения // Финансы. – 2005. – №5. – С.25-34.
38. Лавров А.М. Для достижения финансовой стабилизации необходима реформа межбюджетных отношений // Финансовые известия. – 2005. – №4 (173). – С.5.
39. Лавров А.М. Проблемы и перспективы развития межбюджетных отношений в России // Общество и экономика. – 2005. – №2. – С.45-51.
40. Максимов А.В. Концепция межбюджетных отношений субъекта федерации России. – Ростов н/Д.: Феникс, 2006. – 210 с.
41. Немкина О.И. Финансовый федерализм: опыт ФРГ // Финансы. – 2004. – №10. – С.65-69.
42. Павлова Л.Н. Бюджетные потоки и проблемы бюджетного регулирования // Финансы. – 2005. – №4. – 57-62.
43. Парканский А.Б. О региональных аспектах бюджетной политики: опыт США и России // США: экономика, политика, идеология. – 2004. – №11. – С.62-69.
44. Подпорина И.В. Современные проблемы бюджетного регулирования // Экономист. – 2005. – №7. – С.47-52.
45. Система государственных социальных стандартов и реформирование межбюджетных отношений в Российской Федерации / Романова Т.Ф., Иванова О.Б., Рукина С.Н., Богославцева Л.В. – Ростов н/Д.: Феникс, 2006. – 237 с.
46. Татаркин А.И. Территориальные межбюджетные отношения в экономике переходного периода: (Проблемы, пути решения, рекомендации) / Татаркин А.И., Пыхова И.А. – Екатеринбург: ЕГУ, 2006. – 203 с.
47. Тимошенко И.Г. Бюджетный процесс в зарубежных государствах. – М.: Финансы, 2005. – 451 с.
48. Федеральный бюджет и регионы: структура финансовых потоков. – М.: МАКС-Пресс, 2006. – 298 с.
49. Финансы: Учебник для вузов / Под ред. М.В. Романовского, О.В. Врублевской. – Изд. 5-е, доп. и перераб. – М.: ЮРАЙТ, 2006. – 520 с.
50. Христенко В.Б. Межбюджетные отношения и управление региональными финансами. – М.: Дело, 2002. – 309 с.
51. Черныш Е.А. Бюджетная политика и бюджетное планирование в субъекте Российской Федерации. – СПб.: СПбГУЭФ, 2006. – 190 с.