Содержание
Во всех странах существуют разные юридические учреждения: органы расследования, прокуратура, нотариат, адвокатура и т.д. Особое место среди них занимает суд, являющийся представителем особой ветви государственной власти судебной. Остальные юридические учреждения и лица, находящиеся на юридической службе, такой властью не обладают. Они либо в той или иной форме сотрудничают с судами, либо входят в подчиненный им аппарат (секретари судебных заседаний, канцелярия суда и др.). Особую роль играют суды в США, государственную систему которых нередко называют «правлением судей».
Судебная система США принадлежит к англосаксонской модели общепринятых судебных систем, которая представляет собой единую систему судов во главе с Верховным (высшим) судом. Он возглавляет все суды, включая специальные. В этой модели широко используется судебный прецедент. Также в США традиционно значительна роль судебных приказов. В настоящее время осталось только три вида приказов федерального судьи: хабеас корпус (доставка к судье задержанного лица с указанием причины задержания и освобождение из-под стражи незаконно задерживаемого лица); мандамус (или обязывающий инджанкшн) приказ судьи прекратить бездействие и выполнить должное; инджанкшн (запретительный инджанкшн) запрещение должностным лицам, организациям, учреждениям, предприятиям совершать какие-либо действия или требование их прекращения (речь идет о действиях, которые по закону не должны совершаться).
Выдержка из текста работы
Правосудие представляет собой вид государственной деятельности, направленной на рассмотрение и разрешение различных социальных конфликтов, связанных с действительным или предполагаемым нарушением норм права.
Правосудие имеет ряд специфических признаков: оно осуществляется от имени государства специальными государственными органами – судами, посредством рассмотрения в судебных заседаниях гражданских, уголовных и других дел в установленной законом процессуальной форме.
В настоящее время, в связи с интеграционными процессами, происходящими в мире, все больший интерес для национального права и процесса приобретают особенности статуса и деятельности судебных систем зарубежных стран. Не является исключением в этом отношении и США, как государство, наиболее «трепетно» относящееся к вопросам правосудия.
В США самое большое в мире число юристов на душу населения, а в среднем в год бывает 25 миллионов судебных процессов.
Интерес представляет и тот факт, что в США функционируют параллельно 50 судебных систем и федеральная судебная система, при этом между ними существуют весьма сложные правила разграничения функций и компетенции федеральных судов и судов штатов.
Кроме того, в США есть ряд специализированных судов – по делам несовершеннолетних, о банкротстве, по трудовым спорам и т.д.
Вышеизложенные положения свидетельствуют об актуальности данной работы, посвященной особенностям функционирования судебной системы США и специфике уголовного и гражданского процесса в этой стране.
Объект исследования – комплекс теоретических и практических вопросов, связанных с вопросами судебной системы США.
Предмет исследования – понятия, принципы, ценностные установки судебной системы США.
Задачи работы:
— рассмотреть общие вопросы статуса судебной власти в США;
— изучить и проанализировать особенности уголовного и гражданского процесса США.
Работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованных источников.
Глава I. Общая характеристика судебной власти
Конституция США исходит из принципа разделения властей в его «жестком» варианте, а поэтому ст.I Конституции посвящена законодательной власти (конгресс США), ст.II – исполнительной (президент), ст.III – судебной (преимущественно Верховному суду США).
Стремление обеспечить их равновесие осуществляется путем четкого разделения полномочий между органами государства, установления системы сдержек и противовесов властей, их взаимозависимости .
В частности, деятельность Верховного суда осуществляется на основе законов, принятых конгрессом, но, с другой стороны, Верховный суд может признать законы и акты президента неконституционными и тем самым парализовать их действие. А президентская власть распространяется на Верховный суд: президент назначает его членов, но при участии законодательной власти, поскольку эти назначения подлежат утверждению сената (2/3 голосов).
С помощью такой системы государственный механизм США работает слаженно и эффективно на протяжении более двух веков, ему неизвестны кризисы, симптомы превышения власти какой-либо ее ветвью.
В США существуют две судебные системы: федеральная система и судебная система штатов. Обе они возглавляются верховными судами соответственно федерации и каждого штата.
Судебная система США в соответствии с законом о судоустройстве 1789 года состоит из трех звеньев:
— Верховного суда США;
— апелляционных судов (их 12);
— окружных судов (94).
Можно посчитать и иначе: в США 55 судебных систем: федеральная и судебные системы каждого из 50 штатов (в каждом из которых есть свои особенности, например, в штате Деловер есть Канцлерский суд, с момента своего основания специализирующийся на делах, связанных с бизнесом), округа Колумбия, Пуэрто-Рико и территории (вдобавок есть еще племенные суды, решающие споры во многих резервациях коренных американцев) .
Военные суды составляют особое звено федеральной системы.
Федеральные суды создаются по решению конгресса, их судьи назначаются президентом с согласия сената и остаются в должности, пока ведут себя безупречно (то есть пожизненно).
Федеральные окружные суды (иногда их именуют районными) – основное звено федеральной судебной системы. Их 94, включая три территориальных суда (Гуам, Вирджинские острова и Северные Марианские острова); судебные округа разбиты с учетом границ между штатами.
Федеральные суды, прежде всего, рассматривают дела о преступлениях, предусмотренных федеральным законодательством, и гражданские дела по требованиям к федеральным властям и по спорам, возникающим в связи с применением федеральных законов или по спорам между гражданами, проживающими в двух разных странах, при цене иска свыше 10 тысяч долларов.
Дела по первой инстанции с применением федеральных законов рассматривают окружные суды общей юрисдикции (по уголовным и гражданским делам).
В округах существуют также специальные суды: налоговые, таможенные, претензионные по искам к правительству США и др.
При каждом из окружных судов с 1978 года в качестве дополнительных органов действуют суды по делам о банкротстве. Дел о банкротстве в США в год возбуждается около 1 миллиона, но основная их масса – до 95 процентов – разрешается на досудебной стадии, хотя и под эгидой судов.
При окружных судах действуют федеральные магистраты, занимающиеся в основном подготовкой дел к слушанию и контролем за исполнением судебных решений, но они при некоторых условиях вправе самостоятельно рассматривать и уголовные дела по малозначительным преступлениям.
С определенными оговорками к низовым судам федеральной системы можно отнести специализированные суды, рассматривающие дела по первой инстанции: Федеральный налоговый суд полностью сформировался как специализированный в 1969 году (рассматривает споры, возникающие в связи с определением размеров федеральных налогов и их уплатой, — единственный суд США, куда налогоплательщик может обратиться с иском к Федеральной налоговой службе до уплаты налогов); в этом суде судьей обычно разрешается по существу не более 10 процентов дел, так как в большинстве случаев стороны достигают взаимоприемлемого урегулирования спора .
Также это Федеральный суд по внешней (международной) торговле (до 1980 года – Суд по таможенным делам); Федеральный претензионный суд, действующий с 1982 года и рассматривающий гражданские иски частных лиц и корпораций к Правительству США ценой свыше 10 тысяч долларов с требованием о возмещении ущерба, причиненного нарушением договоров и по другим основаниям .
Федеральные апелляционные суды США (их в настоящее время 12), являющиеся вышестоящими по отношению к 94 районным (окружным) судам и Федеральному налоговому суду, а также Федеральный апелляционный суд США, рассматривающий дела, поступающие из Комиссии по международной торговле, Управления по присуждению наград, Управления по торговым знакам и патентного бюро и являющийся вышестоящим по отношению к Федеральным судам международной торговли, претензионному и апелляционному суду по делам ветеранов, и Федеральный военный апелляционный суд США, который, в свою очередь, является вышестоящим по отношению к апелляционным судам по вопросам армии, военно-морского флота, военно-воздушных сил и береговой охраны, составляют среднее звено федеральной судебной системы США.
Апелляционные суды рассматривают жалобы на решения окружных судов. Апелляционный процесс проходит, как и процесс по первой инстанции, с вызовом свидетелей, представлением документов, то есть дело рассматривается по существу. Апелляционные суды рассматривают также жалобы на решения налоговых и претензионных судов, но для окружных таможенных судов существует специальный апелляционный суд.
Главную роль в судебной системе США играет Верховный суд США. Он состоит из 9 членов, включая председателя, которые назначаются президентом США с согласия сената.
Верховный суд США является высшим судебным учреждением федеральной системы, основная его функция – рассмотрение жалоб на решения нижестоящих федеральных судов и судов штатов, если в них задет «федеральный вопрос», он также рассматривает просьбы об отмене постановления любого суда, которым признается противоречащим Конституции США закон какого-либо штата либо акт Конгресса страны.
Вместе с тем Верховный суд США рассматривает по первой инстанции дела по спорам между двумя и более штатами, по искам, в которых одной из сторон являются послы иностранных государств, и некоторые иные. Верховный суд США вправе по просьбе апелляционного суда дать обязательное толкование по какому-либо вопросу права, возникшему при рассмотрении уголовного и гражданского дела.
С 1803 года Верховный суд осуществляет конституционный контроль, будучи последней и решающей инстанцией по данному вопросу.
Конституции США институт судебного конституци…
**************************************************************