Выдержка из текста работы
Актуальность темы настоящей работы состоит в том, что судебная власть в большей степени, нежели власть иных органов и должностных лиц государства, является олицетворением закона, поскольку она посредством правоприменительной практики не только формирует нормы права, но и урегулирует конкретные правоотношения посредством применения правовых предписаний. В этой связи суды в значительной мере отличаются от иных органов государственной власти, поскольку совмещают в своей компетенции не только нормотворческую, но и правоприменительную деятельность, т.е. фактически объединяют полномочия законодательной и исполнительной власти, формируя тем самым собственную специфичную компетенцию. Однако в большинстве своем судебные акты являются актами индивидуального характера и не содержат норм права, общепризнанным исключением из данного правила являются лишь постановления Конституционного Суда РФ, конституционных (уставных) судов субъектов РФ, которые принимают судебные акты, определяющие юридическую судьбу отдельных правовых предписаний, исключая возможность их последующего применения. В частности, признание правовой нормы неконституционной влечет за собой невозможность ее применения и фактически превращает такое предписание в «мертвое».
Принцип разделения властей свидетельствует о разграничении отдельных государственно-властных полномочий между органами, относящимися в отдельным «ветвям» власти, в связи с чем каждый из таких органов осуществляет деятельность исключительно в пределах собственной компетенции. Полномочия по отправлению правосудия могут реализовывать исключительно суды, образованные в соответствии с требованиями действующего законодательства. Поскольку большинство органов судебной власти (за исключением мировых судей) являются федеральными, правовое регулирование порядка осуществления ими деятельности и компетенция определяются федеральными нормативными актами. Часть 1 ст. 118 Конституции РФ прямо предусматривает императивное предписание, определяющее возможность реализации правосудия исключительно судами — «правосудие в Российской Федерации осуществляется только судом».
Целью настоящей работы является рассмотрение структуры и функций судебной системы РФ.
Для достижения указанной цели поставлены следующие задачи:
— Проанализировать систему судов в РФ;
— Исследовать проблемы учреждения административных судов в РФ;
— Раскрыть понятие и классификация функций судебной системы;
— Рассмотреть основные функции судебной системы.
Предметом исследования курсовой работы является действующее законодательство, монографии, статьи посвященные структуре и функциям судебной системы РФ. Объект исследования составляют отношения структуры и функций судебной системы РФ.
Методологическую основу исследования составили общенаучный диалектический метод познания, а также следующие общие, специальные и частные методы исследования: формально-юридический, сравнительно-правовой, системный, комплексный, правового моделирования, нормативный.
Обусловленная целью и задачами исследования, работа состоит из введения, двух глав, разделенных на параграфы, заключения и списка источников и литературы.
1. Общая характеристика судебной системы РФ
1.1. Система судов в РФ
В юридической теории и практике существует многочисленное понятие термина «правосудие». Так, например, в Юридической энциклопедии, подготовленной Институтом государства и права РАН, правосудие определяется как особый вид государственной (публичной) деятельности, состоящий в том, что независимый, беспристрастный и справедливый суд (суды) на основе закона рассматривает и разрешает правовые споры и дела, отнесенные к его ведению в установленных законом правовых формах; и здесь различают гражданское, уголовное, административное, арбитражное и конституционное судопроизводство .
Авторский коллектив под руководством профессора С.А. Авакьяна под правосудием понимает осуществляемую судом правоохранительную деятельность по рассмотрению и разрешению гражданских и уголовных дел при неуклонном соблюдении требований закона и установленного им порядка, обеспечивающих законность, обоснованность, справедливость и общеобязательность судебных решений .
Для всех этих определений об…..
Список источников и литературы
Нормативные акты
1. Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.) // Российская газета. – 1993. – № 237.
2. Федеральный конституционный закон от 21 июля 1994 г. N 1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ от 25 июля 1994 г. – N 13 – Ст. 1447.
3. Федеральный конституционный закон от 31.12.1996 N 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 1997. N 1. Ст. 1.
4. Закон РФ от 26.06.1992 N 3132-1 «О статусе судей в Российской Федерации» // Российская газета». – 29.07.1992. – N 170.
Литература
5. Абрамов А.И. Понятие функции права // Журнал российского права. 2006. N 2.
6. Анишина В.И. Функции судов как самостоятельной ветви государственной власти в Российской Федерации // Российский судья. 2006. N 10.
7. Байтин М.И. Теория государства и права: Курс лекций / Под ред. Матузова Н.И. и Малько А.В. М., 2007.
8. Беркутова О.С. Каким быть административно-процессуальному кодексу России // Закон и право. 2004. N 9.
9. Борисов Г., Хапилин А. От мировых судей — к мировым судам // Российская юстиция. 2002. N 3.
10. Власов А. Какой будет административная юстиция? // Российская юстиция. 2002. N 11.
11. Жаднов Ю. Система административных судов не должна совпадать с административно-территориальным делением // Российская юстиция. 2002. N 9.
12. Загайнова С.К. Судебные акты в механизме реализации судебной власти в гражданском и арбитражном процессе. М., 2007.
13. Зинков Е.Г. Правовосстановительная функция как элемент гуманизации и модернизации российской судебной системы // Административное право и процесс. 2012. N 7.
14. Изварина А.Ф. К вопросу о функциях судебной власти // Вестник Арбитражного суда города Москвы. 2009. N 4.
15. Конституционное право: Энциклопедический словарь / Отв. ред. С.А. Авакьян. М., 2000.
16. Концепция судебной реформы в Российской Федерации / Сост. С.А. Пашин. М., 1992.
17. Корельский В.М. Общая теория социалистического государства. Свердловск, 1970.
18. Кряжков В.А., Старилов Ю.Н. Административные суды: какими им быть? // Российская юстиция. 2001. N 1.
19. Марасанова С.В., Марасанов П.Н. Судебный контроль за управленческой деятельностью в Российской Федерации: вопросы теории и судебной практики // Российский судья. 2011. N 12.
20. Масликов И.С. Судебная власть в государственном механизме Российской Федерации. М., 1997.
21. Михайловская И.Б. Судебная власть в системе разделения властей // Судебная власть / Под ред. И.Л. Петрухина. М., 2003.
22. Морозова Л.А. Теория государства и права: Учебник. М., 2010.
23. Овсепян Ж.И. Становление конституционных и уставных судов в субъектах Российской Федерации (1990 — 2000 гг.). М., 2001.
24. Петрухин И.Л., Батуров Г.П., Морщакова Т.Г. Теоретические основы эффективности правосудия. М., 1979.
25. Радченко В. Административные суды призваны защитить человека от произвола недобросовестных чиновников // Российская юстиция. 2004. N 3.
26. Радченко В. Развитие системы административной юстиции в Российской Федерации // Российская юстиция. 2005. N 4.
27. Радченко В.И. Судебная реформа в Российской Федерации: Сборник статей. М., 2005.
28. Радько Т.Н. Методологические вопросы познания функций права. Волгоград, 1974.
29. Рассказов Л.П. Теория государства и права: Учебник для вузов. М., 2009.
30. Российское государство и правовая система: современное развитие, проблемы, перспективы / Под ред. Ю.Н. Старилова. Воронеж, 1999.
31. Савельева Т.А. Судебная власть в гражданском процессе. Саратов, 2010.
32. Савицкий В.М. Судебная защита прав и свобод человека и гражданина. Права человека: Учебник / Под ред. Е.А. Лукашовой. М., 2004.
33. Салищева Н.Г., Хаманева Н.Ю. Административная юстиция, административное судопроизводство // Государство и право. 2002. N 1.
34. Слепченко Е.В. Административное судопроизводство: понятие, единство, и дифференциация // Российская юстиция. 2009. N 3.
35. Старилов Ю.Н. Административные суды: новые аргументы «за» и «против» / Под ред. В.Н. Радченко. М., 2004.
36. Стецовский Ю.И. Судебная власть. М., 1999.
37. Студеникина М. Административная юстиция: какой путь избрать России? // Российская юстиция. 1996. N 5.
38. Теория государства и права / Под ред. М.М. Рассолова, В.О. Лучина, Б.С. Эбзеева. М., 2010.
39. Терехин В.А., Герасимова А.А. Современная реформа в России и развитие функций судебной власти // Российская юстиция. 2011. N 10.
40. Филимонов В.Д. Охранительная функция уголовного права. СПб., 2003.
41. Фоков А.П. Современные проблемы административной юстиции в России: административные суды — «за» и «против» // Российский судья. 2012. N 2.
42. Юридическая энциклопедия / Отв. ред. Б.Н. Топорнин. М.: Наука, 2001.
43. Ярошенко Н.И. Модернизация судебной системы России // Адвокатская практика. 2012. N 6.