Содержание
Введение2
Глава 1. Порядок создания свободных экономических зон4
1.1. Понятие свободной экономической зоны4
1.2. Сущность и значение Свободной экономической зоны7
1.3. Правовой механизм создания свободной экономической зоны10
Глава 2 . Порядок функционирования СЭЗ24
2.1. Налогообложение резидентов СЭЗ24
2.2. Таможенный режим СЭЗ27
Заключение29
Список литературы:31
Выдержка из текста работы
Свободные экономические зоны как особые хозяйственные образования прочно вошли в экономики многих стран мира. На протяжении многих веков некоторые страны создавали на части своей территории льготные условия, желая привлечь иностранный капитал и развивать отдельные виды хозяйственной деятельности. Свободные экономические зоны прошли длительный путь развития: от свободных портов и гаваней до транснациональных зон, объединяющих в себе несколько стран. Таким образом, корнями СЭЗ уходят в глубокую старину, но в то же время обогащают свою практическую деятельность новым содержанием современной цивилизации. Различные типы свободных экономических зон называют «островками» мирового хозяйства, «окнами» для притока в многочисленные регионы и страны зарубежных инвестиций, технологий, управленческих навыков.
Несмотря на то, что свободные экономические зоны как территориально-хозяйственные образования существуют с незапамятных времен, проблем, связанных с их функционированием великое множество, в особенности это касается России. Слабое развитие СЭЗ в России, необходимость анализа их перспектив и стратегии развития объясняют актуальность данной темы исследования.
Цель работы – проанализировать российский и зарубежный опыт организации свободных экономических зон. Для достижения данной цели исследования были поставлены следующие задачи:
— раскрыть понятие и сущность свободной экономической зоны;
— дать классификацию СЭЗ;
— изучить историю создания СЭЗ в России;
— проанализировать развитие СЭЗ в России и мире;
— выявить проблемы развития СЭЗ в РФ.
Объект исследования – Свободные экономические зоны. Предмет исследования – проблемы и перспективы развития СЭЗ в РФ.
В работе были использованы следующие методы – исторический метод, анализ, синтез, дедукция.
1. Общая характеристика свободных экономических зон
1.1 Сущность и условия создания свободной экономической зоны
Термин «свободная экономическая зона» и его модификации, которых известно довольно много, в разных странах и обстоятельствах подчас используется для характеристики территорий, совершенно несхожих по своему статусу и тем целям, которым они служат. Используемые в литературе понятия: зона совместного предпринимательства, особая экономическая зона, зона свободного предпринимательства, специальная экономическая зона и ряд других – часто квалифицируются как тождественные. Множество терминов объясняется отсутствием в настоящее время общепринятой классификации свободных зон. В процессе своего развития и распространения они приобретали новые черты и особенности в зависимости от национальной специфики, экономических, политических и социальных условий страны.
Поэтому необходимо, прежде всего, определить каждое из этих понятий, выявить общее и особенное в них с позиций подходов к системе управления. Ведь в своей сущности каждый из терминов выражает определенное функциональное назначение и степень сложности необходимых условий функционирования СЭЗ.
В Киотской конвенции 1973 г. свободная зона определяется как «часть территории государства, где любые ввезенные товары обычно рассматриваются, в том, что касается импортных пошлин и налогов, как находящиеся вне пределов таможенной территории и не являющиеся предметом обычного таможенного контроля» [14, с. 127].
Размышляя над таким определением СЭ3, профессор К.А. Семенов заметил: «Из этого определения видно, что свобода обособленной части государственного пространства является не абсолютной, а относительной. Свободной эта территория является лишь в том смысле, что ввезенные на нее товары освобождаются от таможенных пошлин, налогов на импорт и других видов контроля за импортом, которые в соответствии с таможенным законодательством страны применяются в отношении импортируемых товаров на другие территории этой страны. Это означает, что товары, ввозимые в СЭЗ из-за границы, не декларируются как ввоз на территорию принимающей страны. Но в то же время законы не освобождают товаровладельцев и инвесторов от существующего экономического правопорядка, а лишь облегчают его. В связи с этим свободные экономические зоны, как верно заметил академик Е. Авдокушин, следовало бы именовать не свободными, а специальными экономическими зонами» [18, с. 181].
В то же время профессор К.А. Семенов дает свое определение свободных экономических зон, понимая их как «географические территории, которым их политические центры предоставляют более льготный по сравнению с общепринятым для данного государства режим хозяйственной деятельности. Иными словами, они являют собой анклав, где осуществляется выборочное сокращение государственного вмешательства в экономические процессы, т.е. составляют обособленную часть национального экономического пространства, на которой применяется определенная система льгот, не используемая на других территориях данного государства».
Как видим, такое определение СЭЗ отражает территориальность, систему льгот, анклавность и ограниченность влияния органов государственной власти в хозяйственной деятельности этих экономических формирований………………………………..
Заключение
В данной работе проведен анализ функционирования свободных экономических зон за рубежом и в России и их влияния на различные экономики.
Рассмотрена сущность свободных экономических зон и их классификация, история становления СЭЗ в России. Отдельно и более подробно рассмотрены СЭЗ зарубежных стран – Америки, Японии, Ирландии.
Проведенное рассмотрение дает основания полагать, что ответ на вопрос: есть ли перспективы у свободных экономических зон в России — может быть положительным. Однако несомненно и то, что эффективная реализация этой формы экономического взаимодействия с остальным миром может осуществляться при соблюдении следующих обязательных условий:
• формирования на федеральном уровне четкой концепции в области СЭЗ, учитывающей как общегосударственные, так и региональные интересы;
• разработки и принятия соответствующей законодательно-нормативной базы, регулирующей процесс создания и функционирования СЭЗ;
• организации СЭЗ на ограниченной территории, исключающей нарушение принципа единого экономического пространства страны;
• взаимной экономической заинтересованности как местных, так и федеральных органов в создании свободных зон;
• возможности (и готовности) федеральных органов направить значительные бюджетные средства для формирования инфраструктуры СЭЗ, с понимаем того, что реальный эффект для страны может быть получен лишь в перспективе;
• создания на федеральном уровне специального органа управления, координирующего процессы создания СЭЗ и осуществляющего контроль за выполнением свободными зонами их обязательств по отношению к государству, включая использование средств, получаемых из федерального бюджета.
Создание у нас СЭЗ может стать, как и во многих странах мира, одним из эффективных способов привлечения иностранных инвестиций, катализатором развития внешнеэкономических связей и экономики страны в целом. Но для этого политика их формирования должна быть продуманной и последовательной.
Список использованной литературы:
1. Быков А. Свободные экономические зоны в России: миф или реальность // Внешняя торговля. 1998, № 9, — с. 34-43 .
2. Верлин Е. Янтарная дыра // Эксперт. 2007, №5, с. 27-35
3. Вишняков В. Правовые вопросы развития экономических зон в России // Диалог. 2004, №11, с. 54 – 66
4. Вознесенская Н.Н. Иностранные инвестиции: Россия и мировой опыт. М.: Инфра-М, 2001.
5. Гуцериев М.С. Правовые и социально-экономические проблемы формирования свободных экономических зон: мировой опыт и российское законодательство. М.: Инкоцентр, 2003.
6. Данько Т.П., Окрут З.М. Свободные экономические зоны в мировом хозяйстве: Учеб. пособие. М.: ИНФРА-М, 2005.
7. Дмитриев.Е., Галкин Б. Инвестиционное иглоукалывание // Профиль. 2003, № 27, с. 17-26
8. Друзик Я.С. Свободные экономические зоны в системе мирового хозяйства: Учебное пособие. Мн.: ФУАинформ, 2007.
9. Зименков Р.И. Свободные экономические зоны: американский опыт // Российский экономический журнал. 2008, № 3, с. 66 – 78
10. Игнатов В., Бутов В. Свободные экономические зоны. Методические и организационные основы. Правовой и налоговый режим. Нормативная база. М.: Ось-89, 2001.
11. Инвестиционная привлекательность регионов: причины различий и экономическая политика государства. Сборник статей под редакцией В.А. Мау, О.В. Кузнецовой.М., 2002.
12. Королев А.Ю. Свободные экономические зоны: мировой опыт и Россия // Социально-политический журнал, 2007, № 4, с. 234
13. Кравцова С.А. Свободные экономические зоны в мировой экономике. Иркутск: БГУЭП, 2002.
14. Международная конвенция об упрощении и гармонизации таможенных процедур (Киотская конвенция) // Право и экономика. 1998, № 8
15. Найденов И.В., Найденова Г.И. «Особая экономическая зона» и региональные сравнения. // Вопросы статистики. 2004, № 12, с. 25 – 33
16. Овчинникова С. Зоны свободного предпринимательства. СПб.: СПб УЭФ, 1999.
17. Рубченко М., Шохина Е., Шошкин С. Свободные экономические зоны. Точки роста, или черные дыры // Эксперт. 2008, № 28, с. 21 – 31
18. Семенов К.А. Международные экономические отношения.М., 1998.
19. Смородинская Н., Капустин А. Свободные экономические зоны: мировой опыт и российские перспективы // Вопросы экономики. 2004, № 12, с. 35 – 49
20. Смородинская Н. Туманное будущее свободных зон // Экономика и жизнь. 1997, № 12, с. 29 – 42
21. Шеховцов А., Шестакова М, Громов А. Свободные экономические зоны: мировой опыт и перспективы в России // Вопросы экономики. 2007, № 10, с. 10 – 22
22. Краснолуцкая Н.Т. Особая экономическая зона. — М.: Благовест-В, 2007. — 119 с.
23. rosez.ru – сайт, посвященный развитию СЭЗ в России
24. ОЭЗ «Зеленогад» // Интернет-ресурс // zelenograd. rosoez.ru/
25. ОЭЗ в Алтайском крае // Интернет-ресурс // katun. rosoez.ru/
26. ОЭЗ в г. Дубне // Интернет-ресурс // dubna. rosoez.ru/
27. ОЭЗ в г. СанктПетербурге // нтернет-ресурс // spb. rosoez.ru/
28. ОЭЗ в г. Томске // Интернет-ресурс // tomsk. rosoez.ru/
29. ОЭЗ в Иркутской области // Интернет-ресурс // irkutsk. rosoez.ru/
30. ОЭЗ в Калининградской области // Интернет-ресурс // kaliningrad. rosoez.ru/
31. ОЭЗ в Республике Алтай // Интернет-ресурс // altai. rosoez.ru/
32. ОЭЗ в Республике Бурятия // Интернет-ресурс // baikal. rosoez.ru/
33. ОЭЗ в Республике Татарстан // Интернет-ресурс // alabuga. rosoez.ru/